Что такое обществознание кластер

Прием кластер — технология критического мышления

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Прием кластер: метод критического мышления

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

Применение метода кластер

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

Какие умения развиваются у ребенка

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

Источник

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Методический материал по составлению кластров (история, обществознание)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

по составлению кластеров

Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развивать монологическую речь.

Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Способы работы учащихся с кластерами:

— Составление нового кластера.

— Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

— Коррекция и совершенствование готового кластера.

— Анализ и завершение неполного кластера:

— без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

— без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

— Самостоятельно при выполнении домашней работы

— Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым сознанием»)

Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

1. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность». №1.

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Кластер на тему «Российская гражданская идентичность». №2
Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

№ 3
Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

4. Составьте кластер на тему «Российская цивилизационно-культурная идентичность».
Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Предложите несколько тем экскурсионно-образовательных маршрутов, способствующих формированию этно-культурной (религиозно-культурной) идентичности школьников с тенденцией на формирование российской гражданской идентичности.

Наряду с аудиторными занятиями данной программой предусмотрен ряд внеклассных мероприятий. К ним можно отнести экскурсии, направленные на знакомство с экспозициями Сурского краеведческого музея им.; конкурсы по различной тематике, например:«Традиции и обряды моего народа», где старшеклассникам предоставляется возможность самим представить свою национальность, показать ее отличие от других этносов.«Праздник национальной кухни», на котором каждый желающий может не только попробовать блюда национальной кухни, но и научиться их готовить.«Вечер народной песни», когда старшеклассники сначала внутри своего класса, а затем и в других сами организовывают и проводят вечера, посвященные народным песням. На таких мероприятиях слушаются музыкальные произведения народных исполнителей. Учащиеся также сами исполняют произведения народного фольклора.

Выставка игрушек народов Поволжья.Учащиеся сами под руководством учителей труда или дома с родителями мастерят народные игрушки, шьют и одевают кукол в национальные костюмы.

Выставка рисунков и сочинений на тему «Мы против межнациональных конфликтов». Такая форма работы позволяет школьникам словом и кистью передать свои чувства и отношение к межнациональным конфликтам, передать своё видение путей их преодоления.

Создание генеалогического древа. Эта акция позволяет по-новому взглянуть на родословную собственной семьи, узнать новые сведения о своих предках.

Кроме вышеперечисленных методов программой данного спецкурса предусмотрены встречи с представителями национальных общин, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление об этнических общинах в городе, крае.

Программа спецкурса включает в себя возможности использования всемирной информационной сети Интернета. Учащиеся под руководством преподавателя собирали материал, освещающий вопросы культурных особенностей различных этносов проживающих на территории Ульяновской области..

Как показало проведенное нами исследование, занятия в рамках спецкурса способствовали формированию у старшеклассников теоретических знаний в области этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии, конфликтологии, стремлению к тому, чтобы быть частью культуры своего народа, своей страны, развивать и передавать ее последующим поколениям.

Работа в ходе эксперимента строилась таким образом, чтобы старшеклассники могли реализовать полученные знания во взаимодействии с учащимися младших и средних классов. Так, они привлекались к проведению бесед, тематических занятий, к индивидуальной работе с учащимися, к организации, подготовке и проведению этнокультурных мероприятий. Выполняя функции посредников, они реализовывали идеи толерантности. Также они стали проводниками идей толерантности. Полученные ими знания и навыки эффективного межэтнического взаимодействия способствовали эффективной работе «Совет старшеклассников» из числа старшеклассников, который позволил школьникам самостоятельно решать многие доступные проблемы.

Кроме того, к участию в мероприятиях стали привлекаться учащиеся других классов, родители и преподаватели других образовательных предметов: литературы, ИЗО, музыки, технологии.. Создание атмосферы сотрудничества в совместной работе способствовало развитию у учащихся таких качеств, как терпимость, умение работать в коллективе, взаимопонимание, умение слушать других и т.д.

Внеклассная и внеучебная деятельность учащихся даёт им тот социальный опыт, который соответствует основным общественным ценностям, готовит учащихся к жизни в этом обществе, трансформирует многое из того, что идёт из окружающей среды и способствует усвоению этого опыта.

Таким образом, выпускник школы, независимо то его национальной принадлежности должен стать субъектом деятельности- созидателем материальных и духовных благ: человеком, проявляющем заботу об окружающих людях, живой природе, собственном Я(кто я есть в этом мире).

№ 2.Москва-центр борьбы сордынским владычеством. Куликовская битва.(6класс)

№ 3.Церковь и государство в концеXV-начале XVI века..(6класс)

№ 4. Окончание Смутного времени.(7класс).

№ 5.Народные движения XVII века.

6. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей истории на тему о влиянии политики европеизации Петра I на процесс разложения традиционных форм идентичности россиян.

I.Гражданственная идентичность и политика европеизация в преобразованиях ПетраI.

1)Нововведение в политической, социально-экономической системе российского общества нач. 18 века.

2)Реорганизация армии и флота

а) анализ военных поражений;

б) оценка военных побед.

3.Культура и нравы петровской эпохи.

а) повседневная жизнь и быт правящей элиты основной массы населения;

б) просвещение и научные знания;

в) развитие искусства;

II. Процесс разложения традиционных форум идентичности россиян.

1.Показать как в различных источники рассматривается разложения традиционных форум идентичности россиян в социально- культурной области.

7. Составьте развёрнутый план выступления на методическом объединении учителей начальной школы, преподающих историко-обществоведческий блок курса «Окружающий мир», в котором раскрывалось бы понятие «идентичность».

2. Формирование гражданской идентичности личности учащихся начальной школы.

3. Роль курса «Окружающий мир» в формировании гражданской идентичности личности младших школьников.

4. Роль гражданской активности и школьного самоуправления в формировании гражданской идентичности личности учащихся младших классов.

№ 1.Внешняя политика Екатерины Второй(урок-лекция)

№ 2.История Крыма в истории России. (урок-рассуждение)

Источник

Авторские кластеры по обществознанию

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива.

Просмотр содержимого презентации
«1»

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Просмотр содержимого презентации
«12»

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

окружение и воздействие других людей

Преодоление трудностей и препятствий на пути к цели

Сформированная сила воли

постановка более сложной цели

Стремление к достижению цели

Природные свойства человека, то- что отличает его с самого рождения от других людей

Просмотр содержимого презентации
«16»

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Изменение окружающего мира по законам познания мира, нравственности и красоты

Способность действовать и производить «по меркам любого вида»

Формирование целеустремленности, настойчивости, общительности и др.

Производство своей собственной

окружающей среды, изменение и преобразование природы

Расширение творческих возможностей

Жилище, одежда, орудия труда

Способность самореализации и самоутверждения личности

Совершенство речи и мышления

Постепенное осваивание опыта, приобретение профессии

Приобретение необходимых для жизни в обществе знаний и умений

Просмотр содержимого презентации
«17»

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Просмотр содержимого презентации
«19»

Что такое обществознание кластер. Смотреть фото Что такое обществознание кластер. Смотреть картинку Что такое обществознание кластер. Картинка про Что такое обществознание кластер. Фото Что такое обществознание кластер

Просмотр содержимого презентации
«10»

Плата за природные ресурсы, в целях уменьшения ущерба, наносимого человеком природе

Антропогенные местности, угрожающие здоровью

человека и состоянию экосистем

Установка допустимого наличия опасных для чел. веществ

Зоны чрезвычайной экологической ситуации

Антропогенные территории, где существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир

Выделение специальных зон с учетом угрозы живому, на определенной территории

Ввод нормирования качества окружающей

Определение степени опасности или вредности той или иной деят-сти

Природа под охраной закона

Зоны экологического бедствия

Экологическая экспертиза соответствия намечаемой деят-сти экологическим требованиям

Создание законов, предусматривающих различные виды ответственности за экологические правонарушения

Создание особо охраняемых природных территорий и объектов

Наложение штрафа за неподчинение гос. органам, осуществляющим экологич. контроль

Совершение экологических преступлений

Незаконная порубка леса

Превышение нормативов вредных выбросов предприятия в окр. среду

Уничтожение критических мест обитания для организмов, занесенных в Красную книгу

Нарушение режима охраняемых природных территорий

Просмотр содержимого презентации
«11»

Главной задачей являлось осуществление богослужения и религиозная проповедь

Принимали особые обязательства, в том числе уход из «мира»

Потомственные почетные граждане

Сословное деление общества России во второй половине XIX века

Другие категории людей, занимающихся сельским хозяйством

Удачливые крестьянские предприниматели

Учёные и литераторы

Потомственное (передающееся по наследству)

Музыканты и актёры

Личное (не передающееся по наследству)

Для получения потомственного дворянства – 6-й для военных чинов и 4-й для гражданских

Инженеры и техники

Для получения личного дворянства требовалось иметь военный чин не ниже 12-й или гражданский- не ниже 9-й ступени

Учителя и частные преподаватели

Просмотр содержимого презентации
«13»

На основе личных интересов свободных производителей, стремящихся изготавливать товары, пользующиеся спросом и приносящие прибыль

Проблемы решаются на основе обычаев и традиций

На что истратить имеющиеся ограниченные средства

С помощью плана, устанавливаемого гос-вом

Какие потребности удовлетворить в первую очередь

Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом

Потребности и ресурсы : проблема выбора

Какими способами получить необходимый результат

Кто сможет приобрести товары и услуги

Пахотные земли, место размещения производственных объектов

в мире экономических отношений

Для кого производить

Какие товары и услуги должны быть предложены потребителю

Главные вопросы экономики

Природные ресурсы, используемые в производстве

Продукты мыслительной деятельности, используемые в процессе анализа и выработки эконом. решений

Растительный и животный мир природы

Фактор, связывающий воедино остальные ф-ры пр-ва

Созданные людьми средства

Участвующая в производстве рабочая сила, так назыв. «Человеческий капитал»

Организационно- хозяйственное новаторство

Способности и умения

Готовность к риску при организации нового дела

Поиск и реализация новых идей, технологий, подходов

Здания и сооружения

Энергичная деятельность предпринимателей

Машины и инструменты

Просмотр содержимого презентации
«15»

Внимательность и уступчивость

Недооценка своего положения в благоприятном отношении коллектива

Переоценка своего положения в неблагоприятном отношении коллектива

Вера в то, что человек, с которым вы общаетесь хороший

Признание того, что человек – высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо

Уважение к тому, с кем общаешься

Доверие к тому, с кем общаешься

Несовпадение мнений других о вас и вашего о себе

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего»

Радости и сложности общения

I.Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной

Проводить спор только после предварительного согласия обеих сторон

Начинающий спорить должен заранее ясно представлять то, о чем ему предстоит спорить

III. Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или «борьбы»

II.Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации

Аргументы должны быть деловыми, участники должны придерживаться правил честной игры

Стиль спора – конкретный, речь должна идти о проблеме, актуальной для обеих сторон

Отношения «переговоров» или «торга»

Активное участие в споре, каждый говорит о себе без «шума», с хорошей «обратной связью»

Получение каждой стороной если не всего, то какой-то части, удовлетворяющей стремление

Конфликты, связанные со стремлением каждого участника получить максимум желаемого результата

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *