Что такое общество как открытая система
Что такое общество как открытая система
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие открытой системы.
2. Характеристики общества как системы:
а) динамичной социальной структурой;
в) открытостью и т. д.
3.Открытость общества, влияние природы на общество:
а) природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б) природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в) природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а) парниковый эффект;
в) загрязнение морей и океанов;
г) загрязнение атмосферы;
д) загрязнения почвы;
е) сокращение количества воды, пригодной для питья.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Общество в широком и узком смыслахСтатья находится на проверке у методистов Skysmart. Что такое общество?В широком смысле слова обществом называют часть материального мира, которая обособилась от природы, но все еще тесно связана с ней. Она включает в себя разные формы объединения людей и способы, которыми они взаимодействуют друг с другом. Другими словами, это все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле это слово — общество — имеет 3 значения. Разберем их на примерах в таблице. Общество в узком смысле слова Совокупность людей, которых объединяют общие интересы, деятельность и общение Люди, которые живут на одной территории — в государстве, регионе, городе Этап исторического развития человечества Спортивное, поэтическое общество и т. д. Российское, испанское, чилийское общество и т. д. Первобытное, индустриальное, традиционное общество и т. д. Признаки и функции обществаДавайте узнаем, какие существуют основные признаки понятия «общество». Всего есть 5 критериев, по котором можно определить, что относится к нему, а что — нет. Общество должно быть: целостно — все элементы в нем едины; социально — люди тесно связаны разными видами деятельности; стабильно — его состояние устойчиво; автономно и самодостаточно — у людей есть все условия, чтобы развиваться и удовлетворять потребности без помощи со стороны; способно регулировать себя — есть система норм, которая отвечает за стабильность жизни внутри общества. Теперь, когда мы разобрались в понятии общества, пора узнать, для чего люди его построили. Существует 5 функций, которые выполняет эта система: Люди производят материальные блага и услуги Люди создают систему общих правил и норм, чтобы соблюдать порядок Человек учится общаться, следовать социальным нормам и воспроизводить свой род Традиции, духовные и культурные ценности люди передают из поколения в поколение Продукты труда люди распределяют между собой Какими бывают общества?Раз у общества есть несколько определений, то можно предположить, что и его тип бывает не один. Рассмотрим каждый из них в таблице. По управлению и социальному расслоению По уровню общего развития По уровню технологического развития Дописьменные и письменные Простые (нет расслоения на богатых и бедных) и сложные (есть разные социальные слои) Закрытые и открытые Развитые, развивающееся, отсталые Традиционное, индустриальное, постиндустриальное Эти и другие типы общества мы уже подробно рассмотрели в статье блога Skysmart. Проверь себяМы собрали для вас несколько заданий, которые помогут узнать, как хорошо вы теперь понимаете термин «общество» и разбираетесь в его чертах. Задание 1Кратко расскажите о том, что такое общество как социальная структура. Что нового вы узнали в этой статье? Задание 2Ниже мы перечислили несколько утверждений об обществе. Прочтите их и укажите, какие верны, а какие — нет. Люди создали общество, чтобы, среди прочего, вместе производить товары и оказывать услуги. Общество не обязательно должно само обеспечивать себя ресурсами для жизни и развития. По уровню экономического развития общества делятся на богатые и бедные. Письменность — один из критериев, по которым общества делят на типы. По одному из определений общество — это этап развития человечества. У людей в обществе должны быть отношения и совместная деятельность. Передача культурных ценностей от поколения к поколению — это не функция общества. Кружок по увлечениям можно считать отдельным обществом. В обществе должна быть система правил и норм — общая для всех его членов. Простые и сложные общества друг от друга отличаются по количеству членов. Задание 3Вспомните культурную функцию общества, которую мы обсудили в статье. Подумайте, одинаково ли к ней относятся люди из поколения X (родители школьников) и поколения Z (сами школьники)? Ответ аргументируйте. Знать о том, что понимают под обществом в узком и широком смыслах, важно каждому молодому гражданину. Не только потому что это правильно, но и потому что на экзаменах есть вопросы по этой теме. Разобраться в ней подробнее можно вместе с репетитором на курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию. Там вас ждут уроки, написанные простым языком, дискуссии на актуальные темы и пробные задания из экзамена. Обществознание 10- 11 класс(2)1. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКАВам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Организм как природная основа человека: а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека); б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.); в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: а) социальные потребности; в) волевые качества; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека; б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы). Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество — динамическая система. Сферы обществаОбщество является системой. Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение. Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов. ПОЯСНЕНИЕ: Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы. Общество – динамическая система Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит. Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит. ПОЯСНЕНИЕ: Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе. Сферы общественной жизни (подсистемы)Признаки общества как динамической системы: Пути развития общества:Тенденции развития сфер общественной жизни:ПОЯСНЕНИЕ На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме. 1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу). Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции». В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции). Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Общество как системаСоциальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему. Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, «которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион. Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь ). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему. В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука. Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос «кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?», мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы. Общество как социокультурная системаВ социологии сложившиеся в обществе способы (технологии, механизмы ), обеспечивающие взаимосвязи (взаимосвязанность) людей, называются институтами. Процесс формирования институтов (технологизации, формализации новых форм взаимосвязей людей) называется институционализацией. Таким образом, продуктом (творением) взаимодействий людей являются разнообразные институты общества. В результате общество представляет систему взаимосвязей множества экономических, политических и духовных институтов. Однако институты не являются неизменными. Меняются экономические, политические, личные и духовные отношения, в результате рано или поздно происходит институционализация новых взаимодействий и взаимосвязей. Иначе говоря, формируются новые способы, технологии деятельности людей. Поэтому один и тот же институт в разных типах общества существенно отличается друг от друга Итак, общество – это система взаимосвязей людей, обусловленных институтами, ценностями и нормами, и взаимодействий, осуществляемых в символической форме. Таким образом, общество проявляет себя как социокультурная система. Общество как социальная системаСоциальными отношениями называются взаимосвязи и взаимодействия между личностью, группами и обществом – субъектами и объектами общественных (в т.ч. экономических, политических, личных, интеллектуальных,духовных) отношений. Общество можно представить как социально-коммуникативную систему. Социально-коммуникативная модель представляет общество как систему постоянно воспроизводящихся процессов общения между личностью, общностями людей и обществом в целом. Коммуникативная модель позволяет исследовать социально-психологичесую специфику общественных отношений. Это и социальная атмосфера, мода, общественное мнение, социальные образы и представления, массовое подражание и заражение, мифы и стереотипы, которым подвержены жители современных массовых обществ. Одни и те же отношения существуют, например, как экономические и социальные отношения одновременно. Если мы их рассмотрим с точки зрения, кто с кем вступает в отношения, то они проявляют себя как социальные. Социальные отношения можно определить как процесс взаимодействия и общения личности, общностей людей и общества в целом, выступающих субъектами и объектами экономических, политических, личных, духовных и интеллектуальных отношений. Социальные отношения характеризуют общество как систему отношений, определяющих общность людей, объединенных экономически, политически, личностно, духовно, информационно… Исходя из сказанного, можно построить социальную модель общества Реальные общности людей подразделяются на массовые и групповые. В реальной жизни мы чаще имеем дело с преимущественно групповыми общностями – определенными совокупностями людей, которые образуют целостную систему. Среди групповых общностей выделяются целевые общности – организации. Именно к таким общностям принадлежит учебное заведение. Номинальные общности объединяются некоторыми общими социально значимыми признаками. В отличие от реальных общностей, в них могут отсутствовать непосредственные контакты. Виды номинальных общностей: социально-классовые, социально-профессиональные, социально-демографические, социально-этнические, конфессиональные. Можно выделить следующие конкретные виды социальных отношений: Социальные отношения осуществляются не только «вовне», но и «внутри» общностей. Студенты вступают в отношения с преподавателями, а также образуют систему внутренних (внутристуденческих) отношений. Ясно, что социальные отношения представляют сложную сеть различных конкретных видов. «Незаменимых людей нет» – изрек И.Сталин. Однако в результате массовых репрессий на смену образованным пришли необразованные, на смену высококвалифицированным пришли малоквалифицированные. Эффективность и качество труда закономерно упали, а в экономике, политике и духовной жизни четко проявились признаки деградации и регресса. Социальная сфера – это не обособленный остров общества. Она «пересекается» с другими сферами жизни общества. Экономические отношения предстают как социальные, если их рассматривать с точки зрения субъектов этих отношений. И, наоборот, социальные отношения предстают как экономические, политические, личные, информационные или духовные, если мы их будем анализировать с точки зрения содержания (из-за чего взаимодействуют). Поэтому выделение социальной сферы жизни общества достаточно условно. Где бы мы ни находились (на работе, дома, в магазине, в театре), окажемся в социальной сфере жизни общества. Иначе говоря, социальная сфера – это сквозная сфера, которая пронизывает все другие сферы жизни общества, поскольку и в политике, и в экономике, и в личной жизни важен социальный статус субъектов, который и определяет все виды отношений между ними. Поэтому важно, чтобы представители государственной власти (политическая элита) были в высокой степени социальными, то есть выражали интересы общества в целом, его регионов, групп и личности. Краткие итоги:Набор для практики Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
|