Что такое очерк в публицистике
Что такое очерк в журналистике?
Очерк — это один из самых известных художественно-публицистических жанров в журналистике. Он дает автору возможность выразить свое авторское видение события или явления, границы этого жанра максимально разжаты для проявления творчества и индивидуального стиля. Именно поэтому он привлекает многих журналистов, но дается лишь тем, кто познал его сущность.
История возникновения
Очерк в качестве жанра начал развиваться в лондонских журналах 18 века. Исследователи связывают происхождение жанра с несколькими факторами.
Окончательно оформился жанр очерка в 20-е годы 20 века. Очерком стали стремиться задокументировать то или иное событие, явление. Появился акцент на документальности изображаемого. Стало модно не сочинять, а излагать факты, поэтому на основе очеркистики сформировался целый пласт новой литературы — нонфикшн.
Определение
Очерк как жанр журналистики представляет собой художественно-публицистическое произведение, соединяющее в себе аналитическое и образное начало. То есть публицист, который решает написать очерк, должен понимать, что, помимо сухих фактов о человеке, событии или явлении, он должен внести в текст и художественную составляющую, средства и методы выразительности.
Иногда бывает трудно восстановить равновесие между этими двумя оставляющими, поэтому жанр очерка считают одним из наиболее трудных, а также заслужено зовут «королем» художественно-публицистических жанров.
Виды очерков
Пример
В качестве примера приведем отрывок из портретного очерка:
Я ни разу не видел его таким. Этот большой и сильный мужчина всегда казался мне непобедимым куском бетонной плиты, готовым сорваться на первый зов любого нуждающегося. Мой отец не мог позволить себе дать слабину, и то, что он требовал от себя самого, он требовал и от других. Острые скулы, длинные пальцы, рельефные мышцы и идеальная осанка – мой домашний спартанец никогда не забывал о дисциплине, запретах и самоконтроле. Он всегда говорил, что это правильно, это поможет в будущем, а я должен понимать, что настоящий мужчина несет ответственность не только за себя. А я и не понимал тогда, что такое ответственность.
И вот сейчас он сидит передо мной, спустя столько лет, просто так, сгорбившись на стуле. Пальцы его держат тлеющую сигарету, которые всегда были запрещены в радиусе километра от нашего дома. Вторая рука мирно поглаживает кота. И этот спартанец пенсионного возраста смотрит на меня своими уставшими от вечной борьбы глазами и глухо вздыхает. Его битва закончилась. Но стоила ли она тех жертв?
Очерковая публицистика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Публицистика – это тип литературных произведений, которые посвящены актуальным проблемам социума.
Понятие очерковой публицистики
Для начала стоит определиться с тем, что представляет собой очерк. Это слово имеет две распространенные трактовки.
Очерк может быть портретным, проблемным, путевым. Наряду с этим существует несколько принципов, характерных для очерковой публицистики:
Очерковая публицистика представляет собой одно из наиболее известных жанров литературы и журналистики. С ее помощью автор может отразить собственное видение конкретного явления, а также выразить свое мнение. При этом здесь нет никаких серьезных ограничений. Однако дается этот стиль далеко не всем людям, а только тем, которые смогли в него вникнуть и познать суть.
Так, выступая в качестве самостоятельного публицистического жанра, очерк является художественным произведением, которое имеет как образное, так и аналитическое начало. Публицист, принявший решение о его составлении, должен использовать конкретику, а также задействовать художественный элемент. Порой бывает трудно достичь баланса между этими составляющими, поэтому работа с данным жанром сопряжена с конкретными трудностями.
Историческая справка
Очерковая публицистика как отдельное направление начала развиваться на территории Великобритании в 18 столетии. Первые заметки такого плана появились в лондонских журналах. Исследователи отмечают, что возникновениеданного жанра связано с прямым и непосредственным влиянием определенных факторов.
Готовые работы на аналогичную тему
Окончательное формирование этого жанра произошло в 20-х годах прошлого столетия. С помощью очерковой публицистики авторы стремились к документированию определенного события. В тот момент времени было модно излагать сухие факты и ничего не придумывать.
Виды очерков
В публицистическом жанре, как и в любом другом направлении, применяется несколько разновидностей очерков.
Портретный очерк. Под ним принято понимать произведение, которое основывается на конкретной личности человека с описанием ее истории, опыта, переживаний. Зачастую в качестве героев подобных произведений выступают известные персоны, оказавшие серьезное влияние на жизнь социума, или же обыкновенные люди (например, родственники, друзья автора), вымышленные персонажи. Цель создания таких текстов заключается в том, чтобы дать читателю возможность оказаться на месте героя и сравнить свой и его опыт.
Путевой очерк. Он традиционно представляет собой набор заметок путешественника, который отправился в поездку. В качестве примера стоит рассмотреть популярное литературное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». Данное направление считается ранним и подразумевает описание событий, которые довелось пережить человеку. К ним могут относиться встречи, неудачи и положительные впечатления, неожиданные повороты событий. Основная черта путевого очерка – сохранение интереса читателя до самых последних строк.
Проблемный очерк. В рамках данного материала автор создает проблему и описывает ее последовательное развитие. Он представляет собой статью с элементами художественных допущений и отступления от тем. Автор занимается проведением анализа ситуации, предоставляет аргументы, которые могут потребоваться читателю для понимания всех сторон процесса и, самое главное, следит за его ходом.
Таким образом, каждый вид очерка имеет свои ключевые особенности и нюансы.
Структурные особенности
Если рассмотреть любую публикацию, относящуюся к очерковой публицистике, можно заметить, что, несмотря на насыщенность фактами, она не является корреспонденцией. Связано это с тем, что автор использует творческий элемент, который присущ очерку. Все это проявляется в следующих аспектах.
Таким образом, основная суть подобных публикаций сводится к тому, чтобы предоставить читателям конкретное представление о личности, находящейся в центре истории.
Посредством решения данной задачи журналист стремится к раскрытию основных ценностей героев, а также смысла их жизни.
Грамотно составленный очерк содержит информацию о характере героя и его поведении в нетривиальной ситуации. Так что от автора требуется своевременное обнаружение периода в жизненном пути героя, на котором можно проследить основные черты его характера.
Очерковая публицистика – интересное направление литературы, однако работать в нем непросто.
Очерк как жанр публицистики.
Урок русского языка в 11 классе
ТЕМА: Очерк как жанр публицистики.
ЦЕЛИ: определение понятия «очерк», знакомство с видами очерков и их особенностями;
повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного, путевого, портретного очерков; совершенствование умения анализировать текст публицистического стиля.
1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк.
2. Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории
Виды очерков и их особенности
1 группа «Видовое многообразие портретного очерка»:
Юбилейный портретный очерк
Биографический портретный очерк.
2 группа « Художественные элементы портретного очерка»
3 группа «Проблемный очерк»
Виды проблемных очерков:
4 группа «Путевой очерк»
Основные типы композиции очерка:
1. Хроникальное построение очерка
2. Построение, основанное на логике
5 группа «Языковые и стилистические особенности жанра «очерк»
Употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая лексика.
Публицистика придаёт большое значение многозначности слова
3. Практическая часть.
1.Анализ очерка Полины Иванушкиной «Живая Наташа» (приложение№1)
— Что можно сказать о композиции очерка?
В композиционно-синтаксическом плане очерк Полины Иванушкиной «Живая Наташа» представляет собой текст, состоящий из 19 прозаических строф. Повествование ведётся от второго лица. В текст включена прямая речь героини, строки из её Интернет- дневника. Автор рассказывает о судьбе девушки, которая, сделав карьеру как фотограф в мире глянца, в 30 лет заболела рассеянным склерозом, потеряла возможность двигаться, но не перестала действовать. Ноутбук, Интернет стали её спасителями. Она, больная, разбитая болезнью, нашла возможность помогать людям, себе. Очерк выстроен очень чётко. Вступление и заключение рассказывают о болезни, обречённости и безысходности положения героини, основная часть – о желании жить активно, быть полезной людям.
-Каким образом выражается авторская оценка? Авторская оценка выражается всей совокупностью языковых и речевых средств. У читателя не возникает ни малейшего сомнения по поводу отношения автора к героине, обрисованной с большой теплотой и симпатией.
— Что вы можете сказать об использовании языковых и речевых средств?
Очерк отличается разнообразием использования языковых и речевых средств. Они выполняют самые различные функции, помогая автору раскрыть образ героини очерка с разных сторон.( Поиск языковых и речевых средств в очерке, заполнение таблицы)
рисующие болезнь: пьёт по капле отчаяние, болезнь уложила её в постель, лекарство для души, стала роботом, колочусь в ловушке, замыленный взгляд, тридцать лет превратились в папку с архивными фото, вечность стоит у изголовья кровати
рисующие деятельность: выходит в Сеть, горит этим делом, налаживает контакты, не закрылась внутри себя, переступить через комплексы, воюют за детскую авиасекцию, люди просыпаются ( в зн. начинают действовать), заваливали Сеть информацией, строчить посты в свой дневник; ворвалась, шевелит людей, прыгать готова, дарит добро, сделать подвиг
Ничего не видеть вокруг, волосы встали дыбом, доверять и проверять, вишу на волоске, всем миром
Вот Наташа – выпускница Архитектурного института…Вот в страну приходит первый глянец…Вот первые выставки…
Куда ещё больше?/ Неужто так в коробке и останусь?
Справа – экран ноутбука, слева – хаос из пузырьков.
Ведь её собственная вечность стоит у изголовья кровати… /Сложнее всего просить для себя… / Стыдно, страшная ломка…/ Это не какие-то абстрактные нуждающиеся в помощи люди, это моя Ирка…/ Иначе так и проживём всю жизнь, ожидая подачек от власти…
Прикованная к постели, она спасает других./ Это не лечит, но это спасает. /Лежит одна. Но вместе со всеми./
Вывод: В ходе анализа языковых и речевых средств изобразительности мы пришли к выводу, что особую динамичность очерку придаёт наличие в нём неполных предложений, эллипсиса. Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия придают тексту особый эмоциональный настрой: заставляют читателя задуматься над судьбой героини, сочувствовать ей и восхищаться ею.
-Как дан портрет героини в очерке?
Важным элементом очерка является портрет. В данном случае он дан скупо, в двух предложениях: «Худущая, с мальчишеской стрижкой…» и «Заломленная за голову рука, усталая шея, горящие, горячечные глаза». Автору не так важно, как выглядит человек (тем более больной), а важно, что он чувствует, что происходит в его душе. Полина Иванушкина использует рядом два созвучных эпитета к слову глаза: «горящие» и «горячечные», чтобы показать неуспокоенность героини, её желание действовать.
— Каким образом представлена авторская позиция в тексте?
Неравнодушие автора к изображаемому передаётся также и при помощи метафор. Условно мы разделили их на 2 группы: 1) рисующие болезнь, 2 )рисующие действие. Вторая группа оказалась шире. Таким образом, на наш взгляд, автор рисует активную жизненную позицию Натальи Вороницыной.
На словообразовательном уровне отмечено слово «худющая», используя которое автор передаёт чувство не лексически, а посредством суффикса.
Автору удалось создать яркий образ, который не оставляет читателя равнодушным.
Анализ очерка Виталия Цепляева «Роман с одолжением » ( приложение №2)
— Какие текстуальные синонимы к имени Романа Абрамовича использует автор?
«один из самых известных богачей в России и уж точно самый известный русский богач в мире»
«Владелец заводов, дворцов, пароходов»
«Хозяин английского ФК «Челси»
«Заботливый отец шестерых детей»
«Гангстер, предатель и шантажист»
«молчащий человек со скрёщенными на груди руками и грустным выражением лица»
«человек, который иронично смотрит на происходящую вокруг него суету и знает то, чего другие не знают»
«— Абрамович — человек в психологическом плане абсолютно комфортный и для Путина, и для Медведева».
— Приведите примеры использования политической лексики, для чего она используется?
Так как Роман Абрамович – фигура политическая, в тексте присутствует общественно-политическая лексика: олигарх, спикер, окружная дума, хозяйствующие субъекты, члены правительства и др.
— Обоснованно ли используются в очерке фразеологизмы, жаргонизмы?
В очерке использованы жаргонизмы: погорел, глубоко плевать, быть в шоколаде, наезды со стороны власти, которые характеризуют время, сферу деятельности, умение личности находить выход из трудных положений, но в контексте они воспринимаются также негативно.
— Какова роль риторических вопросов в очерке? Для полемического заострения темы публицист использует риторические вопросы: «Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде»?
Много ли у нас таких губернаторов?
Кто же он? Финансовый гений, баловень фортуны, благородный филантроп?
Уж не потому ли он так беспечно и вызывающе сорит деньгами, покупая виллы, яхты и спортивные клубы? И зачем ему понадобилась экстравагантная должность хозяина Чукотки?
— С какой целью автор использует имена собственные, прибегает к цитированию?
В.Цепляев часто прибегает к цитированию, он цитирует Березовского, бывшего вице-премьера Олега Сысуева, политолога Станислава Белковского, писателя и публициста Ю.Латынину, профессора МГУ, завкафедрой социологии и психологии политики Е.Шестопал, самого Абрамовича, что вносит в очерк разносторонние оценки и снимает с автора ответственность за высказанные суждения.
Вывод: Очерк написан легким, ироничным языком, который скрывает за собой социальную оценку при кажущейся объективной подаче материала.
Очерк не несёт в себе никакой новизны ( для тех, кто следит за политикой и СМИ), но собирательный портрет главного героя к его 45-летнему юбилею дан исчерпывающий.
Слово учителя о роли очерка в формировании политического сознания людей.
Что нового узнали на уроке?
Понравилось ли работать в группе?
Можете ли вы по-новому относится к « печатному слову»?
Домашнее задание: анализ очерка из местной печати ( по выбору учащихся). Приложения 1, 2
Живая Наташа
Прикованная к постели, она спасает других
Автор: Полина Иванушкина
Потерять и обрести
— Сложнее всего просить для себя… Сказать: «Ребята, со мной такая история, я больна, мне нужна помощь». Они-то привыкли к тебе здоровой. Стыдно, страшная ломка… Но ты делаешь это, потому что одна пропадёшь.
Слегла она с замыленным взглядом. Сузившимся до радиуса объектива, отщёлкивающего гламурные отпечатки.
Летом 2010-го её душа включила в себя «Ирку из Выксы». Мать пятерых детей, которая, между тем как лазить на крышу собственного дома, высматривая, далеко ли огонь, пора ли бежать и жив ли муж, ушедший на пожар, успевала строчить посты в свой интернет-дневник.
Невыносимость сердца
Она не стала ложиться в больницу, колоть гормоны, как советовали врачи. Она стала помогать другим. Это не лечит, но это спасает.
Наташка не умирает, живёт. Лежит одна. Но вместе со всеми. Тугеза.
«Сегодня снова немного счастливо».
Роман с одолжением*
Мало кто думает, что свой бизнес Роман Абрамович делал как-то иначе, чем Михаил Ходорковский. Но почему один олигарх в тюрьме, а другой в «шоколаде» ?
Но это не просто спор двух «хозяйствующих субъектов». В Высоком суде Лондона побеждённый учитель словно пытается наказать победителя-ученика. Ведь в те времена, когда Березовский уже слыл всемогущим «крёстным отцом» Кремля, Абрамович с его помощью делал лишь первые шаги к несметному богатству и влиянию.
Незаметный и полезный
Между струйками
Циничные политологи, впрочем, не переоценивают Абрамовича-романтика.
— На роль показухи малонаселённая Чукотка годилась идеально: путём небольших финансовых вливаний там можно было много изменить, — говорит С. Белковский. — А возглавь Абрамович какой-нибудь Ставропольский край, там бы и погорел. Кроме того, он хотел уже официально войти в политическую элиту, показать, что является не просто бизнесменом. Ну и наконец, Роман Аркадьевич рассчитывал на Чукотке заработать и добился этого. Там была перерегистрирована «Сибнефть», и всё, что он потратил на этот округ, — лишь часть денег, сэкономленных на региональных налоговых льготах для этой компании, которые были введены при Абрамовиче-губернаторе.
— Деньги не приносят счастья. Они дают лишь некоторую независимость, — признался как-то Абрамович в одном из редких интервью. Независимость — в том числе от мнения простых граждан о его персоне — он, похоже, давно себе обеспечил. А счастье? За плечами только 45, есть силы, здоровье, красивая молодая подруга. Можно и о счастье подумать.
Виталий ЦЕПЛЯЕВ
* одолжение – услуга, любезность ( Толковый словарь Ушакова)
Как написать проблемный очерк (жанр публицистического стиля): особенности, структура проблемного очерка и примеры текстов
11.02.2021 No Comments Posted in
В статье вы узнаете о том, что такое очерк, какие ему присущи жанровые особенности, а также о том, как написать проблемный очерк: структура, основная задача, план написания и примеры текстов, выполненных в жанре проблемного очерка.
Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.
В центре проблемного очерка находится изучение некой проблемной ситуации, которую автор раскрывает с разных сторон, в первую очередь, — с социального и морально-этического ракурса.
Прежде, чем приступать к детальному разбору, для начала рассмотрим, а что же такое проблемный очерк (и очерк в целом), и какими жанровыми особенностями он обладает.
Что такое очерк
Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.
Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.
В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Относится очерк к публицистическому стилю речи, а именно к его художественно-публицистическому жанру.
«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Жанровые особенности проблемного очерка
Жанровые особенности, присущие очерку:
Наиболее «яркими» стилевыми особенностями очерка являются:
Как написать проблемный очерк: структура очерка
Принято выделять 3 способа структуризации очерка:
Как написать проблемный очерк: смысл и основная цель
В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения.
Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить.
Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк «живым» и интересным.
Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка.
Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно.
План проблемного очерка
Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка.
План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:
Схематически проблемный очерк можно изобразить так:
Описание проблемы — > причины возникновения проблемной ситуации — > ее развитие — > пути решения.
Примеры проблемного очерка
Большинство проблемных очерков достаточно внушительного объема. Так, например, проблемный очерк В. М. Пескова об охране малых рек «Речка моего детства» — это 10 листов печатного текста формата А4.
Поэтому далее в качестве примеров текстов данного жанра будут приведены небольшие отрывки.
Проблемный очерк В. Пескова «Речка моего детства» (отрывок)
«У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.
Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков.
Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, – на малых речках.
Проверим это, к примеру, все той же Усманкой.
Река эта – главный приток Воронежа. Воронеж – река немалая. На ней, как известно, рождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. Но город вот уже несколько лет страдает от жажды.
И скоро мы будем иметь, так сказать еще одно «море». Плотина строится исключительно для того, чтобы задержать воду, ибо река не в силах уже напоить промышленный город. Слов нет – город велик, воды надо много. Но, с другой стороны, и река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. А это следствие того, что главный ее приток и еще какие-то речки и ручейки недодают воду.
В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды. Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от наших незнаний, равнодушия и беспечности. Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь!
Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.«
Проблемные очерки часто встречаются на страницах газеты «Аргументы и Факты». В качестве примера можно привести работы Вячеслава Костикова и Николая Зятькова.
Вячеслав Васильевич Костиков (род. 24 августа 1940 года, Москва) — российский государственный деятель, дипломат, журналист и писатель.
Николай Иванович Зятько́в (род. 17 июня 1950, Духовщина, Смоленская область) — владелец и президент издательского дома «Наша версия», один из ведущих представителей российских СМИ.
Отрывок из очерка Вячеслава Костикова «Нам песня строить и жить…»
«Производство новых советских песен было поставлено на мощный поток. Чуть ли не каждый день радио выдавало новую. Исходя из пропагандистского понимания, что «песня строить и жить помогает», песни, особенно идеологически правильные, буквально заталкивались в сознание. Регулярно шли передачи «Разучиваем песню». Хорошо помню слова диктора: «А теперь, дорогие радиослушатели, прослушайте эту мелодию в исполнении фагота». Перед войной из репродукторов мощно зазвучали марши.
Строителей коммунизма идеологически выстраивали в одну маршевую колонну, и для этого нужно было бодрящее песенное обеспечение. В найденном на чердаке песеннике я насчитал 35 песен о юных пионерах, 10 песен октябрят, 20 комсомольских и 40 революционных, военных и партизанских. Из мирового песенного наследия составители песенника включили всего четыре, в том числе «Похоронную песню» на музыку Бетховена.
Современная песня всё дальше уходит от национального лада. Молодёжь лучше ориентируется в англосаксонских хитах, чем в русской песне. Русское застолье уже не поёт. Идет глобализация культуры. Процесс естественный, объективный. И всё-таки как-то грустно думать о том, что русская песня, в которой жила душа народа, может исчезнуть совсем.
Как же быть? Хуже всего, если за песенное дело возьмутся наши депутаты. Они таких песенных законов напринимают, что поющие «кощунницы» из Pussy Riot покажутся невинными девами. А вместо советского «Марша энтузиастов» мы получим, пожалуй, «Марш олигархов», «Вальс жуликов и воров», «Балладу о проворовавшемся банкире», «Депутатский перепляс».
Так какие песни нужны новой России? Давайте подумаем вместе.»
Отрывок из «Миллион детей на помойке» Николая Зятькова
«Слова президента, сделавшего ставку на укрепление семьи, увеличение рождаемости, у большинства россиян вызвали внутреннюю поддержку. Что ещё могло бы способствовать решению этих задач, но в силу разных причин не прозвучало в обращении президента? Снижение количества абортов, которые в России делаются каждые 18 секунд.
У нас эта тема как-то стыдливо не обсуждается, считается, что аборт — дело личное. Хотя, если взять цифры, получается страшная картина. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. было сделано 1 млн 162 аборта. Представьте только: на каждых 100 родившихся — 66,7 аборта! Не будь их, рождаемость выросла бы более чем в 1,5 раза. На фоне того, что многие семьи прикладывают немалые усилия, чтобы иметь детей, что государство строит новейшие центры, а медики спасают ослабленных малышей, каждый год более 1 млн фактически уже состоявшихся после зачатия детских душ и тел выбрасывается на помойку.
Не все знают, что в стране существуют люди, которые зарабатывают на абортном материале. В этой области крутятся огромные деньги (омоложение, лечение, кремы на основе фетального, то есть абортного, материала — роскошь не для бедных). Проблема, конечно, не только в этом. Сколько у нас подростков, которые «неожиданно» становятся беременными из-за своей беспечности, неграмотности, из-за того, что ни родители, ни государство не научили их культуре отношений! Сколько малообеспеченных семей, не имеющих возможности элементарно прокормить и дать образование ещё одному ребёнку!
Общество и государство должны чётко ответить на вопрос: нужен ли нам ежегодно ещё миллион детей? Или мы под флагом толерантности, свободы выбора будем спускать их в канализацию? Если нужны, значит, необходимо запретить аборты (исключая медицинские и социальные показания). Нужно провести дискуссии в обществе… «
Анатолий Аграновский «Столкновение» (отрывок)
Анатолий Абрамович Аграновский — известный советский писатель, прозаик, публицист, художник-оформитель и мультипликатор, ретушёр, кинодраматург, журналист, певец.
«Последние шесть лет они работали вместе, на одной дороге, на одном и том же паровозе — все тут было привычно для них. Работали молча, потому что в пути не положено говорить. «Зеленый!» — заметит сигнал помощник, и машинист обязательно подтвердит: «Зеленый», и снова они молчат. Таков порядок, а для них привычка, въевшаяся за долгие годы. Так же, как спать перед ночным рейсом. Все тут было памятно машинисту, всей мерой опыта своего и таланта он знал, где надо отвести регулятор на всю дугу, а где можно прибрать, и какой путь машина пробежит силой своей тяжелой инерции, и где, предощущая новый подъем, надо снова дать пар, а где притормозить и насколько, чтобы после не разгонять, но чтоб и не занесло… А от этого всего — экономия, и точный график, и уважение деповских, и премии к каждой получке, и давнишние портреты на Доске почета, к которым можно подойти и сказать: «А не запылились ли мы с тобой, Сергей Иваныч? Молодых бы кого на наше место!»
Так летели они и в ту ночь, отрезанные от мира своей скоростью и причастные ко всей жизни страны, и было все знакомо, покойно, и все они предвидели, помнили, но нельзя уберечься от тупости и равнодушия.
Это команда крайняя. Машинист мгновенно отвел регулятор на себя. Для этого он должен был привстать. Садясь, перевел кран на экстренное торможение. Перевел левой рукой, а правой уже крутил реверс, чтобы дать контр-пар… И это было последнее, что увидел помощник: яростное лицо друга и спокойные руки, делавшие привычную работу. Потом мелькнул перед глазами развороченный путь, помощник крикнул, а может, только подумал: «Коля, все!», и его выбросило на землю и он остался жив.
А машинист успел — хочется так думать, — успел, обостренным своим чутьем угадать, что тормозная волна уже прошила состав, понял, что вагоны с людьми не пойдут под откос, и в тот же миг паровоз рухнул набок, и машиниста убило, сварило паром.
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.