Что такое однородное простое и сложное предложение
Урок «Сложное и простое предложение с однородными членами»
Тема: « Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?»
Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Актуализировать знания о предложении;
Закрепить и систематизировать умение образовывать, находить простые и сложные предложения, ставить в них запятые.
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Учимся работать в группе.
Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Тип урока : урок изучения нового материала.
У учителя : мультимедийное устройство, карточки для индивидуальной работы, учебник.
У учащихся : учебник, тетради.
Повернитесь друг к другу,
Посмотрите друг другу в глаза,
Улыбнитесь друг другу,
Пожелайте друг другу хорошего рабочего дня.
Теперь посмотрите на меня.
Я тоже желаю вам дружно поработать, открыть что-то новое.
Запишите первые буквы слов от картинок.
— Какие бывают предложения? ( Простые и сложные )
— Как отличить сложное предложение от простого? ( По количеству грамматических основ.)
Этап самоопределения к деятельности
Прочитайте предложения на слайде.
1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.
2) Музыка стихла, но праздник продолжался.
3) Руки человека всё время работают, творят, строят.
4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и слепили глаза.
5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы не раскрылись.
6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.
— На какие группы можно разделить эти предложения? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения)
Под каким номером простые предложения, покажите карточками. (1,3,4)
Под каким номером сложные предложения, покажите карточками. (2,5,6)
— Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
— Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
-Ребята откройте учебники на странице 38. Прочитайте тему урока. ( Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.)
— Какую цель мы можем перед собой поставить? ( Учиться не путать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания.)
IV. Открытие нового знания
-А разобраться с этим нам поможет упр. 53.
-Прочитайте, пожалуйста, задание. ( Где пропущены запятые. Объясните свой ответ.)
Какой темой можно объединить все предложения? ( Тема «ветер»)
-Какие знаки препинания стоят в конце? ( Точки )
-Какие предложения по цели высказывания? ( Повествовательные )
-Какими могут быть повествовательные предложения? ( Сложными и простыми )
-Давайте еще раз вспомним, что такое простое предложение? Что такое сложное предложение? ( У простого предложения одна грамматическая основа, а у сложного две и более грамматических основ )
-Давайте определим тип каждого предложения: оно простое или сложное?
-Для этого, что нам нужно сделать? ( Найти грамматическую основу или главные члены предложения)
-Прочитайте и запишите первое предложение. Подчеркните и назовите грамматическую основу. (Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет . )
-Какое это предложение? Нам нужна здесь запятая? ( Простое. Нет, потому что есть союз и. Он соединяет однородные сказуемые.)
-Прочитайте и запишите второе предложение. Какое это предложение? Нужна ли запятая? (Веют осенние ветры в мрачной дубраве. Простое. Запятая не нужна.)
Прочитайте и запишите третье предложение. Нужна запятая? ( Ветер весело примчал , все деревья раскачал .
Нет, это простое предложение.)
V. Первичное закрепление
-Смотрим на упражнение 54. Прочитайте задание. ( Где пропущены запятые. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы. )
-Работаем в паре со своим соседом по парте. В учебнике подчеркните основу предложения тонкой линией. Карандашом поставьте запятые. Также вставьте пропущенные буквы.
-Давайте проверим. Назовите простые предложения.
-Назовите грамматическую основу. Какое предложение? ( Простые предложения.
-Это простое предложение с однородными сказуемыми, здесь нет союза, значит должна стоять запятая.
3)Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-под коры жучков и личинок.
-Это предложение простое с однородными сказуемыми.
5) Сова охотится не днём, а ночью.)
Назовите грамматическую основу. Какое предложение? ( Сложные предложения.
1)Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей.
4)Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.
6)Утро было морозное, но лужи не замёрзли.)
-Самостоятельно запишите сложные предложения и поставьте запятые.
Давайте выполним фонетический разбор слова : обед.
о – [а] – гласный, безударный;
б – [б ’ ] – согласный, звонкий парный, мягкий парный;
е – [э] – гласный, ударный;
д – [т] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.
VI . Самостоятельная работа с проверкой
-Я вам раздам карточки. Вам нужно проверить расстановку запятых. Записать данные предложения правильно, подчеркнув грамматические основы.
Ветер разогнал облака и погода прояснилась. Дети, и взрослые вышли на улицу. Малыши сидят в песочнице лепят куличики, и смеются.
VII . Включение в систему знаний
-Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?
-С помощью чего соединяются части сложного предложения? ( Сложное предложение от простого можно отличить по количеству грамматических основ: в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном — несколько. Части сложного предложения соединяются с помощью интонации и союзов.)
-Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, каким союзом соединены части? Какой вывод можно сделать? ( Нет. Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.)
VIII . Рефлексия деятельности
-Ребята, какая тема нашего урока? ( Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами.)
-Ребята, поднимите руку, кто понял, что такое сложное предложение и простое предложение с однородными членами?
-У кого на уроке были затруднения, поднимите руки?
-Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? ( Да, мы научились отличать сложные предложения от простых с однородными членами)
-Что нового вы узнали?
-Что смогли сделать?
-Что понравилось на уроке?
-Что понравилось в своей работе на уроке?
Записываем домашнее задание: упр. 55.
Простое предложение с однородными членами и сложное предложение
Урок 4. Русский язык 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Простое предложение с однородными членами и сложное предложение»
Ой, я так взволнована! Дело в том, что профессор Грамматейкин задал мне задание, а сам ушёл. Но я не понимаю, как его выполнить. Вот, посмотрите на эти предложения.
В них надо поставить знаки препинания. Как же мне это сделать? Начну я, пожалуй, с того, что прочитаю первое предложение и разберу его по членам предложения.
В воздухе мелькнула тёмная тень и большая птица села на верхушку дерева.
В этом предложении говорится про тень. Что? Тень. Это подлежащее, подчеркну одной чертой.
Тень что сделала? Мелькнула. Это сказуемое. Подчеркну двумя чертами. Тень какая? Тёмная. Второстепенный член предложения. Мелькнула где? В воздухе. Тоже второстепенный член предложения.
Так, так… Но в этом предложении говорится ещё и о птице.
Кто? Птица. Ещё одно подлежащее в предложении.
Птица что сделала? Села. А это сказуемое.
Птица какая? Большая. Второстепенный член предложения.
Села куда? На верхушку. Тоже второстепенный член предложения.
На верхушку чего? Дерева. И вновь второстепенный член предложения.
Ну вот, теперь понятно. В этом предложении две грамматические основы – «тень мелькнула» и «птица села». Значит, предложение сложное. Его части связаны друг с другом при помощи союза «и». А ведь я знаю, что части сложного предложения отделяются друг от друга запятыми. Поэтому сейчас перед союзом поставлю запятую.
Ну вот, кажется, с первым предложением справилась. Как здорово, что я догадалась разобрать его по членам предложения!
Теперь надо браться за второе. Оно такое длинное! Наверное, это предложение тоже сложное.
Верхушка высокого дерева скрипнула согнулась и закачалась под тяжестью птицы.
Разберу-ка я и его по членам предложения.
В этом предложении говорится о верхушке дерева.
Что? Верхушка. Это подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
Верхушка что сделала? Скрипнула. Это сказуемое.
А ещё верхушка согнулась… И закачалась… Да, все эти глаголы отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову «верхушка». Значит, это однородные сказуемые.
Верхушка чего? Дерева. Второстепенный член предложения.
Дерева какого? Высокого. Второстепенный член предложения.
Закачалась под чем? Под тяжестью. Опять второстепенный член предложения.
Под тяжестью кого? Птицы. И это второстепенный член предложения.
Ну вот, это предложение, оказывается не сложное, а простое распространённое, с однородными сказуемыми. А между однородными членами предложения ставится запятая.
Верхушка высокого дерева скрипнула. Ставлю запятую. Согнулась… А вот тут запятую ставить не надо, потому что перед следующим однородным сказуемым «закачалась» стоит союз «и». Если в предложении два однородных члена связаны союзом «и», то запятая между ними не ставится.
Ну вот, кажется с заданием профессора я справилась. Вот здорово! Так приятно, когда ты выполнишь задание, которое казалось непонятным! Одержишь пусть небольшую, но победу!
Теперь я умею отличать сложные предложения от простых с однородными членами. Для этого надо разобрать предложение по его членам и определить количество грамматических основ. Если грамматическая основа одна, значит, предложение простое. Если грамматических основ две или более, значит, предложение сложное.
А поняли ли вы, для чего это нужно? Ну конечно для того, чтобы правильно ставить знаки препинания.
Если, например, в простом предложении между однородными членами предложения перед союзом «и» запятая не ставится, то в сложном предложении между его частями – ставится.
А теперь я и вам предлагаю посоревноваться со мной. Сможете ли вы отличить сложное предложение от простого с однородными членами и поставить нужные знаки препинания?
Ну что, приступим? Вот несколько предложений:
Ну как, ребята, справились? Давайте проверим. Я надеюсь, вы не забыли, что предложения надо было разобрать по членам предложения и выделить грамматические основы.
Первое предложение: «В саду шумел мокрый ветер, и громко стучал по лужам холодный дождь».
В этом предложении две грамматические основы: ветер шумел, и дождь стучал. Значит, это сложное предложение. Перед союзом «и» надо поставить запятую.
Второе предложение: «Прилетела ночная бабочка, села на стол и оставила на нём тончайшую пыль».
В нём одна грамматическая основа с однородными сказуемыми: бабочка прилетела, села и оставила. Предложение простое с однородными членами. Между однородными сказуемыми «прилетела», «села» ставим запятую, а перед сказуемым «оставила» её не ставим, потому что там стоит союз «и».
Следующее предложение: «На старой яблоне висели мелкие, но сочные и сладкие яблочки».
В нём одна грамматическая основа: «яблочки висели». Предложение простое, но в нём есть однородные второстепенные члены: яблочки какие? мелкие, сочные, сладкие. Перед союзом «но» между однородными членами мы обязательно ставим запятую, а вот перед союзом «и» не ставим.
В предложении «Спорый дождь сыплется из низких туч, но песок быстро впитывает всю воду» две грамматические основы: «дождь сыплется» и «песок впитывает». Это сложное предложение, между частями которого ставим запятую.
Следующее предложение: «Земля покрывается нежной зеленью, а небо становится ярко-бирюзовым». Оно сложное, так как в нём две грамматические основы: «земля покрывается» и «небо становится».
Перед союзом «а» ставим запятую, которая отделяет части сложного предложения.
И последнее предложение: «Поля уже не зеленеют, а золотятся созревшими колосьями пшеницы». В нём одна грамматическая основа с двумя однородными сказуемыми: «поля не зеленеют, а золотятся». Запятая между однородными членами предложения ставится потому, что перед союзом «а» всегда ставится запятая.
Ну что же, давайте ещё раз повторим, как отличить простое предложение с однородными членами от сложного. Для этого надо разобрать предложение по членам предложения и определить количество грамматических основ.
Если в предложении одна грамматическая основа, это предложение простое.
Оно может быть с однородными членами предложения, и тогда запятые в нём ставятся, если есть интонация перечисления, и перед союзами «а», «но». Перед союзом «и» между однородными членами предложения запятая не ставится, если он используется один раз. Если же союз «и» используется два или более раз, начиная со второго союза, запятая ставится.
Если в предложении две или более грамматические основы, это предложение сложное. Между его частями мы ставим запятую, даже, если эти части соединяет союз «и».
Ну вот, пожалуй, и всё. До свидания, ребята!
Простые и сложные предложения
Простое предложение
Простое предложение — это предложение, в котором только одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого. Например:
Саша и Маша играли в прятки.
Или только из одного главного члена — подлежащего или сказуемого, например:
Несколько простых предложений могут быть объединены в одно сложное предложение. Например, два простых предложения:
Огонь погас. Дрова продолжали тлеть.
Можно объединить в одно сложное:
Огонь погас, но дрова продолжали тлеть.
Сложное предложение
Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, то есть сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, так же как и простое, выражает законченную мысль и обладает интонационной завершённостью (интонацией конца предложения). Например:
Простые предложения, входящие в состав сложного, могут быть распространёнными и нераспространёнными, полными и неполными, односоставными и двусоставными, осложнёнными и неосложнёнными. Однако, они не обладают интонационной завершённостью и могут не обладать смысловой законченностью. Поэтому грамматические основы, входящие в состав сложных предложений, принято называть частями сложного предложения.
Части сложного предложения отделяются друг от друга различными знаками препинания.
Части сложного предложения могут быть связаны между собой с помощью союзов (или союзных слов) или только интонационно (без союзов). Например:
Союзные сложные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые.
Простое предложение – что это такое, как его легко отличить от сложного и как правильно характеризовать
Предложение, в котором одна грамматическая основа.
Простое предложение отличается тем, что в нем только одна грамматическая основа. Как вы помните, грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое. Давайте разберем это сразу на примерах, чтобы вы лучше поняли.
Примеры простых предложений
Даю четыре примера с комментариями. Смотрите:
Бывает еще так, когда два подлежащих и два сказуемых, но грамматическая основа все равно одна: «Мама и папа пили чай и разговаривали». Тут два подлежащих: мама, папа, два сказуемых: читали, разговаривали. Но вы же чувствуете, что оба действующих лица как бы вместе выполняют свои действия. А вот если «Папа разговаривает, а мама пьет чай» – тут уже предложение сложное, потому что никакой совместности нет. Мама сама по себе, папа сам по себе.
Чтобы отличить предложения с несколькими подлежащими и несколькими сказуемыми, смотрите на число, в котором стоят сказуемые. Если оно множественное, то перед вами простое предложение: «Коты, собаки и еноты бегали по улицам, искали еду, бросались друг на друга» – они «все разом» делают «всё разом», поэтому предложение простое, но с однородными подлежащими и сказуемыми.
Каким бывает простое предложение
Давайте разберем его основные типы. Вы их все будете указывать при синтаксическом разборе.
По цели высказывания. Предложение может относиться к одной из трех групп:
По интонации. Две группы:
По наличию главных членов. Если в вашем предложении есть и подлежащее и сказуемое, то оно двусоставное. Таких конструкций в любом языке большинство. Если есть только подлежащее или только сказуемое – односоставное.
Я вам сразу очень советую прочитать статьи о четырех типах односоставных предложений. Дети в школе постоянно их путают и получают двойки, а сложного-то ничего нет:
В последних трех только сказуемые, но они немного разные.
По осложненности. Вот тут важный момент. Простое предложение никогда не бывает сложным, но запросто может быть осложненным. Осложнять его могут пять вещей:
По наличию второстепенных членов. Простое предложение может быть отнесено к распространенным или нераспространенным. Распространять его могут только второстепенные члены, то есть:
Если хоть один из них есть – всё, предложение распространенное.
Как рисовать схему простого предложения
Поскольку оно простое, то в нем будут только две скобки. Но учителя в школе иногда велят отмечать внутри скобок однородные члены.
С точки зрения лингвистики это неправильно, потому что однородные члены осложняют внутреннюю структуру предложения. Но с точки зрения методики – вполне разумно, потому что ученики сегодня слепы и глухи, и пока они сами эту однородность не нарисуют на схеме, видеть они ее не начнут.
Однородные члены надо обводить в кружочек. Например, схема предложения «Мама и папа пьют чай» будет выглядеть так:
Предложение простое, поэтому только две скобки. У него два однородных подлежащих, поэтому я их обвел в кружки. Они соединены союзом «и» – я отметил это на схеме, чтобы объяснить, почему между однородными членами нет запятой. Многоточие означает, что после двух подлежащих предложение еще продолжается.
Полезные материалы по теме статьи
Направляю вас на некоторые другие свои статьи по синтаксису. Прочитайте их, чтобы лучше чувствовать разницу между отдельными синтаксическими типами и их разновидностями:
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы я буду продолжать писать статьи по русскому языку, надеюсь, они будут вам полезны. Когда подпишетесь, я буду присылать вам на почту ссылки на самые лучшие публикации.
Советую вам посмотреть мое видео о том, как выделять и разбирать причастные обороты внутри простых предложений. Это важно, потому что все в этом тупят.
Вот, пожалуй, и всё. Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие недостатки вы видите в этой статье, что в ней плохо, что вам не нравится. Ваша критика поможет мне сделать этот материал лучше.
Сложное предложение
Сложное предложение — это синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и интонационно с помощью сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Узнаем, что такое сложное предложение в русском языке, какие виды сложных предложений существуют в зависимости от синтаксической связи между их частями.
Что такое сложное предложение?
Основной единицей речи является предложение. Уточним, что называется предложением в русском языке.
Отдельные слова говорящий объединяет в одно высказывание, чтобы выразить какую-то мысль, передать её другим. С помощью предложения можно сообщить информацию, оформить вопрос или пожелание, просьбу, приказ.
В предложении слова самостоятельных частей речи приобретают такую грамматическую форму, которая позволяет выразить законченную мысль с помощью определенной интонации.
Позвони мне сегодня вечером, пожалуйста!
Это простые предложения, которые имеют одну грамматическую основу, — подлежащее и сказуемое или только один главный член предложения.
Простые предложения могут объединяться в более сложные синтаксические конструкции, которые насчитывают в своем составе несколько простых предложений. Тогда по отношению к ним следует употребить термин «сложное предложение».
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, то есть соответственно из нескольких грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного связываются между собой с помощью различных союзов или только интонацией.
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на
С этой точки зрения рассмотрим виды сложных предложений.
Виды сложных предложений
В союзных предложениях их части связаны с помощью союзов или союзных слов, а в бессоюзных — только интонацией.
Союзные предложения разделяются на два основных вида:
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения объединяют простые предложения, которые являются между собой синтаксически равноправными. Между ними существует сочинительная связь, которая выражается с помощью союзов:
Примеры сложносочиненных предложений
Налетел ветер, и летят с деревьев разноцветные листья, кружась в осеннем хороводе.
В поле свежий ветер румянит щёки, в лесу тоже легко дышится среди сосен.
Либо она скоро сама придёт, либо только позвонит.
Не то послышался писк какой-то птицы, не то скрипнула дверь.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых предложений, но связь между ними неравноправная. Одно предложение является главным, а второе зависимым от него, то есть придаточным.
Я помню, (что?) как в детстве мы бегали босые у реки.
Придаточных предложений может быть не одно, а несколько.
В сложноподчиненном предложении неравноправная связь между простыми предложениями выражается с помощью союзных слов или подчинительных союзов, которые по значению делятся на группы:
От главного предложения или одного слова в нём к зависимому предложению можно задать синтаксический вопрос, и по смыслу определить вид придаточного предложения.
Легкие волны качали жёлтые кувшинки, (какие?) которые были похожи на маленькое солнышко, упавшее в воду (придаточное определительное предложение).
Бессоюзные предложения
Бессоюзное сложное предложение строится по смыслу из простых предложений и оформляется интонационно. Между простыми предложениями нет союзов или союзных слов, а существует только смысловая и интонационная связь.
В зависимости от смысловых отношений между простыми предложениями ставится либо запятая, либо тире, либо двоеточие.
Из-за леса встало золотое солнце, запели птицы, ожили города и посёлки.
Существует мнение: Петербург похож на Венецию.
Сложные предложения с разными видами связи
В художественных текстах часто употребляются сложные предложения, в которых между простыми предложениями сочетаются все виды синтаксической связи:
Такие конструкции называются сложными предложениями с разными видами связи.
Как определить сложное предложение?
Можно понять, что предложение является сложным, если выявить в нем грамматическую основу. Если основа не одна, а их две и более, то предложение сложное.
Тип сложного предложения выясним по сочинительной, подчинительной или бессоюзной связи.
Итак, действуем по алгоритму:
Образец рассуждения
В этом предложении две грамматические основы:
Между двумя простыми предложениями существует подчинительная связь, которая выражена союзом «как». «Маша увидела» — это главное предложение. От слова «увидела» к придаточному предложению зададим вопрос что?
Это сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.