Что такое общество с точки зрения философии

Философия: конспект лекций

Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое общество с точки зрения философии. Картинка про Что такое общество с точки зрения философии. Фото Что такое общество с точки зрения философии

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 16. Понятие общества

Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.

Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.

Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ — это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация — это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство — это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.

Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).

Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.

Второй подход — идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.

Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.

Источник

Философское понятие общества

Общество.

1) Философское понятие общества

2) Общество как система. Основные подсистемы общества

3) Общество как исторический процесс

4) Источники и факторы развития общества.

5) Правовое государство и гражданское общество

6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Общество как система. Основные подсистемы общества

Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.

Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.

Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.

Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Основными сферами жизни общества являются:

Экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:

Экономическая сфера существует в следующих формах;

Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производственные силы и производственные отношения

Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.

К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру;

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы

Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основными элементами социальной структуры являются:

классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.

Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.

Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.

Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:

Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.

Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое общество с точки зрения философии. Картинка про Что такое общество с точки зрения философии. Фото Что такое общество с точки зрения философии

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание

Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.

Вопросы для самопроверки

1.Какое определение общества дается в социальной философии?

2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

3. Что такое общественно-исторический процесс?

4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.

Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.

1) Общественное сознание

3) Правовое сознание

4) Мораль. Нравственные ценности

5) Эстетические ценности

6) Религиозные ценности

Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.

Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.

О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.

Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.

Ценности.

Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.

В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.

Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.

Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;

Материальные:

Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности

Духовные:

Человек. Индивид. Личность.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении мно­гих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».

Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.

Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.

Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.

Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:

• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;

— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:

• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);

• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.

Смысл жизни человека

Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим воп­росом, пытаясь найти логику своей жизни.

Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исто­рический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной про­блемы, из которых можно выделить следующие:

• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;

• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;

• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;

• не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Со­здав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.

Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жиз­ни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социаль­ной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).

Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.

Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жиз­ни человека, происходит экстраполяция смысла существования чело­века на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.

С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами сози­дает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нрав­ственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.

Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмыс­ленно.

Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:

• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);

• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);

• смысл жизни в достижении некого идеала человека;

• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марк­сизм).

Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполнен­ного долга.

Общество.

1) Философское понятие общества

2) Общество как система. Основные подсистемы общества

3) Общество как исторический процесс

4) Источники и факторы развития общества.

5) Правовое государство и гражданское общество

6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития

Философское понятие общества

Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Общественное бытие имеет две стороны:

Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.

Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.

Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть фото Что такое общество с точки зрения философии. Смотреть картинку Что такое общество с точки зрения философии. Картинка про Что такое общество с точки зрения философии. Фото Что такое общество с точки зрения философии

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10380; Нарушение авторского права страницы

Источник

Что такое общество с точки зрения философии

Глава 7. Человек и общество

Когда начинается научное изучение общества?

Проблемы общества всегда входили в круг философских интересов. Но в научной мысли с XVIII по XX вв. можно от­метить своеобразный переворот в представлениях об обществе. Возникло представление, что существует особый объект науч­ного знания — «общество», которое не является простой сум­мой составляющих его людей. Объединение людей в большие совокупности порождает новое качество, подчиняющееся иным закономерностям, чем поведение отдельно взятого индивида. Поэтому сформировалась социальная философия, в которой об­щество рассматривалось, по словам философа С. Н. Булгакова, как «особый способ подхода к жизни, в котором погашается личность ради совокупностей».

Чем занимается социальная философия?

Социальная философия обозревает общественную жизнь в целом и изучает общественные институты. Одной из важней­ших проблем являются взаимоотношения личности и обще­ства — в общем плане, то есть независимо от типов обществен­ной организации. Социальная философия исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность, она осмыс­ливает методы, с помощью которых познается общественная жизнь, она обобщает опыт общественных наук.

Какие есть подходы к изучению общества?

В истории философии можно выделить два основных под­хода: классический и постклассический.

Классический подход к обществу исключал из теоретиче­ского рассмотрения субъективный мир отдельной личности. С данной точки зрения общественная реальность не зависит от субъективных действий, хотя и складывается из них. В этой связи философы стремились обнаружить такую общественную структуру, которая не зависела бы от субъективных действий и тем самым являлась бы определяющей для общества в целом.

В рамках классического подхода можно выделить два на­правления. Одни мыслители, например, Гегель, считали, что единство общества обеспечивается духовной культурой. Другие, такие, как Маркс, главным фактором считали эконо­мику, хозяйственную жизнь.

В чем недостатки классического подхода?

Классический подход ставил человека в подчиненное поло­жение по отношению к обществу. Происходило возвеличива­ние общества в ущерб личности. Исходя из положения, что человек живет в обществе и формируется под воздействием общественной жизни, классическая мысль делала вывод о том, что общество выше и ценнее индивида. Отношения индивида и общества представали в упрощенном виде: индивид усваивает социальные ценности. Общество представлялось неким «боль­шим человеком», лишенным личностных черт. В тоже время классический подход опирался на тезис о «радикальном добре в человеческой природе». Согласно этому тезису, человек по своей природе наделен исключительно положительными каче­ствами, а все отрицательное возникает в нем вследствие несо­вершенства общества.

Какой образ общества возник в философии XX века?

В философии XX века возник постклассический образ общества. То понимание взаимосвязей человека и общества, которое шло от Просвещения, было признано упрощенным. Постклассический подход признавал, что нельзя исключать из общественной жизни субъективную сторону. Вместе с тем сама субъективность стала пониматься как интерсубъектив­ность. Понятие «интерсубъективность» призвано преодолеть деление на субъект и объект, характерное для классической социальной философии. Жизненный мир всегда интерсубъ­ективен. Исследователь А. Шюц отмечал: «Жизненный мир не является моим частным. К нему принадлежат другие, не только как тела и объекты моего опыта, но и как акег едо, то есть субъективности, наделенные такой же активностью, как и я». Общество в системе постклассической социальной философии рассматривается как сложная система взаимос­вязей между различными субъектами, в результате которой возникают устрйчивые социальные системы. Общество пред­стает множеством «Я», каждое из которых смотрит на мир своими глазами. Признание интерсубъективности в качестве важнейшего свойства социальной реальности привело к отказу от разработки всеобъемлющих проектов общественного пере­устройства.

Что такое общественные отношения?

Общественные отношения — это многообразные связи, воз­никающие между этносами, классами, группами, а также вну­три них в процессе материальной, социальной, политической и духовной деятельности.

Как можно дифференцировать систему общественных отношений?

При предельно общей дифференциации общественных отно­шений выделяются материальные отношения, которые скла­дываются, не проходя предварительно через общественное со­знание и отношения духовной жизни.

Какие законы функционируют в обществе?

Законы общества, как и законы природы, объективны по своему характеру. Выделяются три основные группы законов. Первая группа: наиболее общие законы, которые охватывают основные сферы жизни общества и функционируют на протя­жении всей человеческой истории (например, закон взаимодей­ствия экономических структур и идеологических установок. Вторая группа — это общие законы, которые функционируют в одной или нескольких сферах на протяжении ряда истори­ческих этапов (например, закон стоимости). Третья группа — специфические, или частные законы, присущие отдельным сферам общественной жизни и действующие на определенной ступени общественного развития (например, закон прибавоч­ной стоимости).

Какие сферы общественной жизни существуют?

В жизни общества выделяют следующие сферы: материаль­ная, социальная, политическая, духовная.

Что такое социальная структура?

Социальная структура — это определенное строение обще­ства, состоящие из элементов и связей между отдельными эле­ментами.

Субъектами социальной структуры являются социально- исторические общности людей. Многообразные внутренние связи и отношения соединяют людей в устойчивые объедине­ния — социальные общности. В философии выделяют следу­ющие социально-исторические общности: этносы, классы, со­циальные группы.

Какие социальные группы существуют в обществе?

В обществе есть большие и малые социальные группы, или вторичные и первичные. К первичным (малым) группам отно­сится семья, члены которой соединены браком или кровным родством. Семья — одна из исторических форм общности лю­дей, она обладает биологическими и социальными функциями.

В чем проявляется социальная сущность семьи?

Основные социальные функции семьи — регулирующая и воспитательная.

Что представляет собой этническая общность?

Этническая общность, или этнос, — это вторичная (боль­шая) социальная группа. Этносы — исторически сложившие­ся устойчивые группы людей, они существуют на протяжении всей истории человечества. В современном мире насчитывает­ся от 3 до 4 тысяч этнических общностей.

Род и племя были первыми формами этнических общно­стей. С переходом к классовому строю кровнородственные объ­единения уступают место народностям. Народность — более многочисленная, но еще неустойчивая форма общности людей, ее характеристики: длительное совместное проживание на одной территории, единый язык, элементы общей культуры и психического склада.

Ликвидация феодальной раздробленности, упрочнение экономических связей и возникновение единого внутреннего рынка привели к тому, что из народностей развились нации. Нациям присущи те же признаки, что и народностям, но эти признаки отличаются большей развитостью и цельностью. Важным условием для сплочения нации является националь­ное самосознание.

Что такое политическая организация общества?

Политика, согласно Платону и Аристотелю, — единая на­ука об обществе. Сейчас под политикой понимают науку о за­дачах и целях государства.

В центре политики находится государство — основная ор­ганизация, особый аппарат власти, который управляет обще­ством, осуществляя свои коренные интересы и цели. В то же время государство, объединяющее людей в единую социаль­ную структуру, вынуждено известным образом удовлетворять и всеобщий интерес, например, обеспечивать стабильность и безопасность, совмещать интересы различных групп и слоев общества и др.

Государство вместе с политическими партиями и различны­ми общественными организациями и учреждениями образует политическую организацию общества.

Как возникло государство?

По поводу происхождения и сущности государства суще­ствует много противоречивых концепций. И это потому, что данный вопрос в наибольшей степени затрагивает интересы господствующих социальных сил. Так, если объявить госу­дарство божественным творением, то его можно представить в виде большой семьи с отцовской властью. Государству при этом отводится роль «стража порядка» или «управляющего», который заботится об общих хозяйственных делах. Марксизм объясняет происхождение государства расколом общества на враждующие классы, марксисты считают, что государство — продукт классовых противоречий между эксплуата­торским меньшинством и эксплуатируемым большинством. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастался, включая особые отряды вооруженных лю­дей (армия, полиция), бюрократические ведомства, каратель­но-судебные органы и т.д.

В чем проявляется сущность государства?

Сущность государства проявляется в тех функциях, кото­рые оно выполняет. Различают внутреннюю и внешнюю функ­ции. Определяющая из них — внутренняя функция, от нее за­висит и внешнеполитическая деятельность государства, и она наиболее полно характеризует природу государства.

Какие формы государств существуют?

Форма государства проявляется, прежде всего, в форме прав­ления. При монархии власть одного лица (короля, императора) передается по наследству, эта власть опирается на социальные силы, господствующие в обществе. Республика — правление, осуществляемое выборными органами власти.

Государственные формы различаются также по методу прав­ления, то есть по политическому режиму. Существуют парла­ментский, президентский, военно-диктаторский, фашистский и др. политические режимы. Способы господства властной элиты различны — демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

Какие функции выполняет государство?

Каким должно быть государство?

Только государство в состоянии устанавливать и поддержи­вать законность и правопорядок. С другой стороны, от самого государства исходит опасность, что государственная машин- станет всевластной и поглотит все общество.

Для общества в равной мере опасны два варианта: разру­шение государства и подавляющее воздействие государства на все сферы общественной жизни. Нормальный вариант — тот, когда государство соблюдает права личности и поддерживает общественный порядок; это возможно в сравнительно узком промежутке между хаосом безвластия и государственной тира­нией. Оставаться в этом промежутке, не впадая ни в ту, ни в другую крайность, весьма трудно.

Что такое анархизм?

Анархия — то состояние общества, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм — это и учение, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдель­ной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает.

Какую эволюцию прошло учение анархизма?

Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников (у Антисфена и Диогена) и в религиозной форме в раннем христианстве. В период буржуазно-демократических революций XIX века этот тип политического сознания получа­ет научное обоснование. Научная теория анархизма возникла в Англии, ее основателем был Уильям Годвин. Французский ис­следователь Прудон теоретически обосновал анархистское дви­жение. Наиболее авторитетными теоретиками анархизма были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин. Для многих анархистов XX века авторитетом является также Л. Н. Толстой.

Какую цель ставит анархизм?

Целью анархизма является безвластие, то есть такая орга­низация общества, где отсутствует власть человека над челове­ком. Под властью понимается систематическое принуждение человека к тому, что противоречит его воле. Наиболее распро­страненной формой власти считается государство, как машина принуждения людей.

Ключевым понятием в анархизме является свобода как воз­можность реализовать все способности человека. Эта свобода ограничена лишь такой же возможностью других людей.

Что такое свобода с точки зрения анархизма?

В XIX веке сформировались наиболее авторитетные кон­цепции анархического государства. Автором одной из них был М. А. Бакунин. В его теории ключевым понятием является свобода: «свобода человека состоит единственно в том, что он повинуется естественным законам, потому что он сам признает их таковыми, а не потому, что они были ему внешне навязаны какой-либо посторонней волей — божественной или человеческой, коллективной или индивидуальной». Однако свобода не означает, что человек независим от других людей: свободным можно быть только среди свободных.

Как должно быть устроено анархическое общество?

Свободе препятствует власть, реализованная, прежде всего, в государстве. Поэтому государство должно быть уничтожено социальной революцией. Народ должен восстать, взять все, что ему понадобилось, и разогнать всех правителей. Не должно быть более ни законов, ни власти. Вся разнородная масса лю­дей должна жить и действовать из себя, из того, что она есть на самом деле, а не из того, чем ей было приказано быть. По мнению Бакунина, на место централизованной иерархической организации общества сверху должны прийти самоуправление и самоорганизация снизу. Отсутствие единого регулирующего центра делает производственные объединения людей самосто­ятельными. Они согласуют свою работу на добровольных на­чалах. Помимо добровольной мотивации к труду Бакунин при­знает и «принуждение голодом» тех, кто не желает работать, будучи здоровым взрослым членом общества.

Какова программа анархистов?

Говоря о будущем анархо-коммунистическом обществе, анархисты так определяли основные приоритеты в экономи­ческой сфере:

1. Абсолютное преобладание потребления над производ­ством.

2. Интеграция (слияние) физического и умственного труда.

3. «Довольство для всех», то есть распределение по потре ностям.

4. Совместная обработка земли городскими и сельски жителями.

5. Обобществление и плановость производства.

6. Прямой обмен продукцией между городом и деревней.

7. Децентрализация и разукрупнение промышленности.

8. Стирание грани между «промышленными» и «аграрны­ми» народами, создание максимально самообеспеченных областей.

Почему человек стал центральной философской темой?

Существует центральная философская тема, вокруг кото­рой группируются все другие проблемы и вопросы филосо­фии. Это тема о человеке. «Человек всегда был, есть и бу­дет интересным явлением для человека» — писал Эмпедокл. «Познай самого себя» — данное изречение со времен Сократа стало девизом многих философских произведений. «Что та­кое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос — последняя цель всей человеческой мысли», — под­черкивал С. Л. Франк.

Помимо естественного интереса человека к познанию само­го себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке центральной философской темой. В рамках философ­ского знания всегда существовала потребность свести разноо­бразные проблемы к единому центру. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к строй­ности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необхо­дим единый отправной и конечный пункт. Вопросы, который решает философия, имеют смысл не сами по себе, а примени­тельно к человеку. К чему бы не обращалась философия, она всегда возвращается к человеку.

Какой образ человека сложился в философии?

Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. В античной философии человек понимался как «малый космос» — микрокосмос, который является аналогом макрокосмоса, то есть Вселенной. Этим подчеркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообраз­ной, как Вселенная.

Первым философом, который сделал человека главным предметом своих размышлений, был Сократ.

Что такое человек с точки зрения Сократа?

Человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает, испытывает себя и условия своего суще­ствования. Главной частью его души является разум, которому противостоят страсти. Последние влекут человека к неумерен­ности, чрезмерности и тем самым разрушают гармонию души. Разум же есть источник того, что Сократ называл «самообла­данием». Самообладание — это власть разума над стихийно- жизненными порывами, и, по Сократу, свободен тот, кто умеет подчинять свои страсти разуму.

Что такое человек в философской антропологии?

Двадцатый век прошел под знаком антропологического на­правления в философии. Особенно важно то, что подходы к осмыслению человека серьезно изменились. Эти изменения, в частности, были связаны со становлением антропологии как философской дисциплины.

Для современной философской антропологии характер­но иное отношение к различным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким было это отношение в философской классике. В частности, она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Здесь важен сам процесс самопознания и самонаблюдения. В философской ан­тропологии самосознание служит не только целью, но и мето­дом. Отсюда следует, что мысль, направленная на саму себя, идет как бы по кругу. Человек постоянно возвращается к само­му себе, но каждый раз по-новому. Философская антропология призывает к самоуглублению, потому что ее главная пробле­ма — это человеческая личность. Человек здесь предстает не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция, то есть человеческая самость, некое «Я». Пристальное внимание к экзистенциальным вопросам существенно отличает философ­скую антропологию XX века от философских взглядов на чело­века, известных в прошлом.

Каковы исходные идеи философской антропологии?

Исходным положением философской антропологии XX века является то, что она ставит человека в центр мироздания. Главным предметом изучения становится духовный мир че­ловека, все остальное располагается вокруг, на периферии. Субъективный мир человека предстает как особая Вселенная, являющая собой центр мироздания. Одновременно человек — объединяющее начало, он способен объединить все многообразие живых и неживых существ. В нем, словно в фокусе, сходится все многообразие мира. Философская антропология признает тот факт, что человек есть исключительное существо, или особый род сущего.

Из чего состоит человеческое бытие?

С философской точки зрения в составе человеческого бытия три части: это дух, душа и тело.

Что понимает философия под духом?

Понятие духа первоначально имело исключительно религи­озный смысл. Выражение «духовная жизнь» означало и до сих пор нередко означает жизнь религиозную. Со временем поня­тие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за рамки религиозного. Дух — это сфера нематериалистиче­ских ценностей, сфера идеалов. Благодаря духу человек уяс­няет высшие ценности. Он освобождается от непосредственных потребностей, от рутинной повседневности.

Понятие души еще более древнее, чем понятие «дух». Если мы находим понятие «дух» только в развитых религиозных системах, то понятие «душа» присутствовало уже в первобыт­ных верованиях.

Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тож­дественно ему. В духе человек как бы поднимается над со­бой, а душа есть вторая половинка человека, его внутренний мир. Душевная жизнь (в отличие от духовной) — это сфера переживаний, впечатлений, мыслей. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.

В связи с влиянием естествознания вновь и вновь возника­ют попытки исключить понятие души (как и духа) из фило­софии и в целом из культуры. Сторонники естественнонауч­ной ориентации считают эти понятия недостаточно строгими и пытаются заменить их понятием «сознание». Однако созна­ние, хотя и важная часть души, но не единственная. Это стало очевидно, когда было признано, что в человеческой психике существуют бессознательные структуры.

Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами культуры, в кото­рых идея души играла и играет значительную роль. Наличие в современной философии понятия души позволяет также учи­тывать связь с историей и культурой прошлого.

Что такое тело с точки зрения философии?

Человеческое тело в философии воспринимается как синтез телесного (биологического) и духовного, воплощающего инди­видуальное «Я». Философию интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа. Человеческое тело воспринимается как модель, которая за­висит от современных представлений о красоте, от соотноше­ний между нормой и патологией. Следуя нормам идеального тела, тела-эталона, человек дисциплинировал себя, различал правильное и неправильное. Живое тело, становясь объектом культурного воздействия, стремится воплотить существующий идеал телесности. Французский исследователь Бодрийяр подчеркивал: «Вся новейшая история тела — это история его де­маркации, история того, как сети знаков и меток разграфля­ют, раздробляют и отрицают его в его природе».

Что представляет собой человеческое в человеке?

Не все в человеке является собственно человеческим. Це­лесообразно отличать человеческое в человеке от того, что та­ковым не является, но присутствует в человеке. Человек, с одной стороны, не животное, но он и не ангел. Человеческое располагается между животной и идеальной сторонами челове­ка. Следовательно, человек — это процесс становления, стрем­ление воплотить в себе идеалы. Свобода человека делает его от­ношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.

Как теоретически определить «человеческое в человеке»?

В многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке». В этом случае нельзя обойти вниманием нравственную сторону в человеке. Нравственность возвышает человека над природным миром, то есть позволяет ему различать добро и зло. Так полагал, на­пример, Кант. Вл. Соловьев выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благо­говение перед высшим.

В современной философии для раскрытия сущности чело­веческого принято использовать ряд понятий. К их числу от­носятся: «Я», «сознание», «личность», «дух».

Что представляет собой «Я»?

Понятие «Я» побуждает человека осознать свою уникаль­ность и ощущать свое собственное существование. Когда гово­рят «Я», то противопоставляют себя всякой другой реально­сти. Противопоставление возможно благодаря сознанию.

Что понимается под сознанием человека?

Сознание в современной философии воспринимается, как совокупность чувственных и умственных (рациональных) об­разов. Все остальное остается как бы в темноте, как не принад­лежащее «мне», чужое.

Что включает в себя понятие личности?

Понятие «личность» фиксирует мою автономию, суверен­ность. Здесь «Я» выступает как сознательное, как то, что сво­бодно и ответственно осуществляет самостоятельный выбор. Следовательно, личность подразумевает присутствие волевого начала.

Названные три понятия составляют части духа. Без чисто духовных свойств человек как человек немыслим. Благодаря духу, человек всегда есть нечто большее, чем то, что о нем можно сказать в данный момент. Человек — это не целиком автономное «Я», способное обойтись без других. Но он и не растворяется в других, сохраняет свою самобытность.

Каковы взаимоотношения «Я» и «Другого»?

«Другой» — это тот, кто наделен своим собственным духов­но-душевным миром, но кроме того, он дан мне, по выраже­нию Гуссерля, «в модусе там», в то время как мое существова­ние — «в модусе здесь». Следовательно, ни при каких услови­ях я не могу пережить в своем сознании все богатство другой личности. Нельзя полностью открыть для себя Другого. Но без Другого невозможно понять и себя, оценить свои поступки. «Я» и «Другой» — две стороны одной реальности. В жизни не­обходимо учитывать право «Другого» как универсальное право на различие. Признавая «Другого» вне себя, любое общество может открыть иные возможности внутри себя. Когда человек может делать выбор, каким образом строить свои отношения с «Другим», это указывает на свободу человека.

Каким образом свобода воздействует на жизнедеятельность человека?

Человек имеет свое собственное «свободное и вольное хоте­ние» — свободу самостоятельного выбора и собственного ре­шения. Выбирая поступок, тот или иной вариант поведения, личность выбирает себя. Она строит себя, создает свой духов­ный облик. Бытие, состоящее из множества актов выбора, собственно и есть жизнь личности. Вместе со свободой возни­кает ответственность. Прежде всего, ответственность за себя, за свою судьбу. Французский исследователь Сартр писал: «Я ответственен. за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». Иначе говоря, своим свободным выбором человек выбирает не только свою судьбу, но воздействует на других людей, задает некий образец или модель поведения. Свобода собственного выбора подчеркивает, что человек в глу­бине своей есть одинокое существо.

Что такое одиночество?

Одиночество — одна из жизненных категорий человеческого бытия, его невозможно исключить из жизни. Человек не мо­жет передать все оттенки своего состояния другому. Жизненное одиночество следует отличать от одиночества социального, ко­торое обусловлено социальными факторами. Социальное оди­ночество связано с несовершенством общества, с равнодушием людей: примером социального одиночества является то, что люди остаются без внимания в старости.

Другой вид социального одиночества — одиночество в тол­пе. Своеобразный парадокс его состоит в том, что человек на­ходится постоянно в окружении людей: на работе, дома, на досуге. Массовый характер современного общества принужда­ет человека к непрерывному общению. Однако в большинстве случаев общение носит формальный характер: люди замкнуты в себе, человек скрывает свое внутреннее «Я». Жизнь как одно лишь функционирование калечит духовный мир человека: че­ловек становится «одномерным».

Что такое «одномерный человек»?

Термин был предложен немецким философом Г. Маркузе. Он считал, что из духовного мира «одномерного человека» вы­падают богатство и полнота бытия. Он суживает свой внутрен­ний мир до крайне ограниченного круга интересов. В част­ности, жизнь такого человека превращается в бессмысленную гонку за потреблением все большего числа материальных благ. Такой тип человека лишен в своей жизни творчества.

В чем сущность творчества?

Творчество — категория человеческого бытия. Человеческие способности потенциально безграничны: человек открыт для новых свершений, и нет принципиальных ограничений для изобретения все новых и новых видов деятельности. Творчество невозможно без индивидуальных усилий. Оно всегда индиви- дуально-личностно. В. Розанов писал: «В отличие от животно­го, человек в индивидуальности своей несет свой существен­ный особый смысл; в ней же лежит родник всякого духовного творчества». Поэтому человек «приносит нечто новое в мир». Творчество всегда есть некоторый вызов — вызов устоявшимся представлениям, взглядам, стереотипам. Оно требует духовной твердости и мужества. Творец обогащает свой духовный мир и воздействует на духовный мир других людей.

Как освободиться от чувства одиночества?

Любовь — фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она многообразна. В истории философской и религиоз­ной мысли выявлены и описаны разные виды любви. Есть лю­бовь эротическая: это стремление к красоте, силе. Есть любовь «агапэ»: это любовь одаряющая, милосердная, сострадатель­ная. Есть любовь каритативная: это любовь-нежность. Любовь страстная — это стремление обладать предметом любви. Все виды любви могут существовать как раздельно, так и вместе, но во всех случаях любовь — это способ преодолеть духовную самоизоляцию. Любовь соединяет и предполагает, что человек начинает рассматривать Другого как часть себя. С. Л. Франк писал: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоле­ние нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысляет нашу жизнь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *