Что такое общество в философии определение
Философия: конспект лекций
Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Лекция № 16. Понятие общества
Такие понятия, как «общество», «социум», «общественный», «социальный», крайне распространены, однако их смысл часто оказывается чрезвычайно многозначным и не до конца ясным. Главным образом необходимо отличать термин «общность» от термина «общество». Общность можно помыслить как форму совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом (семья, народ). Общество — это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.
Уже в XIX в. наряду с философией сформировалась наука социология, которая предназначалась для того, чтобы исследовать различные общества и общество в целом как предмет. Ее основоположник О. Конт мыслил социологию «социальной физикой», способной стать новой религией человечества. В том же столетии общество называли по-разному: и растением, и животным, и лицом, и союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Гораздо больше определений было сформулировано в XX в.
Также следует отличать понятие «общество» от понятий «народ», «нация» и «государство». Народ — это форма общности людей, связанных языком, культурой и происхождением. Нация — это форма организации жизни одного народа, связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство — это форма организации жизни народов и наций, основанная на праве и законе, является продуктом исторического развития цивилизации. Само собой разумеется, что все эти понятия взаимопересекаются и определяют понимание друг друга.
Современной социологией приводится более десяти способов объяснения специфики социальной структуры различных обществ и сущности различных социальных групп. Философия сосредоточивает такие понятия, как цель, движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные (Августин, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII–XVIII вв.), материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс).
Дабы понять феномен общества, необходимо понять противоречия человека в обществе и установить закономерность, объединяющую людей в социум. Выделяют три основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей. Первый намечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, животного мира, космоса.
Второй подход — идеалистический. Здесь суть объединения людей рассматривается с позиции верований, мифов.
Следующий подход имеет прямую связь с анализом человеческих отношений, которые возникают в различных природных условиях, верованиях и имеют определяющий характер.
Философское понятие общества
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система– это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество– органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются:
классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества. Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Вопросы для самопроверки
1.Какое определение общества дается в социальной философии?
2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?
3. Что такое общественно-исторический процесс?
4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.
Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.
1) Общественное сознание
3) Правовое сознание
4) Мораль. Нравственные ценности
5) Эстетические ценности
6) Религиозные ценности
Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.
Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.
Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.
О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.
Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
Ценности.
Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.
Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.
Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.
В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.
Предмет –объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект –индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания –критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.
Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;
Материальные:
Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности
Духовные:
Человек. Индивид. Личность.
Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид — это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка: это своего рода демографическая единица. Единичность, отдельность (генетическая, телесная, эмоциональная, интеллектуальная и т. д., присущи только данному человеку) является предпосылкой его индивидуальности.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «я».
Путь индивида к личности лежит через социализацию, то есть социальное воспроизводство человека посредством усвоения им общественных норм, правил, принципов поведения, мышления, образов действий в различных сферах жизнедеятельности. В процессе социализации личность усваивает соответствующую системе социальную роль — это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение.
Одной из основных характеристик личности является ее автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение.
Индивидуальность — есть совокупность наследственных и приобретенных социальных черт и свойств, которые отличают индивидов между собой.
Различают людей по качествам, их наличию, развитости. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм, грубость, тунеядство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм. Как правило, человек совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие — меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности — это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) — в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
• материальными — обеспечить достойный уровень жизни;
— социальными — реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Среди интересов выделяются:
• классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей,
банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям.
Смысл жизни человека
Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
• смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
• смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
• смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
• не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души.
Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев).
Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
• смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
• смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
• смысл жизни в достижении некого идеала человека;
• смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
Общество.
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 10379; Нарушение авторского права страницы
Общество в социальной философии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «общество» в научном знании
Общество на сегодняшний день – одна из интереснейших категорий научного знания. По сути, исследование человека, его действий, поведения в отношении других людей, а также принципов, по которым люди объединяются в сообщества, всегда было ключевым в научном и социальном знании. В современной науке образовалось сразу несколько направлений в понимании общества.
Выделим три ключевые интерпретации общества:
На первый взгляд, общество – это совокупность индивидов, которые контролируются со стороны высших органов – государства. При этом люди выполняют те или иные обязательства, которые принимают на себя в рамках межличностных отношений, или которые предписываются им в той или иной профессионально-трудовой деятельности.
В реальности общество очень динамично, так как человек совершает действия даже тогда, когда он бездействует. В этом и заключается парадокс понимания общества в рамках социальной философии. Деятельность человека обусловлена его интересами и иерархией потребностей, а также деятельностью других людей.
В таком взаимном влиянии и возникают социальные отношения разного уровня: семейные, дружеские, товарищеские, образовательные, профессиональные, экономические и политические. К тому же, на основе единства взглядов и ценностей люди чаще всего объединяются в особые социальные группы со специфической идеологией и взглядом на жизнь.
Готовые работы на аналогичную тему
Общество как предмет социальной философии
В социальной философии центральным понятием, которое исследуют авторы, является понятие социального. Оно употребляется и в широком, и в узком смысле. Иными словами, оно может касаться абсолютно любых процессов, которые происходят в обществе, но при этом отражают специфику каждой сферы. Сама же социальная сфера рассматривается через призму ее взаимодействий с другими сферами общественной жизни человека, и в рамках общества как единого целого.
Общество является предметом социальной философии. Оно взято во взаимодействии со всех его сторон, то есть проявляется как целостная социальная система. Также важную роль играют законы функционирования общества, его развития в конкретный период времени. Это значит, что социальная философия не только рассматривает, но и анализирует и объясняет различные общественные процессы и явления на макроуровне.
Макроуровень – это уровень всего общества в его единстве и многообразии. Оно саморазвивается, самовоспроизводится как социальная система, что позволяет ему быть автономным и углубляться в специфику внутреннего строения. В первую очередь, социальную философию интересуют не только специфические особенности тех или иных явлений (экономических, политических или культурных), а их место в целостной структуре общества. Также внимание акцентируется на той роли, которую играют явления в существовании общества, его развитии и функционировании на различных этапах.
Помимо отдельных обществ, социальная философия рассматривает характер их взаимодействий друг с другом. В поле ее зрения находятся те явления и те процессы общественной жизни, которые могут охарактеризовать развитие всего общества в целом. В таком случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целостном; взаимодействие его объективных и субъективных сторон, а также совокупность закономерностей его развития в целом.
Вступая во взаимодействия друг с другом, люди выстраивают коммуникативные сети и отношения. Это необходимо для решения наиболее актуальных проблем и насущных вопросов их общественной жизни. В данном случае, речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и иных общественных отношениях, которые образуют структуру общества.
Но никогда нельзя забывать о том, что основой институтов являются люди и их взаимодействия, поэтому общество играет очень важную роль в социально-философских исследованиях, а также в исследованиях смежных научных направлений (социологии, психологии, обществознании, культурологии, политологии, экономики и в целом в рамках философии). Таким образом, различные виды деятельности людей, а также отношения, которые складываются между ними – это и есть основа содержания общественной жизни. Также они напрямую определяют развитие общества на различных его этапах. Отношения и взаимодействия представляют собой исходные начала, а также факторы дальнейшего становления и функционирования любого человеческого общества.