Что такое обучение и воспитание определите сходства и различия этих понятий
Обучение и воспитание две стороны педагогического процесса
Сегодня я попробую поразмышлять над двумя сторонами педагогического процесса: обучение и воспитание. Как они взаимосвязаны и взаимосвязаны ли? Как личность педагога и качества его характера могут повлиять на обучение или воспитание подрастающего поколения. И кто должен заниматься обучением, а кто воспитанием. Педагоги? Родители? Или все вместе? И, самое главное, как сами дети воспринимают педагогический процесс со стороны обучения и воспитания.
Для начала, давайте разберёмся что общего и в чём различия понятий: обучение и воспитание.
Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество) и экологические отношения, на процессы и явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки. Если основной результат обучения – усвоение человеком культуры значений, т. е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то основной результат воспитания – выработка человеком своей личной культуры смыслов (смысл – это “значение для меня”, мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности.
По моему мнению, обучение и воспитание очень тесно взаимосвязаны. Ведь в процессе обученияпроисходит становление личности ребенка: на примере личности учителя, взаимоотношения с другими учениками,разбора различных конфликтных ситуаций из серии: «Кто прав, кто виноват?». И вот здесь очень важно, что представляет собой педагог, как личность.
Но недопустимо рассматривать процесс обучения и воспитания только с точки зрения образовательных учреждений, ведь основу этих понятий дети получают в своей семье.Как сказал один известный человек: «Воспитание детей- начинается с воспитания их родителей.» Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества, поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и, как следствие, накладывает определённый отпечаток на личность дошкольника или школьника. И если дома ребёнок чувствует себя хорошо, родители проводят с ним свободное время, вникают в его проблемы, но не отнимают у него самостоятельности, значит и в образовательном учреждении у него будет присутствовать доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе.
Таким образом, воспитание – условие обучения. Но и обучение, формируя знания и умения, в частности нравственные знания, – условие возвышающего личность воспитания. Информационно-операционная бедность же личности затрудняет формирование ценностной сферы человека. Я считаю, воспитание и обучение неразрывно связаны между собой в педагогическом процессе.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Фоторепортаж «Квест «Охота юного натуралиста». Взгляд со стороны» Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б путем решения поставленных задач. Она предполагает общий игровой.
Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.
Сценарий осеннего досуга в старших группах «Стороны осени» Цель: Систематизировать и обобщить знания детей об осени: 1. Закрепить знания о времени года. 2. Продолжать развивать творческий потенциал.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Здоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.
Творчество педагогов. Мой взгляд со стороны В этом учебном году в нашем детском саду проходят очень интересные мероприятия, на которых коллеги представляют свой опыт, проводят мастер-классы,.
Соотношение воспитания и обучения
Воспитание и обучение представляют собой взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы целенаправленно организованного процесса образования человека. Речь в данном случае, естественно, идет о воспитании в узком педагогическом смысле, ибо только оно находится в одном ряду с обучением, которое понимается как совместная целенаправленная деятельность преподавателя и учащегося, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности.
Термин «развитие личности» в этом контексте предполагает общее развитие, т. е.
развитие в соответствии с генетической программой человека и под воздействием всей совокупности внешних факторов, важнейшим из которых является социальная программа.
Речь здесь идет о физическом и умственном развитии в их взаимообусловленности. Под
умственным развитием понимается развитие как сознательных, так и подсознательных механизмов психики: восприятия, памяти, мышления, психомоторики, а также механизмов высшего уровня регуляции деятельности и поведения человека.
При рассмотрении проблемы соотношения обучения и воспитания принято исходить из того, что эти процессы, отличаясь спецификой содержания и закономерностей усвоения отдельных составных частей, имеют общие закономерности целостного явления передачи подрастающим поколениям социального опыта. Однако различение рассматриваемых
категорий вполне оправданно, поскольку они отражают разные характеристики этого явления.
Полноценное воспитание – это такое обучение всем компонентам социального опыта, при
котором их содержание обращено на нормы поведения, отношение к миру и систему ценностей.
Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты социального
опыта, обеспечивающие не только знания, умения и готовность к творчеству, но и отношение к
учебной деятельности как ценности.
Анализируя проблему соотношения обучения и воспитания, В.В. Краевский обращает
внимание на то обстоятельство, что педагог всегда решает две взаимосвязанные задачи:
По его мнению, обучение решает первую задачу, а воспитание – вторую. При этом обучение решает свои задачи по передаче элементов социального опыта через схематизацию и
моделирование объектов реального мира, создание учебных ситуаций, искусственность которых очевидна для учащихся. Воспитание же предполагает не формализацию, а «всамделишное» переживание детьми воспитательных ситуаций, реальное проживание.
Многие исследователи признают, что:
Говоря о единстве воспитания и обучения в рамках целостного педагогического процесса, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями будут ставиться и реализовываться цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться цели воспитания. Это определяется самой природой педагогического процесса как процесса целенаправленно организованного и, соответственно, природой воспитания и обучения, являющихся его целенаправленно организованными подсистемами.
Чем отличается обучение от воспитания
Понятия «обучение» и «воспитание» так или иначе связаны с усвоением новой информации, привитием определенных правил и норм. Они служат неотъемлемыми составляющими нашей жизни, без них мы никогда не стали бы теми, кем мы являемся. Очевидно, что между процессами обучения и воспитания существуют определенные отличия, сформулировать которые порой не под силу даже высокообразованному человеку. Попытаемся разобраться в этом в данной статье.
Что такое обучение и воспитание
Обучение – целенаправленный процесс познания различных явлений окружающего мира и их закономерностей посредством взаимодействия ученика с учителем.
Воспитание – процесс целенаправленного воздействия, основной задачей которого служит накопление воспитанником необходимого социального опыта для жизни в обществе, формирования у него определенной системы ценностей.
Разница между обучением и воспитанием
Если процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений, то процесс воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Приведем примеры в форме небольшой таблицы.
Обучение
Воспитание
Учимся рисовать елочку
Усваиваем, что нужно помогать маме по хозяйству
Изучаем русский алфавит
Понимаем, что обижать слабых нехорошо
Осваиваем навыки работы на компьютере
Осознаем, что нужно учиться на собственных ошибках
Обучаемся технике вышивания крестиком
Стараемся всегда говорить «спасибо» и «пожалуйста»
Отличие обучения от воспитания также кроется в степени организованности – в первом случае оно определяется более строгими рамками. Так, зачастую в процессе обучения нужно выполнить какой-либо план, программу и т.д. В воспитании же нет конкретных стандартов, его цели не считаются постоянными в любом обществе, равно как и не устанавливаются окончательно и бесповоротно. Также обучение ограничивается какими-либо временными промежутками (урок, учебный год) и требует задействования специальных электронных, технических и наглядных средств. Процесс воспитания происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни, и неотъемлемым демонстрационным материалом в данном случае выступает собственный пример воспитателя.
Еще одной особенностью воспитания, отличающей его от обучения, считается невозможность получения мгновенного эффекта. Если овладеть каким-либо навыком можно с первого раза, то результаты воспитания обнаруживают себя далеко не сразу. Между началом воздействия и проявлениями воспитанности может пройти достаточно продолжительный период – в этом деле на быстрые успехи рассчитывать не приходится.
TheDifference.ru определил, что отличие обучения от воспитания заключается в следующем:
Целью обучения является освоение определенных знаний, навыков и умений, тогда как воспитание направлено на привитие норм поведения и этических принципов.
Обучение требует высокой степени организованности и выполнения конкретных программ и планов. В воспитании нет определенных стандартов, а его цели не считаются постоянными в любом обществе.
Обучение ограничивается временными промежутками, воспитание же является непрерывным процессом.
Воспитание, в отличие от обучения, не может дать мгновенного эффекта. Его результат проявляется по прошествии какого-либо временного промежутка.
Обучение и воспитание — что такое и отличия
Термины «обучение» и «воспитание» на первый взгляд тождественны. Оба они связаны с процессом передачи каких-то знаний и опыта. Но синонимами эти слова назвать нельзя. В педагогике существуют принципиальные различия между двумя этими определениями. Так кто же является учителем, а кто – воспитателем? Разберемся в этом с помощью статьи.
Обучение: что это?
Обучение – это всегда взаимодействие учителя и обучающегося, в процессе которого последний познает какие-то явления окружающего мира, постигает их взаимодействия и взаимосвязи, получает практические навыки, совершенствует когнитивные и познавательные способности (память, мышление, логику, организованность и т.д.).
При этом тот, кто учит, всегда действует целенаправленно и руководит процессом. Ученик же вполне осознает, что происходит обучение. Он слушает преподавателя и вникает в смысл его слов, выполняет задания, пытается действовать и мыслить самостоятельно, проявляет инициативу.
В процессе обучения ученику передаются какие-то новые для него знания и навыки. Важное условия – эта информация является не субъективным мнением обучающего, а проверенными и подтвержденными фактами.
Чаще всего обучение регламентировано стандартами и нормативами. Учитель действует в соответствии с федеральными программами. Для учеников создаются пособия, рабочие тетради и т.д.
Обучение четко ограничено во времени. Это касается как самих занятий (например, несколько часов в день), так и курса в целом (год, три месяца, 11 лет).
Результат обучения виден практически сразу. Его легко оценить (пример – пятибалльная шкала оценок, принятая в наших школах).
Что такое воспитание
Воспитание – процесс принципиально иной направленности, чем обучение. Это воздействие на личность, с целью передачи социально-бытового и культурного опыта, формирования системы нравственных и духовных ценностей, привития норм поведения в обществе и взаимодействия с другими людьми.
Воспитатель делится с воспитанником жизненным опытом, вводит его в мир культуры и искусства, помогает найти выход из трудных ситуаций, поддерживает в тяжелую минуту, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, прививает манеры поведения, показывает важность непрерывной работы над собой и т.д.
Воспитание происходит непрерывно – посредством слов, поступков, личного примера. Этот процесс не имеет четких временных рамок, он протекает незаметно и постоянно.
У воспитательных мероприятий отсутствует жесткая регламентация. Хотя, конечно, существует литература для родителей, учителей и других наставников, позволяющая более грамотно организовать процесс. Однако федеральными стандартами эта деятельность не регулируется.
Воспитание формирует основные качества личности, которые находят свое проявление в поступках. Это очень ответственное и серьезное дело, требующее мудрости, терпения, энтузиазма.
Одна из отличительных особенностей воспитания – его сугубо субъективный характер. Личность воспитателя оказывает определяющее влияние на развитие воспитанника.
Сходство воспитания и обучения
Оба этих процесса направлены на развитие личности. Человек учится чему-то новому, формируется, становится опытнее и увереннее в себе.
Обучение и воспитание тесно взаимосвязаны и часто совпадают во времени. Учителю, преподающему конкретную дисциплину, прямо во время урока зачастую приходится прививать ученикам нормы поведения в общественных местах. Родитель, пытающийся показать ребенку важность взаимопомощи в семейных делах, обучает его, например, приготовлению какого-то блюда.
Роли учителя и воспитателя часто переплетаются. Одно немыслимо без другого. Но между этими понятиями есть и принципиальная разница.
Воспитание и обучение: различия
Примером воспитания может служить осознание необходимости помощи близким, понимание важности заботы о слабых, появление привычки вовремя и к месту говорить простые слова вежливости. В то время, как обучение – это освоение алфавита и таблицы умножения, овладение навыком вышивания, усвоение очередного языка программирования.
Отличий между процессами обучения и воспитания много:
Сходство и различие понятий «воспитание», «обучение, «образование»
Воспитание понимается И. Ф. Харламовым в широком смысле как «специально организуемый и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования деятельности личности по овладению общественным опытом. как подготовка подрастающего поколения к жизни, воспроизводство социального опыта в индивиде. перевод человеческой культуры в индивидуальную». Воспитание по И. П. Подласому – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, свойство и потребность человеческого индивида, т. е. прежде всего поведение человека. Г. М. Коджаспирова определяет воспитание как общественное явление — процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности; и воспитание как педагогическое явление — целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности. Таким образом можно констатировать, что взгляды на воспитание как педагогический процесс у всех трёх авторов совпадают.
1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов);
2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека;
3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом;
4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой;
5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе.