Что такое общество кластер 10 класс

Презентация к уроку обществознания в 10 классе «Что такое общество».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общество в широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Прошлое, настоящее и будущее человечества.

Важным условием жизни человека является КОЛЛЕКТИВНОСТЬ!

Общество – это коллектив коллективов (семья, трудовой коллектив, одноклассники, спортивная команда). Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, например социальная группа, профессия, национальность, религиозная принадлежность, называется общностью Многообразные связи между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, культурной и др. деятельности, называются ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ!

Общество – это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей. Общество – это всегда совокупность людей Общество – это совокупность общественных отношений, складывающиеся между людьми Материальные отношения (производственная сила общества) Духовные отношения (возникают и проходят через сознание людей)

ОБЩЕСТВО В чем состоит обособление общества от природы?

ОБЩЕСТВО Говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. ПРИРОДА Оказывает воздействие на развитие стран и народов Влияет на естественную среду обитания человека «+» или «-»

Материальная культура – здания, транспортные средства, предметы быта, приборы, оборудование и т.д. Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения

Общество – это сложная динамическая система, которая состоит из нескольких подсистем (сфер) общественной жизни

● традиционное (доиндустриальное, аграрное) ● индустриальное ● постиндустриальное (информационное)

Черты сравнения Традиционное Индустриальное Постиндустриальное Время возникнове- ния 10 тыс. лет назад в результате аграрной революции XIXв. промышленная революция (Англия) 70-80 гг. XXв. Основной фактор производства земля (главное богатство) капитал знания Основной продукт производства пища промышленная продукция услуги Основные черты производства ручной труд (соха, плуг) применение техники автоматизация производства, компьютеризация общества

Воздействие человека на природу локальное, неконтроли-руемое глобальное, неконтроли- руемое глобальное, контролируемое Взаимодей- ствие с другими странами несуществен- ное, закрытость стран тесное открытость общества Политическая жизнь монархия, власть выше закона, отсутствие политических свобод Парламен- таризм, многопартий-ность, провозглашение политич. свобод гражданское общество, политический плюрализм Духовная жизнь мало образован-ных людей, религиозные ценности вера в науку, массовая культура, подготовка специалистов особая роль науки, образования

Обществознание – это школьная учебная дисциплина, под которой понимается некий синтез базовых знаний общественных наук. Науки, которые изучают общество и человека в нем Эстетика Политология Социология Юриспруденция (правоведение) Экономика (экономическая теория) Этика Культурология Этнология

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Номер материала: ДБ-301408

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поурочный план 10 класс ««Что такое общество?»».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок № 1 10 Класс Дата:

Тема урока : Что такое общество. Урок новых знаний

Сформировать основы знаний на основе ответов на вопросы :

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

Развитие умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, поиска закономерностей при работе с фактами

Формирование уважительного отношения к знаниям социальных закономерностей, как основе человеческих отношений.

1. Организационный этап 2 минуты .

2. Мотивационный этап 6 минут

1. Обсуждение общих результатов ГИА. Выявление трудностей.

2. Знакомство с программой 10-11 класса. Постановка задач и форм работы на учебный год.

3. Постановка задачи формирования индивидуальных образовательных планов. Обсуждение актуальности ЕГЭ по обществознанию для абитуриентов.

3. Актуализация и постановка задачи на урок (2 мин)

Задача на урок: получить ответы на вопросы: стр.17

Формирование современных представлений по следующим вопросам.

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

5) Какие отношения можно считать общественными?

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

7) Что такое «культурные универсалии»?

4. Изучение нового материала (25 минут).

Работа в группах по 2 человека + обсуждение + запись в тетрадь

1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле? С.7-8

— в узком смысле – группа людей объединенная деятельностью;

— в широком смысле – обособившаяся от природы часть мира (все люди)

Ответ группы + коррекция + запись

2) Какова взаимосвязь общества и природы?

Обсуждение иллюстраций традиционного и урбанистического общества (Япония, ОАЭ),

крымских лесонасаждений и крымских свалок,

тундра и народы севера России и первые города на территории РФ (греческие колонии)

1) историческое обособление общества от природы,

2) пагубное и благотворное влияние человека на природу

3) природа тоже влияет на развитие людей

4) люди и природа развиваются по своим законам, но существует между ними взаимосвязь с. 12 аб.3.

3) В чем заключается особенность человеческой деятельности? Определить 3 черты деятельности людей стр. 8-9

— преобразование окружающего мира;

— общество – это отношения больших и малых групп (коллективность)

Ответ группы + коррекция + запись

4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?

Учащиеся, военные, работники культуры, коллекционеры и пр.

Ответ группы + обсуждение

5) Какие отношения можно считать общественными?

Общественные отношения – отношения между группами людей в процессе деятельности

Ответ группы учеников С + краткая запись + повторить 4 сферы

6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?

Определить значения слова культура стр. 12-13

2) достижения духовной жизни человека или общества

3) всё, что создано людьми (в широком смысле слова)

Проблема деления материальной и духовной культуры на примере СД-диска.

Слово учителя + запись

7) Что такое «культурные универсалии»? с.14

общие черты и формы культуры

8) Выписать в тетрадь общественные науки стр. 14

История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика

5. Контроль знаний (5 минут).

(Ответить на вопросы1-8 стр. 17)

6. Подведение итогов урока. 3 минут2

Проверка записей в тетради, выставление оценок

Что вызвало затруднение, было неудобным? Что понравилось на уроке? Где можно применить эти знания?

Д/З п.1 читать, устно любой вопрос стр. 17-18 1-5 + для группы А – устно документ стр. 16-17.

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Номер материала: ДБ-1027046

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 14. Современное общество

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап

общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

Транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент.

Регионализация — процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов.

Интеллектуальный капитал — это знания, которыми обладает рабочая сила и которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны.

Инфраструктура — совокупность различных каналов связи, которые могут быть названы средствами информационного взаимодействия.

Информационное пространство – это совокупность объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие.

Глобализация, современное общество, регионализация, инфраструктура, информационное общество.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5-35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63-70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С современным постиндустриальным (информационным) обществом связывают процесс глобализации. Но если посмотреть в глубь истории мы увидим и там подобные явления. Великая Римская империя объединяла в себе множество стран и народов, Великие географические открытия связали континенты, в XVI –XVII веках начал складываться мировой рынок.

Тем не менее только во второй половине XX в. человечество создало действительно единый мир, части которого взаимосвязаны и взаимозависимы, а проблемы носят всеобщий характер.

Мы живем в век высоких технологий и символом глобализации стала информация. Созданное человечеством единое информационное пространство дает возможность быть в курсе мировых событий здесь и сейчас. Создана информационная инфраструктура – совокупность различных каналов связи; системы регулирования разнообразных связей, складывающихся в процессе создания и распространения информации и взаимодействия различных социальных институтов.

Субъекты глобальной экономикиЧто такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 классЧто такое общество кластер 10 класс. Смотреть фото Что такое общество кластер 10 класс. Смотреть картинку Что такое общество кластер 10 класс. Картинка про Что такое общество кластер 10 класс. Фото Что такое общество кластер 10 класс

Транснациональные отдельных регионов

В современном обществе наблюдается углубление взаимодействия экономик регионов – регионализация. этот процесс не противоречит глобализации. Важной чертой современной экономики является информатизация. Она проявляется в развитии информационных технологий, опережающем росте затрат на научные исследования в области информационных технологий и инвестиций в эти области. Важную роль в развитии современного общества играет интеллектуальный капитал. Так называют знания, которыми обладает рабочая сила, обеспечивающая конкурентоспособность фирмы или страны как субъекта экономики.

Основой информационного общества является материальное производство, производство информации и знаний. Новые процессы, характеризующие современное общество способствуют развитию гражданского общества и решению социальных и политических проблем разного уровня, от желания повара получить новый рецепт или изложения своей позиции по политическому вопросу. Социальный опыт показывает, что Интернет действительно является одним из инструментов политического участия. То, что человек решает свои проблемы, живя в виртуальном мире, может стать как благом, так и злом. Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере.

Из-за огромного объема информации, невозможности успевать за изменениями, происходящими в разных сферах общественной жизни человек находится в постоянном стрессе. Это приводит к необходимости модернизации системы образования, воспитания, поиску способов сохранения национальной и мировой культуры, нравственных основ общества.

Итак, на пороге XXI века наметились угрожающие тенденции в обществе. Самым главным для их преодоления являются человеческие качества, глобальная ответственность каждого. Масштабность и сложность угрожающих факторов требуют комплексного взаимодействия всего мирового сообщества.

Разбор типового тренировочного задания

1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.

2). Регионализация противоречит глобальным тенденциям, она не является одним из уровней единой мировой экономики.

1). Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации.

2. Восстановите смысловое значение предложений:

Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие _______________ (А) информацию.

Субъектами __________ (Б) экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации

Источник

Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»

Дата проведения___________ Класс_______________

Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)

Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достиже­ние результатов

сформированность мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характе­ристики общества);

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных про­цессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их до­стижения (на основе анализа знаний об обществе, получен­ных в основной школе);

владение базовым понятийным аппаратом социаль­ных наук (в данной теме — понятиями «общество», «куль­тура», «общественные науки»).

дать научное представление об обществе как совмест­ной жизнедеятельности людей, в процессе которой осу­ществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

раскрыть соотношение понятий «природа» и «обще­ство» ;

охарактеризовать основные общественные науки.

Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов исто­рии и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизне­деятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.

Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбо­ва и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие обще­ства».

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, ука­занные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Обществен­ные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организу­ется практическое занятие — групповая работа по выпол­нению заданий и затем обсуждение практических выводов.

й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рас­сматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит вы­явить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой выска­зываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Общество как совместная жизнедеятельность людей.

Общество и природа.

Общество и культура.

1.Что такое общество?

Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исто­рически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Оси­пова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определе­ние: «Общество — сумма связей, совокупность или систе­ма отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбо­ра определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянны­ми носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определён­ные отношения. Последовательные действия людей, на­правленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с актив­ностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно по­казать свойства человеческой деятельности. Это её созна­тельный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использо­вании орудий труда); коллективный характер (проявляет­ся в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъ­екты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потреб­ных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материаль­ных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только право­мерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охва­тить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно при­менительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту:

1. Сопоставьте представ­ленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры дея­тельности в учебнике? Почему?

2. Как вы думаете, сле­дует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.

3. Приведите примеры извест­ных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.

4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их помо­жет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века ви­дели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилиза­ции и роста городов человек всё более отходил от природных ус­ловий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал отно­ситься к живым существам как к вещам, используя их для сво­его удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис­

черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.

Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» послед­ствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собствен­ный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им ве­щами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выра­жение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение ав­тора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.

Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «де­градация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной ба­зой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, мож­но провести по следующим вопросам: в каком смысле сло­во «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявля­ется обособление общества от природы? Почему такое обо­собление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключают­ся экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно вза­имодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

общественное разделение труда, размещение и раз­витие различных отраслей производства;

развитие способностей человека;

темпы развития данного общества в целом;

экономические и политические отношения;

социально-психологический облик и настрой обще­ства, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3.Изучение пункта плана «Общество и культура»

целе­сообразно провести путём самостоятельной работы учащих­ся с текстом учебника. При этом им предлагается проду­мать вопрос: как соотносятся понятия общества и культу­ры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку обще­ство — это совместная деятельность людей, культура неот­рывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что су­ществуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

эмпирический, описательный подход, представляю­щий культуру как сумму, результат всей деятельности че­ловека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;

оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень куль­турности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;

деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценност­ные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поко­ления к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колон­ке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу

Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей

Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества

Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа

Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изу­чения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической истори­ей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психо­логии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществля­ется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каж­дый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естествен­ных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: обще­ственные науки при всех их отличиях от естественных так­же дают знания, позволяющие ориентироваться в окружаю­щем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогно­зировать будущее, сознательно воздействовать на обществен­ные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практи­ческим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изуче­ния каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в ка­ких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представ­ляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для соб­ственной успешной деятельности необходимо учиться сотруд­ничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозави­симости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в обще­ство только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значи­мости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного вари­анта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *