Что такое очерк в публицистическом стиле
Что такое очерк. Как написать очерк. Примеры
Очерк по сути похож на рассказ. В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. Предлагаем несколько вариантов, как можно написать портретный очерк с примерами.
Портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.
Портретный очерк отца
Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.
Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.
Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.
Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.
Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.
Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…
Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.
Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.
Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…
Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.
Как правильно сочинить текст
Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.
Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.
Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.
Как правильно сочинить текст
Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.
Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.
Второй важный момент – определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее – размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное – полностью раскрыть тему.
Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.
Портретный очерк друга
Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.
М*** — парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни.
Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера — рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.
Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми — нет. Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.
Позже выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я. День за днем, неделя за неделей — мы сдружились, и дружим по сей день с этим добрым человеком.
Портретный очерк подруги
Я решил написать очерк о своей подруге Насте. Мы живем с ней в соседних домах и дружим с самого детства. Настя хороший, добрый человек, с ней всегда интересно. У нее длинные черные волосы, которые она всегда заплетает в косу. Однажды Настя решила их обрезать, но я ее отговорил, мне кажется, длинные волосы ее украшают.
У моей подруги большие зеленые глаза, обрамленные пушистыми ресницами и черными бровями. Когда она думает о чем-то, между бровей появляется складка, что придает ее лицу серьезности. На щеках у Насти часто появляется румянец, стоит ей побегать или разволноваться.
Лицо у нее овальной формы, а кожа слегка смуглая, летом приобретает золотисто-коричневатый оттенок. Губы у Насти тонкие, когда она улыбается, видно ровные белые зубы. Над верхней губой у нее есть небольшая родинка. В ушах моя подруга носит серебряные сережки с зеленым камнем, которые ей когда-то подарила бабушка.
Настя среднего роста, ниже меня на полголовы. Фигура девочки далека от модельной, она довольно полная, но ее это не портит. На мой взгляд, это придает ей определенного очарования. Она все время занимается каким-то спортом, но это не очень-то помогает ей обрести желаемую форму. Настя всегда была такой, мы все к ней привыкли и не представляем подругу худой.
Юбки и платья она почти никогда не надевает, комплексуя из-за своего веса. В основном Настя носит джинсы, футболки и рубашки. В ее гардеробе есть, по-моему, только одно платье, которое она надевала на первый звонок. Настя почти не красится, хотя все девчонки в нашем классе уже это делают. Она говорит, что не понимает, зачем ей это нужно, и я с ней в этом согласен.
Моя подруга хорошо поет и выступает на всех школьных праздниках. Мне нравится слушать ее пение. В целом я считаю ее вполне симпатичной девочкой. Я рад, что мы дружим и надеюсь, что так будет и дальше.
В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:
• Портретными.
• Проблемными.
• Путевыми.
• Социологическими.
• Публицистическими.
• Художественными.
• Портретный. В тексте описывают жизнь какого-нибудь человека. Очеркист должен описать не только внешность, но и внутренний мир, характер, темперамент, Показать, как окружающая среда повлияла на совершенные героем поступки. Этот вид очерка является самым литературным.
• Путевой. Это самый первый вид рассматриваемого литературного жанра. Он может включать в себя, например, портретный или любой другой вид очерка. В таком произведении автор просто фиксирует какое-то занимательное событие, что произошло с ним во время поездки. Здесь можно описать местность, рассказать о встречах с людьми или поделиться воспоминаниями о какой-нибудь ситуации, которую пришлось наблюдать.
• Проблемный. Он интересен присутствием в тексте острого конфликта, который можно решить, проанализировав разную информацию. Автор может упоминать как статистические данные, так и художественные средства, аргументы из литературы и т. д. Главное – предложить свое видение для решения этой проблемы, а также вовлечь в диалог читателей.
• Социалогический. В таком тексте анализируется крупная общественная проблема. Например, повышение количества ранних беременностей среди школьниц. В этом произведении должно быть максимум объективности, реальные факты и цифры. Но язык повествования должен быть живым, интересным и понятным.
• Публицистический. Он чем-то напоминает социологический, вот только здесь видна авторская позиция. Очеркист не просто выносит проблему на всеобщее обозрение, но и высказывает свое личное мнение.
• Художественный. В этом произведении факты хоть и остаются важными, но большей значимостью обладает сила воздействия написанного на читателя. Если у сочинителя получилось затронуть эмоции, значит, он может смело назвать себя очеркистом.
•
Портретный очерк одноклассницы
В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.
Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.
В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.
Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойти по пути, который она уже сейчас для себя определила.
Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.
Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.
С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.
Портретный очерк классного руководителя
1.1 Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка.
Одним из распространенных жанров публицистики является очерк.
Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что ха-рак-терной особенностью очерка является документальность, достовер-ность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлин-ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен-ные места со-бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель-ные средства, вводятся элементы художественной типизации.
подбор образов, сравнений и эпитетов;
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом иссле-до-вания выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее ис-следования будет теоретический метод. Если же предметом журналист-ского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее ха-рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более есте-ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.
Рассмотрим основные черты наиболее распространенного на сегодняш-ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1).
Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию, можно отме-тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическим материалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, а остается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго-ритму» творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называли раньше). В чем это проявляется?
В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно «разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно. Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпи-зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди-тов автор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч-ность и глубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно для произведений художественно-публицистического и художест-венного планов.
Публикации, подобные изложенной в приложении 2, исключительно ха-рактерны для современной российской периодической печати. Они лежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин-формационных) жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред-метом отображения в которой является человек, нежели очерк.
Художественный анализ качеств героя может приводить автора-худож-ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позиции полити-ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав-тор-мыслитель как бы вступают в полемику друг с другом. Художествен-ный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного, дает возможность вы-явить глу-бинные, духовные начала личности, что не всегда будет совпадать с зада-чами политического, делового, профессионального, экономического или ка-кого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественного анализа и из ана-лиза иного вида (например, профессионального), выступает как различие, су-ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз-ре-шить этот конфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе-ст-венный анализ политическим целям. В этом случае он может спе-циально «выпячивать» какие-то характеристики своего героя, с тем, чтобы использо-вать их для убеждения аудитории, скажем, в нравственности своего полити-ческого вывода.
Проблемный очерк. В центре проблемного очерка социально значимые во-просы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем, вступает в поле-мику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться порт-рет-ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного че-ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зре-ния, раз-личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за-метки, зари-совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра-же-нием определенного взгляда, одним из средств доказатель-ства. Очерк та-кого типа носит полемический характер.
По своей логической конструкции проблемный очерк может быть схо-ден с таким представителем аналитических жанров, как статья. Причиной та-кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходе отображе-ния про-блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, в про-блем-ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про-блемы, пы-тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c. 259-269].
В то же время проблемный очерк всегда можно достаточно легко отли-чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представля-ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерно-стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются пре-одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по-верхности той или иной деятельности, которую исследует очеркист, про-блема очень часто проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин-тересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сути проблемы.
Именно на этот полностью сформировавшийся замысел или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения и должны рабо-тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты и впе-чат-ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо-дится оста-вить в журналистском блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, че-рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го-су-дарство заботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работы время, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники культуры на том маршруте, которым он сле-дует. Или он может встретиться с проживающими в населен-ных пунктах, че-рез которые проезжает, участниками Великой Отечествен-ной войны, имею-щими звание Героя Советского Союза или являющимися полными ка-вале-рами ордена Славы. Таких целей существует бесконечное множество. В ре-зультате их реализации могут появиться самые разные по содержанию пу-те-вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис-пользовать те пре-имущества, которые предоставляет ему путевой очерк.
Очерк как жанр публицистики.
Урок русского языка в 11 классе
ТЕМА: Очерк как жанр публицистики.
ЦЕЛИ: определение понятия «очерк», знакомство с видами очерков и их особенностями;
повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного, путевого, портретного очерков; совершенствование умения анализировать текст публицистического стиля.
1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк.
2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории
Виды очерков и их особенности
1 группа «Видовое многообразие портретного очерка»:
Юбилейный портретный очерк
Биографический портретный очерк.
2 группа « Художественные элементы портретного очерка»
3 группа «Проблемный очерк»
Виды проблемных очерков:
4 группа «Путевой очерк»
Основные типы композиции очерка:
1. Хроникальное построение очерка
2. Построение, основанное на логике
5 группа «Языковые и стилистические особенности жанра «очерк»
Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика.
Публицистика придаёт большое значение многозначности слова
3. Практическая часть.
1.Анализ очерка Полины Иванушкиной «Живая Наташа» (приложение№1)
— Что можно сказать о композиции очерка?
В композиционно-синтаксическом плане очерк Полины Иванушкиной «Живая Наташа» представляет собой текст, состоящий из 19 прозаических строф. Повествование ведётся от второго лица. В текст включена прямая речь героини, строки из её Интернет- дневника. Автор рассказывает о судьбе девушки, которая, сделав карьеру как фотограф в мире глянца, в 30 лет заболела рассеянным склерозом, потеряла возможность двигаться, но не перестала действовать. Ноутбук, Интернет стали её спасителями. Она, больная, разбитая болезнью, нашла возможность помогать людям, себе. Очерк выстроен очень чётко. Вступление и заключение рассказывают о болезни, обречённости и безысходности положения героини, основная часть – о желании жить активно, быть полезной людям.
-Каким образом выражается авторская оценка? Авторская оценка выражается всей совокупностью языковых и речевых средств. У читателя не возникает ни малейшего сомнения по поводу отношения автора к героине, обрисованной с большой теплотой и симпатией.
— Что вы можете сказать об использовании языковых и речевых средств?
Очерк отличается разнообразием использования языковых и речевых средств. Они выполняют самые различные функции, помогая автору раскрыть образ героини очерка с разных сторон.( Поиск языковых и речевых средств в очерке, заполнение таблицы)
рисующие болезнь: пьёт по капле отчаяние, болезнь уложила её в постель, лекарство для души, стала роботом, колочусь в ловушке, замыленный взгляд, тридцать лет превратились в папку с архивными фото, вечность стоит у изголовья кровати
рисующие деятельность: выходит в Сеть, горит этим делом, налаживает контакты, не закрылась внутри себя, переступить через комплексы, воюют за детскую авиасекцию, люди просыпаются ( в зн. начинают действовать), заваливали Сеть информацией, строчить посты в свой дневник; ворвалась, шевелит людей, прыгать готова, дарит добро, сделать подвиг
Ничего не видеть вокруг, волосы встали дыбом, доверять и проверять, вишу на волоске, всем миром
Вот Наташа – выпускница Архитектурного института…Вот в страну приходит первый глянец…Вот первые выставки…
Куда ещё больше?/ Неужто так в коробке и останусь?
Справа – экран ноутбука, слева – хаос из пузырьков.
Ведь её собственная вечность стоит у изголовья кровати… /Сложнее всего просить для себя… / Стыдно, страшная ломка…/ Это не какие-то абстрактные нуждающиеся в помощи люди, это моя Ирка…/ Иначе так и проживём всю жизнь, ожидая подачек от власти…
Прикованная к постели, она спасает других./ Это не лечит, но это спасает. /Лежит одна. Но вместе со всеми./
Вывод: В ходе анализа языковых и речевых средств изобразительности мы пришли к выводу, что особую динамичность очерку придаёт наличие в нём неполных предложений, эллипсиса. Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия придают тексту особый эмоциональный настрой: заставляют читателя задуматься над судьбой героини, сочувствовать ей и восхищаться ею.
-Как дан портрет героини в очерке?
Важным элементом очерка является портрет. В данном случае он дан скупо, в двух предложениях: «Худущая, с мальчишеской стрижкой…» и «Заломленная за голову рука, усталая шея, горящие, горячечные глаза». Автору не так важно, как выглядит человек (тем более больной), а важно, что он чувствует, что происходит в его душе. Полина Иванушкина использует рядом два созвучных эпитета к слову глаза: «горящие» и «горячечные», чтобы показать неуспокоенность героини, её желание действовать.
— Каким образом представлена авторская позиция в тексте?
Неравнодушие автора к изображаемому передаётся также и при помощи метафор. Условно мы разделили их на 2 группы: 1) рисующие болезнь, 2 )рисующие действие. Вторая группа оказалась шире. Таким образом, на наш взгляд, автор рисует активную жизненную позицию Натальи Вороницыной.
На словообразовательном уровне отмечено слово «худющая», используя которое автор передаёт чувство не лексически, а посредством суффикса.
Автору удалось создать яркий образ, который не оставляет читателя равнодушным.
Анализ очерка Виталия Цепляева «Роман с одолжением » ( приложение №2)
— Какие текстуальные синонимы к имени Романа Абрамовича использует автор?
«один из самых известных богачей в России и уж точно самый известный русский богач в мире»
«Владелец заводов, дворцов, пароходов»
«Хозяин английского ФК «Челси»
«Заботливый отец шестерых детей»
«Гангстер, предатель и шантажист»
«молчащий человек со скрёщенными на груди руками и грустным выражением лица»
«человек, который иронично смотрит на происходящую вокруг него суету и знает то, чего другие не знают»
«— Абрамович — человек в психологическом плане абсолютно комфортный и для Путина, и для Медведева».
— Приведите примеры использования политической лексики, для чего она используется?
Так как Роман Абрамович – фигура политическая, в тексте присутствует общественно-политическая лексика: олигарх, спикер, окружная дума, хозяйствующие субъекты, члены правительства и др.
— Обоснованно ли используются в очерке фразеологизмы, жаргонизмы?
В очерке использованы жаргонизмы: погорел, глубоко плевать, быть в шоколаде, наезды со стороны власти, которые характеризуют время, сферу деятельности, умение личности находить выход из трудных положений, но в контексте они воспринимаются также негативно.
— Какова роль риторических вопросов в очерке? Для полемического заострения темы публицист использует риторические вопросы: «Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде»?
Много ли у нас таких губернаторов?
Кто же он? Финансовый гений, баловень фортуны, благородный филантроп?
Уж не потому ли он так беспечно и вызывающе сорит деньгами, покупая виллы, яхты и спортивные клубы? И зачем ему понадобилась экстравагантная должность хозяина Чукотки?
— С какой целью автор использует имена собственные, прибегает к цитированию?
В.Цепляев часто прибегает к цитированию, он цитирует Березовского, бывшего вице-премьера Олега Сысуева, политолога Станислава Белковского, писателя и публициста Ю.Латынину, профессора МГУ, завкафедрой социологии и психологии политики Е.Шестопал, самого Абрамовича, что вносит в очерк разносторонние оценки и снимает с автора ответственность за высказанные суждения.
Вывод: Очерк написан легким, ироничным языком, который скрывает за собой социальную оценку при кажущейся объективной подаче материала.
Очерк не несёт в себе никакой новизны ( для тех, кто следит за политикой и СМИ), но собирательный портрет главного героя к его 45-летнему юбилею дан исчерпывающий.
Слово учителя о роли очерка в формировании политического сознания людей.
Что нового узнали на уроке?
Понравилось ли работать в группе?
Можете ли вы по-новому относится к « печатному слову»?
Домашнее задание: анализ очерка из местной печати ( по выбору учащихся). Приложения 1, 2
Живая Наташа
Прикованная к постели, она спасает других
Автор: Полина Иванушкина
Потерять и обрести
— Сложнее всего просить для себя… Сказать: «Ребята, со мной такая история, я больна, мне нужна помощь». Они-то привыкли к тебе здоровой. Стыдно, страшная ломка… Но ты делаешь это, потому что одна пропадёшь.
Слегла она с замыленным взглядом. Сузившимся до радиуса объектива, отщёлкивающего гламурные отпечатки.
Летом 2010-го её душа включила в себя «Ирку из Выксы». Мать пятерых детей, которая, между тем как лазить на крышу собственного дома, высматривая, далеко ли огонь, пора ли бежать и жив ли муж, ушедший на пожар, успевала строчить посты в свой интернет-дневник.
Невыносимость сердца
Она не стала ложиться в больницу, колоть гормоны, как советовали врачи. Она стала помогать другим. Это не лечит, но это спасает.
Наташка не умирает, живёт. Лежит одна. Но вместе со всеми. Тугеза.
«Сегодня снова немного счастливо».
Роман с одолжением*
Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде» ?
Но это не просто спор двух «хозяйствующих субъектов». В Высоком суде Лондона побеждённый учитель словно пытается наказать победителя-ученика. Ведь в те времена, когда Березовский уже слыл всемогущим «крёстным отцом» Кремля, Абрамович с его помощью делал лишь первые шаги к несметному богатству и влиянию.
Незаметный и полезный
Между струйками
Циничные политологи, впрочем, не переоценивают Абрамовича-романтика.
— На роль показухи малонаселённая Чукотка годилась идеально: путём небольших финансовых вливаний там можно было много изменить, — говорит С. Белковский. — А возглавь Абрамович какой-нибудь Ставропольский край, там бы и погорел. Кроме того, он хотел уже официально войти в политическую элиту, показать, что является не просто бизнесменом. Ну и наконец, Роман Аркадьевич рассчитывал на Чукотке заработать и добился этого. Там была перерегистрирована «Сибнефть», и всё, что он потратил на этот округ, — лишь часть денег, сэкономленных на региональных налоговых льготах для этой компании, которые были введены при Абрамовиче-губернаторе.
— Деньги не приносят счастья. Они дают лишь некоторую независимость, — признался как-то Абрамович в одном из редких интервью. Независимость — в том числе от мнения простых граждан о его персоне — он, похоже, давно себе обеспечил. А счастье? За плечами только 45, есть силы, здоровье, красивая молодая подруга. Можно и о счастье подумать.
Виталий ЦЕПЛЯЕВ
* одолжение – услуга, любезность ( Толковый словарь Ушакова)