Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Понятие общественного прогресса

Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравненияТрадиционное (аграрное) общество
Особенности исторического процессаДлительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами.
Отношения общества и природыГармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
Особенности экономического развитияВедущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель.
Социальная структура обществаЖёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
Положение личности в обществеЛичность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.

Критерии для сравненияИндустриальное (западное) общество
Особенности исторического процессаРезкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны.
Отношения общества и природыСтремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
Особенности экономического развитияПреобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
Социальная структура обществаОткрытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Критерии для сравненияПостиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процессаЭволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
Отношения общества и природыОсознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума».
Особенности экономического развитияПреобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций.
Социальная структура обществаОткрытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.

Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.

Источник

Общественный прогресс.

Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.

Критерии прогресса.

Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:

Социальный критерий это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.

Альтернативные теории.

Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).

На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.

Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.

Источник

Общественный прогресс

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

Развитие человеческого разума.

Совершенствование нравственности людей.

Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Прогресс науки и техники.

Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).

Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.

Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация— задержка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Источник

В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм.

В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.

Понятие и свойства общественного прогресса

Общественный прогресс – это определенное движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс – движение назад, возвращение к отсталому.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Общественный прогресс – это то, что будет происходить в любом случае, как и развитие природы, но от политических и экономических показателей зависит интенсивность изменений.

Задача прогресса – улучшать, но проблема в том, что в некоторых случаях возможны и ухудшения. Например, развитие автомобильной промышленности привело к загрязнению воздуха в крупных городах.

Критерии общественного прогресса

Выделяется четыре базовых критерия общественного прогресса. В данном случае под критерием понимается характеристика или описание. Рассмотрим детальнее определение и смысл каждого критерия.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Социальный

Социальный критерий отражает уровень развития общества в целом. Индикаторами выступают политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Сегодня средний класс – один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Экономический критерий многие ученые считают ключевым, так как он оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенностью экономики является и ее основа, то есть на чем базируется доход.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

В наибольшей опасности в 21 веке находятся страны, чья экономика базируется на энергоресурсах.

Духовный

Говоря о духовном прогрессе, оценивают роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Есть определенные противоречия, так как в зависимости от культуры, то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Научно-технический

В большинстве случаев прогресс ассоциируется именно с этим критерием – развитием науки и техники, появлением новых продуктов и инструментов. Такой подход не раскрывает всей полноты понятия общественного прогресса.

Пути проявления прогресса в обществе и их признаки

Существует два пути, по которым реализуется прогресс в обществе. Осуществление преобразований всегда предполагает введение изменений или корректировок. Разница между путями заключается в интенсивности применения тех или иных новшеств.

Реформа

Реформа – это медленные, последовательные, поступательные преобразования в отдельных сферах жизни. В большинстве случаев затрагивается не более двух сфер, чаще всего одна.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Не предполагается смена власти или режима даже при проведении политических преобразований.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Эти виды разнятся в зависимости от последствий, происходящих в обществе.

Революция

Под революцией понимается метод, когда используются насильственные приемы преобразования. Затрагиваются все или почти все сферы жизни.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

К трем базовым критериям относятся:

изменение текущего строя на кардинально новый, как правило, противоположный прежнему;

резко меняются многие аспекты повседневной жизни;

изменение происходит в несколько скачков и сопровождается применением силы.

План революционных преобразований, как правило, не учитывает социальный и духовный аспекты.

Противоречивость общественного прогресса

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:

Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.

Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:

создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству. Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект.

Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.

Источник

Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация

Урок 2. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Конспект урока «Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация»

Мы уже с вами знаем, что общество – это динамически развивающаяся система. Говоря о развитии общества, принято употреблять 2 термина – социальные изменения и социальное развитие. Можно ли говорить о том, что эти термины синонимы? Или всё-таки они отличаются друг от друга по своему содержанию? Давайте попробуем в этом разобраться.

Под социальными изменениями принято понимать любые перемены, которые происходят в течение некоторого времени в социальных общностях, институтах, организациях.

В свою очередь социальное развитие – это социальные изменения, направленные либо в сторону совершенствования, либо в сторону деградации.

Как мы с вами видим, данные термины синонимами не являются. То есть социальные изменения – это любые перемены, а когда мы говорим о социальном развитии, то имеем в виду прогресс или регресс в развитии общества или отдельных его сфер.

Общественный прогресс – это развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Прогресс общества – довольно относительное явление. Существуют области общественной жизни, к которым это понятие сложно отнести. Например, возьмём сферу духовной жизни. Давайте посмотрим на две известные картины: это – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, а это – «Портрет Галы» Сальвадора Дали.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какая из работ художников наиболее прогрессивна? Согласитесь, ответить на этот вопрос однозначно достаточно трудно.

Также мы можем с вами говорить о том, что любой прогресс может быть противоречив, так как достижения в одной сфере общественной жизни могут обернуться проблемами в другой. Например, современного человека довольно трудно себе представить без использования различных гаджетов: мобильных телефонов, компьютеров, планшетов и многих других. Которые, с одной стороны, действительно облегчают жизнь их владельцам, а с другой стороны – массовое использование гаджетов приводит к серьёзным проблемам: психологической зависимости, дорожно-транспортным происшествиям, социальной отчуждённости и так далее.

А всё-таки, что же можно считать критериями общественного прогресса?

К ним можно отнести: развитие производительных сил; развитие науки и техники; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

Общественный регресс – это развитие от высшего к низшему, деградация, утрата способности выполнять те или иные функции.

Когда мы говорим о прогрессе или регрессе, мы также можем встретить такой термин, как стагнация – это застой, временная остановка в развитии.

Кстати, некоторые мыслители говорят, что развитие общества происходит не прогрессивно или регрессивно, а циклично.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Это так называемая теория исторического круговорота, согласно которой общество в целом либо его отдельные сферы (политика, культура и другие) движутся в своём развитии по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

Существует два основных пути развития общества: эволюция и революция.

Эволюция – это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств. Могут происходить стихийно и организованно.

Революция – это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которые ведут к изменению основы существующего социального строя.

Например, в ходе Октябрьской революции в России произошло изменение социальной структуры общества, системы управления страной, формы правления, политической власти и так далее.

Ни одно общество не развивается только по одному отдельно взятому сценарию, ведь любое общество — это довольно сложная система, поэтому принято говорить о многовариантности развития общества.

Классификация типов обществ

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Существует достаточно много типов обществ, классификацию которых можно произвести по определённым критериям:

· по способу передачи информации принято выделять: дописьменные, письменные общества и общество экранной культуры (это мы с вами, получающие информацию из телевизора, интернета, фильмов и т. д);

· по степени дифференциации общества принято выделять: простые общества (то есть социально однородные) и сложные общества (где присевают разделения на различные социальные группы, например богатых и бедных);

· по степени открытости принято выделять: закрытые и открытые общества. В этом случае возможно и использование термина социальная мобильность – это возможность перехода из одной социальной группы в другую. Примером закрытого общества может быть кастовое общество Индии, где переход из касты в касту невозможен. Пример открытого общества – это наше современное общество, где люди с лёгкостью пользуются социальной мобильностью;

· по уровню формации принято выделять: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество;

· по уровню развития: развитые, развивающиеся, отсталые общества;

· по уровню технического и технологического развития общества принято выделять: традиционные, индустриальные, постиндустриальные (информационные) общества.

Принято выделять два подхода к изучению развития общества: линейный и нелинейный (локально-цивилизационный).

Линейный подход к изучению развития общества

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

Линейный подход рассматривает развитие общества как процесс перехода от одной стадии развития к другой, от низших ступеней к высшим.

В рамках линейного подхода можно выделить: технологический, стадиальный и формационный подходы.

Суть технологического подхода заключается в том, что все общества проходят по ступенькам этой лестницы развития: одни быстрее, другие медленнее. Кто-то уже вступил в информационную эпоху, а кто-то до сих пор живёт в рамках традиционного общества, но в общем и целом процесс развития так или иначе будет у всех одинаков.

Стадиальный подход предлагает учитывать не только уровень развития техники, но и благосостояние общества, то есть насколько удовлетворены потребности основной массы членов общества. В рамках стадиального подхода выделяют 5 этапов развития общества:

· «Традиционное общество», которое характеризуется замедленностью развития, преобладанием аграрного сектора, низким уровнем производительности труда и потребления, за исключением небольшой части элиты.

· «Переходное общество». Этот этап связан с переходом к рыночному хозяйству, массовому товарному производству и капиталистическому обществу.

· «Период сдвига» – это период промышленных революций и начала индустриализации.

· «Период зрелости» – это время окончания индустриализации и появления высокоразвитых стран.

· «Эра высокого уровня массового потребления», в которую входят наиболее передовые современные страны.

Формационный подход. Формация – это исторический тип социально-экономического развития общества на основе определённого способа производства материальных благ.

Автор этого подхода, немецкий философ Карл Маркс, говорил о том, что в развитии общества можно выделить базис и надстройку.

Базис – это то, на чём основано общество. Экономическая сфера или способ производства.
Согласно Марксу, способ производства включает в себя производительные силы (техника, технологии, квалификация работников) и производственные отношения (в первую очередь отношения собственности, то есть кому принадлежат средства производства).

На основании этого Маркс выделял пять видов формаций:

· первобытнообщинная (первичная) формация. Основана на общественной (общинной) собственности на средства производства, характерно социальное равенство, уравнительное распределение;

· рабовладельческая формация. Основана на частной или частно-государственной собственности, основные производители – это рабы, то есть присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· феодальная формация. Также основана на частной или частно-государственной собственности, производители находятся в личной зависимости от землевладельцев, присутствует внеэкономическое принуждение к труду;

· капиталистическая формация. Основана на частной собственности, рыночных отношениях и наёмном труде;

· коммунистическая формация. Основана на общественной собственности на средства производства, присутствует высокий уровень развития производительных сил и принцип распределения: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Надстройка – это все остальные отношения: политические, социальные, духовные и так далее.

Маркс считал, что политическая власть, отношения между социальными группами зависят от того, какой способ производства в обществе существует. Сменится способ производства – изменится и надстройка. Например, произошёл переход от феодального к капиталистическому способу производства – абсолютная монархия изжила себя, появляются демократические институты и представительная демократия, происходит разделение властей, развивается гражданское общество и так далее.

Смена общественно-экономических формаций происходит вследствие несоответствия производственных отношений уровню развития производительных сил, то есть, когда производственные отношения начинают тормозить, происходит смена формаций. Например, крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства, что в итоге привело к смене формации.

Нелинейный (локально-цивилизационный) предполагает, что каждая цивилизация уникальна и неповторима, развивается по собственному, только ей присущему пути. Все цивилизации объединяет только то, что они проходят через одинаковые этапы: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

Цивилизация – это устойчивая культурно-историческая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

В основе различия цивилизаций, по мнению сторонников данного подхода, лежат не технологии, а своеобразие духовной культуры, в первую очередь, религии.

Любое современное общество непосредственно связано с таким понятием, как глобализация — это процесс интеграции (сотрудничества, взаимодействия) всех стран и народов в разных областях деятельности; возрастание взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов.

Принято выделять следующие причины глобализации:

· переход от индустриального общества к информационному;

· развитие высоких технологий;

· развитие мировой экономики;

· появление новых коммуникационных технологий.

Говоря простым языком, мир становится всё более открытым для любого рода отношений: политических, экономических, социальных, культурных. Мир всё более осознаёт своё единство.

Какие самые яркие проявления глобализации мы можем назвать?

· деятельность транснациональных корпораций — компаний, владеющих производством в нескольких странах;

· единые финансовые рынки. Например, международные фондовые биржи, на которых можно вложить свои деньги в ценные бумаги производств из разных стран мира;

· экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;

· деятельность международных экономических и финансовых организаций;

· открытость мира в сфере культуры, информации, личных контактов.

У глобализации есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Смотреть картинку Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Картинка про Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс. Фото Что такое общественный прогресс в обществознании 10 класс

К положительным сторонам можно отнести:

· свободное перемещение товаров и капиталов (возможность продавать и производить там, где это наиболее выгодно);

· снижение издержек производства, увеличение прибыли;

· возможность воспользоваться плодами НТР в странах, где нет возможности вести собственные научные исследования;

· сближение интересов разных государств, стремление к взаимному учёту интересов в международных отношениях;

· развитие социокультурного единства – способствует пониманию и отказу от ксенофобии.

К отрицательным сторонам принято относить:

· нарастание разрыва в уровне развития и благосостояния населения развитых и развивающихся стран (так называемая проблема Севера и Юга);

· стремление высокоразвитых стран к лидерству приводит к взрыву национализма в развивающихся странах;

· препятствия для развития отечественного производства;

· утрата специфики национальных культур;

· насаждение единого стандарта потребления.

Одним из проявлений глобализации является нарастание глобальных проблем. Специфика данных проблем заключается в том, что они универсальны – общие для всего человечества; от их решения зависят судьбы человечества; могут быть решены только совместными усилиями.

Можно выделить следующие группы проблем.

Между общностями людей (интерсоциальные): проблема предотвращения войны; проблема «Север — Юг»; социальные противоречия внутри отдельных стран.

Между обществом и природой: загрязнение окружающей среды; энергетическая, сырьевая, продовольственная; освоение Мирового океана, космоса.

Между человеком и обществом: демографическая; образовательная; проблема преодоления отрицательных последствий НТР; проблема здоровья человека.

От решения данных проблем зависит будущее человечества в целом.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. В чём заключается многовариантность общественного развития?

2. Что такое общественный прогресс?

3. Что такое глобализация?

4. Какие проблемы человечества можно отнести к глобальным?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *