Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Определение понятия

Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.

Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.

Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.

Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:

Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Корневая морфема и её свойства

Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.

В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.

В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.

Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)

Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:

Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.

Отличия от форм одного слова

Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.

Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».

Формами существительного «соль» будут:

Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).

Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).

Омонимичные корни

Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.

Для примера можно разобрать следующее упражнение:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Проверка правописания

Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.

Источник

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

Они предназначены для образования новых слов.

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

К формообразующим относятся:

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

«Проверяемая гласная в корне»

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Источник

Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова

Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же слова.

Однокоренные слова

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма — корень.

Вспомним, что такое корень слова.

Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым корнем.

Их объ­еди­ня­ет корень скор-, кото­рый содер­жит общее для всех род­ствен­ных слов зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние«.

Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов могут быть лек­се­мы, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи:

Формы слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней сравнения:

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

Как отличить родственные слова от форм слова?

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же слова:

Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Смотреть картинку Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Картинка про Что такое однокоренные слова 2 класс правило. Фото Что такое однокоренные слова 2 класс правило

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные слова:

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и числам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк-Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркийяркая, яркое, яркие
яркостьон ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
яркоярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их формы.

Родственные сло­ваФормы гла­го­ла «решить»
решитьрешу, решишь, решит
решить­сярешим, реши­те, решат
решатьрешив­ший, решив­шая, решив­шее, решившие
Решенный, решен­ная, решен­ное, решенные
решать­сярешив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся морфология.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наречий.

Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»

Источник

Русский язык, 2 класс « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, учебник.

1. Организационный момент.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

3.Создание проблемной ситуации.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

— А теперь внимание, задание:

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).

— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (зим- ).

— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

— С родственными словами мы разобрались.

— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) начало, источник чего-либо;

— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

( Общая часть родственных слов )

(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

— с.61 упр 84 –письменно

-с.62 упр.87 письменно

(Физкультминутку проводят учащиеся)

— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

— стр.61 упр. 85-письменно

У крестьянина была старая лошаденка.

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики».

Лиса, лист, лисонька, лисий.

Морской, моряк, море, мороз.

Вода, водичка, водный, водитель.

— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье-

И становится понятно- расслабление приятно.

-стр.61 выуч.прав. с.62 упр.88

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

Обозначьте окончания в словах.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).

Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *