Что такое общность исторической судьбы

Этнос и этнические отношения

Что такое этнос

К этническим общностям, которые также называют кровнородственными, относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Иначе их именуют историческими формами этноса. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, а её началом является семья.

Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения и общим ведением домашнего хозяйства (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка.

Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя — этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

На протяжении 3 тыс. лет основой социальной организации Китая выступал клан — территориальная группа, ведущая самостоятельное хозяйство, чьи представители носят одну фамилию, объединяются чувством родства и солидарности, а также взаимными правами и обязанностями, выполнение которых требовал не только обычай, но и закон. Члены одного клана заселяли часть деревни или отдельную деревню. В отличие от рода клан включает не только родственников по крови, но и по браку.

Что такое общность исторической судьбы. Смотреть фото Что такое общность исторической судьбы. Смотреть картинку Что такое общность исторической судьбы. Картинка про Что такое общность исторической судьбы. Фото Что такое общность исторической судьбы

Итак, этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Теперь мы имеем два признака этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью. Первый — целиком биологический, второй уже с серьёзной долей социальных факторов. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная.

В отличие от него классы, сословия и профессии — чисто исторические и социальные группы. Этим этнос и выделяется во всём множестве социальных групп, образующих социальный состав населения. Если профессию или класс вы можете выбрать добровольно, то национальность вы не выбираете. Её вы наследуете от родителей. Правда, нередко родители разнонациональные, тогда ребёнок вправе выбрать одну или другую национальность. Здесь уже есть признак добровольности. Значит, национальность — смешанный статус.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, древнее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Не меньшую роль играет ещё один признак общего — не территория или язык, а этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности.

Духовное отождествление себя со своим этносом (учёные называют это этнической идентификацией) — посильнее территориального или языкового. Русские, осевшие после Октябрьской революции во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия.

А немало других русских, эмигрировавших только что или в 1990-х гг., когда на их этнической родине жить стало тяжелее, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В духовном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий (этнообразующих факторов):

• кровное родство — единство происхождения от общего предка;

• устойчивая межпоколенная преемственность;

• общность исторической судьбы;

• общая культура и традиции;

• общее самосознание (этническая идентификация).

Диаспоры и национальные меньшинства

Диаспоры образуются за счёт добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Диаспора — значительная часть этноса, живущая вне исторической родины.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали её начиная с XVII в. Крупнейшая в мире российская диаспора насчитывает 25—30 млн человек. В это число входят, во-первых, российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. На учёте в консульских учреждениях сегодня состоят около 1,2 млн таких граждан. Однако это число вбирает только 15—20% всех реально постоянно проживающих за рубежом. То есть число сограждан за рубежом составляет до 8—10 млн человек. Другая группа — это выходцы из Российской Федерации, чьи корни находятся в России. Ещё 10—15 лет назад назывались цифры 35—40 млн человек. Но часть из них за последние 15 лет вернулись в Россию. Федеральный закон 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нём и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Еврейский этнос — это, пожалуй, самый «распылённый народ» в мире. Его диаспоры разбросаны по всему миру. Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или, по крайней мере, самые известные следует отнести к насильственной миграции. Евреи почти две тысячи лет прожили за пределами своей этнической родины Палестины, откуда их в I в. н. э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в.

Диаспора — это начальный этап формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за пределами одноимённого государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое меньшинство подразумевает, что где-то существует одноимённое этническое большинство, т. е. основная часть этого этноса.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретён термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, а русские нет.

Титульный этнос — этническая группа, название которой совпадает с названием государства.

Изучение проблемы национальных меньшинств впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу XX в. численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством.

Не всегда выяснить вопрос о том, кто является меньшинством, а кто большинством, просто. Иногда большая часть этноса проживает за пределами территории или государства, одноимённого с этим этносом. Так, например, численность татар в Российской Федерации превышает 5,6 млн человек, однако в самом Татарстане их проживает менее 2 млн. Нетрудно заметить, что большая часть татар живёт за пределами одноимённого государственного образования. Всего же в мире больше 6,6 млн татар.

Исторические типы этноса

К этносам причисляют только племена, народности и нации. Этнос на самом деле — довольно позднее историческое образование. Он возник не сразу, а только в эпоху верхнего палеолита.

Этносу, как уже говорилось, предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Все они немногочисленные, у них нет самостоятельной культуры, а главное — они входят в состав более крупного целого: вначале в состав племени, а затем народности и нации. Кроме того, индивидуальная семья или род насчитывают обычно до сотни лет, в то время как история этносов — более высокого и сложного типа социобиологической цепочки — продолжается тысячи лет.

Итак, существуют две социобиологические цепочки. Первая развивается от семьи к роду, а затем к племени. Вторая, более сложная и многочисленная, эволюционирует от племени к народности, а от неё к нации. Это уже сотни тысяч и миллионы людей. Только у второго типа общности мы обнаруживаем свой язык, территорию, название, психологию.

За период существования этноса меняются эпохи, возникают и распадаются государства, а сами этносы перемещаются по территории планеты.

Племя — исторически первая ступенька формирования этноса. Племена включают значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность в разное время доходила до десятков тысяч человек.

Этот тип этнической организации свойствен родовому строю и просуществовал вплоть до его распада. Племени уже свойственны все основные признаки этноса, а именно территория, язык, самосознание. Племя обладает общими особенностями культуры, воплощёнными в сложных и неповторимых ритуалах и обрядах, а также общими особенностями психологии и поведения.

В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда — от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм, о которых шла речь в параграфе о религии, суть порождение родо-племенного общества.

В эпоху распада родового строя и формирования классового общества племена объединяются в союзы, на основе которых возникает новый исторический тип этноса — народность.

Народность — общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры.

Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя; кровнородственные связи не охватывают всю народность.

Решающую роль в превращении союза племён в народность играет государство. Оно объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.

Народности — достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из которых постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII в. на отдельные части, из которых впоследствии сформировались три самостоятельных этноса — русские, украинцы и белорусы.

Что такое нация

На базе народностей в эпоху капитализма формируются нации — высший исторический тип этноса. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщённости и зарождения капитализма. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация уже сформировалась и борется за свой суверенитет.

Именно рыночная система и мощные централизованные государства выступают основными причинами объединения разрозненных, но близких по культуре и этническим признакам групп населения в единое целое. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация (от лат. natio — племя, народ) — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера.

В зарубежной и отечественной литературе сложились две совершенно разные традиции в понимании нации:

этатистская (от франц. etat — государство), присущая англо-романским странам;

этническая (от греч. ethnos — народ), свойственная Германии и России.

В англо-романской трактовке понятием «нация» обозначаются все граждане государства независимо от этнической принадлежности. Так, французом считается любой гражданин Франции независимо от этнической принадлежности. То же самое можно сказать об американце, канадце.

В противоположность этому этническую трактовку нации принято называть германской. Она получила практическое применение: для того чтобы въехать в Германию на постоянное место жительства и получить германское гражданство, претенденту необходимо доказать, что он — немец по происхождению, что у него хотя бы кто-то из родителей — немец, независимо от того, гражданами какой страны они являлись или являются.

Именно по этническому принципу была разделена после Первой мировой войны Австро-Венгерская империя. Этнический принцип был главенствующим, когда в СССР проводили границы союзных республик. Но к нему примешивались и другие, политические, соображения. Поэтому, например, территория Казахстана оказалась гораздо больше, чем площадь проживания казахов.

Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса следующие черты:

общность экономической жизни;

развитая социальная структура.

Сравнивая два перечня черт — этноса и нации, мы можем подметить такую закономерность: по мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нём убывают биологические черты и нарастают социально-политические. Решающим для формирования наций называют XX в.

Источник

Что такое «этнос»: понятие, примеры, виды, как формируется

Что такое общность исторической судьбы. Смотреть фото Что такое общность исторической судьбы. Смотреть картинку Что такое общность исторической судьбы. Картинка про Что такое общность исторической судьбы. Фото Что такое общность исторической судьбы

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Этнос (от греч. «народ» или «племя») — это устойчивое человеческое сообщество, объединенное между собой проживанием на общей территории, культурным, языковым и бытовым единообразием, а также самосознанием. Этот термин пришел в науку относительно недавно, в начале 20-ых гг. прошлого века — его ввел в научную сферу русский востоковед, антрополог, этнограф и этнолог — Сергей Михайлович Широкогоров, считавший этнос основной формой существования локальных человеческих популяций, объединяемых общим происхождением, бытом и языком.

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

В России при определении принадлежности человека к определенному этносу используют термин «национальность». Данный термин не имеет никакого отношения к гражданству, а потому гражданином РФ может быть русский, татарин, украинец, армянин, якут или представитель иного народа.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

Национальными меньшинствами являются:

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

Источник

Что такое общность исторической судьбы

22.3. Исторические общности

Исторической общностью людей является народ. Он представляет собой единство творческого меньшинства и инертной народной массы, существующих в форме этноса и нации. Борьба народов между собой из-за территории, сырья, выгодного геополитического положения является причиной развития человечества.

В социологии имеется понятие «социального характера», который включает в себя социально определенные элементы характера личности, прежде всего потребности, интересы, убеждения, т.е. те элементы характера, которые ориентируют личность в социальной среде. В этой связи выделяют «рыночный характер» (Э. Фромм), традиционный характер (ориентированный на традиции общества), индивидуалистический характер (ориентированный на себя), коллективистский характер (ориентированный на других) и т.п. 1

Важнейшим признаком нации является самоидентификация ее членов. Так, Э. Геллнер пишет, что группа людей становится народом,

Э. Геллнер настаивает на том, что именно убеждения, пристрастия и наклонности, т.е. сознательные, мировоззренческие, ментальные стороны людей, а не объективные (территория, язык, экономика, государство, как считалось в марксизме-ленинизме) факторы превращают людей в нации.

Важнейшим признаком нации является наличие у нее национальной идеи. Такая идея ориентирует государство на определенные цели-задачи, имеющие в данных конкретно-исторических условиях определяющее значение. Национальная идея характеризует нацию как государственное целое и является ядром национального самосознания и определяющим признаком нации. Приобретая свою идею, нация поднимается на более высокую ступень самосознания, самоорганизации, сплоченности, самодеятельности и активности.

Люди, социальные общности, институты, организации в рамках народа объединены духовными ценностями на уровне: 1) идеологической теории в духовной сфере общественного организма, субъектом (хранителем, интерпретатором, творцом, пропагандистом, воспитателем) которого является гуманитарная интеллигенция, в том числе и: религиозная; 2) принципов деятельности духовных, политических, экономических, технических сообществ, институтов, организаций; 3) общественной психологии, ментальности и образа жизни людей.

Национальная идея представляет системное качество нации (народа) и характеризует ее во взаимоотношениях с другими народами человечества. Идей, которые народы в лице своих правящих элит выбирают в качестве национальных, можно перечислить

несколько: 1) сохранение себя среди других народов в демографическом, культурном, экономическом, политическом отношении; 2) государственное самоопределение в составе федерации или создание независимого национального государства с целью обустройства своей земли, сохранения и развития своей национальной культуры и цивилизационной самобытности; 3) участие вместе с другими народами в обустройстве Земли и организации жизни землян; 4) стремление к региональному или мировому господству и т.п. Перечисленные виды национальных идей могут комбинироваться.

Выбор той или иной идеи в качестве национальной зависит от численности народа, размеров его территории, экономической мощи, военного потенциала, господствующего класса, правящей элиты, проповедуемой идеологии, вождей. Народы малочисленные, с небольшой территорией, слабой экономикой и т.п. выбирают в качестве национальной идею самосохранения, развития и совместного участия с другими народами в обустройстве Земли. Народы, достигшие определенного уровня национального самосознания, культуры, экономики и т.п., стремятся к национально-политическому самоопределению в той или иной форме, как это происходит на пространстве России. Русские как великая нация в лице своей правящей элиты в течение многих веков стремилась к региональному и мировому господству под православно-славянскими и пролетарскими лозунгами. Новый президент вновь предлагает в качестве национальной идеи Патриотизм, Державность, Солидарность, а не улучшение качества жизни россиян.

собой остальную часть нации по намеченному пути, сделать свою национальную идею легитимной и вдохновляющей для остальной части населения.

Таким образом, нация представляет собой историческую общность людей, состоящую из национальной элиты, интеллигенции, народной массы, объединенных национально-цивилизационной идеей, духовной культурой, государственной властью, общественной формацией, образом жизни и конкурирующую с другими нациями за место в человеческом и земном пространстве. В этой связи нация выступает исторически более ранней общностью по сравнению с цивилизацией и является основой и препятствием развития последней. Важнейшим структурным элементом нации является национальная элита (духовная, политическая, экономическая), это его мозг и сознание, она управляет нацией в сложных исторических условиях.

Для Тойнби главной причиной развития обществ-цивилизаций является божественный Вызов, а не Ответ народа. Одновременно он отмечает, что Вызов может остаться без ответа и повторяться вновь и вновь. Неспособность того или иного народа и общества на Ответ, адекватный Вызову, лишает его жизнеспособности и может привести этот народ и его общество к исчезновению с исторической арены. Происходит трагедия распада общества (страны) и народа, в результате чего может произойти социальная революция, которая, «не достигнув своей цели, переходит затем в реакцию». В свете вышесказанного и с точки зрения исторического реализма не исторический Вызов, а Ответ народа на него является ведущей противоположностью этого противоречия и конфликта.

Если проанализировать историю России за последние три века, то можно обнаружить, что российский народ уже в четвертый раз пытается дать адекватный Ответ на Вызов западной модернизации. И каждый раз этот Ответ догоняющей модернизации оказывается неполным, частичным, редуцированным. Это обусловлено колоссальным разрывом между национальной элитой, интеллигенцией и народной массой. В результате в начале XXI в. возникла реальная угроза распада российского общества (народа, формации, государства, цивилизации), если мы не соберемся с силами и не осуществим полноценную и осмысленную модернизацию своего общества.

Раньше полноценному ответу России на вызовы модернизации Запада мешал ее изоляционизм, позволявший скрыться без явного и сиюминутного ущерба для страны. Это и сделали большевики, построив пролетарский социализм в отдельно взятой стране. В условиях глобализации это сделать не удастся, и это большая удача для россиян.

Вопросы для самоконтроля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *