Что такое общий план картины

Как описать картину: план и пример описания

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

В школьные годы многим приходилось выполнять такое задание на уроках русского языка или литературы, как описание произведения одного из русских художников. Для кого-то это задание было одним из любимых, а кто-то не переносил мысли о том, что вскоре предстоит описывать очередную картину.

Тем не менее все однажды научились делать это с большим или меньшим мастерством, но уже позабыли. Но если вдруг возникло желание вновь попрактиковаться в том, как описать картину, то здесь вы найдете необходимые рекомендации.

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

Зачем вам это?

В детстве вы могли недооценить пользу этого упражнения, но на самом деле у него есть ряд преимуществ:

Таким образом, вы будете явно в плюсе, освоив или освежив навыки описания.

С чего начать описание картины

Если желание описать произведение искусства вызвано бурей эмоций, нахлынувшей на вас во время просмотра картин в музее, то это явно хороший знак, и никакой строгой структуры построения текста вам может и не понадобиться, так как экспрессия эмоций все сделает за вас.

Но если, взяв ручку, вы ощутили творческий кризис и в голове возник вопрос «А как начать?», то в решении этой проблемы отлично поможет план, кропотливо созданный школьными учителями, который можно расширять или уменьшать по своему усмотрению.

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

Построив свое описание картины по этому плану, вы создадите грамотно звучащий и гармоничный текст (или речь).

1. Информация о картине и ее авторе. Здесь следует коротко рассказать об авторе следующее: в какой исторический период он жил, в какой технике писал, характерна ли эта картина для его творчества в целом. Далее нужно указать название самой картины, упомянуть ее другие названия или их ранние версии (если есть), предпосылки к ее созданию, интересные факты о ней. Можно также упомянуть, почему вы выбрали именно эту картину для описания.

2. Описание картины. Этот пункт включает в себя следующее:

3. Ваши эмоции от увиденного. Стоит вспомнить, какие первые мысли и чувства возникли при просмотре картины, с чем ассоциировалось изображенное. Также в этом пункте можно порассуждать о чувствах героев картины (если это портрет), о том времени, задаться философскими и риторическими вопросами.

Этот план, как описывать картину, поможет придерживаться описательной манеры изложения мысли и не позволит выйти за рамки этого стиля.

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

Пример описания

Чтобы лучше понять, как описать картину, можно рассмотреть пример описания полотна Ивана Ивановича Шишкина «На Севере диком».

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

«Произнеся фамилию «Шишкин», русский человек ясно вырисовывает в воображении просторные пейзажи необъятной России, на которых обилие зелени заставляет на секунды забыть о своем месте прибывания. Этот лучший пейзажист Российской империи, творивший в XIX веке, воспевал красоту окружающего мира такой, как она есть: вся растительность приобретала в его картинах исключительную правдоподобность. Не исключением является и знаменитая картина «На Севере диком. «, написанная в 1891 году, которая была названа строчкой из стихотворения известного поэта М. Ю. Лермонтова. Именно эта картина вызвала интерес, потому что нахлынуло глубокое чувство печали при взгляде на нее впервые.

На картине изображена одиноко стоящая на обрыве сосна в снегу. Окутанная холодом ночи и лунным светом, она стойко переносит свое пребывание на этом отдаленном месте. Холодная синяя гамма этой картины так точно передает мороз зимней ночи, что заставляет зябнуть при взгляде на нее. Единственными ближайшими соседями этой укрытой серебристым снегом красавицы являются плывущие по небу облака, которые лишь сочувственно глядят на нее свысока. Накренив макушку набок и опустив свои крепкие ветви под тяжестью свалившегося на нее груза, она как бы выражает свою покорность и готовность вынести тяготы этой уединенной жизни.

Познакомившись с этой картиной, испытываешь то ощущение одиночества, которое вложил в нее автор. А Иван Шишкин, в свою очередь, создал это произведение под впечатлением от стихотворения Михаила Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко. «, которое пронизано еще большим чувством печали и отчужденности. Увидев эту нить, связывающую двух гениев, можно понять все то, что они стремились передать. Как будто на мгновенье становишься этой самой сосной, которой непередаваемо хотелось бы очутиться в другом месте, хотелось бы понимания этого мира, но жизнь распорядилась ее судьбой иначе, и теперь она обречена на вечную изоляцию. «

Существует серия французских мультфильмов длительностью по одной минуте, в которых главные герои за это время описывают картину по ее основным параметрам. Вдохновившись их примером, можно попробовать проделать то же самое.

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

Пример, как описать картину, поможет вам сориентироваться при написании собственного описания. Немного практики и усердия позволят добиться хороших результатов уже в скором времени.

Источник

Как научить ребенка писать сочинение по картине

Сочинения, которые дети пишут на протяжении всей школьной жизни, нужны не только для освоения учебной программы, но и для развития речи, а также творческой составляющей учащегося. В большей степени учителя преподают лишь техническую сторону процесса. Школьников обучают тому, как правильно составить план, выделить главную тему, соблюсти общий речевой стиль сочинения. Это, безусловно, помогает в дальнейшем сочинять согласно установленным стандартам, однако вырабатывание индивидуального художественного стиля тормозится. Чтобы работа над сочинением не составляла особого труда для ученика, родители могут тренировать его дома. Лучше начинать с наиболее доступного для младшего школьника типа. В домашних занятиях, например, можно показать, как писать сочинение по картине. Благодаря таким тренировкам у ребенка начнет вырабатываться грамотная и богатая речь, а также широкий словарный запас, что поможет писать любые сочинения без особых затруднений.

Техника правильного написания сочинения по картине

Педагогами давно разработаны основные правила, которые надо знать родителям, чтобы потом обсудить их с маленьким школьником. Усвоив этот шаблон, ребенок легко сможет научиться писать сочинение по картине.

Структура текста

При работе с любым текстом необходимо определить его структуру. То же самое происходит и с сочинением. Перед тем, как начать работу, нужно помнить, что всегда происходит деление текста на три части:

Вступление

Вводит в основную часть текста, не должно быть слишком длинным. Обычно начинается следующим предложением: «Передо мной произведение (художника) (название картины)».

Основная часть

Прежде, чем начать писать, нужно внимательно рассмотреть картину и определить:

Придерживаясь данных правил и применяя соответствие «передний план – детали, задний план – цветовая гамма», написать сочинение по картине станет не столь трудной задачей.

План сочинения

Когда базовые знания о технической составляющей картины есть и известна ее структура, необходимо составить план согласно требованиям. Стандартная схема плана представляет собой:

Вступление:

Основная часть (описание картины):

Заключение:

Элементы плана могут меняться в зависимости от жанра картины, ее содержания и других факторов. Однако вышеперечисленные установки представляют собой наиболее полное раскрытие содержания картины при описании.

Используемые приемы описания

Существует четыре основных приема описания, тесно связанных друг с другом, но имеющие существенные различия в своей основе. Ими являются:

Важно: самостоятельно использовать эти приемы в начальной школе трудно, поэтому ребенку придется помогать в их овладении на домашних занятиях, одновременно прививая ему умение верного использования способов описания.

Раскрытие темы и вывод

Полное раскрытие темы с использованием приемов описания, а также понимание той мысли, что хотел донести автор, является лишь первым этапом. Помимо рассуждения о картине как с технической, так и с эмоциональной стороны, необходимо сделать соответствующий вывод. Он должен основываться на объективном восприятии и субъективной оценке в том виде, в котором была понята картина. В выводе стоит указать насколько описываемое произведение привычно для художника и какое место в его жизни она занимала.

Как работать над сочинением?

Советы родителям:

Обучение написанию сочинения, особенно в начальной школе, трудоемкий процесс, который каждый раз сталкивается с вопросами «Зачем? Почему?» Ответ на данные вопросы кроется в самом значении слова «сочинение». Ребенок в процессе приучает себя к самостоятельной работе и активной мозговой деятельности, что тренирует его воображение и скорость мышления. При грамотном обучении не только учителями, но и родителями, у учащегося не будет проблем с причинно-следственной связью в тексте, подбором слов, рассуждением и формулировкой собственных мыслей. Эти знания пригодятся и в личной жизни, что оправдывает тяжелую работу в начальной школе перспективой на годы вперед.

Автор: Светлана Дементьева

Эта статья будет полезна тем, у кого возник вопрос «Как писать сочинение по картине

Итак, учитель русского языка и литературы поставил задачу — написать сочинение по картине художника. С чего начать? Предлагаю работать по шагам.

Шаг 1. Сбор информации о картине и художнике.

Лучше информацию черпать из энциклопедий, так как она более достоверная. В универсальных энциклопедических изданиях (Например, «Большой советский энциклопедический словарь»), как правило, дается краткая справка. Если вам не достаточно информации, то ее можно поискать в энциклопедиях или справочниках по теме живописи и изобразительного искусства. Впрочем, 90 процентов школьников воспользуются Википедией.

Шаг 2. Составление плана.

Когда вы соберете информацию о художнике и о нужной вам картине, то накидать примерный план будущего сочинения будет легко. Давайте посмотрим какие могут получиться пункты.

Шаг 3. Написание сочинения по картине художника.

Писать мы начинаем по плану.

После написания сочинения, его нужно проверить. Повторяющиеся слова заменить синонимами, длинные предложения разбить на несколько предложений, проверить логичность изложенного, поискать речевые, орфографические и другие ошибки. Кстати, при написании сочинения есть огромный плюс в отличии от диктанта — если вы не знаете как правильно пишется то или иное слово, вы можете его заменить. Таким же образом можно схитрить в случае сомнений при расстановке знаков препинания.

Шаг 5. Переписываем набело.

Сочинение по картине готово!

Кстати, если вы описываете пейзаж, то возможно вам помогут наши советы и рекомендации в статье «Как писать сочинение о природе«.

Отличных вам оценок!

Пейзаж

Музей, коллекционирующий произведения искусства называется художественный, коллекционирующий технику – технический, коллекционирующий объекты жизни природы – естественно-научный, коллекционирующий исторические документы – исторический. Самые большие художественные музеи Санкт-Петербурга – Эрмитаж и Государственный Русский музей (рис. 1).

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

Рис. 1. Эрмитаж и Государственный Русский музей (Источник)

Рассмотрим картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», которые находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве и картину «Корабельная роща», находящуюся в Государственном Русском музее (рис. 2).

Рис. 2. Картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889), «Рожь» (1878), «Корабельная роща» (1898) (Источник)

На всех этих картинах изображен пейзаж. Есть несколько определений пейзажа.

Пейзаж – общий вид какой-то местности.

Пейзаж – рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Пейзаж (фр. paysage от pays – «местность») – картина местности, вид природы, сельский вид.

Художники пишут пейзажи на холсте при помощи красок, писатели описывают их в книгах при помощи слов.

портрет

У Леонардо множество рисунков, посвященных разработке сюжета Мадонны с младенцем, особенно так называемой Млекопитательницы, т.е. кормящей грудью. Но представить его сентиментальным художником, глубоко и благоговейно размышляющим о материнской любви (как часто пишут в рецензиях, посвященных эрмитажной «Мадонне Литта»), совершенно невозможно. Увольте, пожалуйста! Нежность, сентиментальность и прочее мимими – это то, чего точно нет у Леонардо, и никогда не было. Описание картины Мадонна Литта Леонардо да Винчи →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Пепельное, дымное, томное, пастельное, воздушное… Лиловое, бледно-голубое, нежное, прозрачное… Пепел розы. В безумно талантливом романе-бестселлере К. Маккалоу «Поющие в терновнике» цвет платья главной героини, обреченной на вечную разлуку с возлюбленным, назывался «пепел розы». В портрете Марии Лопухиной, умершей от чахотки через год после его завершения, все пронизано тончайшей грустью молодости, не ведущей ни к какому будущему, исчезающей как дым – все пронизано «пеплом розы». Описание картины Портрет М.И. Лопухиной работы В.Л. Боровиковского →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Снова сказка, страшная сказка, иновременная и иномировая, неземная и манящая царевна — вот кто изображен Врубелем на картине. Замышлял портрет жены, нарисовал не свое и не людское даже. Но чтобы понять эту картину, надо хотя бы ознакомиться с сюжетом, который проиллюстрирован художником, если здесь применимо это простецкое называние. Описание картины Царевна-Лебедь Михаила Врубеля →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картину Вермеера увидеть у нас непросто. Какое-то впечатление вы можете составить по репродукциям, и, конечно же, по вдохновенным описаниям очевидцев. До нынешнего времени дошли считанные десятки работ мастера, хранимая в Амстердаме «Молочница» — одна из них. Описание картины Молочница Вермеера Дельфтского →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Не волк-волчок, серый бочок, а натуральный монстр, Фенрир, лесное чудовище из сказок северных народов — такой воистину СКАЗОЧНЫЙ волчище на картине Виктора Васнецова. И что касается человеческих персонажей, тоже есть что проанализировать. Нам, взрослым, тяжело вновь пережить сказку, но также и сложно всецело понять художника, ее, сказку, рисующего. Попробуем, однако. Описание картины Иван-царевич на сером волке Виктора Васнецова →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Аленушка с картины Васнецова — непростая героиня. Это произведение при всей обыденности пейзажа, при всей известности сказки — сложное для понимания. Значит, понимать не нужно. Следует переживать. Как будто слушаешь сказку. Описание картины Аленушка Виктора Васнецова →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Посмотреть на процесс создания всем известных картин — это может быть очень интересным. Поль Гоген предоставил нам такую возможность, написав Винсента Ван Гога за работой. А Ван Гог знаменит подсолнухами — их он и рисует. Описание картины Портрет Ван Гога рисующего подсолнухи Поля Гогена →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Картина знаменитого русского художника, прожившего большую часть жизни в Индии, прошедшего с экспедицией Центральную Азию, изображает не менее великого тибетского отшельника, странствующего учителя и практика Йоги Миларепу. Что он услышал. Описание картины Миларепа Услышавший Николая Рериха →

Что такое общий план картины. Смотреть фото Что такое общий план картины. Смотреть картинку Что такое общий план картины. Картинка про Что такое общий план картины. Фото Что такое общий план картины

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Сейчас и в прошлом тысячи искусствоведов пытаются раскрыть загадку Джоконды — самого, пожалуй, известного потрета в мировой живописи. Но существует ли загадка как таковая? Быть может, портрет Моны Лизы для Леонардо был всего лишь портретом женщины? Конспирологические теории находят на этой картине вообще портрет автора. Мы тоже не дадим никаким ответов, но поразмыслим и сообщим несколько полезных фактов. Описание картины Мона Лиза Леонардо да Винчи →

сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →

Источник

Немного про композицию и анализ картин и фотографий

Про композицию написано очень много книг, поэтому здесь не надо ожидать каких-то откровений, просто несколько мыслей, возможно, и не очень точных с точки зрения серьёзной теории. Я пишу то, что сам был бы не против прочитать, когда всего этого ещё не знал.

В первую очередь взгляд падает на кота, но, если рассматривать картину, то мы заметим, что взгляд чаще возвращается на лицо бабушки. И этот эффект рассчитан. Так что теперь мы поговорим о способах художника установить центр композиции.

При взгляде на любую картину или фотографию взгляд в первую очередь «пробегает» 4 точки, которые расположены примерно на пересечении третей. Либо золотое сечение, когда всё делится на 3/8 и 5/8, это немного ближе к центру, но рядом, так что центр композиции можно ставить и на 3/8:

Оси композиции.

Когда смотрел видеоуроки Ian Roberts «Mastering composition» (не знаю, есть ли в переводе, я смотрел на языке наиболее вероятного противника), он называл оси композиции «арматура». Неплохо отражает смысл. Невидимые линии, к которым привязываются объекты в картине или фото, на которых «держится» композиция.

Так вот, основные оси проще всего проводить по вертикали и по горизонтали от центра композиции. Рисовать такой «крест» где в пересечении будет центр композиции. Если у вас экстерьер, то линия горизонта может быть горизонтальной осью, а вертикальную ось подчеркнуть, поставив на неё, например, облако сверху. Теперь, глядя на фотографии, люди уже не будут думать «а почему облако над головой?» они будут думать «ага, вертикальная ось композиции».
На самом деле, точки осей на краях можно задавать и просто указывая на эти точки какими-то объектами. Например, точки слева и справа методом указывания туда какими-то линиями, а вертикальную ось указать, располагая на ней объекты. Этот метод используют все, вот для примера Вася Ложкин, Луис Ройо и из календаря Пирелли (центр композиции везде получается на пересечении):

На календаре Пирелли обратите внимание на облако над головой. Хотя там есть указание не только на боковые точки, там и к верхней точке оси идут (вообще, мне кажется, левая точка горизонтальной оси тут немного ниже, я для красоты горизонтально провёл, потом к этой фотографии вернусь, там точку чуть ниже поставлю).

На самом деле, не так уж сложно при съёмке проверять что слева и справа от центра композиции и что сверху и снизу. Иногда достаточно сделать пару шагов вбок, чтобы поставить над головой модели облако или присесть, чтобы сдвинуть горизонт. А можно посмотреть, куда направлены линии и попросить модель вытянуть ногу или руку, чтобы они указывали на нужную точку. А потом обрезать кадр, чтобы стена на этой точке заканчивалась. А трещины на стене подчеркнут горизонтальную ось. Ещё из календаря Пирелли (стена справа обрезается в точке, трещины на стене подчёркивают ось):

Что делать, если трещин на стене не видно? Можно или усилить контраст тех, которые есть, или вообще подфотошопить трещины или грязь на чистой стене.

Про оси, указывающие на центр композиции.

Ещё один из простых способов указать центр композиции – это сделать сходящиеся к нему линии. Если на картине есть контрастная линия чего угодно, посмотрите, куда она указывает. Она может указывать на какую-то точку построения, а может прямо на центр:

Проверка правильности композиции.

— Перевод в ч/б. Если в чёрно-белом варианте композиция смотрится плохо, то и в цветном будет плохой вне зависимости от цветов.

— Зеркальное отражение. Раньше, до изобретения телефонов с камерами, художники смотрели на картины в зеркало. Если в зеркальном отражении картина плохая, значит, надо переделывать.

— «Низ тяжелее верха». Если повернуть картину на 90 градусов, то низ должен «перевешивать», картина должна «хотеть» повернуться нормально. Кстати, многие не понимают, почему во многих картинах в нижнем углу лежат какие-то объекты. В частности, для того, чтобы утяжелить низ. То грабли положат, то совы летят (хотя у таких объектов может быть много ролей в композиции). Мясоедов «Страдная пора. Косцы», Васнецов «Ковёр-самолёт»:

Например, такая условная картина явно «заваливается» вправо:

С другой стороны, если действительно повернуть её вправо, то она опять «завалится», только уже влево. В общем, плохая картина.

Но давайте посмотрим с этой точки зрения на «Ковёр-самолёт». Повернули на 90 градусов против часовой стрелки, а ковёр «заваливает» картину обратно.

Повернули в другую сторону. Вот тут опасно заваливается. Но линия сов в углу чуть-чуть перевешивает и «крутит» обратно.

А потом мы ещё внезапно замечаем линии облаков, которые тоже наклонены и тоже «подталкивают» баланс в правильную сторону.

Теперь можно вернуться к картине «Косцы» и посмотреть на грабли в нижнем углу с этой точки зрения.

Нельзя сказать, что не было экспериментов по сдвигу низа. У Лисицкого картины часто «завалены», низ не точно внизу.

Как я понимаю (могу ошибаться), он пытался создать условно трёхмерные пространственные композиции. Не картину, а, скорее, объекты, висящие в пустом пространстве. В наше время он, наверное, делал бы такие проекты в программах трёхмерного моделирования, тогда вопросов бы совсем не было. А вот пытаться изобразить трёхмерные объекты на плоскости, в пустоте, где нет ни верха, ни низа, и ещё, чтобы эти объекты были уравновешены – это в классических правилах сложно представить. Такие картины надо скорее не вешать на стену, а класть на стол и ходить вокруг. Хотя он был архитектором, так что понятно, откуда взялись такие эксперименты.

— Ориентация. Полностью симметричная композиция плохо воспринимается, поэтому надо сместить что-то влево или вправо. Например, сделать одну сторону светлее или добавить немного объектов, уйти от полной симметрии. Тут ориентация влево: левая сторона чуть светлее и добавлена маленькая фигурка.

Тут во всех зрительных центрах (4 точки на третях) что-то есть: глаз, зубы, заяц, горящая машина. Хотя немного сдвинуто с третей, но посмотрим, куда. Зубы к центру (помним, что чуть ближе к центру золотое сечение 3/8 и 5/8, туда можно). А зайца и горящую машину от центра, обычно это снижает «важность» объекта.

Далее при рассмотрении яркости, мы видим, что зубы – центр композиции, потому что самое большое и самое яркое пятно, туда взгляд сильнее «притягивается». Если бы заяц был светлее, то он бы стал «спорить» за то, кто главный. Но, как однажды выразились студенты, этот цвет «засерИли». Плюс от зрительного центра наружу отодвинули, а машину ещё дальше.

Теперь про то, когда можно не ставить центр композиции на треть. В принципе, когда угодно, но надо чётко обозначить центр. Возьмём картину «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи.

Заодно обратите внимание, что полной симметрии нет – одна половина светлее.

А что мы видим, если посмотрим от картин на композицию кадров в кино? Да то же самое. Главный герой (герои) почти всегда расположен в кадре на 1/3 или рядом с 1/3.

А, если главного героя ставят в центре, то «сводят» к нему или линии перспективы, или просто какие-то линии в кадре. Либо подчёркивают за счёт яркости. Но даже при этом симметрию «разбивают», или сделав одну сторону светлее, или просто добавив какой-то яркий объект.

Зачем же тут слева на полу свет от солнца? И зачем на кадре ниже факел на стене? Теперь мы знаем — уйти от полной симметрии.

В рекламе или музыкальных клипах центр композиции часто ставят в геометрический центр кадра, но длительность показа таких кадров обычно полторы-две секунды, чтобы взгляд не успел «съехать».

Про «давление» в кадре.

Выпуклые линии создают «давление». Если хотим показать, что объект «вторгается» в пространство, рисуем выпуклые линии от объекта, как парус, надутый ветром. Если «давят» на объект, то выпуклые линии к объекту. Опять Вася Ложкин, «Шутки кончились». Выпуклые серые линии «давят» на цвет.

И, кстати, линии (лопата и топоры) сходятся к центру.

«Котёночек в добрые руки». Тут тоже с точки зрения давления объекта на пространство всё понятно: и бабушка округлой спиной давит, и кот, причём кот во все стороны и шерсть не гладкая. Если показывать не просто давление, а агрессивное поглощение пространства, то хороший приём.

Ну и всё разом. Объект в геометрическом центре, самый светлый, выпуклыми линиями давит на пространство. Взгляд «съезжает» из геометрического центра, чтобы разглядывать детали, потом линии домов возвращают взгляд на светлое лицо гармониста, а оттуда на ещё более светлое лицо поющего, потом опять «съезжает».

В принципе, для повышения пафоса можно посмотреть не только на Ложкина, а ещё и на Луиса Ройо: выпуклый «парус», на который сзади ещё «давят» треугольники.

Или что-то более академическое. Константин Сомов «Дама в голубом».

Аморфная тёмная масса поглощает фигуру, уже отделив от неба и гуляющих людей (сравните края листьев на фоне неба с котом из «Отдам котёночка в добрые руки», это именно агрессивное поглощение), выпуклые линии темноты «давят» на фигуру, на небо, на парк позади. У женщины на картине туберкулёз, через несколько лет она умрёт.

Вдохновлённый Рембрандтом, нафотошопил мега-пафос на своей фотке:

Всё точно так же. Один круг с одной стороны подпирает пространство, второй круг «разбит» фигурой, чтобы не давил. А кто-то посмотрит на фото и подумает – причём здесь Рембрандт?

Поддержка объектов фоном.

Объекты могут поддерживаться формой, цветом и текстурой или смыслом. Вот, например, серия рекламы DKNY, где на всех кадрах присутствует разрисованное жёлтое такси.

Кстати, в этой серии снимков с такси постоянно используется определённый способ убрать внимание с человека – ставить лицо в самый край кадра, часто даже так, что голова немного «срезается», там внимание долго держать сложнее.

Возвращаемся к поддержке объектов фоном. Поддержка формой – очень частый вариант.

Форма и цвет – один из удобных способов поддержать объекты. Например, для рекламы духов подобрать платье под цвет, колье на шею под текстуру горлышка и встать так, чтобы формы тела повторяли флакон.

А если ключевой элемент флакона трудно привязать к форме тела или одежде? Не проблема. Находим кресло, которое повторяет форму и текстуру этого элемента. Голову по форме и цвету делаем крышкой, кресло делает остальное.

Теперь, я думаю, не составит труда проанализировать такую фотографию:

Во-первых, модель на 1/3 (может, чуть ближе к центру на золотом сечении 3/8), она самая светлая и на неё указывает линия слева внизу.

Во-вторых, сзади пальма, с которой проводятся явные параллели: ромбы на пальме/ромбы на узкой юбке, развевающиеся волосы/листья пальмы, синие оттенки юбки/синий оттенок на пальме.

Соотнесение главного объекта с другими объектами в кадре – это вообще стандартный приём. Смотрим на картину Луиса Ройо и видим явную параллель с птицей, даже поворот головы такой же:

А можно взять известный образец живописи соцреализма 1935 года. Александр Герасимов «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», где силуэты повторяют башни Кремля:

Грант Вуд «Американская готика»:

А можно опять взять Васю Ложкина и увидеть, что суровость бабушки поддерживается путём ассоциации с топором. Если бы центром композиции был топор, то это была бы типичная рекламная фотография топора.

Поддержка названия фирмы (для рекламных фотографий).

Хотя это может быть и поддержка формы лого. Типичный пример – Calvin Klein. Явная манера на фото держать руку согнутой, как буква С и отставлять ногу, чтобы вместе с телом получилась буква К. Конечно, не на всех фото, но тут задача – показать явное “CK” и создать ассоциацию, а остальные фото делать в такой же узнаваемой стилистике.

А кто на фото Kenzo найдёт буквы? Может, только с Z проблема, остальные есть. Ну и полосатость объектов на фоне типичная для лого.

Поддержка текстурой.

Когда текстура фона похожа на текстуру объекта – тоже хорошо. Размытые пятна одного оттенка с сумкой:

Обратите внимание, что тут центр композиции – сумка. Она на трети и она светлее. Форма ручки повторяет форму буквы D в надписи “Dior”. Понятно, что это задумка дизайнера сумок, но есть вероятность, что надпись сделали крупнее, чтобы аналогия прослеживалась лучше.
Текстура воды и текстура сумки:

Текстура и цвет украшений на фоне и одежде (и, кстати, расходящиеся линии занавески повторяют направление линии руки):

Поддержка объектов по смыслу.

Тут, в принципе, тоже несложно. Если джинсы ассоциируются с ковбоями, то снимаем рекламное фото с прериями, лошадьми и шляпами. Если рекламируем куртки из змеиной кожи, то на фон ставим камни или пустыню, где живут змеи, а модель выбираем худую.

Если Версаче со своим фирменным орнаментом ассоциируется с Древней Грецией, то фотосет с Олимпом и богами тоже напрашивается (хотя в одежду всё равно можно добавить золотого, чтобы была поддержка цветом и текстурой).

Важное примечание.

В рекламной фотографии не надо искать эти правила абсолютно везде. Как правило, такое заметно для каких-то главных фотографий, то, что пойдёт на плакаты и в журналы. Для каталогов просто снимают в той же стилистике или с теми же людьми, или в том же месте, чтобы серия фотографий «связывалась».

Снова возвращаемся к живописи. Далее исключительно моё мнение. В картине или фотографии есть форма и эмоции в разном количестве. Поэтому из современных художников мне нравятся два – Луис Ройо и Вася Ложкин, которые представляют два этих полюса: Ройо – чистая форма со сложным построением композиции, но минимум эмоций, Ложкин – чистые эмоции при форме уровня «трэш и угар» (хотя с композицией у него тоже всё нормально):

Видел вариант в отеле – чёрно-белые макро-фотографии, где угадываются складки ткани, края каких-то предметов, но ничего конкретного. Сбалансированная спокойная композиция, где глазу есть за что «зацепиться», но при этом не требуется думать над изображением.

А вот в классической живописи вызывание эмоций – это ключевая задача.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ»:

Про анализ изображённых людей и так уже написано много. Можно только сказать, что всё это было близко современникам художника. Примерно как если сейчас нарисовать баррикаду, на которой будут: дворник в оранжевой жилетке с лопатой, хипстер с бородой в очках без диоптрий, офисный работник и блоггер, который делает на фоне баррикады селфи для инстаграма.
Для начала можно проверить картину переводом в ч/б, этим способом сразу можно увидеть довольно много, например, обычно сразу виден центр композиции.

Горизонтальная ось, видимо, задаётся шляпами и белым краем платья. Думаю, что небольшой наклон вертикали нужен, чтобы показать динамику.

Общая композиция оказывается треугольной. Линия нижней части треугольника задаётся светлыми объектами.

Кстати, обратите внимание, что белая часть платья по форме и текстуре похожа на белые клубы дыма на заднем плане. Потом вспоминаем про поддержку объектов фоном.

Вообще, лично я считаю, что один из признаков классической живописи – это то, что про картину можно придумать историю. Про рекламную фотографию историю придумать нельзя, кроме «ну вот собрались и пафосно позируют». А про «Свободу, ведущую народ» можно. Хотя, конечно, и про картины Васи Ложкина тоже можно истории придумать.

Диагональное противопоставление.

Виктор Васнецов «Витязь на распутье».

Поверяем по вертикальной и горизонтальной осям. Чтобы было виднее, можно посмотреть на ч/б:

Горизонтальную ось часто задают горизонтом, но тут получилось интереснее: линия камней ниже горизонта, белое оперение стрел и грива коня. Вертикальная ось идёт от верхней точки, куда указывает штырь на шлеме, далее блики на оружии и нога коня. Плюс на нижнюю точку явно указывает линия головы коня и не так явно линия с черепами.

Удивит ли кого-то, что эти оси расположены на третях? Лично я не удивился.

Смотрим дальше. Если на картине есть прямые линии, то я первым делом смотрю, куда они указывают. Куда указывает копьё? На точку под черепом. Куда указывает линия головы коня, если линию продлить? В точку над черепом. Ещё одна вертикальная ось через вторичный смысловой центр.

По факту мы получаем противопоставление живого и мёртвого, а противопоставление проще всего делать по диагонали.

И это тоже типичный приём: главный центр композиции расположен на 1/3, а второй смысловой центр расположен на 1/4 от формата.
И это я ещё не разбирал вторичные оси. Например, видно, что линия задней ноги коня тоже указывает на центр.

В таких случаях студенты-дизайнеры обычно удивлённо спрашивают: «Неужели художники так всё рассчитывали?» От таких вопросов искусствоведы только мрачно скрипят зубами. Впрочем, студенты-художники старших курсов, которым такими вещами годами пилили мозги, тоже скрипят зубами.

Правильный ответ: «Да, рассчитывали». Не забываем, что, если вы только общую композицию можете обдумывать пару месяцев (ещё до первых набросков), то время у вас есть.

Жак Луи Давид, «Бонапарт на перевале Сен-Бернар». Смотрим на оси из каждой точки и видим, как объекты привязаны к осям, идущим из этих точек:

А теперь всё одновременно:

И я далеко не уверен, что нашёл все оси.

Возвращаемся к диагональному противопоставлению. Григорий Мясоедов «Земство обедает» («Уездное земское собрание в обеденное время»). Сюжет: когда-то крестьянам разрешили голосовать по разным мелким вопросам вместе с дворянами. В данном случае мы видим перерыв на обед этих депутатов. Пока снаружи крестьяне едят хлеб и лук, внутри в окне виден буфетчик или официант с тарелкой и винными бутылками.

Теперь следим за руками. В первую очередь взгляд обычно падает на двух человек у стены. Как я уже говорил, сначала взгляд «пробегает» 4 точки на третях, и, скорее всего, «зацепится» за светлую рубашку. Но светлая рубашка – почти геометрический центр, с которого, как мы знаем, взгляд «съезжает». И внезапно оказывается, что настоящий центр композиции – сидящий человек в правой части примерно на 1/4. Помимо того, что он самый яркий, его подчеркнули осями. Горизонтальная ось – это все фигуры, вертикальная ось – яркий край двери (на нижнюю точку, кстати, тоже линия указывает).

Второй смысловой центр – официант в окне. По горизонтали он, конечно, на трети, но, поскольку в самом верху, то его подчеркнули белой тканью на подоконнике и вообще вертикальной осью. Горизонтальная ось дополнительно задаётся светлым бликом на крыше.

По итогу тоже диагональное противопоставление: одни внутри едят и вином запивают, другие на улице едят хлеб и лук.

Следующий фокус. Берём кадр из фильма (Игра Престолов). Обычно главных персонажей в кадре ставят на трети, но иногда можно увидеть и более интересные композиции. Что-то напоминает?

Да это же почти композиция «Земство обедает», только вместо двух людей у стены ваза с фруктами, а вместо «срезанного» окна наверху «срезанная» голова.
Правда, надо помнить, что в фильмах камера обычно немного двигается, поэтому не будет той точности, которую можно увидеть в картинах. Но общие принципы одинаковы. Кое-где можно видеть, что ось не одна точная, а, допустим, две. Или можно сказать, что ось одна, но широкая. В картинах так, наверное, делать не стали бы, но тут помним про двигающуюся камеру.

Линии перемещения взгляда.

Также не будем забывать, что оси, «арматура», на которой построена композиция, прямые. А вот взгляд чаще двигается по кривым. И «гонять» взгляд по «тропинкам» вполне можно. Если отметить все заметные линии изгибов, включая границы света и тени, то эти «тропинки» становятся заметны. Какие-то «тропинки» можно условно считать основными, а какие-то сделаны, когда по основным взгляд уже «прошёл» и теперь разглядывает детали. Адольф Вильям Бугро «Литература и музыка»:

Так что, если, например, на одежде усилен контраст какой-то складки или где-то добавлен изогнутый блик, то обычно это не просто так.

Про основные виды композиции написано очень много книг, повторяться смысла нет. Но теперь уже понятно, на что смотреть. Главное – сначала постараться понять, как автор строил геометрию, не обращая внимания на форму. Есть, скажем, композиция, которую условно назовём «треугольником вниз».

Центр композиции в центре, самый светлый, возможно, на него указывают ещё какие-то линии, от симметрии ушли, добавив с одной стороны более яркий объект. Потом видим похожую картину, сразу думаем – ага, не просто так. И вертикальная ось, и горизонтальная, и одна сторона светлее.

А потом начнёте видеть аналогии в композициях.

И тогда будет гораздо интереснее, можно будет для фото своего кота использовать идеи из картин классиков или из кадров фильмов.

«Поднять взгляд из низа картины»

Я уже писал, что одна из задач художника – это делать «тропинки», по которым будет двигаться взгляд. Но в этом есть нюанс – взгляду легче опускаться, чем подниматься, поэтому, когда взгляд оказывается в нижней части картины, то его надо специально «поднять».

Обычно это делают или линиями, или градиентом от темного к светлому. И тут становится понятно, зачем на натюрмортах бывают свисающие драпировки. Это, кстати, одна из частых задач объектов внизу картин: взгляд идёт по нижней части, а потом его направленной линией «подкидывают» вверх к другим объектам.

У Васнецова река внизу – как раз градиент от тёмного к светлому, который «подкидывает» к линии сов, а дальше или совы к центру направят, или, если взгляд сов «проскочит», то там выше облака, которые взгляд всё равно к ковру «повернут».

Шишкин «Утро в сосновом бору»:

Линий «подъёма» можно делать несколько. Ян Вермеер «Молочница»:

Так что драпировки в натюрмортах не просто так свисают. Геррит Виллемс Хеда. «Натюрморт с глиняным кувшином»:

В голландских натюрмортах часто добавляли наполовину очищенный лимон, у свисающей кожуры тоже часто была функция «поднимания» взгляда. Виллем Кальф «Натюрморт с китайской супницей»:

Цветовые массы.

Про это тоже очень много написано, поэтому проще найти книгу по теме. Вот, например, страницы из Ian Roberts “Mastering composition”:

Для практики можно попробовать достаточно простое упражнение – брать картину или фотографию и в Photoshop набрасывать эти массы в сильно упрощённом виде, для простоты лучше сначала делать это не в цветном варианте, а в ч/б. Чтобы было виднее, сначала немного размывать картинку по Гауссу (Gaussian Blur). Тогда, кстати, и оси бывают заметнее.

Таким образом, картина – это продуманное сочетание осей, масс, «тропинок» для взгляда, смысловых центров и создания настроения разными путями. А тут ещё и про цветовые решения ничего не было сказано. Если даже бегло почитать хотя бы Иттена («Искусство цвета» и «Искусство формы»), то станет понятно, почему картины по году и больше писали.

Не будем забывать и про смысловую нагрузку, у каждого предмета в картине может быть и явный смысл, и скрытый, книги по символическому значению предметов выпускались массово. Например, известно, что Ян Вермеер использовал книгу «Иконология», автор Чезаре Рипа, вообще популярная в то время книга была.

Поэтому сейчас, может, некоторые люди и не понимают, что гениального в каких-то картинах. Но это примерно как прийти в политехнический музей и сказать: «Что тут делает паровой двигатель? Даже у меня в машине круче». А вот техник от каких-то инженерных решений в восторг придёт. А тот, кто разбирается в истории техники, в ещё больший восторг.

К тому же, в отличие от техники, законы человеческого восприятия не стареют, многие старые наработки можно легко применять и сейчас.

Как можно применять это всё.

Знание таких основ может оказаться полезным кому угодно. Это позволит резко повысить художественную ценность аватарок и селфи в зеркале, не говоря уже про фото своего кота.

Например, вы внезапно обнаружили, что рисунок на футболке по форме похож на объекты на фоне. Это получилось случайно, но вы просто усиливаете контраст, как будто, так и было задумано. Потом вы видите, что линия горы и тень образуют ось – тоже усиливаете контрасты. Объект на горизонтальной оси? Можно усилить пару бликов.

Также во время съёмки можно ставить объект на треть и контролировать точки сверху, снизу и с боков. Тут пытался поймать момент, чтобы в левую точку уходила линия, а правой точки касался объект.

Потом усиливал оси. Граница света и тени по вертикали, горизонталь. Даже заметно, где при сильном осветлении оттенок «потерялся». Наклонная ось тоже была совсем не такой явной, но, раз ось случайно получилась, то её можно усилить. Если линия указывает на центр – тоже повышаем контраст.

Обязательно проверить переводом в ч/б и поворотами на 90 градусов. При этом часто видно, что низ надо «утяжелить» или усилить линии, «крутящие» картинку в нормальное положение.

Таким образом, можно получить славу фотографа как минимум на уровне своей деревни, а, может быть, даже и на уровне райцентра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *