Что такое общество как оно возникло важенин

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

Понятие общество

1.Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

2.Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Человек, находясь в изоляции, не имеет общения с людьми, которые были в обществе. Он перестает общаться с людьми, постепенно теряет свои человеческие качества, свойства. У него стираются любые границы морали, пропадают социальные нормы, поскольку не происходит подпитка со стороны общества, он не задействован в социуме и ему не нужно придерживаться норм. Таким образом, человек, который находится в изоляции, постепенно перестает быть человеком.

3.В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

4.Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. Человек использует язык для общения, как устный так и письменный. Животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
Основные различия:
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.

5.Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:

-Не является частью крупной системы;

-Браки заключаются между представителями данного объединения;

-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;

-Имеете свою территорию;

-Имеет свое название и даже свою историю;

-Обладает собственной системой управления;

-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

6.Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна— определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство— политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация— это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

7.Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:

· Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

· Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

· Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

· Межнациональные отношения – между представителями разных наций;

· Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

· производство материальных и духовных благ;

· социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

· политические организации, главное место среди которых занимает государство;

Источник

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земледельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называют общежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, обществоэто продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например, первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э. Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1) не является частью крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) пополняется за счет детей представителей этого объединения;

4) имеет свою территорию;

5) имеет свое название и даже свою историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре.

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объединениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольше средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов, политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например, избрания федеральных органов власти — Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страны государство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти (парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федеративное государство).

Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В обществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

брачно-семейные отношения — личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

межнациональные отношения между представителями разных наций;

социальные отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;

4) институты общества.

В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жизнью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств существования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Кроме того, составляющими духовного института выступают религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существования всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его существования.

1. Что такое общество? Как оно возникло?

2. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?

3. В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?

4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?

5. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э. Шилз?

6. Сравните понятия «страна», «государство», «нация».

7. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?

8. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов.

9. Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие нет. Обоснуйте свое мнение.

10. Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять один из институтов общества. Попробуйте доказать значимость данного института. Что бы произошло, если бы этого института не было?

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения — развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода—пар —вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие обществаэто процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений:

1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики:универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например, болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать, как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.

Эволюцияэто постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции — коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII—XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно- технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А. Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая. ». В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *