Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко

Одаренность, талант, гениальность.

Одаренность, талант, гениальность

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Непременная отличительная черта одаренного ребенка заключается в оригинальности мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству — наиболее известные признаки одаренности. В интеллектуальном и нравственном отношениях, такие дети превосходят своих одногодок, чего нельзя сказать об уровне физического и эмоционального развития — оно находится в пределах возрастной нормы. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей. Способности развиваются, вырастают из задатков при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие.

По форме проявления одаренности можно говорить о:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»). Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Не стоит смешивать понятия «одаренность», «талант», «гениальность». Одаренность понимается как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности. Талант же понимается как творческая одаренность, а гениальность – высшая ступень развития одаренности. Гениальный человек создает уникальные творения, которые признаются цивилизацией, в связи с этим, появление гения среди человечества является очень редким явлением.

Источник

ЕГЭ. Человек

Тема 5.Способности

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко

Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а других нет? Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.

Способности

Формирование способностей

Типы способностей

Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

Выделяют следующие виды одаренности:

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Уровни способностей

Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов, стремиться к движению вперёд.

Показатели способностей:

Пути развития способностей:

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Способности это в обществознании что такое для человека – определение, примеры кратко (6 класс)

Способности

Способность в обществознании — это индивидуальное свойство личности, помогающее ей успешно справиться с той или иной деятельностью. От того, насколько развиты такие особенности, зависит успешность и качество выполнения работы. Например, человек, обладающий хорошей памятью, может быстро обрабатывать большие объёмы информации. Люди, обладающие пространственным мышлением, занимаются архитектурой, становятся инженерами.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоЧто такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоРис. 1. Инженер.

Не менее важным является учёт склонностей человека. Влечение к чему-либо зачастую лежит в основе определения человеком вида деятельности. Если у ребёнка есть задатки в той или иной области, но при этом отсутствует интерес, то развитие способностей не даёт результатов.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоЧто такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоРис. 2. В музыкальной школе.

Уровни развития способностей

Способности человека развиты у всех людей в разной степени. Кратко познакомимся с уровнями их развития.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоЧто такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоРис. 3. Схема «Уровни развития способностей». Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко

Что мы узнали?

Знакомство со способностями человека происходит на уроках обществознания в 6 классе. Под способностями понимается такие свойства личности, которые помогают выполнять работу быстрее и качественнее. Уровнями их развития являются одарённость, талант, гениальность.

Источник

Что такое одаренность

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоВ последнее время понятие «одаренность» становится все более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Подобный интерес к данному термину возникает на фоне того, что не все гении, какими их считают простые люди, являются одаренными с научной точки зрения.

В психологии такое определение используется для обозначения возможностей личности к достижению ею более высоких показателей, результатов. Так что такое одаренность, как этот термин интерпретирует психология, и какие виды одаренности существуют?

Очень часто люди задаются вопросами, является ли одаренность отклонением от нормы и почему одного человека можно назвать одаренным, а по отношению к другому этот же термин применить нельзя. Не менее актуальным считается вопрос о том, действительно ли можно стать гением или человек рождается с таким даром. Ответы на эти вопросы можно найти ниже.

Основные понятия и термины

Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.

Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях. В то же время гениальность — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоУченые и психологи утверждают, что одаренность – это свойство психики, которое отличается системностью и способностью развиваться на протяжении всего жизненного пути индивида. Этим критерием можно оценивать способность некоторых личностей к достижению более существенных высот и результатов, сопоставляя их умения с возможностями большинства других людей. Ребенок, у которого наблюдается склонность к одаренности, среди своих сверстников может выделяться исключительными достижениями, демонстрируя их сразу в нескольких различных сферах.

Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:

Однако влияние психологического аспекта тоже не стоит исключать, потому что в основе формирования уникальной возможности человека лежат именно психологические механизмы. Они влияют на процессы саморазвития индивида и, соответственно, на характер реализации индивидуального дара. Кроме того, понятия «одаренность» и «способности» по-разному интерпретируются научно, ведь их проявления воспринимаются уже с точки зрения норм и правил той сферы, в которой нашел свое применение талант.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоОдаренность детей очень часто выражается в склонности к успешной самостоятельной деятельности. Такие возможности характеризуются стихийностью, а потому к школьной или социальной деятельности могут не иметь никакого отношения. Например, у ребенка есть талант к моделированию, но он может не проявлять его в школе. Поэтому не стоит ограничиваться конкретными рамками, оценивая выявленную у ребенка одаренность.

Нехватка знаний, практических навыков или соответствующих умений у человека может стать основной причиной отсутствия у него таланта в той или иной сфере (сферах) деятельности. И как только ему удастся освоить их, проявление одаренности не заставит себя ждать.

Осложнения физиологического характера могут быть причиной, почему у ребенка отсутствуют или слабо реализуются таланты. Говоря об одаренности детей, стоит учитывать ряд факторов, которые могут стать решающими при проявлении успешности ребенка в той или иной деятельности. Среди них:

Даже несмотря на то, что уровень способностей ребенка будет высоким, подобные нарушения развития могут сказаться на степени выраженности одаренности. Учитывая это, одаренность у ребенка может рассматриваться как потенциальная особенность психического здоровья и развитие ее на разных жизненных этапах. При этом имеющиеся особенности должны учитываться как специфическая проблема одаренности в отношении к возрасту ребенка (если не брать в расчет определение способностей у взрослых людей).

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоДля каждого конкретного ребенка уникальная возможность будет условным параметром, определяющим возможные показатели его успешной деятельности в будущем. При этом такая характеристика одарённого индивида считается условной, проявляющейся индивидуально. Поэтому даже самые яркие достижения ребенка являются косвенными признаками его таланта, недостаточными для определения его способностей в отношении будущего жизненного периода.

Не стоит отрицать того, что признаки одаренности ребенка, явно выраженные в детстве, могут постепенно угасать (либо исчезать), даже если условия для их развития будут весьма благоприятными. Учитывать такую вероятность обязательно необходимо при организации и ведении практической деятельности в отношении талантливых детей.

Констатировать же факт одаренности для закрепления за такими детьми данного статуса не следует. В практике деятельности с такими детьми принято заменять словосочетание «одаренный ребенок» термином «ребенок с признаками одаренности».

По каким признакам определить особенного ребенка

Если говорить простым языком, то особенности ребенка, демонстрируемые им при осуществлении непосредственной деятельности, могут оцениваться в соответствии с характером одаренности. И эти особенности являются характерными признаками того, что ребенок действительно имеет зачатки таланта. Детская одаренность в возрасте 1-6 лет может выражаться, как:

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоПроцессы формирования и дальнейшего развития заложенных природой задатков зависят не только от индивидуальности индивида, но и от его жизненной позиции, а также от личностной направленности самих талантов. Конечно, каждый ребенок уникален и неповторим.

Однако характеристика одаренности предусматривает несколько общих критериев, характерных для тех или иных способностей. Общими предпосылками, указывающими на наличие у ребенка склонности к проявлению уникальных достижений, для каждого случая являются два фактора:

Каковы разновидности реализуемых уникальных особенностей

По В.И.Панову, выделяют 10 разновидностей направленности выдающихся особенностей. Они отличаются по степени и широте проявления, а также по сферам деятельности, в которых ребенок их реализует. Виды детской одаренности изложены ниже.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоОбщая. Характеризуется высоким уровнем общих способностей, не ограниченных диапазоном проявления.

Специальная – в отличие от общей проявляется способностями в конкретной сфере и выявляется отношением к другим областям.

Общая интеллектуальная и академическая – ею обладают, как правило, преуспевающие сразу в нескольких разноплановых областях деятельности дети, способные к быстрому усваиванию любой информации.

Академическая – рассматривается как проявление феноменальных способностей в обучении или как высокие показатели познавательной деятельности.

Интеллектуальная одаренность – явление, характерное для детей-«отличников». Им свойственны высокие показатели умственных способностей. Основа такой одаренности – состояние умственных и других психологических ресурсов, позволяющих осуществлять интеллектуальную деятельность. Принято считать, что такая одаренность и высокий уровень развития интеллекта тесно связаны.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоХудожественная – подразумевает высокий уровень достижений ребенка в сфере художественного творчества, где задействуется исполнительское мастерство. Есть несколько смежных направлений, имеющих отношение к этому виду одаренности: музыкальное, художественно-изобразительное или литературное.

Творческая одаренность – подразумевает нестандартное видение окружающего мира либо выражается как способность мыслить вопреки шаблонам, которая в свою очередь может спровоцировать нестандартное поведение. Самое удивительное, что такие одаренные дети часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности, которая вешает на них клеймо «неудачников».

Практическая. Несмотря на то, что она не признается как отдельная одаренность детей, такая разновидность способностей заключается в знании собственных слабостей и сильных сторон, а также умелое их использование. Нередко она проявляет себя в сочетании с социальной одаренностью.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоСоциальная. Это явление очень многогранное, оно определяется преимущественно успешностью взаимодействия с общественностью через общение. Люди с такими склонностями вполне могут реализовать себя в роли работников социальных служб, психологов, преподавателей и т.п. Синонимами этого термина являются понятия «одаренность лидерская» и «организаторская одаренность».

Психомоторная или спортивная. Это способности, исключительные для данного поля деятельности. Связанный с физической активностью дар может выражаться в умении ребенка быть быстрее, точнее и т.п. Оценить перцептивно-двигательные возможности позволяют специализированные тесты на определение моторного развития.

Как выявить необычайные возможности

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоПроблема детской одаренности очень тщательно исследуется учеными. Дело в том, что успешность развития заложенных природой задатков зависит от своевременности их выявления, а потому при работе с детьми применяются специализированные диагностические методики. Они позволяют определить наличие уникальной особенности, которую впоследствии нужно будет развивать.

Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.

Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоПри работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также их родителями воспитатели и психологи часто применяют метод экспертных оценок с 5-балльной системой оценивания, анкетирование, шкалу интеллекта или специальную методику Скинера и Холла. При определении наличия одаренности у подростка важную роль будет играть наблюдение: оценивая способности взрослеющего человека в разных сферах, можно выявить тенденции развития у него определенных возможностей.

Изучая особенности одаренных детей, не следует навязывать им свое мнение или восприятие мира. Лучше стимулировать развитие выявленных склонностей к определенному роду деятельности, оказывая детям поддержку и постоянно помогая им расширять свой кругозор. Автор: Елена Суворова

Источник

Лекция «Понятие «одаренность». Виды типы одаренности Психологические особенности одаренных детей»

Лекция :»Понятие «одарённость». Виды и типы одарённости. Психологические особенности одарённых детей и детского творчества»

Отечественный ученый Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоСпособности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение краткоЗадатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения, физические данные. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе

задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее.

По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, мышечная память у спортсмена, педагогический такт у учителя и т.п.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе,

выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития виды одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:

создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Одаренность, кроме разных «видов» (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая, или «учебная», и творческая.

Судя по всему, познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.

За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира. Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому

ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко По критерию «форма проявления» можно говорить о:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»); в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Смотреть картинку Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Картинка про Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко. Фото Что такое одаренность в обществознании 6 класс определение кратко По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Одарённые дети – особенные. Но в их характерах, как правило, можно выделить некоторые общие черты. Например:

1. Стремление к совершенству (для них характерна внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, и это свойство проявляется весьма рано).

2. Ощущение неудовлетворённости (такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются: они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка).

3. Нереалистичные цели (одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности, их достичь, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям).

4. Сверхчувствительность (поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятие себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы).

5. Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания).

6. Нетерпимость (одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение)

7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии).

Выделенная американским психологом Джозефом Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности: познавательная

мотивация, высокий уровень интеллектуального развития, способность к творчеству(креативность)

Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого.

Детское творчество можно назвать «натуральным». Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерно, что детское творчество носит всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество не сводится к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера, хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчество обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуру собственного «Я» ребёнка, способной противостоять давлению общества. Особенно опасно,

если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив, предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Детское творчество отличается от взрослого своей незащищённостью. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Детский эгоцентризм делает ребёнка уверенным, что взрослый смотрит на его творения так же, как и он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Опыт научит ребёнка непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *