Что такое однкнр 5 класс учебник
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс
Скачать книгу
О книге «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс»
Книга Н. Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс» предназначена для того, чтобы сформировать у детей первоначальные представления о культуре и нравственности, об их значении в жизни отдельного человека и целой страны. Россия занимает обширную территорию, на которой проживают самые разные народы. Все они на протяжении долгого времени вносили вклад в российскую культуру. Государство стремится сохранить культурные ценности, а с помощью образования и воспитания людям прививаются уважительное отношение к культуре своей страны, духовно-нравственные ценности.
Из книги ученики смогут узнать о значении культуры, о том, что человек является её создателем и носителем. Здесь изложены основные нравственные ценности народов России, они оказывают большое влияние на жизнь и судьбу человека. В учебнике рассказано о роли семьи и отношении к ней. Упоминается о важности сохранения духовно-нравственных ценностей, о передаче накопленного опыта следующим поколениям. И этот процесс зависит не только от государства, но и от каждого человека.
Отдельная глава посвящена изучению религии. Учащиеся должны понимать, что она занимает особое место в жизни каждого человека, в жизни нации. Здесь рассмотрены различные религии, их особенности. Книга развивает эрудицию и творческие способности, поможет расширить кругозор. Она способствует тому, что дети начинают проявлять больший интерес к культуре разных народов и уважительно относиться к ней.
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс» Н. Ф. Виноградова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Знакомство с учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Акатова И.А учитель ОРКСЭ
Тема: Знакомство с учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России»5 класс. Авторы Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков Система условных обозначений. Содержание учебника.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, как выглядит учебник «ОДНКНР» и условные обозначения; ориентироваться в условных обозначениях, находить их на страницах учебника, правильно толковать; ориентироваться в разделах и рубриках учебника.
регулятивные: понимать, что такое цели изучения раздела (темы) и где в учебнике они зафиксированы (шмуцтитул), осознавать, что такое учебная задача урока;
познавательные: анализировать структуру учебника, создавать модель структуры одного из разделов учебника;
коммуникативные: знать ранее изученные правила работы в группе, использовать их в своей практической деятельности.
Личностные: осознавать ценность учебной книги для своего образования, бережно относиться к ней, демонстрировать умения правильно листать страницы, убирать книгу в портфель и доставать из портфеля, пользоваться закладкой, выбирать обложку для учебника.
Задания для учащихся,
приведёт к достижению
Мотивация к учебной деятельности
Посадим маленького ангелочка на руку и тихонько сдуем его в окно. Пусть кому трудно или одиноко, наш маленький ангелок тихонько коснется его головы и хоть на минутку или на мгновение этому человеку будет легче.
Настраиваются на работу
Учитель организует класс на работу
Просит вспомнить как здоровались на уроках ОРКСЭ.
Регулятивные УУД: понимание цели выполняемых действий; составление плана и последовательности действий
Личностные УДД : развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной о тзывчивости ;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Формулирование темы урока. Постановка цели
Рассматривают обложку учебника
Определяют тему урока, планируют работу на уроке
Основы духовно нравственной культуры народов России.
Показывает иллюстрацию, предлагает вопросы для обсуждения
Ребята, сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новым учебным предметом, который называется так же, как учебник, — литературное чтение.
Описывать внешний облик святого
Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации при первичном знакомстве с иллюстрациями
Коммуникативные УУД : развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; владение диалогической формой общения
определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривание последовательности действий на уроке; предвосхищение результата и соотнесение по времени выполнения
Изучение нового материала
Дети листают учебники и высказывают предположения делают выводы.
Работа над условными обозначениями.
Работа над структурой учебника.
Организует деятельность обучающихся
· Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили этот предмет
Знакомство с авторами учебника.
· Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)
· Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.)
Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача — понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название — раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.)
Регулятивные УУД : оценивание качества и уровня выполне ния задания, высказывания
преобразовывать информацию из одной формы в другую; ; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; создание способов решения проблемы
высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией учебника; умение работать по предложенному учителем плану; инициативное сотрудничество с учителем
Закрепление нового материала
Работают в группах по карточкам
Организует работу в группах
задания по презентации
знакомство с понятиями « физическая культура, национальная культура, духовная культура, массовая культура»
Подбирают картинки и наклеивают к понятиям вид культуры. Приложение №1
развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; сличение результатов с эталоном
Коммуникативные УУД : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль своего поведения
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы к иллюстрации
Но прежде чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах. Как правильно сотрудничать друг с другом, как обращаться, как слушать друзей, как предлагать свои идеи? (Школьники обсуждают правила, знакомые им с уроков )
Защита работы в группах.
Организует работу в группах
Анализ результатов работы.
Составить кроссенс к слову «Культура»,
«Мораль», «Милосердие», «Долг», «Обязанность»
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение метода критического мышления ; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализ совместной работы с классом и учителем
Регулятивные УУД : оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осознание уровня усвоения материала урока
оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности на уроке
Рефлексия учебной деятельности
Отвечают на вопросы, приводят примеры
Предлагает ответить на вопросы
Итог урока. Что нового узнали на уроке? Приведите примеры милосердных поступков.
Какие задания были особенно интересны? Какие задания вызывали затруднения?
Обсудите дома с родителями, какую обложку вам хотелось бы надеть на свой новый учебник. Обложите учебник.
Постарайтесь свой выбор обосновать.
Приводить примеры милосердных поступков, анализировать свои поступки
Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников;
умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей
анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее.
______________- это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами
культура- система знаний и идей, которая относится к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению.
культура включает в себя все художественные ценности. Художественная культура предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и создание нового
культура называемая также «поп-культурой» или культурой большинства, – культура, получившая широкое распространение среди слоев населения в том или ином обществе. Массовая культура подчиняется жизни и потребностям большинства населения
культура – область культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие способностей человека и улучшение его активности
_______________ культура =накопленное человечеством знания о духовной жизни-в книгах,философии и религиозных ученияъ
Подпиши понятия культуры и соедини с эмблемой
Рабочая программа «ОДНКНР» 5 класс
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс Пояснительная записка
Учебного плана МКОУ «Крупецкая средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год. Положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Крупецкая средняя общеобразовательная школа»
Данная программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МКОУ «Крупецкая средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учителей.
Цель курса : «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Основные задачи учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
· формирование представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
· углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
· осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека имеет истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
· становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, к их культуре и традициям.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
В процессе изучения данного курса у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и к какому народу изначально принадлежат.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Оценование результатов усвоения учебного предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» исключает систему балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе обучающегося запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.
Оцениванию не подлежат: темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Поощряется любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» контрольные работы не проводятся.
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» домашние задания носят творческий характер (обсуди высказывание с родителями, составь рассказ, составь ребусы, сочини частушку о родине, напиши эссе и т.п.).
По «Основам духовно-нравственных культур народов России» безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года. При оценивании достижений обучающихся при изучении предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» используется качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов.
В течение года индивидуально или в группах обучающиеся выполняют проектные работы. Все итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса. Защита работ осуществляется на общеклассных мероприятиях. Независимо от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе мероприятия он знакомится и с другими культурами.
По окончании обучения ребята проводят презентацию творческих проектов. По итогам анализа учебной деятельности и достижений обучающиеся получают «зачет/незачет».
Формы продуктов проектов: Web-сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное или художественное произведение, постановка, праздник.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей, доклад, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
Описание ценностных ориентиров
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Отметочная система отсутствует.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
o Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
o Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
o Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
o Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей
В программе курса 5 класса представлены следующие содержательные линии:
«В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознание», «Литература», «История», «Изобразительное искусство». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
1. Личностные результаты (Л).
Л-1. Формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину.
Л-2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Л-3. Формирование образа мира как единого, целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.
Л-4. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
Л-5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Л-6. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Л-7. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Л-8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Л-9. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные):
Р-1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Р-2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Р-3. Понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности.
П-1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
П-2. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
К-1. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
К-2. Развитие умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
3.Предметные результаты (Пр).
Пр-1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Пр-2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Пр-3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Пр-4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Пр-5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Пр-6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
Пр-7. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Пр-8. Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры – 2 ч.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 8 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура – 25 ч.
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.