Что такое общество литература

Общество

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества) ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно для феноменологических его интерпретаций. Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу.

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупность общественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей». [2] В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности люди — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» — заботиться о других, а частная собственность — дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.

Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. См. «образование» и «социализация».

Современное общество

Общество в литературе и кино

В романе Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» описано тоталитарное общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, в котором все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению.

Источник

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 08.04.2020

Одной из самых популярных тем в мировой литературе на протяжении многих лет остается тема взаимосвязи человека как отдельной личности и социума. Будучи неразрывной частью окружающего мира, общество подвержено внешним и внутренним изменениям, оно имеет определенные традиции, правила, порядки. Составляющим звеном любого социума является человек, который с момента рождения принадлежит той или иной социальной группе. Эта принадлежность совершенно не зависит от его желаний и предпочтений, но при этом оказывает колоссальное влияние на формирование личности. И если человек является лишь крошечным винтиком в огромном механизме под названием «общество», способен ли он как повлиять на него, круто изменить окружающих людей. В подборке, приведенной ниже, собраны аргументы из художественной литературы, которые пригодятся при написании сочинения на тему «Человек и общество».

Источник

Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды

Что такое общество литература. Смотреть фото Что такое общество литература. Смотреть картинку Что такое общество литература. Картинка про Что такое общество литература. Фото Что такое общество литература

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.

Что такое общество?

Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:

Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.

Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.

Различные подходы к пониманию общества

В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:

Аристотель

Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.

Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо

Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.

Георг Гегель

Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».

Макс Вебер

Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.

Огюст Конт

Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.

Карл Маркс

Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.

Признаки общества

К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:

Сферы жизни общества

Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.

Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):

Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).

Структура общества

Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:

Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.

Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:

Функции общества

К числу основных функций общества, относятся следующие:

Типы общества

Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

1. Традиционное

Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.

Особенности традиционного общества:

В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.

2. Индустриальное

Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.

Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.

3. Постиндустриальное

Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.

Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.

Науки, изучающие общество

Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:

Источник

Какова связь между литературой и обществом?

Отношения между литература и общество Это симбиот по своей природе. Иногда литература работает как зеркало, в котором отражены многие черты общества, например, романы с костюмами. Но также некоторые публикации могут служить образцом для подражания, как в случае с книгами самопомощи.

Что такое общество литература. Смотреть фото Что такое общество литература. Смотреть картинку Что такое общество литература. Картинка про Что такое общество литература. Фото Что такое общество литература

С другой стороны, литература представляет собой симуляцию человеческой деятельности. Часто их представления отражают то, что люди думают, говорят и делают в обществе.

В литературе истории предназначены для изображения жизни и действий человека. Этот портрет сделан через слова, действия и реакции разных персонажей.

Теории об отношениях между литературой и обществом

Многие авторы исследовали тему взаимоотношений между литературой и обществом. Исходя из своих размышлений, они предложили несколько теорий, чтобы попытаться объяснить это. Вот некоторые из них.

Рефлекторная теория

Традиционно рефлекторная теория была центральной точкой зрения социологов, изучающих литературу. Они в основном установили их использование в качестве базы информации об обществе.

Согласно этой теории, отношения между литературой и обществом носят умозрительный характер. Таким образом, литература действует как зеркало, которое отражает достоинства и недостатки человеческих обществ. По словам его защитников, он хранит информацию о поведении людей и их социальных ценностях..

Таким образом, литературные тексты пишутся как отражение экономики, семейных отношений, климата и ландшафта. Есть также бесконечные проблемы, которые мотивируют их производство. Среди них мораль, расы, социальные классы, политические события, войны и религия.

Однако в наши дни эта рефлексивная теория как объяснение отношений между литературой и обществом имеет своих противников. Таким образом, группа социологов предполагает рефлексию как метафору.

Они утверждают, что литература основана на социальном мире, но выборочно, усиливая некоторые аспекты реальности и игнорируя другие.

Несмотря на эти соображения, некоторые социологические исследования поддерживают перспективу зеркальных отношений. Это используется особенно в тех исследованиях, связанных с общественными науками, где, с некоторыми ограничениями, литературные данные предоставляют информацию.

Теория структурного рефлекса

Теория структурной рефлексии является еще одной попыткой объяснить связь между литературой и обществом. В этой теории мы говорим о более сложном типе рефлексии. В этом смысле утверждается, что именно форма или структура литературных произведений, а не их содержание, включает.

Очень скоро другие философы присоединились к этому течению мысли и также внесли свой вклад. Среди них французский философ Люсьен Гольдманн (1913-1970) предложил концепцию гомологической связи между структурой литературных произведений и структурами социального контекста автора..

Работа Гольдмана, хотя и влиятельная на момент публикации, затмевала появление новых теорий.

Эти события поставили под сомнение тот факт, что литература включает в себя уникальные значения, которые определяют социальные уровни. Тем не менее, эта теория все еще имеет последователей и все еще расследуется.

Теория высокой культуры / популярная культура

Эта теория, как выражение отношений между литературой и обществом, берет свое начало в школах марксистской мысли 1960-х и 1980-х годов..

Сторонники этой философии рассматривали культуру (включая литературу) как механизм угнетения. Они не рассматривали это как отражение того, что представляет собой общество, а как представление о том, что может быть.

По его мнению, доминирующие классы через популярную (или массовую) культуру отчуждают остальное общество по экономическим причинам.

Таким образом, массовая культура рассматривалась как разрушительная сила, навязанная пассивной аудитории механизмом капиталистической культурной индустрии.

Поставленная цель состояла в том, чтобы достичь апатии доминирующих классов перед их собственными социальными и экономическими проблемами. Таким образом, их социальное поведение было сформировано.

С другой стороны, противники этой философии считали, что массовая культура была источником прогрессивных человеческих движений, таких как феминизм, защитники природы и права человека, среди других. По их словам, это был пример реакции, а не поведения поведения, как проповедовала теория.

Теория неявного отражения

Последователи неявной рефлексивной теории убеждены, что отношения между литературой и обществом являются одним из форм. Они считают, что литература является примером социологических концепций и теорий, которые воспроизводятся в обществе. Они основывают свое утверждение на стихийных фактах общества в результате литературных произведений..

Сторонники этой теории приводят многочисленные примеры, чтобы обосновать их основные принципы. Одним из них является экологическая реакция общества на футуристические литературные произведения.

В этом классе текстов авторы обычно представляют бедный мир природных ресурсов. Пейзаж этих работ характеризуется обезлесением и исчезновением видов. Таким образом, эти теоретики ссылаются на реакцию сообществ, защищающих окружающую среду, как на модель поведения..

Источник

Значение слова «общество»

Что такое общество литература. Смотреть фото Что такое общество литература. Смотреть картинку Что такое общество литература. Картинка про Что такое общество литература. Фото Что такое общество литература

3. Группа людей, проводящих вместе время; компания. Отсутствие Кирила Петровича придало обществу более свободы и живости. Пушкин, Дубровский. Когда я вошел в Притынный кабачок, в нем уже собралось довольно многочисленное общество. Тургенев, Певцы. Общество после чая перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Л. Толстой, Война и мир. || кого или какое. Совместное пребывание с кем-л., присутствие кого-л. [Надежда Павловна:] Я вас оставляю в обществе Маши. Вы, кажется, еще не наговорились с ней. Тургенев, Вечер в Сорренте. — Может быть, я дурно делаю, что лишаю вас общества Полины Карповны? И. Гончаров, Обрыв. — Вам не только придется терпеть мое общество, но выполнять мои приказания. Кочетов, Журбины. || кого или какое. Среда, окружение. Известно, как общество взрослых развивает детей. С. Аксаков, Воспоминания. Какая-то странная, недетская грусть все-таки сквозила в его характере. Максим приписывал это недостатку детского общества. Короленко, Слепой музыкант.

4. Объединение людей, ставящих себе какие-л. общие задачи; организация. Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Акционерное общество… Добровольное спортивное общество. Всероссийское театральное общество.[Репетилов:] У нас есть общество и тайные собранья По четвергам. Секретнейший союз. Грибоедов, Горе от ума. [Наташа:] Там, говорят, поскорее нужно составить общество для помощи погорельцам. Чехов, Три сестры.

5. Устар. Крестьянская община. Более года он содержался в остроге, и ему угрожала ссылка на поселение в Киргизскую степь, но общество поголовно взяло его на поруки, и его оставили. Наумов, Юровая. Землю, взятую осенью у помещика Клембовского, общество разделило поровну между всеми незаможными дворами. Катаев, Я, сын трудового народа…

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов; с другой точки зрения, сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм (вульгарно-социологическая трактовка общества) утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к ментальностям и формам общения («социумам»).

О’БЩЕСТВО, а, еств (а́, е́ств неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. . Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов.

Лнн. — . Социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества, и он может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм. Лнн (1919г.). — Мы создали социалистическое общество, в котором нет места эксплоататорам, нет места эксплоатации. Создано общество нового, высшего типа. Млтв. Коммунистическое о. Буржуазное о. Феодальное о. Человеческое о. Наука об обществе.

Бывать в обществе. Привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Пшкн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *