Что такое общественное место по закону российской федерации
Нормы поведения в общественном месте
Есть ли закон, который запрещает женщинам кормить грудью детей в общественных местах, не прикрываясь, демонстративно? Иногда такое случается. При детях, посторонних людях. Многим окружающим некомфортно.
Формально в демонстративном обнажении женской груди даже во время кормления ребенка содержатся признаки состава такого административного правонарушения, как мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ, с наказанием в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. или административного ареста на срок до 15 суток, в иных случая и более тяжкое наказание.
Однако вряд ли полиция станет привлекать кормящую мать к ответственности. Все дело как в недостаточности личного воспитания самой матери, так и в снижении уровня морали в обществе, которое как раз формирует и устанавливает моральные нормы, сообразно которым общество и живет. Например, в странах арабского мира, в обществе мусульманского воспитания, подобное даже представить невозможно.
Снижению морального ценза в нашем многонациональном обществе способствует прежде всего доступность незамещенной нецензурной брани. С одной стороны, с ней граждане сталкиваются в публичных местах (на улице, в магазинах, автобусах, метро и т.д.), и она редко пресекается и самими гражданами (во избежание конфликтов), и государством в лице правоохранительных органов (полицией) (в силу ложно понимаемой незначительности проступка). С другой стороны, терпимость (толерантность) общества к брани, к обнажению интимных органов в публичных местах («иммунитет к антисоциальному поведению») выработана обилием слов, которые хотя и включены в словари и отмечены стилем «грубое», но сегодня ими обильно сдобрены практически все отечественные художественные фильмы, сериалы и т. д., хотя лет 30 назад они пресекались цензурой на радио и телеканалах.
Но почему же в галереях общество любуется живописными шедеврами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, изображавших Мадонну, кормящую грудью младенца Христа, и воспевавших материнство, а в обыденной жизни тот же акт кормления воспринимает как оскорбляющий взор зрелище? Почему мы любуемся древнегреческими скульптурами обнаженных людей, но увидев на улице кого-то без одежды, требуем наказать за хулиганство? Потому что воспетая художником красота прошла через эволюцию культуры, образования, воспитания и утвердилась в шедеврах, перед которыми мы преклоняемся.
Если бы женщина, кормящая ребенка грудью, стыдливо отвернулась от прохожих, прикрыла бы грудь, то, наоборот, тем самым восхитила бы всех. Но, судя по описанной в вопросе ситуации, женщина при отсутствии стыда именно желала эпатировать прохожих. Вот почему в ее действиях содержатся признаки мелкого хулиганства.
Что такое «общественное место»?
Сразу в нескольких статьях КоАП РФ (20.1 и 20.20) можно встретить понятие «общественное место». Расшифровки этого термина, однако, законодательство не содержит. В каждой из статей Кодекса перечисляются признаки общественного места и те характеристики, которые отличают его, например, от частной собственности.
Поскольку правоприменение статей КоАП о мелком хулиганстве и распитии алкогольсодержащих напитков встречается довольно часто, то будет нелишним более точно сформулировать это понятие. Важность точной формулировки (точнее её отсутствия) становится понятной, если учесть, что обязательным условием применения статей 20.1 и 20.20 КоАП является совершение правонарушений именно в общественном месте.
Существенные признаки и характеристики общедоступного места.
По этому же критерию общественным местом являются городские улицы, скверы, парки, дворовые территории, лестничные площадки.
Какие объекты могут быть отнесены к общественным местам?
Кроме уже перечисленных объектов городского хозяйства (улицы, скверы, парки и так далее) к общественным местам относятся все учреждения, обслуживающие население. Это медицинские учреждения, спортивные объекты, муниципальные службы, школы, детские сады, институты, университеты. Любой из этих объектов удовлетворяет всем критериям и может считаться общественным местом, поскольку допустимо (и законно) появление в нём различного количества людей.
Если попадание этих объектов под определение общественного места понятно и редко вызывает вопросы, то отнесение к нему, например, лестничных площадок, требует пояснения. С одной стороны лестничные площадки или подъезды многоквартирных домов зачастую лишены возможности для беспрепятственного попадания в них посторонних людей. Но если кто-то решит, например, распивать спиртные напитки в подъезде, то почти наверняка это увидят соседи. Получается, что в таком месте потенциально могут быть нарушены права посторонних людей. Именно поэтому и лестничные клетки, и подъезды многоквартирных домов также считаются общественными местами.
Важной составляющей общественных мест являются объекты транспортной инфраструктуры. Сюда относятся не только вокзалы или остановки общественного транспорта, но и сам транспорт. То есть незначительное с точки зрения закона хулиганство будет квалифицировано по статье 20.20, как совершённое в общественном месте, не зависимо от того, было ли оно совершено, например, на вокзале или уже в вагоне поезда.
Что запрещено в общедоступных местах?
Любые проявления мелкого хулиганства, совершённые в общественных местах, будут квалифицироваться по статье 20.1 КоАП РФ.
Кроме этого российское законодательство запрещает употребление алкогольсодержащих напитков (в том числе и слабоалкогольных, например, пива) в местах, которые определяются, как общественные. Запрет на употребление алкоголя связан с тем, что именно под воздействием алкогольных напитков совершается большая часть хулиганских проступков.
Точно так же, как и на алкоголь, в общественных местах действует запрет на курение. Это означает, что любой человек, желающий покурить должен проследовать в специально отведённое и оборудованное для этого место. В противном случае его действия попадают под соответствующую статью КоАП РФ (статья 6.24).
Основным наказанием за нарушения законодательства в части касающейся общедоступных мест является денежный штраф. Его размер может варьироваться в зависимости от проступка.
За мелкое хулиганство, совершённое в общедоступном месте, возможно и наложение административного ареста.
Что считается общественным местом по закону
В связи с эпидемией коронавируса в ряде регионов приняты нормативные акты, которые обязывают людей носить маски в общественных местах. Но что считается общественным местом? Проанализируем нормы закона и попробуем разобраться, какие места считаются общественными.
Что такое общественное место
Общественными можно назвать достаточно много объектов. Условно выделяют две категории:
Нахождение в общественном месте требует от человека соблюдения правил поведения, т. к. права одного человека не должны нарушать права других лиц (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).
Какие законы устанавливают правила поведения в общественных местах
Нормативными актами, регулирующими правила поведения людей в общественных местах, считаются:
Признаки общественного места
Анализ законодательных норм позволяет сделать такие выводы:
Например, чья-то квартира или дом – недоступные для общественности объекты. Вне зависимости от формы собственности общественными местами считаются торгово-развлекательные центры, транспорт, огороженный объект незавершенного строительства и др.
Чтобы выйти на улицу или пойти в парк, достаточно желания человека.
Это школы, университеты, детские сады, поликлиники, стадионы, муниципальные службы и т. п.
Яркие примеры — места, в которых запрещены курение и распитие спиртных напитков согласно законам № 15-ФЗ и № 171-ФЗ.
Общественное место и коронавирус
Обязательность соблюдения масочного режима для борьбы с коронавирусом определяется решениями глав регионов.
Наряду с этим власти субъектов вводят и перечни мест, при нахождении в которых граждане должны носить маски. Т. к. данные места выделяются по причине массового скопления в них людей, их приравнивают к общественным.
Приведем несколько примеров:
Узнайте, какие льготы может получить любая компания или ИП
Отдельные аспекты ответственности за нарушение правил поведения в общественных местах
Права и свободы человека и гражданина, в том числе пределы его поведения в общественных местах, могут быть ограничены законом. Это прямо закреплено в Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Указанная норма логично соотносится с ч. 3 ст. 17 Конституции, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 5 ст. 1 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, ратифицированной Российской Федерацией, места общественного пользования означают те части любого здания, земельного участка, улицы, водного пути или других мест, которые доступны или открыты для населения, будь то постоянно, периодически или время от времени, и включают любой коммерческий, деловой, культурный, исторический, просветительский, культовый, государственный, развлекательный, рекреационный или аналогичный объект, который таким образом доступен или открыт для населения.
Таким образом, понятие «общественное место» охватывает любые помещения и территории, предназначенные для нахождения в них людей и обладающие свободным доступом к ним. Определяющим условием при определении отношения места совершения правонарушения к общественному является его доступность для посещения гражданами.
Наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Такими действиями являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45, явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним. При этом важны именно умысел на противопоставление обществу, пренебрежение им.
За совершение мелкого хулиганства закон предусматривает два вида альтернативных наказаний: административный штраф и административный арест.
С другой стороны, не являются мелким хулиганством действия, хотя формально и подпадающие под признаки, описанные в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, однако основанные на личных неприязненных отношениях, когда лицо не преследует цели нарушения общественного порядка Если конфликт произошел во дворе жилого частного дома, принадлежащего гражданину, а действия, основанные на личных неприязненных отношениях, произведены в отношении членов семьи, родственников, знакомых, сослуживцев по бытовым мотивам, то они не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство. Земельный участок, находящийся в пользовании физического лица, на котором расположен жилой дом, не является общественным местом применительно к требованиям действующего законодательства.
Другим достаточно актуальным и распространенным административным правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов, автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры, совершенный в общественном месте.
Так, будет правильной квалификация действий лиц по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, выразившихся в том, что они находились в пешеходной зоне, в количестве 15 человек, которые прибыли к дому своего знакомого с целью помешать проведению сотрудниками полиции предупредительно-профилактических мероприятий в отношении последнего.
А вот действия лица, игравшего на музыкальном инструменте в общественном месте и собравшего тем самым вокруг себя группу людей, не могут быть квалифицированыпо ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, так как факт одновременного пребывания граждан в количестве примерно 10 человек на улице около дома сам по себе не свидетельствует о затруднении перемещения пешеходов и ограничении их доступа к объектам социальной инфраструктуры. В данном случае отсутствует у лица умысел именно на организацию массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, равно как и доказательств фактического выполнения им организационно-распорядительных функций по организации такого мероприятия.
Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике
Кого и в чем ограничат законопроекты о QR-кодах
Комитет Государственной думы про безопасности и противодействию коррупции предложил внести законопроект о праве регионов вводить QR-коды для доступа в общественные места в повестку декабрьской сессии ГД. Эту новеллу вместе с законопроектом-спутником о регулировании на транспорте правительство внесло в Госдуму вечером 12 ноября. Опрошенные Право.ru юристы отмечают, что новые нормы призваны придать больше веса уже вводимым в регионах ограничениям, но вопрос об их соответствии Конституции по меньшей мере неоднозначен.
Законопроекты касаются только угрозы распространения коронавируса (а не любых ЧС) и носят временный характер — их действие закончится 1 июня 2022 года.
Все указанные в них меры касаются только граждан, достигших 18 лет.
QR-коды по всей стране и единые «правила игры»
Законопроект № 17357-8 позволяет региональным властям устанавливать правила посещения массовых мероприятий, учреждений культуры, кафе, ресторанов, торговых центров и магазинов. Для этого потребуется QR-код о вакцинации, официальное подтверждение, что гражданин переболел коронавирусом, либо медицинский отвод от прививки. До 1 февраля 2022 года также можно будет использовать отрицательный ПЦР-тест. Предъявить код можно в том числе и на бумажном носителе, такие документы будут выдавать в МФЦ. Как будут посещать такие места иностранцы, которые не могут получить QR-код, решит Главный санитарный врач России.
Судьбу российских граждан, сделавших иностранную прививку, законопроект не проясняет. Но пока они не признаются в РФ. Первый шаг сделали в Ленобласти, где 1 ноября разрешили посещать музеи и театры по зарубежным QR-кодам.
Решение, для каких конкретно мероприятий и мест будет действовать такой пропускной режим, смогут принять власти субъекта в зависимости от ситуации с COVID-19.
Сейчас власти субъектов уже установили требования предъявлять QR-коды для подтверждения вакцинации при посещении определенных общественных мест, причем правила разные в разных регионах и меняются в зависимости от эпидемической обстановки. В Москве, например, они с 28 октября нужны для посещения театров и музеев. Зампред правительства Татьяна Голикова подчеркнула, что новая норма позволит руководителям всех регионов «принять однозначные, понятные населению правила».
Новеллы напрямую связаны с провалом правительства и органов исполнительной власти, которые не смогли выстроить правильную и открытую политику внутри государства и наладить диалог с гражданами.
Михаил Герман, партнер GRATA International GRATA International Федеральный рейтинг. группа Морское право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании ×
Герман отметил, что новеллы не только позволяют гражданам лучше понять суть ограничений, но и до определенной степени дают бизнес-структурам возможность адекватно и на законных основаниях реагировать на нарушителей ограничительных мер. Сейчас бизнес, в первую очередь общепит, не имеет законных оснований отказаться пускать клиента. Это сопряжено с риском «потребительского экстремизма» и исков на основании закона «О защите прав потребителей», объясняет Герман. В случае судебных разбирательств по таким претензиям новый законопроект может стать для бизнеса базой при защите своей позиции, указывает юрист.
Кроме того, законопроект расширяет полномочия главных санитарных врачей регионов. Они смогут направлять главе субъекта рекомендации по борьбе с распространением COVID-19. В трехдневный срок губернатор должен будет либо принять предложенные меры, либо направить главному санитарному врачу РФ мотивированное возражение против них. По результатам главный санитарный врач примет «соответствующие меры реагирования».
Ограничения на транспорте
Законопроект № 17358-8 позволяет вводить аналогичные требования при междугородних и международных перевозках железнодорожным и авиатранспортом. Правительство отдельным актом определит длительность переходного периода, во время которого наряду с QR-кодом или документом, подтверждающим перенесенный коронавирус либо медотвод от прививки, можно будет предъявить отрицательный ПЦР-тест.
Требования будут вводиться в два этапа. На первом QR-код потребуется только при посадке в транспорт. Если человек купил билет, но QR-кода у него нет, ему вернут деньги в течение 30 дней.
На втором этапе код потребуется предъявить уже при покупке билета на поезд или самолет. Первый этап начнется сразу после вступления закона в силу, а срок наступления второго этапа кабмин определит отдельным актом.
Ряд субъектов ввели или запланировали ограничительные меры для пассажиров. С 23 ноября QR-коды будут требоваться для посадки на авиарейсы и междугородние автобусы внутри Камчатского края. С 7 ноября такие требования ввели для междугородних поездок автомобильным и железнодорожным транспортом в Хабаровском крае, а с декабря их распространят и на авиаперелеты.
Но все эти нормы до сих пор касались только передвижений внутри регионов, а не между ними. В случае принятия правительственной новеллы ситуация изменится.
Для въезжающих в Россию иностранцев достаточно будет ПЦР-теста. Срок его действия определит Роспотребнадзор, но он будет не более 72 часов. Законопроекты также устанавливают требование для проводящих тесты организаций передавать их результаты, при согласии гражданина, в информационную систему единого портала «Госуслуги» в срок не более 24 часов. Это позволит оперативно проверять их подлинность.
Конституционно или нет?
Даже законодательное закрепление дополнительных ограничений породит немало споров относительно их законности и правомерности, считает Михаил Герман. Такие споры, вероятно, дойдут и до Конституционного суда. Делать прогнозы относительно соответствия таких изменений Конституции — неблагодарное занятие, поскольку только жесткие ограничительные меры могут переломить ситуацию с антипрививочными настроениями в обществе, полагает адвокат. Поскольку сам Основной закон указывает на обеспечение безопасности здоровья граждан как на одну из основных обязанностей государства, «в какой-то мере» новые законопроекты ему соответствуют.
Александр Павлов отметил, что конституционное право на свободное передвижение по территории страны и выезд за ее пределы, безусловно, будет ограничено для не имеющих QR-кодов граждан, если законопроект примут. В то же время государство уполномочено ограничивать одни права граждан для того, чтобы соблюсти другие — в данном случае право на охрану здоровья.
Герман отметил, что законопроекты не прошли даже первое чтение с Госдуме и могут претерпеть существенные изменения.
40 млн непривитых пассажиров и коллективный иммунитет
Зампред правительства Татьяна Голикова на посвященном новеллам брифинге отметила, что ситуация с коронавирусом в России все еще «достаточно сложная», а нерабочие дни пока дали только ограниченные результаты. Показатели смертности, по ее словам, «абсолютно тревожные», а нагрузка на систему медпомощи велика.
«Эти потери связаны с нашим нежеланием сделать то, что мы должны сделать: просто пойти и привиться», — заявила Голикова.
Она также обозначила необходимый уровень коллективного иммунитета в 80% от взрослого населения страны. Сейчас этот показатель «приближается к 50%». К моменту окончания срока действия законопроектов власти рассчитывают довести его до планового результата. Голикова добавила, что страны, где коллективный иммунитет уже составил 80%, поднимают его желаемый показатель до 95%.
Министр транспорта Виталий Савельев отметил, что с августа 2020-го по август 2021-го около 58 млн россиян воспользовались авиа- и железнодорожным транспортом, и только 29,5% из них вакцинированы от коронавируса. Именно поэтому новые меры затрагивают поездки этими видами транспорта.
Савельев добавил, что ведомство, не дожидаясь вступления новых мер в силу, разрабатывает процедуру проверки QR-кодов при посадке, которая не будет сильно задерживать пассажиров. Также идет работа по совмещению систем бронирования билетов с порталом «Госуслуги». Правительство определит срок наступления второго этапа, требующего предъявления QR-кода при покупке билетов, в зависимости от времени, которое потребуется на эту интеграцию.