Что такое обучение грамматике
Обучение грамматике
Смотреть что такое «Обучение грамматике» в других словарях:
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р. о. были заложены Л. С. Выготским в 30 е… … Российская педагогическая энциклопедия
Развивающее обучение — направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р.о. были заложены Л.С. Выготским в 30 е … Педагогический терминологический словарь
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ — 1. БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕТОДИКИ + 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ 3 … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Гай Сульпиций Аполлинарий — лат. Gaius Sulpicius Apollinarius Место рождения: Карфаген Страна … Википедия
Воспитание — Вопросам В. (в совр. смысле слова) в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые, античное В. исходило из образа взрослого человека, без учета психологич. особенностей детей. Важнейшими… … Словарь античности
ГУМАНИЗМ — [от лат. humanitas образованность, человечность], многозначный философский и культурно исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике воспитание и… … Православная энциклопедия
ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия
РУССКИЙ ЯЗЫК — учебный предмет в школе Рос. Федерации. Предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также истории Р. я. Кроме состава и строения языковых единиц рассматриваются их сочетаемость и… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия
Обучение грамматике на групповом онлайн-уроке с подростками
Как известно, грамматика — это основа грамотной речи. Без знания грамматики даже имеющие обширный словарный запас ученики не смогут корректно выражать свои мысли. Однако также известно, что эффективно вводить новые грамматические конструкции не так просто, особенно в условиях онлайн-обучения. В этой статье мы расскажем как эффективно обучать новой грамматике на групповом онлайн-уроке с подростками.
1. Подготовка материала
Один из самых важных этапов обучения грамматике — это подготовка необходимых ресурсов и материалов. Для видеосвязи на групповых уроках мы рекомендуем использовать Zoom (возможность создавать «сессионные залы» делает Zoom особенно комфортным для групповых уроков). Кроме того, важно подобрать необходимые ресурсы и инстурменты для всех этапов работы с грамматикой:
— presentation (тут поможет учебное пособие, которым можно поделиться со всеми учениками через Kami; онлайн-доска Miro (на нее можно прикрепить таблицы, прописать дополнительные примеры, добавить видео и т. д);
— practice (упражнения в учебнике, электронные задания (в данном случае можно создать свой небольшой сборник упражнений по нужной теме), онлайн-игры);
— production (тут снова пригодится доска Miro, на которую можно добавить интерактивные игры на выведение грамматики в речь, вопросы на обсуждение и сессионные залы в Zoom для отработки конструкций в парах/мини-группах).
2. Введение грамматики
В данном случае мы расскажем конкретно о том, как эффективно работать с новой грамматической конструкцией.
Lead-in
В первую очередь необходимо «подвести» учеников к теме. Подросткам не интересны грамматические лекции и дедуктивное введение грамматики, где преподаватель сразу преподносит готовое правило. Поэтому, для того чтобы заинтересовать подростков важно максимально включить их в процесс, используя прием guided discovery.
На этапе lead-in к грамматической конструкции можно попросить учеников описать картинки, посмотреть и обсудить короткое видео, использовать реалии (например, рассказать что находится на рабочем столе и т.д.). Таким образом создается контекст для работы с грамматической структурой. Очень важно вовлечь всех учеников в работу на даннjм этапе (для того, чтобы каждый подросток был в контексте обсуждаемой темы).
Guided discovery
Далее необходимо зафиксировать ключевое предложение/контекст и обсудить его с учениками (опять же для этого очень удобно использовать Miro, так как все ученики будут видеть одно и тоже, плюс не нужно будет демонстрировать свой экран).
Допустим, ключевым предложением будет «Mum is taking us to see the new Harry Potter film tomorrow». Для выведения правила и проверки понимания преподаватель может задать следующие вопросы:
— Mum is taking children to the cinema now, isn’t she?
— She is going to the cinema with them in the future, isn’t she? When?
— Is it a plan or not?
Guiding questions помогут вывести правило вместе с учениками. В зависимости от размера группы можно давать вопросы на общее обсуждение, а можно задавать каждому ученику индивидуально.
Analysing form/pronunciation/drilling
Следующий шаг — работа с грамматической формой (таблицей) и произношением. Работая с учебником через Kami можно попросить каждого ученика заполнить по очереди пропуск в таблице нужной формой глагола, а затем вместе отработать произношение отдельных слов/целых предложений. Если в группе есть ученики, которые в будущем собираются сдавать экзамены, то не лишнем будет отработать интонационный модели утвердительных и вопросительный предложений.
Крайне важно соблюсти именно такой порядок действий на групповом онлайн уроке, так как:
— во-первых, не все подростки будут иметь одинаковый уровень реальных знаний;
— во-вторых, лекционный подход не сможет гарантировать вовлеченность каждого ученика;
— в-третьих, в связи с тем, что у подростков не будет возможности выйти к доске/спросить подсказки одноклассника и т.д., необходимо сделать все, чтобы каждый ученик полностью понял тему.
3. Отработка грамматики
Во время отработки грамматики важно:
— отработать конструкцию механически при помощи controlled/semi-controlled practice exercises (опять же, удобнее всего это делать через Kami, так как каждый ученик сможет написать и прокомментировать свой ответ. Также можно воспользоваться чатом в Zoom/Skype, либо общим Google документом);
— вывести грамматическую конструкцию в речь.
Для отработки грамматики в речи можно:
— задавать ученикам вопросы, содержащие грамматическую структуру;
— поиграть в grammar board games (можно прикрепить в Miro или любую другую онлайн-доску);
— разделить учеников в пары/мини-группы при помощи сессионных залов и попросить задавать вопросы друг другу/заполнить опрос, а затем представить ответы всей группе.
Обучение грамматике на групповом требует определенной подготовки, ведь важно продумать/найти необходимые ресурсы для каждого этапа работы с грамматикой. Кроме этого, важно заинтересовать подростков, а значит максимально вовлечь их в процесс, отходя от формата лекции. Конечно же не стоит забывать о чередовании видов работы: фронтальная, групповая, парная и т.д.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Место грамматики в изучении иностранных языков.
В наши дни общество предъявляет системе образования в области обучения
иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос
необходим, потому что плоды нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу средней школы есть социальный заказ общества. Социальным заказом общества в основном определялась цель обучения.
Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике.
Грамматика является одним из аспектов изучения иностранных языков.
Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком в школе.
В обучении иноязычному говорению грамматика
занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции. При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях. Грамматике принадлежит организующая роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (субъектом и предикатом), определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и собеседнику. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также
распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством
формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются
грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях,
направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики
ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными
упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической
пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны
овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в
устной и письменной формах. Т.е. овладение всеми формами общения и всеми
речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было
средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания
Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Однако трудность в решении этой задачи состоит в том, что для большинства
учащихся иностранный язык является ценностью потенциальной, а не реальной.
Это противоречие должен снять учитель, который служит посредником между обществом и учеником. Чтобы соответствовать такой роли, учителю необходимо глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык», проникнуться чувством гордости за свой предмет.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнерами.
Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и
общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся
овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные
ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,
3. Использование символов в обучении грамматике
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.
В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.
Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.
4.Игры в обучении грамматике.
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения.
Цель: тренировать и закреплять грамматический материал для выработки автоматизмов.
1. Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише и тише. (Игра Эхо ».)
2. Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
3. Передайте фразу (несколько фриз) по секрету. ( « Секрет » передается по цепочке, я парах, и небольших группах.)
4. Расскажите товарищам о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где вы были.
5. Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли.
6. Угадайте, что (кто), что? (Указываются признаки.)
7. Проверьте, внимательны ли вы. Скажите, какие предметы окружают вас, сколько их, где они расположены. (Игра « Ищем наблюдательных ».)
8. Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или какие-то события и все путает. (Игра « Человек рассеянный ».)
9. Определите правдивость или ложность утверждения. (Игра « Правда неправда ».)
10. Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы. 8-10 новых слов, 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение падания будет служить вам входным билетом на выставку (в музей, театр). (Игра « Входной билет ».)
11. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы и добавьте свою. (Игра Снежный ком ».)
19. Подвергните высказывания собеседника сомнению. (Игра « Я Фома Неверующий ».)
20. Найдите и исправьте ошибки в тексте. (Игра « Корректор ».)
Приём “Brain-storming”. Цель: формирование лексико-грамматического навыка. Например: учитель предлагает учащимся тему на доске, а учащиеся подбирают слова, предложения в зависимости от ситуации.
Приём “ Go-merry-round”. Цель: формирование лексико-грамматического материала, автоматизация речевого материала. Учитель предлагает учащимся образовать два круга, друг против друга, создается ситуация и предлагается коммуникативная задача, двигаясь по кругу учащиеся задают вопросы.
Приём “ Information gap activities”. Цель: формирование лексико-грамматических навыков. Он основан на правильном распределении информации. Например учащимся предлагается заполнить таблицу(темы: предлоги, there is,are).
Приём “Story-telling”. Цель: тренировка грамматического материала на основе рассказа. Например, при работе с текстом : “A funny pig » учитель может тренировать грамматический навык по теме: настоящее длительное и простое прошедшее время.
5.Виды грамматических упражнений
В нынешнем веке роль грамматики в обучении иностранному языку значительно менялась. В текущем столетии имели место тенденции к полной или почти полной ликвидации грамматики из всех УМК. Несмотря на это к настоящему моменту ведущие методисты-современники придают очень большое значение роли грамматики в обучении иностранному языку. Существует ряд грамматических упражнений, способствующие формированию основных грамматических навыков для последующего активного и грамматически правильного общения.
Упражнение – вид учебной деятельности учащихся, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. Выполнение упражнений постоянно ставит учащихся в условия поиска решения проблемы иногда высокой сложности.
Необходимым условием являются:
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Можно написать стихотворение на доске, поработать с ним, а затем попросить ребят выучить его наизусть. Но будет гораздо интереснее, если учитель организует соревнование. Для этого стихотворение оно воспринимается учащимися только на слух) сначала анализируется только с точки зрения языковой формы (демонстрируются яркие картинки, отражающие его содержание), потом класс повторяет (за учителем) стихотворение несколько раз, а затем используется принцип эстафетной палочки, (вместо палочки можно взять игрушку, мячик и т. п. ) Учитель вручает ее ученику, и тот читает стихотворение наизусть, затем передает эстафету товарищу.
Атмосфера соревнования активизирует память детей.
1. Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и
заодно повторить выражение to be going to. Один из учеников спрашивает : When are we going to visit London?
В результате, с помощью данной игры отрабатывается грамматический оборот, повторяются дни недели и числительные.
Чтобы ученики лучше усвоили предлоги, а также новую лексику, учитель может провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, возле окна, в углу, за занавеской, между шкафом и окном, положить руки на голову, за спину, на парту и т. д. Роль ведущего могут выполнять и ученики.
3.Следующая игра, которая помогает детям при изучении трех форм неправильных ( а также правильных ) глаголов. Готовим такие карточки. На одной стороне
(назовем ее лицевой) пишем 3 формы глагола, например: ring, rang, rung. На обратной стороне карточки записываем эти же формы, только переставляем буквы, например: rngi, arng, ngur. Учитель показывает классу обратную сторону карточки., у ученики пытаются отгадать эти три формы глагола. После того как задание выполнено, учитель переворачивает карточки лицевой стороной, у ученики хором произносят три формы глагола. Учащиеся охотно играют в эту игру и отгадывают самые сложные варианты.
4.При изучении притяжательного падежа существительных проводятся различные конкурсы, например конкурс причесок. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к ее одежде. Затем каждый ученик должен оценить стрижку или прическу куклы М, написать свое мнение на листочке в такой форме: I like Anya’s hair-cut. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждаетя призом.
5.Можно провести конкурс рисунков и немного усложнить задачу. Каждый ученик должени написать, какой рисунок ему больше всего нравится и почему. Например : I like Lena’s picture best of all. It’s very funny. Или I like Katya’s picture best of all. It’s so beautiful.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
6.Изучение грамматики с помощью пословиц и поговорок.
Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.
Можно использовать пословицы и поговорки при изучении неправильных глаголов английского языка. Сюда можно отнести такие пословицы :
What is done can’t be undone.
One link broken, the whole chain is broken.
If one с law is caught, the bird is lost.
Ill gotten, ill spent.
Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например :
Better late than never.
The best fish swim in the bottom.
The least said, the soonest mended.
Также можно использовать пословицы и поговорки при изучении модальных глаголов:
Never put off till tomorrow what you can do today.
You can’t eat your cake and have it;
An apple a day keeps a doctor away.
A man can die but once.
A friend in need is a friend indeed.
The devil is not so black as he is painted.
A wise man changes his mind, a fool never will.
7. Контроль сформированности грамматических навыков.
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации, не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающей качество высказывания. Не следует исправлять в процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию речи. Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления зависит от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении грамматических ошибок в устной речи или на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д. Наиболее общие тенденции следующие: 1. Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант. Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе). Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить ее. Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей. Для контроля можно использовать и специальные упражнения, например, на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию, на преобразование одной формы в другую. Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических навыков являются ролевые игры. В процессе проведения которых внимание учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная сформированность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане ролевые игры выполняют и диагностическую функцию. Соловова Е.Н. дает следующие рекомендации учителям иностранного языка при обучении грамматике: 1. Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не стараться любой ценой исправить все ошибки сразу. Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя. Развивать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать самостоятельное определение и исправление ошибок. Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется « Use of English » и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в коммуникативные.
Освоение иностранного языка происходит в учебных условиях в чужеродной для него среде. Здесь нет достаточной базы для непроизвольного выявления закономерностей. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотношению произвольной формы внимания с непроизвольной, т.е. последовательному осуществлению принципа сознательности. Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение « чистой » теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления, равно как и « чистая » практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка. Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (Е.И.Пассов). Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение. Именно выполнению задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому, подчеркивает Е.И. Пассов, и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в этот момент грамматическая форма. Грамматический продуктивный навык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, « сознательным ». « Сознательность » предполагает, что сначала каждое грамматическое действие выполняется учащимися под контролем сознания, а приобретая все необходимые для навыка качества, совершается без осознания, автоматически. Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. В.М. Филатов дает следующее определение понятиям « грамматический навык » и « грамматическое умение ». Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Грамматическое умение – это гибкие коммуникативные способности учащихся использовать усвоенный грамматический материал при решении более сложных коммуникативных задач в различных видах речевой деятельности.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).Но грамматика не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности. Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии» (А.А.Леонтьев), т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Игры также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.