Что такое обзор произведения
Обзор литературы
Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.
Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».
Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.
“В целом, позиции исследователей можно разделить на две условные группы. В первую группу входят исследования, в которых внимание авторов сфокусировано на прагматике отказа от политики «коренизации». Во вторую группу — исследования, в которых анализируются последствия отказа от политики «коренизации» для школ национальных меньшинств. Авторы данных работ склонны отрицательно оценивать действия советской власти относительно советской образовательной политики периода отказа от «коренизации». Ниже опишем два наиболее показательных примера из каждой группы.
1. Тимофей Дмитриев (2013) «Это не армия: национальное военное строительство в СССР в контексте советской культурно-национальной политики (1920–1930-е годы)». В статье анализируется прагматика отказа от политики «коренизации», которая была связана с тем, что советская армия не могла эффективно функционировать без единого языка: призывники из разных регионов СССР, оказавшись в одной армии, не только не понимали друг друга из-за того, что в их школах преподавали только языки титульных наций, но и не могли выполнять приказы военного начальства.
2. М. М. Гибатдинов (2003) «Преподавание истории татарского народа и Татарстана в общеобразовательной школе: история и современность». Автор подробно описывает, как изменялся статус истории в татарской школе, а также разбирает последствия отказа от политики «коренизации» и то, какое влияние это оказало на положение татарского языка и истории Татарстана в образовательной программе”.
Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.
Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:
— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;
— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;
— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.
В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂
Как написать обзор литературы в курсовой работе + пример
Написание курсовой работы — важная часть образовательного процесса. С её помощью студент может продемонстрировать уровень своих знаний, умение работать с научными материалами и углубляться в предмет.
Мы уже рассказывали, как написать введение и заключение в курсовой, делились стандартами оформления работы по ГОСТу. А сегодня подробнее рассмотрим вопрос, как написать литературный обзор в курсовой, и поделимся наглядными примерами.
Хотите получать свежие статьи первыми? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. А чтобы с выгодой заказывать любую студенческую работу, следите за акциями и скидками компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое анализ литературы в курсовой и зачем он нужен
Что такое анализ литературы
Анализ литературы — это не библиографический список книг и других материалов, чтение которых вдохновило и помогло вам написать работу. Литературный обзор курсовой работы — это именно анализ использованных источников. Его можно сравнить с небольшой рецензией, которая делается с акцентом на исследуемые в курсовой вопросы.
Различается также и месторасположение этих двух частей в работе. В курсовой литобзор относится к введению и размещается в начале. А список литературы — это перечень всех материалов, который оформляют после выводов заключительной части работы.
Зачем нужен анализ литературы
Чтобы написать любую студенческую работу, необходимо хорошо изучить научные исследования по теме других авторов, особенно рекомендованные преподавателем. А для того, чтобы показать, насколько хорошо вы поработали с источниками и понимаете их, и нужен анализ литературы в курсовой работе с примерами цитат и ссылками.
Литературный обзор в курсовой работе позволяет:
Каким должен быть объём литературного анализа
Объём литературного обзора зависит от объёма самой работы. Если анализ литературы в дипломной или магистерской диссертации может занимать от двух и более страниц печатного текста и выделяться в отдельный раздел, то для курсовой требования к объёму значительно меньше. Как правило, литературный обзор в курсовой работе — это один-два абзаца, которые относятся к введению и не выделяются в отдельный пункт.
Уточнить, какой объём отвести в работе для литобзора, можно у своего научного руководителя. Он же подскажет, источники которые лучше использовать для изучения темы, где их искать и как проверить на достоверность.
Поиск нужной литературы — важный этап в написании курсовой работы
Как делать литобзор для курсовой
Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что можно и нельзя делать в литературном обзоре
Что можно | Что нельзя |
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами | Давать определения без ссылок на первоисточник |
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики | Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений |
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей | Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы |
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта | Вставлять цитаты без должного оформления |
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины | |
Использовать литературные источники десятилетней давности |
Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.
Анализ литературы в курсовой: примеры
Чтобы понять, как может выглядеть литературный обзор в курсовой работе, мы подобрали два примера. Их отличие в способах оформления ссылок. В первом примере названия источников указаны в самом анализе литературы, во втором в квадратных скобках даются их номера в библиографическом списке, который приводится в конце работы.
Пример №1: Литературный обзор в курсовой работе
Целью данного обзора является выяснение используемых принципов и методов строительства в особых грунтовых условиях и их обоснование. Особые грунтовые условия — это просадочные, пучинистые, вечномёрзлые, засоленные, набухающие, слабые, насыпные, сильносжимаемые и т. п. грунты, которые занимают 85% территории России. Поэтому особенно важно знать наиболее надежные и экономичные способы строительства в этих условиях. Начнем с анализа новейшей научной литературы, а затем сопоставим её с учебной и нормативной. По вопросу строительства фундаментов в особых грунтовых условиях были рассмотрены статьи в журналах «Основания, фундаменты и механика грунтов» за 1997-2002 г., «Промышленное и гражданское строительство» за 1998-2002 г., «Строительство» за 2000-2002г., научная и учебная литература за 1980-2002 г., (см. список литературы). Результаты литературного обзора показали, что эти проблемы совершенно недостаточно разработаны и весьма слабо освещаются, в том числе и в нормативной литературе. Предлагаемые методы главным образом направлены либо на укрепление грунта, либо на использование свайных фундаментов. В связи с этим в КрасГАСА предложена новая технология строительства в особых условиях, основанная на применении пространственных фундаментных платформ и замкнутых зданий из унифицированных пространственных строительных элементов.
Пример №2: Литературный обзор в курсовой работе
В настоящее время в педагогической литературе всё чаще встречается термин «образовательное пространство». Оно вошло в педагогическую практику в конце 80-х годов. Учёные рассматривают различные характеристики образовательного пространства. Например, В.И. Гинецинский изучает проблему структурирования образовательного пространства с точки зрения системного подхода [3]. В.А. Конев в работе развивает культурологический подход в изучении данной категории [10]. Много публикаций посвящено тесно связанному с образовательным информационному пространству. И.К. Шалаев и А.А. Веряев определяют образовательное пространство как «форму существования трансляции социального опыта от поколению к поколению на уровне, … имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания» [24]. Существует на первый взгляд синонимичное образовательному пространству понятие «образовательная среда» — они оба выступают в качестве окружения субъектов образовательного процесса. Вместе с тем, их различие состоит в том, что пространство не подразумевает включённость в него обучающегося, а среда предполагает погружённость в неё, взаимодействие с субъектом. Условное тождество данных понятий позволяет говорить об аналогичной структуре образовательного пространства и образовательной среды. В.А. Ясвин выделяет ряд компонентов образовательной среды, которые мы можем спроектировать и на образовательное пространство [25].
Очень важно, чтобы все указанные в квадратным скобках источники, нашлись в списке литературы:
3. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика. — 1997. №3. — С. 10-15.
10. Конев В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / Вопросы философии. — 1996. №10. — С. 46-57.
24. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагогика. 1998. №4
25. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Написать грамотный анализ литературы в курсовой работе не менее важно, чем все остальные структурные части. Если вы не успеваете выполнить работу в срок и нужна помощь, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Анализ литературного произведения: как правильно правильно его сделать?
Анализировать прочитанные произведения мы учимся со школьной скамьи. Первые задания получают ученики 5-6 классов, постепенно требования ужесточаются. К моменту окончания школы выпускники умеют писать детальный обзор литературных произведений, написанных в разных жанрах. Эти знания впоследствии облегчают жизнь студентам изучающим филологию. Что такое анализ произведения и как его писать? В статье мы дадим ответы на эти вопросы.
Понятие и структура анализа художественной литературы
Анализ художественного произведения – это выполнение определенных действий с целью определения способов выражения идей и замыслов автора. В процессе работы над материалом проводится его по определенным параметрам. Предполагается проведение тщательного углубленного исследования, позволяющего выявить наиболее ценную информацию, заложенную в тексте, отследить сюжетную линию, внутренний смысл и ключевую идею.
Анализ художественного произведения – задание, подразумевающее выполнение следующих действий:
Обычно автор проводит анализ по определенной схеме. Он исследует:
Завершается обзор выводами, которые сделал исследователь в результате анализа произведения.
Особенности анализа разных типов художественных трудов
Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:
Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Рекомендации по написанию анализа художественного произведения
Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:
Завершить обзор нужно предоставлением доказательств подтверждающих правильность выводов исследователя.
Обзор литературы в дипломной работе + пример
Диплом нужно писать самому, соблюдая требования к антиплагиату и не занимаясь копипастой. Другое дело, что информацию для выпускной работы при этом также нельзя взять просто из головы или википедии. Более того, нужно еще и подтвердить, что все источники, использованные в работе, достоверны и заслуживают доверия. В этой статье поговорим о том, как делать обзор литературы в дипломной работе и рассмотрим несколько примеров написания литературных обзоров для дипломов.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы своевременно получать интересную рассылку и информацию о скидках. Только полезный и нескучный контент для учащихся!
Литературный обзор в дипломе: что это такое
Обзор литературы в дипломе – небольшой, но важный раздел работы, который наглядно покажет преподавателю, насколько качественно вы изучили материал и ознакомились с темой.
Литературный обзор нужен не только в дипломе, но и в курсовой работе, магистерской, кандидатской и докторской диссертации.
Кстати, помимо литобзора, не забывайте про такие важные вещи, как презентация, речь, и оформление работы в целом.
Как писать литературный обзор к диплому
Для начала, не стоит путать литературный обзор и просто список литературы – это разные вещи. В списке в определенном порядке просто перечисляются использованные источники, а в обзоре литературных источников студенту нужно высказать свое мнение о трудах предшествующих авторов. Например, почему вы использовали именно эту книгу, в какой книге лучше или хуже представлена та или иная тема.
Здесь возникает вопрос: раз все так сложно, как вообще подбирать литературу для диплома? Она должна быть не только узкоспециализированой, но и современной и актуальной. Мы уже подготовили для вас подробный ответ в отдельном материале на эту тему.
Литературный обзор диплома может занимать пару абзацев, Помните, чем значимее научная работа, тем больше внимания нужно уделять обзору литературы в ней. Например, литобзор для диплома бакалавра будет гораздо меньше, чем литобзор в кандидатской диссертации.
План литературного обзора
Как и в любом другом деле, написание хорошего литературного обзора нужно начинать с плана. Вот, как он может выглядеть:
Литобзор в дипломе: примеры
Анализ литературы в дипломной работе не всегда нужно выносить в отдельный раздел. Часто все можно написать во введении диплома. Обзор литературы должен быть логично связан с актуальностью работы и научной новизной. Кстати, читайте подробнее о введении и о том, что в нем должно быть.
Посмотрим на примеры реальных литературных обзоров в дипломах.
Лайфхак. Литературный обзор удобнее составлять по ходу написания работы. Так же, как и расставлять ссылки и сноски на литературу.
Пример №1. Литературный обзор в дипломе
Рассматривая историю российской эмиграции с момента появления первых русских эмигрантов, уделяется особое внимание периоду 1920–1930-х гг., названного временем культурного расцвета русской эмиграции в Шанхае. Китайсий исследователь Ван Чжичэн отмечает значительный вклад российской интеллигенции в формирование системы среднего и высшего образования в Шанхае, а также в создание общественных и профессиональных союзов, благотворительных организаций. Монография Ван Чжичэна — результат более чем 10-летней работы автора над периодикой 1920–1930-х гг. на русском, китайском и английском языках и архивными материалами российской эмиграции, сосредоточенными в архивохранилищах не только Китая, а также США и других стран российского расселения.
Пример №2. Литературный обзор в дипломе
В настоящее время в России издано лишь три книги по истории Дании общего характера. Датскими историками проблема изучена достаточно глубоко. Создана подробная хронология истории Дании. Датские историки признают, что Дания вступила в полосу экономического кризиса примерно с 1340-хгг. Причем это не было связано с первой волной пандемии «Черной смерти».
Исследование истории Дании датскими историками началось еще в19 в., в связи с ростом национального самосознания, интереса к историческому прошлому своей страны. Нужно упомянуть такие труды как Hammerich, «D. under Adelsvaelden (с 1523 по 1660)» (1864-59), « История датской Церкви с Реформации» Helveg. Но эти работы в России не издавались и на русский язык не переводились. Это большая потеря для российских исследователей, т.к. историческая наука в Дании находится на высоком уровне.
Основным источником по истории Дании в настоящее время в России является коллективная монография «История Дании». Новые исследования публикуются в двух специализированных журналах по истории Дании «Danske Magazin», изд. с 1746 г., и «Historisk Tidsskrift», изд. с 1840 г.
Примеры выше вполне подходят для обзора литературы, который может занимать несколько абзацев во введении. А вот пример по-настоящему большого литературного обзора, знимающего целый раздел работы.
Мы постарались кратко и понятно рассказать о том, как написать литературный обзор для дипломной работы. Понятное дело, что хороший обзор литературы в дипломной работе пишется долго, и на практике для написания хорошего литобзора за чтением учебников придется провести не один час. Если у вас возникнут вопросы – обращайтесь в профессиональный сервис для студентов за ответами и консультацией.
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Библиографический обзор: что это и как его подготовить
Библиографические обзоры — устные и письменные — давно стали одним из основных форматов представления книг. Например, их используют для знакомства читателей библиотеки с поступившими новинками или для создания тематических подборок литературы.
Это связный, последовательный рассказ о документах, научных материалах, художественных произведениях. В новой статье уточним виды библиографических обзоров, цели их создания и этапы подготовки: что должно быть в хорошем обзоре, который заставит читателя затем прийти и взять книгу, на которую был сделан обзор?
На эти и другие вопросы ответим в нашем материале. ЛаЛаЛань предлагает проверить себя: все ли нюансы подготовки библиографических обзоров вам знакомы?
Что такое библиографический обзор
Библиографический обзор — библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное описание ( ГОСТ 7.0.-99 ). Это полноценный, связный рассказ о документах и произведениях печати, который способен заинтересовать читателя и заставить его взять нужную ему литературу в библиотеке.
Библиографические обзоры бывают устные и письменные, их отличительными чертами являются оперативность подготовки, конкретность и доходчивость описания, эмоциональность и активность обзорщика-докладчика (особенно когда речь идет об устных выступлениях). В таком обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, а читатели получают возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.
Какими бывают библиографические обзоры
Помимо формата — устный или письменный — библиографические обзоры могут быть классифицированы в зависимости от выбранного критерия:
Структура библиографического обзора
Библиографический обзор обладает трехчастной структурой: вступление — основная часть — заключение; это и позволяет говорить о нем как о «связном описании», то есть о рассказе.
Во вступлении обосновывается выбранная тема, описываются ее особенности. Вступление призвано плавно подвести читателя или слушателя к основной содержательной части: для этого его сначала надо увлечь. Очень важно связать тему обзора с интересами слушателей и читателей.
Помочь в выполнении этой задачи могут примеры и факты, мнения и критические оценки авторитетов по поводу темы или выбранной для обзора литературы. Кроме того, для привлечения и удержания внимания читателя/слушателя и для активации его образного мышления часто используются поэтические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, оригинальное обращение к читателям.
В основной части приводится характеристика подобранных книг и документов. Важно сделать именно обзор, а не пересказ текста: ведь ваша цель — заинтересовать читателя. Для этого можно привести сведения об авторе, кратко охарактеризовать историю создания текста, указать на нетривиальный сюжетный поворот или новизну содержания.
Рассказывая о той или иной книге, следует взять её в руки, продемонстрировать обложку, показать, как вы, библиотекарь, просматриваете новую книгу, на что обращаете внимание.
Характеристика каждого произведения составляется по определенному плану. Она содержит сведения об авторе, выходных данных, о рассматриваемых вопросах. Эти сведения не являются исчерпывающими, поскольку, как мы помним, главное в обзоре — сформировать интерес читателей к произведениям. Поэтому главная трудность заключается в умении выбрать самые яркие, существенные сведения о каждом произведении, показать внутреннюю логику раскрытия темы, сопоставить книги разных авторов, подчеркнуть непосредственную практическую пользу каждого издания для конкретного читателя.
Это самая сложная часть обзора, поскольку помимо серьезной предварительной работы (о ней ниже), подготовка основной части обзора требует и творческого подхода. Поскольку обзор делается на несколько книг, важно заранее продумать смысловые связи между ними («мостики» от одной книги к другой), которые, во-первых, позволяют проводить аналогии, сравнивать и сопоставлять литературу, попавшую в обзор; во-вторых, эти переходы сделают цельным и логичным ваш обзор, свяжут его элементы воедино.
В заключении важно дать читателям возможность развить свой интерес и найти нужные им книги. Для этого библиотекарь отсылает слушателей/читателей к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изданиям.
Этапы подготовки библиографического обзора
Устные и письменные обзоры несколько отличаются по формату, однако в целом им предшествуют одни и те же этапы.
Для устного обзора дополнительно учитывается тайминг (рекомендуется проводить обзоры длительностью до 30−40 минут). Кроме того, в процессе устного выступления важно умение держаться перед аудиторией, привлекать и удерживать ее внимание, умение работать с громкостью, темпом речи, говорить эмоционально и захватывающе.
Такие устные обзоры часто проходят в библиотеках и как самостоятельные мероприятия, и как дополнение к поэтическому вечеру, тематической лекции или конференции.
Очень важно рассказывать устный обзор, а не читать его: так сохранится ощущение живой беседы, и внимание читателей и слушателей будет максимально сосредоточено на вас и вашем выступлении. Кроме того, к устному обзору важно заранее подготовить цитаты и отрывки, которые планируется озвучивать, отметить их закладками для удобства.
Как можно удержать внимание читателей и слушателей обзора, максимально заинтересовать их? Для этого библиотекари часто используют следующие приемы, которые вы тоже можете включать в свои обзоры.