Что такое обществознание 6 класс конспект урока
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 1. Человек – общество – государство
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Общество – это совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.
Государство – это основной политический институт общества, осуществляющий управлении им и охрану его социально-экономической структуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.
Знания – это система представлений человека о законах природы, обществе, о самом себе.
Общество – это совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями.
Обществознание, как учебный предмет, учит на основе знаний формировать собственное отношение к людям и их взаимоотношениям, к природе и государству в целом.
Обществознание включает знания из других отраслей науки: философия, социология, политология, этика, история, экономика.
Знания, полученные в результате изучения обществознания, помогут вам найти своё место в мире, увидеть возможности реализации своих способностей.
1) Познавательная – это познание и понимание общественной деятельности, формирование представления о развитии общества.
2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
В этом году в рамках курса обществознания вы узнаете, чем именно человек отличается от животного, что такое наследственность и индивидуальность, кого называют личностью и в чем заключаются основные потребности человека. Также узнаете, что называют деятельностью, каким бывает труд, все об образовании, самооценке и самосознании, о межличностных отношениях и их особенностях, о роли чувств в отношениях между людьми, о социальных группах, лидерах и многое другое.
Давайте познакомимся с ключевыми понятиями, с которыми вам предстоит встретиться.
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Первые люди появились около 2,5 млн. лет назад, с тех пор человек не перестает совершенствоваться как внутренне, так и внешне. Изучением человека занимается множество наук. Условно их можно разделить на прикладные и теоретические. Отличие прикладных наук в том, что открытия и исследования в таких науках имеют прямую ориентацию на практику. Примеры прикладных наук: генетика, социология, селекция.
Человек может развиваться полноценно только, живя в обществе. Значит следующее понятие, без которого изучение предмета обществознание невозможно, это «общество».
Вы непосредственно являетесь членами разных обществ: например, одноклассников, учеников определенной школы, жителей одного квартала, города, страны и т.д.
Любое общество обладает следующими признаками:
Выделяют следующие функции общества:
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
Все мы, живущие в нашей стране, являемся гражданами своего государства.
Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.
Каждое государство обладает такими признаками, как территория, суверенитет (независимость), население, органы управления, право, правоохранительные органы, армия, система налогов.
Какие же функции исполняет государство или проще говоря для чего оно так необходимо обществу?
Во-первых, это налаживание жизни внутри общества (например, строительство дорог, развитие образования, медицины, поддержание порядка во всех областях жизнедеятельности).
Во-вторых, это внешние функции, к которым относятся оборона страны, налаживание экономических и культурных связей с другими государствами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между функциями обществознания.
1) Разработка общих подходов и методов изучения общественных явлений.
2) Формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
3) Разработка принципов и способов деятельности людей в обществе.
А. Методологическая функция. Б. Практическая функция. В. Образовательная функция.
Методологическая функция обществознания заключается в разработке общих подходов и методов изучения общественных явлений.
Практическая функция обществознания заключается в разработке принципов и способов деятельности людей в обществе.
Образовательная функция обществознания отвечает за формирование необходимых современному человеку знаний, о человеке и общества.
Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы узнать какое самое маленькое государство в мире.
Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
1. Регламентирующая функция общества означает установление правил поведения людей в обществе.
2. Производственная функция общества отвечает за воспроизведение рода.
План-конспект урока Обществознания 6 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока обществознания 6 класс Дата______________
Учитель: Якубова З. Л.
Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»
Цель урока: создать условия для практического исследования сущности человека в социальном измерении.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, анализировать место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека; применять основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных и искать их самостоятельно; выслушивать мнение членов коллектива.
Регулятивные: оценивать собственные навыки общения, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.
Воспитывать доброжелательного, заботливого отношения к одноклассникам, проявления внимания и заботы к ним. Развивать навыков сотрудничества, творческих способностей через активные формы деятельности.
Методы урока: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Ход урока
I . Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Ребята вот и завершилась наша работа по первой главе: «Человек в социальном измерении». Сегодня вы на практике покажете, как усвоили материал. Внимательно слушайте мои инструкции.
А какие цели вы ставите перед собой, приступая к изучению темы?
Цель нашего урока
Исследовать сущность человека в социальном измерении.
III.Актуализация знаний
Практическая работа
Молодцы, а теперь поможем Вовке вспомнить основные понятия раздела «Человек в социальном измерении», а то после путешествия в тридевятое царство он многое подзабыл.
4 минуты вам на выполнение задания.
1) Совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества (личность).
2) Совокупность черт, присущих данному конкретному человеку (индивидуальность).
3) Совокупность черт человека, помогающих ему успешно заниматься каким-либо видом деятельности. (способности).
4) Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни. (сознание).
5) Основные виды деятельности (игра, учение, труд, общение).
6) Осознаваемая человеком нужда в чем-либо (потребность).
7) Высказывание, содержащее определенную мысль (суждение).
8) Высокая степень одаренности в какой-либо области (талант).
9) Оценка человеком самого себя (самооценка).
10) Настроение человека в тот или иной момент времени (эмоция).
Учащиеся работают с карточками №1
Задание 2 Учимся узнавать и оценивать себя.
После такой непростой работы захотелось Вовке узнать, об уровне своей самооценки и обратился он Василисам Премудрым, а те ему с радостью помогли, и приготовили тест.
Тест «Моя самооценка» Внимательно прочтите слова, характеризующие определенные черты характера:
аккуратность, трусость, зависть, настойчивость, пунктуальность, неряшливость, равнодушие, отзывчивость, грубость, ответственность, заботливость, искренность, обидчивость, смелость, беспечность, вспыльчивость, самообладание, необязательность, целеустремленность, застенчивость, чувство юмора, преданность, медлительность, развязность, сострадательность, холодность.
Черты идеального человека
Черты неидеального человека
Из первого и второго столбца выберите и подчеркните те черты характера, которыми вы обладаете. Затем число положительных черт, которыми вы себя наделили, поделите на число слов, помещенных в столбце 1.
Аналогично сравните свои отрицательные качества с качествами, помешенными в столбец 2.
Вовка понял, что переоценил себя, и захотелось ему узнать, что о нём думают, другие, Василисы с радостью помогли ему и в этой нелёгкой задаче.
А вы ребята хотите узнать, что думают о вас окружающие. Я предлагаю выполнить упражнение «Волшебная рука».
Каждый ученик на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем рисунки пускают по кругу и другие ученики между пальцев могут написать новые качества, которые присущи хозяину ладошки.
Что нового вы узнали о себе?
Ученики работают с карточкой № 2.
Физкультминутка
Задание № 3. Человек познает мир.
Вовка немного отдохнул, и тут ему принесли письмо от его знакомой старухи, которой он помог смастерить корыто. В письме старуха просила залатать дыры в мире мыслей. Поможем Вовке? Если кто- то как и старуха позабыл о мире мыслей, тот открывает учебник на странице 36-37 и ищет ответы.
Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется __понятием___.
Ученики работают с карточкой № 3
Теперь уже Василисы Премудрые дали Вовке такое задание: КАРТОЧКА №4
Прослушай рассказ-притчу и ответить на вопрос:
Насколько важно правильно организовать свою деятельность в группе?
Как-то вечером собрались вместе музыкальные инструменты: скрипка, саксофон, труба, флейта и контрабас. И возник между ними спор: кто лучше играет. Каждый инструмент начал выводить свою мелодию, показывать свое мастерство. Но получалась не музыка, а ужасные звуки. И чем больше каждый старался, то непонятной и уродливой становилась мелодия. Вот появился человек и взмахом руки остановил эти звуки, сказав: «Друзья, мелодия-это одно целое. Пусть каждый прислушивается к другому, и вы увидите, что получится». Человек снова взмахнул рукой, и сначала робко, а потом все лучше зазвучала мелодия, в которой было слышно печаль скрипки, лиричность саксофона, оптимизм трубы, уникальность свирели, величество контрабаса. Инструменты играли, с восхищением следили за волшебными взмахами рук человека. А мелодия все звучала и звучала, сочетая исполнителей и слушателей в одно целое. Как важно, чтобы оркестром кто дирижировал! Достижение гармонии возможно только тогда, когда все объединены одной целью и направлены единой волей в едином порыве к конечному результату.
III . Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Вот и завершилось наше путешествие по теме «Человек в социальном измерении».
Учитель ставит и комментирует оценки
Домашнее задание Ст.48 упр.№1,4
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Конспект открытого урока обществознания в 6 классе Тема урока: Рынок»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект открытого урока обществознания в 6 классе
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока: изучить особенности рынка как экономической системы; обеспечить усвоение знаний учащимися по теме урока.
1. Обучающая: познакомить учащихся с понятиями «рынок», «деньги», «банки»; сформировать относительно целостное представление учащихся о рынке; продолжить формировать у учащихся умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать информацию, систематизировать, анализировать полученные данные.
2. Развивающая: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; учебно – исследовательские умения учащихся.
3. Воспитывающая: способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся; воспитывать чувство сотрудничества по отношению к друг другу.
Оборудование: учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 класса. – М: Русское слово, 2012; компьютер, проектор, мультимедийная презентация на тему «Рынок», видео – фрагмент «История денег», карточки, рабочие листы.
I .Организационный момент (эмоциональное вхождение в урок) (1 мин)
II . Проверка домашнего задания (7 мин)
— Проверим домашнее задание по теме «Что такое экономика?», покажем наши блестящие знания.
— Взяли рабочие листы, выполняем работу в них.
А) работа по карточкам (Слабые учащиеся – 4 человека)
Б) Все остальные ребята, внимательно посмотрели на слайд (1), там даны определения экономического понятия, а вы записываете в рабочих листах только само понятие.
1.Хозяйство страны; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов или услуг, удовлетворяющих потребности людей (экономика).
2. Процесс создания разных видов экономических продуктов, предназначенных для продажи (производство).
3. Человек, фирма, изготавливающие товары и предоставляющие услуги (производитель).
4. Предметы и средства удовлетворения потребностей человека (блага).
5. Человек, фирма, общество – тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (потребитель).
— Поменялись своими рабочими листами с соседом, осуществили взаимопроверку, поставили оценки (работа в парах).
— В конце урока вы р., сдадите мне свои рабочие листы, и я поставлю вам оценки за всю проделанную вами работу на уроке.
III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Прослушайте фразу: «Продажа товара – это обмен его на деньги, а покупка – обмен на товар».
— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Правильно. Тема урока «Рынок». Записываем в тетрадь.
— Где нам пригодятся эти знания?
— С какой целью мы будем изучать тему «Рынок»?
IV . Изучение нового материала (20 мин)
— Подберите ключевые понятия, которые связаны с рынком (товар, продавец, покупатель, цена, деньги, обмен, производитель, потребитель).
Записываем определение «Рынок» со слайда в свою тетрадь. (Рынок – это система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг; место торговли).
— Что является предметом спора между продавцами и покупателями? (цена)
— От чего зависит цена товара? (от количества произведенных товаров и спроса на них)
2. Деньги в экономике.
— Работа с учебником. Из пункта на с.55, вам р., нужно исследовать и про анализировать материал, определить функции денег и заполнить схему в рабочих листах.
Средство накопления (сбережения)
— А кто из вас р., знает, что в далекие времена играло роль денег?
Просмотр видео – фрагмента «История денег».
Какой вывод можно сделать по вопросу деньги в экономике?
3. Банки в экономике
— Что такое банк? ( Это финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и предоставляет кредиты.). Это определение вы с учебника запишите в рабочую тетрадь дома.
— Заслушаем сообщение ученицы «История появления банков».
— Чем объснить, что люди помещают свои деньги в банки?
— Почему деятельность банков является жизненно важной для развития экономики?
— Для чего еще нужны банки?
V . Закрепление изученного материала (5 мин)
— Выполните кроссворд (слайд) в рабочих листах записываем ответы.
1. Финансовое учреждение, которое принимает вклады и дает кредиты (банк).
2. Обмен товарами и услугами в процессе купли – продажи (торговля).
3. Система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг; место купли – продажи (рынок).
4. Денежные средства, размещаемые в банки в целях хранения и получения доходов (вклад)
5. Средство осуществления платежей, расчетов (деньги).
VI . Домашнее задание (2 мин)
П.8, выписать и выучить термины, ответить на вопросы с. 58.
Индивидуальное задание – подготовить сообщения на тему «История торговли», «Деятельность предпринимателей в экономике вашего города».
VII . Рефлексия (подведение итогов) (5 мин)
— Сдача рабочих листов.
— Был ли полезным для вас р., сегодняшний урок?
— Что нового вы узнали лично для себя?
Рабочий лист по обществознанию 6 класс Ф.И. учащегося _____________________________
А) Работа с терминами
1. __________________________ 4.___________________________
2. __________________________ 5.___________________________
Конспект вводного урока обществознания «Что изучает обществознание?» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г.Вилючинск
Введение. Что изучает обществознание?
Обществознание 6 класс
Цель: познакомить с основным содержанием курса обществознания 6 класса
познакомить учащихся со структурой и навигацией учебника
определить основные направления в работе над совершенствованием умений и навыков в процессе учебной деятельности
определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
формировать понимание ценности знания о человеке, обществе, познавательной деятельности как таковой.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Обществознание 6 класс». Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, М. «Просвещение». 2018г.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии критического мышления, коллективного обучения, игровых и здоровье сберегающих технологий.
Межпредметные связи: история.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1. Задание: расшифруйте ребус.
+ В
1=Н
Беседа: В ребусе зашифровано название учебного предмета, знакомство с которым мы начинаем сегодня на уроке. Попробуем определить предмет нового курса, т.е. какие вопросы изучаются на уроках обществознания, выясним его особенность.
Для этого я предлагаю вспомнить учебные курсы, которые вы изучали в прошлом году. Что является предметом, например, русского языка или математики?
Слайд 3. Вспомните, что помогло человеку в глубокой древности выжить, создать уникальные цивилизации, государства, удивительную культуру? (Ответы учащихся).
Обобщение учителя: важнейшим условием становления и развития человека и человечества является организация общественной жизни, совместная деятельность в разных сферах. Человека и общество невозможно отделить – человек – член общества, его создатель, общество – обязательное условие становления и развития человека.
3.1.Знакомство с основным содержанием курса обществознания.
Слайд 4. Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «обществознание». (ответы учащихся).
Беседа: Какие, по вашему мнению, знания дает нам этот предмет? Что является главным предметом, объектом исследования обществоведов?
Слайд 5. Комментарии к схеме.
Центральным объектом исследования является человек. Что вы знаете о человеке? Попробуйте за 3 минуты записать как можно больше ассоциаций, которые приходят на ум, когда мы произносим слово «человек».
Обсуждение результатов работы учащихся. (слайд «закрыть шторкой» по щелчку мыши или выключить на время проектор).
Знакомство со структурой и навигацией учебника.
Знакомство с основными требованиями к результатам обучения и критериями успешной работы.
На уроках обществознания мы будем совершенствовать умения:
объяснять изучаемые явления и объекты с использованием научной терминологии, правильно использовать термины в устной и письменной речи;
находить нужную информацию в различных источниках, правильно её воспринимать, анализировать, обобщать, систематизировать, приводить примеры, соотносить информацию с собственными знаниями, различать факты, аргументы и оценочные суждения и мнения;
использовать современные коммуникационные технологии для поиска и обработки необходимой информации, при создании презентаций и т.п.;
взаимодействовать в коллективной работе, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, преодолевать возникающие в процессе взаимодействия конфликты.
Знакомство с системой оценивания результатов учебной деятельности.
Слайд 8. Устные ответы:
Оценка «5». Полный, содержательно верный ответ, включающий примеры, собственную оценку, обобщение, использование дополнительных источников.
Оценка «4». Полный, содержательно верный ответ, включающий примеры, собственную оценку, обобщение, допускающий незначительные ошибки и недочеты.
Оценка «3». Ответ на уровне минимальных требований программы, преодоление затруднений при помощи учителя, наличие ошибок и недочетов.
Оценка «2». Ответ на уровне ниже минимальных требований программы, содержащий грубые ошибки, неумение воспроизвести материал на уровне стандартных вопросов, несоблюдение основных правил культуры речи.
Слайд8. Письменная работа
«5» допустил не более 1 недочета
«4» допустил не более 1 негрубой ошибки и 1 недочета или не более 2недочетов
«3» выполнено не менее 2/3 работы или допустил не более 2 грубых ошибок или не более 1 грубой и 1 негрубой ошибки и 1 недочета или не более 2-3 негрубых ошибок или 1 негрубой ошибки и 3 недочетов
«2» правильно выполнено менее половины работы
Слайд 9. Тестовая работа
Учитель выясняет все ли требования к ответу и критерии оценивания понятны учащимся.
(нормы оценивания тестовых работ учащихся обсуждены на ШМО учителей общественных наук и приняты решением педсовета школы).
Требования к ответу и критерии оценивания размещаются в сетевом журнале классов для ознакомления родителей.
Слайд 10. Закончите любое предложение
Изучать общество необходимо, потому….
Самым трудным вопросом обществознания будет вопрос о….
Самым интересным вопросом обществознания будет вопрос о…
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 10. Домашнее задание: Найти и выучить стихотворение, пословицу/поговорку или загадку о человеке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вводный урок знакомит учащихся с содержанием курса обществознания 6 класса. Учащиеся знакомятся со структурой и навигацией учебника, основными требованиями к устным и письменным ответам, критериями их оценивания. Эти данные размещаются в сетевом журнале классов для ознакомления родителей, так как в условиях пандемии в школе запрещено проводить родительские собрания и часть родителей выбрала дистанционную форму обучения.
Важным моментом урока является начало работы по формированию понимания учащимися ценности знаний о человеке и обществе.
Номер материала: ДБ-1382403
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.