Что такое очей очарованье
Что такое очей очарованье
Джузеппе Арчимбольдо. Осень
Осень в это время действительно становится очарованием очей: она сворачивает в себе и содержит всё ей предшествующее: зиму, весну, лето – весь год, подводящий черту осенью. Она любуется собой.
Его принято называть сезоном. Осенью открывают сезоны: театральный, политический, культурный, учебный. Завершаются они весной. И это не случайно. Сезоны – несут в себе иной заряд: не природный, а духовный, не естественный, а искусственный, творимый человеком и его деятельностью.
По законам этой деятельности летом всё умирает, ну, или почти всё: дети уходят на каникулы, преподаватели, журналисты, газетчики, парламентарии, политики и блоггеры, все, у кого есть возможность, уезжают в дальние края, на дачи и в деревни.
Леонид Афремов. Осень
В первой она завершение, время сбора урожая, последняя фаза круговорота природы, после которого наступает зимняя спячка, замирание и уход на временный покой. В осени природа получает свое завершение: в урожае, в твердых плодах, в закромах.
И поговорки о такой осени соответствующие:
Денис Нолет. Осеннее свидание
И по-другому осень воспринимается, когда открывает Новолетие. Тогда она несет надежду на обновление, Ренессанс, воплощение идей. И строятся планы на новые спектакли, новые книги, новые картины и новые выставки. Акцент на то, что будет.
Будет там, впереди, когда начнут составлять лонг- и шорт-листы, выдвигать лауреатов на всевозможные премии. А пока все только начинается и никто не знает, где он будет в конце этого пути.
Два понимания осени как Ветхий и Новый завет, как плотское и духовное, естественное и искусственное, природное и внеприродное, которые в календарях разведены по разным датам: в русском календаре природный новый год начинался 1 (14) марта, в христианском Новолетие начинается первого (по новому стилю четырнадцатого) сентября.
Такое разведение двух календарей неслучайно. Новолетие связано с победой Константина Великого над Максентием, которая случилась 1 сентября. После этого император издал указ о свободе вероисповедания и христианство обрело статус государственной религии.
Roland Palmaerts. Осень
Праздник был первоначально установлен в Византии, потом перешел в Россию и стал не только церковным, но и государственным. Но если новый год в церкви – Новолетие – сохраняется и по сей день, то русский новый год канул в Лету, когда был заменен Петром I на европейский Новый год.
И все-таки, несмотря на такую замену духовное, новозаветное значение осени косвенно сохранилось не только в церковной традиции, но и в тех сезонах, которые уже привычно открываются в сентябре.
Но если вернуться к первому – природному – пониманию осени, то оно по-прежнему вдохновляет художников на осенние сюжеты, музыкантов – на песни и пьесы, а поэтов на гениальные творения, соблазняя их своей, хоть и увядающей, но неповторимой красотой.
Левитан. Сокольники. Осенний день
Как не вспомнить Бориса Пастернака с его замечательным осенним циклом. Только одно из них.
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Или одно из моих любимых, Ахматовских
Три осени
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.
И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.
Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут.
Или всем известное Тютчевское:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Леонид Афремов. Осень
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Б.Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие
Осень богата на православные праздники и приметы: в сентябре – Рождество Богородицы и Крестовоздвижение, в октябре – Покрова, а в ноябре – память иконы Божьей матери Казанской.
Осень – пора людей творческих, тонко чувствующих не только природу, но и движения человеческой души, осень – вдохновляет, потому что дает надежду и потому что не отвлекает, сосредотачивая тебя на работе.
Очей очарованье.
Осень в это время действительно становится очарованием очей: она сворачивает в себе всё ей предшествующее: зиму, весну, лето – весь год, подводящий черту осенью. Она любуется собой.
Осенью открывают сезоны: театральный, политический, культурный, учебный. Завершаются они весной. И это не случайно. Сезоны – несут в себе иной заряд: не природный, а духовный, не естественный, а искусственный, творимый человеком и его деятельностью.
По законам этой реальности летом всё умирает, ну, или почти всё: дети уходят на каникулы, преподаватели, журналисты, газетчики, парламентарии, политики и блоггеры, все, у кого есть возможность, уезжают в дальние края, на дачи и в деревни.
Телевидение и радио повторяют старые передачи и бесконечные сериалы, политическая жизнь замирает, хотя иногда преподносит сюрпризы. В этом году – страшное наводнение на Дальнем Востоке, которое еще неизвестно чем закончится, потому что до сих пор продолжается.
И поговорки о такой осени соответствующие:
И по-другому осень воспринимается, когда она открывает Новолетие. Тогда она несет надежду на обновление, Ренессанс, воплощение идей. И строятся планы на новые спектакли, новые книги, новые картины и новые выставки, на то, что будет.
Будет там, впереди, когда начнут составлять лонг- и шорт-листы, выдвигать лауреатов на всевозможные премии. А пока все только начинается и никто не знает, где он будет в конце этого пути.
Два понимания осени как Ветхий и Новый завет, как плотское и духовное, естественное и искусственное, природное и внеприродное, которые в календарях разведены по разным датам: в русском календаре природный новый год начинался 1 (14) марта, в христианском Новолетие начинается первого (по новому стилю четырнадцатого) сентября.
Такое разведение двух календарей неслучайно. Новолетие связано с победой Константина Великого над Максентием, которая случилась 1 сентября. После этого император издал указ о свободе вероисповедания и христианство обрело статус государственной религии.
Праздник был первоначально установлен в Византии, потом перешел в Россию и стал не только церковным, но и государственным. Но если новый год в церкви – Новолетие – сохраняется и по сей день, то русский новый год канул в Лету, когда был заменен Петром I на европейский Новый год.
И все-таки, несмотря на такую замену духовное, новозаветное значение осени косвенно сохранилось не только в церковной традиции, но и в тех сезонах, которые уже привычно открываются в сентябре.
Но если вернуться к первому – природному – пониманию осени, то оно по-прежнему вдохновляет художников на осенние сюжеты, музыкантов – на песни и пьесы, а поэтов на гениальные творения, соблазняя их своей, хоть и увядающей, но неповторимой красотой.
Как не вспомнить Бориса Пастернака с его замечательным осенним циклом. Только одно из них.
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Или одно из моих любимых, Ахматовских
Три осени
Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.
И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.
И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.
Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.
Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут.
Или всем известное Тютчевское:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Но в череде стихов и восхищений первый и ближний по-прежнему Пушкин, который после лета с облегчением произносит:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
Осень богата на православные праздники и приметы: в сентябре – Рождество Богородицы и Крестовоздвижение, в октябре – Покрова, а в ноябре – память иконы Божьей матери Казанской.
Осень – пора людей творческих, тонко чувствующих не только природу, но и движения человеческой души, осень – вдохновляет, потому что дает надежду и потому что не отвлекает, сосредотачивая тебя на работе.
Стихотворение и анализ «Унылая пора!»
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Краткое содержание
В. Поленов. Золотая осень. 1893
Стихотворение «Унылая пора!» – это отрывок из другого большого произведения Пушкина об осени, которое так и называется «Осень». Оно также входит в школьную программу и изучается в старших классах.
В этих восьми строчках, очень легких для запоминания, поэт сумел передать всю красоту своего любимого времени года. Стихотворение начинается с описания картины осени и чувств, которые она вызывает у автора. Яркие, багряно-желтые краски леса, шум ветра, редкий солнечный лучик…Во всем ощущается приближение холодов.
Автор сравнивает осень с другими временами года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Весну автор недолюбливает за то, что она не дает ему сосредоточиться на работе. Зиму поэт считает неплохой порой, ведь в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор мог бы полюбить лето, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».
Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.
Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще живет, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримую схватку.
Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь.
Анализ
История создания
Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной.
Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить работу над другими произведениями, после которых он решил написать стихотворение, посвященное осени.
Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.
Персонажи и образы
В этом стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года. Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Несмотря на увядание природы, поэт не может сдержать переполняющие его чувства восхищения.
Композиция
Стихотворение состоит из восьми строк. Определенного сюжета здесь нет. Автор просто беседует с читателями об осени.
По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.
Размер и средства художественной выразительности
При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого стихотворение читается очень плавно и мелодично.
Автор пользуется следующими средствами художественной выразительности:
метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;
эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а этот маленький отрывок стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Первая строчка стихотворения уже стала цитатой.
Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступает увядание.
Несмотря на это, Пушкин не поддается грусти и говорит, что каждой осенью как будто рождается вновь. Он предлагает иначе взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только посмотреть на эти леса, одетые в багрец и золото! Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного, разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4класс
Урок 10А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование. »
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» и его анализ.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»)
Стихотворение; литературный прием; олицетворение; лирический герой; эпитет; метафора.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Основное содержание урока
На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь» сменяются картины осени.
Продолжает звучать музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь». Под музыку диктор читает стихотворение. На экране демонстрируется текст.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Наверняка вам понравилось это стихотворение. Оно очень красивое. Согласны? Всего восемь строк, а сколько чувств.
— Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?
В стихотворении преобладает настроение.
— Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?
Произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души – это лирическое произведение.
— Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения?
Основная задача лирического произведения – передать чувства.
— Какие чувства передаёт автор?
Автор передаёт чувство восхищения, чувство грусти, так как осень уходит.
Давайте зачитаем строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
Прочитайте про себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления.
— А теперь прочитайте вслух. Обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?
— Итак, что же поэт любит?
Пышное природы увяданье.
— Что вы понимаете под этими словами?
Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.
— Что значит пышное? Красивое, яркое, торжественное.
Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание.
Найдите и прочитайте эти строки.
В багрец и в золото одетые леса
Здесь, возможно, вам незнакомо слово багрец. Что же оно означает?
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.
Слово багрец имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берёт для своего стихотворения?
Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.
Изменится ли картина осени, если слова «багрец», «золото» заменить на «тёмно-красный» и «жёлтый»?
Значит, и читать эту строчку следует, выделяя эти слова, придавая им величие.
Ещё нам встретилось слово очи.
Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
— А что придают устаревшие слова данному произведению?
Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье
Унылая пора! Очей очарованье!
Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.
Пушкин называет осень унылой порой?
— А почему же это все-таки и пора очей очарованье?
Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.
Приятна мне твоя прощальная краса. Почему краса прощальная? Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях? Вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такой игры красок.
Пушкин использует разнообразные средства художественной выразительности, которые делают текст стихотворения очень ярким и красочным.
Прежде всего это эпитеты, например Унылая, Прощальное, Пышное.
Можно легко отыскать в тексте и метафоры, то есть некое сравнение одного предмета с другим, например, слова Багрец и Золото, с которыми поэт сравнивает цвета осеннего леса.
Далее находим в тексте Олицетворение, то есть придание неживой природе черт живого существа. Пушкин говорит об угрозах, которые оказывается способна делать Зима, о Дыхании Ветра, а Леса оказываются Одетыми.
Давайте рассмотрим картины русских художников, которые так же, как и Пушкин, восхищаются осенью.
В. Поленов на картине «Золотая осень» изобразил пору золотой осени. Нам открывается красивый вид, великолепный пейзаж. Река совершает поворот, лес вдоль берега покрыт осенней позолотой. Облака в небе ещё кучевые и белоснежные, а погода дарит тепло уходящих деньков бабьего лета.
Осень на ней ещё только-только просыпается, она ещё не дохнула на деревья, и многие из них ещё в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку. Золото и багрянец теперь живут своей жизнью, разбавляя зелень и добавляя прелести мерцающему в лучах солнца берегу. Глядя на эту картину, хочется забыть на секунду о делах и проблемах, раствориться в нежной красоте и гармонии природы.
Глядя на картину знаменитого художника И. Левитана «Вечерний звон», нельзя оторвать глаз. Он чётко и ярко передал всю красоту осени и великолепного заката. На картине изображена холодная река, от которой бросает в дрожь. В небеса он возвёл теплыми красками золотые купола, при этом согревая душу. Деревья ещё не успели пожелтеть, но под ногами чувствуется холодная земля. Чудное небо, словно зовет улететь с птицами куда то в даль, а рыбак приглашает прокатиться на своей маленькой, дряхлой лодке и посмотреть закат. Природа, словно дышит свежим воздухом. Всматриваясь в картину, безумно хочется улететь за тот поворот реки. Возможно, именно там исполняются все мечты.
Нам тоже, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.
– Вы замечаете, как быстро желтеют листья на деревьях у нас за окном? Вот она прощальная краса. Ещё немного времени и мы уже не увидим такого буйства красок.
Таким образом, мы выяснили, что главная тема повествования — красота природы и восхищение ею. Человек, по мнению Пушкина, должен чувствовать единение с окружающим миром, уметь ценить и различать его многообразие. Поэт неравнодушен к временам года, он анализирует их и сравнивает, находя для себя самый любимый период.
Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, своё видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признаётся в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят «в багрец и в золото одетые леса».
Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но всё же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту
Разбор типового тренировочного задания
Установите соответствие между словом и его значением.
Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)