Что такое общность быта
Влияние быта на жизнь и формирование личности
Быт семьи
Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.
Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Основой быта является личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ. Быт—сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями’. Составной частью быта является домашнее хозяйство.
Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на общественном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля-ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходимые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сто-рон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедеятельность человека или семьи, несмотря на его индивидуальную организацию.
Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризующий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобретает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться деньгами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»—это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наиболее эффективные в экономическом и нравственном плане.
Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.
Домашний труд—самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23— 24 раза, а в домашнем хозяйстве—всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30—35, в деревне 45—50), мужчина 15—20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и многими другими обстоятельствами.
Общность быта—важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совершенной общественной системы бытового обслуживания населения не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в крупных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и разумное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершенствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта всевозможными электробытовыми механизмами; разумное плани-рование и четкая организация домашней работы; справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи; творческое отношение к бытовому труду, когда каждый охотно, без принуждения выполняет свои обязанности для себя и самых близких ему людей.
Население уже довольно сильно проявляет приверженность к традиционным формам удовлетворения бытовых нужд, хотя следует отметить, что сегодня—это не только традиция, но и вынужденная мера. В настоящее время доходы семьи значительно сократились и тратить их, например, на сферу общественного питания невыгодно. Значит, в современных условиях домашнее хозяйство будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.
Влияние быта на жизнь и формирование личности
Важное значение в определении уровня деятельных взаимоотношений в семье имеют ролевые отношения, прежде всего супружеские, очень важные для стабильности семьи. Следует отметить, что изменение ролей и ролевых отношений в современной семье произошло вследствие массового вовлечения женщин в общественное производство. Существенной эволюции подверглись перераспределения обязанностей между мужем и женой. Все больше теряют значение стереотипы представлений о муже и жене как о субъекте, ответственном за материальную сторону, а женщине—как о субъекте, ответственном за домашнее хозяйство.
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня роли мужчины и женщины многообразны и специфичны, они различаются по характеру участия, и по коли-честву самих ролей. Основная ролевая позиция мужчины—супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным, чтобы обеспечить материально себя, жену и детей, других членов семьи. Мужчины в современной семье весьма пассивно задействованы в домашней работе. Они и по ныне сохраняют традиционные представления о распределении обязанностей по дому. А самоустранение от домашней деятельности непосредственно влияет на удовлетворенность брачно-семейными отношениями обоих супругов. Духовное общение между супругами должно быть творческим и разнообразным, что способствовало бы гармоничному развитию личности обоих партнеров. Каждому члену семьи необходимо владеть навыками ведения хозяйственно-бытовой деятельности и наравне со всеми участвовать в домашней работе.
Специфика формирования потребностей личности в семье складывается на основе деятельного взаимоотношения ее членов. Основным изменением формирования и реализации потребностей семьи является смещение акцента от материальных к духовным потребностям.
Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.
Во многих семьях семейные дела решаются совместно и там, где мужчина принимает активное участие в домашней работе, существует равноправное главенство. Формы общения в родительских семьях оказывают определяющее влияние на становление детей и формирование нравственно-психологического климата в их будущих семьях. Правильное воспитание в семье может быть основано только на любви, взаимной заботе, ответственности, что в немалой степени зависит от хорошо налаженного быта. В здоровой и благополучной семье дети приоб-ретают навыки решения семейных конфликтов, заботы друг о друге. Семья в значительной степени определяет эмоциональную и содержательную стороны нравственного воспитания, формирует у детей систему ценностей, вырабатывает
основные жизненные установки. Одним из критериев успешного воспитания подростка в семье является включение его в хозяйственную деятельность. Выполнение различных работ
по дому способствует, прежде всего, трудовому воспитанию, развитию навыков хозяйствования, влияет на формирование представлений о будущем. Оно также предполагает воспитание семейности, совершенствование других духовных потребностей. В жизни нередко бывает так, что в индивидуально-трудовой деятельности отца или матери принимают участие и дети. Если родители при этом преследуют воспитательные цели (привитие детям трудолюбия, выработка у них трудовых навыков), если все вопросы решаются сообща и по справедливости, то это приносит только пользу. Если в семье не воспитать у ребенка с детства отношения к труду, моральным, идейным и культурным ценностям, аккуратности в общений с вещами, деньгами, продуктами, то это может обернуться во взрослой жизни отсутствием хозяйственного отношения к народному добру. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование навыков ведения домашнего хозяйства, экономика семьи становится как бы частью экономики государства.
В сфере жизнедеятельности семьи особую значимость приобретает досуг, который создает наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности. Каждая семья располагает значительным объемом свободного времени и важно его рациональное использование. Рациональная организация семейного досуга сегодня требует определенных материальных затрат, так как все больше увеличивается объем платных услуг учреждений физкультуры, отдыха и туризма, и далеко не каждая семья может себе позволить организованный семейный отдых. Согласно результатам социологического опроса, приведённых в журнале «Семья в России», 88,9% мужчин и 91,3% женщин хотели бы проводить летний отпуск всей семьей. Среди предпочтительных его форм чаще всего назывались «путешествие» (25% мужчин и 28,8% женщин) и «дом отдыха или пансионат» (20,9% мужчин и 32,3% женщин). Однако лишь 19,3% мужчин и 21,2% женщин имеют возможность ежегодно проводить отпуск всей семьей. Еще 50,2% мужчин и 41,1% женщин имеют такую возможность не каждый год.
Улучшение жилищных и бытовых условий, дальнейшее развитие торговли, сферы обслуживания, облегчение работы в домашнем хозяйстве ведут к увеличению свободного времени. В его структуре возрастает та часть, которая используется на интеллектуальное развитие и физическое совершенствование. Государство должно не только обеспечивать постоянное, увеличение свободного времени, но и создавать условия для более эффективного его использования. Необходимо создание на базе культурно-спортивных комплексов и центров, клубов по интересам новых возможностей для развития услуг отдыха и охраны здоровья, которые позволят улучшить организацию семейного досуга. Несмотря на широко развитую сеть учреждений физической культуры и спорта, физкультура и спорт не вошли еще прочно в быт каждой семьи.
Таким образом, решение многих проблем связано с совершенствованием нашего общества, бытовых условий семьи.
Быт семьи
В современных условиях своеобразие преобразований в системе семейно-брачных отношений заключается не только в повышении духовно-нравственного потенциала семьи, но и в формировании новых стереотипов сознания, поведения, межличностных отношений членов семьи.
Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.
Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Основой быта является личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ. Быт—сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями’. Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).
Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на общественном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи является не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходимые семье. Домашний труд служит одной из важнейших сторон жизни человека и обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт обуви и т. д. Другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи. Домашний труд является общественно необходимым видом труда, так как обеспечивает жизнедеятельность человека или семьи, несмотря на его индивидуальную организацию.
Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи. Организация семейной экономики в огромной степени зависит от семейного бюджета, который представляет собой баланс доходов и расходов, характеризующий уровень жизни семьи. Сегодня особую значимость приобретает проблема, как с наибольшей пользой распорядиться деньгами, и потому все более популярными становятся такие понятия как «разумные потребности» и «культура потребления». «Культура потребления»—это способность человека, семьи осознавать свои разумные потребности и находить для удовлетворения пути, наиболее эффективные в экономическом и нравственном плане.
Культура потребления продовольственных товаров слагается из той роли, которую пища играет в жизни человека, из умения разумно и экономно хозяйствовать. С экономией в быту связан очень важный экономический и нравственный принцип, суть которого в том, чтобы обеспечить семье полноценную жизнь в тех пределах, которые соответствуют ее доходам.
Домашний труд—самый массовый из всех видов труда, и, как правило, это монотонный, малопроизводительный и довольно тяжелый труд. По подсчетам социологов, с конца 20-х годов производительность труда возросла в промышленности в 23— 24 раза, а в домашнем хозяйстве—всего на треть, т. е. в 70 раз меньше. Женщина тратит на него 40 ч в неделю (в городе 30—35, в деревне 45—50), мужчина 15—20 ч в городе и до 30 ч в деревне. Подсчитано, что в среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнего хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья, глажение. Сегодня эти нагрузки еще более увеличились в связи с инфляцией, сокращением службы быта, дороговизной и многими другими обстоятельствами.
И все это в основном лежит на плечах женщин. Более того, женщина, ведя хозяйство, экономит значительные суммы денег. В США подсчитали, что если платить за все, что делает женщина дома как прачка, уборщица, нянька, кухарка, то пришлось бы тратить (по самым скромным подсчетам) дополнительно в месяц больше средней зарплаты мужа. В России работающая женщина, по данным журнала «Вопросы экономики», увеличивает совокупный семейный доход более чем в полтора раза. Поэтому отказ ее от работы в пользу семьи, ведения домашнего хозяйства приводит к существенному его падению.
В настоящее время домашние обязанности женщин усложнились. Сокращение помощи государства в воспитании и материальной поддержке детей требуют большего внимания со стороны родителей, больших затрат времени на организацию питания детей, уход за ними. Выход следует искать в развитии общественно-бытовой сферы, но идеальным вариантом должен стать принцип сочетания общественных, и личных интересов и на этой основе решатся проблемы сокращения затрат труда и времени женщин на удовлетворение бытовых потребностей. А это возможно лишь при нормальной экономической жизни общества. Тогда экономическое преимущество общественного сервиса, по сравнению с кустарным домашним хозяйством, будет главным условием успешного решения проблем домашней занятости женщин.
Общность быта—важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда. Надежда на создание совершенной общественной системы бытового обслуживания населения не оправдалась. Правда, большинство семей, живущих в крупных городах, ощущает ее помощь в виде работы службы бытового обслуживания населения, десятках видов разнообразных услуг и т. д. И все же в обозримом будущем вряд ли появится удобная для каждой семьи система бытового обслуживания. Немаловажно и то, что государственные и особенно коммерческие услуги еще очень дорого обходятся семье. Значит, перспективой является не ликвидация домашнего хозяйства, а его совершенствование и разумное ведение. От этого зависит и материальное благополучие семьи, и ее моральный климат, и прочее. Семьи, где достигнуты гармоничные отношения, используют несколько путей совершенствования ведения домашнего хозяйства: насыщение быта всевозможными электробытовыми механизмами; разумное планирование и четкая организация домашней работы; справедливое распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи; творческое отношение к бытовому труду, когда каждый охотно, без принуждения выполняет свои обязанности для себя и самых близких ему людей.
Население уже довольно сильно проявляет приверженность к традиционным формам удовлетворения бытовых нужд, хотя следует отметить, что сегодня—это не только традиция, но и вынужденная мера. В настоящее время доходы семьи значительно сократились и тратить их, например, на сферу общественного питания невыгодно. Значит, в современных условиях домашнее хозяйство будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние
Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.
Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей.
Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.
Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.
Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.
Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.
В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».
Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.
Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.
Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.
На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.
Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.
Социальные функции семьи
Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.
Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.
2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.
5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.
7) Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.
8) Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга..
9) Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.