Что такое общественное мероприятие
Когда ваше мероприятие могут счесть «массовым»? – отвечают юристы
Поэтапное снятие антикоронавирусных ограничительных мер, коснувшееся деятельности организаторов мероприятий, ещё больше обострило проблему терминологических коллизий.
Как неоднократно указывалось ранее, в РФ нет единого подхода к мероприятиям, органы законодательной и исполнительной власти используют различную терминологию в нормативно-правовых актах. В частности, там упоминаются досуговые, развлекательные, зрелищные, культурные, физкультурные, спортивные, выставочные, просветительские, рекламные, массовые и подобные им мероприятия с очным присутствием граждан.
Например, Указом Мэра г. Москвы от 21 января 2021 г. №3-УМ разрешено посещение гражданами культурных, выставочных, просветительских мероприятий, досуговых, развлекательных и зрелищных мероприятий. В этом же Указе пролонгировано действие запрета на проведение массовых зрелищных и культурно-досуговых мероприятий. Вопрос, чем «зрелищные» мероприятия отличаются от «массовых зрелищных» применительно к данному Указу, не раскрыт.
Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. №60-рг запрещено проведение массовых мероприятий, при организации которых невозможно обеспечить выполнение соблюдения рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Однако, в этом же Распоряжении отменено или полностью запрещено проведение массовых мероприятийбезотносительно к возможности соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора.
Постановлением Правительства Калининградской области от 16 марта 2020 г. №134 (в ред. от 01.02.2021 №42) введены ограничительные мероприятия (карантин) с запретом проведения на территории Калининградской области массовых мероприятий: 1) деловых; 2) спортивных; 3) культурных; 4) развлекательных; 5) публичных; 6) иных массовых мероприятий. Одновременно приостановлено проведение в Калининградской области в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) досуговых мероприятий с участием граждан: 1) в сфере культуры (за исключением мероприятий в театрах, филармониях, концертных залах, в которых для зрителей предоставляются только сидячие места, при условии их заполнения с соблюдением социальной дистанции (заполнения не более 50% мест) и обеспечения интервалов между мероприятиями не менее двух часов для проведения противоэпидемилогических мероприятий); 2) в сфере физической культуры и спорта; 3) в сфере выставочной деятельности; 4) в сфере развлекательной деятельности; 5) в сфере просветительской деятельности (с исключениями, установленными п. 3.1.). При этом в том же Постановлении введен запрет проведения с 1 октября 2020 года до 1 марта 2021 года любых мероприятий, объединяющих людей единой целью, повесткой, поводом («банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий»).
Постановлением губернатора Костромской области от 4 апреля 2020 г. №45 (с изменениями на 4 февраля 2021 г.) разрешено проведение массовых мероприятий, к которым данным Постановлением отнесены банкеты, свадьбы, поминки и «иные подобные мероприятия» (смысл последнего термина в постановлении не раскрыт).
В некоторых регионах отменён запрет на зрелищно-развлекательные мероприятия, но при этом продолжает действовать запрет на массовые мероприятия. При этом практически нигде не уточняется, каким образом разграничить разрешенные и запрещенные мероприятия. Позволяет ли законодательство определить, что же именно относится к массовым мероприятиям, и чем массовые мероприятия отличаются от зрелищно-развлекательных или любых иных мероприятий? Относятся ли корпоративные мероприятия к«массовым»? Попробуем разобраться.
Массовые мероприятия
На уровне федерального законодательства термин «массовое мероприятие» не закреплён. Ряд подзаконных актов предлагает свои трактовки, однако в них не наблюдается терминологического единообразия.
В Письме МЧС России от 24.07.2014 г. №14-7-3135 массовое мероприятие определяется как «мероприятие, проводимое по согласованию с органами местного самоуправления, определенное по месту проведения, времени и количеству участников, от 50-ти и более человек, объединенных единством целей, интересов и потребностей политического, спортивного либо культурно-зрелищного, религиозного и иного характера».
Приказом Росстата от 05.10.2020 №616 введен термин «культурно-массовое мероприятие» – «совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом, проводимое в специально определенных для этого местах, предназначенных (в том числе временно) или подготовленных для проведения такого мероприятия (в помещениях, на территориях, а также в зданиях, сооружениях, на прилегающих к ним территориях)».
Названным Приказом Росстата культурно-массовые мероприятия включают в себя культурно-досуговые и информационно-просветительские мероприятия: народные гуляния, праздники, карнавалы, фестивали, смотры, конкурсы, концерты, ярмарки, олимпиады народного творчества, выставки, театрализованные представления, семинары, лекции, экскурсии, конференции, мастер-классы, круглые столы и другие, в том числе комбинированные, формы мероприятий. Таким образом, ко всем этим категориям (включая деловые и индустриальные), согласно Приказу Росстата, применим термин «массовое мероприятие».
«ГОСТ Р ЕН 15602-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Провайдеры услуги безопасности. Терминология», имеющий ограниченное применение, определяет массовое мероприятие как «любое организованное собрание людей на возмездной или какой-либо другой основе на открытом пространстве или в помещении (2.7.4.)».
Временное руководство ВОЗ от 29.05.2020 «Основные рекомендации по планированию массовых мероприятий в контексте COVID-19» так определяет массовые мероприятия – это «мероприятия, характеризующиеся концентрацией людей в определенном месте для определенной цели в течение определенного периода времени, которые могут привести к нагрузке на ресурсы планирования и реагирования принимающей страны или сообщества».
Распоряжением Мэра Москвы от 05.10.2000 №1054-РМ массовое мероприятие определено как «требующее согласования с органами исполнительной власти г. Москвы разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8.00 до 23.00». Количество участников массового мероприятия Временное положение определяет как «до 5 тысяч» (минимальное количество не установлено) и «свыше 5 тысяч». Никакие другие характеристики массового мероприятия не даны.
Постановление №46-22 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законе «О негосударственной (частной) охранной деятельности» определяет массовое мероприятие как «любое организованное собрание людей на открытом пространстве или в помещении».
Мероприятия, которые могут быть отнесены к массовым
В ряде законов и подзаконных актов перечисляются (прямо или косвенно, иногда в казуальном изложении, но без точных определений) виды мероприятий, которые могут быть отнесены к массовым:
– культурно-массовые мероприятия;
– культурно-досуговые мероприятия: вечера (отдыха, чествования, кино-, тематических, выпускных, танцевальных/дискотек и др.), балы, праздники (национальные, государственные, традиционные, профессиональных), игровые программы, шоу-программы, обряды и ритуалы в соответствии с местными обычаями и традициями (гражданских, национальных, семейных обрядов и др.), фестивали, концерты, конкурсы, смотры, викторины, выставки, ярмарки, лотереи, корпоративные мероприятия, карнавалы, шествия, аукционов, народные гуляния, спортивно-оздоровительные мероприятия, цирковые представления, театрализованные представления, благотворительные акции, спектакли, демонстрации кинофильмов, видеопрограммы; фейерверки; организации работы игровых комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); протокольные мероприятия (торжественные приемы и др.);
– информационно-просветительские мероприятия:литературно-музыкальные, видеогостиные, встречи с деятелями культуры, науки, литературы, форумы, конференции, симпозиумы, съезды, круглые столы, семинары, мастер-классы, экспедиции, лекционные мероприятия, презентации;
Места массового пребывания людей
В ряде законодательных и подзаконных актов используется также понятие «место массового пребывания людей», под которым, по Информации Роспотребнадзора «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», понимается «территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях могут одновременно находиться более 50 человек».
В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 №31 под «местом массового пребывания людей» понимаются места проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных мероприятий.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении №1721-О от 24.10.2013 к понятию «массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах» отнес массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Иные случаи правоприменения
Апелляционным определением Московского городского суда от 16.06.2015 по делу №33-20505/2015 суд признал законным отказ Префектуры ЦАО г. Москвы в согласовании проведения массового культурно-просветительского и театрально-зрелищного мероприятия «Харинама-Санкиртана» численностью 40 человек.
Выводы
Однозначно можно выделить следующие постоянные признаки, позволяющие идентифицировать мероприятие как массовое в соответствии с законодательством:
Официально закрепленного законом единого понятия нет, в силу чего к массовым могут быть отнесены как корпоративные, так и частные мероприятия. При этом в судебной практике встречаются вступившие в силу судебные решения, признающие массовыми мероприятия с численностью участников в 40 человек вне зависимости от их содержания и направленности.
Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству практически любое мероприятие может быть признано незаконным в зависимости от намерений и добросовестности надзорного органа.
2.7. Общественные мероприятия (специальные события)
Рассмотрим виды специальных событий, используемых в практике PR, их роль и значение (PR- потенциал), общие требования к подготовке и проведению, а также специальные требования к подготовке и проведению наиболее часто встречающихся социальных мероприятий.
Виды общественных мероприятий
Спектр организуемых специальных событий чрезвычайно широк:
Церемонии: открытия, закрытия, вручения премий, стипендий, чествования;
Презентации (возможно, в сочетании с приемом и пресс-конференцией): продукции, проектов и программ, организации, новых производств и офисов.
Конференции, семинары, круглые столы.
Экскурсии, дни открытых дверей.
Праздники, знаменательные даты и юбилеи: корпоративные, общенациональные, международные, конфессиональные, профессиональные, региональные, местные.
Фестивали, конкурсы, викторины.
Благотворительные и спонсируемые акции и мероприятия.
Все эти мероприятия могут организовываться и проводиться фирмой самостоятельно, возможно организационное сотрудничество с другими юридическими и физическими лицами, а возможно и пассивное участие фирмы и ее руководства в них.
PR-потенциал (роль и значение) специальных событий и общие требования к ним
Роль и значение специальных событий для PR трудно переоценить.
привлечение инвестиций (investor relations);
отношения с органами государственной власти: законодательной и исполнительной;
благотворительность и спонсорство;
коммунальные (добрососедские) отношения с населением, другими организациями и предприятиями, муниципальной властью;
формирование и развитие корпоративной культуры, ее традиций, ритуалов и т.д.
Особую роль специальные события играют для развития корпоративных коммуникаций, для работы со СМИ:
создают хорошие возможности прямых непосредственных контактов и знакомств, межличностного общения;
способствуют формированию и продвижению привлекательного имиджа организации и ее первых лиц;
создают условия для формирования круга друзей фирмы, обеспечивая им хорошие поводы для их паблисити и продвижения привлекательного имиджа;
они привлекают внимание общественности, обеспечивая хорошие возможности паблисити (популярности, известности и узнаваемости) фирмы, ее брэндов;
привлекают внимание СМИ, конкретных журналистов;
создают новостные поводы, фирма предстает ньюсмейкером, поставщиком «хороших новостей»;
обеспечивают работу со СМИ не «в угон», а создавая условия управления новостями и полноценного информационного менеджмента;
Следует помнить, что в современном мире свыше 45% событий, о которых сообщается в СМИ, не просто произошли, а были организованы для того, чтобы о них сообщалось.
Чтобы реализовать указанные возможности PR-потенциала специальных общественных мероприятий, они должны отвечать нескольким требованиям.
данное мероприятие является действительно социально значимым событием;
с этим мероприятием оказался связан скандал, чрезвычайное происшествие.
Информация о событии обязательно должна появиться в СМИ.
Кроме того, обязателен информационный резонанс: обсуждения, комментарии, упоминания о событии.
К организации таких мероприятий предъявляются повышенные требования по обеспечению безопасности, качеству культурной программы, угощения.
Такие яркие события происходят не каждый день и поэтому необходимо сохранить память о них. Иначе говоря, необходима фото- и видео-съемка, пополняющая фото-видео-архив организации. Речь идет не о съемке скрытой камерой с таймером (это тоже было бы спецмероприятие, но другого рода), а съемке на память, с согласия всех желающих.
Наличие внятной общей маркетинговой стратегии (идеологии), в рамках которой проводится мероприятие. Не будучи вписанным в такую стратегию, мероприятие становится бессмысленным.
Определиться с интересующими нас целевыми контактными группами.
Разрабатывать следует не столько само специальное событие, сколько стратегию его освещения в СМИ.
Целевые контактные группы должны иметь возможность получать информацию о нашем событии тогда и там, где и когда это им удобно и привычно.
Чем авторитетнее привлекаемый источник информации, тем значительнее влияние на целевые контактные группы. Поэтому надо ориентироваться на СМИ, доминирующие на данном рынке и у данных целевых групп.
Приглашенные ньюсмейкеры должны быть хорошо известны, значительны и интересны целевым группам.
Информация, поступающая в СМИ, должна быть представлена в удобном для них формате.
В целях эффективной раскрутки использовать этапы подготовки мероприятия в качестве самостоятельных новостных поводов, выстраивая главную информационную доминанту в конце, при проведении итогового мероприятия.
Компенсировать нехватку средств оригинальными креативными решениями, привязыванием наших мероприятий к праздникам, юбилеям, приездам знаменитостей.
Гражданам об их политических правах
Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют?
В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» для обозначения всех собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований используется обобщенный термин «публичное мероприятие» (этот термин будем использовать далее и мы).
Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Это нередко вводит в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, что подтверждается и судебной практикой. Приведем один из характерных примеров.
Л. обратился в суд с заявлением о признании недействующими глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», ссылаясь на то, что в соответствии с законом субъекта собрание граждан допускается только после получения соответствующего разрешения от представительного органа местного самоуправления. Между тем, согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», процедура созыва собрания носит уведомительный характер.
В судебном заседании Л. свои требования поддержал и уточнил, что оспариваемые им положения Закона Калининградской области № 110 нарушают его права как гражданина Российской Федерации. Представители Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области с требованиями Л. не согласились, пояснили суду, что Закон Калининградской области № 110 «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» не противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», так как имеет другой предмет регулирования. Решением Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г. в удовлетворении заявленного Л. требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просил отменить указанное решение суда, утверждая, что оно основано на выводах суда, не соответствующих действительным обстоятельствам дела, и на неправильном понимании судом законодательства, регулирующего вопросы проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 26 января 2005 г. дело по заявлению Л. о признании недействующими и не подлежащими применению глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» по кассационной жалобе заявителя на решение Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г., которым ему в удовлетворении заявленного требования отказано. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила вынесенное судом решение без изменения по следующим основаниям.
В силу Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Калининградской области № 31 от 18 января 1996 г. «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» граждане Российской Федерации вправе осуществлять свое право на местное самоуправление путем прямого волеизъявления в отношении вопросов местного значения, к коим относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
В этой связи судом правильно обращено внимание на то, что одной из форм прямого волеизъявления является собрание (сход) граждан (статья 24 Федерального закона № 154-ФЗ и статья 29 Закона Калининградской области № 31). При этом Федеральным законом № 154-ФЗ правовое регулирование вопросов порядка созыва и проведения собраний граждан отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
В то же время, как усматривается из преамбулы Закона Калининградской области «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», данный закон регулирует порядок проведения собрания (схода) граждан, проживающих на территории муниципального образования, с целью решения вопросов местного значения, при этом согласно статье 1 данного закона под собранием (сходом) понимается форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, связанная с решением вопросов местного значения. Анализируя содержание и предмет правового регулирования оспариваемого заявителем закона в сравнении с положением федерального законодательства, суд правильно отметил принципиальное различие в характере регулируемых правоотношений.
В соответствии с положениями данного федерального закона (статья 2) под собранием граждан (как публичным мероприятием) понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; при этом участники публичного мероприятия вправе принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В этой связи был признан правильным вывод суда о том, что, хотя в оспариваемых заявителем положениях Закона Калининградской области и Федеральном законе № 54-ФЗ регулируется порядок проведения собраний граждан, Л. ошибочно полагал, что этот порядок должен быть единым для всех случаев проведения собрания, независимо от правовых оснований их созыва.
Между тем Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятия «собрания» в приведенных законах носят различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.
При таких обстоятельствах суд обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Л. требования и в этом ему отказал. Поскольку выводы суда полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном понимании и применении положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, то вынесенное Калининградским областным судом решение является законным.
В данном деле судебные органы справедливо пришли к выводу, что Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления.
Однако причиной самого спора, по нашему мнению, явилось именно то, что понятийный аппарат в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» страдает юридической непроработанностью и терминологической неточностью.
Что такое общественное мероприятие
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Порядок проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение
Что понимать под термином «публичное мероприятие», какие мероприятия относятся к таковым
Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
О порядке организации публичного мероприятия
Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.
Есть ряд ограничений для организаторов. Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.
Статьей 5 Закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета. Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.
Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
В случае несогласия с решением уполномоченого органа оно может быть обжаловано в суд.
О порядке проведения публичного мероприятия.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников полиции; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортнт ых средств.
В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов.
Участники публичных мероприятий не вправе:
— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Уполномоченные представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов полиции вправе потребовать прекращения публичного мероприятия в случае умышленного нарушения организатором требований законодательства, касающихся порядка проведения публичного мероприятия и (или) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных законом. Неисполнение данного требования или неповиновение (сопротивление) такому требованию отдельными участниками публичного мероприятии влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Об ответственности организаторов и участников публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий
За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1), организацию массовых беспорядков, оказаний вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212) УК РФ предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.