Что такое очевидная валидность
Мир психологии
психология для всех и каждого
Проблемы валидности психодиагностических методик. Виды валидности. Эмпирические способы определения валидности.
Валидность теста информирует о том, что должен измерять тест и насколько хорошо он это делает. Выражение валидности в общих терминах наименования принципиально невозможно, так как ни один тест нельзя охарактеризовать высоким или низким уровнем валидности абстрактно, не учитывая его конкретной целенаправленности. На деле между наименованием теста и его практическим назначением нередко существует несоответствие. Валидность теста должна определяться только относительно его специального использования.
Генерализованный (обобщенный) истинный результат — это термин, используемый для характеристики действительного уровня скрытых, не наблюдаемых качеств или свойств. Скрытое от внешнего наблюдения свойство не может быть измерено только с помощью одного какого-либо теста. В практике для этой цели используется батарея с конечным числом разных тестов, направленных на измерение одного скрытого свойства, уровень которого требуется определить. Каждый из используемых тестов лишь частично покрывает исследуемое свойство. Это особый случай отношений между сущностью и явлением.
Валидность и надежность.
Валидность и надежность — связанные понятия. Их соотношение может быть проиллюстрировано следующим примером. Допустим, имеются два стрелка А и В. Стрелок А выбивает 90 очков из 100, а стрелок В — только 70. Соответственно, надежность стрелка А равна 0,90, а стрелка В — 0,70. Однако стрелок А всегда стреляет по чужим мишеням, поэтому на соревнованиях его результаты не засчитываются. Второй стрелок всегда правильно выбирает мишени. Поэтому валидность стрелка А нулевая, а стрелка В — 0,70, т.е. численно равна надежности. Если стрелок А станет правильно выбирать мишени, его валидность тоже будет равна его надежности. Если же он будет продолжать иногда путать мишени, то часть результатов не будет зачтена и валидность стрелка А будет ниже надежности. В нашем примере аналогом надежности является точность, меткость стрелка, а аналогом валидности — тоже точность стрельбы, но не по любой, а по строго определенной, «своей» мишени. Поэтому надежный стрелок может стать валидным, не только сменив мишень, но и сменив команду. В истории известны случаи, когда тесты, признанные инвалидными для измерения одних свойств, оказывались валидными для других. Значит, надежность является необходимым условием валидности. Ненадежный тест не может быть валидным, и, наоборот, валидный тест всегда надежен. Надежность теста не может быть меньше его валидности; в свою очередь, валидность не может превышать надежности.
В современной психометрии выделяются несколько видов валидности:
Содержательная валидность.
Очевидная валидность.
Очевидная валидность — это валидность с точки зрения испытуемого. Она означает то впечатление о предмете измерения, которое формируется у испытуемого при знакомстве с инструкцией и материалом теста. Очевидная валидность играет важную роль в процессе тестирования, поскольку именно она в первую очередь определяет отношение испытуемых к обследованию. В.А. Аванесов приводит пример отказа от выполнения теста испытуемыми из-за отсутствия у теста очевидной валидности. Во время социологического опроса моряков рыболовного флота он столкнулся со случаем отказа заполнять анкету под предлогом того, что анкета составлена «не для моряков», в ней нет вопросов, относящихся к морякам, «на морские темы». Если бы опросник содержал «морские термины», то он бы казался «своим» и вызывал больше доверия у испытуемых. Именно в силу этого обстоятельства очевидную валидность иногда называют также доверительной валидностью.
Эмпирическая валидность.
Критерий валидизации.
В качестве критерия может выступать любой показатель, независимо и бесспорно измеряющий туже психологическую характеристику, что и валидизируемый тест. Вопрос о выборе критерия является в этом виде валидности основным, От выбора критерия зависят качественная и количественная оценки валидности.
Эмпирическая валидность теста — это всегда валидность по отношению к конкретному критерию. Поэтому процесс конструирования теста часто сопровождается поиском подходящего критерия. Если к моменту проверки валидности такого экспериментального критерия не оказывается, в качестве него используются характеристики реального поведения, которые на основе существующих психологических теорий предполагаются связанными с измеряемым свойством. Например, в качестве жизненных критериев для тестов интеллекта используются показатели успешности обучения, для экстравертированности — успешность административной деятельности, для тревожности — частота заболеваний неврозом и т.п. Однако успешность обучения, поведения и деятельности редко зависит только от одного-единственного свойства психики. Реальное поведение человека множественно детерминированно, т.е. зависит не от одного, а от целого комплекса психических свойств. Поэтому использование жизненных критериев для валидизации тестов имеет смысл только в отношении многомерных тестов, таких, как MMPI, 16PF, HSPQ и др., представляющих по существу многопрофильные батареи тестов. Для оценки валидности батареи тестов или многомерного теста в целом используются методы множественного регрессионного анализа.
Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Обращение к конструктной (концептуальной) валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых измерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа для выводов о том, в какой степени испытуемые обладают некоторой определенной психологической характеристикой. Причем измеряемая психологическая характеристика не может быть отождествлена с какой-либо наблюдаемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую концепцию. Примерами таких концепций являются интеллект, черты личности, мотивы, установки и т.д. Конструктная (концептуальная) валидность имеет значение также при разработке принципиально новых тестов, для которых не определены внешние критерии валидности.
Конкурентная валидность – оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность, которых относительно измеряемого параметра установлена.
Инкрементная валидность – имеет ограниченное значение и относиться к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критериями, но не перекрываться другими тестами из этой батареи.
Дифференциальная валидность – может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов.
Что такое очевидная валидность
1. НАДЕЖНОСТЬ
Относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста. Независимость методики от действия случайных факторов
Устойчивость определяется с помощью повторного тестирования (ретеста)
1.1. Метод повторного тестирования (ретеста)
Ретестовая надежность определяется путем повторного обследования одних и тех же лиц при помощи одной и той же методики. Основан на подсчете корреляции индивидуальных баллов испытуемых, полученных в результате двукратного выполнения ими одного и того же теста. Чем выше коэффициент корреляции, тем выше надежность, и мы получаем примерно то же самое распределение. Обычно повторное тестирование проводится через 1-2 недели. Наименьшим удовлетворительным значением для ретестовой надежности является 0.76
Однако надежность не всех тестов можно проверять этим методом, так как оцениваемое качество, явление или эффект могут быть сами по себе нестабильны (например, наше настроение, которое может меняться от одного замера к следующему). Ещё один недостаток повторного тестирования — это эффект привыкания. Испытуемые уже знакомы с этим тестом, а может быть, даже помнят большую часть своих ответов после предыдущего заполнения.
Внутренняя согласованность (англ. — internal consistency) определяется связью каждого конкретного элемента теста с общим результатом, тем, насколько каждый элемент входит в противоречие с остальными, насколько каждый отдельный вопрос измеряет признак, на который направлен весь тест. Чаще всего тесты разрабатываются таким образом, чтобы у них была высокая степень внутренней согласованности, а связи с тем, что если одна переменная измеряется частью теста, то тогда в других частях, если они не согласованы с первой, эта же переменная измеряться не может. Таким образом, чтобы тест был валидным, необходимо, чтобы он был согласован.
Для проверки внутренней согласованности применяются различные методы:
1.4. Метод эквивалентных бланков
Состоит в применении двух сопоставимых друг с другом форм теста для большой выборки. Результаты, полученные при выполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. Если коэффициент корреляции высокий, следовательно, тест надежен.
1.5. Метод альфа Кронбаха
В этом методе, предложенном Ли Кронбахом, сравнивается разброс каждого элемента с общим разбросом всей шкалы. Если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, то каждый отдельный вопрос направлен на исследование одного и того же общего основания.
Если все вопросы измеряют один и тот же признак, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 1. При случайном разбросе результатов ответов на вопросы, коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0, и тест ненадежен.
2. ВАЛИДНОСТЬ ТЕСТА
Валидность теста (от англ. valid – актуальный, подходящий, действительный) – понятие, указывающее, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает. Это комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность.
Не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь, используются и разные способы доказательства. Проверка валидности методики называется валидизацией.
2.1. Концептуальная валидность
Понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
2.2. Содержательная (логическая) валидность
Под содержанием понимается фактический материал, входящий в пункты тестов. Валидность по содержанию оценивает соответствие содержания теста (заданий, вопросов) той реальной деятельности, в которой проявляется измеряемое в методике свойство.
Например, чтобы тест математических способностей имел достаточный уровень содержательной валидности, его пункты не должны иметь таких формулировок, при которых для испытуемого решающими оказываются вербальные способности, необходимые для того, чтобы понять, о чём спрашивается в этом пункте.
Содержание должно быть уравновешено таким образом, чтобы все тестируемые аспекты были представлены. Тест не должен быть перегружен, допустим, пунктами на умножение в ущерб пунктам на сложение.
Установление содержательной валидности есть в значительной степени субъективная операция, основанная на мнениях «экспертов» относительно уместности используемых материалов.
2.3. Конструктная валидность (концептуальная, понятийная, внутренняя валидность)
Под конструктом понимают психологический феномен, который невозможно наблюдать непосредственно, но можно вывести из поведения человека, например, экстраверсия, общий интеллект, открытость, умения и т.д.
Конструктная валидность определяет наличие взаимосвязи между новым и ранее существующим тестом-эталоном, изучающим тот же конструкт, валидность которого была ранее определена. Она указывает на то, что разрабатываемый тест измеряет примерно ту же сферу поведения, способность, личностное качество, что и эталонная методика
При анализе конструктной валидности методики формулируют ряд гипотез о том, как будет коррелировать разрабатываемый тест с широким кругом других тестов, направленных на конструкты, находящиеся в теоретически известной или предполагаемой связи с исследуемыми. Конструктная валидность характеризуется не только связями проверяемого теста с близкородственными показателями эталонного теста, но и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей наблюдаться не должно.
2.4. Операциональная валидность
Определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента
2.5. Очевидная (доверительная) валидность
Очевидная валидность показывает в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации. Именно она в первую очередь определяет отношение испытуемых к обследованию. Тест должен восприниматься испытуемым как серьезный инструмент познания его личности.
Наличие очевидной валидности способствует воспринимаемой целесообразности психологического теста и создает у тестируемого впечатления, что тест учитывает его индивидуальность и опыт работы. Позволяет добиться сотрудничества и хорошего раппорта между тестирующим и тестируемыми.
Недостаток очевидной валидности (независимо от технической валидности, или точности, теста) может вызывать у тестируемых чувства раздражения, неудовлетворенности и обманутости, создавать негативное общественное мнение.
Хотя очевидная валидность, на первый взгляд, кажется подобной содержательной валидности, смысл этих показателей различен.
2.6. Критериальная (прагматическая, эмпирическая) валидность
Такая валидность показывает ее практическую полезность. Для этого используется независимый внешний относительно самого теста критерий – показатель проявления изучаемого свойства в повседневной жизни.
Например, практическая задача теста – выявить тех, кто будет эффективен в будущей работе. Критерий «эффективность» определен как % выполнения плана продаж. В таком случае, валидный тест позволяет с определенной вероятностью отделить «выполняющих план» от «не выполняющих план».
Важно можно ли с помощью теста разделить испытуемых на эти две группы. Обладает ли тест дискриминативностью. Важно, что тест или отдельное его задание успешно (с высокими баллами) проходят «эффективные», а неуспешно (с низкими баллами) «неэффективные». В случае, когда группы отличаются друг от друга только по одной переменной, причина дифференциации бывает понятна. Но это не важно. Важно, чтобы тест умел хорошо разделять группы по целевому критерию.
Для вычисления коэффициента валидности сопоставляются результаты, полученные при применении диагностической методики, с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону).
Виды критериальной валидности:
2. Очевидная валидность
2. Очевидная валидность
Очевидная валидность – представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Очевидная валидность не является компонентом объективно устанавливаемой валидности. Вместе с тем высокая очевидная валидность в большинстве случаев является весьма желательной. Она выступает в качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отношению к работе по выполнению заданий теста и к заключениям, формулируемым психологом.
Достаточный уровень очевидной валидности особенно значим для методик обследования взрослых. Если содержание тестовых заданий будет представляться несерьезным, чрезмерно легким, не соответствующим сути изучаемой деятельности, это может привести к ироническому, негативному или враждебному отношению испытуемых к ситуации обследования. Напротив, гипертрофированное отношение к возможностям методики, не вполне адекватное представление о ее направленности и прогностической значимости может вызвать избыточную мотивацию, нежелательную эмоциональную напряженность при обследовании, выраженное установочное поведение. Очевидно, что в приведенных случаях за счет неадекватной очевидной валидности реальная валидность теста снизится.
Представления испытуемых и пользователей психодиагностической информацией об очевидной валидности в немалой степени определяются названием методики, поскольку эта часть сведений о тесте наиболее доступна неспециалистам. Для предупреждения неадекватных мнений о методике следует избегать помещения на бланках, опросных листах, тестовых тетрадях туманных, необоснованно общих названий, которые могут быть неправильно истолкованы (например, «Тест личности», «Тест умственных способностей», «Комплексная батарея оценки достижений» и т. д.). Адекватность очевидной валидности повышается путем введения в инструкцию краткой характеристики целей исследования.
Очевидная валидность существенно улучшает применение понятных формулировок и терминов, а также заданий, по содержанию являющихся наиболее естественными с учетом возрастной, половой, профессиональной специфики испытуемых. Очевидная валидность иногда носит название внешней (face validity) или доверительной (faith validity) валидности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 11. Конструктная валидность
ЛЕКЦИЯ № 11. Конструктная валидность 1. Сущность, методы характеристики конструктной валидности Конструктная валидность – один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве
3. Факторная валидность
3. Факторная валидность Факторная валидность. Прямое отношение к характеристике конструктной валидности имеет факторный анализ, позволяющий строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными
4. Дифференциальная валидность
4. Дифференциальная валидность Дифференциальная валидность – вид конструктной валидности, рассматривающей внутренние взаимоотношения между психологическими факторами, диагностируемыми с помощью психодиагностической методики. Содержание дифференциальной
5. Валидность по возрастной дифференциации
5. Валидность по возрастной дифференциации Валидность по возрастной дифференциации – один из компонентов конструктной валидности, связанный с возрастной динамикой изменений исследуемого качества. Характеристика валидности по конструкту здесь заключается в
ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность
ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность 1. Сущность, область применения. Этапы валидизации Содержательная валидность – один из основных типов валидности методики, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических
Очевидная валидность
Смотреть что такое «Очевидная валидность» в других словарях:
Очевидная валидность (face validity) — О. в. можно определить как то, в какой степени содержание теста и его заданий (пунктов) выглядит в глазах тестируемого подходящим для данной ситуации. Содержание очевидно валидных тестов легко опознается выполняющими их лицами, и потому ответы на … Психологическая энциклопедия
Очевидная валидность (обоснованность) — свойство показателя (меры), придающее ему интуитивно ощущаемую достоверность … Социологический словарь Socium
валидность — одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно. Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического… … Большая психологическая энциклопедия
ВАЛИДНОСТЬ, ОЧЕВИДНАЯ — Валидность, оцениваемая посредством обзора экспертами содержания теста с тем, чтобы определить, выглядит ли оно как соответствующее. Действительно, это довольно смутная процедура валидизации теста, и из за свойственной субъективности она обычно… … Толковый словарь по психологии
ВАЛИДНОСТЬ, ПРИСУЩАЯ — Валидность инструмента тестирования, основанная на пунктах теста, явно отражающих тот факт, что они действительно оценивают указанную черту. Например, пункт, в котором от испытуемого требуется написать слово, обладает присущей ему валидностью в… … Толковый словарь по психологии
Валидность (психология) — Валидность (англ. validity) мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.… … Википедия
Валидность — качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. * * * (лат. validus крепкий, здоровый) надёжность в плане соответствия истине, действительности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Валидность очевидная — валидность, оцениваемая посредством обзора «экспертами» содержания теста с тем, чтобы определить, «выглядит» ли оно как соответствующее действительности. Это довольно «смутная» процедура валидизации теста – из за свойственной экспертам и тем… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ЛЕКЦИЯ № 12. Содержательная валидность
2. Очевидная валидность
Очевидная валидность представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики. Очевидная валидность не является компонентом объективно устанавливаемой валидности. Вместе с тем высокая очевидная валидность в большинстве случаев является весьма желательной. Она выступает в качестве фактора, побуждающего испытуемых к обследованию, способствует более серьезному и ответственному отношению к работе по выполнению заданий теста и к заключениям, формулируемым психологом.
Достаточный уровень очевидной валидности особенно значим для методик обследования взрослых. Если содержание тестовых заданий будет представляться несерьезным, чрезмерно легким, не соответствующим сути изучаемой деятельности, это может привести к ироническому, негативному или враждебному отношению испытуемых к ситуации обследования. Напротив, гипертрофированное отношение к возможностям методики, не вполне адекватное представление о ее направленности и прогностической значимости может вызвать избыточную мотивацию, нежелательную эмоциональную напряженность при обследовании, выраженное установочное поведение. Очевидно, что в приведенных случаях за счет неадекватной очевидной валидности реальная валидность теста снизится.
Представления испытуемых и пользователей психодиагностической информацией об очевидной валидности в немалой степени определяются названием методики, поскольку эта часть сведений о тесте наиболее доступна неспециалистам. Для предупреждения неадекватных мнений о методике следует избегать помещения на бланках, опросных листах, тестовых тетрадях туманных, необоснованно общих названий, которые могут быть неправильно истолкованы (например, «Тест личности», «Тест умственных способностей», «Комплексная батарея оценки достижений» и т. д.). Адекватность очевидной валидности повышается путем введения в инструкцию краткой характеристики целей исследования.
Очевидная валидность существенно улучшает применение понятных формулировок и терминов, а также заданий, по содержанию являющихся наиболее естественными с учетом возрастной, половой, профессиональной специфики испытуемых. Очевидная валидность иногда носит название внешней (face validity) или доверительной (faith validity) валидности.
Читайте еще:
Все эти ситуации мужчина должен преодолевать не смотря на возможность отказа. Это удерживает большинство мужчин даже от попытки. И у большинства парней существует как минимум одна-две «территории» в которых он чувствует себя неуверенно.
Создавая себе кумира, многие теряют частицу собственного «я». Конечно, намного проще идти за тем, кто уже добился известности, цитировать его фразы, любить и уважать его за его достижения. Гораздо сложнее путь самого объекта любви фанатов. Он-то добивался всего сам, не бегал за кумирами, а четко.
Возможно, ваша бывшая свекровь откажется. У каждого, как известно, свои «тараканы», свои «пунктики» в голове, а других людей нам никогда не переделать. Вы должны понять, что если эта женщина все-таки откажется с вами общаться, значит, и ваше желание общаться с ней было не более чем идиллической.
— Я охотно подожду, пока вы закончите ваш телефонный разговор. Или, быть может, нам следует встретиться в другое время? Я бы хотел от вас безраздельного внимания.
Эксперимент в естественных условиях педагогического процесса сочетается с наблюдением за ходом и результатами его протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях обучения дает хорошие результаты для психологического изучения школьников.
Он оказался достойным партнером, достойным соперником. Тут, что называется, нашла коса на камень. Самолюбивый и самостоятельный Валя не желал подчиняться авторитарной матери. Ее такое неподчинение бесило. Но все это было на уровне сознания. Бессознательная картина была прямо противоположной.
Качните маятник сначала в одном направлении, потом в другом и так далее. После этого придержите шарик свободной рукой и, когда он замрёт неподвижно, предложите мысленно внутреннему разуму сделать свой первый выбор. Сформулировать это можно примерно так: «Из четырёх возможных вариантов движения.
Ну, дальше следует еще несколько предложений, после чего бизнесмен отступает и машет рукой. Вечер продолжается в дружелюбной обстановке. Выпито было много, и в конце тусовки бизнесмен почти по-дружески расстается с неприступной девушкой, бросая при этом фразочками
В подавляющем большинстве случаев было бы грубой ошибкой искать в основе массового детского онанизма узко-гигиенических нарушений, и центр тяжести предупреждения онанизма и борьбы с ним было бы нелепо переносить на узкие физиологические мероприятия, как это сплошь и рядом замечается даже и.
Теперь приведу небольшой словарик. Что и как говорят женщины и что они при этом хотят сказать. Нет, иногда они говорят именно то, что имеют в виду. Но это скорее исключение из правил. Обычно приходится основательно потрудиться, чтобы расшифровать это узелковое письмо. Вот несколько наиболее.
Для психоаналитика вряд ли нужно еще подчеркнуть, что это маленькое детское переживание представляет собой один из столь частых случаев сохранения ранней анальной эротики в поздней любовной жизни. Из того же источника происходит наслаждение от окрашивания яиц.
2. Цель — материальное счастье. Этот вид деятельности даст свой хороший результат только в том случае, если она будет выполняться в соответствии с указаниями священных писаний.