Что такое объяснительная в колледже
Объяснительная записка
Объяснительная записка – документ, обосновывающий причины допущенного тем или иным сотрудником нарушения. Пишется она обычно либо в добровольном порядке, либо по запросу руководителя в тех случаях, когда сотрудник предприятия в чем-то провинился (опоздал или вообще не пришел на работу, явился в нетрезвом виде, не выполнил данное ему поручение и т.п.).
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Зачем нужна объяснительная записка
Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.
Кому адресовывать объяснительную
Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.
Когда писать объяснительную
Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).
Правила составления объяснительной записки
Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
В случае, если сотрудник не видит за собой никакой вины, это тоже нужно отразить в объяснительной с приведением всех необходимых доказательств ее отсутствия.
Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.
Объяснительную записку нужно писать в двух экземплярах, один из которых необходимо передать работодателю, а второй оставить у себя, но только после того, как работодатель поставит на обеих копиях отметку о том, что объяснительные были получены.
Инструкция по написанию объяснительной записки
Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.
Как написать объяснительную записку
В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.
Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.
Что такое объяснительная записка?
Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.
Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.
Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:
Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.
Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.
Как правильно написать объяснительную записку?
Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.
Вот какие правила нужно учитывать:
Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).
Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:
Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.
При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.
В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:
Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.
Виды объяснительных
Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:
Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.
Резюме
Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.
Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.
Преподаватели объяснительной студентов чаще пугают, чем заставляют ее реально писать. Однако иногда ее требуют написать в деканате или ректорате, чтобы объяснить тот или иной поступок студента.
Обычно объяснительную в университете требует деканат, либо преподаватель. К примеру, если студент ведет себя деструктивно, либо не исполняет свои обязанности, то ему нужно объясниться.
Если правильно написать объяснительную, то можно избавить себя от проблем или хлопот. Как это сделать расскажем в этой статье.
Что такое объяснительная
В каких случаях студенту нужно писать объяснительную
В каких случаях студенту не нужно писать объяснительную
Как писать объяснительную в вузе
— Шапка объяснительной записки
— Кто должен подписывать объяснительную
Какие виды объяснительных бывают
Образец объяснительной в вузе
Как избежать написание объяснительной
Как повысить уникальность курсовой и дипломной работы
Что такое объяснительная
Объяснительная записка – это официальный документ, в котором студент, работник или школьник должен объяснить причину каких-либо нарушений. Чаще всего нарушениями становятся прогул или опоздание.
Студенты должны писать объяснительные по требованию деканата, преподавателя и руководства вуза. Это, своего рода, самозащита студента. К примеру, если произошел инцидент, в котором студент оскорбил преподавателя, то выслушивают две стороны. Объяснительная является письменным заверением слов, чтобы позже показания не изменились. Даже если студент захочет изменить данные показания, то они уже не будут иметь такой юридической силы, либо его накажут за дачу ложных. Поэтому в объяснительной всегда нужно писать только правду.
Причем объяснительная записка выглядит очень лаконично. Всего на одной странице листа А4 нужно написать
Таким образом, документ будет приурочен к делу и будет иметь юридическую силу. В последствии студент сможет избежать наказания и даже отчисления.
Однако затягивать с составлением объяснительной не следует. После того, как студента обязали предоставить объяснительную, дается срок 2 дня. Если за это время записка так и не поступила на стол высшего руководства, то составляется протокол, что такой-то учащийся объяснительную не предоставил.
Студента по серьезному вопросу будут дальше приглашать на обсуждение, будут выслушивать его показания, но юридической силы у него уже больше не будет. Ему смогут приписать любые показания и наказать несправедливо. Поэтому в данном случае лучше пойти навстречу и подготовить записку. Как писать объяснительную в вузе, расскажем дальше.
В каких случаях студенту нужно писать объяснительную
Объяснительную студенту придется писать, если он
На самом деле студент почти во всех случаях оказывается в роли проигравшего. Если уж сказали – пиши объяснительную, то придется постараться, либо… Отказаться от написания объяснительной и забыть о ней. Такое бывает очень редко, но возможно. Тут надо хорошо подумать и уж точно не делать ничего с горяча.
Написать объяснительную в вузе следует так, чтобы вы остались невиновны, а еще лучше выступили потерпевшим. Тогда против вас ничего не смогут сделать, и вы с чистой душой продолжите учебу.
В каких случаях студенту не нужно писать объяснительную
Бывают случаи, когда студентам говорят написать объяснительную просто так, т.е. впустоту. Чаще всего это происходит с проверкой посещения деканатом.
Особенно в период распространения гриппа и увеличения заболеваемости в стране и регионе устраивают «генеральные» проверки. Сотрудники профкома, деканата или ректората посещают занятия и отмечают кого нет. На самом деле это проводится с целью выявить количество заболевших. Если количество превысит допустимый порог, то вуз закроют на карантин.
Перед уходом проверяющие могут вкинуть в аудиторию: «И пусть те, кого сегодня нет, принесут объяснительные в деканат». Только захлопывается дверь, и тут уже преподаватель: «Вот так. А вы не ходите. Отчислят вот так просто и все». И делает лицо, что скоро всем студентам придет «капут».
На самом деле в этой «объяснительной» нет ничего страшного. Цель такой проверки ни что иное, как выявление количества настоящих больных. Все объяснительные в этом случае пройдут мимо руководства, ведь у них будут более серьезные дела, чем сидеть и читать по 100-150 объяснительных одних и тех же оправданий – «заболел». Это и без записки понятно.
Поэтому не писать объяснительную можно только в одном случае, если требование относится к целой толпе, и оно не передано самому студенту. Третьи лица не обязаны передавать такую информацию.
Однако если требование объяснительной было сказано устно самому учащемуся, то здесь следует задуматься. Шутки в этом случае плохи, но при этом нужно оценить масштаб бедствия. Нужно подбирать слова в объяснительной в зависимости от того, что вы нарушили.
Дальше мы расскажем, как писать объяснительную в вузе правильно и по-умному, чтобы вас оставили в покое.
Как писать объяснительную в вузе
Перед тем, как писать объяснительную в вузе, вспомните все детали обстоятельств. Даже если вы пришли пьяным в университет, то должна быть какая-то уловка. Например, вы могли выпить по серьезному поводу: был праздник по случаю дня рождения, либо, наоборот, похороны. Вы выпили всего рюмку, но из-за того, что вы вообще не пьете, сильно дало в голову. На улице мог быть мороз, а в помещении вас еще больше развезло. К тому же пришли вы не на пары, а чтобы отпроситься у преподавателей и объяснить причину своего отсутствия.
Это сгладит некоторые моменты, но взыскание, скорее всего, все равно поступит. Писать объяснительную нужно с уважением к руководству вуза, но и с чувством собственного достоинства. Не следует унижаться в письме и сразу просить прощения. Объяснительная должна объяснять, а не просить жалости.
А теперь подготовьте чистый лист бумаги – и поехали.
Шапка объяснительной записки
Шапка объяснительной записки находится в правом верхнем углу страницы. Здесь нужно написать кому будет передана объяснительная и от кого.
Это очень важная часть, поэтому рекомендуем переписать правильную шапку из других документов. Универсальный образец объяснительной вы сможете посмотреть в нашей статье дальше. Либо подойти в свой деканат и попросите в качестве образца чье-либо заявление.
Чаще всего объяснительные пишутся на имя ректора, либо декана. Вам нужно знать полную должность руководства, а также фамилию, имя, отчество. Легко можно «загуглить» эту информацию в интернете. Только посмотрите на дату, которая будет указана в контенте интернета. Информация может быть устаревшей, поэтому должность может быть указана неверно. Поэтому лучше всего перепроверять информацию на разных сайтах.
Имя ректора или декана вместе с должностью должно стоять в дательном падеже, т.е. отвечать на вопрос «кому»: Соловьеву Виктору Павловичу.
После этого нужно написать, от кого отправляется объяснительная. Напишите своего ФИО, укажите студентом какого факультета, формы обучения, курса и группы вы является. Ваши данные должны стоять в родительном падеже. К примеру, «от Пеговой Александры Александровны, студенты журналистского факультета очной формы обучения 3 курса, 1 группы».
Таким образом, вы заполнили шапку объяснительной в университете. Самое сложное – это не допустить фактическую ошибку, из-за которой вам вернут объяснительную и заставят ее переписать.
Содержание объяснительной
Самое главное при написании объяснительной – это ее содержание. Несмотря на то что принято писать небольшую записку, в которой обязательно указывают дату и время происшествия, мы рекомендуем обратное.
Если вам грозит серьезное наказание, то лучше расписать подробно, почему вы что-то сделали или не сделали, из каких побуждения и ради каких целей.
К примеру, «я громко разговаривал на паре, потому что доказывал верность слов преподавателя по поводу ранее обговоренной темы. Мне было важно в этот момент доказать, что лектор правильно изложил материал, и я пытался быстро его объяснить одногруппнику. Он не успевал за новым материалом, а прерывать преподавателя не хотелось».
Какие бы отношения у вас ни были с преподавателями, лучше всего на бумаге излагать свое уважение. Но не перебарщивайте. Лебезить перед ними тоже не нужно, иначе это будет лицемерие. Лучше всего это говорить правду и уважать своих учителей, как бы они себя не вели.
Если вы будете с таким подходом писать объяснительную в вузе, то у вас получится «съехать с этой проблемы» и продолжить спокойно учиться.
Кто должен подписывать объяснительную
После написания объяснительную записку обязательно нужно внизу страницы подписать, дать расшифровку, а также указать дату написания. Для того, чтобы убедиться, что ваше дело будет рассмотрено всерьез, обратитесь в канцелярию и попросите поставить печать вуза.
В деканате или ректорате можно попросить поставить дату регистрации входящего документа. Попросите отксерокопировать для себя копию. Это поможет вам потянуть время и посмотреть на серьезность ситуации.
Нужно не только написать объяснительную в вузе, успеть сдать ее за 2 дня, но также и показать свое ответственное отношение. Тогда от вас могут отстать, увидев подготовку к официальному общению.
Какие виды объяснительных бывают
Объяснительная обычно бывает 2 видов: в электронном варианте или в бумажном.
Лучше всего самостоятельно писать объяснительную своим подчерком. Тогда ее не смогут подменить. Если же все-таки попросили напечатать объяснительную, то максимально уникально подпишитесь, чтобы никто не смог подделать вашу подпись.
Образец объяснительной в вузе
Давайте посмотрим на образец объяснительной записки. Можете воспользоваться этим примером, чтобы написать свою объяснительную, но лучше всего попросить пример для написания в деканате – это поможет вам правильно написать обращение к ректору или декану.
Как избежать написание объяснительной
Избежать написание объяснительной не получится, если требование было выдвинуто вам в личной форме. Лучшее средство, чтобы избежать объяснительные – это соблюдать все правила и исполнять свои обязанности.
По договору с университетом студент обязуется посещать учебные занятия, приходить на практические занятия и выполнять задания от преподавателя. Также учащийся должен соблюдать правила поведения и особенного Кодекс Российской Федерации.
С общежитием подписывается отдельный договор, по которому студент также обязуется выполнять требования.
Лучше всего – это приходить в университет учиться, а в общежитие отдыхать и продолжать учиться. Всего 4 года нужно прожить в таком режиме, чтобы затем без проблем выпуститься с дипломом и степенью бакалавра.
Как повысить уникальность курсовой и дипломной работы
Вас не придется писать объяснительную, если вы вовремя будете сдавать курсовую и дипломную работу. Даже если у вас есть какие-либо сложности при написании, то лучше воспользуйтесь интернетом и не откладывайте работу. Если боитесь антиплагиата, то наш сайт как раз создан для прохождения проверки плагиата.
Сервис Killer-antiplagiat.ru поможет пройти через проверку оригинальности текста легко и просто. Вам нужно заказать повышение уникальности – и всего через 1 минуту вы получите обработанный документ. Причем никаких изменений в тексте не будет. Ведь специальная программа Антиплагиат Киллер перекодирует ваш файл и скроет все заимствования. Процент возрастет до 80-90%. Хотите проверить? Закажите бесплатное повышение самостоятельности текста.
Таким образом, вы точно сможете через проверку плагиата в вузе.
В этой статье мы рассмотрели, как писать объяснительную в вузе. Теперь вы знаете, что лучше всего – это правильно излагать свою точку зрения и не ошибиться при написании ФИО ректора или декана.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.