Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Конспект урока по обществознанию 7 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваЧто такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболеваОткрытый урок по обществознанию

в 7 классе по УМК О.Б.Соболева, Р.П. Корсун

Учитель: Головина М.Г.- МБОУ СОШ№8

Тема: «Четвертая ветвь власти?»

1. Познакомить учащихся с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество.

2. Способствовать формированию умения видеть противоположные стороны одной и той же проблемы, анализировать, аргументировать свою позицию.

3. Способствовать формированию нравственных качеств личности, выработке гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный.

Работа над понятиями и терминами: средства массовой информации (СМИ), информационное общество, четвертая власть.

Оборудование: компьютер, схемы « Роль СМИ в жизни человека»,

«Шкала мнений», О.Б. Соболева «Рабочая тетрадь» к учебнику

I . Организация класса.

II .Мотивация. Постановка проблемы.

Учащимся предлагается провести игру «Испорченный телефон» по рядам. Сидящим на первых партах дается информация, которую они должны запомнить и быстро (например, за 2 минуты) передать сидящим сзади.

1 ряд. Запомни и передай: «Информация должна быть понятна сапожнику, булочнику и домохозяйке. Тогда правительство вынуждено будет прислушиваться к общественному мнению». Последний на вашем ряду, получив данную информацию, должен поднять руку.

3 ряд. Запомни и передай: «Те, кто причиняет ущерб своему народу и подавляет его, провоцирует недовольства и жалобы». Последний на вашем ряду, получив данную информацию, должен будет подойти к столу учителя.

По окончании игры последние участники докладывают информацию, которая сравнивается с оригиналом.

С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

Что произошло с информацией после того, как вы ее передали?

Почему так получилось?

Кто несет ответственность?

Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Или, может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может быть, она не столько полезна, сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей или не следовать? Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет? Попробуем ответить на эти вопросы.

III .Работа над понятиями (групповая работа).

1 группа. Термин «информационное общество» самостоятельная работа по печатной тетради з.1 с.71, з.2 с.72 и текстом учебника с.137-138.

2 группа. Сформулировать определение понятия «СМИ».

— Выберете из набора выражений, что относится к СМИ и внесите в схему в рабочей тетради на с. 72: гулять по улице; смотреть телевизор; болтать с приятелем; читать газету; читать журнал; познакомиться с рекламой; посмотреть кино; посетить магазин; слушать радио; сходить в кафе; подготовить доклад по литературе, используя Интернет.

3 группа. Четвертая власть.

Учащиеся получают задание: объяснить часто встречающееся выражение «СМИ – четвертая власть».

Учащимся предлагается определение, в которое необходимо вставить пропущенные слова и объяснить, почему именно эти слова здесь необходимы.

Выражение «СМИ – четвертая власть» означает, что СМИ в ___________

обществе должны находиться в конструктивной ________ к трем__________ власти: _______,_______ и _______.

Пропущенные слова: законодательной, оппозиции, ветвям, исполнительной, демократической, судебной.

После выполнения работы каждая группа представляет свое задание, объясняет, какую формулировку и почему выбрала.

IV. Роль СМИ в жизни человека.

— Один из отцов американской демократии, президент США Томас Джефферсон, почти 200 лет назад писал: «Если бы я должен решать, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее». Что имел в виду Томас Джефферсон, говоря о том влиянии, которое могут оказывать СМИ на общество?

Работа в группах: Прочтите текст «Как влияют СМИ на нашу повседневную жизнь» и составьте схему.

Выступление представителей от групп. Итогом становится схема (записать в тетрадь).

Источник

Разработка урока по обществознанию на тему «Что такое общество?»

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Описание разработки

Цель урока:

— закрепить понятия Общество, сферы общественной жизни, страна, государство.

Задачи:

— Проанализировать общество как человеческий организм;

— Дать характеристику сферам общества;

— Определить роль сообществ в жизни людей;

— Задуматься над ролью человека в обществе.

Ход урока.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами начали изучать новый для вас предмет – Обществознание. Что изучает этот предмет?

Ответ: этот предмет изучает общество и людей

Учитель: давайте с вами вспомним что же означает понятие Общество?

1. Общество – это группа людей, объединенных общими интересами, например, Гринпис.

2. Общество – это группа людей, объединенных происхождением, например, дворянское общество.

3. Обществом называют определенную ступень в развитии человечества, например, первобытное общество.

Учитель: совершенно верно. Почему понятие Общество имеет много значений, и какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?

Ответ: общество – многозначное понятие, так как дает представление о разных сторонах жизни людей. Наиболее важного понятия поэтому нет, они все важны для обществознания.

Учитель: Следующее понятие, о котором мы вспомним – это сферы общества. Что это такое?

Ответ: Сферы – это части общества, которые включают в себя определенные отношения, например, власть – это политическая сфера, образование и религия – духовная, общение – социальная, производство – экономическая.

Учитель: дома вы должны были сделать проект, взяв за основу схему, которую мы зарисовали на прошлом уроке и наполнить ее своими картинками, фотографиями или вырезками из газет или журналов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Как правило, такую работу делают не все ученики класса, а лишь 5-7 человек. На демонстрацию и защиту проектов уходит примерно 15 минут. Ученики выходят к доске, показывают свой проект и объясняют, почему в ту или иную сферу были помещены именно такие картинки. За основу берется схема:

Фотографии работ учеников можно посмотреть в приложении.

Учитель: как вы считаете, какая из сфер общества самая главная?

Ответ: они все одинаково важны.

Учитель: Используя знания об обществе, определите в каком значении употребляются понятия: «древнее общество» (ступень в развитии), «театральное общество»(по интересам), «высшее общество»(по происхождению).

А теперь вспоминаем понятия страна и государство. Я буду читать предложения, а вы будете отвечать, какое понятие они характеризуют.

1. На севере Россию омывают воды Северного ледовитого океана(страна)

2. Во главе России находится президент (государство)

3. Россия является республикой (государство)

4. Столица России – Москва (страна)

5. На востоке Россия граничит с Китаем, Монголией (страна)

Так чем же различаются эти понятия?

Ответ: страна – географическое понятие, а государство – политическое.

Учитель: теперь для закрепления материала вам предлагается небольшая самостоятельная работа, в которой вам нужно будет определить предложенные словосочетания и слова к одной из сфер жизни общества.

На выполнение работы отводится 5-7 минут. Работы собираются. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки. Наиболее активными были Прохоров И., Якупова М., Сантимова А., Сорокина А., Павлов И., они получили отметку «5». Сукочев А., Шабанов С., Лобанов Е., Новичкова Н., Коренкова А. получили отметку «4». Харитонов И. и Салов Н. получили отметку «3».

Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Что объединяет меня в рамках одного общества с мальчишкой (или девчонкой), живущем в городе на другом континенте или на другом краю нашей большой страны?»

Источник

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Смотреть картинку Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Картинка про Что такое общество 7 класс конспект урока соболева. Фото Что такое общество 7 класс конспект урока соболева

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по теме «что такое общество?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общество

Цель: продолжить формирование четкого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.

2. Общество и природа.

3. Общество и культура.

4. Науки об обществе.

I. Работа по теме урока.

– Что такое общество?

С этим понятием учащиеся уже встречались, поэтому целесообразно предложить им самостоятельно дать определение понятия «общество», или учитель, используя прием «мозговой штурм» или «корзина идей», предлагает учащимся назвать все, что им известно об этом понятии. Можно организовать выполнение самостоятельной работы по теме «Общество» на стадии Вызов, предложив учащимся заполнить таблицу:

Понятия «общество», «социум» достаточно распространены. Общество нельзя определить только как объединение отдельных индивидов, при определении понятия общества акцент делается на совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности, которые объединяют людей.

«Социо» – лат. глагол, означает соединить, объединить, затевать совместный труд.

Общество – общность, союз, сотрудничество.

– Какова цель общества?

Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных совместными интересами.

– Когда возникло общество? Вспомните историю возникновения человеческого общества. Назовите первые человеческие сообщества и их характерные черты.

(Первобытное стадо кровнородственная община соседская община).

В шестом тысячелетии до н. э. возникли общества, совершенно не похожие на первобытные. Для них характерно появление городов, имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное правление.

Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать такие понятия, как «страна», «государство», «общество».

Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (парламент, правительство).

Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Различают различные трактовки понятия «общество».

Общество – надиндустриальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм).

Общество – надорганическая система бытия (П. Сорокин).

Общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий (М. Вебер).

Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К. Маркс).

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.

Американский социолог Эдвард Шилз выделил следующие признаки общества :

1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью;

5) у него собственное название и история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его оплачивает общая система ценностей (обычаев, тради ций, норм, законов, правил, нравов), которую называют мировоззрением.

В науке общество рассматривается как сложная динамичная система, развивающаяся на своей собственной основе.

– Что же такое система? Что она собой представляет?

Система – это комплекс взаимодействующих элементов (Людвиг фон Берталанфи).

Системный подход к обществу означает, что общество воспринимается как целостная система элементов, находящихся в тесной взаимосвязи.

Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.

Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.

Рассматривая общество как целостную социетальную (т. е. суперсложную многоуровневую социальную систему), можно сказать, что оно представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов.

Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность).

Если мы рассматриваем общество как систему, то ее подсистемами принято считать следующие черты сферы общественной жизни:

1) экономическая (ее элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

2) социальная (состоит из классов, социальных групп, индивидов, наций и их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом;

3) политическая (включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, общественные организации, их политические и правовые взаимоотношения;

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют явления духовной культуры).

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Общество может быть элементом более широкой системы – экосистемы, которая состоит из двух подсистем – общества и природы.

Изучая общество, динамику его развития, перспективы, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) общество – это целостная система;

2) система находится в постоянном движении и развитии;

3) все элементы и подсистемы общества находятся в единстве и во взаимосвязи;

4) в процессе развития в обществе происходит постоянное накопление изменений, которые ведут к его качественному изменению;

5) развитие общества предполагает взаимодействие противоположных аспектов, явлений, тенденций, которые находятся во внутреннем единстве и выступают источником его развития.

6) необходимо соблюдать преемственность в отношении к прошлому этапу – при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне.

Некоторые основные функции общества:

1) производство материальных благ и обмен результатами производства;

2) духовное воспроизводство;

3) воспроизводство человека;

4) регламентация поведения, деятельности и управления.

Таким образом, в широком, философском смысле общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей.

В узком смысле под обществом понимают большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

При рассмотрении вопроса «Типы человеческих обществ» организуется работа в группах. Класс разбивается на четыре группы.

1-я группа изучает раздел «Общества охотников и собирателей»;

2-я группа – «Огороднические общества»;

3-я группа – «Аграрные общества»;

4-я группа – «Индустриальные общества».

Учащиеся, изучив материал, готовят выступления, объясняют назначение каждых типов обществ.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Первобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами – несколько десятков человек. Их жизнь проходила в постоянном поиске пищи. Такие коллективы часто вели кочевой образ жизни, перемещаясь вслед за животными – объектами охоты или меняя место жительства, когда собираемой пищи становилось недостаточно. Структура таких обществ была простой. Все занимались одним и тем же: мужчины – охотой, женщины – собирательством и примитивным «домашним хозяйством» («домов», как правило, еще не было). В таких обществах фактически не было имущественного неравенства. Добытое на охоте делилось между всеми. Уже существовали религиозные верования, магические обряды и ритуалы. Древние охотники оставили первые произведения искусства – наскальную живопись и другие виды художественного творчества.

Некоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодняшнего дня. Например, бушмены Юго-Западной Африки и аборигены Центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

Модификации обществ аграрного типа еще принято называть традиционными цивилизациями или традиционными государствами (обществами). Помимо Древнего Египта они появились в Шумере, на Крите в IV–III тысячелетии до нашей эры и стали очагами нового типа социальной организации. Несколько позже возникают похожие цивилизации в Китае и Индии и других регионах. С возникновением традиционных цивилизаций связаны следующие важные изменения:

1) появление письменности;

2) возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности;

3) появление централизованной государственной власти;

4) появление писаного права или закона;

5) формирование религиозной организации и сложных религиозных доктрин;

6) накопление первых научных знаний.

Подавляющая часть населения занималась сельским хозяйством. Города представляли собой островки в земледельческом мире. Высокая культура традиционных цивилизаций была достоянием лишь незначительной части населения.

Традиционные государства вели постоянные войны, обороняясь или нападая. Военные катастрофы стали причиной падения многих из них.

Огромную роль в этих обществах играла религия. Религиозные и государственные организации были очень тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, традиционные общества-государства имели довольно сложную социальную структуру, делились на множество групп и слоев. Принадлежность к тому или иному слою, как правило, наследовалась. Очень ярко было выражено социальное неравенство. Большинство древних традиционных государств были рабовладельческими.

Традиционные государства возникали и гибли на протяжении тысячелетий. Если первые традиционные государства исчезли с лица земли еще в начале нашей эры, а некоторые – и намного раньше, то другие, возникшие гораздо позже, просуществовали вплоть до XIX в. и были окончательно вытеснены индустриальной цивилизацией.

4. Промышленные, или индустриальные, общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.

Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. Невозможно перечислить все виды деятельности, характерные для него.

Традиционные общества изменялись крайне медленно. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвали широкое распространение образования в индустриальных обществах.

Если в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от его происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением людей «странствующих профессий» – прежде всего торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой.

В традиционных обществах большинство населения жило своей жизнью, почти не зависящей от государственной власти. Она лишь изредка напоминала о себе – в случае сбора налогов или военных приготовлений. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества.

Традиционные общества были «сегментарными». Это означает, что они состояли из множества отдельных, самодостаточных «сегментов», связи между которыми не играли большой роли в выживании этих сегментов. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи.

В конце XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Но к этому вопросу мы еще вернемся.

Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными». Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. О процессе модернизации также речь впереди.

Немецкий социолог Ф. Тённис (1855–1936) предложил важное разграничение между обществом и общиной.

По Тённису, в основе индивидуальных действий человека и его коллективной деятельности лежит воля.

Община представляет собой допромышленное, традиционное общество, которое основано на семейных, эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.

Общество – это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчужденный, более механический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.

К. Маркс предложил типологию общественных формаций: первобытнообщинную, классовую, включающую рабовладельческий строй, феодализм и капитализм, а также коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.

Каждый новый этап общественного развития характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Это связано с передачей материально-технического, управленческого, технологического и духовно-культурного наследия.

– Как вы думаете, в результате чего происходит развитие общества?

– Что выступает движущими силами развития общества?

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В обществе происходят как относительно медленные изменения, так и более быстрые. Источники этих изменений находят:

а) в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, Л. Чижевский, Л. Гумилев);

б) в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу);

в) в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин).

Каждый из этих источников оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни.

Движущими силами развития общества выступают:

а) социальные противоречия,

б) производительные силы,

в) способ производства и обмена,

г) разделение труда,

д) действия больших масс людей, народов,

е) социальные революции,

ж) потребности и интересы,

з) идеальные мотивы и т. д.

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Эта система сосуществует с природой и использует для своего развития природные факторы, ресурсы и условия (климат, географическая среда, полезные ископаемые и т. д.).

Начиная с глубокой древности, мыслители пытались объяснить причины развития общества, его движущие силы и направления движения. Социальное развитие осуществляется эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным путями.

– Что такое эволюция, революция, прогресс, регресс?

Эволюция (лат., развертывание ) – развитие.

Революция (лат., переворот ) – глубокое качественное изменение в развитии общества.

Реформа (лат., преобразовывать ) – преобразование, изменение, переустройство.

– Каковы основные отличия реформ от революций?

– Может ли реформа быть альтернативой революции? Приведите примеры.

– Почему действия реформаторов у современников чаще всего вызывают критику?

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Регресс – обратное движение от высшего к низшему.

Деградация – возврат к уже отжившим структурам и отношениям.

З а д а н и е. № 1, с. 17 учебника.

– Что дает человеку общество? Что человек дает обществу?

Ответы оформить в таблице:

Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь.

– Докажите, что, борясь за выживание, наши предки сформировали сплоченные человеческие коллективы. Что это за коллективы?

Фундаментальная основа существования человеческого общества – это необходимость в совместной деятельности, в обмене результатами этого труда. Чем более сложную деятельность осуществляют люди в рамках общества, чем более различен их труд, тем выше плотность социальных связей в таком обществе. А чем больше социальных связей, тем более развитым считается общество, тем большие возможности оно может предоставить человеку.

Человеческое общество принципиально отличается от сообщества животных. Жизнь в животном коллективе естественна, возникает сама собой и генетически наследуется. Животные в таком сообществе связаны биологически. Общество – внебиологический способ связи людей. Умение жить в обществе не передается человеку вместе с генами; человек в процессе деятельности, общения с людьми постигает законы общества, формы и правила человеческого общежития.

З а д а н и е. Работа с документом, с. 16–17. Ответить на вопросы к документу.

II. Закрепление изученного.

1-я группа – выполнить задание № 2, с. 17.

2-я группа – № 3, с. 17.

3-я группа – № 4, с. 17.

Домашнее задание: § 1, с. 7–10 учебника под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *