Что такое общество признаки общества кратко
Понятие общества. Его типы, признаки, функции, этапы становления
Общество – социальное образование, которое представляет собой главное условие жизнедеятельности людей, воплощённое в конкретно-исторических формах и типах. Общество является многозначным понятием, которое в общепринятом смысле означает группу людей, характеризующихся общими интересами, а также культурными, религиозными, благотворительными, научными, политическими, экономическими и другими целями. Кроме того, общество имеет свои собственные социальные и политические институты, позволяющие ему функционировать в форме народностей и наций.
Взаимоотношения людей в рамках общества называют социальными. Кроме отдельных людей существуют их объединения: сообщества, общины, ассоциации, союзы и т.п. Отдельным видом общества является человечество – сообщество всех людей. Кроме коллективного для всех общества – человечества, различают отдельные общества, в основном по территориальным или культурным признакам. Каждое такое отдельное общество имеет собственные культурные и исторические достояния, общественные нормы и установки. В каждом обществе есть свои субъекты социального общения: личность, семья, класс, группа, нация, государство и др. Основными составляющими, определяющими общество, являются собственность, труд и семья.
Признаки общества
Что такое общество? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Общество – очень нежная и сложная материя.
Слово «общество» имеет широкий смысл: первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество, французское общество, демократическое общество и др. А если брать это слово в общем смысле, то под ним понимается собрание всех народов мира. Иными словами, это средство взаимосвязей между людьми и часть мира, отличающаяся от природы, которая состоит из форм сплочения людей.
Выделяют ряд обязательных признаков общества:
При этом первичной единицей общества считается абстрактный индивид, а само общество ассоциируется с совокупностью индивидов. Однако эти признаки не считаются исчерпывающими и не принимаются в качестве совокупного критерия для определения человеческого общества.
Социологи неоднократно пытались постичь сущность понятия «общество», выяснить характерные черты, отличающие его от других социальных групп и сообществ. Так, американский социолог Эдвард Шилз выделяет следующие критерии сообщества, которые необходимы ему для того, чтобы считать его обществом:
Типология обществ
В обиходе понятие «общество» часто используется довольно свободно, определяя различные категории или социальные слои, например, «общество шахтёров», «общество учителей» и т.п. Используется он также для обозначения всего живого человечества, то есть глобального общества.
Из-за большой разницы между современными и историческими обществами выделяется общества по степени развития:
По Марксистской типологии обществ (с точки зрения исторических) выделяют:
В период формирования индустриального общества выделяются такие типы общества как:
В постиндустриальных обществах, которые начали возникать во 2-й пол. XX в., используются также альтернативные типологии обществ:
Структура общества и социальная стратификация
Только самые простые общества не имеют развитой социальной структуры. Но даже у них есть возрастные группы, имеющие свои роли в рудиментарном разделении труда, а также семьи, роды, племена и т.п. В пределах возрастных групп все индивидуальные члены простого общества имеют одинаковые права и одинаковый социальный статус. С развитием общества возникает неравенство и развивается стратификация. Общество приобретает сложную структуру.
Социологи различных школ кладут в основу классификации общественных стратификаций различные критерии.
В марксизме, например, таким критерием являются производственные отношения и, соответственно, общественно-экономические формации. Общества делятся на бесклассовые (неантагонистичные) и классовые (антагонистические). К бесклассовым обществам относятся первобытное общество и будущее гипотетическое коммунистическое общество. Классовые общества сменяют друг друга со сменой строя – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое. В рабовладельческом обществе основные социальные классы – рабовладельцы и рабы, в феодальном – феодалы (землевладельцы) и крестьянство, в капиталистическом – капиталисты и рабочие, в социалистическом – рабочие и крестьяне. Противоречие между городом и деревней, рабочими и крестьянством, провозглашается движущей силой социалистического общества, но в то же время отмечается, что это противоречие не является неантагонистическим.
Западные социологи, например, Макс Вебер и Пьер Бурдье тоже используют понятие социального класса, хотя вкладывают в него несколько иное значение, чем марксизм. Стратификация общества по Веберу использует три фактора:
Бурдье, выделяя классы, учитывал не только отношение к собственности на средства производства, но и такие факторы, как поведенческая матрица и осознанность себя как класса.
Популярным подходом к социальной стратификации в западном обществе является разбиение общества по имущественному принципу (имущество не тождественно собственности) на слои, которые тоже называют классами. Выделяются высший класс (белые воротнички), средний класс и низший класс (синие воротнички).
Отдельные исторические типы обществ имеют особые стратификации, которые закреплены легально или культурой соответствующего общества. Так, в сословном обществе, типичного для доиндустриальной Европы, существовали социальные состояния с различными юридическими правами. Например, во Франции – дворянство, духовенство и третье сословие. В Индии существовала и существует до сих пор, хотя запрещённая законом, кастовая система – разделение людей на варны.
Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.
Социальные группы и отношения
Люди в обществе относятся к определённой социальной группе, классу, нации. Многоотраслевые связи и действия социальных групп, классов, национальностей в экономической, социальной, политической, культурной жизни называются общественными отношениями.
Таким образом, чтобы понять общество как способ жизни людей, необходимо знать общественные отношения, обеспечивающие их существование. Общественные отношения характеризуются следующими особенностями:
Необходимо различать отношения общества в области материального производства и духовной сферы. Первые создают материальные условия для жизни и развития общества. Вторые (идеологические, политические, правовые, нравственные и т.д.) являются результатом взаимосвязи людей в создании духовно-культурных ценностей, материальных и духовных отношений.
Общество и политика
Общество и политика – это те понятия, которые представляют собой диалектическую связь между политической наукой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Общество – целостная система отношений и взаимосвязей между людьми. Его составной частью являются сложные организованные социальные системы или сферы.
Крупнейшие сферы общественной жизни – это экономическая, политическая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая, правовая, научная и др., которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
Политика в рамках общества в целом осуществляет регулирование взаимодействия людей в различных сферах жизни общества.
Эволюция общества
Общество – динамическая система, оно непрерывно изменяется. На протяжении истории человечества общество развивалось благодаря усложнению общественных связей и социальной структуры, разделения труда, стратификации и др.
Существуют прообразы общества у животных – стадо и стая. Чем сложнее становится ментальная организация каждого человека в обществе, тем более сложным становится общество. Большую роль в этом процессе играет государство через создание правовых механизмов, организации систем обучения и воспитания. Однако возникновение общества предшествовало возникновению национальных государств. Общество существовало и во времена, когда не было государственных границ, и племена свободно кочевали с места на место.
Чем значительнее изменения в культуре, образовании, численности и составе населения в пределах одной территориальной общины, тем динамичнее всё общество.
Стадии развития человеческого общества
Западная социология обычно выделяет доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную исторические стадии человеческого общества, классифицируя их по основным способам производства. В доиндустриальном аграрном обществе обычно преобладает сельское хозяйство. Социолог Д. Ленски выделял и другие типы общества, например, рыболовное, пастушье и т.п. До изобретения человечеством животноводства и земледелия, т.е. до неолитической революции, основными способами добывания пищи у людей были охота и собирательство. Охотники-собиратели имели своё общество со своей культурой.
В индустриальном обществе, которое сложилось после промышленной революции, основным типом деятельности стало промышленное производство. Соответственно, изменилась доля рабочих в общем составе населения, возросла роль капитала.
Мнение о том, что на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, выразил американский социолог Д. Белл. В постиндустриальном обществе основным видом производства становится производство услуг, растёт роль знаний и образования, а в составе трудового населения начинают доминировать специалисты. Аналогичные процессы описывал Элвин Тоффлер в своей книге «Третья волна».
Гражданское общество
В конце XX – начале XXI вв. широко дискутируется идея гражданского общества как системы негосударственных и некоммерческих институтов, обеспечивающих самоорганизацию и развитие населения. За этой концепцией организации общества граждан и государства формируется базис реального общества, независимого от политической системы. Оно дополняет функции исполнительных структур государства.
Информационное общество
Современные тенденции общественного развития принято всё чаще обозначать как движение в сторону информационного общества – принципиально новой стадии существования человечества. Если представить информацию как набор сведений, передающихся от автора к адресату при помощи упорядоченного набора сигналов, то информационным можно назвать такое общество, в котором информация становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью. Концепция информационного общества отражает растущую значимость информации и информационных (прежде всего, компьютерных) технологий в нашей жизни.
Экономические цели общества
Экономические цели общества – комплекс потребностей и требований национального общества. Ни одна нация или группа наций не может полностью достичь своих целей. Эта неспособность возникает из непоследовательности и конфликтов целей как на национальном, так и на международных уровнях. Она возникает по причине несовершенства политических инструментов. В результате возникают конфликты между частными и национальными, внутренними и внешними целями. Смягчение таких конфликтов и поиск возможностей удовлетворения первоочередных, значимых целей является задачей экономической политики.
История исследования общества
Исследование общества – область общественных наук, особенно философии, социологии и антропологии, для которых общество является основополагающей категорией.
Первые представления об обществе, как системе жизни людей вырабатывались с древнейших времён формирования интеллектуальной культуры человечества. Большой вклад в определение общества внесли древние мыслители, китайский философ Конфуций, античные мыслители Платон и Аристотель, их ученики и последователи. В теоретически-философском воображении древних мыслителей общество отождествлялось с государством. Аристотель видел человека как политическое или государственное существо. Закономерности формирования общества и государства отождествлялись.
В отличие от мыслителей античности философы средневековья заметили разницу между социумом и государством, но скрывали это в религиозных мистификациях. Никколо Макиавелли был одним из первых, кто определил государство, как одну из составляющих социума, более широкого и фундаментального образования. Мыслители позднего средневековья в исследовании общества продолжали уделять большое внимание государству, его подразделениям и структурам. Первые представления об обществе и его исследования как специфического образования и формы человеческого общежития были робкими и непоследовательными. О главном объекте – социуме как целостной системе – социальная философия могла сказать чрезвычайно мало. Много авторов новейшей истории даже не попытались более-менее серьёзным образом прояснить себе природу элементарных социальных явлений.
В эпоху Просвещения возникла теория общественного договора, по которой отдельные люди, образуя общество, поступаются частью своих интересов и суверенных естественных прав ради общего блага, предотвращения анархии и войны «всех против всех». Её формированию способствовали научные открытия в юриспруденции, которые сформулировали концепцию естественного права.
В XIX веке зародились социология и антропология. Основатель социологии Огюст Конт ставил перед собой цель сделать исследование общества положительной (точной) наукой. Одновременно на XIX век приходится период творчества основоположников исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Они указали на антагонистический характер современного им общества и ввели идею классовой борьбы, что, по их мнению, в конце концов приведёт к установлению неантагонистического коммунистического общества. Марксизм стал влиятельной идеологией, которая в значительной степени сформировала историю XX и XXI вв.
Поиск теоретических моделей, которые бы адекватно воспроизводили природу и сущность социального, историю его развития и механизмы функционирования, продолжается до сих пор. Сейчас есть ряд научных концепций, которые описывают историческое развитие общества. Одной из них является волновая концепция Тоффлера, по которой исторические общества подразделяются на три волны: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Футурология пытается на основе анализа общественных явлений предсказать тенденции будущего развития общества. Среди прогнозов развития человеческого общества существует концепция будущего информационного общества, основой которого гипотетически будет единое глобальное информационное пространство.
Общество
Всего получено оценок: 217.
Всего получено оценок: 217.
На уроках обществознания школьники изучают общество. Оно представляет из себя очень сложную систему, организованную по определённым законам. Общество постоянно развивается и изменяется. Существует несколько трактовок этого понятия: всё население Земли, совокупность людей с общими целями, население государства. Узнаем, что такое общество, из чего оно состоит, какие признаки имеет.
Понятие общества
Рассмотрим наиболее популярные определения общества в обществознании.
Люди в процессе жизни постоянно контактируют друг с другом. В основе любого общества лежат общественные отношения. Они включают в себя разнообразные способы взаимодействия между членами и группами.
Признаки общества
Понятие общества чаще всего трактуется как динамическая открытая система, имеющая сложную организацию, непрерывно развивающаяся. Кратко перечислим её основные признаки.
Сферы жизни общества
Любое общество состоит из четырёх взаимосвязанных сфер. Рассмотрим их определение.
Все сферы находятся в тесной взаимосвязи. При низком уровне экономики невозможно развитие социальных институтов и культурных центров. Политика задаёт направления развития экономики и социальной сферы. Таким образом, если какая-любо из областей не функционирует в полном объёме, это сказывается на всей жизни общества.
Что мы узнали?
Общество — это сложная система, находящаяся в постоянном развитии. Существует широкое и узкое толкование этого понятия. Общество имеет определённые признаки. Выделяется четыре сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная и духовная.
Определение понятия «общество». Основные признаки общества
Глава 3. Общество как целостная социокультурная система
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организа цию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т.д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т.д. В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Общество – это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей – социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.
1. Территория – это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.
2. Социальная структура (от лат. structura – строение) – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность – большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества – в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты – в политическом управлении обществом и т.д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.
Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства – политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему. Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.
Социальные отношения – взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.
3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность – это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность – способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества. Автономность и самодостаточность общества – не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.
Типология общества
В научной литературе существуют различные подходы к типологизации общества. Одни исследователи делят общества на открытые и закрытые, другие – на первобытные и современные, третьи – на варварские и цивилизованные и т.д. Рассмотрим два основные подхода к типологизации обществ: формационный и цивилизационный.
1. Формационный подход был разработан выдающимся немецким ученым К.Марксом в середине XIX в. По мнению Маркса, господствующий в обществе способ производства и форма собственности (экономический базис) обусловливают формирование соответствующих сфер общества (надстройки): социальной, политической и духовной. Маркс считал, что общество в своем историческом развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и (в перспективе) коммунистическую. Каждой формации присущ определенный способ производства материальных и духовных благ. Например, капиталистический способ производства основывается на труде наемных рабочих, феодальный – на труде прикрепленных к земле крестьян, рабовладельческий – на подневольном труде рабов и т.д. Одним из существенных недостатков формационного подхода многие исследователи считают чрезмерное преувеличение роли экономических факторов в развитии общества и преуменьшение роли других сфер жизнедеятельности. Так, один из критиков марксизма М.Вебер считал, что в становлении буржуазного общества в Германии доминирующую роль сыграла протестантская этика. В современной социологии доминирующей является точка зрения, согласно которой все сферы общества находятся в диалектическом единстве. И на каждом этапе развития общества определяющей может стать любая из основных сфер жизнедеятельности: политическая, экономическая, социальная, духовная, а экономика детерминирует весь исторический процесс развития общества лишь в конечном счете.
2. Цивилизационный подход типологизации общества был предложен американским социологом Даниелем Беллом (род. в 1919 г.). Он делил историю развития общества на три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Каждая из этих стадий соответствует определенному типу цивилизации.
Доиндустриальная цивилизация. Для нее характерны следующие основные признаки: основной способ производства – земледелие и скотоводство (на ранних стадиях – собирательство, охота); натуральный способ ведения хозяйства (все, что производится, в основном идет на удовлетворение собственных потребностей); в производстве материальных и духовных благ в основном используется физическая сила человека и домашних животных; преимущественно сельский образ жизни (подавляющее большинство населения живет вне города); низкий уровень социальной и географической мобильности; система образования в основном носит характер семейного воспитания и обучения традиционным видам деятельности. Доиндустриальный тип общества называют также традиционным.
Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т.е. большая часть произведенного продукта предназначается для продажи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населения живет в городах); высокий уровень социальной и географической мобильности; сравнительно высокий общий уровень образования и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования. В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского населения и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры – города- гиганты (мегаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в промышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т.д.).
Постиндустриальная цивилизация – новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: автоматизация и компьютеризация большинства процессов в промышленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических систем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи – информация; сокращение количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благоустроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
Цивилизационный подход типологизации общества также имеет свои слабые стороны. Он фактически не учитывает такие периоды развития общества, как дикость и варварство. Ведь цивилизация трактуется многими учеными (например, Л.Морганом, Ф.Энгельсом) как ступень общественного развития, следующая за варварством. Поэтому возникает вопрос о «включении» или «не включении» периодов дикости и варварства в доиндустриальную цивилизацию.
Гражданское общество
Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества. Институты придают хаотичному движению индивидов организованный целенаправленный характер участия в общественной жизни. Они создают множество центров власти в различных сферах общества (экономической, политической, социальной и др.) и тем самым ограничивают всевластие государства. Во взаимодействии общество –государство первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления государства. Во-вторых, государство является производным от общества, а не наоборот. Именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пресекаются.
Основные признаки гражданского общества:
• разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;
• демократия и плюрализм в политической сфере;
• рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;
• экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;
• социальную основу гражданского общества составляет средний класс – это экономически, политически, социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;
• приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
• идеологический и религиозный плюрализм;
• свобода слова и средств массовой информации.
Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества, на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.
Социальные институты
Социальный институт – относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической сфере и т.д. Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества, и наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношений собственности, наследования и др. Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную систему.
Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемее институтами, носят обезличенный характер. Например, институт семьи – это не конкретные родители, дети и другие члены семьи, а определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Поэтому любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, должен выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника – занимаемой должности и т.д.). Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Например, для функционирования института образования создаются такие учреждения, как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения, выделяются денежные средства и другие ресурсы.
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения – роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Основными социальными институтами в обществе являются:
• институты семьи и брака – потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;
• политические институты (государство, партии и др.) – потребности в безопасности, порядке и управлении;
• экономические институты (производство, собственность и др.) – потребности в добывании средств существования;
• институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
• институты культуры – потребности в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;
• институты религии – потребности в решении духовных проблем.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое общество в широком и в узком смысле?
2. Из каких основных элементов состоит структура общества?
3. По каким основаниям производится типологизация общества? Перечислите известные вам типы обществ.
4. В чем различие между цивилизационным и формационным подходами к типологизации общества?
5. В чем различие между аграрным и индустриальным обществами?
6. Из каких основных подсистем состоит общество?
7. Что такое социальный институт и какова его роль в обществе?