Что такое общественные работы

Статья 24. Организация общественных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 24. Организация общественных работ

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Закона

1. Органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

2. Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

3. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).

4. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ в пункт 5 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

5. Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.

В период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 6 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

6. Положение об организации общественных работ утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875

Источник

Что такое общественные работы

Что такое общественные работы?

Общественные работы – это временная трудовая деятельность, которая имеет социально полезную направленность. Участие в ней всегда оплачивается. Подобные работы организуют для дополнительной материальной поддержки граждан, которые на данный момент не имеют трудоустройства.

Для того, чтобы принять участие в общественных работах, необходимо пройти регистрацию в органах службы занятости по месту жительства.

Кто может участвовать в общественных работах?

Если при направлении на общественную работу учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства Российской Федерации о труде, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для тех, кто относится к следующей категории граждан:
· впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
· уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
· прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
· стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
· отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
· состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
· обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Что дает участие в общественных работах?

Виды общественных работ

Контроль за организацией общественных работ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с участием органов службы занятости.

Источник

Общественные работы: польза и для безработных, и для работодателей

Службой занятости на протяжении уже многих лет проводятся мероприятия по организации временного трудоустройства для граждан, находящихся в поиске постоянного места работы.

Что это – общественные работы?

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, имеющие социально полезную направленность, организуемые для обеспечения временной занятости безработных и ищущих работу граждан. В общественных работах может участвовать практически каждый человек: от работника не требуется специальной подготовки, опыта, знаний.

Как это работает?

Для участия в данных мероприятиях работодатель с центром занятости заключает договор о сотрудничестве. Далее центр занятости направляет в организации граждан, стоящих на учете и желающих поучаствовать в общественных работах. Между работодателем и безработным заключается срочный трудовой договор. При желании он может быть расторгнут сторонами досрочно, например, при устройстве гражданина на постоянную работу. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В какие сферы деятельности могут привлечь?

Безработные граждане могут быть привлечены к выполнению следующих видов работ:

— строительство дорог, их ремонт и содержание;

— проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ, работ в лесном хозяйстве;

— заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

— обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

— эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

— озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства;

— уход за престарелыми, инвалидами и больными;

— обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул;

— организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

— проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.) и др.

Приглашаем к сотрудничеству работодателей!

Пока безработный трудится на общественных работах, работодатель может оценить его деловые и профессиональные качества и в дальнейшем принять решение о предоставлении гражданину постоянного места работы. Таким образом, общественные работы – для соискателя это отличный способ временную занятость превратить в постоянную, а для работодателя – подобрать сотрудника, оценив его качества и умения.

Екатеринбургский центр занятости ежегодно заключает договоры с предприятиями города по организации общественных работ. В настоящее время мы предлагаем работодателям рассмотреть возможность участия в данной программе в 2020 году.

Подробную информацию по данной государственной услуге в сфере занятости населения можно узнать в Екатеринбургском центре занятости по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 64 или по тел. 350-02-13.

В 2018 году на общественных работах трудилось 1 403 человека. Для этого Екатеринбургский центр занятости заключил 75 договоров с работодателями. В текущем году в этой программе примут участие свыше 1 500 человек.

Государственное казенное учреждение службы занятости населения

Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости»

Источник

Понятие общественных работ

В ч. 2 п. 1 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» общественные работы определены как общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Из п. 6 Положения об организации общественных работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ 14 июля 1997 года, действующего с изменениями от 12 ноября 1999 года и от 20 декабря 2003 года, следует, что общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям:

1) осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития;

2) строительства автомобильных дорог, их ремонта и содержания, прокладки водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

3) проведения сельскохозяйственных мелиоративных работ, а также работ в лесном хозяйстве;

4) строительства жилья, реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановления историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

5) обслуживания пассажирского транспорта, работ организаций связи;

6) эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения;

7) озеленения и благоустройства территорий, развития лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

8) ухода за престарелыми, инвалидами и больными;

9) обеспечения оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживания санаторно-курортных зон;

10) проведения мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные мероприятия, фестивали), по другим доступным видам трудовой деятельности.

Таким образом, перечень направлений, по которым могут быть выполнены общественные работы, в законодательстве не определен исчерпывающим образом.

В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 24 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», п. 7 Положения об организации общественных работ к общественным работам не может быть отнесена деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Из содержания действующего законодательства можно выделить следующие обстоятельства, характеризующие правовое понятие «общественные работы». Во-первых, таким обстоятельством является общедоступность трудовой деятельности, осуществляемой в качестве общественных работ. Следовательно, общественные работы не требуют специальной подготовки, специальных навыков, например, навыков тушения пожара, спасения утопающих. Во-вторых, общественные работы должны иметь социальную направленность. Выполнение общественных работ не может служить исключительно цели получения прибыли частными лицами, использующими труд граждан на общественных работах. Трудовая деятельность на общественных работах осуществляется в интересах прав и свобод неопределенного круга физических, юридических лиц на соответствующей территории. В-третьих, общественные работы выполняются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. В связи с чем должно быть доказано выполнение общественных работ каждым конкретным гражданином, ищущим работу, с целью получения им дополнительной социальной поддержки от органов службы занятости, работодателей, использующих его труд на общественных работах.

На основании п. 8 Положения об организации общественных работ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения об организации общественных работ и условиях участия в этих работах. Следовательно, перечень конкретных видов общественных работ определяется на региональном и местном уровне. Работы, которые включены в этот перечень, должны соответствовать рассмотренному понятию общественных работ. Включение в данный перечень работ, не отвечающих обстоятельствам, характеризующим понятие общественных работ, позволяет не выполнять данные работы без неблагоприятных последствий, в том числе и гражданам, для которых общественные работы являются подходящей работой. Решение о включении в указанный перечень работ, не соответствующих правовому понятию общественных работ, может быть обжаловано в судебном порядке по правилам, установленным для обжалования нормативных правовых актов, поскольку данный перечень отвечает признакам нормативного правового акта.

Вопросы организации общественных работ решаются и в договорах о совместной деятельности, которые заключаются между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости, с одной стороны, и организациями, выступающими в качестве работодателей, с другой стороны. В соответствии с ч. 3 п. 10 Положения об организации общественных работ условия такого договора должны определять производственные возможности, количество рабочих мест, создаваемых стороной договора для организации общественных работ, место проведения и характер этих работ, сроки начала и окончания, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда. В данном договоре может быть предусмотрено создание специализированных условий для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. С условиями указанного договора должны быть ознакомлены граждане, привлекаемые к общественным работам на его основании. При наличии в данном договоре условий, противоречащих действующему законодательству, например об установлении заработной платы ниже установленного законодательством минимума, заинтересованные лица вправе требовать в судебном порядке исключения из него таких положений.

В соответствии с п. 11 Положения об организации общественных работ направление граждан на общественные работы производит орган службы занятости, в котором гражданин зарегистрирован с целью поиска подходящей работы. Работодатель заключает с прибывшим к нему по направлению органа службы занятости гражданином срочный трудовой договор на выполнение общественных работ. Во время выполнения общественных работ на граждан распространяется трудовое законодательство. Дополнительным основанием для расторжения срочного трудового договора об участии гражданина в общественных работах является его трудоустройство на другую постоянную или временную работу.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник

Общественные работы: понятие и исполнение

Общественные работы — новый вид административного взыскания. Что он собой представляет, чем отличается от исправительных работ и каков порядок его исполнения? Давайте разберемся.

Новый вид административного взыскания

В новом КоАП исправительные работы заменены общественными (ст. 6.5 нового КоАП). Между этими видами взысканий существенная разница.

Исправительные работы отбывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев (ч. 1 ст. 6.6 прежнего КоАП).

Общественные работы заключаются в выполнении правонарушителем бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время. Они направлены на достижение общественно полезных целей. Сущность общественных работ заключается в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

Правонарушения, за которые предусмотрено взыскание в виде общественных работ, относятся к категории грубых административных правонарушений (ч. 4 ст. 2.2 нового КоАП).

Общественные работы являются основным административным взысканием, оно не может быть назначено в качестве дополнительного (ч. 1 ст. 6.3 нового КоАП).

Перечень общественных работ утверждается Правительством.

Общественные работы налагаются только судом, иные органы не вправе это сделать (ч. 3 ст. 6.2 нового КоАП).

Общественные работы налагаются только при согласии физлица (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП).

К общественным работам не могут быть привлечены (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП):

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

Организация исполнения общественных работ

Исполнение общественных работ в новом ПИКоАП регулирует гл. 22.

Общественные работы выполняются по месту жительства правонарушителя. Организация их исполнения возложена на местные исполнительные и распорядительные органы базового уровня (в Минске — на администрации района в городе) (ст. 22.1 нового ПИКоАП). К базовому территориальному уровню относятся горисполкомы (городов областного подчинения) и райисполкомы (далее — местные органы власти) (ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона N 108-З).

В обязанности местных органов власти входит (ст. 22.3 нового ПИКоАП):

— ведение учета правонарушителей;

— разъяснение порядка и условий выполнения общественных работ;

— определение объектов и конкретных видов выполняемых общественных работ. Основой для этого является перечень общественных работ, утверждаемый Правительством;

— разработка и утверждение графика выполнения общественных работ. График согласовывается с организацией, в которую правонарушитель направляется для выполнения общественных работ;

— ведение суммарного учета отработанного времени;

— направление в суд представления об освобождении правонарушителя от исполнения общественных работ в случае достижения им пенсионного возраста, беременности, возникновения в период выполнения общественных работ иных обстоятельств, предусмотренных КоАП (ч. 3 ст. 6.5 нового КоАП);

— пересмотр графика выполнения работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— увеличение продолжительности выполнения общественных работ с 4 до 8 ч в день (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП);

— вынесение официальных предупреждений в отношении уклоняющихся от выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Обязанности организации, в которой выполняются общественные работы

Администрация такой организации обязана (ст. 22.4 нового ПИКоАП):

— контролировать соблюдение порядка, условий и графика выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти о нарушениях порядка, условий или графика выполнения общественных работ.

Кроме того, при выполнении общественных работ должны быть обеспечены условия труда в соответствии с законодательством. В противном случае лицу, получившему увечье, придется возмещать вред (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Обязанности лиц, выполняющих общественные работы

Лица, выполняющие общественные работы, обязаны (ч. 1 ст. 22.5 нового ПИКоАП):

— соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они выполняют общественные работы;

— добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока в соответствии с графиком выполнения общественных работ;

— информировать местные органы власти об изменении места жительства;

— являться по вызову в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ;

— уведомлять местные органы власти об уважительных причинах, препятствующих выполнению общественных работ.

Права лиц, выполняющих общественные работы

Как бы удивительно это ни звучало, но за правонарушителями сохранили кое-какие права. В новом ПИКоАП они изложены в различных статьях, что, безусловно, не очень удобно в пользовании.

Правонарушители вправе ходатайствовать перед местными органами власти об изменении графика выполнения общественных работ (ч. 2 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Кроме того, правонарушитель вправе ходатайствовать об увеличении продолжительности выполнения общественных работ до 8 ч в течение дня. Это максимальное время выполнения общественных работ в течение дня. По 10 — 12 ч выполнять общественные работы нельзя. Выполнять общественные работы в течении 8 ч подряд допускается в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП). Новый ПИКоАП не содержит указания на то, кто принимает подобное решение. Однако исходя из анализа иных статей следует, что это компетенция местных органов власти.

Правонарушитель вправе ходатайствовать об отсрочке выполнения общественных работ. Такое ходатайство направляется в суд при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Правонарушитель также может ходатайствовать о рассрочке выполнения общественных работ при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению таких работ. Решение о рассрочке принимает суд (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Согласно законодательству правонарушитель также вправе получить возмещение вреда в случае причинения ему увечья, связанного с выполнением общественных работ (ч. 4 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Сроки отбывания общественных работ

Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день (ч. 2 ст. 6.5 нового КоАП). Это правило в новом КоАП изложено как императивное, которое не может быть изменено. Однако новый ПИКоАП содержит иную норму. По ходатайству правонарушителя максимальная продолжительность выполнения общественных работ в течение дня может быть увеличена до 8 ч. Работать таким образом можно в выходные и иные дни, когда правонарушитель свободен от основной работы, службы или учебы (ч. 3 ст. 22.5 нового ПИКоАП).

Правонарушитель должен быть привлечен к выполнению общественных работ не позднее 10 дней со дня поступления в местные органы власти постановления о наложении административного взыскания (ч. 1 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Течение 10-дневного срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно календарной даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день (п. 19 ч. 1 ст. 1.4 нового ПИКоАП).

Время, в течение которого правонарушитель, не выполнял общественные работы по уважительным причинам, не засчитывается в общий срок такого административного взыскания (ч. 2 ст. 22.2 нового ПИКоАП). Перечень уважительных причин новый ПИКоАП не содержит. Как правило, к таковым относят нетрудоспособность, подтверждаемую документально, командировки и т.д. При этом не считаются уважительными причинами ежегодный оплачиваемый отпуск по основному месту работы, каникулы по месту учебы. Их предоставление не приостанавливает выполнение общественных работ (ч. 3 ст. 22.2 нового ПИКоАП).

Отсрочка, рассрочка и случай, когда общественные работы исполнению не подлежит

Суд, который вынес постановление о наложении административного взыскания, может отсрочить его исполнение на срок до месяца. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих выполнению общественных работ в установленные сроки. Перечень таких обстоятельств новый ПИКоАП не содержит. Решение об отсрочке суд вправе принять по собственной инициативе либо по ходатайству правонарушителя (ч. 1 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Суд также вправе рассрочить исполнение постановления на срок до 2 месяцев. Это возможно при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению общественных работ в установленные сроки. Ходатайствовать о предоставлении рассрочки исполнения общественных работ вправе только правонарушитель (п. 1 ч. 2 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Об отсрочке, рассрочке исполнения общественных работ выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки. Постановление объявляется правонарушителю и направляется местным органам власти (ч. 3 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

При нарушении сроков отсрочки, рассрочки исполнения общественных работ, а также порядка исполнения рассрочки общественных работ такое постановление утрачивает силу по решению суда (ч. 4 ст. 16.7 нового ПИКоАП).

Постановление о привлечении к общественных работам, неисполненное в течение года со дня его вступления в законную силу, исполнению не подлежит (ч. 2 ст. 14.5 нового ПИКоАП).

Ответственность за нарушение порядка и условий выполнения общественных работ

Законодательством установлен перечень нарушений порядка и условий выполнения общественных работ. Таковыми являются (ч. 1 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— отказ от выполнения определенного для лица вида общественных работ или неявка в установленный срок для выполнения общественных работ без уважительных причин;

— невыполнение общественных работ без уважительных причин;

— иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— неявка без уважительных причин в местные органы власти для дачи письменных объяснений по вопросам выполнения общественных работ.

Как следует из вышеизложенного, указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть значительно расширен. В принципе, под определение «иное нарушение трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ» может попасть любое нарушение, предусмотренное трудовым законодательством (например, несоблюдение правил охраны труда).

За подобные нарушения выносится официальное предупреждение об административной ответственности за уклонение от выполнения общественных работ. Его выносят местные органы власти (ч. 2 ст. 22.6 нового ПИКоАП).

Уклоняющимися от выполнения общественных работ признаются лица (ч. 3 ст. 22.6 нового ПИКоАП):

— не вышедшие на общественные работы без уважительных причин более 2 раз после официального предупреждения в течение отбывания данного взыскания;

— совершившие более 2 раз после официального предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

— скрывшиеся от выполнения общественных работ.

Уклонение от выполнения общественных работ образует самостоятельный состав административного правонарушения (ч. 4 ст. 22.6 нового ПИКоАП). Оно наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом (ст. 25.13 нового КоАП).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *