Что такое очистка сэмпла

Что такое очистка сэмпла

Техника сэмплирования известна с незапамятных времен. Наши музыкальные предки освоили ее аж в первой половине двадцатого, однако своей популярностью она обязана в первую очередь хип-хопу: именно здесь сэмпл твердо встал на ноги и начиная с 1970-х активно шагает по музыкальным просторам.

Источников сэмплов несколько.

С тех золотых времен сэмплирование перекочевывало во все музыкальные жанры и активно используется и поныне.

Многие из вас наверняка видели ролики на Youtube, где воссоздаются треки Prodigy и показываются сэмплы, которые использовала группа. Эти срезанные с чужих песен партии являются во многом основой их треков и даже наиболее запоминающимися моментами хитов вроде Smack My Bitch Up или Voodoo People.

Если вы не в курсе о чем речь, ознакомьтесь: https://youtu.be/6ZYLp5uX9Yw

Это что касается нарезки партий из выпущенных композиций как источника добычи сэмплов.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

К счастью, время не стоит на месте, и вместе с ним и технологии. Вероятно, не за горами те времена, когда всю новоиспеченную музыку можно будет проверять на наличие «прежнего» или «чужого» материала. Некий единый сервис или вроде того. Тем более предпосылки к этому уже есть. Из недавних новостей о Soundcloud:

Если удастся реализовать этот сервис технически и юридически, это будет хороший шаг в будущее: во-первых, появится возможность восстанавливать историческую (наиболее популярную ныне) справедливость и вознаграждать авторов музыки/звуков; во-вторых, хочется верить, это поможет хотя бы немного сократить количество заурядной-заполонившей-все-вокруг музыки, написанной на скаченных сэмплах/лупах.

Мы решили поговорить на эту тему с человеком из профессиональной сферы.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

BackstageSecrets: Почему сэмплирование так популярно? Что это, трибьют известным музыкантам, источник вдохновения или способ упростить работу, используя готовый материал?

JeffRona: Все вместе. Сэмплирование старых альбомов дает определенное настроение и звучание, которое сложно повторить сегодня: манера исполнения и техника записи заметно изменились. Эта техника популярна, в первую очередь, среди хип-хоп и рэп продюсеров, хотя, конечно, распространяется широко за пределы этих жанров, что часто дает интересные результаты.

BS: Каково ваше личное отношение к сэмплированию, часто ли используете его в своей работе?

JR: Я практически никогда не срезаю звуки с чужих альбомов: юридические аспекты слишком сложны. Плюс это никак не помогает мне с написанием саундтреков к фильмам или играм. Тем более в саундтреках такие вопросы решаются еще сложнее, чем в «просто» музыке. Иногда я брал какие-то отрезки, но обрабатывал и искажал их до такой степени, что они уже не имели ничего общего с оригиналом.

BS: Как автор может защитить свою музыку от сэмплирования другими артистами без его разрешения?

JR: Я сомневаюсь, что с этим можно что-то сделать. Когда ваша музыка становится доступной широкой публике, всегда найдется тот, кто воспримет ее как источник сэмплов. Да, есть технологии принтов, которые в той или иной мере позволяют отследить материал, но если звук порезан или обработан, то его практически невозможно распознать автоматически.

BS: Представим, мне понравился отрезок песни (гитарная, барабанная партия или вокальная фраза) и я хочу использовать его в своем треке. Что я должен сделать, чтобы такое действие считалось законным? Чье разрешение я должен получить: артиста или лейбла? Какой план действий?

BS: Как написать письмо правообладателю, чтобы сделка прошла успешно? Есть какие-то ключевые пункты?

JR: Я лично никогда не писал таких сообщений, думаю в сети должны быть шаблоны. Зато я точно знаю, что нужно быть предельно точным при описании: что вы будете сэмплировать, в каком количестве, где и как это будет использовано.

BS: Где найти информацию о правообладателе?

JR: В сети должна быть информация об издателе/лейбле любого артиста. Есть базы данных, которые позволяют находить обладателей интеллектуальной собственности.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

BS: Если запись, которую нужно засэмплировать, достаточно старая, скажем 50х-60х годов, это осложняет процесс?

JR: Многие старые лейблы, ушедшие из бизнеса, продали права другим компаниям, поэтому поиск и отслеживание таких моментов может быть весьма непростым.

BS: Есть ли разница между старыми и современными треками в плане урегулирования юридических вопросов?

JR: До тех пор, пока запись кому-то принадлежит, разницы нет. С очень старыми треками можно пойти на риск, предполагая, что все правообладатели уже мертвы или недоступны. Хотя, сложно знать наверняка, поэтому лучше не надеяться (безосновательно), что запись полностью доступна.

BS: Если трек принадлежит крупному лейблу, есть ли шанс, что ваше предложение будет хотя бы прочитано? Ведь публичная почта скорее всего забита сообщениями, и невозможно уделить внимание всем.

JR: Мой опыт показывает, что общение с крупными лейблами происходит очень и очень медленно. Особенно, если запрос о сэмплировании исходит от бедного неизвестного артиста. Для них этот вопрос является слишком низкоприоритетным, чтобы тратить на него время и бумагу.

BS: Что может заинтересовать правообладателя (помимо денег) позволить использовать его материал?

JR: В некоторых случаях, для маленького артиста это хороший шанс быть упомянутым более крупным. Хотя не думаю, что такое часто случается.

BS: Какие суммы денег могут участвовать в подобных сделках? Какая форма оплаты: единовременная или с продаж?

JR: Я сам не очищал права, поэтому не знаю цен. Но знаю, что оплаты бывают разные: и гонорар, и процент с продаж. Все зависит от отношений с лейблом, насколько он вам доверяет и видит в сделке источник заработка.

BS: Бывают ли такие случаи, когда невозможно получить разрешение на использование сэмпла ни при каких обстоятельствах?

JR: Конечно, многие артисты не хотят, чтобы их музыку сэмплировали, независимо от масштаба «нового» исполнителя.

BS: Влияет ли уровень артиста на успех сделки? К примеру, если я знаменитость, это увеличит мои шансы? А наоборот? Или все равны? Влияет ли известность на цену?

JR: Каждая лицензия, песня или ее отрезок, рассматривается с учетом ее будущего использования. Поэтому, да, крупным артистам, фильмам, играм будет выставлена большая цена, чем кому-то менее известному. Каждый случай индивидуален, все обсуждаемо.

BS: Как правообладатель узнает о незаконном использовании своей интеллектуальной собственности?

JR: Иногда случайно, иногда по акустическому отпечатку. Google также предлагает сервис Content ID, который находит материал на Youtube и оповещает владельца.

BS: Если я абсолютно неизвестный исполнитель, или известный только в своей стране или городе, и уверен, что никто заграницей, включая правообладателя, никогда не услышит ни обо мне, ни о моих песнях, стоит ли мне все равно беспокоиться о правовых аспектах?

JR: Если вы пишите музыку для частного использования, то нет смысла беспокоиться о чистке сэмплов. Но если вы выкладываете ее в сеть, тем самым вы присваиваете ее содержимое себе.

BS: Сегодня огромное число диджеев, рэпперов, рокеров, которые выпускают музыку, и их число постоянно растет. Существует ли какой-то способ проверять новоявленную музыку на наличие сэмплов?

JR: Насколько я знаю, нет.

BS: Если сэмпл обработан эффектами, порезан, растянут, то есть изменен настолько, что его практически невозможно узнать в новом треке, стоит ли все равно беспокоиться о юридических аспектах?

JR: Некоторые могут со мной не согласиться, но если вы делаете сэмпл полностью неузнаваемым, то нет причин заботиться о лицензировании.

BS: Многие DAW содержат в себе большие библиотеки сэмплов, лупов, пресетов. Если я купил эту DAW, могу ли я использовать все это в своей музыке без всяких проблем?

JR: Да.

BS: Считается ли зазорным для (крупного) артиста использовать библиотечные звуки, которые могут распознать другие пользователи данной библиотеки?

JR: Иногда. Я уверен, что если вы хотите отличаться от звучания других артистов вашего жанра, важно не использовать много коммерческих сэмплов, а если и использовать, то хотя бы значительно изменять их. Если у вас найдут очень узнаваемые звуки, которые слышали у кого-то еще, это сделает вас менее оригинальным и художественно ценным в глазах публики.

Текст: Антон Рукавишников, Backstage Secrets.

Источник

Работа с семплами

Когда при написании трека дело доходит до сведения музыки, обработка семплов в основном зависит от того, откуда вы эти семплы взяли, и какая работа была с ними проделана до того, как они попали в ваш трек.

Если вы используете коммерческую библиотеку семплов — скажем, струнный или барабанный пак, — или вы семплируете звук самостоятельно — из синтезатора или просто записываете звуки на рекордер, — вам придется так или иначе накинуть на эти звуки стандартные эффекты обработки. Компрессор, эквалайзер и другие эффекты из набора для сведения.

То же самое зачастую относится и к коммерческим пакам сэмплов, которые обычно предлагают отполированные, готовые к использованию звуки, которые уже были тщательно обработаны. Это не значит, что вам не стоит тюнить семпл, трансформировать его или удалять частоты, которые мешают вашему миксу. Наоборот, вы должны проделывать все это каждый раз. Главное, избегайте бездумного применения компрессии и/или эквалайзера, закинутых по привычке.

Вырезаем семплы

При семплинге из коммерческой записи возникает дополнительная проблема: очень трудно вырезать отдельные части из микса. Один из наиболее часто задаваемых вопросов в интернете, связанных с продакшном — как извлечь вокал из песни? В большинстве случаев шансы на успех невелики, если у вас нет инструментального микса, который можно инвертировать по фазе.

С инструментальными партиями еще сложнее. Независимо от того, как сильно вы стараетесь, вам вряд ли удастся получить чистый, будто только-только записанный звук. Например, вам нужна потрясающая басовая линия, которую вы хотите добавить в свой трек. Даже если она расположена в каком-то конкретном частотном диапазоне, она скорее всего, будет перекрываться киком на низких частотах, а также синтезаторами и ударными на частотах выше.

Единственное правильное решение — найти участок трека, где элемент, который вы хотите засэмплировать, играет соло. Но такая удача выпадает нечасто.

В таких случаях обычно для полуизоляции сигнала пользуются бэнд-пасс фильтром, обрезая частоты выше и ниже целевого диапазона. Так что, если вам нужен только бас, вы можете установить фильтр на частоте около 200 Гц. Но это лишь компромисс, и почти всегда конечный сигнал будет содержать в себе звуки за пределами целевой области. Иногда лучший вариант — просто принять биты, которые вам не нужны, сделайть их частью вашего трека.

Одним из самых известных примеров такого семплирования является брейк-бит из «Think (About It)» Лин Коллинз, также известный как брейк «Yeah! Woo!», из-за вокала, перекрывающего драм-партию (1:21). Наличие вокала в партии никого не остановило от сэмплирования этого брейка, его использовали в сотнях различных треков все, кому не лень: от Venetian Snares и Squarepusher до Katy Perry и Miley Cyrus.

Подготовка семплов

Итак, вы изучили весь YouTube, разобрались со всеми культовыми фильмами и прослушали все фанк-пластинки 1960-х годов. Наконец, вы нашли тот самый семпл, который обязательно должен попасть в ваш трек. Для начала нужно выполнить четыре важных действия для подготовки семпла к использованию:

Обрезание: Как только у вас появился неотредактированный источник звука в формате записи в DAW, mp3 или любом другом виде, вырежьте нужный вам семпл. Для базовых целей редактирования аудио достаточно вашей DAW или любой бесплатной программы с нужными функциями. Вырезка ван-шота вряд ли кому-нибудь доставит проблем. Просто установите точки обрезки вначале и конце семпла. Если это луп, убедитесь, что конечная точка установлена правильно, чтобы семпл зацикливался чисто. Также, при вырезании ван-шотов, особенно ударных, не обрезайте слишком резко. До момента слышимого удара есть еще много важной информации о звуке. Точно так же удаление слишком большого хвоста может оставить вас с неприятным сухим и резким звуком. Иногда пыльный, хрустящий хвост — это именно то, чего требует трек.

Нормализация: нормализуйте семпл до пика при 0 дБ полной шкалы.

Фейды: чтобы избежать нежелательных щелчков, проверьте начало и конец семпла на «пересечении нулевой линии» (точка, где форма волны пересекает нулевую ось). Если вы не можете найти подходящие точки пересечения нуля, используйте короткие затухания в начале и конце.

Сохранение (в WAV-формате): сохраните новоиспеченный семпл в подходящем формате для вашего семплера. 24-битный WAVзачастую является лучшим вариантом: это несжатый формат аудиофайлов, совместимый практически со всем аудио-софтом.

Вырезание бас-линии

При сэмплировании басовой линии лучшим вариантом будет найти ту часть трека, на которой акцентируется все внимание именно на басу. Такой идеальный сценарий далеко не всегда возможен, но не надо отчаиваться. Для примера, мы взяли вот такой луп. Он полностью сведен, мы просто вырезали нужный нам кусок, в котором присутствуют все элементы: бас, синтезаторы и ударные.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Следующим шагом мы начнем работу по изоляции нужного звука, используя подход с разделением частот. Начнем с дублирования сведенного музыкального лупа на вторую дорожку DAW. Затем используем эквалайзер с обрезанием верхних частот, чтобы убрать всю информацию выше нужных нам частот (мы выбрали точку среза на 186 Гц с наклоном 36 дБ/октаву).

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

На второй дорожке обрежем все ниже аналогичной точки. Мы установили частоту среза на 200 Гц с относительно пологим наклоном 18 дБ на октаву, чтобы избежать «пустой середины».

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

После этого обе дорожки настраиваются по громкости по своему вкусу.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Эквализация хай-хэтов

Большинство хай-хэтов имеют некоторую информацию ниже примерно 150 Гц, поэтому для сохранения целостности микса рекомендуется начинать эквализацию именно с этой точки. Даже если вы не слышите эту низкочастотную информацию, сэмплы, особенно взятые с винила, часто содержат неслышимые низкие частоты, которые загрязняют общий микс, как в примере ниже.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Иногда, хай-хэтам пойдет на пользу обрезание некоторых верхних частот, которые могут мешать другим элементам и/или звучать слишком резко. В этом примере мы обрезали частоты выше 15 кГц и увеличили в этой точке резонанс для улучшения читаемости звука хай-хэтов.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Если у вас есть предварительно сведенный барабанный луп с резкой тарелкой, и вы не хотите уменьшать яркость малого барабана, используйте динамический эквалайзер, чтобы автоматически вырезать определенные частоты при пересечении порога. Здесь мы использовали bx_dynamic, который настроен на запуск при 6,5 кГц, чтобы сделать звук помягче.

Источник

Советы и Фишки в сэмплировании

Сэмплирование-стало чуть ли не основным творческим элементом в хип-хопе. Но не многие знают о технических приемах в секвенсорах. В этой статье я дам целый ряд советов и постараюсь вдохновить многих на творческое использования сэмплирования.

Олдскульное звучание

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Будьте готовы к быстрой записи всего

Очень хорошо иметь всегда под рукой небольшой, качественный рекордер, например ZOOM H4N, что бы иметь возможность записать какой либо окружающий звук, крик, или цитату из кинофильма. При небольшой очистке сэмплов и уместном использовании, это может придать уникальную атмосферу вашим битам.

Транспонирование

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Реверсируйте

Почти все сэмплеры позволяют изменять воспроизведение сэмла, и переворачивать его. Пробуйте на различных инструментах, ударные, бас, акустические звуки, синты, вокал. Пробуйте реверсировать отдельные части целого бита. Очень полезно делать эффект реверсивной реверберации, и вставлять ее перед новым инструментом в аранжировке.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Мажор к минору

Если у вас есть сэмпл в мажорной тональности, и вы хотите использовать его в вминорном контексте, попробуйте воспроизвести (сыграть) его на три ноты вверх от основного тона (в отношении ноты баса), в результате вы можете получить минорный септаккорд.

Знайте тональность своих сэмплов

При сборе музыкальных сэмплов, пропустить их через Mixed In Key, или сами определите составляющие ноты сэмпла в Melodyne, а затем подпишите тональность в название, например G minor. Это делает жизнь проще при поиске сэмплов в той же тональности, что и остальные мелодические дорожки вашего бита.

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Модулируйте и автоматизируйте

Источник

Что такое очистка сэмпла

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Что такое очистка сэмпла. Смотреть фото Что такое очистка сэмпла. Смотреть картинку Что такое очистка сэмпла. Картинка про Что такое очистка сэмпла. Фото Что такое очистка сэмпла

Авторское право и сэмплирование. Мифы

Миф 1
Можно использовать любой маленький отрезок любого произведения (здесь варьируется — у кого-то до 3, у кого до 5-7, а у кого и до 10 секунд, до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях и по своему усмотрению без разрешения правообладателя и без нарушения закона.
Да, это миф.
Закону совершенно без разницы, как используется песня или трек, защищённый авторским правом — частично ли, полностью ли – закон вообще не разрешает использовать чужие объекты авторского права!
Хватит и пары секунд использования чужой музыки, чтобы это являлось нарушением авторского права.

К примеру, даже если в видеоролике или фильме из радиоприёмника звучит песня – при условии не согласовано это тоже нарушение авторских прав правообладателей.
Можно возразить, что это всего лишь цитата произведения.
Да, законом допускается цитирование объектов авторского права, и, при этом, устанавливает условия цитирования, а также ограничивает его цели. В итоге, по закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора. В вышеприведённом же случае никакой связи с таким цитированием нет.

Вообще же, цитирование – это не копирование! Нельзя, например, нарезать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их (проще говоря, «нацитировать») в одно, связать своими вставками, проигрышами, заставками и иметь в итоге свое оригинальное произведение. Даже при условии, что указаны все авторы, музыканты и исполнители, все равно закон будет считаться нарушенным, потому что это не цитирование, а попросту незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

Миф 2
Существует достаточное количество «бесплатных» и «свободных» музыкальных треков, продакшн-библиотек и библиотек сэмплов, которые создателями разрешается использовать для написания своих музыкальных произведений.
К сожалению, таковых библиотек практически не существует. Да, они могут быть использованы дома, но в любом случае не допускается их коммерческое использование, в том числе, при работе в музыкальных студиях, радиовещании и аналогичных случаях. К тому же, необходимо иметь разрешение правообладателя и на это.

Договоры с обладателями авторских и смежных прав должны быть обязательно заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Источник

Сэмплирование

Сэмплинг (англ. sampling ) — в музыке, использование части одной звукозаписи, сэмпла, в качестве одного инструмента или отдельной части в новой записи. Обычно это делается с помощью сэмплера, который может быть частью звукозаписывающего оборудования или компьютерной программой.

См. также

Смотреть что такое «Сэмплирование» в других словарях:

Музыка в видеоиграх — Музыка в компьютерных и/или видеоиграх это любые мелодии, композиции или саундтреки видеоигр. Содержание 1 История 1.1 Ранние технологии: музыка на интегральных схемах … Википедия

Дежурство участкового Клочкова (альбом) — Дежурство участкового Клочкова альбом группы «Сейф» Дата вы … Википедия

Black Celebration — Black Celebration … Википедия

A Black Rose Burial — Основная информация Жанр … Википедия

Евгеника (альбом) — Евгеника Студийный альбом Браво Дата выпуска 14 мая 2001 Записан … Википедия

Программирование (музыка) — Программирование это процесс создания музыки с помощью электронных устройств, зачастую секвенсоров или компьютерных программ. Программирование используется почти во всех направлениях электронной музыки. Также оно используется в современных… … Википедия

Бирн Дэвид — Дэвид Бирн David Byrne Дата рождения 14 мая 1952 Место рождения Шотландия Страна … Википедия

Бирн Д. — Дэвид Бирн David Byrne Дата рождения 14 мая 1952 Место рождения Шотландия Страна … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *