Что такое община в древней греции

«Как это устроено»: Гражданское общество греческого полиса

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Полис состоял из акрополя, стен, агоры и общественных зданий. При этом античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов. И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью. Однако сущность полиса сами греки видели не в стенах, а прежде всего в самих людях – гражданах. Поэтому слово «полис» можно переводить как гражданская община. Полис представлял собой трехчастное единство: государство-город-община.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер. Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена. Поэтому существовала целая система взаимных обязанностей и прав между обществом и гражданином. В числе первых обязанностей было: а) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом; б) участие в защите родных рубежей.

Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином. Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации. В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением.

В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось общностью обязанностей и прав, совокупной политическо-социальной практикой. Небольшие размеры полисов позволяли осуществлять соблюдение обязанностей и прав внутри гражданского коллектива достаточно эффективно. В античном гражданском обществе отсутствовало сословно-классовое деление.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Численность населения античных городов-государств была невелика. Большинство из них насчитывали по 1000 – 5000 граждан, и лишь некоторые были значительно большими. По подсчетам современных ученых, в Афинах около 400г. до н.э. было 60 – 100 тысяч граждан, 15 – 25 тысяч метеков и 40—60 тысяч рабов. В Спарте около 371г. до н.э. предполагается другое соотношение: 7 – 9 тысяч спартиатов, 40 – 60 тысяч периэков и 140 – 200 тысяч илотов. В эпоху кризиса полисного строя, создавая проект идеального полиса, Платон в качестве оптимального числа граждан принял цифру в 5040 человек.

В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства. В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан. Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса. Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Ее составными частями были: автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом; автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве; патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан; свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и самостоятельности в суждениях по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого; равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с суждениями и интересами коллектива; коллективизм – социально-практическая слитность с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным; уважение к личности – выражавшаяся в правовом отношении к гражданам полиса; трудолюбие – как ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу обществу.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Таким образом, можно сделать вывод, что полисная форма социальной организации в античности по существу своему являлась гражданским обществом, реализуемом, как особого рода образ жизни, принципиально отличающийся от жизни животных и варваров. Главное отличие состояло в критериях социальной деятельности граждан. Греки в основу жизни полиса поставили закон, а тот в свою очередь возвели на фундаменте разума. Примечательны в этом отношении высказывания греческих философов, утверждающих высшую ценность закона и в то же время настаивающих на пренебрежении им, если закон противоречит разумной справедливости. Так Гераклит говорит: «Народу надобно биться за закон, как за земляной вал. Те, кто речи с умом ведут, должны укрепляться во всеобщем, как город в законе». Эпикур же замечает: «Если кто издаст закон, но он не окажется идущим па пользу взаимного общения людей, то он уже не имеет природы справедливости, и его не следует исполнять».

Источник

Особенности греческой общины.

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно зам-

• Полисом в Древней Греции называли город государ

ство. Оно состояло из самого города и прилегающих к

нему территорий. Ш Система ценностей — система нравственных норм,

идеалов, которые определяют поведение человека, его

отношение к себе, окружающему миру.

кнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т. е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все

Слово «автаркия» можно перевести как «самообеспеченность», «самодостаточность».

подданные персидского царя-деспота были его рабами.

Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник — довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании — единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.

Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других — демо критическим, но в любом случае большую роль игра-

В Тиран — в переводе с греческого «единоличный правы тель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.

Ш Олигархия — в буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».

«У власти там стоят богатые, а бедняки не участву ют в правлении. подобного рода государство неизбеж но не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — бедняков, другое —богачей».

л о народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти — два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.

Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.

Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км) — несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.

Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем основывались на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства^-могли быть союзниками, а могли и вести войну.

Общество в полисах

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались не-

Демократия — в буквальном переводе с греческого «власть народа».

«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах. »

полноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.

На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность.) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.

Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.

В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось нечасто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.

После 500 г. до н. э., т. е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией (500—449 гг. до н. э.), число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, когда требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.

Рабство в Древней Греции воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) полагал, что «одни естественно являются свободными, а другие — естественно рабами, и. по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо».

Экономическая жизнь полиса

Некоторые историки считают, что в древних средиземноморских цивилизациях выросли капиталистические отношения; существует даже специальный термин — «античный капитализм». Правильна ли такая точка зрения? У нее есть свои основания: действительно, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Только так можно было избавиться от угрозы голода.

Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали не только на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. до н. э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селений продавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупали привозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйств были еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странами Востока: из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена — ковры, из Африки — слоновую кость, из Причерноморья — зерно, скот, мед, воск и кожи. Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города. В V—IV вв. до н. э. общий валовой оборот только в Пирее, главной гавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тыс. талантов — огромной по тем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26 кг). Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразные кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город-государство в Греции чеканил свою монету, развивался валютный обмен.

Сухопутная торговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению с морской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор. Кроме того, трудности возникали из-за войн, которые часто вспыхивали между полисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местные рынки, где торговали в основном ремесленными изделиями, продуктами, домашней утварью.

Товарно-денежные отношения, успешно развивавшиеся в Греции, были необычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Поэтому историки считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особая модель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Но все-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно. В основном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, т. е. распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

Мы рассмотрели несколько сторон жизни древнегреческого полиса — миниатюрного государства и основной ячейки цивилизации. Именно в полисе закладывалисъ основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности — свободной, честолюбивой, безгранично пре

Натуральное хозяйство — хозяйство, в котором продукты труда предназначаются для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке данной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом.

Источник

ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общи­ну. Особенности греческой общины оказали влия­ние на политическую жизнь страны, систему ценнос­тей, отчасти даже на особенности литературы, ис­кусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по на­циональности, если он был свободным и владел част­ной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской об­щиной.

Государство в Греции существовало не над общи­ной (как это было на Востоке), оно вырастало из об­щины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от го­сударства, сплачивались в единый, достаточно зам-

• Полисомв Древней Греции называли город государ

ство. Оно состояло из самого города и прилегающих к

нему территорий. Ш Система ценностейсистема нравственных норм,

идеалов, которые определяют поведение человека, его

отношение к себе, окружающему миру.

кнутый коллектив, составлявший экономическое, по­литическое и идейное целое.

Внутри полисов постепенно формировалось граж­данское право, т. е. складывались своды законов, оп­ределявшие права и обязанности членов общины, да­вавшие им некоторые социальные гарантии. Напри­мер, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать зем­лю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только зани­мался внутренними делами, но и мог вести внешнепо­литическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т. е. коллектив граждан) имел право вер­ховной собственности на землю. Кроме частных участ­ков земли он распоряжался также неподеленной, сво­бодной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государ­ство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свобод­ные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой сторо­ны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людь­ми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все

Слово «автаркия»можно перевести как «самообеспе­ченность», «самодостаточность».

подданные персидского царя-деспота были его ра­бами.

Сила и самостоятельность общин-полисов во мно­гом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хо­зяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник — довольно большой слой незнатных горожан, разбога­тевших благодаря торговле и ремеслу и желавших по­лучить привилегии знати.

Что такое община в древней греции. Смотреть фото Что такое община в древней греции. Смотреть картинку Что такое община в древней греции. Картинка про Что такое община в древней греции. Фото Что такое община в древней греции

Во многих полисах эта борьба заканчивалась пере­воротом, свержением родовой знати и установлением тирании — единовластия, благодаря которой обузды­вался произвол знати.

Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних поли­сах правление было олигархическим, в других — демо критическим, но в любом случае большую роль игра-

В Тиранв переводе с греческого «единоличный правы тель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.

Ш Олигархияв буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».

«У власти там стоят богатые, а бедняки не участву ют в правлении. подобного рода государство неизбеж но не будет единым, а в нем как бы будут два государ­ства: одно — бедняков, другое —богачей».

л о народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность влас­ти — два основных фактора, которые создавали усло­вия для развития греческой демократии.

Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общи­ны создавала возможности (иногда остававшиеся нере­ализованными) для утверждения демократических принципов.

Греческие полисы обычно были небольшими. На­пример, на острове Родос (его площадь составляет око­ло 1404 кв. км) находились три самостоятельных по­лиса, а на острове Крит (8500 кв. км) — несколько де­сятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.

Полисы были очень устойчивой формой государ­ственности, они возникали и в колониях, причем осно­вывались на тех же принципах, что и полисы в Гре­ции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства^-могли быть союзни­ками, а могли и вести войну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *