Что такое одержимость нечистыми духами
Добровольная одержимость
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Святитель Иоанн Златоуст, приступая к беседам по толкованию Евангелия, в первых же словах, обращенных к слушателям, говорит, что, «по-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа и чтобы как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но… мы отвергли такую благодать».
И о том, что с нами происходит после этого отвержения, повествует сегодняшнее Евангелие.
Вот только что прозвучали слова Евангелия об исцелении одержимого нечистым духом и о гибели стада, в которое, по повелению Божию, вселяется изгнанное множество духов злобы поднебесной. Мы становимся очевидцами, по вере нашей, что Господь воистину Владыка преисподних сил.
В предшествующих событиях, описанных тоже апостолом Лукой, повествуется о плавании учеников Христовых по озеру, о страшной буре, сопутствующей им, их маловерии и об усмирении Господом стихии. И мы вновь становимся свидетелями, что Господь воистину Владыка земных сил.
«Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет», – таковы слова Матери-Церкви, призывающей Самого Человеколюбца Царя в молитве великого водоосвящения. Воистину Господь – Владыка небесных, земных и преисподних сил.
Но только лишь человек – возлюбленное творение Божие – не хочет слушать слова жизни, не хочет покориться своему Создателю, но сам себя изгоняет в пустыню – символ удаленности от живого общения с Богом.
Сегодняшнее евангельское зачало – это не притча, не иносказательный рассказ с нравственным зерном. Это – действительное событие из дней земной жизни Христа Спасителя. Но как всё в нем символично.
Святой евангелист Лука, слова которого мы только что слышали, пишет, что Господь пришел в страну «Гадаринскую, лежащую против Галилеи» (Лк. 8: 26). Что же такое эта «страна Гадаринская»? Мы знаем, откуда пришел Спаситель, что это была страна, где он провел Свое детство и отроческие годы. Здесь он совершил множество чудес, и здесь слушали слово Его проповеди. Большинство учеников – апостолов Христовых было из этой области. Евангелист Матфей пишет (Мф. 26: 69), что имя «Галилеянин» было одним из имен их Божественного Учителя.
Более того, из истории первых веков христианства знаем, что один из первых самых яростных и фанатичных гонителей христиан был император Юлиан, сам когда-то христианин, но прозванный «Отступником», который и умер с предсмертным возгласом: «Ты победил, Галилеянин!»
И вот от берегов этой страны на противоположный берег, в страну внешнего устройства и укоренившегося духовного неблагополучия направляет Свои стопы Спаситель. Исторически это область так называемого Десятиградия – союза античных городов греческой и римской культуры, здесь располагался римский легион, охранявший границы, выпасом свиней для пропитания которого занимались местные жители.
Это область распространения законов и обычаев языческого мира, не знающего Единобожия, не ожидающего пришествия Искупителя и, однако, искренне уверенного в своей просвещенности, в своем нравственном совершенстве и превосходстве над иными, варварами. Это не столько географическое понятие, сколько нравственное, это образ всего мира, лежащего во зле и не желающего знать своего Творца, это образ человеческой души, в страхе бегущей от общения с Богом.
Вот в страну какого духовного мрака приходит Спаситель. И первый же человек, которого встречает сошедший на берег Христос, есть человек с явными признаками недуга, видимо одержимый нечистым духом. В страхе повергает этот дух несчастного к стопам Сына Всевышнего и просит не мучить его. Сам мучивший творение Божие – человека, теперь он трепещет перед лицом Владыки.
Человеколюбец Господь освобождает тело и душу больного, совершает чудо изгнания нечистых духов из мучимого. Злоба же их и сила была столь велика, что ее, попущением Божиим, достало, чтобы погубить обезумевшее свиное стадо.
Очевидцы этого чуда разносят молву о Чудесном Пришельце по всем городам и селениям страны.
А что же жители тех мест? Прошло немало, надо полагать, времени, пока распространялись такие известия, но за эти дни ни один не пришел за исцелением, никто не принес своих больных, никто не пригласил Великого Чудотворца в дом свой, как будто не нуждался в исцелении.
Более того, они отвергли Его: ужаснувшись, как пишет апостол, весь народ Гадаринской окрестности просит Спасителя «удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (Лк. 8: 37).
Что повергло их в такой страх, что привело их в такой ужас, что они не захотели принять Самого Бога, пришедшего к ним? Не слух о великом чуде, но весть о великом убытке в хозяйстве, распространившаяся по стране, испугала их.
Произошло это потому, что сами эти люди немногим отличались от того бесноватого изгоя, который обитал за пределами их поселения: страшного, лишенного последних лохмотьев одежды, скованного цепями и узами, чтобы хоть как-то смирять его, и которого дух нечистый, не давая покоя его душе и телу, гнал и гнал в пустынные и дикие места.
Только их беснование не было явным, это было беснование внешне благополучных, достойных, почтенных и взаимно уважающих себя граждан.
Не было внешних, зловещих признаков этого тяжкого недуга, и пленение нечистыми духами было добровольным, если можно так выразиться, бытовым, повседневным, тихим. Но такая одержимость была не менее страшной. Это было добровольное пленение духами гордости ложного совершенства и нераскаянности и духами заботы века сего. Но сила этой неприметной одержимости была, как видим, столь велика, что она полностью подчинила целый народ.
Ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, ненавистник рода людского, диавол, видя, что уходит его власть, «что демонский легион изгоняется человечеством (то есть пришествием на землю Сына Божия во плоти) и посылается в бездну… сильно тревожится». Господь, спрашивающий имя духа нечистого, делает это для нас, ибо в присутствии Божием князь тьмы открывает свое имя – легион, то есть множество, бесчисленный в греховных ухищрениях, страстных зацепках, в изощренности для сохранения своей власти над душами людей.
И они добровольно поддались этим ухищрениям.
Их не надо было сковывать цепями – они и так уже были в безвольности своей по рукам и ногам скованы, связаны своими страстями.
Им не нужно было убегать в пустыню – они и так уже жили в пустыне безбожия, в которой всё, что бы они ни приобретали, не могло утолить их ненасытной жажды увеличивать эти приобретения, бегая за новинками века сего. В гордом беспокойстве не сидится таким людям на одном месте, но, одержимые духом тревоги, нигде и ни в чем не достигают они полноты мира души, дерзко испытывают суды Божии. Любят рисковать, скользя по краю бездны, как будто ведомые лукавым советом, звучавшим еще Христу во дни Его пощения в пустыне: «Бросься вниз» (Мф. 4: 6).
Сии почтенные жители не обитали в пещерах, где погребали умерших, и не ходили нагими – но каждый дом их был гробом духовного запустения, и их равнодушие к встрече с Богом было подобно бесстыдной духовной наготе.
В изгнании нечистых духов из одержимого они с суеверным ужасом увидели не проявление милосердия Божиего, не дар покаяния страждущим в грехах, но угрозу своему благополучию, крах беспечального своего жития, пробуждение от сладкого сна духовной смерти, совершающееся при встрече с правдой Божией. Их умы и загрубевшие сердца увидели угрозу своей лжеправедности, которая рассеивается силой покаяния, преображением всей жизни, мужественным отказом от всех прежних идолов, которым покланялись душой и телом. Встреча с Истиной откроет им отвратительную правду о себе, как это случилось с исцеленным. Они потеряют уважение к себе прежним и не смогут уже продолжать жить так, как жили до этого веками.
И они единодушно просят Самого Бога, Саму Истину, пришедшую к ним и ради них, «удалиться от них» ради сохранения своего ложного мира. В страшной силе ненависти объединились они все и воспрепятствовали Господу войти в домы их душ. Они не дали Ему приюта. Это сейчас. А позже, когда Христос оказывается не просто не нужным, но ненавистным, они открыто в слепой ярости объединяются и распинают Его. Так велика сила нераскаянного и добровольного подчинения духам нечистым, духам злобы, и так ужасно в своих последствиях добровольное повиновение греху! Так все восстающие на Бога и на служителей Его становятся по духу не чадами Божиими, но сатаны.
Так и под личиной внешнего благочестия скрывается полное духовное невежество, лишенное живого покаяния, живого общения в этом покаянии со своим Спасителем, укрываются пороки гордости, ложной святости, которые не допускают нас к Богу; пороки, от которых мы не только не можем отказаться, но и защищаем их, оправдываем себя и обвиняем других.
Не атеисты, суеверно отрицающие Бога, но мы, христиане, как часто, к горю нашему, становимся добровольно одержимыми страстями, этими духовными недугами, мы любим их и боимся расстаться с ними, боимся потерять эту призрачную опору в призрачной жизни без заповедей Божиих. И как одержимые, боясь святости Божией, просим Господа, как когда-то «просил весь народ Гадаринской окрестности, удалиться» от нас.
Но это страшное отречение от Бога не происходит в открытой и явной, хульной форме. Но от этого наше отступничество не легче.
«Мы любим Тебя, Господи, – как бы говорим мы, – но еще не совсем готовы идти за Тобой. Пожалуйста, повремени немного, подожди, Долготерпеливе, на Кресте, не приходи пока к нам с чашей скорбей. Не мучай нас, Господи, Своей святостью, не укоряй нашей нечистой и скверной совести, дай нам еще немного времени пожить в свое удовольствие, а не по Твоим заповедям».
Мы не произносим явно эти слова, но сами поступки наши, их язык обличительнее и убедительнее для видящих нас со стороны. Мы соблазняемся прелестями благополучного бытия в стране Гадаринской, прописываясь в ней и телом, и духом, становимся соседями тех горожан, которые не приняли к себе Господа, уже независимо от того, где живем мы: на восточном или на западном берегу озера.
Нечистые духи без воли Христовой не смеют даже прикоснуться к нечистым, по представлениям иудеев, животным – свиньям, а мы добровольно впускаем всякую нечистоту в дом своей души. Мы обращаем себя в жилище бесчисленного множества бесов и навлекаем на себя тысячи бед. Так и должно быть по суду правды. Потому что однажды освободившийся от зла через таинство крещения и покаяния, но не сделавшийся благоразумнее подвергнется наказаниям, которые гораздо тягостнее прежних. И нечистый дух, вышедший из человека, возвращается в дом, откуда вышел. И находит его незанятым добродетелью и вводит с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (см.: Мф. 12: 43–45).
Так, упорно отказываясь поклониться Богу, мы начинаем добровольно поклоняться нечистым духам и становимся их игрушкой в своих страстях.
«И Господь вошел в лодку и возвратился», – пишет святой апостол.
Какова сила Божиего сострадания! Ни проклятия, ни казни, ни насилия против воли непокорных каким-либо уж несомненно чудесным, поражающим сознание знамением. Ибо в очах Божиих нет абсолютного, неисправимого зла на земле, но всё может быть преображено покаянием и добровольным обращением к Нему. И любовь Христова терпит и ждет нашего покаяния.
Поэтому Спаситель без сопротивления удаляется из Гадаринского царства и оставляет показавших себя недостойными Его общения на будущее раскаяние и прозрение, дав им наставника – освобожденного от демонов и свинопасов, чтобы они благовествовали о том, что свершилось.
Так не эти грешники, отказавшиеся от встречи с Богом, от исполнения Его заповедей, не мы, слабые в исполнении заповедей Христовых, оказываемся сильнее, но Сам Спаситель, потому что Он против воли не ведет нас к благу. До времени Он милует нас, еще ждет нашего покаяния, говоря: «Ну что же ты гонишь Меня?» Еще стоит Господь у порога нашего сердца и призывает нас на Свою вечерю. И за нами выбор: идти к Нему или отвернуться от Него.
И хотя бы весь мир сегодня погрузился в бесконечный праздник обманчивого духовного благополучия, смешанного с тревожным ожиданием, мы будем бодрствовать, ожидая нашей личной встречи с Сыном Человеческим. Будем бодрствовать в своем покаянии, своим, хоть и несовершенным, но искренним стремлением к Спасителю.
Мы знаем, Господи, что недостойны принять Тебя в дом душ наших, потому что и кров этого дома разрушен, и сам дом пуст, и нам негде там предложить достойного для Тебя места, но в смирении просим Тебя не оставить нас, посетить нас милостию, да сделаемся домами Божиими и жилищами света. Аминь.
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Библия об одержимости
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
1. Что такое одержимость?
А. Одержимость (или бесноватость) – состояние человека, находящегося под контролем бесовских духов, характеризующееся полным подчинением воли и поведения человека контролирующему духу (или духам).
Марк 7:24-30 «И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели».
2. О духах, которыми могут быть одержимы люди или животные
А. Нечистые духи – бесовские духи, также называемые злыми духами…
Лука 7:21 «А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». Лука 8:1-3 «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Откровение 16:13-14 «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя».
Б. Иисус также называет бесов – родом «неверным и развращённым»:
Лука 9:37-42 «В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его».
А. Одержимость (в полном рабстве у духов).
Примеры: Бесноватые, которых исцелял Иисус и Его ученики.
Марк 5:1-17 «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их». Обратите внимание на поведение и физическую силу одержимого и на изменения, которые с ним произошли после исцеления.
И хотя второе состояние немного лучше полной одержимости, необходимо помнить о том, что человек, продолжительное время находящийся под влиянием нечистых духов, в любой момент может перейти в состояние полной зависимости от контролирующих его жизнь и поведение духов – то есть стать одержимым.
II. ПРИЧИНЫ ОДЕРЖИМОСТИ
1 Царств 18:10-11 «И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него».
Пояснение: Выражения «послал Бог злого духа» или «напал на него злой дух от Бога» не означают, что Бог сидит и посылает злых и нечистых духов на разных людей. Эти выражения нужно понимать следующим образом:
Во-первых, Господь Бог является Господом всех духовных сил. Неслучайно одно из имён Бога – Саваоф – Господь духов, Господь сил (Амос 5:14, Исаия 5:7-9). Во-вторых, все духи – и добрые, и злые – подчиняются Ему подобно тому, как это описано в Книге Иова 1:6-12. В-третьих, ничего не происходит без ведома Господа Бога. Если на человека нападает нечистый дух, то это может быть (а) либо испытанием от Господа (как в случае с Иовом); (б) либо свидетельством отступления Бога от того или иного человека в ответ на его отказ от Бога и Его заповедей (царь Саул).
В Новом Завете есть интересный отрывок, который необходимо трактовать, руководствуясь теми же самыми принципами. Давайте обратимся к нему:
Как вы видите, здесь сказано, что, во-первых, «Бог предал их нечистоте»; во-вторых, «Бог предал их постыдным страстям»; и, в-третьих, «Бог предал их превратному уму». Не следует понимать эти фразы таким образом, что Бог повинен в том, что эти люди «сквернили свои тела», впадали в блуд и извращения, а также «делали непотребства». Они сами стремились ко всему этому вместо того, чтобы поклоняться Богу: «они не заботились иметь Бога в разуме», посему Бог и отошёл от них, позволив им делать всё, что им вздумается. Поэтому выражения «Бог предал их нечистоте», «Бог предал их постыдным страстям» «Бог предал их постыдным страстям», «Бог предал их превратному уму» означают: «Бог отвернулся и отошёл от этих людей, и они впали в грех, к которому так упорно стремились».
2. Вторая причина одержимости: греховный стиль жизни.
Грехи человека являются дверью для злых духов. Обратимся к следующим библейским примерам:
А. Иуда Искариот: Иоанна 13:21-27 «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана».
Вот как это описано в Евангелии от Луки 22:1-6 «Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе».
Какой грех Иуды открыл дверь для сатаны? Ответ находится в Иоанна 12:3-6 «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Итак, воровство открыло дверь для сатаны в жизни Иуды.
Б. Анания и Сапфира
Деяния 5:1-3 «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» Слова апостола Павла в оригинале звучат следующим образом: «Анания! Для чего ты допустил сатане наполнить своё сердце, чтобы солгать Духу Святому и утаить из цены земли?»
Какой грех открыл дверь для сатаны в данном случае? Ответ: Сребролюбие: 1 Тимофею 6:10 «. ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».
В. Человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет:
Многие болезни вызваны нечистыми духами – духами немощи. Так, например, болезнь немоты может быть вызвана бесом немоты: Лука 11:14 «Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился».
Другой пример одержимости болезнью – тёща Петра: Лука 4:38-39 «Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им».
История, к которой мы хотим обратиться, повествует о человеке, который был одержим болезнью в течение 38 лет: Иоанна 5:1-5 «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет».
После того, как Иисус исцелил этого человека, Он сделал ему следующее предупреждение: Иоанна 5:13-14 «Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Иными словами, Иисус предупредил его, чтобы он не открывал своими грехами дверь нечистым духам, чтобы ему не стало ещё хуже.
3. Третья причина одержимости: нежелание впустить в своё сердце Бога (Святого Духа)
Как гласит общеизвестная русская народная поговорка, «свято место пусто не бывает». Эту поговорку можно применить к данной ситуации следующим образом:
Человек либо принадлежит Богу, либо Дьяволу. Третьего не дано. Если человек отказывается впустить в своё сердце Бога – Святого Духа, то его сердце находится под влиянием его собственного греха, мира и Сатаны.
Это пагубное влияние может закончиться для такого человека одержимостью:
Матфея 12:43-45 «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
III. ИЗГНАНИЕ БЕСОВ:
Что каждому необходимо знать об изгнании бесов?
2. Бесы изгоняются только Божьей силой (силой Святого Духа).
Лука 4:33-36 «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?»
Б. Иисус Христос дал власть изгонять бесов Своим ученикам.
Матфея 10:1-8 «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».
Марк 6:7 «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами».
В. Апостолы Иисуса Христа исцеляли бесноватых (одержимых):
Деяния 5:14-16 «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».
Деяния 8:4-8 «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе».
Г. Иисус Христос даёт власть изгонять бесов всем Своим последователям.
Марка 16:15-20 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».
4. Близкие взаимоотношения с Богом – залог успеха:
Силой Святого можно исполниться только в том случае, если имеешь праведные взаимоотношения с Господом Богом. О необходимости таковых взаимоотношений с Богом свидетельствует следующие отрывки из Нового Завета:
Марк 9:17-29 «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Матфея 17:14-21 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‘перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».
Как мы видим, вера, пост и молитва – это то, без чего ученики Христа были не в состоянии изгнать нечистых духов.