Что такое одаренность в психологии

Одаренность в психологии

Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.

Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.

Что такое одаренность?

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее.

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Источник

Психология одаренности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Одаренность — это наличие потенциально высоких способностей у индивида, от которых может зависеть возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности.

Одаренность в психологии

Психология рассматривает одаренность в качестве системы личностных качеств, способствующих успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности. В психологической науке существует несколько взглядов на сущность данной категории. Как правило, одаренность связывают с познавательными способностями (мышление, внимание, память, воображение и др.).

В состав категории «одаренность» входит множество личностных качеств:

С помощью одаренности человек получает возможность овладеть разными видами деятельности. Данная возможность считается потенциальной, поскольку для успеха также требуются специальные способности.

Если учесть, что для одаренности характерна склонность к творчеству и значительная общая активность, то индивид с высоким уровнем этих характеристик в любом случае сможет самореализоваться и достичь успеха. Некоторые психологи дополнительно выделяют еще и специальную одаренность, которая относится к специальным способностям.

Признаки одаренности

В первую очередь, одаренность связана с генетическими предпосылками ее формирования. Ученые предполагают, что часто одаренность и высокий уровень интеллекта (IQ) соседствуют. Это отражает причинно-следственную связь между ними.

Методики определения IQ помогают выявить общий усредненный критерий развития соответствующих способностей. Они помогают измерять адаптивность и возможность быстро ориентироваться в новой информации.

При выявлении детской одаренности психологи обращают внимание на параметры «хочу» и «могу». Они отражают наличие мотивации к определенной деятельности, включая интерес и удовольствие от нее, проявление мотивации в деятельности. Все это и представляет собой видимый результат способностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Мотивационный аспект одаренности с точки зрения «хочу» определяется тем, что дети с большим вниманием и избирательно реагируют на отдельные стимулы. Например, при звуке песни они могут прислушиваться, замирать или долго слушать звуки музыки вместо игры. Ребенок может долго и различными способами рисовать, получая удовольствие именно от процесса, а не от того, что взрослый человек похвалит его за красивый рисунок. Сюда необходимо отнести вдохновение к собиранию кубиков и конструктора, необычные творческие решения в строительстве из игрушек, детскую увлеченность танцами, спонтанное проявление себя в движении, интерес к природным явлениям и животным, желание наблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их.

Дети с признаками одаренности готовы не только интересоваться, но и желают доводить собственное увлечение до высшего результата (пика, совершенства), при этом они получают личное удовлетворение. Совокупность стремлений представляет собой вложения энергетических ресурсов в выбранную область. Они непременно отразятся с помощью отдельных результатов, которые можно связать уже со следующим признаком одаренности (аспект деятельности).

Деятельностный аспект (сторона «могу») считается продолжением желания вести определенную деятельность. Данная мотивация впоследствии по логике приводит к высокому результату. Она связана со способностями быстрого и успешного усвоения информации, нахождением новых нестандартных решений, углублением в деятельности и постановкой более сложных целей.

Виды одаренности

Одаренность имеет степень выраженности. Если способности человека выстроить вдоль шкалы, где ноль — это их отсутствие, то далее последуют обычные способности, одаренность и самое высокое значение – гениальность. Раздел между нормой и различной степенью одаренности представляет собой только непрерывную градацию. В ее рамках можно проводить оценку тех или других свойств.

При рассмотрении отдельных свойств можно говорить, что именно по выбранному параметру особенно одарен человек. С физической точки зрения этому будет соответствовать высокое развитие соответствующих зон мозга, которые связаны с движением, зрением, разными видами памяти, логическим мышлением.

Измеряя коэффициент интеллекта, психологи могут рассматривать также частные способности, которые формируют общий показатель. Очень редко человек имеет одаренность сразу по многим параметрам (например, Леонардо да Винчи).

Иметь одаренность по конкретному параметру – это, к счастью, достаточно частая ситуация. Так более половины людей наделены соответствующими способностями на уровне одаренности. По этой причине задачей каждого человека является определение своей собственной одаренности и ее развитие.

В зависимости от формы рассматривают следующие виды одаренности:

В случае со скрытой одаренностью легко сделать ошибочное умозаключение об ее отсутствии. Она способна показать себя в неожиданный момент жизни. Примером могут быть изменившиеся внешние условия или события во внутренней психической жизни.

В зависимости от широты проявления классифицируют одаренность общую и специальную. Если общая одаренность распространяется на большинство видов активности людей, то специальная одаренность будет касаться лишь отдельных областей (так называемая узкая специализация). Виды одаренности, которые определяются в привязке к видам деятельности, где она находит проявление, делятся на практическую, познавательную, коммуникативную, художественную и духовную одаренность.

Источник

Лекция «Понятие «одаренность». Виды типы одаренности Психологические особенности одаренных детей»

Лекция :»Понятие «одарённость». Виды и типы одарённости. Психологические особенности одарённых детей и детского творчества»

Отечественный ученый Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологииСпособности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологииЗадатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения, физические данные. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе

задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

Качество способности – определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывает качество его способностей. По качеству способности делятся на: математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и так далее.

По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма музыканта, оценка пропорций у художника, мышечная память у спортсмена, педагогический такт у учителя и т.п.

Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе,

выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы, касающиеся одарённости, до сих пор остаются дискуссионными. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития виды одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта. Согласно этой теории не существует какого-то единого интеллекта. Есть семь видов. К ним относятся следующие:

создавать зрительные или пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

Особо выделяется исследователями такой вид одаренности как творческая. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность являются неотвратимым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческий. Если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже собранно.

Одаренность, кроме разных «видов» (умственная, социальная, моторная, практическая), имеет два принципиально разных основных типа: усваивающая, или «учебная», и творческая.

Судя по всему, познавательная потребность у школьников с разным видом одаренности носит принципиально разный характер. Если познание творческих школьников направлено прежде всего на сам процесс познания и результаты важны им, но не в первую очередь, то у школьников с интеллектуальной одаренностью познавательная потребность направлена на достижение определенного результата. Если первым деятельность интересна (или неинтересна) прежде всего сама по себе, то вторым важнее всего, что получится в итоге.

За разной одаренностью стоит разная личность. У творческого ребенка она чаще всего менее удобная для общества, сложнее адаптирующаяся к условиям окружающего мира. Но если общество действительно ценит творчество и творческую личность, необходимо быть более внимательными к творческому

ребенку, с большим пониманием относится и к силе, и к слабости одаренного человека.

Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологии По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологии По критерию «форма проявления» можно говорить о:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»); в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологии По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Что такое одаренность в психологии. Смотреть фото Что такое одаренность в психологии. Смотреть картинку Что такое одаренность в психологии. Картинка про Что такое одаренность в психологии. Фото Что такое одаренность в психологии По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

Одарённые дети – особенные. Но в их характерах, как правило, можно выделить некоторые общие черты. Например:

1. Стремление к совершенству (для них характерна внутренняя потребность совершенства; они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня, и это свойство проявляется весьма рано).

2. Ощущение неудовлетворённости (такое отношение к самим себе связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются: они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка).

3. Нереалистичные цели (одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности, их достичь, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям).

4. Сверхчувствительность (поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они более уязвимы, часто воспринимают слова или невербальные сигналы как неприятие себя окружающими. В результате такой ребёнок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы).

5. Потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремления к познанию дети нередко монополизируют внимание учителей, это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания).

6. Нетерпимость (одарённые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпение)

7. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии).

Выделенная американским психологом Джозефом Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности: познавательная

мотивация, высокий уровень интеллектуального развития, способность к творчеству(креативность)

Детство – краткий период жизни, когда над человеком ещё не довлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе и он пока не подвержен критическому самоанализу подростка. Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого.

Детское творчество можно назвать «натуральным». Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерно, что детское творчество носит всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество не сводится к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера, хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет, а творчество обнаруживает не столь однозначную динамику. Отсутствие творчества может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуру собственного «Я» ребёнка, способной противостоять давлению общества. Особенно опасно,

если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в трёхлетнем возрасте.

Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с точки зрения культуры, в которой он развивается. Взрослое творчество, напротив, предполагает именно отбор и отсев с позиций вкуса, принятого в обществе, непосредственный диалог с культурой, в которой это творчество рождается.

Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Детское творчество отличается от взрослого своей незащищённостью. Взрослый человек, создавая что-либо, всегда смотрит на это не только собственными глазами, но и пытается оценить результат глазами других людей. Именно поэтому многие новаторские идеи так никогда и не реализуются. Их авторы слишком точно представляют негативную реакцию окружающих и предпочитают лучше не видеть результат, чем встретить реакцию, которую необходимо пережить.

Ребёнок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Детский эгоцентризм делает ребёнка уверенным, что взрослый смотрит на его творения так же, как и он сам. Но у взрослых нет фантазии ребёнка. Опыт научит ребёнка непониманию взрослых. Ещё некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результаты своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности ближайшего окружения, он либо будет продолжать творить, всё улучшая и улучшая своё мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *