Что такое общество для детей
Урок по теме «Что такое общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
Дата: 06 февраля 2013 г
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: Что такое общество
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «общество»
Задачи урока: развивать личностные, коммуникативные регулятивные УУД (содействовать развитию гражданской сознательности,
формировать критическое мышление учащихся, способствовать развитию речи, логического мышления,развивать коммуникативные навыки)
Организация начала урока
Приветствие, проверка готовности учебных предметов, выявление отсутствующих
— как вы считаете с кем человеку проще всего общаться?
-как можно общим понятием назвать, все что вы назвали?
-как вы считаете, важно ли человеку знать законы и правила общества, в котором он живет и общается?
-попробуйте определить тему нашего урока?
К концу нашего урока мы с вами будем знать, что такое общество, каким оно бывает, уметь выявлять признаки общества и отличать общество от группы людей.
Обратите внимание на опорные слова, которые помогут нам в работе.
Общество, признаки, взаимодействие людей, деятельность
Подготовка к усвоению новых знаний
-почему нельзя подружиться с Маугли?
-какая главная потребность человека отличает его
— как он может её реализовать?
-где он может её реализовать?
Подготовка к учебной деятельности
(цель: выявления признаков общества)
Работая с полученным текстом, вы должны будете не просто ответить на вопрос, который вам задан, но и аргументировать свою точку зрения
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
В зале шумно только что закончился доклад молодого ученого о его экспедиции в далекую страну и о положении там редких животных. Каждый их присутствующих высказывает своё мнение и предлагает разные меры для помощи в их охране.
Можно ли назвать описанную группу людей обществом. Обоснуйте своё мнение.
Зима. Все вокруг покрыто снегом. На реке лёд. Но берег реки не пуст. Около большой проруби собрались люди. Здесь можно увидеть и совсем молодых людей, и подростков, и людей пожилого возраста. Он раздеты и с удовольствием смотрят на темную холодную воду реки. Минута и начнется купание. Все станет жарко и весело как в летний день.
У каждой группы учащихся текст, работая с которым они должны определить является ли описанной сообщество –обществом и аргументировать свой ответ, самостоятельно выделив какие-либо признаки общества
Подведение итогов работы в группах
коллективное выведение определения понятия «общество» и его характерных признаков:
итак какой же вывод можно сделать, что такое общество?
Общество – это группа взаимодействующих людей, объединённых общими целями, задачами, интересами, деятельностью.
Однако у слова общество может быть несколько значений.
Приведите пример обществ, которые вы знаете (общество охраны природы, филателисты, общество любителей старинных машин, и т. д.)
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.
Народ – население той или иной страны.
Человечество – люди, человеческий род.
Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.
Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Очень много примеров, когда ребёнок, отбившись от человеческого общества, превращался в того зверёныша, среди которых он вырос. Например, герой мультипликационного фильма «Маугли» – черноволосый мальчик, рос и воспитывался в джунглях среди волков и стал совершенно своим в мире животных, соблюдал их законы, а в кругу людей, куда он попал во взрослой жизни, ему было очень сложно понять законы общества.
Как вы понимаете, что такое общество?
Какую часть общества называют страной, народом?
Какую часть общества можно назвать семьей?
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.
Самая маленькая часть общества – это семья.
Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.
Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.
Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?
Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.
У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.
Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.
На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.
Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.
В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.
Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.
Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.
Разбор типового тренировочного задания:
Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы
Урок по окружающему миру по теме «Общество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»
4 класс УМК «Школа 2100»
Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края
Цели и задачи урока
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
— учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
— формирование социально одобряемых форм поведения.
презентация «Что такое общество»;
Запись песни «Дружба»
Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)
— Как узнать внутренний мир человека?
— Назовите врождённые признаки человека?
— А какие приобретённые вы знаете?
— Расскажите о положительных эмоциях?
— Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
— Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
— А характер? Это что такое?
Откройте учебник на стр. 28
-Прочитайте вопрос ( Вспомни, что ты знаешь о значении слова «общество»?)
Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
— Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.
— Давайте поможем Илюше разобраться. Чем по вашему мнению отличаются «Общество охотников» и «Общество защиты животных»?
Слайд : «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!».
Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
Ученики: Нет, это только призыв к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».
Слайд добавляет фразу: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
— Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121
ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)
Что объединяет людей на третьем рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды «Спартак»»? (Да.)
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
— Давайте прочитаем второй абзац.
Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД
Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
— Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?
Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)
Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
А теперь давайте рассмотрим такие ситуации
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
— Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:
«Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки – КОМПРОМИСС.
Разрешение конфликта (на доске)
Уход от решения проблемы
— Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД
Два козлика.
— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
— Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
— Как бы вы поступили на месте козликов?
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте тетради на стр. 15
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
— А что такое конфликт?
Не забывайте о чувстве юмора
Критикуйте поступки, но не человека
Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
Будьте хорошим слушателем
Будьте справедливы и терпимы к людям
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
Не повышайте голоса.
А сейчас давайте споём вашу любимую песню «Дружба».
Домашнее задание. стр.28-31 Тетрадь с. 15-17
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».
Конспект урока по теме «что такое общество?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Что такое общество
Цель: продолжить формирование четкого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей.
Тип урока: изучение нового материала.
1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.
2. Общество и природа.
3. Общество и культура.
4. Науки об обществе.
I. Работа по теме урока.
– Что такое общество?
С этим понятием учащиеся уже встречались, поэтому целесообразно предложить им самостоятельно дать определение понятия «общество», или учитель, используя прием «мозговой штурм» или «корзина идей», предлагает учащимся назвать все, что им известно об этом понятии. Можно организовать выполнение самостоятельной работы по теме «Общество» на стадии Вызов, предложив учащимся заполнить таблицу:
Понятия «общество», «социум» достаточно распространены. Общество нельзя определить только как объединение отдельных индивидов, при определении понятия общества акцент делается на совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности, которые объединяют людей.
«Социо» – лат. глагол, означает соединить, объединить, затевать совместный труд.
Общество – общность, союз, сотрудничество.
– Какова цель общества?
Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных совместными интересами.
– Когда возникло общество? Вспомните историю возникновения человеческого общества. Назовите первые человеческие сообщества и их характерные черты.
(Первобытное стадо кровнородственная община соседская община).
В шестом тысячелетии до н. э. возникли общества, совершенно не похожие на первобытные. Для них характерно появление городов, имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное правление.
Чтобы выяснить суть понятия «общество», следует различать такие понятия, как «страна», «государство», «общество».
Страна – часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (парламент, правительство).
Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Различают различные трактовки понятия «общество».
Общество – надиндустриальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (Э. Дюркгейм).
Общество – надорганическая система бытия (П. Сорокин).
Общество – взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий (М. Вебер).
Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности (К. Маркс).
Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей.
Американский социолог Эдвард Шилз выделил следующие признаки общества :
1) оно не является частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данного объединения;
3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями;
4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью;
5) у него собственное название и история;
6) оно обладает собственной системой управления;
7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его оплачивает общая система ценностей (обычаев, тради ций, норм, законов, правил, нравов), которую называют мировоззрением.
В науке общество рассматривается как сложная динамичная система, развивающаяся на своей собственной основе.
– Что же такое система? Что она собой представляет?
Система – это комплекс взаимодействующих элементов (Людвиг фон Берталанфи).
Системный подход к обществу означает, что общество воспринимается как целостная система элементов, находящихся в тесной взаимосвязи.
Общество – это такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды.
Самодостаточность – стабильность отношений взаимообмена с окружающими системами и способность контролировать этот взаимообмен в интересах своего функционирования.
Рассматривая общество как целостную социетальную (т. е. суперсложную многоуровневую социальную систему), можно сказать, что оно представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции. Оно постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и социальные качества индивидов и групп индивидов.
Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность).
Если мы рассматриваем общество как систему, то ее подсистемами принято считать следующие черты сферы общественной жизни:
1) экономическая (ее элементы: материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из классов, социальных групп, индивидов, наций и их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом;
3) политическая (включает в себя государство, партии, общественно-политические движения, общественные организации, их политические и правовые взаимоотношения;
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые образуют явления духовной культуры).
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.
Общество может быть элементом более широкой системы – экосистемы, которая состоит из двух подсистем – общества и природы.
Изучая общество, динамику его развития, перспективы, необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) общество – это целостная система;
2) система находится в постоянном движении и развитии;
3) все элементы и подсистемы общества находятся в единстве и во взаимосвязи;
4) в процессе развития в обществе происходит постоянное накопление изменений, которые ведут к его качественному изменению;
5) развитие общества предполагает взаимодействие противоположных аспектов, явлений, тенденций, которые находятся во внутреннем единстве и выступают источником его развития.
6) необходимо соблюдать преемственность в отношении к прошлому этапу – при полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение общества.
Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне.
Некоторые основные функции общества:
1) производство материальных благ и обмен результатами производства;
2) духовное воспроизводство;
3) воспроизводство человека;
4) регламентация поведения, деятельности и управления.
Таким образом, в широком, философском смысле общество – это исторически сложившаяся, развивающаяся сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей.
В узком смысле под обществом понимают большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.
При рассмотрении вопроса «Типы человеческих обществ» организуется работа в группах. Класс разбивается на четыре группы.
1-я группа изучает раздел «Общества охотников и собирателей»;
2-я группа – «Огороднические общества»;
3-я группа – «Аграрные общества»;
4-я группа – «Индустриальные общества».
Учащиеся, изучив материал, готовят выступления, объясняют назначение каждых типов обществ.
1. Общества, живущие охотой и собирательством. Первобытные охотники и собиратели жили небольшими коллективами – несколько десятков человек. Их жизнь проходила в постоянном поиске пищи. Такие коллективы часто вели кочевой образ жизни, перемещаясь вслед за животными – объектами охоты или меняя место жительства, когда собираемой пищи становилось недостаточно. Структура таких обществ была простой. Все занимались одним и тем же: мужчины – охотой, женщины – собирательством и примитивным «домашним хозяйством» («домов», как правило, еще не было). В таких обществах фактически не было имущественного неравенства. Добытое на охоте делилось между всеми. Уже существовали религиозные верования, магические обряды и ритуалы. Древние охотники оставили первые произведения искусства – наскальную живопись и другие виды художественного творчества.
Некоторые общности, ведущие такой образ жизни, сохранились до сегодняшнего дня. Например, бушмены Юго-Западной Африки и аборигены Центральной Австралии обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким и дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни: крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.
Модификации обществ аграрного типа еще принято называть традиционными цивилизациями или традиционными государствами (обществами). Помимо Древнего Египта они появились в Шумере, на Крите в IV–III тысячелетии до нашей эры и стали очагами нового типа социальной организации. Несколько позже возникают похожие цивилизации в Китае и Индии и других регионах. С возникновением традиционных цивилизаций связаны следующие важные изменения:
1) появление письменности;
2) возникновение городов как центров управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности;
3) появление централизованной государственной власти;
4) появление писаного права или закона;
5) формирование религиозной организации и сложных религиозных доктрин;
6) накопление первых научных знаний.
Подавляющая часть населения занималась сельским хозяйством. Города представляли собой островки в земледельческом мире. Высокая культура традиционных цивилизаций была достоянием лишь незначительной части населения.
Традиционные государства вели постоянные войны, обороняясь или нападая. Военные катастрофы стали причиной падения многих из них.
Огромную роль в этих обществах играла религия. Религиозные и государственные организации были очень тесно связаны между собой. Как уже отмечалось, традиционные общества-государства имели довольно сложную социальную структуру, делились на множество групп и слоев. Принадлежность к тому или иному слою, как правило, наследовалась. Очень ярко было выражено социальное неравенство. Большинство древних традиционных государств были рабовладельческими.
Традиционные государства возникали и гибли на протяжении тысячелетий. Если первые традиционные государства исчезли с лица земли еще в начале нашей эры, а некоторые – и намного раньше, то другие, возникшие гораздо позже, просуществовали вплоть до XIX в. и были окончательно вытеснены индустриальной цивилизацией.
4. Промышленные, или индустриальные, общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации в Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.
Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.
Профессиональная структура индустриального общества гораздо сложнее, чем в обществах традиционных. Невозможно перечислить все виды деятельности, характерные для него.
Традиционные общества изменялись крайне медленно. Темп изменения и обновления в индустриальном обществе неизмеримо выше. Рост научного знания и усложнение профессиональной деятельности вызвали широкое распространение образования в индустриальных обществах.
Если в традиционном обществе человек, как правило, наследовал свое социальное положение и не мог его изменить, то в индустриальном обществе социальное положение человека определяется собственными усилиями и в очень малой степени зависит от его происхождения. Человек в традиционном обществе проводил свою жизнь там, где он родился (за исключением людей «странствующих профессий» – прежде всего торговцев). Для индивида индустриального общества смена места жительства становится нормой.
В традиционных обществах большинство населения жило своей жизнью, почти не зависящей от государственной власти. Она лишь изредка напоминала о себе – в случае сбора налогов или военных приготовлений. В индустриальном обществе государство контролирует фактически все сферы жизни общества.
Традиционные общества были «сегментарными». Это означает, что они состояли из множества отдельных, самодостаточных «сегментов», связи между которыми не играли большой роли в выживании этих сегментов. Индустриальное общество представляет собой единое целое благодаря сложному разделению труда, а также развитой системе транспорта и связи.
В конце XX в. развитые индустриальные общества подошли к новому рубежу в своем развитии. Но к этому вопросу мы еще вернемся.
Развитие индустриальной цивилизации вовлекало в свою орбиту все новые и новые традиционные общества. Для многих из них переход от традиционализма к индустриализму стал «устойчивым состоянием». Общества, переживающие этот переход, можно назвать «модернизирующимися» или «переходными». Для них характерно противоречивое сочетание традиционных и индустриальных черт. О процессе модернизации также речь впереди.
Немецкий социолог Ф. Тённис (1855–1936) предложил важное разграничение между обществом и общиной.
По Тённису, в основе индивидуальных действий человека и его коллективной деятельности лежит воля.
Община представляет собой допромышленное, традиционное общество, которое основано на семейных, эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.
Общество – это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчужденный, более механический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.
К. Маркс предложил типологию общественных формаций: первобытнообщинную, классовую, включающую рабовладельческий строй, феодализм и капитализм, а также коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.
Каждый новый этап общественного развития характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Это связано с передачей материально-технического, управленческого, технологического и духовно-культурного наследия.
– Как вы думаете, в результате чего происходит развитие общества?
– Что выступает движущими силами развития общества?
Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В обществе происходят как относительно медленные изменения, так и более быстрые. Источники этих изменений находят:
а) в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, Л. Чижевский, Л. Гумилев);
б) в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу);
в) в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин).
Каждый из этих источников оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни.
Движущими силами развития общества выступают:
а) социальные противоречия,
б) производительные силы,
в) способ производства и обмена,
г) разделение труда,
д) действия больших масс людей, народов,
е) социальные революции,
ж) потребности и интересы,
з) идеальные мотивы и т. д.
Общество находится в непрерывном движении и развитии. Эта система сосуществует с природой и использует для своего развития природные факторы, ресурсы и условия (климат, географическая среда, полезные ископаемые и т. д.).
Начиная с глубокой древности, мыслители пытались объяснить причины развития общества, его движущие силы и направления движения. Социальное развитие осуществляется эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным путями.
– Что такое эволюция, революция, прогресс, регресс?
Эволюция (лат., развертывание ) – развитие.
Революция (лат., переворот ) – глубокое качественное изменение в развитии общества.
Реформа (лат., преобразовывать ) – преобразование, изменение, переустройство.
– Каковы основные отличия реформ от революций?
– Может ли реформа быть альтернативой революции? Приведите примеры.
– Почему действия реформаторов у современников чаще всего вызывают критику?
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.
Регресс – обратное движение от высшего к низшему.
Деградация – возврат к уже отжившим структурам и отношениям.
З а д а н и е. № 1, с. 17 учебника.
– Что дает человеку общество? Что человек дает обществу?
Ответы оформить в таблице:
Человек с момента своего появления не может существовать вне общественных связей и отношений. Главное значение общества состоит в том, что в его рамках выживание человеческого рода, жизнедеятельность людей обеспечены более надежно и более эффективно, чем при изолированном существовании каждого человека. Более высокая гарантированность жизнеобеспечения заставила наших предков вести совместную жизнь.
– Докажите, что, борясь за выживание, наши предки сформировали сплоченные человеческие коллективы. Что это за коллективы?
Фундаментальная основа существования человеческого общества – это необходимость в совместной деятельности, в обмене результатами этого труда. Чем более сложную деятельность осуществляют люди в рамках общества, чем более различен их труд, тем выше плотность социальных связей в таком обществе. А чем больше социальных связей, тем более развитым считается общество, тем большие возможности оно может предоставить человеку.
Человеческое общество принципиально отличается от сообщества животных. Жизнь в животном коллективе естественна, возникает сама собой и генетически наследуется. Животные в таком сообществе связаны биологически. Общество – внебиологический способ связи людей. Умение жить в обществе не передается человеку вместе с генами; человек в процессе деятельности, общения с людьми постигает законы общества, формы и правила человеческого общежития.
З а д а н и е. Работа с документом, с. 16–17. Ответить на вопросы к документу.
II. Закрепление изученного.
1-я группа – выполнить задание № 2, с. 17.
2-я группа – № 3, с. 17.
3-я группа – № 4, с. 17.
Домашнее задание: § 1, с. 7–10 учебника под редакцией Л. Н. Боголюбова.