Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Обществознание — школьникам. 6 класс. ТЕРМИНЫ. По учебнику Л.Н. Боголюбова.

Учебник. Обществознание. 6 класс.
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая.

Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.

Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.

Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.

Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.

Деятельность — активность человека, направленная на изменение окружающего мира и самого себя.

Виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

Духовный мир — внутренний мир человека, мир сознания, чувств, эмоций, мыслей.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Индивидуальность — неповторимые, уникальные качества человека.

Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.

Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Логика
— 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Межличностный конфликт — столкновение людей или социальных групп из-за несходства во взглядах, интересах, позициях, мнениях. Причины конфликтов:

1) разность интересов;

2) взаимное непонимание;

3) эмоциональный барьер;

4) моральный барьер.

Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения, связь человека с окружающими людьми.

Виды межличностных отношений:

1) деловые, 2) личные, 3) приятельские, 4) товарищеские, 5) дружеские, 6) любовь.

Также: 1) официальные отношения — связаны с соблюдением правил, установленных в данном учреждении (отношения учителя и ученика в школе),

2) неофициальные (личные) — не связаны с установленными правилами (отношения друзей).

Стадии развития конфликта:

1) возникновение конфликта

2) осознание конфликта

3) проявление конфликтной ситуации

4) углубление конфликта

5) разрешение конфликта.

Варианты поведения в конфликте:

2) компромисс (взаимные уступки);

Варианты исхода конфликта:

1) подчинение (победа одной стороны и поражение другой);

3) прерывание конфликта;

4) интеграция (наилучший выход — удовлетворение обеих сторон, которые пришли к единому мнению).

Конфликты:

1) конструктивные — уважительное отношение сторон друг к другу;

2) неконструктивные — грубые, неуважительные действия сторон.

Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Мышление — процесс сознания и рассуждения.

Формы мышления:

1) понятие — мысль выделяющая предмет по его главному признаку («человек — разумное существо»);

2) суждение — высказывание, содержащее определённую мысль («Петя Иванов — отличник»);

3) умозаключение — вывод из ряда суждений («Петя Иванов — отличник, значит, он всегда делает домашнее задание»).

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.

Познание — процесс осознания человеком мира и самого себя (самопознание).

Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.

Потребности — нужда человека в чём-либо, необходимом для его жизни и деятельности.

Виды потребностей:

1) биологические (еда, вода, отдых, тепло);

2) социальные (общение, семья, труд);

3) духовные (религия, культура и искусство, познание, мораль).

Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.

Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.

Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.

Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.

Способности — предрасположенность человека к успешному занятию какой-либо деятельностью (например, способности к музыке).

Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Труд — деятельность человека по изменению окружающего мира и производству жизненных благ.

Человек — биосоциальное существо (соединение биологической природы и социальных черт).

Чувство — эмоциональная направленность сознания человека на что-либо или кого-либо («Я боюсь этого человека» — чувство страха; «Я люблю этого человека» — чувство любви).

Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.

Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Эмоция — настроение человека, вызванное определённым чувством (эмоция страха, эмоция радости).

Этикет
— принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).

Источник

§ 1. Что такое общество?

Слово «общество» известно каждому из вас. Но стоит задуматься — что оно обозначает?

Понятие общества

Современный человек не может существовать без других людей. В 5 классе вы узнали, что в человеке соседствуют два начала: биологическое и социальное. Последнее означает, что всю жизнь, от младенчества до старости, мы учимся жить в обществе, усваиваем правила поведения, осваиваем различные социальные роли.

Обратившись к историческому прошлому человечества, вспомним, что первобытные люди объединялись в родовые общины, чтобы совместно добывать пищу, заботиться о детях и стариках, спасаться от стихийных бедствий, защищаться от врагов и от нападений диких животных, осваивать новые территории. Люди всё это делали совместно, сообща. Отсюда и произошли понятия «сообщество», «общество». Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду.

Учёные считают, что общество, в котором мы живём, появилось одновременно с появлением на Земле «человека разумного» — или, как его ещё называют, человека современного вида. Это произошло около 40 тыс. лет назад.

Понятие «общество» чрезвычайно многообразно. Оно может включать в себя два десятка человек — 6 «А» класс, а может больше миллиарда — современные Китай и Индия.

Обществом могут называть объединения людей по интересам. Например, общество любителей подводного плавания или общество защиты дикой природы.

Обществом называют также народ, проживающий на территории данной страны, государства. Эти понятия следует различать: страна — географическое понятие, государство — политическое, а общество — социальное (от латинских слов socium — общество; socialis — общественный).

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Общество исследует социология — наука, изучающая устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Изучением стран занимается география, а государств — политология и правоведение.

Страна — территория, имеющая определённые границы (например, Россия, Китай).

Государство — это организация верховной власти со своей системой учреждений (парламент, правительство, армия, полиция, суды), осуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории.

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Какие значения понятия «общество» отражают иллюстрации?

Общественные отношения

В 5 классе мы начали с вами разбираться в межличностных отношениях, которые формируются в малых группах людей (семье, ученическом коллективе и т.д.), лично знакомых друг с другом. Самых разных людей связывают в общество общественные отношения, которые складываются между людьми как представителями больших социальных групп и между большими социальными группами. Нации, городское население, рабочие, молодёжь, пенсионеры, школьники, врачи, учителя и т.д. — это всё большие социальные группы. Они включают в себя тысячи и миллионы людей. Коллективные (но не личные) отношения между людьми называются общественными отношениями.

Общественные отношения — это отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, профессий, народов и др.). Они основаны на коллективных правилах, т.е. требованиях вести себя определённым образом.

В больших группах существуют общественные отношения, а в малой группе устанавливаются межличностные отношения

Приведём пример. Учитель может относиться к ученику с большой симпатией, но если ученик не выучил урок, то он ему поставит двойку. Учитель и ученик — это представители двух больших социальных групп, их отношения подчинены определённым правилам, у них разные социальные статусы (положение в обществе) и разные социальные роли (поведение, соответствующее статусу).

Общественные отношения регулируются законами, нравами, традициями, обычаями, т.е. коллективными нормами — представлениями о том, как, например, заключаются браки между людьми, как решаются трудовые споры, как подобает вести себя ученику в школе и многое другое, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Общественные отношения составляют основу общества. Они скрепляют множество людей в единое целое. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определённые отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом и т.д.

В окружающем нас мире существуют разнообразные формы общественных отношений: соперничество (конкуренция), взаимопомощь, сотрудничество, любовь, вражда. Например, политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах в органы государственной власти, школьные спортивные команды конкурируют за первое место в районной спартакиаде, спасатели разных стран сотрудничают, устраняя последствия землетрясения и помогая людям, и т.д.

Приведите примеры того, как в жизни или в истории проявляются обозначенные на схеме формы общественных отношений.

У общественных отношений есть два обязательных свойства — устойчивость и изменчивость. Например, учителя и ученики существовали во все времена, по общественные отношения между учителем и учеником в Древнем мире или в Средние века были совсем другими, нежели в современном обществе. Раньше учитель имел право наказывать розгами нерадивого ученика, а родители поддерживали этот порядок, иногда «для верности» добавляя наказания дома. Ныне розги запрещены, как запрещено и многое другое. В современном мире общественные отношения строятся на уважении прав человека, неукоснительном соблюдении законов.

Общество — необходимое условие жизни человека. Учёные считают, что общество существует около 40 тыс. лет, со времени появления «человека разумного». «Общество» — многозначное понятие.

Отношения, складывающиеся между людьми как представителями больших социальных групп, называются «общественными».

Основные термины и понятия

Общество, страна, государство, общественные отношения.

Источник

Термины по обществознанию для 6 класса

Терминология и определения по обществознанию для 6 класса по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Термины по обществознанию для 6 класса»

Термины и определения по обществознанию — 6 класс

(Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова)

1. Деятельность — активность человека, направленная на изменение окружающего мира и самого себя.

Виды деятельности: игра, учение, труд, общение.

2. Личность — совокупность социальных качеств человека (качеств, которые приобретаются в обществе — образование, честность, доброта и т. п.).

3. Сознание — способность человека мыслить и рассуждать.

4. Индивидуальность — неповторимые, уникальные качества человека.

5. Человек — биосоциальное существо (соединение биологической природы и социальных черт).

6. Познание — процесс осознания человеком мира и самого себя (самопознание).

7. Способности — предрасположенность человека к успешному занятию какой-либо деятельностью (например, способности к музыке).

8. Потребности — нужда человека в чём-либо, необходимом для его жизни и деятельности.

Виды потребностей: 1) биологические (еда, вода, отдых, тепло);

2) социальные (общение, семья, труд);

3) духовные (религия, культура и искусство, познание, мораль).

9. Духовный мир — внутренний мир человека, мир сознания, чувств, эмоций, мыслей.

10. Мышление — процесс сознания и рассуждения.

12. Эмоция — настроение человека, вызванное определённым чувством (эмоция страха, эмоция радости).

13. Труд — деятельность человека по изменению окружающего мира и производству жизненных благ.

14. Творчество — деятельность человека по созданию чего-то нового, ранее не существовавшего.

15. Межличностные отношения — связь человека с окружающими людьми.

Виды межличностных отношений: 1) деловые, 2) личные, 3) приятельские, 4) товарищеские, 5) дружеские, 6) любовь.

Также: 1) официальные отношения — связаны с соблюдением правил, установленных в данном учреждениии (отношения учителя и ученика в школе), 2) неофициальные (личные) — не связаны с установленными правилами (отношения друзей).

16. Симпатия — расположение к кому-либо, антипатия — неприязнь к кому-либо.

17. Стереотип — обобщённое и упрощённое представление о целой группе людей («все девочки — плаксы», «все мальчики — драчуны»).

18. Социальная группа — объединение людей, связанных общими интересами, совместной деятельность, общей жизнью.

19. Ритуал — установленный порядок совершения чего-либо (например, ритуал приёма учащихся в среднюю школу).

20. Групповые нормы — правила поведения членов группы в данной группе (нормы поведения в учебном классе).

21. Общение — взаимные деловые или дружеские отношения между людьми.

Цели общения: 1) обмен информацией; 2) общения ради общения, 3) обмен чувствами и эмоциями.

23. Межличностный конфликт — столкновение людей или социальных групп из-за несходства во взглядах, интересах, позициях, мнениях. Причины конфликтов: 1) разность интересов; 2) взаимное непонимание; 3) эмоциональный барьер; 4) моральный барьер.

Стадии развития конфликта: 1) возникновение конфликта — 2) осознание конфликта — 3) проявление конфликтной ситуации — 4) углубление конфликта — 5) разрешение конфликта.

Варианты поведения в конфликте: 1) сотрудничество; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) избегание; 4) приспособление.

Варианты исхода конфликта: 1) подчинение (победа одной стороны и поражение другой); 2) компромисс; 3) прерывание конфликта; 4) интеграция (наилучший выход — удовлетворение обеих сторон, которые пришли к единому мнению).

Конфликты — 1) конструктивные — уважительное отношение сторон друг к другу; 2) неконструктивные — грубые, неуважительные действия сторон.

25. Гуманизм — добро, человечность, действия, направленные на благо людей и общества.

Золотое правило морали: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе».

26. Этикет — установленный порядок поведения в определённом обществе (например, этикет поведения младших по отношению к старшим).

Источник

Что такое обществознание?

Данную презентацию можно использова на уроке «Введение» в любом классе.

Просмотр содержимого документа
«Что такое обществознание?»

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Что такое обществознание

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

— Это знания об обществе.

Обществознание – это предмет, который изучает современное общество людей и позволяет узнать больше о месте человека в нём .

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Марина Чапман (Колумбия).

Фотография Джулии Фуллертон-Баттен

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

В обществе себе подобных, познавая мир….

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

С плоскими и широкими ногтями.

Иоганн Тишбейн. Диоген искал человека

Человек – это двуногое существо без перьев.

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Расскажите о Вашем внутреннем мире.

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Как же возникло общество?

СОЦИОЛОГИЯ (societas «общество»

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Только культурный человек в силах принимать решения, которые смогут повлиять на судьбу страны!

(cultura — «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие». ).

Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Смотреть картинку Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Картинка про Что такое обществознание 6 класс краткий ответ. Фото Что такое обществознание 6 класс краткий ответ

Путешествие по царству “Обществознание”:

«Введение. Что такое обществознание»

Предмет, который изучает современное общество людей и позволяет узнать больше о месте человека в нём –

Вставьте пропущенное слово. Один из философов, Диоген, зажёг днём фонарь и пошёл с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу. «. Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного. который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно , его буквально «днём с огнём не сыщешь».

1) полицейского 2) человека 3) учителя 4) архитектора 5) миллионера

Задание 4 Дополните предложение правильными высказываниями: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: На уроках обществознания вы.

Задание 5 Как и миллионы ваших сверстников по всей стране, вы все относитесь к общественной группе…

1) пенсионеров 2) школьников 3) взрослых 4) родителей 5) государственных служащих

Задание 5 Как и миллионы ваших сверстников по всей стране, вы все относитесь к общественной группе.. 1) пенсионеров 2) школьников 3) взрослых 4) родителей 5) государственных служащих

Задание 6 Важно понимать, что человек развивается только среди людей, а именно учится: Выберите несколько: 1) говорить 2) читать и писать 3) делать нравственные выводы 4) заниматься какой-либо деятельностью 5) познавать мир 6) мыслить

Задание 8 Ваша семья, одноклассники, друзья, строители, писатели, садоводы, актёры и режиссёры живут в одной большой стране, которая называется.

Вставьте пропущенное слово: «Каждый _________ является частью общества»

Источник

Конспект урока по обществознанию 6 класс Что такое общество?

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Что такое общество?»

Знакомство учащихся с развитием общества, основными сферами жизни общества.

1. Ознакомить учащихся с многогранностью понятия «общество; рассмотреть сферы жизни общества.

2. Развивать учебно-исследовательские умения учащихся; работать по алгоритму с текстом учебника. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека.

3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.

4. Воспитывать у детей качеств толерантности и поликультурности; уважения к миру, в котором живёшь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Работа в группах по изучению понятия.

Презентация результатов групповой работы.

ОБЩЕСТВО (society) – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Это понятие имеет два основных значения. В самом широком смысле, общество можно определить как систему всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей (например, в выражениях «современное общество» или «феодальное общество»). В более узком понимании, слово «общество» употребляют для обозначения любых типов или видов социальных групп, количество и особенности которых определяются разнообразием жизнедеятельности людей («российское общество», «научное сообщество» и т.д.). Оба этих подхода объединены пониманием того, что человек является «общественным существом» и может полноценно жить только внутри некоего коллектива, ощущая свое единство с другими людьми. Эти коллективы образуют иерархию – от наиболее крупномасштабного, от человечества в целом как самой большой системы взаимодействия, до профессиональных, семейных и иных малых групп.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека – как существа, которому присуще сознание и способность к труду – в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

Признаки общества Э. Шилза

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

оно не является частью более крупной системы;

браки заключаются между представителями данного объединения;

оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

у общества есть собственное название и собственная история ;

оно обладает собственной системой управления;

объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

Основополагающей для теории государства является проблема государственной власти. Жан Боден (1530–96) определяет понятие суверенитета, характерного для государства: это абсолютная и долговечная, высшая (распорядительная) власть.

Обладателем суверенного права (законодательство, ведение войн, распоряжение судами и финансами) является «абсолютный монарх, никому не подотчетный, за исключением божественных заповедей и естественного права. Возложенная на него власть не может быть у него отнята». Правда, он обязан уважать свободы граждан и их собственность.

Другую точку зрения представляет Иоганн Альтузий (1557–1638). Для него единственный обладатель суверенитета – народ, назначающий правителя исключительно с возможностью отзыва его полномочий; управлять он должен через правительство. Но поэтому у народа есть и право
низложить правителя.

Развитие научных представлений об обществе. Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют – общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально – «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание.

Работа с текстом учебника.

Основными сферами жизни общества являются:

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

Производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производ­ства. Это определяющий элемент производственных отно­шений — поскольку тот, кто обладает средствами производ­ства, на деле является хозяином экономики и диктует усло­вия, в то время как все остальные, не являющиеся собствен­никами средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных матери­альных благ.

Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера — система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные органы;

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества являет­ся государство — система органов, осуществляющих государст­венную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовные потребности людей;

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценно­сти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распростра­няются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людь­ми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценно­стями называется духовными отношениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *