Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Общественный прогресс

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Источник

Циклическая и формационная концепции общественного прогресса

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Понятие общественного прогресса ввели в домарксистской социологии французские материалисты. Что понимается под общественным прогрессом?

Возникает вопрос, возможно ли вообще говорить об общественном прогрессе человеческого общества в целом, наблюдается ли постоянное восхождение человечества по качественным ступеням «вверх», и если «да», то каковы критерии этого прогрессивного восхождения.

Между тем, история человеческого общества сложна и противоречива, поэтому уместен и более общий вопрос: существует ли вообще генеральная линия общественного развития, общая направленность человеческой истории?

В социальной философии, в философии истории сложились два проти­воположных направления понимания закономерностей социального бытия: Г) концепции циклических исторических круговоротов; 2) концепции единого мирового исторического процесса.

1. В рамках буржуазной философии и социологии XX в. получили распространение концепции циклического развития общества. Идеи локальных исторических циклов разрабатывали итальянский философ Дж. Вико, русский философ Н. Данилевский, отечественные мыслители Я Сорокин и Я. Гумилев, немецкий философ истории и культуры О. Шпенглер, английский историк и философ А, Тойнби и др.

Наибольшей популярностью и последовательностью обладала концепция Освальда Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1914). Во-первых, он выделил 8 основных уникальных культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, культуру майя, а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру. Во-вторых, он считал, что каждая уникальная культура подчиняется жесткому биологическому ритму, с фазами ее развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат». В пределах общего «цикла» эволюции каждая культура проходит два этапа: 1) этап восхождения культуры; 2) этап ее угасания. Цивилизация, с точки зрения Шпенглера, это этап «окостенения» органической жизни культуры и ее распад, что сопровождается мировыми войнами.

Аналогичных взглядов на историю человечества придерживался Арнольд Тойнби, разработавший теорию циклических кругооборотов. По Тойнби, всемирная история слагается из совокупности относительно замкнутых локальных цивилизаций, он их насчитывал от 21 до 13 (кроме второстепенных). Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Цивилизации отличаются ведущими в них религиями (буддизм, христианство, ислам и др.), и общий прогресс человечества заключается в духовном совершенствовании и сближении на основе слияния мировых религий в единую.

2. Концепции единой мировой истории развивали французский философ Вольтер, немецкий философ Гегель, марксисты и др.

Разрабатывая идею общественного прогресса, представители французского Просвещения XVIII в. утверждали: «Золотой век человечества не позади, а впереди». Вольтер говорил: «Разум всегда восторжествует», а Кондорсе провозгласил: «Способность человеческого рода к совершенству безгранична».

Классическая концепция единого исторического процесса была дана
Гегелем, который усматривал смысл мировой истории в постепенном
восхождении к свободе («прогресс духа в сознании свободы»). История
человеческого общества имеет три этапа: древние восточные народы полагали,
что свободен только один человек; греки и римляне выделили группу
свободных людей; и только германские народы поняли, что свободны все
люди. Цель истории является целью духа «свобода гражданина

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

в гражданском обществе».

Карл Маркс представил развитие человеческого общества как естественно-исторический процесс в виде закономерной последовательности смены общественно-экономических формаций. При этом общественно-экономическая формация (ОЭФ) понимается как определенная историческая ступень в развитии общества.

Марксистская теория выделила в истории человечества пять основны: ступеней поступательного развития ОЭФ:

Каждая из ОЭФ есть шаг по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, некая объективная общественная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит объективное развитие способов общественного производства.

Источник

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД.

В современном мире существуют различные типы обществ, резко отличающиеся между собой по многим параметрам. Изучение истории общества показывает, что это многообразие существовало и раньше, причем много лет назад преобладали такие типы общества (рабовладельческое общество, полигамные семьи, община, каста…), которые в наши дни встречаются крайне редко. В объяснении многообразия типов общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два концептуальных подхода – формационный и цивилизационный (Таблица 2). Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.

Идея о том, что общество в своем прогрессивном развитии проходит некоторые универсальные этапы, была впервые высказана еще А.Сен-Симоном. Однако относительно законченную форму формационный подход получил только в середине 19 в. в социальном учении К.Маркса, объясняющим процесс развития человечества как прогрессивное восхождение от одной формы общества (формации) к другой. В 20 в. марксистский подход был догматизирован советским обществоведением, в котором закрепилось представление о концепции пяти способов производства как единственно верной интерпретации марксовой теории формаций.

Понятие «общественно-экономическая формация» в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории общества. Маркс исходил из следующей установки: если человечество закономерно поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». По определению Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. С.442).

Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.). Таким образом, специфическая общественно-экономическая формация – это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.

В рамках «советского марксизма» закрепилось мнение, что с точки зрения формационного подхода человечество в своем историческом развитии обязательно проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и грядущую коммунистическую («реальный социализм» рассматривался как первая фаза коммунистической формации). Именно эта схема, закрепившаяся в 1930-е, получила позже среди критиков название концепции-«пятичленки»

Переход от одной общественной формации к другой осуществляется путем социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между, с одной стороны, вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и, с другой стороны, устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении антагонистических противоречий и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованном в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни. Так создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т.д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской социальной концепции значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой развития общества, а политические революции – «локомотивами истории».

Главной долгосрочной тенденцией развития общества в марксовой теории считается «возврат» к бесклассовому и неэксплуататорскому обществу, но уже не первобытному, а высокоразвитому – обществу «по ту сторону материального производства». Между первобытностью и коммунизмом находятся общественные системы, основанные на частнособственнической эксплуатации (рабство, феодализм, капитализм). После достижения коммунизма дальнейшее развитие общества не остановится, но экономический фактор перестанет играть роль основного «мотора» этого развития.

Марксова концепция формационного развития общества, как признает большинство современных обществоведов, имеет несомненные сильные стороны: она четко называет основной критерий периодизации (развитие экономики) и предлагает объяснительную модель всего исторического развития, позволяющую сравнивать друг с другом разные общественные системы по их степени прогрессивности. Но у нее есть и слабые стороны.

Во-первых, формационный подход концепции-«пятичленки» предполагает однолинейный характер исторического развития. Теория формаций была сформулирована Марксом как обобщение исторического пути Европы. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Эти страны он отнес к так называемому «азиатскому способу производства». Он высказал идею, что на основе этого способа производства образуется особая формация однако подробного анализа этого вопроса он не провел. Между тем большая часть докапиталистических обществ развивалась именно в странах Востока, и для них не были типичны ни рабы, ни феодалы (по крайней мере, в западноевропейском понимании этих классов). Позже исторические исследования показали, что и в Европе развитие некоторых стран (например, России) довольно трудно «подогнать» под схему смены пяти формаций. Таким образом, формационный подход в его традиционном виде создает большие трудности для понимания многообразия, многовариантности развития общества.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается, прежде всего, под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в этой теории лишь как винтик мощного объективного механизма. Таким образом, принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс при этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Противники же формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, но не менее важную роль играет, как многие считают, духовно-нравственная жизнь.

В-четвертых, формационный подход содержит, по мнению многих критиков (например, К.Поппера), элементы провиденциализма (предопределенности). Концепция формаций предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые (рабовладельческую, феодальную и капиталистическую) к бесклассовой коммунистической формации. Маркс и его ученики затратили много усилий для практического доказательства неотвратимости победы социализма, где на смену рыночному саморазвитию приходит государственное регулирование всех параметров жизни общества. Создание после Второй мировой войны «социалистического лагеря» считалось подтверждением формационной теории, хотя «социалистические революции» в Восточной Европе отражали не столько преимущества «коммунистических идей», сколько геополитическую экспансию СССР. Когда же в 1980-е подавляющее большинство стран «социалистического лагеря» отказались от «строительства коммунизма», это стали рассматривать как доказательство ошибочности формационной теории в целом.

Хотя формационная теория Маркса подвергается сильной критике, но доминирующая в современном обществоведении парадигма развития общества, концепция постиндустриального общества, разделяет почти все основные принципы марксовой теории, хотя и выделяет другие этапы развития общества.

Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества

Эти три общественные системы различаются по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам (см.также ЭКОНОМИКА). Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6–8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (18–19 вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (со второй половины 20 в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Современное общество – это переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Марксистская теория общественных формаций и институциональная теория постиндустриального общества покоятся на сходных принципах, единых для всех формационных концепций: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс.

Источник

Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация

Урок 2. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Конспект урока «Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация»

Мы уже с вами знаем, что общество – это динамически развивающаяся система. Говоря о развитии общества, принято употреблять 2 термина – социальные изменения и социальное развитие. Можно ли говорить о том, что эти термины синонимы? Или всё-таки они отличаются друг от друга по своему содержанию? Давайте попробуем в этом разобраться.

Под социальными изменениями принято понимать любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

В свою очередь социальное развитие – это социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

Как мы с вами видим, данные термины синонимами не являются. То есть социальные изменения – это любые перемены, а когда мы говорим о социальном развитии, то имеем в виду прогресс или регресс в развитии общества или отдельных его сфер.

Общественный прогресс – это развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Прогресс общества – довольно относительное явление. Существуют области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести. Например, возьмём сферу духовной жизни. Давайте посмотрим на две известные картины: это – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, а это – «Портрет Галы» Сальвадора Дали.

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какая из работ художников наиболее прогрессивна? Согласитесь, ответить на этот вопрос однозначно достаточно трудно.

Также мы можем с вами говорить о том, что любой прогресс может быть противоречив, так как достижения в одной сфере общественной жизни могут обернуться проблемами в другой. Например, современного человека довольно трудно себе представить без использования различных гаджетов: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и многих других. Которые, с одной стороны, действительно облегчают жизнь их владельцам, а с другой стороны – массовое использование гаджетов приводит к серьёзным проблемам: психологической зависимости, дорожно-транспортным происшествиям, социальной отчуждённости и так далее.

А всё-таки, что же можно считать критериями общественного прогресса?

К ним можно отнести: развитие производительных сил; развитие науки и техники; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.

Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.

Кстати, некоторые мыслители говорят, что развитие общества происходит не прогрессивно или регрессивно, а циклично.

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Это так называемая теория исторического круговорота, согласно которой общество в целом либо его отдельные сферы (политика, культура и другие) движутся в своём развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.

Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее.

Ни одно общество не развивается только по одному отдельно взятому сценарию, ведь любое общество — это довольно сложная система, поэтому принято говорить о многовариантности развития общества.

Классификация типов обществ

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:

· по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);

· по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);

· по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;

· по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;

· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;

· по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.

Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).

Линейный подход к изучению развития общества

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

Линейный подход рассматривает развитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.

В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.

Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.

Стадиальный подход предлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подхода выделяют 5 этапов развития общества:

· «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.

· «Переходное общество». Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.

· «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.

· «Период зрелости» – это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.

· «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.

Формационный подход. Формация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить базис и надстройку.

Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства.
Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).

На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:

· первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;

· рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;

· коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.

Маркс считал, что политическая власть, отношения между социальными группами зависят от того, какой способ производства в обществе существует. Сменится способ производства – изменится и надстройка. Например, произошёл переход от феодального к капиталистическому способу производства – абсолютная монархия изжила себя, появляются демократические институты и представительная демократия, происходит разделение властей, развивается гражданское общество и так далее.

Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.

Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Любое современное общество непосредственно связано с таким понятием, как глобализация — это процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Принято выделять следующие причины глобализации:

· переход от индустриального общества к информационному;

· развитие высоких технологий;

· развитие мировой экономики;

· появление новых коммуникационных технологий.

Говоря простым языком, мир становится всё более открытым для любого рода отношений: политических, экономических, социальных, культурных. Мир всё более осознаёт своё единство.

Какие самые яркие проявления глобализации мы можем назвать?

· деятельность транснациональных корпораций — компаний, владеющих производством в нескольких странах;

· единые финансовые рынки. Например, международные фондовые биржи, на которых можно вложить свои деньги в ценные бумаги производств из разных стран мира;

· экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

· деятельность международных экономических и финансовых организаций;

· открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

У глобализации есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Картинка про Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода. Фото Что такое общественный прогресс по мнению сторонников формационного подхода

К положительным сторонам можно отнести:

· свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

· снижение издержек производства, увеличение прибыли;

· возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

· сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

· развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

К отрицательным сторонам принято относить:

· нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (так называемая проблема Севера и Юга);

· стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

· препятствия для развития отечественного производства;

· утрата специфики национальных культур;

· насаждение единого стандарта потребления.

Одним из проявлений глобализации является нарастание глобальных проблем. Специфика данных проблем заключается в том, что они универсальны – общие для всего человечества; от их решения зависят судьбы человечества; могут быть решены только совместными усилиями.

Можно выделить следующие группы проблем.

Между общностями людей (интерсоциальные): проблема предотвращения войны; проблема «Север — Юг»; социальные противоречия внутри отдельных стран.

Между обществом и природой: загрязнение окружающей среды; энергетическая, сырьевая, продовольственная; освоение Мирового океана, космоса.

Между человеком и обществом: демографическая; образовательная; проблема преодоления отрицательных последствий НТР; проблема здоровья человека.

От решения данных проблем зависит будущее человечества в целом.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. В чём заключается многовариантность общественного развития?

2. Что такое общественный прогресс?

3. Что такое глобализация?

4. Какие проблемы человечества можно отнести к глобальным?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *