Что такое одиночная подготовка

Глава 5. Одиночная подготовка солдат

Глава 5. Одиночная подготовка солдат

Для солдата на поле боя понятия «победить» и «остаться в живых» являются синонимами.

Отбитая противником атака или отданная ему оборонительная позиция стоят потоков крови. Солдат приобретает боевую сноровку на переднем крае и на практических занятиях. Никакие пояснения не смогут компенсировать отсутствие реального противника. И тем не менее путем систематической тренировки в солдате могут быть развиты боевое чутье, уверенность в себе, быстрота действий и умение точно выполнять все приемы, необходимые в бою, причем в такой степени, чтобы каждое правильное действие в бою осуществлялось автоматически. Для этого необходимо, чтобы солдат прошел одиночную подготовку в различных условиях местности, научился использовать лучшие укрытия, выбирать наиболее удобные подступы к расположению противника, развил в себе умение скрытно продвигаться вперед и усвоил все остальные навыки, обеспечивающие эффективность его действий в составе роты, перед которой стоит задача войти в соприкосновение с противником, с тем чтобы уничтожить его или захватить в плен.

Что такое одиночная подготовка. Смотреть фото Что такое одиночная подготовка. Смотреть картинку Что такое одиночная подготовка. Картинка про Что такое одиночная подготовка. Фото Что такое одиночная подготовка

Рис. 9. Отработка сочетания огня и маневра. Пока одна группа стрелков ведет огонь, другая продвигается вперед

На занятиях с отдельными солдатами рекомендуется сравнивать курс одиночной подготовки с тренировкой спортсменов. Тренер, ведущий подготовку футбольной команды, посвящает целые часы обучению практике бега по пересеченной местности, уменью уклониться от нападения, блокированию своего противника и другим простейшим приемам, овладение которыми приводит к победе в игре. Обучаясь действиям в бою, солдат готовится к более серьезному соревнованию. Внимание солдата на занятиях будет повышенным, если он усвоит назначение одиночной подготовки: сохранение в бою жизни отдельных солдат, обеспечение успеха его подразделения и в конечном итоге победы в войне.

Выбор учебного поля

Выбор учебного поля для одиночной подготовки солдат должен осуществляться с учетом необходимости обучения солдат действиям в самых разнообразных условиях местности. Чувство уверенности в своих силах возрастает у сообразительного солдата, если местность может предоставить ему укрытие и позицию для ведения огня. Руководителю следует научить солдат использовать преимущества местности для своей безопасности и облегчения продвижения к позициям противника. Подыщите большое поле, усеянное воронками от снарядов, пнями, поваленными деревьями, покрытое зарослями кустарника и другими укрытиями, т. е. такое поле, где есть хорошие возможности для выбора и оборудования огневой позиции. Это одинаково поможет проведению занятий и проверке знаний как обучаемых солдат, так и самого руководителя.

Обучение по курсу, который должен быть пройден каждым солдатом, следует организовать на местности, где атакующему придется мгновенно решать вопрос о выборе огневой позиции и укрытия или о направлении своего продвижения вперед. Колебания и неоправданное обнаружение себя в бою могут стоить солдату жизни. Следовательно, во время занятий солдату всегда надо помнить о своей конечной задаче. При задержке продвижения вперед солдат должен все видеть, оставаясь невидимым для противника, должен быть готов открыть прицельный огонь с любой занятой им позиции и двигаться вперед по направлению, которое обеспечит удобные укрытия, не создавая препятствий на пути.

Наиболее удобным для обучения отдельных солдат является V-образный участок местности. Исходный рубеж должен располагаться в остром углу участка, разделенного на три отдельных сектора, четко обозначенных на местности для того, чтобы каждый солдат был в состоянии рассмотреть границы, определяющие направление его движения вперед. В этих целях может быть использована тесьма.

Отделение является наиболее подходящим подразделением для проведения занятий на описанном выше учебном поле. Трое или более солдат располагаются одновременно в различных секторах поля. По свистку они начинают движение, перебегают на новую огневую позицию, бросаются там на землю и изображают ведение огня по противнику. Это упражнение повторяется до тех пор, пока не будет пройдено расстояние до позиций противника. Желательно, чтобы расстояние от исходного рубежа до объекта атаки составляло около 300 м.

Первые 250 м должны быть предназначены для отработки методов продвижения вперед, на последних 50 м следует расположить замаскированные цели, изображающие противника. Важным элементом проверочных занятий является обнаружение солдатом этих целей с огневой позиции или в ходе продвижения. Цели должны как-либо отмечать попадания, чтобы можно было установить точность стрельбы каждого солдата и его умение наблюдать за полем боя.

Установленные на учебном поля возникающие мишени создадут при проведении занятий наиболее реальную боевую обстановку.

Что такое одиночная подготовка. Смотреть фото Что такое одиночная подготовка. Смотреть картинку Что такое одиночная подготовка. Картинка про Что такое одиночная подготовка. Фото Что такое одиночная подготовка

Рис. 10. Учебное поле для одиночной подготовки солдат

Интерес к обучению может быть увеличен назначением в каждый сектор посредников, которые давали бы оценку действиям участников занятий по тому, как те отрываются от земли, совершают перебежки, выбирают позиции, занимают их и используют естественные укрытия. При этом надо учитывать умелое использование местности, каждый прием, который может способствовать безопасности солдата в момент преодоления им пространства, обстреливаемого противником. Соответственно необходимо конкретно отмечать ошибки, сделанные солдатами, чтобы на этих примерах показать, как избежать опасных и неправильных действий, которые на поле боя могут привести к гибели.

Занятия с отделением следует чередовать в различных секторах так, чтобы каждый солдат отделения имел возможность решить задачи, поставленные перед ним по программе одиночного обучения, в различных условиях каждого сектора. Если в ходе занятий не применяются боевые патроны, интерес к этим занятиям может стимулироваться привлечением в качестве «противника» солдат отделений, ожидающих своей очереди приступить к занятиям. Эти отделения должны расположиться на позициях, которые в действительности занял бы противник, но не обнаруживать себя. Если представляется возможным, следует подготовить позиции «противника» так, чтобы свои войска могли занять их, применяя боевые патроны. В этом случае занятия проходят в более реальных условиях, это помогает убедить солдат, что если в период наступления по оборонительной позиции непрерывно ведется огонь, то противник почти лишается возможности вести наблюдение или открыть прицельный огонь по атакующим подразделениям.

Читайте также

Глава 5 ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ ИСПЫТАНИЮ

Глава 5 ПОДГОТОВКА К ПЕРВОМУ ИСПЫТАНИЮ Одним из дальневосточных городов, значение которых возрастало в связи с постройкой Транссибирской железной дороги, был Иман.К концу девяностых годов XIX века русские превратили этот город в военный центр. Они содержали там гарнизон,

Глава 10 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА

Глава 10 ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА В феврале 1942 года наступление русских выдохлось. Стало теплее, дни стали длиннее, начал приближаться конец тяжелых испытаний для вермахта. Хотя Красная армия добилась некоторых отдельных успехов, как, например, взятие Великих Лук 15

Глава 5 ПОДГОТОВКА

Глава 5 ПОДГОТОВКА Как только Монтгомери понял, что сражение под Алам-эль-Хальфой закончено, он, не теряя времени, начал готовиться к последнему решительному удару – к битве, которую впоследствии назовут битвой у Эль-Аламейна. Стратегия Монтгомери базировалась на трех

Глава 4 Подготовка и психология

Глава 4 Подготовка и психология После выполнения задания в Сент-Эвале 22-я эскадрилья вернулась в Норт-Коатс 8 мая и возобновила патрулирование голландского берега. 42-я эскадрилья в Лошаре контролировала норвежское побережье и Скагеррак. Обе эскадрильи наносили удары по

Глава 3. Подготовка торжества

Глава 3. Подготовка торжества Когда достигнуты договорённости о свадьбе, жених и невеста помолвлены, начиналась основная пора подготовки свадебного торжества. Значительная часть организационных забот ложилась на плечи старших членов семейств жениха и невесты.

Глава 16 Подготовка к операции «Оверлорд»

Глава 16 Подготовка к операции «Оверлорд» В течение всего лета 1943 года генерал Морган[216] и его штаб, состоявший из представителей видов вооруженных сил союзников, работали над составлением плана. Масштабы и размах первого штурма побережья Нормандии по необходимости

Глава 23 Слова политиков и кровь солдат

Глава 23 Слова политиков и кровь солдат 6 августа 1990 года на митинге в Уфе, столице Башкирии, выступал недавно избранный председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. В ту пору он был невероятно популярной фигурой, россияне связывали с ним свои надежды на новую,

Глава 9 Подготовка к подтасовке фактов о Пие XII

Глава 9 Подготовка к подтасовке фактов о Пие XII В феврале 1960 года Хрущев официально утвердил совместный оперативный план КПСС и КГБ по подрыву морального авторитета Ватикана в Западной Европе. Кремль с 1945 года вел тайную войну против Ватикана, искажая факты о многих его

Глава 3. Подготовка и обучение

Глава 3. Подготовка и обучение Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров

Глава первая Подготовка к войне

Глава первая Подготовка к войне К войне 1812 года Россия готовилась загодя. В том что она будет, практически никто не сомневался, ведь русское командование своевременно получало данные о стратегических планах Наполеона. Более того, сейчас уже давно ни для кого не секрет,

Глава 8. Подготовка в составе отделения

Глава 8. Подготовка в составе отделения Однажды взвод неполного состава решил судьбу целого батальона, вновь подтвердив известное правило: нельзя недооценивать влияния даже нескольких солдат на исход боя. Эпизод этот произошел в 90-й пехотной дивизии при форсировании ею

Глава 9. Подготовка в составе взвода

Глава IV. Политическая подготовка войны

Глава IV. Политическая подготовка войны В 1928 г. Италия заключила с Абиссинией договор о «постоянной дружбе», надеясь экономически завоевать ее и подготовить, таким образом, военный захват.По-видимому, только с 1932 г. Муссолини всерьез начал подготовку к захвату Абиссинии,

Глава IX. Подготовка Италии к воздушной войне

Глава IX. Подготовка Италии к воздушной войне 1. Воздушные силы ИталииВнимательный наблюдатель мог бы прийти к правильному заключению о подготовке Италии к какому-то военному выступлению на основании внезапного скачка в росте воздушного бюджета. В течение ряда лет

Глава Х. Подготовка тыла ВВС

Глава Х. Подготовка тыла ВВС 1. Аэродромы. Бензохранилища. СпецслужбыПочти 500 самолетов, предназначенные по последнему варианту плана войны для участия в войне, требовали хорошей технической и снабженческой организации авиации. Авиация отстояла от своего операционного

Источник

Основы воинского обучения

Что такое одиночная подготовка. Смотреть фото Что такое одиночная подготовка. Смотреть картинку Что такое одиночная подготовка. Картинка про Что такое одиночная подготовка. Фото Что такое одиночная подготовка

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Общие положения

2.2 Одиночная подготовка

Одиночная подготовка сержантов и солдат, в том числе проходящих военную службу по контракту, включает в себя:

— первоначальную (общевойсковую) подготовку военнослужащих, в том числе поступивших на военную службу по контракту на должности сержантов и солдат;

— приобретение знаний, умений и навыков по занимаемой должности (военно-учетной специальности);

— изучение основ обучения и воспитания личного состава, выработку командирских качеств у сержантов;

— допуск сержантов и солдат к самостоятельной работе на технике, несению боевого дежурства (дежурства) в составе смен расчетов;

— подготовку и сдачу зачетов на присвоение (подтверждение) классной квалификации, освоение смежной специальности;

— подготовку к действиям в составе дежурных смен, расчетов, команд, подразделений (воинских формирований);

— подготовку в составе отделений, расчетов, подразделений (воинских формирований), воинских частей и соединений, которая проводится с целью обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки.

Подготовка исполнителя (солдата) начинается с одиночной подготовки, в процессе которой он в совершенстве, до автоматизма отрабатывает способы действия при оружии.

Основным принципом обучения является личный пример командиров и начальников: «Делай как я». Все контрольные занятия и проверки (стрельба, вождение, выполнение нормативов по различным предметам обучения) следует начинать с проверки подготовленности командиров, что повысит не только ответственность сержантов за личную подготовку, но и положительно скажется на всем учебном процессе.

2.3 Слаживание отделений, расчетов

Подготовка расчетов, отделений и подразделений (воинских формирований) проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях, максимально приближенных к боевым.

Слаживание подразделения осуществляется путем организации взаимодействия через управление командиром. Управляя и организуя взаимодействие, командир учится сам.

Последовательность

обучения и слаживания отделений, расчетов (вариант)

Обучаемые
Одиночная
Исполнитель

Отработка способов действий при оружии до совершенства и автоматизма

Отработка способов действий в составе отделений в различных условиях обстановки до совершенства + взаимодействие внутри

Организует учебный процесс и управляет им

Командир отделения управляет (командир взвода организует и обучает)

Обеспечивает учебный процесс материальными средствами по своим вопросам

Обеспечивает учебный процесс материальными средствами по своим вопросам

При этом командир отделения осуществляет управленческую функцию (управляя процессом обучения), а также, наряду с солдатами, становится исполнителем, совершенствуя свои навыки в организации боевых действий.

Командир взвода осуществляет управленческую (руководит процессом слаживания отделения) и методическую (обучает командира отделения организации боя на местности и ведению боевых действий) функции.

Командир роты, батальона и начальники служб выполняют функции обеспечения.

2.4 Сущность, принципы, методы и формы обучения

2.4.1 Сущность процесса обучения

Обучение военнослужащих – педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) подчиненные приобретают необходимые знания, умения и навыки, из чего, в конечном счете, слагается воинское мастерство.

Короткий рассказ в сочетании с образцовым показом и последующей многократной тренировкой составляют основу последовательности формирования у солдат необходимых им навыков и умений.

2.4.2 Принципы обучения

В принципах обучения выражены основные требования к содержанию, организации и проведению занятий, к деятельности обучающего и обучаемых. К ним относятся: научность обучения; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность, активность и самостоятельность обучаемых; наглядность в обучении; систематичность, последовательность и комплексность в обучении; обучение на высоком уровне трудностей; прочность знаний, навыков и умений; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Научность обучения определяет направленность обучения личного состава, отражает зависимость содержания, методов и организации обучения от задач воспитания, уровня развития науки и техники в стране. Каждое занятие должно так продумываться и строиться, чтобы изучаемый материал формировал твердую убежденность в необходимости воинской службы, вооружал воинов современными научными знаниями, был тесно увязан с жизнью страны, Вооруженных Сил, с практическими задачами личного состава. Реализация этого принципа немыслима без высокой военно-профессиональной подготовки сержанта, что обязывает его постоянно работать над собой.

Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует так организовывать обучение, чтобы воины ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.

Средства наглядности классифицируются на натуральные (показ практических действий, образцов вооружения и военной техники), изобразительные (схемы, плакаты, кинофильмы, средства агитации и т. п.), словесно-образные (описание фактов, событий, сравнения, метафоры).

Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означает, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается всем ходом обучения. Приобретению прочных знаний, умений и навыков способствуют систематические повторения учебного материала, осуществляемые в постоянно меняющихся и усложняющихся условиях. Закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений происходят в процессе практической деятельности обучаемых. Поэтому сержанты должны следить за качеством усвоения программы солдатами, знать, какие вопросы и конкретно кем отработаны недостаточно, принимать меры к закреплению знаний и совершенствованию умений путем индивидуальных заданий, дополнительных тренировок и привития навыков в самостоятельной работе.

2.4.3 Методы обучения

Основными методами обучения являются устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении воинов с основными положениями уставов и других документов, с тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Беседа представляет собой способ вооружения знаниями воинов путем ответов на вопросы. Она является для обучаемых своеобразным процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развернутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нем более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для выступлений, обмена мнениями, для товарищеских дискуссий.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий в целях выработки и совершенствования у воинов навыков и умений.

В ходе упражнений воины овладевают практическими приемами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших строях, на автомобилях и боевых машинах.

Практическая работа выполняется личным составом, как правило, после того, как будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется и совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделений, расчетов и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений и в подготовке их к выполнению боевых задач.

Командир отделения должен непосредственно участвовать в изучении обучаемыми материала, быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с содержанием УТК, добиться высокой активности обучаемых на занятии.

2.4.4 Формы обучения

Форма обучения – организационная сторона занятия. Обучение осуществляется в различных формах, которые зависят от цели, состава обучаемых и определяют структуру занятия (порядок и последовательность отработки учебного материала), место и продолжительность отработки учебных вопросов, роль и специфику деятельности обучающего, его помощников и обучаемых, использование элементов учебно-материальной базы, вооружения и военной техники.

Общими формами обучения личного состава, применяемыми во всех видах Вооруженных Сил и родах войск, являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, боевые стрельбы и тактические учения.

В процессе теоретических занятий осуществляется усвоение воинами общественно-политических знаний, теоретических основ современного боя, физических основ и принципов работы вооружения и военной техники. Этому служат лекции, семинары, классно-групповые занятия, беседы (собеседования), зачеты (занятия в специально оборудованных классах), самостоятельная подготовка, консультации и т. д.

В группу практических занятий входят тактико-строевые и тактические занятия, занятия на полигоне, в парке, на строевом плацу, спортивном городке, макете местности. В ходе этих занятий воины овладевают вооружением и военной техникой, отрабатывают способы выполнения тактических приемов и действий при вооружении (на технике) в различных видах боя, в различных условиях. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

Источник

Боевая подготовка включает:

Одиночная подготовка

Индивидуальная подготовка

Это поддержание и совершенствование в ходе слаживания экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) знаний, умений, профессиональных навыков и качеств офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, необходимых им для выполнения должностных и специальных обязанностей в соответствии с занимаемой должностью. Цель индивидуальной подготовки военнослужащих — полное и качественное освоение ими программ обучения, должностных и специальных обязанностей по занимаемой должности, достижение высшей квалификации.

Индивидуальная подготовка осуществляется:

Подготовка экипажей, расчетов, подразделений (воинских формирований) и воинских частей проводится в целях обеспечения их постоянной готовности к ведению боевых действий в любых условиях обстановки согласно боевому предназначению. Она проводится в ходе их последовательного слаживания (боевого слаживания) в условиях, максимально приближенных к боевым.

Подготовка органов управления (штабов) проводится в целях обеспечения их готовности к планированию боевых действий, подготовке войск и управлению ими в любых условиях обстановки, а также решения вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения. Эта подготовка включает: индивидуальную подготовку офицеров и прапорщиков органа управления (штаба); подготовку подразделений обеспечения органа управления (штаба); слаживание групп боевого управления и органа управления (штаба) в целом.

Источник

Разведывательная подготовка

Военная кафедра Казахского национального университета имени аль-Фараби

6.7 Одиночная подготовка разведчика

1 «Наблюдательный пост »

Наблюдение — основной способ войсковой разведки

Наблюдательный пост (наблюдатель) назначается для разведки наземного и воздушного противника, а пост РХБН (наблюдатель за РХБ обстановкой ) – для радиационного, химического и биологического наблюдения (разведки). В состав поста РХБН назначается личный состав специально подготовленного отделения (танка).

Наблюдательный пост располагается в месте, обеспечивающем наилучший просмотр, местности перед фронтом и на флангах подразделения.

На наблюдательном посту должны быть: приборы наблюдения, крупномасштабная карта или схема местности, журнал наблюдения, компас, часы, фонарь, средства связи и подачи сигналов оповещения, а у наблюдателя приборы наблюдения.

На посту РХБН (у наблюдателя за РХБ обстановкой ), кроме того, должны быть приборы РХБ разведки и средства для подачи сигналов оповещения РХБ заражении.

Пост РХБН (наблюдатель за РХБ обстановкой ) ведет непрерывное наблюдение в указанном районе, в установленное время и при каждом артиллерийском и авиационном налете противника включает приборы радиационной и химической разведки и следит за их показаниями.

При обнаружении радиоактивного заражения (0,5 рад/час (р/ч) и более) старший наблюдательного поста (наблюдатель) докладывает выставившему его командиру и по его указанию подает сигнал «Радиационная опасность».

При обнаружении химического заражения старший поста (наблюдатель) подает сигнал «Химическая тревога» и докладывает командиру, выставившему пост. Оповещение о биологическом заражении осуществляется по указанию командира, выставившего пост (наблюдателя), таким же сигналом.

Результаты РХБН заносятся в журнал наблюдения.

Наблюдение позволяет получать наиболее достоверные сведения о противнике и местности. В боевых порядках войск во всех видах боя оно ведется непрерывно специально назначенными наблюдателями и наблюдательными постами. Их количество зависит от характера боя, условий обстановки и местности. В отделении обычно назначается наблюдатель, во взводе и в роте — один-два наблюдателя, в батальоне — наблюдатель на командно-наблюдательном пункте и один-два наблюдательных поста.

Наблюдение организуется так, чтобы обеспечивался наилучший просмотр местности перед фронтом и на флангах. Ночью и в других условиях ограниченной видимости наблюдение ведется с помощью радиолокационных станций наземной разведки, приборов ночного видения, средств освещения местности и дополняется подслушиванием.

Наблюдение ведется обычно в секторе. Ширина сектора наблюдения зависит от условий наблюдения (местности, видимости и т. п.) и количества имеющихся постов (наблюдателей). Иногда наблюдателю может указываться район (объект) для его детального изучения, уточнения положения на местности отдельных элементов, обнаружения или подтверждения наличия в нем целей. Кроме того, наблюдатели и наблюдательные посты могут вести наблюдение за действиями своих подразделений и соседей, авиации (вертолетов) и за результатами огня своей артиллерии.

Как показывает практика, в секторе наблюдения достаточно иметь пять — семь ориентиров. Ориентирами выбираются хорошо видимые и наиболее устойчивые от разрушения предметы — перекрестки дорог, камни, характерные точки рельефа, отдельные строения, деревья и т. п. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Один из ориентиров назначается основным. Все ориентиры, указанные старшим командиром, являются обязательными, за ними сохраняются номера и названия, присвоенные этим командиром. На местности, бедной ориентирами (пустыня, степь, снежная равнина), в качестве ориентиров могут выбираться инженерный сооружения и заграждения противника или создаваться искусственные ориентиры огнём артиллерии (места разрывов).

Место для наблюдения должно, обеспечивать хороший обзор в указанном секторе, маскировку и укрытие от огня противника, иметь открытые подходы со стороны своих подразделений.

Наблюдательный пост — группа военнослужащих назначенная для совместного выполнения задачи наблюдением. Наблюдательный пост состоит из двух-трех человек, один из которых назначается старшим.

На наблюдательном посту должны быть приборы наблюдения, схема ориентиров, крупномасштабная карта или схема местности, журнал наблюдения, компас, часы, фонарь с насадкой, не дающей рассеиваться пучку света, средства связи и подачи сигналов.

Старший наблюдательного поста обязан :

— установить порядок непрерывного наблюдения;

— организовать оборудование места для наблюдения и его маскировку;

— проверить исправность приборов наблюдения, средств-связи и оповещения;

— лично вести наблюдение, наносить на карту (схему) обнаруженные объекты (цели) и своевременно докладывать командиру, выставившему пост, о результатах разведки;

Если это пост РХБН, то старший, кроме того, должен установить время включения приборов РХБ разведки, знать сигналы оповещения о РХБ заражении, сроки и порядок их передачи.

Где и что замечено.

Кому и когда наблюдения доложено.

Ор. 5, влево 0-35, 3560 м, три бронетранспортера замаскированы на опушке рощи.

Капитану Семивалову в 9.20.

Ор. 2, ближе 100, у перекрестка дорог пулемет в окопе, произвел две очереди.

Ор. 4, вправо 1-15, 2400 м, три миномета на огневой позиции.

В 19.15 14.04 пост, радиостанцию Р-148 № 013921, ЛПР-1 № О21ЧКС.

Сдал…. (звание, подпись)

Наблюдательный пост несет службу до установленного срока или до смены его другим наблюдательным постом, перейти на новое место пост может только с разрешения или по приказу командира, выставившего его. Перемещение осуществляется обычно всем составом поста одновременно с соблюдением мер маскировки и охранения. Порядок перемещения определяет старший наблюдательного поста. При длительном нахождении наблюдательного поста на местности, зараженной отравляющими, радиоактивными и биологическими (бактериальными) средствами, личный состав действует в средствах индивидуальной защиты, а смена наблюдателей производиться чаще. Если позволяет обстановка, старший поста организует частичную специальную обработку наблюдательного пункта, личного состава и вооружения. Наблюдение за противником и местностью при этом не прекращается.

Наблюдатель в подразделении подчиняется командиру подразделения и отвечает за своевременное обнаружение противника в своем секторе (районе). Он должен иметь приборы наблюдения, схему ориентиров, компас и часы, а при необходимости — средства связи и подачи сигналов.

— умело пользоваться приборами наблюдения, готовить их работе и содержать в исправности;

— знать ориентиры, условные наименования местных предметов и уметь быстро находить их на местности;

— вести непрерывное наблюдение, отыскивать цели, определять дальности до них и их местоположение относительно ориентиров;

— своевременно докладывать командиру о результатах наблюдения;

— соблюдать строжайшую дисциплину и выполнять требования маскировки;

— знать сигналы управления и оповещения.

Наблюдатель — это часовой на поле боя, он не имеет права прекращать наблюдение без приказа командира, назначившего его, или до смены его очередным наблюдателем.

Получив задачу и уточнив на местности указанные ему ориентиры, наблюдатель определяет расстояние до них, если оно не было ему указано, изучает тактические свойства местности, наиболее характерные местные предметы и составляет схему ориентиров (рис. 3).

Для составления схемы ориентиров нужно в нижней части листа посередине нанести условный знак наблюдательного поста и прочертить через него направление север — юг. Затем определить расстояние до основного ориентира, азимут магнитный на этот ориентир и, сориентировав лист бумаги по азимуту и расстоянию, в масштабе (например, 5 см — 1 км) нанести ориентир на схему. С помощью прибора наблюдения измерить углы от основного на остальные ориентиры, и после определения расстояний до них также в масштабе нанести на схему; затем на схему нанести характерные местные предметы и расстояния до них и особенности рельефа.

Все ориентиры наносятся в перспективном виде, подписывается их условное название, номер и расстояние до ориентира.

При ведении разведки наблюдением в ходе выполнения задач в Республике Афганистан опытные наблюдатели при подготовке схемы ориентиров обычно прочерчивали направления на каждый ориентир. Это помогало им быстрее отыскивать ориентиры на местности и докладывать местоположение целей.

Изучая тактические свойства местности, наблюдатель, прежде всего, исходит из полученной задачи. Он выясняет:

— где по условиям обстановки на данной местности противник вероятнее всего может расположить свои наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, позиции артиллерии, огневые средства, инженерные сооружения и заграждения;

— с какого направления и в каких местах могут пойти его танки;

Изучая характерные местные предметы, наблюдатель запоминает их взаимное расположение и внешний вид. Такие местные предметы, как отдельные кусты, пни, крупные камни, следует пересчитать. Зная количество, взаимное расположение и внешний вид местных предметов в своем секторе наблюдения, он быстрее обнаружит замаскированных наблюдателей, огневые средства, снайперов и другие цели.

Указанный сектор наблюдатель мысленно делит по глубине на зоны: ближняя — участок местности, доступный для наблюдения невооруженным глазом, обычно на глубину до 400 м; средняя — от 400 до 800 м; дальняя — от 800 м и до предела видимости.

Границы зон намечаются условно на местности по ориентирам, местным предметам и на схему не наносятся. Наблюдение начинается обычно с ближней зоны и ведется справа налево путем последовательного осмотра местности и местных предметов. Наблюдатель, осмотрев ближнюю зону, возвращается взглядом по ней обратно, как бы проверяя себя, затем осматривает в таком же порядке среднюю и дальнюю зоны.

При последовательном осмотре местности открытые участки осматриваются быстрее, а менее открытые — более тщательно. Участки, где обнаруживаются признаки целей, осматриваются особенно внимательно. Наблюдение в оптические приборы следует чередовать с наблюдением невооруженным глазом, так как постоянное наблюдение в оптический прибор утомляет зрение и, кроме того, поле зрения оптических приборов ограниченно. При наблюдении с помощью бинокля и других оптических средств им нужно придавать устойчивое положение. Для обнаружения цели может потребоваться длительное наблюдение за отдельными участками местности (объектами), а также проверка повторным наблюдением уже имеющихся результатов разведки.

Обнаружив цель, наблюдатель определяет ее положение на местности относительно ориентиров (местных предметов) и докладывает командиру (старшему наблюдательного поста).

При определении положения цели на местности наблюдатель определяет дальность до цели в метрах от своего наблюдательного пункта и угловое расстояние (вправо или влево) в тысячных от ближайшего ориентира до обнаруженной цели.

Доклад о результатах наблюдения должен быть кратким и ясным — что и где обнаружено. Например: «Ориентир 2, вправо 0-10, 1200 метров, бронетранспортер в окопе». При отсутствии ориентиров на местности наблюдатель дает целеуказание, указывая магнитный азимут на цель и расстояние до нее. Например: «Азимут 150°, 3800 метров — посадка двух вертолетов».

Наблюдатель докладывает только то, что он видит. Свои выводы он докладывает только по требованию командира.

Смена наблюдателей производится в сроки, установленные командиром (старшим наблюдательного поста). Время смены определяется в зависимости от обстановки и погоды: в нормальных условиях — обычно через 3–4 часа, в неблагоприятных — через 1–2 часа. При смене сменяемый сообщает сменяющему обо всем замеченном в расположении противника, обязательно показывая на местности обнаруженные цели; сообщает, какие ему были поставлены задачи и насколько они выполнены; передает приборы наблюдения, схему местности и журнал наблюдения (если он ведется наблюдателем). После передачи обязанностей сменившийся докладывает командиру (старшему) о произведенной смене. Во время смены наблюдение за противником не прекращается.

В подвижных видах боя наблюдатели подразделений находятся и передвигаются вместе со своими командирами и ведут наблюдение на ходу или с коротких остановок. При действиях в пешем порядке наблюдатель находится в пяти — восьми шагах от командира. Не прекращая наблюдения за противником, он должен слышать подаваемые командиром команды и видеть его сигналы. При остановке командира наблюдатель располагается в непосредственной близости от него и, укрываясь за местными предметами, наблюдает за противником.

В годы Великой Отечественной войны в наступательном бою в частях и подразделениях иногда создавались подвижные наблюдательные посты. Они передвигались в боевых порядках подразделений на направлениях, которые плохо просматривались с командных (командно-наблюдательных) пунктов. Иногда подвижные наблюдательные посты создавались смешанного состава, то есть включали артиллерийских и войсковых разведчиков, силы и средства инженерной разведки. Действовали такие посты на бронетранспортерах или автомобилях. Они вели наблюдение за противником, местностью, инженерными заграждениями, действиями и результатами огня своих войск, давали целеуказание для артиллерии и других средств поражения. Старшими подвижных наблюдательных постов назначались обычно офицеры или наиболее подготовленные сержанты. Подвижные наблюдательные посты действовали без смены до выполнения поставленных задач или до установленного рубежа (срока).

Этот опыт был использован и усовершенствован в ходе боевых действий ограниченного контингента, советских войск в Республике Афганистан. Там также создавались смешанные наблюдательные посты усиленного состава, которые заранее выдвигались (первыми высаживались из вертолетов) на господствующие высоты и занимали их. Войсковые, артиллерийские наблюдатели, авианаводчики, находящиеся в составе этих постов, вели разведку целей и корректировали огонь своей артиллерии и давали целеуказание для авиации и боевых вертолетов. Остальной личный состав занимал оборону и отражал противника. Именно при выполнении такой задачи старший лейтенант Владимир Задорожный совершил подвиг, за который ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Наблюдение ночью значительно осложняется. Оно ведется при искусственном освещении местности, а на неосвещенной местности — с применением приборов ночного видения.

Отдельные цели и действия противника могут быть обнаружены без освещения и применения приборов ночного видения по световым и шумовым демаскирующим признакам:

— огонек сигареты заметен на расстоянии до 500 м, горящая спичка — 1–1,5 км;

— свет электрического карманного фонаря, вспышки выстрелов при стрельбе из пулемета или автомата видны на расстоянии до 2 км;

— костер, свет включенных автомобильных фар заметны до 8 км. Ночью значительно дальше, чем днем, слышны различные звуки.

Например, шум ровно работающего танкового двигателя слышен днем с расстояния 300–400 м, ночью — 1000 м и более.

В качестве ночных ориентиров засветло выбирают высокие деревья, строения, заводские трубы и другие местные предметы, которые могут наблюдаться по силуэтам на фоне неба. Кроме того, направления на ориентиры могут быть провешены белыми колышками, световыми створами, замечены по компасу или по угловым величинам на шкалах приборов наблюдения. Иногда при отсутствии ясно выраженных ориентиров выставляются световые ориентиры (не наблюдаемые со стороны противника) на расстоянии не ближе 50 м от места для наблюдения.

Перед наступлением темноты наблюдатели подгоняют по глазам установку окуляров оптических приборов и запоминают соответствующее деление. Это позволяет при наблюдении ночью быстро восстановить сбившуюся наводку прибора.

Для определения ночью направления на цель, кратковременно демаскирующую себя световыми признаками (вспышками выстрелов, светом фар и др.), наблюдатель заранее втыкает в землю на расстоянии нескольких метров от себя свежеоструганный (белый) колышек высотой 30–40 см и толщиной в палец. Затем он берет более короткий колышек (около 20 см) и, заметив вспышку выстрела, втыкает его в землю тут же перед собой так, чтобы он был в створе с ранее выставленным колышком и вспышкой (блеском). Правильность положения ближнего колышка уточняется при последующих наблюдениях вспышек (блеска). После этого определяется положение цели на местности.

В ходе боевых действий в Республике Афганистан войсковыми разведчиками-наблюдателями на заставах в ночное время применялся весьма простой, но эффективный способ засечки огневых позиций минометов (пусковых установок реактивных снарядов) противника. Для этого из плексигласа, оргстекла или даже из фанеры изготавливался круг с угломерной шкалой (по типу артиллерийского круга) с прикрепленным к нему подвижным визирным устройством (рис. 4). Это приспособление (пост, на котором оно устанавливалось) точно привязывалось по карте и ориентировалось по сторонам света.

Для ориентирования с помощью точных углоизмерительных приборов (артиллерийской буссоли, лазерного прибора разведки, радиолокационной станции и др.) измерялся угол на какой-либо удаленный ориентир, видимый с поста. Затем круг наводился на этот ориентир и жестко закреплялся в этом положении. Как только противник производил выстрел из миномета (пуск реактивного снаряда), один из наблюдателей быстро наводил визирную стрелку на вспышку выстрела и измерял угол места цели. Другой наблюдатель в это время с помощью секундомера засекал время, за которое звук от выстрела с момента вспышки достигнет наблюдательного поста, и определял расстояние до цели.

Точность определения местоположения цели на местности при этом у тренированных наблюдателей оказывалась достаточной для ее поражения огнем артиллерии. Повышение точности достигалось также за счет увеличения (до разумных пределов) диаметра угломерного круга и уменьшения цены деления угломерной шкалы.

Этим способом разведчики зачастую пользовались и в дневное время, засекая место цели по пыли и дыму, образующимся при выстреле, однако в этом случае точность определения расстояния снижается, так как эти признаки наблюдатель обнаружи вает с некоторым запозданием от момента выстрела.

Человеческий глаз не способен при резком переходе от света к темноте сразу адаптироваться и четко различать предметы. Поэтому, прежде чем приступить к наблюдению ночью, нужно 20–30 минут побыть в темноте и не смотреть на источник света. При наблюдении следует постоянно помнить, что, стоит только в течение короткого времени посмотреть на свет, адаптация глаз будет снова утрачена и на ее восстановление вновь уйдет не менее 20 минут. Для того чтобы не нарушать адаптацию глаз, нужно при снятии отсчета с приборов, при работе с картой, схемой, которые освещаются, закрывать один глаз, а лучше всего пользоваться фонарем с красным светом.

Пристально и долго всматриваться в темноту не следует, чтобы не утомлять зрение. Рекомендуется периодически закрывать глаза на 5—10 секунд. Такой короткий отдых позволяет избавиться от утомления. При искусственном освещении нельзя смотреть на источник света; рекомендуется козырьком или ладонью прикрыть глаза от освещения и наблюдать только за освещаемой местностью и противником.

При глазомерном определении расстояний на местности, освещенной искусственными источниками света, следует иметь в виду, что объекты, расположенные на освещенных участках, кажутся ближе, чем в действительности, а темные, неосвещенные объекты представляются меньшими по размерам и более удаленными.

Освещать местность ракетами наблюдатель (наблюдательный пост) может лишь по указанию командира.

В темноте важное значение имеет внимание наблюдателя, поэтому при разведке ночью нельзя отвлекаться никакими посторонними мыслями, разговорами, действиями, а необходимо направлять внимание исключительно на наблюдение — это повышает чувствительность зрения в 1,5 раза. Для повышения внимания и чувствительности зрения наблюдать рекомендуется в положении сидя.

Глубокое дыхание (полный вдох и выдох восемь — десять раз в минуту), обтирание лба, век, висков, шеи, затылка холодной водой вызывают существенное повышение чувствительности зрения и с окращают время полной адаптации к темноте с 30–40 до 10 минут. Временно повышают остроту зрения, снимают сонливость и усталость фармакологические средства: препараты кола, кофеин, глюкоза и др. Например, одна таблетка кофеина (0,1 г) повышает чувствительность зрения в среднем на 30 %, его действие при этом достигает наибольшей эффективности обычно через полчаса после приема и длится 1,5–2 часа. Эти способы повышения чувствительности зрения и внимания, снятия усталости и сонливости применимы разведчиками не только при действиях в качестве наблюдателей, но и при выполнении ими боевых задач другими способами.

Для наблюдения ночью широко применяются различные приборы ночного видения. Ночные бинокли и прицелы не требуют искусственной подсветки местности в инфракрасном спектре и поэтому не демаскируют наблюдателей. При этом наиболее эффективны приборы ночного видения в светлую звездную или лунную ночь Дождь, туман, пыль значительно снижают дальность обнаружения. Слабая искусственная подсветка местности с помощью обычных осветительных средств существенно увеличивает дальность действия приборов ночного видения. Яркие осветительные средства (прожектора, фары, костры, пожары, трассирующие снаряды), попадающие в поле зрения приборов, создают помехи и ухудшают эффективность наблюдения.

Обнаружение и распознавание целей в приборы ночного видения требуют определенных навыков, приобретаемых тренировкой. Это связано с тем, что при наблюдении в приборы ночного видения естественная окраска местности и местных предметов не различается. Различные объекты распознаются только по их форме (силуэту) и по степени контрастности.

Дальность видения увеличивается, если цель расположена на светлом фоне (песок, снег), и уменьшается, если цель расположена на темном фоне (пашня, стволы деревьев и т. д.).

Ночью наблюдение за противником ведется также с помощью радиолокационных станций, позволяющих обнаруживать движущиеся наземные цели, определять их характер (тип) и полярные координаты (дальность и направление).

Радиолокационные станции следует располагать на участках местности, имеющих превышение над районом разведки. Не рекомендуется размещать такой пост в непосредственной близости от больших металлических поверхностей (мосты, краны, стоянки техники), силовых и телефонных линий, больших строений; эти объекты искажают диаграмму направленности и увеличивают ошибки при определении координат цели.

Маскируя радиолокационные станции, не следует допускать, чтобы влажные предметы (ветви, трава, маскировочная сеть и т. п.) попадали в пределы диаграммы направленности.

Подслушивание как способ разведки ночью и в других условиях ограниченной видимости дополняет наблюдение и применяется, когда войска действуют в непосредственном соприкосновении с противником, а также при действиях разведывательных органов в тылу противника.

С целью скрытия своих действий и намерений противник будет стремиться многие мероприятия проводить ночью: вывод на позиции средств ядерного нападения, артиллерии, перемещение командных пунктов и войск, занятие исходного положения для наступления и др. Эти действия при всей осторожности противника будут сопровождаться характерными звуками и шумом, прослушивая которые опытные разведчики определяют, где и что делает противник.

Разведку подслушиванием ведут наблюдатели и наблюдательные посты. При необходимости могут создаваться и специальные посты подслушивания. Пост подслушивания составляют два-три разведчика, один из них назначается старшим. Если условия позволяют слышать разговорную речь противника, то для подслушивания надо назначить разведчиков, знающих язык противника.

Посту подслушивания задача ставится, как правило, засветло на местности. При этом указываются:

— ориентиры, видимые ночью;

— сведения о противнике;

— что установить и на какие звуковые признаки обратить особое внимание;

— время ведения разведки и порядок доклада.

Если пост подслушивания высылается за передний край (линию охранения) своих войск, то разведчикам указывается порядок выдвижения и возвращения, пропуск и отзыв. Для прикрытия их действий назначаются дежурные огневые средства. При наличии времени наблюдатели, назначенные для ведения разведки подслушиванием, заблаговременно (до наступления темноты) изучают расположение противника, местность в указанном районе, пути выдвижения и возвращения. В указанное время, обычно с наступлением темноты, наблюдатели (разведчики) скрытно выдвигаются в указанное им место для подслушивания и приступают к выполнению задачи.

Наблюдательные посты, посты подслушивания, отдельные «слухачи» и разведчики, действующие в тылу противника, должны уметь разбираться в звуках, определять направление на источник звука и дальность до него.

Направление на источник звука можно определить наведением прибора (визира) или провешиванием направления Наблюдатель, услышав звук, замечает в этом направлении какой-либо предмет, наводит на него прибор наблюдения (визир) и ждет повторного проявления цели. Исправляя (уточняя) наведение прибора (визира) на источник звука, при каждом его проявлении определяется направление на цель.

Приближенно дальность до звучащей цели, а также ее характер можно определить по предельной слышимости звуков (табл. 1). При этом необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого разведчика и погодные условия. В безветренную ночь, в туман, при высокой влажности воздуха, после дождя, зимой слышимость повышается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *