Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Административно-общественный контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

Руководство организацией административно-общественного контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов. Как правило, он является трехступенчатым, но в крупных организациях возможно проведение 4-5 ступенчатого контроля.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Трехступенчатый контроль проводится:

Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и отдел охраны.

Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего структурного подразделения участка (бригады, смены). Контроль проводится каждый день, в течение рабочей смены, при этом проверяют:

Результаты проверки регистрируются в журнале, который должен храниться у руководителя участка – мастера, по установленной форме.

Вторую ступень контроля осуществляет начальник структурного подразделения (цех, отдел, производство или участок).

Периодичность проверок второй ступени – еженедельно согласно графика, утвержденного начальником структурного подразделения и согласованного со специалистом по охране труда.

На второй ступени проверяют:

Результаты проверки регистрируются в журнале.

Третья ступень контроля проводится комиссией по охране труда один раз в месяц. На ней проверяют:

По результатам контроля оформляется акт. В случае выявления нарушений оформляется предписание.

Для крупных организаций возможно проведение 4-5 ступенчатого контроля.

Четвертый этап проводится комиссией по охране труда, руководителями и главными специалистами аппарата управления. График проверок следует формировать таким образом, чтобы каждое производственное подразделение было проверено не реже 1 раза в полугодие.

Руководители и специалисты аппарата управления при посещении структурных подразделений по своим основным функциям обязаны проверять:

Пятый этап контроля может проводиться путем целевых проверок руководителями (заместителями генерального директора, начальниками управлений, отделов) и главными специалистами аппарата управления (управления промышленной безопасности и охраны труда, управления экологической безопасности и т.п.) в ходе посещения производственных объектов управлений.

Порядок проведения проверки:

Источник

Общественный контроль за охраной труда

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят:

— уполномоченные трудовых коллективов;

— специалисты по охране труда, гигиене и других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.

Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:

— улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);

— внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);

— решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

Источник

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Источник

Общественный контроль за охраной труда на предприятии

Вопрос охраны труда является важнейшим абсолютно для любой современной организации. Однако, несмотря на это, существующая практика насчитывает в себе огромное количество случаев, при которых нарушались права служащих. Именно для обеспечения максимальной защиты действующими нормами законодательства и были разработаны особые меры по данному вопросу.

С юридической точки зрения, охрана труда представляет собой широкое понятие, в которое входит огромное количество самых различных мер. Эти меры, в свою очередь, должны своевременно и качественно исполняться работодателями.

В целом можно выделить три основных направления охраны труда в нашем государстве:

Возникновение такого контроля в большинстве случаев связано с проявленной инициативой самим работодателем. Именно он вправе создать такой орган, как профсоюз. В задачи этого органа должно входить осуществление постоянного контроля над соблюдением прав сотрудников конкретной организации или предприятия.

Общественный контроль над соблюдением норм по охране труда

В современных положениях трудового законодательства достаточно большое количество внимания уделяется такому вопросу, как охрана труда. Однако наличие официальных норм еще вовсе не означает, что работодатели не должны предпринимать различные самостоятельные меры для того, чтобы обеспечить правам своих подчиненных максимальный уровень защиты. Именно поэтому на руководителей предприятия, а также на других ответственных лиц были возложены официальные обязательства по регулярному и своевременному выполнению внутри организации самых различных мер и мероприятий в области охраны труда.

Наиболее важной среди вышеуказанных мер, безусловно, будет являться создание специальной комиссии внутри учреждения. В ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие лица:

Если говорить об основных и наиболее важных функциях, которые будут возложены руководителем организации на созданный комиссионный орган, к таковым можно отнести следующие:

Организация общественного контроля в сфере охраны труда

Общественный контроль в сфере охраны труда представляет собой целую систему различных надзорных мероприятий, осуществление каждого из которых происходит с целью создания и последующего поддержания максимально безопасных условий работы сотрудников современных предприятий и организаций.

Выполнение данной задачи осуществляется с помощью регулирования следующих важных аспектов:

Сама процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда подразумевает под собой установление особых лиц, которые будут ответственны за качественное выполнение своих обязательств. Эти обязательства могут быть возложены на:

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы.

Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Работа таких органов регулируется положениями, которые утверждают, в свою очередь, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.

2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда непосредственно в организациях является многоуровневой:

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают на открытом ании на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

Журнал общественного контроля по охране труда

Журнал общественного контроля представляет собой особый внутренний документ компании, в который включается информация относительно различных мероприятий по охране труда, проведенных в конкретной организации. Помимо этого, такой документ может быть использован работодателем и в некоторых иных целях. В частности, туда могут помещаться сведения о различных проверках как регулярных, так и внеплановых.

Сама форма журнала может быть разработана и утверждена работодателем самостоятельно. Однако ответственному лицу необходимо проследить и за тем, чтобы она включала в себя следующие основные сведения:

После создания журнал должен быть пронумерован и прошнурован. В положенном месте также проставляется личная подпись лица, ответственного за ведение данного журнала. На подписи ставится и фирменная печать организации.

Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Смотреть картинку Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Картинка про Что такое общественный контроль законодательства по охране труда. Фото Что такое общественный контроль законодательства по охране труда

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

Органы общественного контроля в сфере охраны труда

Наиболее эффективной разновидностью общественного контроля в сфере охраны труда можно назвать тот, который осуществляется профсоюзными органами. Они представляют собой особые общественные организации, на которые возлагается большое количество различных функций. Все эти функции, в свою очередь, должны быть направлены на то, чтобы обеспечить защиту интересам и законным правам современных сотрудников.

Для выполнения возложенных функций профсоюзы наделяются следующими основными полномочиями:

1.6.4. Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за условиями и охраной труда является важной частью социального партнерства и осуществляется профессиональными союзами. Трудовой кодекс РФ в статье 370 установил, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Общественный контроль призван играть существенную роль в управлении охраной труда, выступая одновременно с двух сторон. С одной стороны – это “внутренний” контроль самих работников, с другой стороны – это “внешний” для работодателя или органа управления контроль “совокупного работника” в лице их объединений. Профсоюзные инспектора труда осуществляют “внешний” общественный контроль, для чего имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профессионального союза или объединения профсоюзов для проверки. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда осуществляют “внутренний” общественный контроль в той организации, от работников которой они выбраны. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: — осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; — защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; — осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; — принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; — принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; — принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; — принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; — обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Еще одной формой общественного контроля является принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа. Хорошо зная, что любое дело можно “заволокитить”, законодатель специальной статьей 372 Трудового кодекса РФ установил и расписал “Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов”. Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.

Итоги

Процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда состоит из следующих этапов, это:

Кем проводится общественный контроль

Ст. 370 ТК РФ постановляет, что контролирует ОТ на уровне общественности профсоюз (или другой уполномоченный локальный орган). Для этого им создается трудовая инспекция.

Профсоюзные организации и иные органы:

Если по каким-либо причинам в компании отсутствует профессиональный союз, всеми указанными правами наделяются уполномоченные трудовым коллективом лица по ОТ (избирающиеся путем общего голосования работников).

Основные задачи уполномоченных субъектов:

Важный факт — управленец должен обеспечивать требуемые для их работы условия, снабжать информацией и запрашиваемыми материалами различного характера.

Уполномоченные по охране труда:

Кроме того, согласно ст. 218 ТК РФ, для совместного обеспечения администрацией и сотрудниками требований охраны труда по инициативе любой из сторон могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда.

Нюансы их создания и деятельности прописываются в коллективном договоре, а состав – в приказе (распоряжении) управленца. Численность членов варьируется в зависимости от размера штата, производственной специфики и других особенностей хозяйствующего субъекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *