Что такое общий план в фотографии
Различные планы в фотографии: крупный, средний и общий
Наверняка, изучив основы фотографии в теории, вам уже не терпится перейти к самому процессу съемки. Но подождите еще немного. Чтобы научиться красиво фотографировать, потребуются знания, которые мы будем постепенно получать. Любую теорию, естественно, нужно отрабатывать на практике. Потому, что бы освоить это искусство, придется постоянно фотографировать и оценивать свои результаты.
Существует верное утверждение: самое важное (помимо теории) – постоянно просматривать удачные снимки, красивые фотографии, картины. Со временем вы поймете, что в них общего, научитесь воспринимать мир так, как его воспринимает профессиональный фотограф. Это будет способствовать формированию хорошего вкуса. Поэтому сегодня обсудим то, что вы обязательно должны знать. Существуют различные планы в фотографии: крупный или детальный, средний план и общий (дальний). Существуют и другие способы классификации планов, например, в пейзаже (передний, задний, средний), но сейчас не об этом.
Общий план фотографии
Он обычно используется при пейзажной съемке, а также для панорамы сюжета. Чаще всего на фото нет смысловых центров. Вместо этого есть линии, которые и составляют композицию. Такой способ компоновки кадра также применим для аэросъемки, архитектурных городских сюжетов. Художественные фотографии также нередко создаются с общим планом, хотя в них и может присутствовать некий объект. Ключевая характеристика – большое количество пространства и дальняя точка съемки.
Средний план фотографии
Здесь объект полностью показывается и занимает большую часть кадра. Чаще всего такая компоновка применима к портретам, уличной фотографии, репортажу, жанру, съемке живой природы. Особенность среднего плана – выделение одного или нескольких смысловых центров в кадре и демонстрация их взаимодействия.
Фотографии крупным планом
А тут мы видим лишь часть объекта, лишь его фрагмент или объект целиком, но с броскими деталями. В первую очередь, такая съемка характерна жанру макро, применимо также к предметной съемке, фотографии еды. Особая характеристика крупного плана – показать насыщенность цветов объекта, его неповторимые черты или структуру.
Зная эти базовые понятия, мы будем в состоянии намеренно делать разноплановые снимки, что бы удачнее запечатлеть тот или иной момент.
Общий средний и крупный планы в фотографии
Разговор сегодня пойдет о том, что такое планы в фотографии? Какие они бывают и в чем отличие каждого?
Масштабы в фото бывает:
Разделение на данные фоны учитывается в масштабировании, в котором изображены фигуры, объекты, действия, которые происходят.
Разберем подробнее масштабы
Под общими фотопланами понимается кадр, который снимается как-бы издалека, он может охватить большее пространство, местность. Общими фотопланами обычно снимают пейзажный ландшафт, массовые собрания, мероприятия, масштабные праздники. Фотосъемка может проводиться сверху.
Плюсы общего плана фотографирования таковы, что съемка помогает увидеть весь объект фотосъемки целиком. Зритель может насладиться всем пейзажем, увидеть массовость фото. Такая фотосъемка позволяет оценить рисунок, характер и размещение объекта.
Конечно, в данной съемке присутствует и небольшой минус, например, данное фото не позволит увидеть какие-то детали более четко и ясно.
Средними фотопланами обычно называют фотографирование с более близкого расстояния, но в крупном масштабировании. Что это дает? Такое фото более четко показывает нам какое-то определенное действие или период. Интерес фокусируется на конкретных действиях.
Пространство фотокадра средних планов не занимает место и для вставки важных декораций.
Под крупным масштабированием понимают больше всего фотосъемку портретного типа. В портретной фотосъемке человек или предмет снимается практически всегда крупным фоном. Лицо мужчины или женщины видно на таких фотоснимках всегда четко, в основном лишь лицо и попадает в кадр, все остальные части, такие как плечи, голова, все это остается за кадром.
Крупный план необходим тогда, когда хочется показать индивидуальность, изюминку человека, показать его богатый духовный мир.
Есть еще такое понятие в съемке как сверх крупный план. Это когда объект съемки находится очень близко, так, что только может быть видна зрителю какая-то часть.
Ошибки при фотографировании
◈ Когда планы перекрывают друг друга.
У новичков при фотографировании два плана могут перекрывать друг дружку, причем настолько, что зритель не сможет оценить ни один из них. Чтобы данного казуса не возникало нужно пользоваться золотым правилом третей. Когда один размещается на левом пересечении, а второй на правом.
◈ Несочетание переднего и заднего плана.
Опять-таки распространенная ошибка новичков, когда передний план и задний никак не сочетаются, в итоге фотограф видит совсем не тот результат, который хотел. Поэтому прежде чем делать фото нужно применить логику, чтобы разноплановость сочеталась.
Встретив интересный кадр для фотосъемки, попробуйте сделать крупный кадр и наоборот более дальний. Не нужно повторять ошибки начинающих, которые видя предмет фото, делают кадры, сразу не сходя с места.
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Точка съёмки и выбор плана
«Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров» – Анри Картье-Брессон.
Выбор точки съемки не менее важен, чем сам снимаемый объект. Она может изменить масштаб изображения, расставить акценты на необходимые объекты в кадре.
Определение оптимальной точки съемки требует учесть следующие параметры:
РАССТОЯНИЕ И КРУПНОСТЬ ПЛАНОВ
Все прекрасно знают, что от выбора расстояния зависит масштаб изображения. Чем дальше объект находиться от камеры, тем меньше его изображение и наоборот. Изменением дистанции съемки определяется не только оптимальный масштаб кадра, но и его границы, отсеиваются лишние элементы, не несущие смысловой нагрузки.
Цитата Евгения Тимашева, автора работ, приведенных ниже: «При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид (второе фото) едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности.»
Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити
Существует деление на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы (последние иногда называют деталью или фрагментом). Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фотографируемые предметы. Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.
ОБЩИЙ ПЛАН
Он создает у зрителя общее представление об объекте, но имеет и свои ограничения: ясно показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.
Общий план можно получить и при съемке с достаточно близкой точки, если сфотографировать сверх-широкоугольным объективом или фишаем, но нужно учитывать, что такая оптика дает существенные оптические искажения. Подобный эффект может быть интересным художественным приемом, но не всегда может подходить для ваших творческих задач.
СРЕДНИЙ ПЛАН
КРУПНЫЙ ПЛАН
Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой. Он очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра.
Фото Гюрель Сахин (Guerel Sahin)
Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые для своего развития в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Динамика портретного кадра — это, прежде всего, состояние человека, его мимика, поза, жест, эмоция. Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.
СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН
Еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства. В кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого — фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными. И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о том, что вы хотите показать.
Широко известен и такой принцип организации фотографии, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.
Общий и средний планы в серии работ «Workers» Себастьяна Сальгадо (Sebastião Salgado)
Таким образом, ограничивая рамкой кадра изображаемое пространство, фотограф оставляет в поле зрения объектива лишь существенно важное, исключая все второстепенное, загромождающее кадр и мешающее четкому выражению содержания снимка.
Планы в фотографии
С сайта /photonik.ru/
Человек в процессе своей жизнедеятельности сравнивает окружающие предметы со своим ростом, а поскольку предметом изображения в искусстве в основном является человек (он сам или в окружающей обстановке), то мерой всех вещей в природе можно считать рост человека. Исходя из этого, эталоном крупности принята фигура человека, и все изобразительные планы в фотографии определяются возможностью размещения ее в фотокадре в целом или поэлементно на фоне окружающей обстановки.
Воспроизведение на снимке перспективы посредством изменения масштаба изображения человека (его степени крупности) позволяет выразить объемность пространства различным изображением его фигуры (от крупной до мелкой), т. е. показать человека вблизи — на переднем плане перспективы и вдали — на дальнем плане. Выбор плана — творческий прием процесса композиции фотоснимка для выражения в нем главного и акцентирования внимания на сюжетно важном элементе изображения. Этот прием позволяет фрагментировать предметное пространство, расчленять его на части и определять границы фотокадра.
В соответствии со зрительно сопоставляемым масштабом разноудаленных предметов и роста человека можно представить множество планов, из которых выделены и обобщены следующие основные: дальний план, общий, средний, крупный и деталь (сверхкрупный план). Кроме того, при съемке через микроскоп появляется микроплан, а при съемке предметов, по величине находящихся между деталью и микродеталью,— макроплан. Крупность плана (масштаб изображения) определяется расстоянием до точки съемки при заданном объективе съемочной камеры, а при заданном расстоянии — объективом с определенным фокусным расстоянием.
Рис. 1. Изобразительные съемочные планы: человек сливается с предметами окружающей обстановки, изображается резко во весь рост на не резком фоне или резко во взаимодействии с окружающими предметами (а, б), изображение человека при жанровых съемках (в, г) и крупным планом при портретной съемке (д); изображение глаз как детали объекта съемки (е)
Членение изображения на планы определило в фотографии общую закономерность фотосъемки. Фотокадр, охватывающий рамкой снимаемый объект, равный или несколько больший человеческого лица, всегда будет называться крупным. Если в рамке окажется объект или его часть, равная или превышающая человеческий рост, то план будет назван общим. В соответствии с единым эталоном, размер рабочего съемочного пространства, называемый, например, средним планом, не меняется в зависимости от габаритов снимаемого предмета. Авторучка на столе, снятая крупным планом, будет выглядеть на снимке мелкой, а здание, взятое в фотокадр планом той же крупности, па снимке видно не будет, а изобразится только одним кирпичом стены — все остальное окажется за пределами фотокадра.
Дальний план ДП (рис.1, а). Объект изображается на фоне большого количества окружающих предметов на значительных пространствах. Фигура человека среди них кажется ничтожно малой. Назначение ДП — показать на снимке общий характер объекта: сельский, городской или морской пейзажи, город издалека, горный ландшафт и др. ДП близок к общему плану, его главная задача — характеристика окружающей среды, в которой обитает человек. Смысловая нагрузка ДП зависит от творческого подхода фотографа к съемке.
Общий план ОП (рис. 1, б). Фигура человека размещена в кадре почти во всю площадь изображения с небольшим пространством над головой и под ногами до рамок сверху и снизу. Фоном или основным объектом может быть (относительно ДП) укрупненный пейзаж, стадион, цех, интерьер помещения или часть экстерьера города, в которых может при необходимости перемещаться человек. ОП позволяет размещать в пределах фотокадра группу людей, показывать их взаимодействие и представлять общий характер изображаемого пространства с акцентом на главном, включая человека как главное действующее лицо.
Содержанием ОП может быть также среда без человека с конкретным показом сюжетно важного центра снимка (Солнце при закате, пароход в шторм на море). Исходным фактором создания ОП является замысел снимка, по которому поле кадра может быть «скупым» и не иметь большого количества предметов, а лишь один или несколько, выражающих идею изображения (заснеженное пространство во весь кадр с несколькими следами, пропадающими вдали, или малый след метеора на черном ночном небе).
Средний план СП (рис.1, в, г) характеризуется двумя вариантами изображения человека — его фигурой по колено или до пояса. Этот план применяют для показа одного или нескольких человек в действии в окружающей их конкретной обстановке с деталями, помогающими раскрыть содержание снимка. В большинстве случаев его используют для изображения жанровых сцен, групповых портретов и фоторепортажных съемок со вскрытием характера и связей в деятельности человека. Задача СП — показ посредством двух вариантов изображения в подробностях и с непосредственностью всех проявлений жизни человека, представляющих интерес. Только СП способен отобразить жестикуляцию и мимику человека, эффективно показать обстановку, на фоне которой раскрывается драматургия сюжета. Этому способствует жесткий отбор элементов изображения из обилия случайных и ненужных для снимка сведений.
Крупный план КП (рис.1, д) показывает лицо человека и применяется в основном при портретной съемке для изображения на снимке индивидуальных черт человека, для раскрытия его характера. КП самый убедительный способ создания образа с изображением мимики лица (отражение эмоций и мыслей) и с выражением глаз человека, подчеркивающих его внутренний мир и духовную сложность.
Сверхкрупный план СКП (рис. 1, е) показывает элемент объекта съемки, его деталь как сюжетно важный ценр для правильного представления о целом предмете или подчеркивания каких-либо особенностей объекта съемки. Очень крупно часто фотографируют глаза человека («зеркало его души»). Выражение глаз при этом — главная, а иногда и единственная характеристика, способная дать оценку человеку.
Фото блог
Фотоаппарат
Знаете ли Вы о том, что можно сделать фотоснимок с помощью обыкновенного спичечного коробка с булавочным отверстием? Конечно же понадобится весь набор классического фотографа, но это потом — для проявки и печати, а сам кадр сделать можно! Как? Прячем в темноте плёнку в коробок, выходим на пленэр, прокалываем дырочку и экспонируем.
Обработка фото
Напоминание: хочешь красивый результат — записывай шаги! Начав работать со снимком — сделай копию в формате TIFF или «родном» формате редактора и работай с КОПИЕЙ! Почаще сохраняй результат, особенно после сложных операций.
Фотограф
Самый дорогой и навороченный фотоаппарат не заменит и не даст навыков мастерства! Иными словами: фотокамера не спасёт, если руки растут неправильно, око не видит, а мозг спит. Настоящий мастер учится всю жизнь.
Планы и фотография
В процессе эволюции человек разумный выработал способность к совершению не просто сложных действий, но и к долговременной разносторонней деятельности. Например, возведение архитектурного комплекса включает в себя множество самых разных работ, растянутых во времени порой на несколько лет. Так же обстоят дела и в других областях человеческой жизни. Нигде нельзя обойтись без плана.
«Есть ли у Вас план, мистер Фокс?»
В фотографии — что плёночной, что цифровой — тоже есть планы. Только здесь так называют тип построения сцены вокруг главного объекта съёмки. Планы бывают: дальний, общий, средний, крупный и детальный, каждый из которых служит своим изобразительным задачам.
Дальний план
Средний план
При этом плане часто снимают людей — обычно по пояс либо до коленей. Средний план служит для отображения характера человека, его деятельности, позволяет эффектно показать жестикуляцию либо движения, привлечь внимание к характерным особенностям героя снимка. Важно учитывать направление взгляда или движения тела, оставлять визуальное пространство для его продолжения.
Крупный план
Часто применяется при создании портретных снимков с акцентом на лице человека. Обычно требует множество дублей при студийной съёмке и пробы разных вариантов освещения. На крупном плане становятся особенно заметными напряжение лица, просчёты в освещении, потому он требует тщательного подхода и, особенно на первых порах, большого терпения. Иногда, при живой съёмке, в крупном плане получаются хорошие естественные портреты. Важно направление взгляда.
Детальный план
Сверхкрупный или детальный план — это, например, фотография глаз, губ или других частей лица. Используется как художественный приём для подчёркивания каких-либо изобразительных идей. Так же план применяется для съёмки деталей предметов, привлечения внимания к отдельным элементам сцены.
Макросъёмка
При крупном и детальном плане часто используется техника макросъёмки, когда только главная часть снимка остаётся в фокусе, а всё остальное в той или иной степени размывается. Макросъёмка делает снимки более выразительными и привлекающими внимание.
Если Вы хотите сделать портрет какого-либо человека советуем Вам провести фотосессию во всех планах — от дальнего до детального по 15-30 снимков в каждом при разных ракурсах и характере освещения.