Что такое общество с точки зрения философии
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.
Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.
Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ — это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация — это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство — это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.
Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).
Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.
Второй подход — идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.
Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.
Философское понятие общества
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются:
классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
1) Общественное сознание
3) Правовое сознание
4) Мораль. Нравственные ценности
5) Эстетические ценности
6) Религиозные ценности
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».
Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.
Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.
Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;
— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:
• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.
Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
• не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
• смысл жизни в достижении некого идеала человека;
• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10380; Нарушение авторского права страницы
Что такое общество с точки зрения философии
Глава 7. Человек и общество
Когда начинается научное изучение общества?
Проблемы общества всегда входили в круг философских интересов. Но в научной мысли с XVIII по XX вв. можно отметить своеобразный переворот в представлениях об обществе. Возникло представление, что существует особый объект научного знания — «общество», которое не является простой суммой составляющих его людей. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество, подчиняющееся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Поэтому сформировалась социальная философия, в которой общество рассматривалось, по словам философа С. Н. Булгакова, как «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей».
Чем занимается социальная философия?
Социальная философия обозревает общественную жизнь в целом и изучает общественные институты. Одной из важнейших проблем являются взаимоотношения личности и общества — в общем плане, то есть независимо от типов общественной организации. Социальная философия исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, она осмысливает методы, с помощью которых познается общественная жизнь, она обобщает опыт общественных наук.
Какие есть подходы к изучению общества?
В истории философии можно выделить два основных подхода: классический и постклассический.
Классический подход к обществу исключал из теоретического рассмотрения субъективный мир отдельной личности. С данной точки зрения общественная реальность не зависит от субъективных действий, хотя и складывается из них. В этой связи философы стремились обнаружить такую общественную структуру, которая не зависела бы от субъективных действий и тем самым являлась бы определяющей для общества в целом.
В рамках классического подхода можно выделить два направления. Одни мыслители, например, Гегель, считали, что единство общества обеспечивается духовной культурой. Другие, такие, как Маркс, главным фактором считали экономику, хозяйственную жизнь.
В чем недостатки классического подхода?
Классический подход ставил человека в подчиненное положение по отношению к обществу. Происходило возвеличивание общества в ущерб личности. Исходя из положения, что человек живет в обществе и формируется под воздействием общественной жизни, классическая мысль делала вывод о том, что общество выше и ценнее индивида. Отношения индивида и общества представали в упрощенном виде: индивид усваивает социальные ценности. Общество представлялось неким «большим человеком», лишенным личностных черт. В тоже время классический подход опирался на тезис о «радикальном добре в человеческой природе». Согласно этому тезису, человек по своей природе наделен исключительно положительными качествами, а все отрицательное возникает в нем вследствие несовершенства общества.
Какой образ общества возник в философии XX века?
В философии XX века возник постклассический образ общества. То понимание взаимосвязей человека и общества, которое шло от Просвещения, было признано упрощенным. Постклассический подход признавал, что нельзя исключать из общественной жизни субъективную сторону. Вместе с тем сама субъективность стала пониматься как интерсубъективность. Понятие «интерсубъективность» призвано преодолеть деление на субъект и объект, характерное для классической социальной философии. Жизненный мир всегда интерсубъективен. Исследователь А. Шюц отмечал: «Жизненный мир не является моим частным. К нему принадлежат другие, не только как тела и объекты моего опыта, но и как акег едо, то есть субъективности, наделенные такой же активностью, как и я». Общество в системе постклассической социальной философии рассматривается как сложная система взаимосвязей между различными субъектами, в результате которой возникают устрйчивые социальные системы. Общество предстает множеством «Я», каждое из которых смотрит на мир своими глазами. Признание интерсубъективности в качестве важнейшего свойства социальной реальности привело к отказу от разработки всеобъемлющих проектов общественного переустройства.
Что такое общественные отношения?
Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между этносами, классами, группами, а также внутри них в процессе материальной, социальной, политической и духовной деятельности.
Как можно дифференцировать систему общественных отношений?
При предельно общей дифференциации общественных отношений выделяются материальные отношения, которые складываются, не проходя предварительно через общественное сознание и отношения духовной жизни.
Какие законы функционируют в обществе?
Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Выделяются три основные группы законов. Первая группа: наиболее общие законы, которые охватывают основные сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории (например, закон взаимодействия экономических структур и идеологических установок. Вторая группа — это общие законы, которые функционируют в одной или нескольких сферах на протяжении ряда исторических этапов (например, закон стоимости). Третья группа — специфические, или частные законы, присущие отдельным сферам общественной жизни и действующие на определенной ступени общественного развития (например, закон прибавочной стоимости).
Какие сферы общественной жизни существуют?
В жизни общества выделяют следующие сферы: материальная, социальная, политическая, духовная.
Что такое социальная структура?
Социальная структура — это определенное строение общества, состоящие из элементов и связей между отдельными элементами.
Субъектами социальной структуры являются социально- исторические общности людей. Многообразные внутренние связи и отношения соединяют людей в устойчивые объединения — социальные общности. В философии выделяют следующие социально-исторические общности: этносы, классы, социальные группы.
Какие социальные группы существуют в обществе?
В обществе есть большие и малые социальные группы, или вторичные и первичные. К первичным (малым) группам относится семья, члены которой соединены браком или кровным родством. Семья — одна из исторических форм общности людей, она обладает биологическими и социальными функциями.
В чем проявляется социальная сущность семьи?
Основные социальные функции семьи — регулирующая и воспитательная.
Что представляет собой этническая общность?
Этническая общность, или этнос, — это вторичная (большая) социальная группа. Этносы — исторически сложившиеся устойчивые группы людей, они существуют на протяжении всей истории человечества. В современном мире насчитывается от 3 до 4 тысяч этнических общностей.
Род и племя были первыми формами этнических общностей. С переходом к классовому строю кровнородственные объединения уступают место народностям. Народность — более многочисленная, но еще неустойчивая форма общности людей, ее характеристики: длительное совместное проживание на одной территории, единый язык, элементы общей культуры и психического склада.
Ликвидация феодальной раздробленности, упрочнение экономических связей и возникновение единого внутреннего рынка привели к тому, что из народностей развились нации. Нациям присущи те же признаки, что и народностям, но эти признаки отличаются большей развитостью и цельностью. Важным условием для сплочения нации является национальное самосознание.
Что такое политическая организация общества?
Политика, согласно Платону и Аристотелю, — единая наука об обществе. Сейчас под политикой понимают науку о задачах и целях государства.
В центре политики находится государство — основная организация, особый аппарат власти, который управляет обществом, осуществляя свои коренные интересы и цели. В то же время государство, объединяющее людей в единую социальную структуру, вынуждено известным образом удовлетворять и всеобщий интерес, например, обеспечивать стабильность и безопасность, совмещать интересы различных групп и слоев общества и др.
Государство вместе с политическими партиями и различными общественными организациями и учреждениями образует политическую организацию общества.
Как возникло государство?
По поводу происхождения и сущности государства существует много противоречивых концепций. И это потому, что данный вопрос в наибольшей степени затрагивает интересы господствующих социальных сил. Так, если объявить государство божественным творением, то его можно представить в виде большой семьи с отцовской властью. Государству при этом отводится роль «стража порядка» или «управляющего», который заботится об общих хозяйственных делах. Марксизм объясняет происхождение государства расколом общества на враждующие классы, марксисты считают, что государство — продукт классовых противоречий между эксплуататорским меньшинством и эксплуатируемым большинством. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастался, включая особые отряды вооруженных людей (армия, полиция), бюрократические ведомства, карательно-судебные органы и т.д.
В чем проявляется сущность государства?
Сущность государства проявляется в тех функциях, которые оно выполняет. Различают внутреннюю и внешнюю функции. Определяющая из них — внутренняя функция, от нее зависит и внешнеполитическая деятельность государства, и она наиболее полно характеризует природу государства.
Какие формы государств существуют?
Форма государства проявляется, прежде всего, в форме правления. При монархии власть одного лица (короля, императора) передается по наследству, эта власть опирается на социальные силы, господствующие в обществе. Республика — правление, осуществляемое выборными органами власти.
Государственные формы различаются также по методу правления, то есть по политическому режиму. Существуют парламентский, президентский, военно-диктаторский, фашистский и др. политические режимы. Способы господства властной элиты различны — демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
Какие функции выполняет государство?
Каким должно быть государство?
Только государство в состоянии устанавливать и поддерживать законность и правопорядок. С другой стороны, от самого государства исходит опасность, что государственная машин- станет всевластной и поглотит все общество.
Для общества в равной мере опасны два варианта: разрушение государства и подавляющее воздействие государства на все сферы общественной жизни. Нормальный вариант — тот, когда государство соблюдает права личности и поддерживает общественный порядок; это возможно в сравнительно узком промежутке между хаосом безвластия и государственной тиранией. Оставаться в этом промежутке, не впадая ни в ту, ни в другую крайность, весьма трудно.
Что такое анархизм?
Анархия — то состояние общества, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм — это и учение, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.
Какую эволюцию прошло учение анархизма?
Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников (у Антисфена и Диогена) и в религиозной форме в раннем христианстве. В период буржуазно-демократических революций XIX века этот тип политического сознания получает научное обоснование. Научная теория анархизма возникла в Англии, ее основателем был Уильям Годвин. Французский исследователь Прудон теоретически обосновал анархистское движение. Наиболее авторитетными теоретиками анархизма были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Для многих анархистов XX века авторитетом является также Л. Н. Толстой.
Какую цель ставит анархизм?
Целью анархизма является безвластие, то есть такая организация общества, где отсутствует власть человека над человеком. Под властью понимается систематическое принуждение человека к тому, что противоречит его воле. Наиболее распространенной формой власти считается государство, как машина принуждения людей.
Ключевым понятием в анархизме является свобода как возможность реализовать все способности человека. Эта свобода ограничена лишь такой же возможностью других людей.
Что такое свобода с точки зрения анархизма?
В XIX веке сформировались наиболее авторитетные концепции анархического государства. Автором одной из них был М. А. Бакунин. В его теории ключевым понятием является свобода: «свобода человека состоит единственно в том, что он повинуется естественным законам, потому что он сам признает их таковыми, а не потому, что они были ему внешне навязаны какой-либо посторонней волей — божественной или человеческой, коллективной или индивидуальной». Однако свобода не означает, что человек независим от других людей: свободным можно быть только среди свободных.
Как должно быть устроено анархическое общество?
Свободе препятствует власть, реализованная, прежде всего, в государстве. Поэтому государство должно быть уничтожено социальной революцией. Народ должен восстать, взять все, что ему понадобилось, и разогнать всех правителей. Не должно быть более ни законов, ни власти. Вся разнородная масса людей должна жить и действовать из себя, из того, что она есть на самом деле, а не из того, чем ей было приказано быть. По мнению Бакунина, на место централизованной иерархической организации общества сверху должны прийти самоуправление и самоорганизация снизу. Отсутствие единого регулирующего центра делает производственные объединения людей самостоятельными. Они согласуют свою работу на добровольных началах. Помимо добровольной мотивации к труду Бакунин признает и «принуждение голодом» тех, кто не желает работать, будучи здоровым взрослым членом общества.
Какова программа анархистов?
Говоря о будущем анархо-коммунистическом обществе, анархисты так определяли основные приоритеты в экономической сфере:
1. Абсолютное преобладание потребления над производством.
2. Интеграция (слияние) физического и умственного труда.
3. «Довольство для всех», то есть распределение по потре ностям.
4. Совместная обработка земли городскими и сельски жителями.
5. Обобществление и плановость производства.
6. Прямой обмен продукцией между городом и деревней.
7. Децентрализация и разукрупнение промышленности.
8. Стирание грани между «промышленными» и «аграрными» народами, создание максимально самообеспеченных областей.
Почему человек стал центральной философской темой?
Существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие проблемы и вопросы философии. Это тема о человеке. «Человек всегда был, есть и будет интересным явлением для человека» — писал Эмпедокл. «Познай самого себя» — данное изречение со времен Сократа стало девизом многих философских произведений. «Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос — последняя цель всей человеческой мысли», — подчеркивал С. Л. Франк.
Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке центральной философской темой. В рамках философского знания всегда существовала потребность свести разнообразные проблемы к единому центру. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт. Вопросы, который решает философия, имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку. К чему бы не обращалась философия, она всегда возвращается к человеку.
Какой образ человека сложился в философии?
Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. В античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос, который является аналогом макрокосмоса, то есть Вселенной. Этим подчеркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как Вселенная.
Первым философом, который сделал человека главным предметом своих размышлений, был Сократ.
Что такое человек с точки зрения Сократа?
Человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего существования. Главной частью его души является разум, которому противостоят страсти. Последние влекут человека к неумеренности, чрезмерности и тем самым разрушают гармонию души. Разум же есть источник того, что Сократ называл «самообладанием». Самообладание — это власть разума над стихийно- жизненными порывами, и, по Сократу, свободен тот, кто умеет подчинять свои страсти разуму.
Что такое человек в философской антропологии?
Двадцатый век прошел под знаком антропологического направления в философии. Особенно важно то, что подходы к осмыслению человека серьезно изменились. Эти изменения, в частности, были связаны со становлением антропологии как философской дисциплины.
Для современной философской антропологии характерно иное отношение к различным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким было это отношение в философской классике. В частности, она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Здесь важен сам процесс самопознания и самонаблюдения. В философской антропологии самосознание служит не только целью, но и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на саму себя, идет как бы по кругу. Человек постоянно возвращается к самому себе, но каждый раз по-новому. Философская антропология призывает к самоуглублению, потому что ее главная проблема — это человеческая личность. Человек здесь предстает не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция, то есть человеческая самость, некое «Я». Пристальное внимание к экзистенциальным вопросам существенно отличает философскую антропологию XX века от философских взглядов на человека, известных в прошлом.
Каковы исходные идеи философской антропологии?
Исходным положением философской антропологии XX века является то, что она ставит человека в центр мироздания. Главным предметом изучения становится духовный мир человека, все остальное располагается вокруг, на периферии. Субъективный мир человека предстает как особая Вселенная, являющая собой центр мироздания. Одновременно человек — объединяющее начало, он способен объединить все многообразие живых и неживых существ. В нем, словно в фокусе, сходится все многообразие мира. Философская антропология признает тот факт, что человек есть исключительное существо, или особый род сущего.
Из чего состоит человеческое бытие?
С философской точки зрения в составе человеческого бытия три части: это дух, душа и тело.
Что понимает философия под духом?
Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Выражение «духовная жизнь» означало и до сих пор нередко означает жизнь религиозную. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за рамки религиозного. Дух — это сфера нематериалистических ценностей, сфера идеалов. Благодаря духу человек уясняет высшие ценности. Он освобождается от непосредственных потребностей, от рутинной повседневности.
Понятие души еще более древнее, чем понятие «дух». Если мы находим понятие «дух» только в развитых религиозных системах, то понятие «душа» присутствовало уже в первобытных верованиях.
Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, а душа есть вторая половинка человека, его внутренний мир. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера переживаний, впечатлений, мыслей. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.
В связи с влиянием естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонники естественнонаучной ориентации считают эти понятия недостаточно строгими и пытаются заменить их понятием «сознание». Однако сознание, хотя и важная часть души, но не единственная. Это стало очевидно, когда было признано, что в человеческой психике существуют бессознательные структуры.
Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Наличие в современной философии понятия души позволяет также учитывать связь с историей и культурой прошлого.
Что такое тело с точки зрения философии?
Человеческое тело в философии воспринимается как синтез телесного (биологического) и духовного, воплощающего индивидуальное «Я». Философию интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа. Человеческое тело воспринимается как модель, которая зависит от современных представлений о красоте, от соотношений между нормой и патологией. Следуя нормам идеального тела, тела-эталона, человек дисциплинировал себя, различал правильное и неправильное. Живое тело, становясь объектом культурного воздействия, стремится воплотить существующий идеал телесности. Французский исследователь Бодрийяр подчеркивал: «Вся новейшая история тела — это история его демаркации, история того, как сети знаков и меток разграфляют, раздробляют и отрицают его в его природе».
Что представляет собой человеческое в человеке?
Не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но присутствует в человеке. Человек, с одной стороны, не животное, но он и не ангел. Человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек — это процесс становления, стремление воплотить в себе идеалы. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.
Как теоретически определить «человеческое в человеке»?
В многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке». В этом случае нельзя обойти вниманием нравственную сторону в человеке. Нравственность возвышает человека над природным миром, то есть позволяет ему различать добро и зло. Так полагал, например, Кант. Вл. Соловьев выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим.
В современной философии для раскрытия сущности человеческого принято использовать ряд понятий. К их числу относятся: «Я», «сознание», «личность», «дух».
Что представляет собой «Я»?
Понятие «Я» побуждает человека осознать свою уникальность и ощущать свое собственное существование. Когда говорят «Я», то противопоставляют себя всякой другой реальности. Противопоставление возможно благодаря сознанию.
Что понимается под сознанием человека?
Сознание в современной философии воспринимается, как совокупность чувственных и умственных (рациональных) образов. Все остальное остается как бы в темноте, как не принадлежащее «мне», чужое.
Что включает в себя понятие личности?
Понятие «личность» фиксирует мою автономию, суверенность. Здесь «Я» выступает как сознательное, как то, что свободно и ответственно осуществляет самостоятельный выбор. Следовательно, личность подразумевает присутствие волевого начала.
Названные три понятия составляют части духа. Без чисто духовных свойств человек как человек немыслим. Благодаря духу, человек всегда есть нечто большее, чем то, что о нем можно сказать в данный момент. Человек — это не целиком автономное «Я», способное обойтись без других. Но он и не растворяется в других, сохраняет свою самобытность.
Каковы взаимоотношения «Я» и «Другого»?
«Другой» — это тот, кто наделен своим собственным духовно-душевным миром, но кроме того, он дан мне, по выражению Гуссерля, «в модусе там», в то время как мое существование — «в модусе здесь». Следовательно, ни при каких условиях я не могу пережить в своем сознании все богатство другой личности. Нельзя полностью открыть для себя Другого. Но без Другого невозможно понять и себя, оценить свои поступки. «Я» и «Другой» — две стороны одной реальности. В жизни необходимо учитывать право «Другого» как универсальное право на различие. Признавая «Другого» вне себя, любое общество может открыть иные возможности внутри себя. Когда человек может делать выбор, каким образом строить свои отношения с «Другим», это указывает на свободу человека.
Каким образом свобода воздействует на жизнедеятельность человека?
Человек имеет свое собственное «свободное и вольное хотение» — свободу самостоятельного выбора и собственного решения. Выбирая поступок, тот или иной вариант поведения, личность выбирает себя. Она строит себя, создает свой духовный облик. Бытие, состоящее из множества актов выбора, собственно и есть жизнь личности. Вместе со свободой возникает ответственность. Прежде всего, ответственность за себя, за свою судьбу. Французский исследователь Сартр писал: «Я ответственен. за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Иначе говоря, своим свободным выбором человек выбирает не только свою судьбу, но воздействует на других людей, задает некий образец или модель поведения. Свобода собственного выбора подчеркивает, что человек в глубине своей есть одинокое существо.
Что такое одиночество?
Одиночество — одна из жизненных категорий человеческого бытия, его невозможно исключить из жизни. Человек не может передать все оттенки своего состояния другому. Жизненное одиночество следует отличать от одиночества социального, которое обусловлено социальными факторами. Социальное одиночество связано с несовершенством общества, с равнодушием людей: примером социального одиночества является то, что люди остаются без внимания в старости.
Другой вид социального одиночества — одиночество в толпе. Своеобразный парадокс его состоит в том, что человек находится постоянно в окружении людей: на работе, дома, на досуге. Массовый характер современного общества принуждает человека к непрерывному общению. Однако в большинстве случаев общение носит формальный характер: люди замкнуты в себе, человек скрывает свое внутреннее «Я». Жизнь как одно лишь функционирование калечит духовный мир человека: человек становится «одномерным».
Что такое «одномерный человек»?
Термин был предложен немецким философом Г. Маркузе. Он считал, что из духовного мира «одномерного человека» выпадают богатство и полнота бытия. Он суживает свой внутренний мир до крайне ограниченного круга интересов. В частности, жизнь такого человека превращается в бессмысленную гонку за потреблением все большего числа материальных благ. Такой тип человека лишен в своей жизни творчества.
В чем сущность творчества?
Творчество — категория человеческого бытия. Человеческие способности потенциально безграничны: человек открыт для новых свершений, и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности. Творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индиви- дуально-личностно. В. Розанов писал: «В отличие от животного, человек в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл; в ней же лежит родник всякого духовного творчества». Поэтому человек «приносит нечто новое в мир». Творчество всегда есть некоторый вызов — вызов устоявшимся представлениям, взглядам, стереотипам. Оно требует духовной твердости и мужества. Творец обогащает свой духовный мир и воздействует на духовный мир других людей.
Как освободиться от чувства одиночества?
Любовь — фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она многообразна. В истории философской и религиозной мысли выявлены и описаны разные виды любви. Есть любовь эротическая: это стремление к красоте, силе. Есть любовь «агапэ»: это любовь одаряющая, милосердная, сострадательная. Есть любовь каритативная: это любовь-нежность. Любовь страстная — это стремление обладать предметом любви. Все виды любви могут существовать как раздельно, так и вместе, но во всех случаях любовь — это способ преодолеть духовную самоизоляцию. Любовь соединяет и предполагает, что человек начинает рассматривать Другого как часть себя. С. Л. Франк писал: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысляет нашу жизнь».