Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Что такое тональность?

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)

Источник

Одноименные тональности в музыке

Одноименные тональности – это тональности, которые имеют одинаковую тонику, но противоположное ладовое наклонение. Например, одноименными являются До мажор и до минор или Ре мажор и ре минор. У этих тональностей совпадает тоника – До или Ре, но одна из этих тональностей мажорная, а другая минорная.

Одно имя на две тональности

Каждый человек имеет имя и фамилию, то есть, для того чтобы назвать личность, нужно обязательно сказать эти два элемента. Подобно же и с тональностями: в названии любой тональности есть два элемента: тоника и лад. И это тоже своеобразные имена.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Одноименные тональности имеют одно и то же имя, то есть одну тонику. И придумать примеры одноименных тональностей ничего не стоит: Фа-диез мажор и фа-диез минор, Соль мажор и соль минор, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор. Возьмите любую тонику и присовокупите к ней сначала слово «мажор», а затем слово «минор».

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Чем различаются одноименные тональности?

Различия проще всего выявить на примерах. Возьмём и сравним две тональности – До мажор и до минор. В До мажоре нет никаких знаков, это тональность без диезов и бемолей. В до миноре имеются три бемоля – си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль. Ключевые знаки в случае, если они неизвестны, можно узнать по квинтовому кругу.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Следовательно, до минор по сравнению с До мажором имеет три различающиеся ступени, в нем третья, шестая и седьмая ступени низкие.

Ещё один пример – тональности Ми мажор и ми минор. В Ми мажоре – четыре диеза, в ми миноре только один диез. Сразу обращает на себя разница на три знака (так было и в предыдущем случае). Проверим, какие именно ступени различаются. Как оказалось, те же самые – третья, шестая и седьмая. В Ми мажоре они высокие (с диезами), а в ми миноре – низкие.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Для верности выводов, ещё один пример. Ре мажор с двумя диезами и ре минор с одним бемолем. В этом случае одноименные тональности располагаются в разных ветвях квинтового круга: одна тональность диезная, другая – бемольная. Однако, сравнив их между собой, снова видим, что различаются те же самые третья, шестая и седьмая ступени. В ре миноре нет фа-диеза (третья низкая), нет до-диеза (седьмая низкая), зато есть си-бемоль, которого нет в Ре мажоре (шестая низкая).

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одноименные тональности различаются тремя ступенями – третьей, шестой и седьмой. В мажоре они высокие, а в миноре – низкие.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Превращение мажора в минор и наоборот

Зная различающиеся ступени в одноименных тональностях, можно легко превращать мажорные гаммы в минорные, а минорные, наоборот, в мажорные.

Например, превратим ля минор (тональность без знаков) в Ля мажор. Повысим три нужные ступени и нам сразу станет ясно, что в Ля мажоре есть три диеза – до-диез, фа-диез и соль-диез. Осталось расположить эти три диеза в правильном порядке (фа, до, соль) и записать их при ключе.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Аналогично можно совершать метаморфические переходы от мажорной тональности к минорной. Например, мы имеем тональность Си мажор (пять диезов), одноименная – си минор. Понижаем три ступени, для этого отменяем диезы их повышающие, и получаем, что в си миноре всего лишь два диеза – фа и до.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Соотношения одноименных тональностей в музыке

Композиторы очень любят сочетать одноименные тональности в своих произведениях, так как такие сочетания мажора и минора создают тонкие и выразительные, но в то же время очень яркие контрасты в музыке.

Один из ярких примеров сочетания в одном произведении одноименных тональностей – известнейший «Турецкий марш» Вольфганга Амадея Моцарта. Эта музыка написана в тональности ля минор, но периодически в ней появляется жизнеутверждающий рефрен в Ля мажоре.

Смотрите, вот начало знаменитого рондо, тональность ля минор:

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Немного погодя, мы видим, что тональность переменилась на солнечный Ля мажор:

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Ну а теперь можно послушать произведение целиком. Если вы слухач, то можете даже подсчитать, сколько фрагментов этого рондо прозвучит в Ля мажоре.

Моцарт – Турецкое рондо

Итак, из сегодняшнего выпуска вы узнали о том, что такое одноименные тональности, как их находить и как получить мажорную гамму из минорной и наоборот. В материалах прошлых выпусков читайте также о параллельных тональностях, о том, как запомнить знаки во всех тональностях. В следующих выпусках мы расскажем о том, какие тональности являются родственными и о том, что такое градусник тональностей.

Источник

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Одноимёнными тональностями называют мажорную и минорную тональность, которые имеют одинаковые тоники. Например, До-мажор и До-минор являются одноимёнными.

Натуральные одноимённые мажор и минор будут отличаться III, VI и VII ступенями. В минорном ладу эти ступени будут ниже на хроматический полутон.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Рисунок 1. Одноимённые натруальные тональности

Гармонические одноимённые мажор и минор отличаются III ступенью. В миноре она будет ниже на хроматический полутон. VI ступень мажора будет понижена и в результате совпадёт с минорной.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Рисунок 2. Одноимённые гармонические тональности

Мелодические одноимённые мажор и минор отличаются только III ступенью.

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Рисунок 3. Одноимённые мелодические тональности

Характер мажорного и минорного ладов

Помните, мы затрагивали тему характера, «настроения» мелодии? Изучив мажорные и минорные тональности, стоит ещё раз поговорить о характере этих ладов.

Грустные, романтические, суровые мелодии обычно пишутся в миноре.

Весёлые, задорные, торжественные мелодии обычно написаны в мажоре.

Конечно, есть и весёлые мелодии, написанные в минорных тональностях («Коробейники», частушки); есть и грустные в мажоре («Yesterday»). Т.е. имейте ввиду, что исключения бывают везде.

Итоги

Вы познакомились с одноимёнными тональностями. Взяли на заметку характер звучания минорных и мажорных тональностей.

Источник

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Данной тональности родственны те тональности, тонические трезвучия которых входят в эту тональность. То есть:

1.Параллельная тональность — нет разницы в ключевых знаках

4. Тональность минорной субдоминанты для мажора и тональность мажорной доминанты для минора – разница в четыре ключевых знака

Родственные тональности До мажора:

Остальные тональности считаются по отношению к данной тональности отдаленными.

Одноименные тональности.

Одноименные тональности- это тональности, имеющие:

-Разные ключевые знаки

-Разное ладовое наклонение

Пример: до мажор-до минор, соль минор- соль мажор и др..

Минор отличается от одноименного мажора на три ключевых знака в сторону бемолей (а следовательно, мажор от одноименного минора — на три знака в сторону диезов):

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Модуляция.

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую без смены или со сменой лада. Так как всякая новая тональность (за исключением параллельной, взятой в натуральном виде) отличается от данной тональности звуковым составом, то модуляция внешне часто выражается введением новых (случайных или ключевых) знаков:

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Смотреть картинку Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Картинка про Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс. Фото Что такое одноименные тональности по сольфеджио 3 класс

Источник

Одноимённые тональности

Литература : Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Mазель Л. А., О расширении понятия одноименной тональности, «СМ», 1957, No 2.

Ю. Н. Холопов.

Смотреть что такое «Одноимённые тональности» в других словарях:

Одноимённые тональности — Тональность гармонический принцип в музыке, основанный на наличии мажора и минора, и гегемонии тоники, образуемой балансированным противостоянием двух сил доминанты и субдоминанты. Также тональность это категория, связанная с высотным… … Википедия

одноимённые тональности — две тональности противоположного ладового наклонения, тоники которых строятся на одном и том же звуке (например, до мажор и до минор). * * * ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ, две тональности противоположного ладового наклонения (см … Энциклопедический словарь

Одноимённые тональности — две тональности противоположного наклонения (См. Наклонение), тоники которых строятся на одной и той же ступени. Например, О. т. С dur и с moll имеют общий основной тон лада звук С, по которому они и получают свои названия. Эстетически О … Большая советская энциклопедия

Тональность — (греч. τόνος напряжение, натяжение; тон) 1) высотное положение мажорного или минорного лада. В обозначении тональности указывается основной звук первая ступень соответствующего лада, называемая тоникой, это основной тон тонического… … Википедия

Диатоническая тональность — Тональность гармонический принцип в музыке, основанный на наличии мажора и минора, и гегемонии тоники, образуемой балансированным противостоянием двух сил доминанты и субдоминанты. Также тональность это категория, связанная с высотным… … Википедия

Гармония — (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… … Музыкальная энциклопедия

Модуляция — (от лат. modulatio размеренность) смена тональности со смещением тонального центра (тоники). В муз. наследии наиболее распространена функциональная М., основанная на гармонич. родстве тональностей: общие для тональностей аккорды служат… … Музыкальная энциклопедия

Современная музыкальная нотация — Нотная запись … Википедия

Модуляция (в музыке) — Модуляция в музыке, смена тональности со смещением тоники (тональная М.). В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного… … Большая советская энциклопедия

Модуляция — I Модуляция (от лат. modulatio мерность, размеренность) в физике и технике, изменение по заданному закону во времени величин, характеризующих какой либо регулярный процесс. М. вызывают внешним воздействием. Наибольшее практическое… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *