Что такое очная консультация врача
Консультация и прием врача
Что такое консультация врача и чем он отличается от простой беседы о моих проблемах со здоровьем? За что собственно я плачу, когда оплачиваю консультацию врача?
Когда нас настигает какая-либо болезнь, мы получаем травму, или сталкиваемся с любой другой проблемой со здоровьем, мы встаем перед необходимостью обратиться к врачу, как к профессионалу по решению данных проблем. Поиск хорошего врача — это отдельная серьезная задача. Но вот специалист, которому Вы готовы доверить самое дорогое, что у Вас есть — Ваше здоровье — найден и Вы отправляетесь к нему на консультацию. Вы предварительно выяснили стоимость этой консультации и задались вопросом: «А за что мне предстоит заплатить? Я же иду к врачу для начала просто поговорить».
Следует очень четко себе представлять, что любая беседа с профессионалом, в частности с врачом, предусматривает детальное выяснение того, что с Вами происходит необычного, что беспокоит Вас, что мешает Вам жить нормальной для Вас жизнью. Кроме этого предстоит тщательно изучить материалы ранее проведенных обследований, методы и результаты ранее проводившегося лечения. Иными словами врач, пользуясь своими профессиональными знаниями, выясняет симптомы или проявления возможного заболевания, уточняет, когда и в результате чего эти симптомы появились, правильно ли был установлен диагноз болезни специалистом, к которому ранее обращался больной, насколько правильно и эффективно проводилось лечение и т.д. Таким образом, появляется возможность получить общее представление о той медицинской проблеме, которая Вас заставляет искать врачебной помощи, наметить последующие медицинские мероприятия, дать адекватные рекомендации обратившемуся пациенту.
Чтобы правильно провести беседу с больным и ВЫЯСНИТЬ НАИБОЛЕЕ ЦЕННУЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БОЛЬНОГО ИНФОРМАЦИЮ И ДАТЬ ОБОСНОВАННЫЕ СОВЕТЫ, врач использует свои профессиональные знания, которые добывались в процессе напряженной, многолетней, ДОРОГОСТОЯЩЕЙ и все время продолжающейся учебы. Ну а использование каких-либо профессиональных знаний для решения проблем других людей называется РАБОТОЙ, а любая работа должна быть оплачена в зависимости от ее интенсивности и продолжительности. Работа по возвращению и восстановлению самого дорогого, что есть у человека, его здоровья, должна оплачиваться особенно хорошо.
Чем отличается прием врача от консультации? Почему он стоит дороже?
Прием врача, по сути, является логическим продолжением консультации. Когда врач получил общее представление о проблемах пациента, ему для точного определения заболевания или медицинской проблемы (установления диагноза) как правило, необходима дополнительная информация, в первую очередь полученная от физикального исследования. В процессе такого исследования врачу надо тщательно осмотреть больного и идентифицировать внешние проявления болезни: изменения формы и цвета кожных покровов и слизистых, наличие патологических высыпаний и каких либо ненормальных образований или опухолей, наличие патологических выделений из естественных отверстий, нарушение нормальных функций доступных для осмотра органов и систем и т.д.
Посредством пальпации (ощупывание), перкуссии (выстукивание) и аускультации (выслушивание) врач может определить наличие патологических увеличений лимфатических узлов и внутренних органов, болезненность тех или иных частей тела, оценить функцию сердца, легких, кишечника и т.д. Иногда только на основании консультации и физикального обследования может быть установлен диагноз заболевания. Однако в большинстве случаев путь к диагнозу лежит через лабораторные, функциональные, ультразвуковые, рентгенологические и другие специальные исследования. Итак, прием врача в обязательном порядке включает в себя консультацию и физикальное обследование и по показаниям проведение других обследований, направленных на установления диагноза заболевания и назначение его лечения. Именно точный диагноз и назначение правильного лечения и являются собственно целью обращения за медицинской помощью.
В чем заключается работа врача в ходе установления диагноза?
Врач должен не только исчерпывающим образом знать все симптомы и признаки заболевания, уметь правильно выполнять и оценивать результаты тех или иных методов диагностики, но и проделывать огромную аналитическую работу в ходе установления диагноза. В процессе обследования больного врач выделяет наиболее характерные и важные симптомы и проявления заболевания и на основании своих знаний идентифицирует это заболевание, т.е. устанавливает его диагноз. Для этого каждому современному врачу необходимо не только хорошее образование, полученное в высшей медицинской школе и соответствующая специализация. Современный врач не может прекратить постоянно учиться и совершенствоваться до конца своей врачебной деятельности, т.е. пока врач работает, он учится и накапливает как постоянно пополняющийся массив теоретических знаний, так и неоценимый практический опыт, который тоже в свою очередь постоянно анализируется. В этом и состоит чрезвычайная сложность врачебной работы, в том числе и в связи с этим врачебная профессия является одной из самых высокооплачиваемых в цивилизованном мире.
Можно ли обойтись без очной консультации врача и получить полноценные рекомендации по решению медицинской проблемы заочно (например, посредством интернет-консультации)?
Ответ на этот вопрос может быть во всех случаях только отрицательным, т.к. любые заочные консультации (в том числе посредством интернета) могут носить лишь общий и ориентировочный характер. Не видя больного, врач никогда не может поставить правильный диагноз, а, следовательно, и назначить адекватное, обоснованное и эффективное лечение. Дело в том, что по описанным пациентом симптомам или важным на его взгляд проявлениям заболевания невозможно составить истинное впечатление об имеющейся проблеме. Существует еще множество причин, почему во всех случаях за реальной медицинской помощью надо обращаться ТОЛЬКО ОЧНО. Перечислим основные причины.
Во-первых, человек, не имеющий специального медицинского образования, зачастую не знает, какие наиболее важные симптомы следует описать при изложении своей проблемы. Во-вторых, одни и те же симптомы могут иметь совершенно разные заболевания. В-третьих, только на основании симптомов поставить точный диагноз зачастую невозможно, требуется проведение дополнительных исследований. В-четвертых, одно и то же заболевание у разных людей может протекать по- разному, что может потребовать различных подходов к диагностике и методов лечения. В-пятых, за проводимым лечением требуется надлежащий контроль, в том числе и с использованием объективных диагностических параметров. Наконец, далеко не везде в России имеются качественные лаборатории, не все лечебные учреждения располагают всем необходимым оборудованием и специалистами для диагностики различных заболеваний и контролю за качеством их лечения.
Специалисты клиники «Андрос» постоянно работают над поддержанием и совершенствованием своего профессионализма, а наше учреждение ежегодно расходует большие средства на эти цели. Врачи клиники проходят циклы обучения в лучших профильных учреждениях России, США, Франции, Германии, Дании и Италии, посещают съезды и симпозиумы под эгидой ведущих урологических и гинекологических ассоциаций мира, членами которых они являются. Клиника «Андрос» располагает собственной библиотекой лучшей зарубежной медицинской литературы, мы получаем 4 самых престижных мировых журнала по вопросам урологии и гинекологии. Врачи клиники «Андрос» имеют богатый практический опыт (ежемесячно мы обслуживаем до 800 пациентов), который постоянно подвергается тщательному критическому анализу.
Особенности удаленной консультации с врачом. На что обратить внимание
В последние годы в России появляются новые и новые сервисы оказания удаленных консультационных услуг медицинской направленности. Консультироваться с врачом, не выходя из дома, действительно удобно: нет необходимости подстраиваться под строгие рамки записи, тратить время на дорогу в клинику и, что уж говорить, лишний раз рисковать здоровьем в общественных местах, когда отовсюду сообщается об угрозе коронавируса. Сами медики также с большой охотой дают пациентам номер рабочего телефона или почту, чтобы те не спешили записываться на прием без острой необходимости.
В свете тенденции, которую для нашего региона можно охарактеризовать, как относительно новую, эксперты информационного портала Кронколит подготовили инструкцию, которая поможет настроиться на продуктивную удаленную консультацию с врачом, не упустив из виду важные детали предстоящего разговора.
В каких случаях можно удаленно консультироваться с врачом
Удаленная помощь врача — направление, которое активно поддерживает правительство и Минздрав России. Еще в 2015 году представители Министерства здравоохранения сделали заявление, что, даже в самых удаленных районах страны, в ближайшее время будет доступна интернет-связь с медицинскими учреждениями, чтобы местные жители без труда могли в удобном формате получать поддержку, когда такой вариант уместен.
Прежде всего, такие консультации удобны и полезны людям, которые:
Иногда необходимо уточнить дозировку того или иного препарата, проконсультироваться относительно появившихся реакций на препарат (побочных эффектов) и т. п.
Довольно часто для выяснения каких-либо нюансов не требуется очная консультация врача.
Речь идет о людях, состоящих в группе риска (например, когда есть вероятность развития сахарного диабета, воспалительных заболеваний кишечника, если в семье были похожие истории болезней).
Консультация врача по телефону или интернету иногда просто необходима, если возникают неотложные вопросы, но нет возможности показаться специалисту лично. Например, такой формат выручает во время отпуска или командировки.
В удаленном режиме, не видя пациента, медицинский работник не станет делать назначения, в том числе рекомендовать физиотерапевтические процедуры.
Когда заочные консультации неуместны
Несмотря на поддержку рассматриваемого направления со стороны Минздрава, согласно российскому законодательству, врач не имеет права ставить диагноз или делать какие-либо медикаментозные назначения в режиме онлайн. Удаленная консультация врача уместна не всегда, но позволяет медицинскому работнику выдвинуть те или иные предположения касательно состояния здоровья связавшегося с ним пациента.
Диагностика здоровья онлайн проводится, когда:
Какими бы точными ни были описания беспокоящей симптоматики, ни один врач не возьмется за диагностику и не приступит к терапии, пока не проведет осмотр и не получит результаты анализов, если в них есть необходимость. Даже очный прием не гарантирует моментальный диагноз: наблюдение и дообследование — обычные тактики, которые часто практикуют медицинские работники.
Специфика и преимущества врачебной консультации онлайн
Когда мы общаемся в телефонном режиме со специалистом, с которым знакомы лично, у нас не возникает сомнений относительно его назначения. Однако стоит понимать, что услуга «врач онлайн» — консультация, происходящая в неизвестности: общаясь в интернете, мы не знаем человека и не можем достоверно сказать, имеет ли он медицинское образование и лицензию соответственно. Ответы на вопросы в сети — распространенное явление, но все же не рекомендуем обращаться за удаленной помощью, пользуясь сомнительными сервисами.
Виртуальный доктор не видит пациента и знает о нем только то, что сам больной сообщил о себе. На практике для диагностики врачу требуется сбор анамнеза, который может состоять из десятков косвенных признаков. Специалист, консультирующий удаленно, никогда не оспорит назначения, которые дал его коллега, принимавший участие в очной консультации: возможность видеть пациента «вживую» превыше всего.
Естественно, ни один специалист по выше описанным причинам не позволит себе рисковать, ставя диагноз онлайн, а принцип медицинской этики «не навреди» не позволит ему делать назначения наобум.
Недостатки диагностики, о которых нужно знать
Самый большой минус онлайн помощи врача — несопоставимость с очным приемом. Среди других недостатков:
Большинство удаленных специалистов в области медицины не может помочь обратившемуся с его проблемой. Если ранее вы не посещали врача и питаете надежды на интернет, то вынуждены огорчить: ситуация все равно закончится очным визитом к специалисту, ведь по-другому и быть не может. Те «врачи», которые ставят диагноз и прописывают лечение удаленно, ни разу не видев пациента, должны насторожить, поскольку они нарушают первое заветное правило, которому следует любой медицинский работник — врачебную заповедь «не навреди».
Правила удаленной консультации с врачом
Скайп, телефон, электронная почта и мессенджеры — не лучшее место для встречи и общения с врачом. Однако мы рассмотрели ситуации, при которых удаленные консультации действительно уместны. Предлагаем разобраться, как в таком случае подготовиться, чтобы общение состоялось лучшим образом. Итак, какие они — правила консультации с врачом.
Выбор способа связи
Любой практикующий медицинский работник опасается навредить пациенту разглашением личных подробностей из истории болезни. Заранее позаботиться о приемлемом способе удаленной связи необходимо по двум причинам:
Заранее установленный способ связи поможет снизить вероятность врачебной ошибки.
Поинтересоваться, если возможность поддержания удаленной связи, на случай необходимости, можно на очном приеме у специалиста. Если врач дал контактный телефон или почту, важно понимать, что это не значит его круглосуточную доступность: не стоит беспокоить доктора в неудобное время или злоупотреблять оказанным содействием частыми звонками/сообщениями по любому поводу. Если же врач не уточнил, в какое время ему удобно общаться, то звонить лучше в рабочие часы. Когда доктор не поднимает трубку (либо постоянно сбрасывает звонок), корректно написать короткое сообщение, в котором нужно описать причину обращения и спросить, когда удобно перезвонить.
Подготовка к общению
Перед звонком врачу лучше продумать предстоящее обращение заблаговременно. Чтобы общение было максимально корректным и продуктивным, необходимо:
Ассоциации помогут вспомнить пациента и быстро сориентироваться. Для этого описание звонящего в момент представления должно включать и диагноз.
При первом обращении, если оно происходит удаленно, важно указать:
Структурированное письменное обращение поможет сделать онлайн консультацию удобнее, с точки зрения ведущего специалиста. Отвечать лучше по существу, не упуская детали.
При наличии результатов исследований, их лучше прилагать (можно сделать фотографию и отправить снимок адресату по интернету).
Нужно ли платить врачу за удаленную консультацию
В каждой организации свои правила коммуникации врачей и их пациентов. Чтобы понимать схему, лучше заблаговременно спросить, как она работает в учреждении, в которое вы обратились. Как именно оплатить услуги удаленной диагностики и назначенного лечения, правильно уточнять у самого врача.
Бывает, что услуга удаленной поддержки пациентов практикуется на самом сайте клиники. Условия таких онлайн консультаций подробно описываются на страницах интернет-ресурсов медучреждений. Подробности также можно узнать у консультантов по номерам горячей линии.
Врач «по интернету»: не имеет права ставить диагноз, но может скорректировать лечение
В условиях пандемии онлайн-консультация часто – единственная возможность получить помощь врача. Разбираемся, как правильно лечиться на расстоянии
Сам термин «телемедицина» появился еще в 1927 году: его придумал некто Гейл из американского штата Колорадо. Мистер Гейл прислал в редакцию местной газеты «Greeley Daily Tribune» письмо, в котором решил пофантазировать: «Если у нас есть телефотография, то почему не может быть телемедицины, когда вы подходите к радиоприбору, опускаете в него доллар, берете специальный микрофон и помещаете его на анатомическую область, которая болит?».
Сегодня на «область, которая болит» можно поместить и микрофоны, и специальные камеры, и цифровые электрографы, и множество других устройств, позволяющих транслировать полученные данные в любую точку мира. Дистанционно проводят даже эндоскопические операции: манипуляции осуществляет робот, которым удаленно управляет хирург.
Но самая, казалось бы, простая и очевидная сфера телемедицины – онлайн-консультации «врач – пациент» – для многих из нас остается terra incognita.
Это вообще законно – оказывать дистанционную медпомощь?
Антонина Шишанова
В России долгое время телемедицинские организации работали «всерую», по принципу «что не запрещено, то разрешено», говорит Антонина Шишанова, юрист практики IP/IT адвокатского бюро «Качкин и Партнеры». В январе 2018 года «лечение на расстоянии» официально вошло в отечественное здравоохранение: Минздрав РФ утвердил «Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Сегодня закон разрешает три формата телемедицины:
– первичная телемедицинская (дистанционная) консультация;
– дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента;
– коррекция ранее назначенного лечения (при условии, что на очном приеме у врача уже установлен диагноз и назначено лечение).
Кто проводит телеконсультации?
Традиционные офлайн-клиники и специализированные интернет-операторы – вот два кита отечественного рынка телемедицинских услуг.
Клиники организуют телеконсультации на своих официальных сайтах (или используют их как «точку входа» в сторонние сервисы). Онлайн-встречи с врачами регулярно проводятся, например, в НМИЦ эндокринологии, НМИЦ онкологии им. Н.И. Блохина, НМХЦ им. Н.И. Пирогова, Федеральном научно-клинический центре и множестве других гос- и частных медорганизаций.
Операторы телемедицинских услуг – интернет-сайты и приложения. Работают почти так же, как онлайн-службы заказа такси. По сути это «агрегаторы врачей»: здесь можно найти и получить консультацию различных специалистов (от хирурга до уролога, от эндокринолога до кардиолога) из самых разных клиник. Выбор сервисов огромен. Среди крупнейших – «Яндекс.Здоровье», «DocDoc», «Онлайн Доктор», «Педиатр 24/7». Ряд операторов (например, «BestDoctor») специализируются на работе с ДМС.
Чьи консультации лучше?
Не важно, кто предоставляет услугу – интернет-гигант или клиника – важно качество этой услуги, считает Антон Владзимирский, д.м.н., главред «Журнала телемедицины и электронного здравоохранения», автор книги «Медицина в эпоху Интернета. Что такое телемедицина и как получить качественную медицинскую помощь»:
– К сожалению, сегодня большинство онлайн-консультаций (особенно, первичных) не соответствуют всем требованиям оказания качественной медпомощи. Чтобы это изменить, должны работать и врачи, и пациенты.
По мнению Владзимирского, пациентам не следует ждать от телемедицины чуда: по двум-трем описанным симптомам доктор вряд ли сможет оказать помощь. А врачебному сообществу еще предстоит разработать методологию проведения таких консультаций, сформировать эффективные подходы именно для телемедицины.
«Телеконсультации проводить гораздо сложнее, чем консультации в стационаре – они требуют принципиально иной квалификации, иного кругозора врачей, – говорит Вячеслав Бабин, главный врач клиники «Рассвет». – Если с простым случаем на телеконсультации справится почти любой доктор, то со сложными – лишь 1-2% врачей. Чтобы оказывать реальные телеконсультации, нужно иначе готовить медиков – они должны уметь гораздо тщательнее, внимательнее собирать данные».
По мнению Бабина, услуги интернет-операторов – всего лишь бизнес, реакция на текущий запрос клиентов. Агрегаторы мало думают о качестве услуг и несут минимальную ответственность за результаты лечения. Поэтому если уж обращаться за телемедицинской помощью, то в клиники с хорошей репутацией, советует эксперт. Частных клиник, владеющих техникой ведения телеконсультаций, немного: в Москве, например, таких не больше пяти-шести, уверен Бабин.
У меня разболелся живот. Поможет ли мне телемедицина?
Если живот болит сильно, лучше звонить в неотложку. В случаях острой боли, спутанности сознания, высокой температуры, кровотечений нужно вызывать скорую помощь, а не искать врачей в интернете, говорит Антон Владзимирский.
За рубежом первичные телеконсультации проводят по очень ограниченному числу состояний, отмечает эксперт. У взрослых это ОРВИ и вызванные ею заболевания (синуситы, бронхиты); дерматологические заболевания (например, сыпь); инфекции мочевыводящих путей, плюс у детей – еще и лихорадка. В российской телемедицине система показаний и противопоказаний к телеконсультациям пока не сформирована. Так что не следует забывать о том, что «лечение на расстоянии» – не панацея.
«Услышав фразу “у меня болит желудок”, безответственный доктор может назначить антацидное средство – и пациент умрет от инфаркта миокарда, поскольку боль в желудке стала иррадиацией боли при инфаркте. Это стандартная, «студенческая» ошибка, которая подчеркивает сложность дистанционного взаимодействия врача и пациента», – говорит Владзимирский.
На первичной телеконсультации врач отказался назвать мой диагноз. Почему?
Доктор может поставить диагноз только на очном приеме – таково требование закона. По итогам первичной телеконсультации пациент обычно получает рекомендации – например, сделать анализы и прийти на очный осмотр. Врач не имеет права ставить диагноз даже в том случае, если у пациента уже имеются результаты исследований, и он готов их показать доктору.
Это чудовищная ошибка – полный запрет на постановку дистанционного диагноза, уверен Вячеслав Бабин. «Сложные пациенты, которые живут, например, на Алтае или в Якутии, должны иметь возможность прислать в ведущие московские медцентры результаты исследований – и получить первичную консультацию, первичный диагноз дистанционно, – говорит Бабин. – Ко мне недавно приехала пациентка из Иркутска со стопкой анализов. Достаточно было на них взглянуть и задать женщине пару вопросов, чтобы стало ясно – это онкология. Так что приезжать ей было незачем: грамотно организованная телемедицинская консультация могла бы сразу направить пациентку в нужное русло лечения. Хотя, конечно, понятно, что качественную телеконсультацию могут оказать далеко не все медцентры».
Насколько эффективно повторное обращение?
Повторные обращения – самая простая, результативная, перспективная и экономически выгодная форма телемедицины, уверен Антон Владзимирский. Пациент с диагнозом, установленным амбулаторно или стационарно, вместо очных контрольных визитов может обратиться в знакомую клинику, к знакомому лечащему врачу онлайн – и получить коррекцию терапии.
Сколько стоит телеконсультация?
Разброс цен велик. Например, в приложении «Доктор рядом» большинство врачебных консультаций сейчас проводится бесплатно, стоимость консультаций у докторов интернет-сервиса «My Doc» – от 399 до 1500 рублей, онлайн-прием врача клиники «Чайка» обойдется в 3500 рублей.
Хочу получить телеконсультацию анонимно, но сервис требует использовать мою учетную запись на сайте «Госуслуги». Что делать?
Анонимно воспользоваться телемедициной вряд ли получится. «Лечение на расстоянии» требует регистрации в системе ЕСИА – единой системе идентификации и аутентификации, поясняет Антонина Шишанова. Фактически это означает, что и телемедорганизация, и ее клиенты должны быть подключены, зарегистрированы на сайте «Госуслуги».
По словам Вячеслава Бабина, эта процедура регистрации сильно усложняет работу. В частности, отсекает значительный круг пациентов – иностранных граждан. Кроме того, возникают вопросы: надежно ли хранится врачебная тайна, соблюдается ли в реальности гарантированная законом анонимность при лечении особых категорий пациентов: например, больных ВИЧ-инфекцией или пациентов с психическими заболеваниями.
Впрочем, на практике «телемедики» далеко не всегда требуют учетную запись на сайте «Госуслуги». Это неудивительно: ответственность за нарушение этого предписания закон не определяет. Для регистрации на некоторых сайтах-операторах требуется ввести только имя, фамилию и действующий номер телефона пациента.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Как правильно консультироваться с врачами в интернете
В рубрике «Дежурная аптека» мы изучаем, как мир технологий меняет привычную систему медицины и фармакологии, и отвечаем на популярные вопросы горожан. В этом выпуске: как правильно спрашивать у врачей совета в интернете — и можно ли вообще это делать.
Может ли консультация на форуме заменить визит к врачу? Чаще всего нет. Но в некоторых ситуациях гораздо лучше обратиться к интернет-доктору, чем самостоятельно гуглить симптомы или спрашивать совета у непонятно кого в «Ответах@Mail.ru». Мы выяснили, в чем заключается техника безопасности при консультации в интернете.
Как найти хороший сайт онлайн-консультаций
Крайне желательно, чтобы на сайте или форуме только у врача была возможность отвечать на вопросы посетителей. В таких случаях администрация ресурса должна брать на себя ответственность за авторизацию врачей. Так, например, это устроено на «Русском медицинском сервере».
Вопросы лучше задавать на форуме, а не конкретному врачу на сайте онлайн-консультаций. Во-первых, в этом случае другие доктора могут поддержать ответ коллеги или, наоборот, его скорректировать. Во-вторых, далеко не на всех сайтах интернет-консультаций у врача есть возможность задать дополнительные вопросы, а у пациента — уточнить непонятный момент. В результате ответ оказывается более куцым, чем мог бы быть.
На форуме или сайте должны придерживаться доказательной медицины. Другими словами, плохо, если один врач говорит: «Я всю жизнь лечил это заболевание препаратом А и вылечил тысячи людей», а другой говорит: «Я несколько раз применял препарат А, он не помогает, поэтому я назначаю препарат Б и вам советую его принимать». Если возникают какие-то споры, аргументами всегда должны быть ссылки на крупные исследования, проведенные по всем правилам. Личный опыт врача имеет низший уровень доказательности.
Ни в коем случае не стоит консультироваться на промосайтах различных препаратов: никогда нельзя быть уверенным, что доктор советует выпить эти замечательные витамины, потому что они правда замечательные. К проверенным ресурсам можно отнести Дискуссионный клуб Русмедсервера, форум сайта Medspecial.ru, Русский онкологический форум, а также сайты отдельно взятых хороших врачей и клиник.
Как правильно задать вопрос
Обычно на медицинских форумах есть специальная тема, где подробно рассказывается, как грамотно задать вопрос, чтобы получить максимально полезный ответ (и вообще этот ответ получить). Но в целом правила везде одни и те же.
Прежде чем открыть тему, лучше воспользоваться поиском по форуму и заглянуть в раздел «Часто задаваемые вопросы». Нередко так можно узнать все, что хочется, особенно если речь идет о распространенных заболеваниях: ОРВИ, конъюнктивите, гастрите и так далее. При этом задавать вопросы в темах других пациентов запрещается.
Тема сообщения не должна быть эмоциональной и неинформативной. «Помогите СРОЧНО!! Ирочке плохо(((» — так писать нельзя. Лучше писать максимально конкретно: «Блефарит не проходит месяц», «Передозировка ибупрофеном при мигрени» и так далее. Тогда врач поймет, может ли он в таком случае проконсультировать — или ему вообще не стоит смотреть эту тему.
В каждой области есть свои обязательные для упоминания моменты. Но обычно нужно не забывать указывать пол, возраст, рост, вес, вредные привычки. При кардиопатологиях врачу необходимо знать уровень физической активности и то, отягощена ли наследственность. А если беспокоит головная боль, неврологи Дискуссионного клуба Русмедсервера предлагают сначала ответить на 25 вопросов.
Не стоит рассказывать абсолютно все подробности. Конечно, вопрос «У меня болит горло — что делать?» не имеет шансов на полезный ответ. Но, например, если заболевание хроническое и сейчас случилось обострение, то детализированный рассказ о постановке диагноза и хождении по разным врачам десять лет назад пользы не принесет. Обычно очень длинные вопросы остаются без ответа. Вольный пересказ результатов анализов и назначений врача также не самый хороший вариант — лучше выкладывать скан/фото имеющихся бумаг. Если беспокоящее проявление можно увидеть (сыпь, ожог, покраснение), его лучше сфотографировать. Причем изображение должно быть качественным, иначе это может рассматриваться как неуважение к врачу, да и оказать помощь в этом случае становится гораздо сложнее.
На хороших форумах не приветствуется, если человек упоминает названия клиник, которые посещал, или дает эмоциональную оценку действиям лечащего врача.
Врачи не любят безответственных и наглых пациентов. Если человек пишет: «Сыпь у меня уже полгода, идти к доктору лень, скажите, чем лечиться», — это сообщение вряд ли вызовет сочувствие. Если человек с московским IP пишет: «Я живу в глухой деревне посреди тайги, и у меня нет возможности найти тут хорошего доктора», врач может узнать об обмане. При этом всем понятен такой повод для консультации, как, например, желание получить второе мнение.
Беспокоиться об анонимности лучше еще до публикации вопроса. Дело в том, что далеко не везде предусматривается удаление опубликованных тем и сообщений. Поэтому, например, нужно сразу замазывать имена на сканах врачебных заключений.
Не стоит ждать от интернет-врача срочной консультации. И тем более не стоит писать гневные сообщения вроде: «У меня кровотечение уже два часа, а вы мне никак не отвечаете. 111». Доктора консультируют чаще всего на добровольных началах и ничего никому не должны. В экстренных ситуациях необходимо вызывать скорую или ехать в больницу.
Бельгийский ролик, наглядно показывающий, какие диагнозы супруги-доброхоты могут поставить друг другу по интернету, если речь идет даже о простом нарыве пальца
Что можно ждать от интернет-врача
Кодекс этики врачей рунета не позволяет доктору ставить диагноз или назначать лечение через интернет. Поэтому нередко на вопрос пациента отвечают: «Необходима очная консультация». В идеале онлайн-консультации должны работать только в случае, если нужно получить второе или третье мнение. Тогда у человека на руках более-менее все необходимые результаты анализов и назначения. И интернет-врач понимает, на основании чего его коллега поставил такой диагноз и выписал такие препараты. В простых ситуациях в онлайн-консультации могут сказать: «Диагноз верный, первые пять препаратов не имеют доказанной эффективности, а шестой принимать можно и нужно». Если ситуация более серьезная (например, заочно консультирующий доктор понимает, что у пациента есть все показания к диализу, но такое назначение не сделали), врач может сказать: «Я не согласен с тем, что рекомендовал доктор, вам нужно постараться очно получить второе мнение».
Однако даже хорошие врачи нарушают этический кодекс: ставят диагнозы, не видя пациента, и так же назначают лечение.
Как получить видеоконсультацию
Такой вид общения врача и пациента в развитых странах поддерживается даже на государственном уровне. Это экономит время врача и позволяет получить помощь даже жителям удаленных населенных пунктов, в том числе с психическими заболеваниями. В России телемедицина тоже существует. Правда, в основном речь идет о ситуациях, когда врач одной больницы вместе с пациентом получает видеоконсультацию врача другой больницы. Но иногда пациент может самостоятельно за деньги связываться с доктором из государственного медицинского учреждения (пример). Заочные консультации также предлагают фирмы, которые организуют лечение за рубежом: можно не ездить к немецкому профессору, а получить видеоконсультацию. В каждом из этих случаев помощь окажут только через несколько дней после обращения. И без какого-либо серьезного диагноза такие возможности обычно не используют.
Где быстро получить онлайн-консультацию
В США есть коммерческие сервисы для видеоконсультаций, устроенные гораздо проще, чем наши государственные. Например, на HealthTap можно максимально оперативно проконсультироваться у одного из 64 тысяч врачей, зарегистрированных на этом сайте. В России тоже есть пара схожих сервисов, но гораздо более скромных. «Теледоктор» позволяет оперативно проконсультироваться по телефону или видеочату с одним из 16 врачей. Решение одной проблемы стоит 180 рублей, абонемент на год — 1000 рублей.
Другой российский сервис онлайн-консультаций — это Helpmed. Там общаться с врачом можно только в чате, однако плюс в том, что поставит диагноз и назначит лечение не один доктор, а консилиум из трех врачей (всего на сайте консультируют 160 специалистов). Сделают они это за 2–12 часов (скорость ответа зависит от выбранного тарифа).
Стоит ли бояться заочных консультаций
Есть мнение, что на форумах консультируют преимущественно бездельники, у которых просто нет пациентов. На самом деле, если речь идет о хороших форумах, для врачей это часто своего рода благотворительность. С грамотными докторами в России действительно серьезные проблемы, а приехать в Москву и проконсультироваться у хорошего специалиста за 6000 рублей может не каждый. Поэтому врачи, которые смогли добиться определенного статуса благодаря своему профессионализму, иногда даже анонимно консультируют на таких форумах. Мотивом врача для онлайн-консультирования может быть также общение с коллегами, обучение, возможность быть исправленным. Хотя иногда это все же способ привлечь пациентов — особенно в случае с психотерапевтами.
Также важно понимать, что при некоторых заболеваниях визит к врачу даже вреднее, чем заочная консультация. Например, человеку с иммунодефицитом не стоит сидеть в общей очереди вместе с людьми, имеющими инфекционные заболевания.
Сейчас недостатки заочных консультаций минимизируются благодаря массе устройств и приложений, которые помогают удаленно делать УЗИ, различные анализы крови и ЭКГ. Да и в целом физический осмотр пациента теряет свою важность благодаря новым технологиям.
Что касается юридической ответственности врачей, консультирующих в интернете, — она такая же, как у специалистов, консультирующих очно, но не являющихся лечащими врачами.