Что такое обслуживание тарелок в ресторанах
Сервировка стола в ресторане. Столовые приборы
Правильная сервировка стола в ресторане – это один из главных элементов привлечения посетителей. Ведь гости формируют своё впечатление о заведении, основываясь не только на особенностях приготовления еды, но и на качестве используемых в оформлении элементов. Презентация блюда с использованием правильной, качественной и красивой посуды добавляет ему привлекательности и аппетитности.
История происхождения сервировки
Впервые люди начали применять декорированные ёмкости для питья и приёма пищи в качестве элементов сервировки ещё в древние времена. К примеру, красивую посуду использовали при застольях египетские фараоны. У греков в ту эпоху широко применялись глиняные и стеклянные миски и чаши для питья. Богатые древние римляне ели и пили из серебряной посуды с позолотой, также были в ходу изысканные бокалы из стекла.
С XI века в обиходе у европейцев появилась скатерть, которая покрывала стол и одновременно служила для вытирания рук. А XIII столетие подарило миру полоскательницу для пальцев, ведь на столах постоянно присутствовало мясо, которое ели прямо руками. В это же время начали использовать цветочные венки для декора стола. А вот приборы присутствовали в очень ограниченном количестве.
XIV-XV века характеризуются появлением оловянных и деревянных тарелок, солонок и сосудов для напитков в домах обеспеченных людей. Ложек и ножей по-прежнему было мало, поэтому гости приносили эти приборы с собой.
Использование специальных ёмкостей для жаркого, супниц, оловянных и серебряных тарелок стало распространено в Европе в XVI столетии. Изредка можно было встретить посуду из китайского фарфора. В это же время начинает появляться в обиходе вилка.
В XVII веке столовые приборы приобрели формы, близкие к современным. XVIII столетие подарило миру фарфоровые сервизы, с помощью которых в первый раз появилась возможность сервировать стол одинаковой посудой. С течением времени культура застолий выходила на всё более высокий уровень. А вот со второй половины XX века интенсивно начала происходить американизация, всё более популярным становился фастфуд и заведения с самообслуживанием. Это отрицательным образом сказалось на культуре еды. К счастью, в наше время люди обращают гораздо больше внимания на оформление места приёма пищи, качество посуды и приборов. Современная красивая сервировка стола позволяет создать особую атмосферу, подходящую для конкретного случая.
Варианты сервировки
У сервировки стола существует много вариантов. Она зависит от статуса заведения, формы и времени обслуживания, направленности мероприятия и численности гостей. Предварительная сервировка применяется, когда столы ресторана подготавливаются к приёму посетителей. Её предназначение – дополнить интерьер заведения и ускорить процесс обслуживания. Сервировка к завтраку не требует большого количества посуды для оформления стола. В период обеденного обслуживания по меню бизнес-ланча численность приборов сводится к минимуму. А вот вечером убранство должно быть полным. Сервировка стола на свадьбу – это также одна из существующих разновидностей. Кроме этого различают варианты оформления при праздновании юбилеев, при обслуживании банкетов согласно составленному меню и выездных мероприятий.
Существуют такие виды сервировки стола:
Требования
Сервировка стола в ресторане предполагает выполнение таких условий:
1) Соответствие оформления виду обслуживания.
2) Сочетание сервировки и предлагаемого меню.
3) Гармония сервировки и формы стола, выбранного цветового решения и интерьера заведения.
4) Отображение национальной особенности и тематической направленности мероприятия.
5) Расположение всех элементов сервировки согласно существующим правилам.
Основные принципы
Классическая сервировка стола в ресторане осуществляется по схеме, изображенной на рисунке ниже.
У каждого из этих элементов есть своё предназначение. Основное правило их использования – столовые приборы, расположенные с правой стороны от тарелки, нужно брать соответствующей рукой. Это относится и к предметам, размещённым слева. Приборы располагаются в той последовательности, в которой будут поданы блюда. Первыми используются элементы, лежащие по краям.
При подаче блюд, которые нужно есть руками, стол дополнительно сервируется полоскательницей для рук. Это небольшая ёмкость с тёплой водой, в которую добавлены лепестки роз или ломтики лимона. Правильно устанавливать её слева от основной тарелки.
Все элементы сервировки стола должны гармонировать друг с другом и с такими элементами внешнего вида зала ресторана, как шторы, обивка мягкой мебели и др.
Последовательность
Сервировка праздничного стола должна осуществляться в такой последовательности:
Каждый из этих этапов детально описан ниже.
Скатерть
Первый этап сервировки – покрытие стола скатертью. Это столовое бельё должно быть сделано из ткани. Иногда под основную скатерть кладут плотную мягкую основу, чтобы избежать звуков стука приборов по поверхности. Эта прослойка может быть изготовлена из флиса или фланели и должна иметь размеры, строго совпадающие с размером стола по периметру.
Скатерть из полиэтилена также используется в заведениях. Но это допускает лишь сервировка стола в ресторане для утреннего ланча и обеда по бизнес-меню. Стелется такая скатерть поверх основной тканевой. Во второй половине дня покрытие из клеёнки обязательно нужно снять.
Размер скатерти подбирается индивидуально. Её края должны свисать на 20-30 сантиметров ниже кромки стола равномерно по всему периметру. Углы скатерти размещаются строго вниз параллельно ножкам.
Выбор цвета скатерти зависит от характера предстоящего мероприятия, концепции заведения и его внутреннего убранства. Для повседневной сервировки можно использовать светлые однотонные покрытия или с рисунком. Если применяется скатерть тёмного цвета, это обязывает использовать светлую посуду. Сервировка стола на свадьбу предполагает использование белоснежного покрытия.
Фарфоровая или фаянсовая посуда
При расстановке тарелок нужно помнить, что на каждого гостя должно приходиться не меньше 80 сантиметров пространства.
Чистая и блестящая посуда расставляется друг на друга в такой последовательности (снизу вверх):
Посуда для основного блюда должна располагаться напротив стула и на расстоянии двух сантиметров от края стола. Расстояние между тарелкой для хлеба и основной посудой – от 5 до 15 см. Если какое-то блюдо не предусмотрено в выбранном меню, то соответствующая тарелка в набор для сервировки стола входить не должна.
Приборы
С левой стороны расположены вилки: для салата (имеет четыре зубца и небольшой размер), для основного блюда (самая большая) и для десерта (маленькая, имеющая три зубца). Эти столовые приборы нужно размещать зубцами вверх и при использовании держать в левой руке.
Нож для масла располагается остриём в центр на тарелке для хлеба, стоящей возле основной посуды.
Если предполагается подача более чем трёх блюд, все столовые приборы сразу не выкладываются. Их выносят позже, по мере необходимости.
Стеклянная и хрустальная посуда
На стол нужно выставлять такое количество бокалов, сколько напитков предполагается подавать во время трапезы. В классическом варианте предусматриваются бокалы для белого и красного вина и стакан для воды.
При обслуживании официант самостоятельно наполнит необходимую стеклянную посуду соответствующим напитком.
Стеклянная посуда для сервировки стола выставляется справа от основной тарелки в прямую линию или дугой. Если бокалов больше трёх, то они выставляются в два ряда таким образом, чтобы большие не закрывали собой маленькие.
Чем крепче напиток, тем меньше размер предназначенной для него посуды.
Салфетки
Сервировка праздничного стола категорически запрещает использование бумажных салфеток. Должно применяться тканевое столовое бельё, которое тщательно выстирано, накрахмалено и выглажено. Оригинальные фигурки из салфеток несут дополнительную декоративную функцию. Цвет и фактура этих элементов подбираются в зависимости от концепции торжества и интерьера ресторана.
Гостю необходимо взять салфетку за свободный уголок, потянуть – и она раскроется. Далее следует сложить её пополам и положить себе на колени. Эта салфетка предназначена для того, чтобы уберечь одежду от загрязнений во время приёма пищи. Её внутренней стороной при необходимости можно промокнуть губы.
Дополнительные элементы декора
Беспроигрышным вариантом оформления стола являются живые цветы. Вазочки с этим украшением должны вписываться в общий стиль сервировки. Рекомендуется выбирать для оформления стола цветы, не имеющие сильного запаха, чтобы не перебить ароматы блюд.
Ещё один возможный элемент декора – это свечи в стеклянной посуде. Они привносят романтику и уют в общую атмосферу.
Сервировка стола в ресторане – это искусство, которое не только повышает привлекательность подаваемых блюд, но и дополняет атмосферу заведения. Существует несколько видов оформления стола, которые отличаются друг от друга некоторыми нюансами. Правила сервировки предполагают размещение, казалось бы, мощного арсенала посуды и столовых приборов. Но при более детальном рассмотрении оказывается, что всё не так сложно, как могло показаться вначале. И помните, что ещё в 1825 году французский философ и гастроном Жан Антельм Брилья-Саварен сказал: «Право на радость от хорошего стола принадлежит только человеку».
Основные элементы обслуживания в ресторане
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов: встреча и размещение посетителей, прием и оформление заказов, передача заказов на производство, получение и подача буфетной продукции, получение и подача заказанных закусок, блюд, напитков, расчет с клиентами.
Встреча и размещение гостей. Посетителей у входа в зал встречает метрдотель. Если метрдотель в это время занят служебными делами, то потребителей встречает старший официант или официант. Он приветствует гостей, спрашивает, на сколько человек должен быть подготовлен стол, дает возможность выбрать место в зале, учитывая их пожелания. Предлагать места за столом, где уже сидят потребители, можно только с согласия последних. Не допускается предлагать потребителю занять места за столом, который не подготовлен к обслуживанию: не убрана использованная посуда, не выполнена предварительная сервировка столов.
Для большой группы гостей с разрешения метрдотеля, старшего официанта или управляющего рестораном может быть составлен общий стол из нескольких столов.
Метрдотель или официант предлагает гостю сесть, выдвинув стул и пригласив его жестом. Если пришли вместе мужчина и женщина, то женщине официант предлагает занять место первой, а затем предлагает сесть мужчине; женщина садится справа от мужчины. В случае, если гости самостоятельно сели за стол, пересаживать их, предлагая другие места, не принято. Если гости принесли с собой цветы, официант, не ожидая просьбы, должен принести вазу с водой, поместить в нее цветы, поставить вазу в центре стола.
Прием и оформление заказа. Меню официант предлагает в обложке в развернутом виде слева левой рукой. Меню вручается женщине. Если за столом сидят несколько человек, то предпочтение отдается старшему, юбиляру и т. д. Предложив меню, официант обращает внимание гостей на фирменные блюда. Вместе с меню подается прейскурант вин в закрытом виде. Подождав несколько минут, официант дает возможность ознакомиться с ассортиментом блюд. Потом официант должен подойти к столу и принять заказ, при необходимости официант может порекомендовать то или иное блюдо гостю с учетом его возраста, пожелания, време-
ни года и т. д. Рекомендуя посетителю то или иное блюдо, официант должен со знанием дела рассказать о его вкусовых качествах и особенностях его приготовления. Следует уточнить также, сколько времени потребуется для исполнения заказа. Затем официант может помочь посетителям в выборе вин к заказанным блюдам. В современных ресторанах в выборе вин посетителям помогает сомелье. Если заказ большой, официант повторяет его посетителю для проверки, уточняет время по-
дачи блюд и другие пожелания посетителя. Этапы обслуживания в ресторане представлены в приложении 6.
При приеме заказа официант должен стоять возле гостя, делающего заказ, справа, слегка наклонившись к нему, не касаясь стола, стула. Приняв заказ, официант идет в сервизную, где подбирает посуду для холодных блюд и закусок, приносит ее на раздачу холодного цеха и передает повару вместе с заказом, сообщив пожелания гостей по приготовлению блюда. Так же официант передает заказ в горячий цех на горячие закуски, супы и вторые блюда, десерт; одновременно вместе с заказом передает посуду, в которой блюда должны готовиться (кокотницы, кокильницы, порционные сковородки, керамические горшочки и т.д.).
Уборка столов и замена использованной посуды. В процессе обслуживания официант должен быстро подготавливать стол к подаче очередного блюда, собирая использованную посуду и приборы и заменяя их чистыми. При уборке тарелок с остатками пищи официант подходит к первому посетителю справа, берет в правую руку тарелку с приборами и перекладывает ее в левую руку, удерживая большим и указательным пальцами. Далее подходит с правой стороны к следующему постетителю и устанавливает ее на пальцы левой руки: средний, безымянный и мизинец. Приборы с первой и второй тарелки и остатки пищи он складывает на нижней та-
релке. При обслуживании группы гостей один официант таким образом может собрать до десяти тарелок.
Другой вариант уборки состоит в том, что официант две первые тарелки убирает указанным способом, а третью и последующие ставит на предплечье левой руки; при этом он перекладывает вилкой (ножом) остатки пиши на вторую (нижнюю) тарелку и кладет приборы на первую.
Для сбора остатков пищи можно также использовать специальную тарелку, которую официант держит между указательным и средним пальцами.
Использованные тарелки официант относит на подсобный стол и тут же приносит чистые тарелки. При обслуживании группы гостей двумя официантами один из них собирает использованную посуду и приборы, а другой ставит на стол чистые. Для этого на подсобный стол заранее ставят стопку тарелок в необходимом количестве. На верхнюю тарелку стопки кладут полотняную салфетку, сложенную вчетверо, на нее ножи и вилки, так же как при сервировке столов.
Посуду из стекла ставят на поднос, покрытый салфетками, и носят на левой руке. Замену скатерти в присутствии потребителя производят, не оголяя крышки стола.
Правила работы с подносом. Для переноса посуды, блюд, напитков официанты используют подносы. Поднос удобно переносить на левой руке, для большей устойчивости его поддерживают правой рукой. Поднос обычно переносят на уровне локтя левой руки или несколько выше его; нельзя поднимать поднос с блюдами или буфетной продукцией выше плеча. Нельзя переносить на одном подносе одновременно буфетную и кухонную продукцию. Не рекомендуется переносить что-либо на подносе, не покрытом салфеткой.
Салфетка уменьшает скольжение предметов на подносе; постелив на поднос салфетку, подгибают углы, свисающие с него.
Более тяжелые предметы должны находиться ближе к официанту, высокие – в центре подноса, а более низкие и легкие у края его. Необходимо следить за тем, чтобы поднос был загружен равномерно; дно подноса должно быть сухим и чистым. Поднос с блюдами ставится на подсобный столик или сервант. На обеденный стол поднос ставить не разрешается.
Сервировка стола в ресторане. Основные принципы сервировки стола в ресторане: подготовка, требования и оформление
Правильная сервировка стола в ресторане – это один из главных элементов привлечения посетителей.
Ведь гости формируют своё впечатление о заведении, основываясь не только на особенностях приготовления еды, но и на качестве используемых в оформлении элементов.
Презентация блюда с использованием правильной, качественной и красивой посуды добавляет ему привлекательности и аппетитности.
История происхождения сервировки
Впервые люди начали применять декорированные ёмкости для питья и приёма пищи в качестве элементов сервировки ещё в древние времена. К примеру, красивую посуду использовали при застольях египетские фараоны. У греков в ту эпоху широко применялись глиняные и стеклянные миски и чаши для питья. Богатые древние римляне ели и пили из серебряной посуды с позолотой, также были в ходу изысканные бокалы из стекла.
С XI века в обиходе у европейцев появилась скатерть, которая покрывала стол и одновременно служила для вытирания рук. А XIII столетие подарило миру полоскательницу для пальцев, ведь на столах постоянно присутствовало мясо, которое ели прямо руками. В это же время начали использовать цветочные венки для декора стола. А вот приборы присутствовали в очень ограниченном количестве.
XIV-XV века характеризуются появлением оловянных и деревянных тарелок, солонок и сосудов для напитков в домах обеспеченных людей. Ложек и ножей по-прежнему было мало, поэтому гости приносили эти приборы с собой.
Использование специальных ёмкостей для жаркого, супниц, оловянных и серебряных тарелок стало распространено в Европе в XVI столетии. Изредка можно было встретить посуду из китайского фарфора. В это же время начинает появляться в обиходе вилка.
В XVII веке столовые приборы приобрели формы, близкие к современным. XVIII столетие подарило миру фарфоровые сервизы, с помощью которых в первый раз появилась возможность сервировать стол одинаковой посудой. С течением времени культура застолий выходила на всё более высокий уровень.
А вот со второй половины XX века интенсивно начала происходить американизация, всё более популярным становился фастфуд и заведения с самообслуживанием. Это отрицательным образом сказалось на культуре еды.
К счастью, в наше время люди обращают гораздо больше внимания на оформление места приёма пищи, качество посуды и приборов.
Современная красивая сервировка стола позволяет создать особую атмосферу, подходящую для конкретного случая.
Варианты сервировки
У сервировки стола существует много вариантов. Она зависит от статуса заведения, формы и времени обслуживания, направленности мероприятия и численности гостей.
Предварительная сервировка применяется, когда столы ресторана подготавливаются к приёму посетителей. Её предназначение – дополнить интерьер заведения и ускорить процесс обслуживания.
Сервировка к завтраку не требует большого количества посуды для оформления стола.
В период обеденного обслуживания по меню бизнес-ланча численность приборов сводится к минимуму. А вот вечером убранство должно быть полным.
Сервировка стола на свадьбу – это также одна из существующих разновидностей. Кроме этого различают варианты оформления при праздновании юбилеев, при обслуживании банкетов согласно составленному меню и выездных мероприятий.
Существуют такие виды сервировки стола:
Сервировка на одно лицо
Требования
Сервировка стола в ресторане предполагает выполнение таких условий:
1) Соответствие оформления виду обслуживания.
2) Сочетание сервировки и предлагаемого меню.
3) Гармония сервировки и формы стола, выбранного цветового решения и интерьера заведения.
4) Отображение национальной особенности и тематической направленности мероприятия.
5) Расположение всех элементов сервировки согласно существующим правилам.
Основные принципы
Классическая сервировка стола в ресторане осуществляется по схеме, изображенной на рисунке ниже.
У каждого из этих элементов есть своё предназначение. Основное правило их использования – столовые приборы, расположенные с правой стороны от тарелки, нужно брать соответствующей рукой. Это относится и к предметам, размещённым слева. Приборы располагаются в той последовательности, в которой будут поданы блюда. Первыми используются элементы, лежащие по краям.
При подаче блюд, которые нужно есть руками, стол дополнительно сервируется полоскательницей для рук. Это небольшая ёмкость с тёплой водой, в которую добавлены лепестки роз или ломтики лимона. Правильно устанавливать её слева от основной тарелки.
Все элементы сервировки стола должны гармонировать друг с другом и с такими элементами внешнего вида зала ресторана, как шторы, обивка мягкой мебели и др.
Последовательность
Каждый из этих этапов детально описан ниже.
Скатерть
Первый этап сервировки – покрытие стола скатертью. Это столовое бельё должно быть сделано из ткани. Иногда под основную скатерть кладут плотную мягкую основу, чтобы избежать звуков стука приборов по поверхности. Эта прослойка может быть изготовлена из флиса или фланели и должна иметь размеры, строго совпадающие с размером стола по периметру.
Скатерть из полиэтилена также используется в заведениях. Но это допускает лишь сервировка стола в ресторане для утреннего ланча и обеда по бизнес-меню. Стелется такая скатерть поверх основной тканевой. Во второй половине дня покрытие из клеёнки обязательно нужно снять.
Размер скатерти подбирается индивидуально. Её края должны свисать на 20-30 сантиметров ниже кромки стола равномерно по всему периметру. Углы скатерти размещаются строго вниз параллельно ножкам.
Выбор цвета скатерти зависит от характера предстоящего мероприятия, концепции заведения и его внутреннего убранства. Для повседневной сервировки можно использовать светлые однотонные покрытия или с рисунком. Если применяется скатерть тёмного цвета, это обязывает использовать светлую посуду. Сервировка стола на свадьбу предполагает использование белоснежного покрытия.
Фарфоровая или фаянсовая посуда
При расстановке тарелок нужно помнить, что на каждого гостя должно приходиться не меньше 80 сантиметров пространства.
Посуда для основного блюда должна располагаться напротив стула и на расстоянии двух сантиметров от края стола. Расстояние между тарелкой для хлеба и основной посудой – от 5 до 15 см. Если какое-то блюдо не предусмотрено в выбранном меню, то соответствующая тарелка в набор для сервировки стола входить не должна.
Приборы
Сервировка приборами должна быть не только красивой, но и функциональной. Поэтому все элементы раскладываются таким образом: с дальнего края от основной тарелки располагаются те предметы, которые будут использоваться в первую очередь.
Красивая сервировка стола невозможна, если присутствует загромождение приборами.
Не нужно класть тот или иной элемент, если он не будет использован в течение трапезы.
Если предполагается подача более чем трёх блюд, все столовые приборы сразу не выкладываются. Их выносят позже, по мере необходимости.
Стеклянная и хрустальная посуда
На стол нужно выставлять такое количество бокалов, сколько напитков предполагается подавать во время трапезы. В классическом варианте предусматриваются бокалы для белого и красного вина и стакан для воды.
При обслуживании официант самостоятельно наполнит необходимую стеклянную посуду соответствующим напитком.
Стеклянная посуда для сервировки стола выставляется справа от основной тарелки в прямую линию или дугой. Если бокалов больше трёх, то они выставляются в два ряда таким образом, чтобы большие не закрывали собой маленькие.
Чем крепче напиток, тем меньше размер предназначенной для него посуды.
Салфетки
Сервировка праздничного стола категорически запрещает использование бумажных салфеток.
Должно применяться тканевое столовое бельё, которое тщательно выстирано, накрахмалено и выглажено.
Оригинальные фигурки из салфеток несут дополнительную декоративную функцию. Цвет и фактура этих элементов подбираются в зависимости от концепции торжества и интерьера ресторана.
Гостю необходимо взять салфетку за свободный уголок, потянуть – и она раскроется. Далее следует сложить её пополам и положить себе на колени. Эта салфетка предназначена для того, чтобы уберечь одежду от загрязнений во время приёма пищи. Её внутренней стороной при необходимости можно промокнуть губы.
Дополнительные элементы декора
Беспроигрышным вариантом оформления стола являются живые цветы. Вазочки с этим украшением должны вписываться в общий стиль сервировки. Рекомендуется выбирать для оформления стола цветы, не имеющие сильного запаха, чтобы не перебить ароматы блюд.
Ещё один возможный элемент декора – это свечи в стеклянной посуде. Они привносят романтику и уют в общую атмосферу.
Сервировка стола в ресторане – это искусство, которое не только повышает привлекательность подаваемых блюд, но и дополняет атмосферу заведения.
Существует несколько видов оформления стола, которые отличаются друг от друга некоторыми нюансами. Правила сервировки предполагают размещение, казалось бы, мощного арсенала посуды и столовых приборов.
Но при более детальном рассмотрении оказывается, что всё не так сложно, как могло показаться вначале. И помните, что ещё в 1825 году французский философ и гастроном Жан Антельм Брилья-Саварен сказал: «Право на радость от хорошего стола принадлежит только человеку».