Что такое общество массового потребления

Общество потребления

Общество потребления (англ. Consumer society ) — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. [источник не указан 576 дней]

Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм.

Содержание

Черты общества потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Аргументы в защиту общества потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

Аргументы против общества потребления

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

В России

Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. [5] Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza ) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

Источник

Общество массового потребления: характеристика и влияние на личность

С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.

Характерные черты общества потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

К основным чертам социума потребителей относятся:

Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.

Теория Жана Бодрийяра

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Французский социолог в 1970 году издал в свет труд «Общество потребления». В книге он рассматривает основные черты такого социума, сложившегося в его стране, говорит о негативном воздействии. Жан Бодрийяр под обществом потребления понимает социум со следующими характерными и признаками:

Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.

Аргументы в защиту общества потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:

Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.

Негативное влияние на личность человека

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.

Возвращение к животным инстинктам

В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.

Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.

Инфантилизация населения

Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.

Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.

Изменение отношения к труду

Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.

Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Зависимость от благ и кредитов

В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.

Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.

В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Как жить в обществе потребления – советы

В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:

Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.

Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.

Источник

Общество потребления умерло, но у него все отлично, а вы — люди новой эпохи

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Ругать общество потребления для современного взрослого и хотя бы на полкарася состоявшегося человека — это как пинать издыхающего привокзального пса. Как минимум, потому, что общество потребления в своем классическом виде существовало в лучшем случае годов до 80-х, да и то только в США и буржуазно-демократической Европе. В действительности, уже с 70-х оно постепенно мутирует в совершенно иное общество впечатлений. Вы, читающие этот текст, уже давно живете в нем и чувствуете это всем своим нутром. Просто могли не знать названия.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Что такое общество потребления? Это такое состояние общества, при котором статус человека определяется за счет того, что именно он потребляет. Дорогие вещи и услуги возвышают его среди других людей, а тяга к дешевизне и экономии кажется чуть ли не пороком. Человек с дорогой машиной выглядит в глазах соплеменников совсем не так, как безработный, который обменивает последние матушкины рубли на «Толстяк крепкое». Купить айфон просто ради понтов — это очень в духе общества потребления. Впрочем, ныть о том, какие все вокруг потребляди и с завистью смотреть на них — тоже.

На самом деле, общество потребления сложилось уже к концу XIX века, но было фрагментарным: карикатурные буржуа мерялись у кого выше цилиндр и громче клаксон на новой бензиновой карете. Однако в какой-то момент благодаря развитию экономики все дошло до народных масс и, как следствие, до абсурда. Года в 1960-е европейские философы и социологи (причем, не только левые) начали громко вопить «караул» и с надрывом рассказывать о конце времен.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Философ Жан Бодрийяр смотрит на тебя как на представителя общества потребления

Потребление захватило умы людей, мерзость вещизма превратила их в покорных рабов капитализма. Бездумные винтики системы, они работали, жили и просыпались по утрам в надежде на еще более сочное и массовое потребление. Именно против этого рекламного безумия тщетно выступили студенты и прочие нонконформисты 60-х, желавшие совершить революцию и уничтожить консумеризм. Но мы-то с вами живем спустя полвека после этих событий и уже в курсе, что мир не рухнул, а наши родители не распродали нас на органы ради новых «Nike» и модного VHS-проигрывателя.

То, что тогда выглядело как предсмертная агония общества потребления, на самом деле оказалось тяжелыми родами общества впечатлений.

Как это часто бывает, мыслители, борющиеся с потребительством, не подумали о том, что стали свидетелями процесса, а не застывшей картины. Они экстраполировали идею и дальше: если сейчас народные массы помешались на шмотках и рекламе, то дальше они вообще сойдут с ума, продадут себя в рабство ради кредита и начнут убивать во имя бренда, которому поклоняются. Впрочем, отголоски этого можно встретить и сейчас: Так, например, ПК-лендлорды все еще сражаются с консоле-маркрафами, но никто (кроме психопатов) не воспринимает это всерьез — скорее, как своего рода повод для состязаний в злословии.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Так вот, общество потребления, которое мы привыкли ругать, мутировало все эти десятилетия, ушедшие с 60-х. Возможно, его ленивая туша и осталось бы на том же месте, но ее активно подпинывали новейшие технологии. То есть его логика никуда не делась — хребет у него все тот же. Чтобы доказать, что ты чего-то стоишь — изволь потреблять и делай это регулярно. Но раньше, до изобретения чипов, распространения Интернета и прочего хай-тека, который залил нас всех по самые сосочки, все было иначе и примитивнее. Как показать, что ты — птица высокого полета? Купить нечто такое, что видно издалека, блестит, вещественно и можно продемонстрировать — новый маслкар, золотую цепь, вертолет, в конце концов.

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Оказалось, что ваши впечатления могут поднять вас в глазах сородичей не меньше, чем покупка вещей элитарных брендов. Неосязаемые впечатления теперь способны остаться с вами так же, как купленный автомобиль. Даже если вы не стали делать миллион фото в доказательство события, никогда не поздно вспомнить ту или иную историю и рассказать о ней публике.

Общество потребления породило свой тип человека, общество впечатлений — свой. Причем, и с хорошими чертами и с дурными. Например, типичный потребитель был гораздо скромнее, прижимистее и трудолюбивее — мир вещей рационален и довольно прост. Зато жаждущий обрести свой статус за счет впечатлений полон как креативности, так и идей о собственной уникальности. «Одни летсплееры в стране, а заводы стоят» — это как раз про них. Вернее, про всех нас. Тяжело иметь крутые статусные приключения, если усердно трудишься на фабрике. И наоборот: тяжело обрести стабильность, если это грозит тебе скукой (а быть скучным сейчас — значит безостановочно терять очки статуса!).

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Прочитав этот текст вы получили некие впечатления. Вы сможете репостнуть его, оставить гневные комментарии или пересказать знакомым, тем самым доказав, что действительно обрели некий экспириенс — и не важно, позитивный или негативный. Так вы исподволь поднимаете свой статус в сообществе и укрепляете свои позиции в мире, где вас судят по аккаунтам в соцсетях. Раньше вам пришлось бы ради этого идти в Крестовый поход или втридорога покупать новых крепостных. Ну разве не чудо?

Источник

Общество потребления

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Сегодня нас практически везде окружают призывы покупать. Интернет, телевидение, радио, рекламные баннеры в стихах и красках рассказывают о том, без чего человек не может обойтись, а заодно и формируют образ успешного и модного человека, идущего в ногу со временем, находящегося в тренде. СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться. Говоря проще, мы живем в обществе потребления. О том, хорошо это или плохо, какие у него есть плюсы и минусы, как оно влияет на сознание и к чему это может привести, мы и хотим поговорить в этой статье.

Общество потребления и человек-потребитель

Буквально со всех сторон рекламщики призывают людей (и в особенности молодое поколение) брать от жизни все, жить для себя, жить на полную катушку, смело отдаваться беззаботности и веселью. Показателем статуса и успеха (и даже интеллекта!) являются крутые дорогие телефоны, модные кроссовки, машины, «напичканные» всевозможными опциями, и т.д.

Продается сегодня почти все, причем это касается не только материальных вещей, но и времени, умений, способностей, красоты. Есть даже такие услуги как «Муж на час», «Друг на час» и немало других. Т.е. даже общечеловеческие ценности сегодня становятся предметом торга. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные (хотя это и спорно).

С какой бы стороны мы ни посмотрели на предпосылки и причины появления такого общества, мы увидим, что оно создано человеком. И человек в обществе потребления чувствует свою ценность, самодостаточность и самоуважение, не обладая какими-то важными личными качествами, а соответствуя определенному потребительскому поведению.

Человек-потребитель ценит себя (и другие люди-потребители его в этом поддерживают) не за личные достижения, а за обладание вещами. Он думает о себе нечто вроде: «У меня есть такая-то квартира, такая-то машина, такие-то вещи, значит, я крут и успешен, жизнь удалась». И совсем не обязательно, чтобы эти вещи действительно ему нравились. Главное – чтобы они ценились в обществе потребления, соответствовали установленным социальным нормативам.

В этой картине нет ничего о самом человеке, зато масса описаний внешних атрибутов его жизни. Человек отождествляет себя с тем, что у него есть. Материальные вещи вроде «расширяют» его личность, а иногда даже замещают ее, ведь внутренние (моральные, духовные и т.д.) критерии ценности просто-напросто исчезают.

В обществе потребления куда-то на второй план отходят такие достижения как, например, вырастить и поставить на ноги детей, быть хорошим родителем и человеком, уметь самостоятельно выбирать и принимать решения, личностный рост и саморазвитие, понимание смысла жизни и своего предназначения.

Но это лишь несколько характерных черт общества потребления и человека-потребителя. Также можно выделить и другие особенности, к примеру, повышение личных расходов людей, снижение роли мелких торговых предприятий, изменения в области коммуникаций и другие.

Если вам интересно рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, советуем почитать книгу «Общество потребления» Жана Бодрийяра и эссе «Человек одинок» Эриха Фромма. Чтобы понять, о чем примерно в них идет речь, посмотрите этот небольшой видеоролик, где Фромм рассуждает о деньгах и счастье человека:

Влияние общества потребления на психологию и сознание

Условно мы можем разделить потребности людей на две группы:

Социум, пропагандирующий избыточное потребление, мотивирующий к приобретению все большего количества вещей и формирующий подменные ценности, не мог появиться сам. К этому привели социальные и экономические предпосылки, наиболее значимыми среди которых являются развитие корпораций и политика кредитования.

Предлагая все больше денег и обещая выгодные условия, акулы бизнеса вынуждают людей пользоваться какими-то услугами, даже если те не особо-то этого и хотят. В итоге создается культура жизни в долг, культура безграничного потребления. И, находясь в этой культуре, человек испытывает огромнейшее давление на свое сознание (и не всегда осознает это!) Рассмотрим основные результаты, к которым это давление может привести.

Изменение отношения к работе и труду

Общество, ориентированное по большей части на потребление, меняет отношение людей к труду как к деятельности. Наиболее серьезно это сказывается, конечно же, на молодом поколении. На рынке труда появляются все новые профессии, преимущественно в сфере услуг. При этом подавляющее большинство этих услуг избыточно или же направлено на удовлетворение второй группы потребностей.

Ото всюду мы слышим, что жизнь нужно сделать легкой; все должно быть максимально доступно. Нам вообще не нужно ничего делать – достаточно кликнуть кнопкой мыши, и все, что нужно, в этот же день будет доставлено к порогу дома. Но это только одна сторона.

Другая состоит в том, что всего за несколько часов неквалифицированного труда (например, раздача листовок на улице) порой можно заработать до тысячи рублей (а иногда и больше). Произведя несложные расчеты, мы увидим, что человек, не имеющий никакого образования и опыта, может заработать неплохие деньги. За месяц это может быть больше, чем зарабатывает учитель или врач в поликлинике.

Исходя из этого, человеку приходит мысль: зачем мне учиться и получать образование, если я могу и без этого неплохо зарабатывать? Это, конечно, утрированный пример, но он не далек от реальности. Таким образом, происходит переориентация на легкий труд и отказ от систематической работы, обесценивается образование; квалификация и специализация теряют свою ценность.

Однако можно увидеть, как отношение к труду в обществе потребления меняется и в прямо противоположную сторону. Огромное количество людей (и здесь уже вопрос касается преимущественно старшего поколения) поражено «эпидемией» чрезмерного труда. Люди посвящают работе все свое время, подрабатывают, чтобы больше заработать и угнаться за тенденциями, что негативно сказывается и на здоровье, и на личной жизни, на семейных отношениях, и на возможности самореализации.

В результате, жизнь человека, постоянно озабоченного своим материальным положением, становится похожей на каторгу. В дополнение к этому растет его потребительская задолженность. Все это может привести к самым неблагоприятным последствиям, затрагивающим абсолютно все области и сферы внутренней и внешней жизни человека.

Инфантилизация человека

В обществе потребления человек стремится удовлетворить избыточные потребности и потребности второй группы. Конечно же, и потребности первой группы будут удовлетворяться, но основное внимание будет уделено потребностям, которые формируют для людей «авторитеты» (мода, тренды, компании, рекламщики и т.д.)

Каждый из нас что-то делает и проявляет активность, когда стремится к чему-то. Жизнь дана человеку не только для того, чтобы есть, пить и спать. Но чтобы осознавать свои цели и желания, нужно рефлексировать, понимать себя, знать себя, соотносить желания и возможности.

Если мы умеем соизмерять свои способности, ресурсы и потребности с целями и задачами, нас можно назвать взрослыми людьми. А общество потребления сводит все эти умения к нулю, делая каждого из нас инфантильным человеком. И снова: если взрослые люди еще сохраняют адекватное отношение к вещам, то современная молодежь уже живет в мире, где это норма.

Инфантилизация людей распространяется все больше. В реальной жизни это наблюдается через запоздалое взросление, нежелание и неспособность заниматься упорным трудом, тяготение к беззаботному и легкому существованию, не умение принимать решения и справляться с трудностями, безответственность и несерьезность. Сюда же можно отнести и разные формы зависимостей: от Интернета, компьютерных игр, гаджетов и т.д.

Замещение ведущей деятельности

В психологии есть очень интересный термин – ведущая деятельность. Он используется для обозначения деятельности, продуцирующей образование важнейших для человека психологических особенностей по мере его развития. Проще говоря, это главный тип человеческой активности в том или ином возрасте, на базе которого происходят изменения в психике.

Например, для ребенка ведущая деятельность состоит в игре, для подростка – в обучении, для взрослого – в работе. Общество потребления – это то, что изменяет ведущую деятельность человека. Люди не желают трудиться и учиться, но хотят играть (и здесь опять речь о изменении отношения к труду и инфантилизации).

Если копнуть глубже, то изменение ведущей деятельности приводит к тому, что люди все реже хотят брать на себя ответственность, и это сказывается на отношении к институту семьи. Увеличивается возраст вступления в первый брак, становится все больше людей, вообще не желающих связывать свою жизнь узами брака.

Ответственные поступки – признак взрослости, зрелости. Но человек-потребитель напоминает ребенка, которому не нужен партнер, – ему необходим родитель (естественно, речь о социальных ролях). Если подвести все это к общему знаменателю, то ведущая деятельность для людей в обществе потребления – это не взрослая жизнь, а детская.

Развращение сознания

Не сочтите за ханжество, но бесконтрольное потребление действует на сознание именно развращающим образом. Когда человек может вот так вот запросто и без всяких проблем пойти и набрать вещей в кредит или взять займы практически в любом размере, в нем начинают просыпаться животные инстинкты.

Это значит, что человек становится всецело поглощен удовлетворением своих потребностей, теряя чувство меры. Его разум затмевает огромное количество «возможностей», которыми он непременно спешит воспользоваться. Он считает, что весь мир в его руках: захотел – получил.

Общество потребления внедряет в сознание людей идею, что нужно жить одними лишь своими желаниями, не задумываясь о последствиях, но за все в один прекрасный момент приходится платить. И это тоже в свою очередь может привести к самым разным, но чаще всего неприятным последствиям.

Кроме того, ощущение вседозволенности проецируется и на другие сферы жизни: общение с родными и друзьями, отношения с противоположным полом, профессиональные отношения и любую другую коммуникацию вообще. Человек-потребитель требует от людей чувств, любви, определенного отношения к себе, уважения. Он уверен в том, что это можно получить, если не просто так, то за деньги уж точно.

Не менее печально и то, что многие люди готовы все это давать, и, опять же, за деньги. Повсеместно сегодня можно встретить искусственную любовь, дружбу, заинтересованность и т.д. Но как только заканчиваются деньги, от всего этого не остается и следа, ведь люди выполнили свои «финансовые обязательства» друг перед другом.

Жизнь в зависимости и иллюзиях

В обществе потребления ценности и желания человека формируются кем-то «свыше». Это можно сравнить с тем, как родители постоянно решают за своих детей, что им делать, что есть, что надевать, чего хотеть, в конце концов. Далеко не каждый взрослый (а молодежь – и подавно) не способен ответить, например, для чего он меняет свою вполне еще хорошую и рабочую машину или тот же телефон на более новый.

Таких ситуаций множество, но все они говорят, что мы теряем способность самостоятельно выбирать. Мы становимся зависимыми – от того, что подумают другие, от вещей, которыми пользуемся, от новинок на рынке, от денег как таковых и т.д. Мы перестаем нормально спать, мечтая расплатиться с кредитом и взять новый, чтобы купить что-нибудь еще. Или оттого, что погрязли в долговой яме, и уже не известно, сможем ли из нее выбраться.

Что же касается иллюзий, то с одной стороны человек надевает розовые очки, начиная верить в искусственные ценности, а с другой – погружается в симулятор жизни – компьютерные игры, социальные сети, чтобы оставаться «на волне», не оказаться «аутсайдером», соответствовать «требованиям», диктуемым обществом потребления.

Да, картина получается не очень радужная. Но этот вовсе не повод опускать руки и становиться пессимистом. На самом деле в силах каждого из нас справиться с давлением потребительского социума. Нужно лишь немного пораскинуть мозгами и стараться вести осознанный образ жизни, не теряя самосознания и индивидуальности.

Далее в статье мы дадим вам несколько полезных советов, как, живя в обществе потребления, все же оставаться свободным от его пут и навязчивых идей. Но прежде мы хотели бы подвести итог основным размышлениям и кратко перечислить аргументы ЗА и ПРОТИВ того, о чем мы сегодня беседуем.

Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ

Что такое общество массового потребления. Смотреть фото Что такое общество массового потребления. Смотреть картинку Что такое общество массового потребления. Картинка про Что такое общество массового потребления. Фото Что такое общество массового потребления

Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.

Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:

Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:

Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.

Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.

Как жить в обществе потребления

Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».

Нижеследующие рекомендации пригодятся взрослым, подросткам, детям и родителям, педагогам и учителям, желающим воспитать здоровое отношение к себе, жизни, деньгам, товарам и услугам:

Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.

Секрет выхода из общества потребления – максимально осознанная жизнь, обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.

Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *