Что такое однокоренные слова 2 класс правило
Определение понятия
Существует большое количество терминов, у которых есть одинаковая общая часть. Она имеет аналогичное во всех случаях звучание и этимологическое значение. Такой частью служит корень, а группа лексем носит в грамматике название однокоренных.
Кроме того, все такие слова имеют некий общий смысл, который соотносится с определённым предметом, признаком или действием. Это качество принято называть лексическим значением слова.
Такую группу принято ещё называть родственными понятиями. Лучше понять это можно на примере однокоренных слов:
Другой пример: писать, записка, запись, подпись, написанный. В каждом из этих слов корень «пис», по смыслу они происходят от слова «писать». Значит, слова являются родственными и однокоренными.
Однокоренные слова образуются путём присоединения к основной морфеме дополнительных частей. Это может быть приставка или суффикс. При образовании нового понятия образуется новая информация:
Слова, имеющие одинаковые корни, могут быть разными частями речи. Для примера можно проанализировать цепочку слов: записка, прописной, написанный, подписывать, письменно, описывая. При изучении этого списка, в нём легко установить следующие части речи:
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
В некоторых понятиях основное лексическое значение выражается не отдельной морфемой, а только общим содержанием. Например, утренник — детский праздник. Ни одна из частей не выражает лексического значения.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
Это и будет корнем. На уроках русского языка в школе его выделяют особым значком, имеющим форму дуги.
Отличия от форм одного слова
Однокоренные лексемы часто путают с разными формами одного и того же термина. В первом случае группа имеет одинаковую корневую морфему, но различное значение. Это могут быть разные части речи.
Во вторую категорию входят имеющие одинаковое лексическое значение и являющиеся одной и той же счастью речи. Фактически это одно и то же понятие, которое имеет разные грамматические признаки:
В качестве примера можно рассмотреть слово «соль». Однокоренными в этом случае будут: солёный, соленья, солить, рассол, пересоленный и пр. Все эти лексемы при разборе по составу имеют общую корневую морфему. Их смысловое значение — близкое к слову «соль».
Формами существительного «соль» будут:
Формами прилагательного «солёный» будут изменение по падежам (солёный, солёного, и пр.), родам и числам (солёные и солёный).
Формами глагола «солить» являются изменения по лицам (солю, солишь, солит), числам (солит солят), родам (солила, солил, солило).
Омонимичные корни
Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.
Для примера можно разобрать следующее упражнение:
Проверка правописания
Зная, как правильно пишется корень одного понятия, можно грамотно написать всю родственную ему группу. Существует несколько грамматических правил однокоренных слов. Они входят в программу 6—7 классов средней школы:
В некоторых случаях гласные и согласные звуки могут чередоваться: дорога — дорожка, муха — мушка, снег — снежок. Правописание чередующихся гласных зависит от суффикса, ударения, а также буквы, стоящей после гласной. Примеры чередования: вытереть — вытирать, умереть — умирать (суффикс «а» после корня), загорать — загар, расти — вырос.
Однокоренные слова: примеры
Содержание:
Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.
При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.
В чем отличие однокоренных слов от родственных?
Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.
При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.
В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»
Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»
Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.
Еще примеры неродственных слов:
Как отличить однокоренные слова от форм слов?
Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.
К словообразующим морфемам относятся:
Они предназначены для образования новых слов.
К формообразующим относятся:
Они образовывают формы одного и того же слова.
Лес – леса, лесу, лесом – окончание образовывает форму числа и падежа существительного
Соберу – собрал – суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола
К формам слова относятся слова одной части речи.
Для чего нужно подбирать однокоренные слова?
1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.
Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».
«Проверяемая гласная в корне»
«Правописание звонких и глухих согласных в корне»
«Правописание непроизносимых согласных в корне»
2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.
Отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова
Выясним, как отличить однокоренные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от форм одного и того же слова.
Однокоренные слова
В русском языке существуют ряды слов, которые роднит главная морфема — корень.
Вспомним, что такое корень слова.
Следовательно, однокоренными являются слова с одним и тем же смысловым корнем.
Их объединяет корень скор-, который содержит общее для всех родственных слов значение «быстрое передвижение«.
Как видим, в ряду однокоренных слов могут быть лексемы, принадлежащие к разным частям речи:
Формы слова
Следует отличать родственные слова, которые могут быть словами разных частей речи, от грамматических форм одного и того же слова.
Так, у качественного прилагательного «скорый» образуем формы степеней сравнения:
Эти грамматические формы не являются однокоренными словами к ряду родственных слов с корнем скор- (скорость, скоро, скоростной и т.д.), а представляют собой формоизменение одного и того же прилагательного «скорый».
Как отличить родственные слова от форм слова?
В таблице ниже можно увидеть, в чем заключаются отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова:
К существительному «гора» подберем родственные слова:
Слово «гора» может менять свою форму, изменяясь по падежам и числам:
Это все формы одного и того же существительного «гора», у которых меняется только окончание. Их нельзя включать в ряд родственных слов с корнем гор-.
У прилагательных тоже имеются свои грамматические формы, которые не следует вносить в перечень родственных слов. Рассмотрим это на примере слова «яркий»:
Родственные слова с корнем ярк- | Формы прилагательного «яркий» |
---|---|
яркий | яркая, яркое, яркие |
яркость | он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки |
ярко | ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех |
У глаголов различаются родственные слова и их формы.
Родственные слова | Формы глагола «решить» |
---|---|
решить | решу, решишь, решит |
решиться | решим, решите, решат |
решать | решивший, решившая, решившее, решившие Решенный, решенная, решенное, решенные |
решаться | решив |
решение | |
решительный |
Изучением форм слов занимается морфология.
Изучение частей речи предполагает знакомство с формами существительных, прилагательных, глаголов и особых глагольных форм (причастия и деепричастия), местоимений, числительных и наречий.
Видеоурок «Однокоренные слова и формы слова»
Русский язык, 2 класс « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Оборудование: карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, учебник.
1. Организационный момент.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3.Создание проблемной ситуации.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
— На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— А теперь внимание, задание:
— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
Пишем с большой, через запятую. ( Дети делают запись ).
— Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
в) Беседа о родственниках.
— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими
между собой. Их называют родственниками.
г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
— С родственными словами мы разобрались.
— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
( Общая часть родственных слов )
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
— с.61 упр 84 –письменно
-с.62 упр.87 письменно
(Физкультминутку проводят учащиеся)
— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)
— стр.61 упр. 85-письменно
У крестьянина была старая лошаденка.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
Замедляется движенье, исчезает напряженье-
И становится понятно- расслабление приятно.
-стр.61 выуч.прав. с.62 упр.88
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.
-Кто из вас доволен своей работой?
— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Однокоренные слова
В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.
Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?
А подсказкой станет ответ на загадку:
В саду у Антошки Яблонька растет.
Ветки высокие ввысь поднимает,
Что ей устоять на земле помогает?
Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».
Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.
А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:
Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.
Различие форм и однокоренных слов
Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.
Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?
Ответ: существительные, прилагательное, глагол.
Части речи однокоренных слов
К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.
Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.
Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:
Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.
Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:
Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.
Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.
Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.
Корень слова
В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.
Проверяемые гласные в корне
Рассмотрим гласные в корне слова:
Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.
Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).
Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.
Непроверяемые гласные
Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:
Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.
Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.
Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.
Корни с чередованием
Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.
Изучите и перепишите таблицу.
Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.
Приведите пример корня слова с чередованием.
В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:
Приведите свои примеры.
Окончание
Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.
Обозначьте окончания в словах.
Слова без окончаний
Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:
Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.
Окончания после шипящих и «ц»
Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.
Вставьте гласные в окончания слов.
Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].
Правописание слов
Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.
Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).
Придумайте свои слова и укажите правописание слов.
Безударные в корне слова
Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:
Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:
Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.
Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.
Чередование гласных и согласных звуков в корне слова
Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.
Корни с чередованием гласных
Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.
Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).
Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.
Например, перебир-а-ть, поджиг—а-ть, тер-еть.
Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:
Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.
Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.
Чередование согласных в корне слова
Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.
Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.
Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.
Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).
Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).
Напишите свои варианты чередования согласных в корне.
Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.