Что такое общественный продукт

Продукт общественный

Для первобытного общества важное значение имеют понятия жизнеобеспечивающего и избыточного П.о. Жизнеобеспечивающим является П.о., который абсолютно необходим для поддержания физического существования членов коллектива. Весь П.о., превышающий этот минимум, является избыточным. Избыточен он не в том смысле, что не может быть потреблен членами коллектива, а лишь в том, что и без него возможно их нормальное физическое, а тем самым и социальное существование. На ранних этапах эволюции первобытного общества весь создаваемый им продукт был жизнеобеспечивающим, что обеспечивало безраздельное господство первобытно-коммунистических, или коммунистических., социально-экономических отношений. В дальнейшем с развитием производительных сил возник избыточный продукт, что привело к изменениям в системе производственных отношений. Дальнейшее возрастание массы избыточного продукта повлекло за собой в конечном счете, возникновение частной собственности и переход от первобытного общества к классовому, цивилизованному.

По мере возникновения и развития эксплуатации на первый план выступает подразделение П.о. на необходимый и прибавочный. В применении к классовому обществу необходимым является продукт, который получают непосредственные производители материальных благ для удовлетворения как собственных потребностей, так и потребностей членов своих семей, прибавочным — продукт, который поступает классу эксплуататоров и используется им для любых целей, исключая лишь содержание непосредственных производителей материальных благ. Хотя прибавочный продукт возникает из избыточного, эти понятия не совпадают, так же, как не тождественны понятия жизнеобеспечивающего и необходимого продукта. В применении к классовому обществу нельзя говорить о жизнеобеспечивающем продукте вообще. Необходимо, прежде всего, выделить продукт, нужный для обеспечения физического существования производителей и членов их семей. Он составляет предел, ниже которого не может опуститься необходимый продукт. Однако в определенных условиях работники могли получать продукта больше, чем его необходимо для обеспечения физического существования их самих и членов их семей. В этом смысле необходимый продукт может включать не только жизнеобеспечивающий продукт, но и избыточный. Стоимость рабочей силы, например, при капитализме, включает средства, необходимые для удовлетворения не только материальных (пища, одежда, жилище), но и культ, потребностей рабочих и членов их семей.

После создания П.о. происходит его распределение, в результате которого каждый член общества получает в собственность, распоряжение или пользование причитающуюся ему долю П.о. За этим может сразу же наступить потребление этого продукта. В некоторых обществах собственно производством, распределением и потреблением исчерпываются все действия с общественным продуктом. В таких обществах никаких других социально-экономических отношений, кроме отношений распределения, которые одновременно являются и экономическими отношениями собственности, не существует.

Однако в большинстве обществ к этим действиям прибавляется обмен и соответственно отношения обмена. С возникновением товарообмена и появлением рыночной экономики возникает стоимостное выражение П.о. По стоимости он подразделяется на перенесенную стоимость и вновь созданную стоимость (национальный доход). С появлением стоимостного выражения П.о. возникает возможность включения в него, кроме стоимости вещей, цены различного рода услуг, что обычно и делается во всех странах с рыночной экономикой.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 364-365.

Маркс К. Введение (Из экон. рукописей 1857—1859 гг.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Он же. К критике полит, экономии: Предисловие // Там же. Т. 13; Он же. Капитал // Там же. Т. 23; Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Вып. 1—2. М., 1997—1999; Он же. Философия истории от истоков до наших дней. М., 1999.

Источник

Общественный продукт: сущность, показатели измерения

Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт

Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт

Что такое общественный продукт. Смотреть фото Что такое общественный продукт. Смотреть картинку Что такое общественный продукт. Картинка про Что такое общественный продукт. Фото Что такое общественный продукт

В широком смысле понятие «общественный продукт»используется для характеристики суммарного объема национального производства – всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года.

Для измерения общественного продуктаиспользуются различные макроэкономические показатели. К ним относятся валовой продукт (ВП), конечный продукт (КП), чистый продукт (ЧП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).

ВПисчисляется как сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивается сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.

Также считается и промежуточный продукт, т. е. продукт, используемый в течение года в процессе производства. В результате возникает повторный счет затрат сырья, материалов и т. п.,учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.

В целях исключения повторного счета используется показатель конечного продукта,рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктами.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.

Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производства.

ВВПявляется своеобразной модификацией ВНП, но, в отличие от последнего,определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.

На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности на территории страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности.

Различие между ВВП и ВНП двоякое.С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (зарплата, проценты, дивиденды и т. д.) С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране.

Когда ВНП превышает ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем жители данной страны за границей.

В большинстве стран в качестве основного показателя измерения общественного продукта используется показатель ВВП. В США и Японии в качестве основного используется показатель ВНП.

ЧНПпредставляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход – сумма доходов всего населения, полученная от труда и владения имуществом (землей, домами и капиталом).

Источник

Общественный продукт: сущность и структура

Говоря об общественном продукте, мы имеем в виду такую комбинацию имеющихся в обществе факторов производства, которая позволяет в течение одного года получать возможно большую массу товаров.

Экономисты, оставившие сколько-нибудь заметный след в теории воспроизводства, стремились раскрыть структуру общественного продукта по натурально-вещественному содержанию, функциональному значению и стоимости (ценности). Так, Ф.Кенэ, создавая экономическую таблицу, выделял из общественного продукта продукцию сельского хозяйства и промышленности, в пределах которых он разграничивал средства производства и предметы потребления.

А.Смит выделял две группы рабочих, одна из которых занята производством средств производства, а другая — предметов потребления.

К.Маркс на основе такой структуры общественного продукта обосновывал деление общественного производства на два соответствующих подразделения.

Такого же подхода к анализу общественного воспроизводства придерживался и Дж.М. Кейнс, однако применительно лишь к сфере обращения. Он не мог не заметить, что весь общественный продукт делится на две группы товаров: средства производства и предметы потребления. Но особенность его подхода состоит в том, что при определениивеличины потребления он вычитает из всей совокупности продаж средства производства (по определению Кейнса, это то, что предприниматели покупают друг у друга) и получает объем продаж предметов потребления, справедливо утверждая, что в своем движении они подчиняются несколько отличающимся закономерностям.

Стоимостная структура общественного продукта является важнейшей проблемой исследования общественного воспроизводства, ибо последняя выступает как проблема возмещения всего общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Первое наиболее полное представление о стоимостной структуре общественного продукта мы находим у К.Маркса, показавшего, что структура стоимости как отдельного товара, так и общественного продукта, состоит из двух частей, соответствующих участвующим в самом процессе производства двум факторам (материально-вещественному и личному), а именно: из материальных затрат и вновь созданной стоимости. Последняя включает необходимый продукт (необходимый для воспроизводства рабочей силы) и прибавочный продукт (необходимый для расширения производства, а также удовлетворения общественных потребностей).

Стоимостную структуру общественного продукта рассматривал и Дж.М. Кейнс. Но и здесь, как и в исследовании натурально-вещественного состава общественного продукта, он исходил не только из процесса производства, но и из процесса обращения, где стоимостная структура получала свой завершенный вид.

Согласно западной экономической мысли, в стоимостной структуре общественного продукта выделяются четыре элемента:

1) издержки использования (U);

2) факториальные издержки (F);

3) добавочные издержки (V);

4) совокупный доход предпринимателей (D).

Издержки использования (U) определяются из следующего уравнения:

где К’— первоначальная стоимость данных основных средств плюс затраты на их содержание и улучшение;

В’ — затраты на содержание и улучшение основных средств производства. Поскольку средства производства использовались для производства продукции, то издержки (В’) не были израсходованы на их содержание и улучшение, поэтому они и вычитаются из К’, т.е. остается только первоначальная стоимость основных средств;

К— текущая ценность (стоимость) капитального оборудования к концу периода, т.е. остаточная стоимость основных средств производства после завершения производства, а также остаток незавершенного производства и готовой продукции;

А’— стоимость законченной продукции, купленной предпринимателями друг у друга и использованной для производства данной продукции.

Второй элемент — факториальные издержки, которые представляют собой суммы, уплачиваемые предпринимателем другим «факторам производства» за их текущие услуги и выступающие как доход этих факторов, исключая других предпринимателей. Итак, факториальные издержки F — это: 1) заработная плата; 2) процент на ссудный капитал; 3) земельная рента, т.е. доходы нефункционирующих собственников:

Сумма издержек использования и факториальных издержек называется непосредственными издержками, которые предприниматели стремятся довести до минимума, чтобы получить максимальный доход.

Третий элемент стоимостной структуры общественного продукта — это добавочные издержки, под которыми следует понимать обесценение оборудования или превышение фактических издержек использования над предполагаемым обесценением. Речь идет о моральном износе оборудования V. В целом издержки производства I можно представить в следующем виде:

Четвертый элемент стоимостной структуры — это доход (D) предпринимателя в отличие от совокупного дохода общества. Под доходом предпринимателя имеется в виду прибыль, которая достается функционирующему собственнику (предпринимателю) и которая определяется как превышение стоимости товара (W) над издержками (U+F+V).

В целом стоимостная структура общественного продукта имеет формулу:

Такое представление стоимостной структуры является более конкретным и в большей степени соответствует современной рыночной экономике.

При оценке общественного продукта возникает ряд трудностей.

Поэтому общественный продукт определяется в рыночных ценах. Так как большинство товаров создано для рынка, они получают рыночную цену, и здесь проблем не возникает. Труднее обстоит дело с продукцией или услугами, не имеющими рыночной цены. Безвозмездные услуги государства (оборона, правовая защита, образование) рассчитываются по стоимости издержек, которые фактические сложились в момент оказания этих услуг.

Собственное производство на предприятиях (фирмах), например изготовление какого-либо станка для своих собственных нужд, оценивается по сопоставимым ценам. Услуги в домохозяйствах, выполняемые самими членами семьи, не выносятся на рынок, их учет чрезвычайно сложен, поэтому при определении величины общественного продукта они не учитываются.

В экономической литературе и хозяйственной практике имеют место два подхода к определению величины общественного продукта. Согласно одному подходу, основанному на марксистской теории, совокупный общественный продукт — результат материального производства, а поэтому услуги не включаются в стоимость данного продукта. Такой подход многие годы использовался в нашей стране.

Мировая хозяйственная практика (при подсчете общественного продукта) исходит из того, что масса производственных товаров включает не только материальные блага, но и услуги врача, налогового инспектора, банков или государства и других, а поэтому общественный продукт есть результат двух сфер народного хозяйства — материального производства и сферы услуг. Показателем, характеризующим величину общественного продукта, является валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой внутренний продукт и система взаимосвязанных показателей

Валовой внутренний продукт является обобщающим экономическим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны и только с использованием факторов производства данной страны.

Валовой внутренний продукт рассчитывается тремя методами:

1) по доходам: суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ, частных предприятий, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и органов государственного управления в виде налогов на производство и импорт;

2) по расходам: суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственное потребление), на капиталовложения и сальдо внешней торговли;

3) по добавленной стоимости (производственный метод): суммируется стоимость условно чистой продукции всех сфер экономики.

Добавленная стоимость (ДС) — это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и отражающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль, амортизацию, процент за кредит и т.д.

Стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретены у поставщиков, в создании которых конкретное предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость не включается. Иначе говоря, добавленная стоимость — это валовая продукция предприятия, или рыночная цена произведенной продукции, за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию, ибо основные. фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции. В советской практике этот показатель носил название «условно чистая продукция».

Анализ показателя ВВП по методу расчета добавленной стоимости (или отраслям) • позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП. Если рассмотреть структуру ВВП по отраслям за ряд лет, то можно охарактеризовать осуществляемую в стране структурную политику на основе изменения его структуры и развития отдельных отраслей.

Валовой национальный продукт (ВНП) — второй важнейший макроэкономический показатель.

Валовой национальный продукт, в отличие от валового внутреннего продукта, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

ВНП, исчисленный в текущих рыночных ценах, называется номинальным. Для получения истинной величины ВНП — реального ВНП — необходимо очистить номинальный ВНП от влияния инфляции, т.е. применить индекс цен. Например, в США в начале 90-х годов ВНП в текущих ценах составил 5570 млрд. долл., а в постоянных ценах (1982 г.) — 4254 млрд. долл. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором.

Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:

Таким образом, реальный ВНП будет равен отношению номинального ВНП к индексу цен, умноженному на 100%.

В нашей стране до недавнего времени основными макроэкономическими показателями были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД).

СОП представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг только в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо, энергию и других, т.е. не был свободен от повторного счета.

Главное требование при расчете показателей ВВП и ВНП — чтобы товары и услуги, произведенные в обществе за год, учитывались только один раз, что вызывает необходимость исчисления конечной и промежуточной продукции.

Конечная продукция — это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Если суммировать произведенные в стране товары и услуги во всех отраслях экономики, неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем ВНП. Поэтому вводится показатель чистого национального продукта.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это созданный валовой национальный продукт за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Формула его определения: ЧНП == ВНП — А, где ЧНП — чистый национальный продукт; ВНП — валовой национальный продукт; А—амортизация.

Еще одним важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

Национальный доход, согласно американской статистике, определяется как сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, т.е. оценивается по так называемой факторной стоимости за вычетом косвенных, налогов.

Национальный доход может быть исчислен двумя способами или методами (схема 12.1.3). Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя. В хозяйственной практике различают произведенный и использованный НД.

Произведенный НД— это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД — это произведенный НД за вычетом потерь от бедствий, ущерба при хранении и т.д. и внешнеторгового сальдо.

В российской практике НД разбивается на два фонда: фонд потребления — часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, управление государством, образование и т.д.) и фонд накопления— часть НД, обеспечивающая развитие

Исследованием национального дохода занимались экономисты У.Петти ещё в 1664 г. пытался анализировать доходы в обществе и их распределение. Он составил баланс доходов и расходов населения Англии того времени, доход он сводил к сумме доходов всего населения, полученных с земли, домов, капиталов и труда.

Проблемы национального дохода изучали А.Смит и Д.Рикардо. Они определяли стоимость всего общественного продукта суммой доходов общества, исключая при этом входящую в стоимость продукта стоимость средств производства. Ж.де Сисмонди не делал различий между величинами годового продукта общества и национального дохода.

К.Маркс рассматривал национальный доход как вновь созданную стоимость в масштабе общества, созданную живым трудом наемных рабочих.

Современные западные экономисты, разделяя взгляд Ж.Б. Сэя на национальный доход, согласно которому каждый вид деятельности приносит одинаковый доход независимо от профессии и сферы деятельности, утверждают, что национальный доход создается государственными чиновниками, военнослужащими, церковнослужителями и другими.

Ряд отечественных ученых, опираясь на марксистскую политэкономию, возражают: по их мнению, экономически не оправданно включение в НД доходов от деятельности полицейского, юриста, работника средств массовой информации, государственного чиновника. Представители этих профессий оказывают специфические услуги, которые не имеют отношения к процессам общественного производства и увеличивают показатель национального дохода приблизительно на 20-30%.

Относительно новым для нашей экономической науки является показатель чистого экономического благосостояния1^, который применяется в дополнение к показателю «валовой национальный доход». Дело в том, что валовой национальный доход не дает удовлетворительной картины экономического благосостояния. Это происходит по следующим причинам: во-первых, валовой национальный продукт включает ряд элементов (например, амортизацию), которые непосредственно не отражаются на индивидуальном благосостоянии; во-вторых, этот показатель не включает ряд элементов, которые могут прямо и непосредственно влиять на уровень благосостояния и определять его. Влиять на уровень благосостояния могут такие не учитываемые в валовом национальном продукте элементы, как, например, досуг. Предположим, что человек решил по мере того, как становится богаче, работать меньше и получать физическое удовлетворение от свободного времени так же, как от товаров и услуг. Тогда валовой национальный продукт снижается, даже если благосостояние растет. Поэтому, чтобы скорректировать физическое удовольствие от досуга, должна быть внесена положительная поправка в валовой национальный продукт. В результате этого выходим на показатель чистого экономического благосостояния. Но это так называемое косвенное влияние на уровень экономического благосостояния, которое трудно учесть.

При оценке чистого экономического благосостояния надо учитывать также уровень населения, определяемый как соотношение реальных потребностей граждан и возможностей их удовлетворения. Здесь происходит оценка не только текущих денежных доходов населения и фактического потребления, но и наличие денежных сбережений, количество и качество накопленного домашнего имущества, жилья, услуг, здравоохранения и просвещения.

Кроме того, для объективной оценки чистого экономического благосостояния необходимо учитывать расслоение населения по уровню доходов. Валовой внутренний продукт этого отразить тоже не может. Здесь следует использовать коэффициент Джини. Этот коэффициент показывает характер распределения всей суммы доходов населения между его отдельными группами. При равномерном распределении доходов в обществе коэффициент Джини равен нулю. Чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем ближе коэффициент к единице.

Если свободное время косвенно влияет на уровень экономического благосостояния, то теневая экономика прямо и непосредственно определяет уровень экономического благосостояния, хотя это не отражается количественно в показателе валового национального продукта, но при этом следует иметь в виду, что не вся теневая экономика оказывает положительное воздействие на уровень экономического благосостояния. Определение теневой экономики в этом плане может быть следующим: это есть не контролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами и социальными группами. Эти отношения включают все неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. При этом в структуру теневой экономики входят:

1) криминальная экономика — встроенная в официальную экономику экономическая преступность (хищения; подпольная, полностью скрываемая от всех форм контроля экономическая деятельность: наркобизнес, азартные игры, проституция; общеуголовная преступность против личной собственности граждан как форма внеэкономического перераспределения доходов: грабежи, разбои, кража личного имущества, рэкет);

2) фиктивная экономика — официальная экономика, дающая фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные (приписки);

3) неформальная экономика — система неформальных взаимодействий экономических субъектов, базирующаяся на личных отношениях и непосредственных контактах между ними и дополняющая или заменяющая официально установленный порядок организации и реализации экономических связей;

4) нелегализованная вторая экономика — скрываемые от контроля виды индивидуальной и кооперативной деятельности, т.е. либо запрещенные законом, либо не зарегистрированные в установленном порядке.

Третий и четвертый элементы прямо и непосредственно увеличивают объем показателя чистого экономического благосостояния, а первый и второй элементы такого влияния не оказывают.1

В рамках изучения макроэкономики интересно проследить связь форм собственности, превалирующих в различных секторах экономики, с состоянием предприятий и развитием соответствующих отраслей, что позволит оценить эффективность использования той или иной формы собственности в конкретной сфере. Это позволяет государству проводить целенаправленную политику через административно-правовые и экономические методы для стимулирования экономического роста в конкретных областях хозяйства страны и дает основание для проверки теоретических взаимосвязей на опыте. Эти вопросы раскрываются при рассмотрении понятия собственности в макроэкономике.

В рыночной экономике форма связей рыночная. Это значит, что все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму бытия: натурально-вещественную и денежную. Эти формы не просто сосуществуют, а противостоят друг другу. Направления их движения противоположны.

Исходным пунктом, доминантой экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, с другой стороны, представляют собой и конечный продукт экономического оборота, и его конечную цель. Производство, в конечном счете, функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, на заработную плату, поземельный, за владение автомобилем и другие), а получают от государства заработную плату и жалованье, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату).

Трансфертные платежи — это передача доходов, не требующая каких-либо прямых ответных услуг экономического характера.

Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (налог с оборота, промы-/ еловый налог, акциз) и прямые налоги (на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, премий, льготных займов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций.

Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйствующего субъекта — мирового хозяйства. Постоянное повторение и продолжение этих процессов составляют содержание общественного воспроизводства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *