Что такое общество конспект 10 класс боголюбов
Что такое общество конспект 10 класс боголюбов
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект для учащихся к уроку обществознания по теме «Что такое общество» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§1. Что такое общество
Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы объединения людей и формы их объединения.
Основой связей и взаимодействий людей является деятельность – форма активного взаимодействия с окружающим миром, свойственная только человеку, в процессе деятельности человек целенаправленно преобразует окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.
Только человек, обладая сознанием может ставить осознанно ставить цель своей деятельности, тогда как действия животных продиктованы инстинктом.
Задание 1. Подтвердите тремя примерами идею о том, что человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми через свою деятельность и общение.
Общество, природа, культура
Задание 2. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимное влияние природы и общества.
Задание 3. Объясните и проиллюстрируйте примерами мысль о том, что общество не только создаёт культуру, но и также испытывает на себе воздействие культуры.
Задание 4. Приведите примеры культурных традиций разных стран в одной сфере жизни, например, традиции, связанные с заключением брака. Можно ли выделить в культуре разных народов общие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, то есть культурные универсалии?
Для чего современному необходимо знакомится с культурными традициями разных народов?
Поурочный план 10 класс ««Что такое общество?»».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок № 1 10 Класс Дата:
Тема урока : Что такое общество. Урок новых знаний
Сформировать основы знаний на основе ответов на вопросы :
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
5) Какие отношения можно считать общественными?
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
7) Что такое «культурные универсалии»?
Развитие умения устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, поиска закономерностей при работе с фактами
Формирование уважительного отношения к знаниям социальных закономерностей, как основе человеческих отношений.
1. Организационный этап 2 минуты .
2. Мотивационный этап 6 минут
1. Обсуждение общих результатов ГИА. Выявление трудностей.
2. Знакомство с программой 10-11 класса. Постановка задач и форм работы на учебный год.
3. Постановка задачи формирования индивидуальных образовательных планов. Обсуждение актуальности ЕГЭ по обществознанию для абитуриентов.
3. Актуализация и постановка задачи на урок (2 мин)
Задача на урок: получить ответы на вопросы: стр.17
Формирование современных представлений по следующим вопросам.
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле?
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности?
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
5) Какие отношения можно считать общественными?
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
7) Что такое «культурные универсалии»?
4. Изучение нового материала (25 минут).
Работа в группах по 2 человека + обсуждение + запись в тетрадь
1) Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле? С.7-8
— в узком смысле – группа людей объединенная деятельностью;
— в широком смысле – обособившаяся от природы часть мира (все люди)
Ответ группы + коррекция + запись
2) Какова взаимосвязь общества и природы?
Обсуждение иллюстраций традиционного и урбанистического общества (Япония, ОАЭ),
крымских лесонасаждений и крымских свалок,
тундра и народы севера России и первые города на территории РФ (греческие колонии)
1) историческое обособление общества от природы,
2) пагубное и благотворное влияние человека на природу
3) природа тоже влияет на развитие людей
4) люди и природа развиваются по своим законам, но существует между ними взаимосвязь с. 12 аб.3.
3) В чем заключается особенность человеческой деятельности? Определить 3 черты деятельности людей стр. 8-9
— преобразование окружающего мира;
— общество – это отношения больших и малых групп (коллективность)
Ответ группы + коррекция + запись
4) Какова связь между деятельностью людей и формами их объединений?
Учащиеся, военные, работники культуры, коллекционеры и пр.
Ответ группы + обсуждение
5) Какие отношения можно считать общественными?
Общественные отношения – отношения между группами людей в процессе деятельности
Ответ группы учеников С + краткая запись + повторить 4 сферы
6) Какие смыслы вкладывают люди в понятие «культура»?
Определить значения слова культура стр. 12-13
2) достижения духовной жизни человека или общества
3) всё, что создано людьми (в широком смысле слова)
Проблема деления материальной и духовной культуры на примере СД-диска.
Слово учителя + запись
7) Что такое «культурные универсалии»? с.14
общие черты и формы культуры
8) Выписать в тетрадь общественные науки стр. 14
История, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика
5. Контроль знаний (5 минут).
(Ответить на вопросы1-8 стр. 17)
6. Подведение итогов урока. 3 минут2
Проверка записей в тетради, выставление оценок
Что вызвало затруднение, было неудобным? Что понравилось на уроке? Где можно применить эти знания?
Д/З п.1 читать, устно любой вопрос стр. 17-18 1-5 + для группы А – устно документ стр. 16-17.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1027046
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО «.10 класс»
Дата проведения___________ Класс_______________
Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО (§ 1)
Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характеристики общества);
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (на основе анализа знаний об обществе, полученных в основной школе);
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (в данной теме — понятиями «общество», «культура», «общественные науки»).
дать научное представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;
раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;
раскрыть соотношение понятий «природа» и «общество» ;
охарактеризовать основные общественные науки.
Место темы в системе учебных занятий
Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов истории и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.
Необходима связь с уроком «Общество как форма жизнедеятельности людей», который был частью курса «Общество- знание» в 8 классе.
Литература и оборудование
Литература для учителя
Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78—84.
Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М.,
Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб.,
Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.
Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».
Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284— 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие общества».
Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, указанные ниже.
Технические средства для презентации таблицы «Общественные науки».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организуется практическое занятие — групповая работа по выполнению заданий и затем обсуждение практических выводов.
й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рассматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.
Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит выявить знания, на которые можно опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой высказываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
Общество как совместная жизнедеятельность людей.
Общество и природа.
Общество и культура.
1.Что такое общество?
Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.
Социологи дают такое определение: «Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. — М., 2008. — С. 330.)
В социальной философии даётся следующее определение: «Общество — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кеме- ров, Т. Х. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)
Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.
В менее подготовленном классе можно начать с разбора определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определённые отношения. Последовательные действия людей, направленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с активностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно показать свойства человеческой деятельности. Это её сознательный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использовании орудий труда); коллективный характер (проявляется в кооперации и координации человеческих усилий).
Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (M., 1984. — С. 44—45).
Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъекты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потребных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только правомерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охватить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно применительно к определённому периоду истории.
Вопросы и задания к тексту:
1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры деятельности в учебнике? Почему?
2. Как вы думаете, следует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ.
3. Приведите примеры известных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности.
4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.
Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.
Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их поможет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.
2. «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4—5).
Погружённые в многообразие природы, люди долгие века видели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилизации и роста городов человек всё более отходил от природных условий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неис
черпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами.
Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.
Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им вещами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение автора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните.
Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.
Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной базой для самостоятельного изучения текста.
Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, можно провести по следующим вопросам: в каком смысле слово «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявляется обособление общества от природы? Почему такое обособление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключаются экологические проблемы современности?
Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:
общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства;
развитие способностей человека;
темпы развития данного общества в целом;
экономические и политические отношения;
социально-психологический облик и настрой общества, т. е. его менталитет.
Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине ХХ в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.
На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».
3.Изучение пункта плана «Общество и культура»
целесообразно провести путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. При этом им предлагается продумать вопрос: как соотносятся понятия общества и культуры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку общество — это совместная деятельность людей, культура неотрывна от общества.
Напомним, что культура — сложное явление и что существуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357—360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:
эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;
оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень культурности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;
деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.
Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценностные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поколения к поколению.
4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колонке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.
Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу
Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей
Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем
Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества
Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права
Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа
Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности
Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изучения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической историей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психологии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществляется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каждый такой объект всесторонне.
Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естественных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: общественные науки при всех их отличиях от естественных также дают знания, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогнозировать будущее, сознательно воздействовать на общественные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практическим выводам параграфа.
Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изучения каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в каких случаях полученные знания пригодятся на практике?
Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для собственной успешной деятельности необходимо учиться сотрудничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.
Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в общество только через приобщение к культуре.
Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значимости изучения обществознания для каждого из них.
Задания к параграфу в зависимости от избранного варианта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.