Что такое одкб расшифровка и определение

Что такое одкб расшифровка и определение

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Содержание

История

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ. (http://www.vz.ru/news/2009/4/3/272081.html)

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Цели и задачи

Члены ОДКБ

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».

Источник

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́РА О КОЛЛЕКТИ́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ

Том 24. Москва, 2014, стр. 335

Скопировать библиографическую ссылку:

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДОГОВО́ РА О КОЛ­ЛЕК ­ Т И́ВНОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ (ОДКБ), ме­ж­ду­на­род­ная ре­гио­наль­ная ор­га­ни­за­ция по обес­пе­че­нию кол­лек­тив­ной без­опас­но­сти. Объ­е­ди­ня­ет 6 го­су­дарств (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан) (2013). Со­зда­на на ос­но­ве До­го­во­ра о кол­лек­тив­ной без­о­пас­но­сти (ДКБ), под­пи­сан­но­го 15.5.1992 в Таш­кен­те гла­ва­ми Ар­ме­нии, Ка­зах­ста­на, Кир­ги­зии, Рос­сии, Тад­жи­ки­ста­на и Уз­бе­ки­ста­на. Штаб-квар­ти­ра – в Мо­ск­ве. В сент. 1993 к ДКБ при­сое­ди­нил­ся Азер­бай­джан, в де­каб­ре то­го же го­да – Гру­зия и Бе­ло­рус­сия, 20.4.1994 До­го­вор всту­пил в си­лу для всех го­су­дарств-чле­нов. В апр. 1999 Азер­бай­джан, Гру­зия и Уз­бе­ки­стан вы­шли из не­го, отка­зав­шись от под­пи­са­ния Про­то­ко­ла о про­дле­нии ДКБ. Рас­ши­ре­ние во­ен­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­ва го­су­дарств – уча­ст­ни­ков ДКБ, раз­ви­тие сис­те­мы кон­суль­та­тив­ных ор­га­нов, фор­ми­ро­ва­ние Кол­лек­тив­ных сил бы­ст­ро­го раз­вёр­ты­ва­ния Цен­траль­ноа­зи­ат­ско­го ре­гио­на кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (2001) соз­да­ли пред­по­сыл­ки для пре­об­ра­зо­ва­ния ДКБ в ме­ж­ду­нар. ре­гио­наль­ную орг-цию в ду­хе ста­тей 52–54 Ус­та­ва ООН. Со­от­ветст­вую­щее ре­ше­ние при­ня­то 14.5.2002 в Мо­ск­ве на юби­лей­ной сес­сии Со­ве­та кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти (СКБ) ДКБ, со­стоя­ще­го из глав го­су­дарств – уча­ст­ни­ков До­го­во­ра. На сес­сии СКБ в Ки­ши­нё­ве 7.10.2002 при­ня­ты Ус­тав и Со­гла­ше­ние о пра­во­вом ста­ту­се ОДКБ, всту­пив­шие в си­лу 18.9.2003 по­сле их ра­ти­фи­ка­ции все­ми го­су­дар­ст­ва­ми-уча­ст­ни­ка­ми (Ар­ме­ния, Бе­ло­рус­сия, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия, Рос­сия, Тад­жи­ки­стан). В ка­че­ст­ве це­лей ОДКБ бы­ли за­фик­сиро­ва­ны ук­ре­п­ле­ние ми­ра, ме­ж­ду­нар. и ре­гио­наль­ной безо­пас­но­сти и ста­биль­но­сти, за­щи­та на кол­лек­тив­ной ос­но­ве не­за­ви­си­мо­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств-чле­нов. На сес­сии СКБ в Ду­шан­бе (28.4.2003) при­ня­ты по­ло­же­ния, рег­ла­мен­ти­рую­щие дея­тель­ность ор­га­нов ОДКБ, а так­же ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вые во­про­сы; на сес­сии в Ас­та­не (18.6.2004) – По­ло­же­ние о по­ряд­ке приё­ма и вы­хо­да из ОДКБ. К 2004 сфор­ми­ро­ва­на и на­ча­ла функ­цио­ни­ро­вать сис­те­ма осн. ор­га­нов ОДКБ: СКБ (выс­ший ор­ган, со­стоя­щий из глав го­су­дарств-чле­нов; при­ни­ма­ет ре­ше­ния по стра­те­гич. во­про­сам, с 2008 его сес­сии про­хо­дят в Мо­ск­ве), По­сто­ян­ный со­вет (ко­ор­ди­ни­ру­ет реа­ли­за­цию ре­ше­ний СКБ в пе­ри­од ме­ж­ду его сес­сия­ми), Со­вет ми­ни­ст­ров иностр. дел, Со­вет ми­ни­ст­ров обо­ро­ны, К-т сек­ре­та­рей со­ве­тов безо­пас­но­сти (кон­суль­та­тив­ные и ис­пол­нит. ор­га­ны, ко­ор­ди­ни­рую­щие дея­тель­ность го­су­дарств-чле­нов в об­лас­ти внеш­ней и во­ен. по­ли­ти­ки), Сек­ре­та­ри­ат и Объ­е­ди­нён­ный штаб (по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие ра­бо­чие ор­га­ны). Пред. СКБ на­зна­ча­ет­ся по прин­ци­пу ро­та­ции из глав го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, ге­не­раль­ный сек­ре­тарь (выс­шее адм. долж­но­ст­ное ли­цо) на­зна­ча­ет­ся ре­ше­ни­ем СКБ (в 2002–03 В. Д. Ни­ко­ла­ен­ко, с 2003 Н. Н. Бор­дю­жа). 23.12.2003 Ус­тав ОДКБ за­регист­ри­ро­ван в рее­ст­ре Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря ООН, 2.12.2004 ре­зо­лю­ци­ей Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН ОДКБ пре­дос­тав­лен ста­тус на­блю­да­те­ля. На сес­сии СКБ в Мин­ске (23.6.2006) одоб­ре­на Дек­ла­ра­ция о даль­ней­шем со­вер­шен­ст­во­ва­нии и по­вы­ше­нии эф­фек­тив­но­сти дея­тель­но­сти ОДКБ, по­ста­вив­шая за­да­чу её пре­вра­ще­ния в мно­го­функ­цио­наль­ную струк­ту­ру про­ти­во­дей­ст­вия все­му спек­тру вы­зо­вов и уг­роз безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов; то­гда же при­ня­то ре­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии член­ст­ва Уз­бе­ки­ста­на (про­то­кол под­пи­сан на сам­ми­те Ев­ра­зий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­об­ще­ст­ва в Со­чи 16.8.2006; за­кон о при­со­еди­не­нии к ОДКБ одоб­рен пар­ла­мен­том Уз­бе­ки­ста­на 28.3.2008). С 2006 дей­ст­ву­ют Меж­го­су­дарств. ко­мис­сия по во­ен­но-эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ву ОДКБ и Пар­ла­мент­ская ас­самб­лея ОДКБ (с 2010 её ме­сто за­кре­п­ле­но в Ус­та­ве в ка­че­ст­ве ор­га­на меж­пар­ла­мент­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва орг-ции). В це­лях даль­ней­ше­го ук­ре­п­ле­ния безо­пас­но­сти го­су­дарств-чле­нов на вне­оче­ред­ной сес­сии в Мо­ск­ве 4.2.2009 при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии Кол­лек­тив­ных сил опе­ра­тив­но­го реа­ги­ро­ва­ния, со­от­вет­ст­вую­щее Со­гла­ше­ние под­пи­са­но на сес­сии СКБ 14.6.2009 все­ми чле­на­ми ОДКБ, кро­ме Уз­бе­ки­ста­на и Бе­ло­рус­сии (по­след­няя под­пи­са­ла па­кет до­ку­мен­тов 20.10.2009). На сес­сии СКБ ОДКБ в Мо­ск­ве 20.12.2011 под­писан Про­то­кол о раз­ме­ще­нии объ­ек­тов во­ен. ин­фра­струк­ту­ры на тер­ри­то­ри­ях го­су­дарств – чле­нов ОДКБ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым во­ен. ба­зы «треть­их стран» мо­гут раз­ме­щать­ся на тер­ри­то­рии го­су­дарств-чле­нов толь­ко при от­сут­ст­вии офиц. воз­ра­же­ний всех го­су­дарств – чле­нов орг-ции. 19.12.2012 Уз­бе­ки­стан при­ос­та­но­вил член­ст­во в ОДКБ. Чле­ны ОДКБ ак­тив­но со­труд­ни­ча­ют в сфе­ре борь­бы с не­ле­галь­ным обо­ро­том нар­ко­ти­ков (опе­ра­ция «Ка­нал»), не­ле­галь­ной ми­гра­ци­ей (опе­ра­ция «Не­ле­гал»), про­ти­во­дей­ст­вия пре­сту­п­ле­ни­ям в ин­фор­мац. сре­де (опе­рация «Прок­си»). ОДКБ на­ла­ди­ла кон­так­ты и взаи­мо­дей­ст­вие с осн. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми (ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС и др.).

Источник

От договора к Организации

История создания, основы деятельности, организационная структура

Что такое одкб расшифровка и определение. Смотреть фото Что такое одкб расшифровка и определение. Смотреть картинку Что такое одкб расшифровка и определение. Картинка про Что такое одкб расшифровка и определение. Фото Что такое одкб расшифровка и определение

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 год). Договор вступил в силу по завершении процедур национальной ратификации 20 апреля 1994 года.

Ключевая статья 4 Договора гласит: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Договор о коллективной безопасности заключался сроком на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности, на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды (Азербайджан, Грузия и Узбекистан прекратили свое членство в Договоре).

До 2002 года Договор по своей сути представлял собой региональное соглашение, которое сыграло важную роль в поддержании тесного сотрудничества и взаимопонимания в военно-политической области.

14 мая 2002 года в Москве Советом коллективной безопасности было принято Решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.

7 октября 2002 года утвержден Устав ОДКБ. В декабре 2003 году Устав ОДКБ был зарегистрирован в Секретариате ООН. А в 2004 году Организация получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности. В состав Организации сегодня входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан (летом 2006 года членство в ОДКБ возобновил, а в 2012 году приостановил Узбекистан).

Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами.

Совет коллективной безопасности (СКБ) является высшим органом Организации и состоит из глав государств – членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств – членов для реализации этих целей. Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах – членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

За координацию взаимодействия государств – членов применительно к своей компетенции отвечают Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ).

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва.

Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности.

В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации.

Политическое сотрудничество

С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств – членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.

Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является сотрудничество с международными организациями и третьими странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.

Важной сферой деятельности ОДКБ является кризисное реагирование. В октябре 2016 года в Ереване СКБ ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены задачи по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений в целях кризисного реагирования.

Военное строительство

Цель военного сотрудничества – обеспечить коллективную и национальную безопасность государств – членов Организации путем поддержания в рамках необходимой достаточности и готовности оборонного потенциала каждого государства – члена, сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии со статьями 4 и 6 Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и своевременного реагирования на возможные вызовы и угрозы национальной и коллективной безопасности государств – членов ОДКБ.

Основу военного потенциала ОДКБ составляют созданные Коллективные силы оперативного реагирования, региональные (объединенные) группировки войск (сил), Коллективные авиационные и Миротворческие силы, объединенные (совместные) военные системы и объекты военной инфраструктуры. Указанные силы и средства коллективной безопасности составляют Войска (Коллективные силы) ОДКБ.

В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств – членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются созданные на двусторонней основе российско-белорусская и российско-армянская группировки войск (сил), которые развернуты соответственно в Восточноевропейском и Кавказском регионах коллективной безопасности.

В 2001 году в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР ЦАР) численностью порядка 5000 человек.

В феврале 2009 года созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР), включающие воинские контингенты и формирования сил специального назначения государств – членов ОДКБ общей численностью около 20 тыс. человек, способных выполнять задачи как войскового, так и специального характера.

В рамках совершенствования управления силами и средствами системы коллективной безопасности в ходе ежегодных деловых игр, совместных учений и тренировок осваиваются и практически реализуются требования Решения СКБ ОДКБ «Об организации управления Войсками (Коллективными силами) ОДКБ» от 15 сентября 2015 года.

В 2007 году главами государств – членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году. Для участия в миротворческих операциях созданы на постоянной основе Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3000 военнослужащих вооруженных сил и порядка 600 представителей органов внутренних дел государств – членов. Миротворческие силы ОДКБ могут применяться как в зоне ответственности Организации решением Совета коллективной безопасности, так и за ее пределами по мандату Совета Безопасности ООН.

Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. В сентябре 2012 года подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира.

Получило развитие сотрудничество ОДКБ с Международным Комитетом Красного креста в различных сферах гуманитарной деятельности.

Одной из приоритетных областей военного строительства в рамках Организации является военно-техническое сотрудничество, регулируемое специальным Соглашением 2000 года. В качестве главного принципа этого сотрудничества предусмотрен льготный режим взаимных поставок продукции военного назначения между государствами – членами ОДКБ по ценам, устанавливаемым ими для собственных вооруженных сил, а также правоохранительных органов и специальных служб.

С целью решения вопросов военно-экономического сотрудничества учреждена и успешно действует Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, в состав которой входят ответственные за этот участок работы вице-премьеры правительств государств – членов ОДКБ, а возглавляет ее Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В рамках ее деятельности продолжена работа по развитию кооперационных связей оборонных предприятий государств – членов с предприятиями ОПК Российской Федерации, созданию на территории государств ОДКБ сервисных центров для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники. На двусторонней и многосторонней основе реализуются кооперационные проекты между государствами – членами Организации.

Противодействие современным вызовам и угрозам безопасности.

В вопросах противодействия современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ приоритетное значение имеют борьба с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми, криминальной и деструктивной деятельностью в информационном пространстве.

С целью осуществления скоординированной деятельности в области снижения спроса на наркотики, профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, лечения и реабилитации наркозависимых лиц в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности с 2013 года на системной основе действует Координационное совещание главных наркологов государств-членов Организации.

Реагирование на чрезвычайные ситуации

Ответственность за координацию совместных действий государств – членов в области чрезвычайного реагирования возложена на созданный в 2007 году Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ (КСЧС ОДКБ).

В соответствии с утвержденным СКБ ОДКБ в 2014 году Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств – членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации в рамках Организации проводится работа по созданию Гуманитарных центров в регионах коллективной безопасности; продолжается разработка правовой базы для обеспечения размещения государственных материальных резервов на территории государств – членов ОДКБ; завершено формирование единого информационно-программного пространства для обмена оперативной информацией и координации совместных действий государств – членов; продолжается работа по координации деятельности международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Противодействие незаконной миграции и торговле людьми.

С 2008 года в рамках ОДКБ результативно работает Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ).

Начиная с 2008 года, в формате ОДКБ проводятся оперативно-профилактические мероприятия в рамках операции «Нелегал», направленные на выявление и предотвращение нарушений миграционного законодательства, в том числе гражданами третьих стран.

За это время в ходе проведения операции «Нелегал» были пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов США, вскрыты сотни каналов торговли людьми.

Безопасность информационного пространства

В Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года отмечено, что одним из основных факторов, отнесенных к современным вызовам и угрозам коллективной безопасности ОДКБ, является стремление к достижению стратегических целей с использованием силы, в том числе и информационного давления, использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, манипулирования общественным сознанием, применения информационных технологий в так называемых «комплексных» или «гибридных» технологиях.

В формате ОДКБ формирование системы информационной безопасности в интересах государств – членов Организации началось с 2006 года. За это время на уровне Совета коллективной безопасности ОДКБ принято более десяти нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств – членов Организации в этой сфере.

В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности.

Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств – членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере.

На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции ПРОКСИ (от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации»). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств – членов Организации.

Всего в ходе операции ПРОКСИ с 2009 года было выявлено около 80 тысяч информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность свыше 32 тысяч из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено около 60 тысяч фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено более 15 тысяч уголовных дел.

В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято Решение о создании Консультационного координационного центра Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам реагирования на компьютерные инциденты (ККЦ).
В рамках ее деятельности в настоящее время завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках.

Кроме того, в учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации по различным гражданским специальностям ежегодно обучается порядка 200 представителей государств – членов Организации.

Парламентское сотрудничество

В декабре 2010 года решением СКБ ОДКБ Парламентская Ассамблея внесена в Устав ОДКБ как орган межпарламентского сотрудничества. Основной формой работы Парламентской Ассамблеи являются пленарные заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в год. Внеочередные пленарные заседания могут быть созваны Советом ПА ОДКБ.

Организацию деятельности Парламентской Ассамблеи осуществляет ее Председатель и Совет, состоящий из руководителей парламентов (руководителей палат парламентов). В настоящее время Совет возглавляет Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин В.В.

Рабочими органами Ассамблеи являются три Постоянные комиссии: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам и Информационно-аналитический правовой Центр, которые проводят заседания два раза в год. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Информационная работа

В информационной сфере работа ОДКБ акцентируется на формировании механизма информационно-аналитического взаимодействия в рамках Организации, координации подходов в информационной политике в интересах коллективной безопасности.

Немаловажную роль в этих вопросах играют Научно-экспертный совет (НЭС) ОДКБ, в состав которого входят представители высокого уровня ведущих научно-исследовательских организаций государств – членов,

В формате ОДКБ активно проводится с акцентом на молодежь культурно-просветительная работа, в рамках которой на регулярной основе проводятся совместные спортивные мероприятия, состязания по военно-прикладным видам спорта.

Информационное сопровождение деятельности ОДКБ и ее рабочих и вспомогательных органов ведется с широким применением возможностей цифровой дипломатии, в том числе на официальном интернет-сайте Организации, а также через регулярное и широкое освещение ее практической деятельности на площадках ведущих информационных ресурсов государств – членов ОДКБ и мировых СМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *