Что такое общественный человек
Природное и общественное в человеке
В человеке природное и общественное выражается посредством таких понятий, как «человек», «индивид», «личность».
Под индивидом следует понимать определённого репрезентанта человеческого рода, обладающего неким набором черт психологического и социального характера (воля, разум и т. д.). Определяющими характеристиками индивида могут быть такие признаки, как пол, возраст, раса, статус и др.
Следует непременно отметить, что каждый индивид имеет своё неповторимое отличие и уникальность, в таком случае можно говорить о его индивидуальности. К индивидуальным особенностям человека относятся как биологические, так и психологические черты, например темперамент, характер, интеллект, которые передаются ему в качестве наследственных черт от родителей и в подобном соотношении не встречаются в других людях или же встречаются очень редко.
Таким образом, можно сказать, что человек — это одновременно биологическое и социальное существо. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Кроме того, человеку, как и любым другим живым организмам, присуща борьба за существование, приспособление к условиям окружающей среды, необходимость защищать себя, добывать себе пищу. Характерными особенностями человека являются прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, и речь. Более того, человек имеет высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.
Как существо социальное человек непосредственно связан с обществом. Индивид, который в силу каких-либо причин был с рождения оторван от общества, остаётся животным. Человек становится человеком лишь в том случае, когда он вступает в общественные отношения с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание, разум и т. д.
Взаимосвязь природного начала и общественной сущности в человеке приводит к тому, что возникает качественно новая ступень человеческой личности.
Понятие «личность» отражает совокупность целостных психологических и культурно-исторических особенностей индивида, которые, в свою очередь, тесно связаны с общественными характеристиками человека. Следует отметить, что без общества индивид не может стать полноценной личностью. Личностью является социально и духовно развитый человек. Основными проявлениями личностного начала в человеке служат его социальная активность, а также деятельность, связанная с социальным окружением и отношениями с окружающими.
Для общественного сознания характерен комплекс определённых образов, взглядов, теорий, отражающий различные сферы жизни общества. Возникает оно благодаря производственной, семейно-бытовой и другой совместной деятельности людей. Только в результате общей практической деятельности люди начинают осмысливать окружающий их мир с целью использования его в своих интересах. Содержание общественной практики в социальной действительности, осмысленное людьми, в итоге становится содержанием их общественного сознания.
Таким образом, общественное сознание — это результат общего осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. Именно в этом таится социальная природа общественного сознания и его отличительная особенность. К формам общественного сознания относятся политические и правовые, этические, научные, религиозные и философские взгляды.
Индивидуальное сознание можно толковать как определённые особенности взглядов и интересов, а также ценностных ориентаций человека, которые способствуют возникновению личностного стиля поведения. Формируют духовный мир человека такие факторы, как личный жизненный опыт, особенности характера, уровень духовной культуры и другие обстоятельства социального существования, основным проявлением которого является индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание выдающихся людей значительно обогащает общественное сознание выразительными образами и идеями, вносит существенный вклад в развитие науки, искусства и т. д. В то же время следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует отнюдь не автономно и не является абсолютно независимым, а формируется и развивается посредством общественного сознания. Каждый человек мыслит в той мере, в какой он включается в мыслительный процесс этого общества и человечества. Впитывая в определённой степени духовное богатство своего народа и человечества в целом, овладевая языком, включаясь в различные виды деятельности и общественные отношения, индивид приобретает навыки и формы мышления, становится думающим социальным субъектом.
Таким образом, индивидуальное и общественное сознание тесно взаимосвязаны, несмотря на то что между ними существуют и определённые различия:
Самосознание — понимание человеком самого себя и собственного места в комплексе отношений общества.
Самосознание представляет собой длительный процесс, который непосредственно связан с общим развитием человека, а также является важным условием сохранения тождественности личности, отражая своеобразную историю индивидуальности. Когда человек познаёт себя в труде и общении с другими людьми, индивид постоянно регулирует свои действия и поведение в социуме. Начиная осознавать свои сильные и слабые стороны, человек старается менять свои недостатки соответственно тем критериям, которые предъявляет к нему социум, и целям, которые он ставит для себя в процессе саморазвития. Самосознание индивида имеет общественный характер и в некоторой степени определяет социальное поведение человека.
Самосознание стремительно развивается и имеет градацию в несколько уровней. Первый уровень — самоощущение — это осознание своего тела и определение его места в мире. Второй уровень самосознания связан с восприятием себя в качестве принадлежащего к той или иной социальной группе. Третий, самый высокий уровень, связан с возникновением сознания своего «Я» как совершенно особенного образования, похожего на «Я» других людей, но в какой-то степени уникального и неповторимого.
Таким образом, самосознание — это единство трёх компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования.
Самопознание является точкой отсчёта и основой существования самосознания. В процессе самопознания появляется знание индивида о себе. Именно после этого начинает формироваться эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Мысленные обобщения в результате самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе формируют самооценку.
Самооценка включает в себя результаты самопознания и отношения к себе, является внутренним фактором саморегулирования поведения человека, то есть позволяет выбирать наиболее благоприятные, оптимальные линии поведения.
Саморегулирование поведения — это своего рода двухуровневый процесс. Первый уровень включает в себя внешнее (социальное) управление поведением индивида на каждом этапе его развития. Второй уровень предполагает самоконтроль, то есть внутри процесса саморегулирования существует обратная связь.
Самоконтроль заключается в длительном отслеживании всех этапов поведенческого акта, их связи, последовательности, внутренней логики. Самоконтроль даёт возможность учитывать как внешние, так и внутренние условия принятия решений, при необходимости изменять их, активировать дополнительные усилия, включать потенциальные резервы личности. Самосознание выступает и в виде социального сознания.
Социально-групповое сознание отображает степень понимания представителями конкретной социальной группы собственного статуса в комплексе отношений, характерного для этого общества. Социально-групповое сознание, как и индивидуальное сознание, — это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого динамика потребностей людей, принадлежащих к этой социальной группе, и возможности их осуществления, а также связанных с этим явлений и практических социальных действий людей. Условия бытия различных социальных групп обусловливают их специфические психологические особенности. Именно в совокупности психических черт, характерных для членов класса, и выражается реальность социально-группового сознания.
Природное и общественное в человеке
Содержание:
Человек как результат биологической и социокультурной социологии
Человек высший вид развития на Земле. Биологически принадлежит к человекоподобным созданиям (homo sapiens), населяющих планету с древности.
Отличия человека от животного
Сознание
Сознание – состояние психической жизни человека, выражается в субъективных переживаниях событий действительности. Отображает объективную реальность путём создания чувственных и логических образов. Развивается путём социализации человека.
В сознание входит ряд функций:
В структуру относятся следующие элементы:
Бессознательное | – процессы, имеющие власть над поведением человека. Обретают проявление в снах, оговорках, мечтах. |
Массовое сознание | – общественное мнение, транслируемое в средствах массовой информации, на митингах, демонстрациях. |
Самосознание | – осознание себя как личности: мотивы, поступки, действия, за которые человек несёт ответственность. |
Самопознание | – постижение собственных физических и психологических особенностей. |
Самооценка | – носит субъективный характер, отражает оценочную характеристику собственному образу. Разделяется на реалистичную (действительной) и нереалистичную (завышенная и заниженная). |
Поведение | – поступки, осуществляемые человеком в той или иной ситуации. |
Поступки | – действия, совершаемые под влиянием мотивов, намерений, целей и средств. |
Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность»
В ходе социализации происходит становление личности: знакомство и принятие общественных норм, правил, порядков, социальных ролей и т.д. Личность является свободным и самостоятельным субъектом в обществе.
Становление индивидуальности – процесс, в ходе которого приобретаются черты, выделяющие человека из социума, носят уникальный и неповторимый характер.
Деятельность
Деятельность – взаимодействие человека с миром, при котором субъект удовлетворяет собственные потребности.
Сущность и структура деятельности
Виды действий делятся на:
Виды деятельности
1. Игра – важным является процесс, а не результат, индивид осмысляет итог действия.
2. Учение – процесс, направленный на овладение знаний, умений, навыков.
3. Труд – деятельность, направленная на достижение целей, для удовлетворения собственных потребностей.
4. Общение – взаимодействие людей, основанное на обмене и передаче информации.
Общение включает в себя следующие функции:
Субъектами общения выступают:
Цель общения – то, ради чего происходит коммуникативный процесс:
Средства общения – те каналы, по которым происходит передача информации:
Обществознание
В учебнике излагаются основные положения обществознания. Отдельное внимание уделяется особенностям экономической и социальной сфер общества. Рассматриваются духовная и политическая сферы общества. Приводятся многочисленные примеры, анализируются актуальные проблемы развития современного общества, в особенности правовой системы Российской Федерации. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Рекомендовано для освоения профессий из списка ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий. Для студентов, обучающихся в образовательных учреждениях средне го профессионального образования.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время» — так говаривал Ф. М. Достоевский.
Проблема человека, его сущности, содержания и существования в материальном и духовном мире, в нравственных аспектах, его перспективы развития и предназначения — это, пожалуй, самая основная из тех, которые когда-либо вставали перед человечеством. Рассмотрение перспектив человека невозможно вне анализа его социальной сущности и философско-психологических представлений о его социальных качествах.
Бросая ретроспективные взгляды на историю философии, можно увидеть, что проблема человека решалась в ней при помощи методов: идеалистических, которые абсолютизировали духовное начало в человеке, и натуралистических, придающих основное значение биологическим его особенностям. Вместе с тем в истории философии проблема социальных качеств человека расчленялась еще и как вопрос о внутренних и внешних факторах, определяющих его сущность. Говоря о внешних факторах, о среде, в которой происходит становление качеств человека и личности, философы имели в виду не только природные, но и социальные факторы, такие как общественное воспитание, полезный труд, однако в ранней философии они не подверглись глубокому анализу.
«Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена» — русский философ А. Ф. Лосев. Из наиболее общих представлений можно зафиксировать следующее: человек выступает субъектом общественно-исторического процесса, развития культуры на Земле, биосоциальным существом, генетически связанным с другими формами жизни и выделявшимся благодаря способности производить орудия труда, речью и сознанием. Образно можно представить социальную сущность человека, когда в первобытном строе человекоподобные перестали догонять животное, а стали его загонять в ловушку. Тем самым организовывалось взаимодействие индивидов и происходило разделение труда.
Попытки собрать личность человека из разнообразия ее проявлений или построить общую теорию личности не отличаются новизной. Еще в XVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» наделил мраморную статую такими характеристиками, как обоняние, вкус, осязание, потребности, ловкость, желания, воспоминания, идеи, самосознание, и статуя оживает. Удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей.
В современной психологии существуют различные подходы к пониманию структуры личности. К таковым можно отнести социогенетический подход, раскрывающийся в теориях научения, ролей и социализации; биогенетический, который разрабатывали С. Холл, Э. Кречмер, З. Фрейд и др.; психогенетический подход, проявляющийся в психодинамической, когнитивистской и персонологической ориентации. Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять его направленность, необходимо определить позицию, которую этот человек занимает в мире. Подход к человеку как личности связан со взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной иерархии. Основным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, социальный статус, включенность в систему социальных отношений.
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, поскольку набор генов, получаемых им от родителей неповторим. Эта неповторимость усиливается в течение жизни в процессе взаимодействия биологических факторов развития человека с социальными. Биологическая природа человека представляет собой необходимую предпосылку формирования собственно человеческих качеств, которые проявляются только в результате воздействия социальных факторов. Для того чтобы разобраться в понятиях, необходимо выявить соотношение таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность и личность.
В современном обществознании господствующим является представление, утверждающее, что человек является продуктом эволюции, в котором наряду с биологическими факторами важная роль принадлежит социальным. Такое представление основано на эволюционной теории Ч. Дарвина, дополненной трудовой теорией происхождения человека. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование мышления, речи и различных форм общения. Таким образом, человек по своей природе биосоциальное существо, так как одновременно является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом.
Итак, человек — родовое понятие, обозначающее общественное существо, высшую ступень жизни. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания человека, как в филогенезе (истории рода), так и в онтогенезе (истории жизни индивида).
В психологии понятия «индивид» и «личность» не отождествляются. Каждый человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт.
Индивид — конкретный человек, как единица общества, носитель общих свойств психики. Индивидом обычно называют конкретного единичного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «индивид» указывает на то, что человеческая особь рассматривается как целостный организм, как единство биологических, психических и социальных факторов.
Психология исследует процессы психической регуляции взаимодействия индивида с конкретными социальными и природными условиями его жизни, а также условия и закономерности развития психических компонентов, ориентирующих это взаимодействие.
Индивидуальность — неповторимое сочетание личностных свойств и качеств конкретного человека, присущих только ему и отличающих его от других людей. Своеобразие психических свойств личности определяется неповторимостью жизненного опыта человека. Индивидуальность проявляется в уникальном сочетании свойств (направленности, темперамента, характера, способностей) и различных качеств личности (мотивационных, эмоциональных, волевых, интеллектуальных), в индивидуальном стиле деятельности (игровой, учебной, трудовой), в общении, поведении, привычках и т. д.
Ведущие отечественные психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. Г. Ковалев, Г. С. Костюк, А. В. Петровский, Л. И. Божович, И. С. Кон внесли значительный вклад в развитие теории личности. Ниже приведены определения понятия «личность», данные некоторыми из них.
«Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн).
«Личность — субъект общественного поведения и коммуникаций» (Б. Г. Ананьев).
«Личность — субъект деятельности» (А. Н. Леонтьев).
«Личность — субъект и объект общественных отношений» (А. Г. Ковалев).
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем это понятие стали применять к самому актеру и его роли (отсюда произошло слово «персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Итак, личность — это конкретный человек, представитель определенной социальной группы, занимающийся каким-либо видом социально значимой деятельности, имеющий свой жизненный путь, осознающий свое отношение к действительности и самого себя и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.
Таким образом, существенные признаки, характеризующие индивида как личность, следующие:
— личность — это формируемый конкретными историческими условиями индивид, в структуре которого они находят свое выражение. Ее поведение определяется основными интересами общества, а психические свойства, в особенности установки, влияющие в свою очередь на характер личности, определяются способом производства, образом жизни, господствующими воззрениями, нормами и идеологией исповедующего их класса;
— личность — это социально детерминированный индивид. Индивид превращается в личность, усваивая в общении с другими людьми, в значительной степени через язык, общественные отношения, господствующие взгляды и нормы;
— личность — это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность. Без учета индивидуальных особенностей невозможно создание оптимальных условий для развития личности человека;
— человеческий индивид становится личностью, выступая как субъект труда, общения и познания; действуя активно и осознанно, творчески изменяя природные и общественные условия и себя самого, он тем самым противостоит природе и обществу.
Активность человека бывает самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования, и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Результатами деятельности человека выступают предметы материальной и духовной культуры, собственные знания, навыки и умения, социально-экономические и политические преобразования, т. е. все то, что без его активности не существовало бы в природе. Творчество человека проявляется в том, что он выходит за пределы своей природной ограниченности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.
Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в развитии физических и духовных свойств и качеств человека, является труд. С трудом генетически связаны и другие виды человеческой деятельности (игра, учение или учебная деятельность и профессиональная деятельность). Учебная деятельность специально направлена на овладение способами предметных и познавательных действий. Как правило, учебная деятельность выполняет двоякую социальную функцию: она является условием и средством психического развития индивида и в то же время является одним из средств включения подрастающего поколения в систему общественных отношений. Учебная деятельность развивает психические познавательные процессы, способствует отражению в сознании человека наиболее глубоких и существенных связей и отношений между предметами и явлениями социальной среды и их сущности, т. е. мышлению. Формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение.
Основными методами мышления выступают дедукция, индукция.
Психические свойства, составляющие индивидуальность личности, различаются по своему происхождению и являются основой для профессионального самоопределения и выбора профессии.
Знание личности — предпосылка эффективного управления ее деятельностью.
В ходе профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только функциональные системы и психические процессы человека (профессиональные память, мышление, восприятие и воображение), но и складывается социально-профессиональный тип личности, с определенными ценностями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения. Нередко профессия накладывает отпечаток и на облик человека, тип его восприятия. Для ознакомления молодежи с миром профессий, выбору профессии в соответствии со своими потребностями, уровнем способностей и интересов существует система профессиональной ориентации.
Потребности человека могут быть ясно осознаваемыми (выражаться в виде стремлений), неосознанными или частично осознанными.
А. Н. Леонтьев раскрыл феномен опредмечивания потребностей, который понимается как акт встречи субъекта с потенциальным объектом его потребности, причем предмет потребности может выступать как источником роста личности, так и причиной ее деградации. На основе потребностей возникает мотив, который заставляет человека совершать определенные действия для достижения (удовлетворения) потребностей. Как правило, деятельность человека полимотивирована.
Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, социально одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
В качестве источников социализации индивида могут выступать: семья, т. е. передача культуры через семейный и другие социальные институты и прежде всего через систему образования. И здесь, на наш взгляд, важно, чтобы школа, система среднего и высшего образования не предоставляли образовательные услуги, а занимались воспитанием и формированием зрелой, социально ориентированной личности.
Итак, в представлениях об интериоризации как механизме социализации проступают три различные грани — индивидуализация, интимизация и производство внутреннего плана сознания. Без учета этих аспектов интериоризации вряд ли возможно проникнуть в психологическую природу механизма общения, обучения и воспитания личности, раскрыть закономерности процесса усвоения индивидом общественно-исторического опыта.
Выступая как источник развития личности, социально-исторический образ жизни как бы задает появившемуся на свет индивиду сценарий, втягивает его в определенный распорядок действий. Жесткость этого распорядка действий зависит прежде всего от того, насколько он варьируется в конкретной виде деятельности.
В работе «Психология личности» А. Г. Асмолов отмечает, что условно мозаику культур в ходе человеческой истории можно расположить у двух полюсов — полюса полезности и полюса достоинства.
В тех культурах, где чаша весов склоняется в сторону полюса полезности, безличное социотипическое поведение начинает преобладать над индивидуальным поведением в жизни личности. Та же культура, которая ориентирована на полезность прежде всего стремится к равновесию, к самосохранению. В таких культурах сокращается время, отводимое на детство, а старость не обладает ценностью.
Другая природа культур, ориентированных на достоинство. Основной ценностью в социально-историческом образе жизни этих культур становится ценность личности, независимо от того, можно что-нибудь получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В таких культурах дети, старики и инвалиды священны. Они находятся под охраной общественного милосердия. И именно эти культуры в историко-эволюционном процессе оказываются более подготовленными к нахождению нетривиальных решений в критических и кризисных ситуациях.
Оценивая психологическую структуру личности нельзя не отметить основные психические ее свойства. Потребностно-мотивационная сфера личности играет важную роль в определении целей и смысла жизни.
Как правило, мотивы и цели не всегда совпадают. Так, у человека есть цель сменить место работы, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение, избежать неприятностей и т. п.
Добровольное самоподчинение нравственному закону, возвышающее человека над его собственной природой.
Самореализация и самопознание активируются в отношении тех свойств и качеств личности, которые рационально и морально приемлемы и поддерживаются обществом. Таким образом, самореализация — это осуществление личностных и индивидуальных возможностей Я-концепции посредством собственных усилий, а также взаимодействия с другими людьми.
Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, это относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми. В структуре Я-концепции выделяют:
— Реальное Я — представление о том, каков я на самом деле;
— Идеальное Я — представление о том, каким я хотел бы быть;
— Зеркальное Я — представление о том, как меня воспринимают другие.
Способность получать знания о мире — одна из важнейших характеристик человека, необходимое условие его существования как вида. Познание — это процесс получения знаний о действительности в сознании человека. Принято выделять две ступени познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание предполагает получение знаний о действительности посредством органов чувств. Рациональное познание — это получение знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур. Ему свойственные следующие формы: понятие, суждение, теория.
Таким образом, и чувственное, и рациональное познание формирует знание о предмете.
К видам познания можно отнести: обыденное, философское, научное, художественное, социальное. Чувственная и рациональная стороны познания неразрывно взаимосвязаны. Чувственное познание — основа рационального.
Сущность процесса познание — получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
Итак, в процессе познания человек стремится к истинному знанию.
Истина — это соответствие наших знаний об объекте самому объекту. Несоответствие знаний объекту определяется как заблуждение. Заблуждение может являться сознательным искажением истины.
Главным критерием абсолютной и относительной истины является практика.
Таким образом, истина проверяется только практикой. Критерием истины является человеческая практика — это материальная, чувственно-предметная деятельность человека, связанная с преобразованием мира в его интересах.
Объективные отношения и связи между людьми (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой группе.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, прежде всего взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Однако никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание, характеризующееся общением.
В процессе профессиональной деятельности большую роль играет общение, которое является одной из сфер человеческой жизни. Эффективность общения нельзя рассматривать в отрыве от деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом профессиональной деятельности, поэтому эффективным следует считать такое общение, которое обеспечивает достижение целей деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.
Общение в деятельности выступает, во-первых, как средство решения различных задач, во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений между людьми, обусловливающих успешность обучения и воспитания, и наконец, в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности личности.
В общении выделяют 3 стороны: коммуникация, интеракция, межличностная перцепция.
Коммуникативная сторона общения, понимаемая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления. Коммуникативная сторона охватывает средства коммуникации, которыми являются следующие знаковые системы:
— вербальные средства коммуникации — речь, пара-и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь — паузы и т. п.);
— невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации — оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».
Интерактивная сторона общения — взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения связана также с наличием различных «стратегий» взаимодействия. Стратегии общения, избранные руководителем (в большинстве случаев не осознанно), определяют стиль общения и управления. Интеракция предполагает также определенную форму организации совместной деятельности, в данном случае это предприятие или организация с определенной структурой.
Межличностная перцепция — процесс взаимовосприятия субъектами общения друг друга как последующая основа для их взаимопонимания. Эта сторона управленческого общения включает в себя определенные механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнера. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.
Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Однако межличностное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.
Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации.
Различают несколько типов взаимодействия в процессе общения: кооперация, конкуренция, конфликт и т. п.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников. Отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности. Отношения в данной группе носят преимущественно деловой характер.
Конкуренция — тип взаимодействия, предполагающий негативные характеристики этого процесса.
Конфликт — особая форма взаимодействия, определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Обязательными признаками конфликта являются:
— наличие конфликтной ситуации, представленной в сознании ее участников, обусловленной противоречиями;
— превращение противоречий в противоборство;
— возрастание эмоциональной напряженности.
Подробным изучением различных конфликтов в их сложности и многообразии, а также способов их разрешения занимается раздел социальной психологии — конфликтология.
Существует определенное количество видов классификаций конфликтов. Один из существенных признаков конфликта — характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят и характеристики конфликта, и его классификация. Исходя из этого, базовая типология представлена социальными конфликтами и внутриличностными. Важнейшей особенностью конфликта является характер потребностей человека, за удовлетворение которой он борется. В зависимости от типа противоречий конфликты можно подразделить на антагонистические и не антагонистические. Межличностные конфликты в зависимости от характера взаимоотношений подчиненности между оппонентами можно классифицировать на конфликты «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали».
Как и в любой социальной системе в молодежной среде могут возникать разного рода межличностные конфликты. Наиболее распространены и типичны личностные конфликты между юношами — конфликты лидерства. Их суть сводится к противостоянию, борьбе нескольких групп за лидирующее положение в соцсреде. Для подростков характерны конфликты между мальчиками и девочками. Основами такого рода конфликтов во многих случаях являются особенности подростковой психики и личности подростка — они более подвержены групповому инстинкту и чувству «мы».
Сильная немотивированная агрессия, а также высокая конфликтность молодежи часто обусловлена неправильной социализацией личности, а также дефектами семейного воспитания, общей семейной ситуацией, отсутствием между членами семьи взаимопонимания. Большое влияние на возникновение конфликта в среде молодежи оказывают их возрастные особенности, в частности, развитие системы морально-нравственных критериев оценки сверстников, т. е. не все соответствуют требованиям, предъявляемым к их поведению. Кроме того, конфликты могут быть между родителями и детьми, учителями и учащимися. Таким образом, без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Факторы и причины конфликтов носят объективно-субъективный характер и могут быть объединены в четыре группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные.
1.2. Общество как сложная система
Согласно кибернетическому подходу общество представляет собой сложную открытую саморазвивающуюся динамическую систему, элементы которой, меняясь, качественно меняют саму систему. В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие. В узком смысле:
— первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);
— французское общество, английское общество (страна, государство);
— дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);
— спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).
В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.
Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.
Государство — необходимый фактор создания и самого существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни, все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества — саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства. Самоорганизация граждан при наличии неконтролируемых государством сфер так называемой гражданской активности (в этом случае государство прилагает определенные волевые усилия по самоограничению собственной власти во имя полноценного развития всей системы) является важным симптомом благополучного развития всей системы, сравнимым с наличием иммунитета в организме. Иными словами, чем больше возможностей предоставляет государство как управляющий субъект, являющийся частью системы (государство — общество), управляемому объекту (гражданскому обществу) в сфере самоидентификации и самоорганизации, тем меньше риск заболевания всей системы как единого организма, части которого могут влиять друг на друга. Именно государство в данном случае может выступить как рычагом, так и тормозом всего процесса. В современной России это особенно актуально, ведь политическое устройство, как верно отметил Р. Г. Абдулатипов, — это один из элементов отражения социального опыта народов страны и культурного, цивилизованного устройства форм их развития и взаимодействия.
Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государству, ибо гражданское общество и государство — это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явления, своего рода тандем, где ведущая роль в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства — общезначимого интереса. При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной: государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект.
Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии. Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества. История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI — начала XVII вв. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории — перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза.
На наш взгляд, построение государством в условиях его общей неразвитости и наличия массовых стереотипов советского тоталитаризма в общественном сознании гражданского общества «сверху» имеет ряд плюсов, хотя бы с позиций метода системного анализа.
Во-первых, государству (и не только ему) легче управлять обществом как подсистемой, когда основные элементы системы (государство — общество) упорядочены, соотнесены друг с другом, когда понятны их внутренние связи и соподчиненность. Сложнее (и почти невозможно) управлять хаосом, беспорядком, в котором управляемые элементы разрознены и не имеют четких связей друг с другом.
В теории динамических систем существует такое понятие, как «динамический хаос», когда поведение нелинейной системы выглядит случайным, несмотря на то что оно определяется детерминистскими законами. Причиной появления хаоса является неустойчивость (чувствительность) по отношению к начальным условиям и параметрам: малое изменение начального условия со временем приводит к сколь угодно большим изменениям динамики системы. Если на междисциплинарном уровне исследований перенести эти характеристики динамических систем на свойства и структуру сложноорганизованной социальной системы — гражданского общества, то получается интересная картина.
Во-первых, такое поведение нелинейной системы можно сравнить, например, с высшей нервной деятельностью, с работой психики человека. Получается, что к обществу, открытым социальным системам можно применять основные законы природы (царства растений и животных). В таком случае, если поставить знак равенства между неустойчивостью и чувствительностью, то, например, психическое заболевание у человека можно охарактеризовать как повышение чувствительности к условиям окружающей среды, немного изменившимся, по отношению к внешним условиям, с которыми он взаимодействовал ранее (т. е. не сработал адаптационный механизм в организме).
Во-вторых, если соотнести вышеизложенное с тем, что человек (социальные группы) является элементом гражданского общества, его «клеточкой», то устойчивость в целом «организма» (гражданского общества) будет зависеть от устойчивости образующих его «клеток», частей, элементов. Если применить сравнение с живой природой, то природа стремится к самосохранению (к устойчивости, обеспечивающей непрерывность жизни), а многоклеточным организмам, как известно, для существования необходимо сохранять постоянство внутренней среды. Человеческое же общество с его глобализацией и стремительным развитием технологий и информации, наоборот, само стремится к изменениям. Эти изменения порождают потоки информации, которую нужно воспринимать и перерабатывать. Социум пока не понимает, что в какой-то момент, когда порог чувствительности (неустойчивости) повысится по отношению к меняющимся условиям жизни, то это в целом сдетонирует на всей сложной социальной системе, элементом которой является человек. Это приведет к кризису системы, а может быть, к ее разрушению.
В-третьих, рискнем предположить, что случайные изменения системы (флуктуации) можно связать с все более интенсивными изменениями, которые происходят в гражданском обществе. Если даже малое изменение начального условия (согласно теории динамического хаоса) может привести к большим изменениям динамики системы гражданского общества (а здесь изменение равносильно неустойчивости чувствительности), то большие изменения начального условия должны приводить к еще более интенсивным изменениям (встряскам) всей социальной системы.
Человек в отдельности и сама система в целом развиваются, обретая новые качества, благодаря воспринимаемой и передаваемой друг другу информации. Чем развитие конкретного человека в его взаимодействии (передаче информации) с другими людьми (элементами системы) будет интенсивнее, тем быстрее будет совершенствоваться сама система. Здесь возникает, по меньшей мере, три сценария развития ситуации:
тотальный контроль государства за поступлением информации: по сути, говорить о гражданском обществе не приходится, поскольку огосударствляется негосударственная сфера жизни граждан. Наиболее ярким недавним историческим примером того, как с помощью информации можно управлять народными массами (понятие «общество», имеющее сложную самоорганизованную динамическую структуру, здесь неприменимо), является СССР, в котором зачатки предгражданского общества существовали не благодаря, а вопреки существующей системе (например, самиздат, правозащитные организации и т. п.), в целом же практически все сферы жизни советского человека были подконтрольны государству. Не секрет, что советское общество держалось на советской жесткой идеологии, были воспитаны поколения людей, для которых понятие «советский человек» было особым знаком отличия от остального мира, само это понятие и воспитанная с детства принадлежность к советскому народу создавала определенный психологический «код», с помощью которого государство осуществляло управление на уровне выработки поведенческих программ коллективов людей. Партийная идеология направляла, особенно гуманитарные, научные исследования (наиболее подверженные в отличие от технических наук) в нужное, политически ориентированное русло;
индифферентное государство: государство не просто устраняется от контроля за гражданским обществом, но и не помогает его институтам формироваться и расти (отсутствует государственная поддержка, благоприятный режим законодательства, налогообложения и т. п.). Это стремление к идеалу правового демократического государства: чем свободнее и интенсивнее будет развиваться человек, индивиды, народ конкретного государства, тем быстрее его развитие будет (по некоторым направлениям) переходить в саморазвитие и формирование институтов гражданского общества.
Самоорганизация граждан и наличие неконтролируемых государством сфер так называемой гражданской активности (повторим, что в этом случае государство делает определенные волевые усилия по самоограничению собственной власти во имя полноценного развития всей системы) является важным симптомом благополучного развития всей системы, сравнимым с наличием иммунитета в организме. Иными словами, чем больше возможностей свободы информационного обмена предоставляет государство как управляющий субъект, являющийся частью системы (государство — общество), управляемому объекту (гражданскому обществу) в сфере самоидентификации и самоорганизации, тем меньше риск «заболевания» всей системы как единого организма, части которого могут влиять друг на друга. Как верно отмечал С. М. Петров, именно государство в данном случае может являться как рычагом, так и тормозом всего процесса. А инструментом данного процесса является, конечно, информация;
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Эволюция и революция — процессы, которые охватывают собой сложные органические изменения, т. е. их необходимым элементом являются процессы развития. Скачок и постепенность характеризуют сравнительно простые изменения. Они используются главным образом для характеристики неорганических процессов. Например, выветривание скалы вплоть до ее полного исчезновения — это постепенное изменение, а разрушение скалы в результате землетрясения — это скачкообразное изменение. Кстати, эволюционная теория Ж. Б. Ламарка и теория катастроф Ж. Л. Кювье суть не что иное, как попытки объяснения сложных органических процессов эволюции и революции с помощью неорганических понятий постепенности и скачка.
Примером редукционистского истолкования понятий эволюции и революции (в смысле неорганических понятий постепенного и скачкообразного изменений) является также их использование для характеристики масштабных геологических процессов. Последние, при всей вовлеченности в них биосферных процессов, остаются все же по своей природе неорганическими. В них нет процессов развития, нет восхождения от низшего к высшему, как это мы наблюдаем в живой природе.
Общественный прогресс — движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие — регресс — возврат общества к уже отжившим, отсталым формам. Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
— развитие производительных сил;
— развитие науки и технологии;
— увеличение свободы людей;
— совершенствование человеческого разума;
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других. Помимо этого прогресс имеет такую черту, как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
Формационный подход — оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации. Формации — это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе производства, например, между зависимым крестьянином и помещиком в период феодализма) и производительных силах (производители — трудящиеся, средства производства, орудия труда, заводы и фабрики). Основоположник формационного подхода К. Маркс выделял в развитии общества несколько формаций (этапов): первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм (первой фазой которого является социализм).
Цивилизационный подход был направлен против оценки истории общественного развития как единого мирового процесса и приписывания культуры всему человечеству в целом. Появилось понимание культуры как цивилизации. История развития человеческого общества рассматривалась в виде многообразия культур.
Цивилизация — понятие, имеющее несколько значений:
— цивилизация — этап развития человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству». Соотношение «первобытное варварство — цивилизация» было разработано антропологом Д. Морганом, выделявшим три стадии развития общества: дикость, варварство и цивилизацию;
— цивилизация — состояние общества в исторический период. Общество рассматривалось не как целостность, а в виде суммы «исторических типов» (греко-римская, романо-германская, западная цивилизации и т. д.). У каждой цивилизации существовали свои специфические черты, свои особенности социальной, экономической, политической и культурной жизни. Цивилизация понималась как обособленная история отдельного народа или государства, например, цивилизация ацтеков (так считали философы А. Тойнби, Н. Данилевский), или как завершающая фаза упадка культуры (О. Шпенглер);
— цивилизация — синоним культуры. Французские философы-просветители рассматривали «цивилизованное общество» как общество, основанное на идеалах справедливости и разума.
Таким образом, при изучении развития общества и культуры важно понимать разницу формационного и цивилизационного подходов. Культура может изучаться как единая линия человеческого развития («человеческая культура в целом», формационный подход, выделяющий общее для всех народов), а также как самобытная особенность каждого народа («локальная культура», цивилизационный подход, изучающий своеобразие каждой культуры).
Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юргеном Хабермасом, Э. Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвином Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).
В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира, создание единого правового, экономического и информационного пространства. Характерными чертами глобализации являются: усиление роли ТНК и транснациональные компании (ТНК) — хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите соотношения в понятиях: индивид, человек, индивидуальность и личность.
2. Что такое деятельность и каковы ее виды?
3. Что такое направленность и потребностно-мотивационная сфера?
4. Что такое истина и ее критерий?
5. Что такое стороны общения, и какие функции они выполняют?
6. Как вы понимаете конфликт и укажите виды его классификации?
7. Что такое потребности, способности и интересы?
8. Назовите типы мировоззрения.
9. Какие основные институты общества вы знаете?
10. Каково взаимоотношение общества и природы?
11. Как вы понимаете процесс глобализации?