Что такое однородные членыпредложения по русскому языку 5 класс ладыженская
Однородные члены предложения
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие однородных членов предложения
Впервые тему однородных членов предложения школьники проходят в 3 классе и постепенно углубляют свои знания до 8 класса. Начнем с определения: узнаем, что значит «однородные члены предложения» и перейдем к нюансам.
Однородные члены (далее — ОЧ) — это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Проще говоря, все они отвечают на один вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.
Правило звучит так.
Если два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, то они являются однородными членами предложения.
Однородными членами может быть любая самостоятельная часть речи:
Какие члены предложения могут быть однородными:
Катя, Аня и Дима живут в одном дворе.
На обед я ем салат, суп, десерт.
Перед ними стоит сложный и долгосрочный проект.
Тамара получила на новый год новую куклу и книгу.
Сегодня и завтра у нас будут гости.
Порой у школьников возникает вопрос: как обозначаются однородные члены предложения. Ответ простой: никакого особого обозначения для ОЧ нет, мы подчеркиваем их так же, как обычные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения или обстоятельства.
Теперь покажем в виде схем, как однородное подлежащее, однородное сказуемое, однородное обстоятельство, однородное дополнение, однородное определение взаимосвязаны с другими членами предложения.
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
В таблице есть примеры использования разных членов предложения в качестве однородных.
Член предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Вика, Таня и Леша качались на качеле. На моей даче живут черепаха и кошка. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | Вчера в школе мы рисовали, пели и играли. Аня хорошо читает, пишет и говорит по-английски. |
Определение | Какой? Который? | Я отдал кислую и горькую конфету. У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка. |
Дополнение | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? (вопросы косвенных падежей) | Дедушка починил лук и стрелы. На холсте художник отразил небо и океан. |
Обстоятельство | Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему? | Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи. Дорога идет то направо, то налево. |
Теперь мы знаем на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.
Способы определения однородных членов предложения
Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.
Алгоритм определения однородных членов предложения:
Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;
Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
Определить, какой связью они связаны:
сочинительной, которая выражена союзами,
бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.
Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.
Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).
В предложении может быть несколько однородных членов:
Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.
Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.
Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.
А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.
Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:
Я приду в гости завтра.
Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.
Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.
Однородными членами предложения не являются
Повторяющиеся слова, которые выступают в роли единого члена предложения: мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились.
Повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей «не», «так»: хочешь не хочешь; гулять так гулять.
Сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и закричу; пойду переверну.
Устойчивые сочетания с двойными союзами без запятой между ними: ни взад ни вперёд; ни за что ни про что; ни сном ни духом; и смех и грех; и так и сяк.
Уточняющие члены предложения, которые отвечают на вопросы «где именно?», «как именно?», «кто именно?» и произносятся с интонацией обособления. Часто в их роли выступают обстоятельства времени и места:
Я мечтаю побывать на Эльбрусе, на Кавказе.
Побывать (где?) на Эльбрусе, на Кавказе — не однородные обстоятельства. На Кавказе — уточняющее обстоятельство, которое объясняет, где именно находится Эльбрус.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Чтобы правильно использовать ОЧ, нужно знать правила расстановки знаков препинания между ними. Рассмотрим тему пунктуации при однородных членах предложения.
Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и другие однородные члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:
обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены — части этого целого:
За деревней с холма был виден город: квадраты кварталов, кирпичные здания, разлив садов, шпили костёлов. (Шолохов)
обобщающее слово обозначает общее понятие, а однородные члены — более частные понятия:
Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки. (Фадеев)
Запятая ставится:
Если есть повторяющиеся соединительные или разделительные союзы:
и. и; ни. ни; также; тоже; как. так и;
или. или; либо. либо; то. то; не то. не то.
Я выполнила задание и по русскому, и по математике.
Если есть два и более ОЧ без союзов:
В парке было свежо, тихо, спокойно.
Если ОЧ связаны противительными союзами в значении но:
а, но, хотя, да, однако же, зато.
Эти конфеты дешевые, но очень вкусные.
Запятая НЕ ставится:
Если между двух ОЧ есть союз:
Из всех занятий на свете больше всего я люблю читать и танцевать.
В устойчивых выражениях с повторяющимися союзами и. и, ни. ни:
ни конца ни края; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни тот ни другой; и холод и голод; и туда и сюда; и день и ночь.
Ни тот ни другой не помог мне решить задачу.
Если группы однородных членов разбиты на пары:
В магазине мы купили все к столу: фрукты и овощи, рыбу и мясо, конфеты и печенье.
Кроме запятых в предложениях с ОЧ могут быть и другие знаки: двоеточие и тире.
Тире ставится:
Когда обобщающее слово находится после ОЧ:
Одежда, обувь, документы — все необходимое уже лежит в чемодане.
Когда обобщающее слово стоит перед ОЧ, а после предложение продолжается:
Везде: в гостинной, на кухне, в ванной — лежали ее вещи.
Двоеточие ставится:
когда обобщающее слово стоит перед ОЧ:
Он всю неделю удивлял меня: убирался в квартире, готовил завтраки.
Теперь мы знаем все про однородные члены предложения в русском языке.
Повторим
однородные члены — это одинаковые члены предложения;
однородные члены зависят от одного и того же слова;
однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Признаки однородных членов
отвечают на один и тот же вопрос;
являются одним членом предложения;
относятся к одному члену предложения;
часто выражены одной частью речи;
произносятся с перечислительной интонацией.
Вопросы для самопроверки
Объясните пунктуацию в предложениях с однородными членами.
Усы, лапы и хвост — вот мои документы.
Мама подарила Маше новую куклу и мячик.
Я не сделал домашнее задание ни по физике, ни по химии.
Картины висели повсюду: в гостиной, спальне и даже ванной.
Однородные члены предложения – объясняю понятным языком, что это такое, учу их находить и отличать от неоднородных
3 признака: отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одними и теми же членами предложения.
Однородные члены предложения – это «одинаковые» члены предложения, которые «подчиняются» одному слову и к которым можно задать один и тот же вопрос. Например: «Я смотрю фильмы, сериалы и ролики на ютубе». Однородные члены в этой конструкции – дополнения «фильмы», «сериалы», «ролики». Они подчиняются сказуемому «смотрю» отвечают на одинаковые вопросы: cмотрю (что?) фильмы, (что?) сериалы, (что) ролики.
Как отличить однородные члены от неоднородных
Если хотя бы одно условие из трех не выполняется – однородность пропадает. Разберем это трех элементарных примерах:
Часть речи не влияет на однородность
Обратите внимание, про части речи я ни слова не сказал. Потому что мы на них вообще не смотрим, когда определяем однородность. Например: «Он шел медленно, с остановками, вздыхая и проклиная всё на свете». Здесь четыре однородных обстоятельства, которые зависят от одного и того же слова «шел», к ним ко всем задается вопрос «как», они выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются обстоятельствами образа действия). Но выражены они разными частями речи:
Про однородность определений
С определениями есть маленькая проблема. Они будут однородными в том случае, если обозначают одинаковые признаки. Сравните два предложения: «Мы увидели маленького пушистого зверька» и «На лугу были белые и алые цветы». Прокомментирую их:
А вот объясните-ка, почему в предложении «Зверек был маленьким, пушистым и очень забавным» слова «маленький», «пушистый», «забавный» – однородные? Их прямо вот хочется разделить запятыми, что я и сделал.
Потому что это не определения. Это сказуемые. Был маленьким, был пушистым, был забавным – составные именные сказуемые, именная часть в которых выражена прилагательными.
У меня только вчера вышла статья про составное именное сказуемое – прочитайте обязательно, чтобы не путать его с определениями.
Какими знаками надо выделять однородные члены
Их надо разделять запятыми. Смотрите: «Я читаю, пишу, считаю» – однородные сказуемые разделены запятыми. Аналогичная картина: «Они красивые, стройные», «Ко мне должны прийти Маша, Андрей, Саша».
Если однородных членов в вашем предложении два и между ними стоят союзы «и», «да», «или» (тоже в значении «и»), то запятую ставить на надо: «Они красивые и стройные», «Блин да пирог», «Иван да Наташка – больше никого нету…», «Пойдет Коля или Дима».
Если союзы соединяют слова попарно, то знаками разделяется каждая пара: «Львы и антилопы, гиены и буйволы, волки и овцы».
Но если однородных членов больше двух и они все произносятся с интонацией перечисления, то запятые ставятся после каждого. Не имеет значения, есть там союзы или нет: «Ко мне пришли Иван, и Мария, и Вика, и Николай».
Все остальные союзы роли не играют: «Быстро, но без перерывов», «Не давали ни воды, ни еды», «Выбирай: либо мы, либо они».
Как отделять однородные члены от обобщающих слов
Обобщающее слово – это такое слово, которое называет одновременно все однородные члены. Если оно стоит перед ними, то его надо отделять двоеточием: «К мне пришли гости: друзья, бывшие ученики, родственники». Если после – отделяем с помощью тире: «Травы, цветы, деревья и кустарники – все это представители царства Растений».
Обобщающие слова – это всегда абсолютно те же члены предложения, что и однородные члены. В примере про гостей подлежащим будут и «гости» и «друзья», «ученики», «родственники».
В предложении «Мы ладим со всеми: с начальством, с недовольными заказчиками, даже с таможней» слово «всеми» будет дополнением, а «начальством», «заказчиками», «таможней» – тоже дополнения.
Как выделять однородные члены на схеме
Никак. Их не надо выделять на схеме, потому однородные члены – это «осложнение внутренней структуры предложения». Поэтому предложение «Я рисую и играю на скрипке, а мой друг сочиняет стихи и пишет рассказы» на схеме будет выглядеть так:
Как видите, пустые скобки.
Но. Учителя иногда требуют, чтобы ученики выделяли однородные члены именно на схеме. Делается это для того, чтобы научить детей «видеть» однородность. Если ваш учитель тоже этого требует – тогда рисуйте внутри скобок кружочки:
И не забывайте про союзы между однородными членами (в нашем случае это «и»).
О чем надо помнить при синтаксическом разборе
Однородные члены осложняют простое предложение. Поэтому когда вы делаете разбор простого предложения, вам надо обязательно сказать: «Осложнено однородными сказуемыми» или «Осложнено однородными дополнениями».
Бывают предложения, в которых есть несколько разных однородных членов. В таком случае вам обязательно надо отметить их все: «В саду шелестели листвой и гнулись на ветру липы, березы и клены». Скажите про него, что оно осложнено однородными сказуемыми («шелестели», «гнулись»), подлежащими ( «липы», «березы», «клены»).
Полезные материалы по теме
Я рекомендую вам прочитать статьи о сложном предложении и об осложненном предложении. Это совсем разные синтаксические единицы, вам надо понимать, чем они различаются, и не путать их.
Подпишитесь на мою рассылку. Я еще примерно полгода буду писать тексты о русском языке, рассылка позволит мне автоматически присылать вам ссылки на новые публикации. Так вы точно ничего не пропустите.
Рекомендую вам заглянуть в подборки с курсами по русскому. Собирал их лично я, там есть материалы для всех классов обучения, они помогают хорошо готовиться к экзаменам и ВПР. В основном, все платное, но я там еще даю хорошие справочники и пособия для скачивания.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Мне важно знать, сумел ли я вам объяснить, чем однородные члены отличаются от неоднородных, как правильно их выделять и характеризовать при синтаксическом разборе.
И еще скажите про общий стиль статьи – тяжело она читается или лего. Запутано все или достаточно прозрачно. Критикуйте смело.
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему «Однородные члены предложения»
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Коммунаровской СОШ филиала Шороховской СОШ Мещерова Наталья Александровна
Тема: Однородные члены предложения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Метапредметные цели урока:
Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к маме, родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения, умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку
Познавательные: постановка и решение проблемы, распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены, показать значение и роль однородных членов в речи, развивать пунктуационные навыки, систематизировать сведения об однородных членах предложения.
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, формировать навыки учебного сотрудничества.
«Сквозная» тема: Мама. (ко Дню матери)
Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.
Оборудование урока : 2 плаката с изображением дерева, разноцветные листочки, презентация фотографии мам учащихся, фонограмма песни о маме, стих, рассказ о маме, индивидуальные карточки.
Планируемые результаты: учащиеся умеют находить однородные члены в предложении; понимать их роль в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами; применять пунктуационные правила в таких предложениях; объяснять языковые явления.
У. Ребята, кто чаще всего из родителей вас отправляет в школу? (мама)
Какие приятные слова сказала вам мама сегодня утром? (красивая, добрый и т.п.)
Давайте посмотрим с каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка?
У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал красный – пришли с хорошим настроением;
желтый – плохое настроение;
синий – безразличное настроение.
Повторение теоретического материала (устно)
Какие главные члены предложения ты знаешь?
Что такое подлежащее?
Что такое сказуемое?
Какие второстепенные члены предложения ты знаешь?
Что такое дополнение? определение? обстоятельство?
Актуализация знаний. Введение в тему с формулировкой цели и проблемы урока.
1.Орфографическая минутка.(запись в тетрадях и у доски, фронтальная работа)
Мя*кие руки, доброе сер*це, тёплый взгля*,приятная улы*ка.
Какой общей темой объединены данные словосочетания? (мама)
А почему мы сегодня будем говорить о маме?
(приближается праздник «День Матери»).
2.Чтение стихотворения о маме подготовленным учеником ( параллельно учитель проецирует на экран фотографии с изображением мам обучающихся)
Мама рядом
Осенью, весной,
Летом и зимой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
В радости любой,
В горести любой
Кто с тобою рядом,
Рядышком с тобой?
На ночь и с утра
Нынче, как вчера,
Кто тебе желает
Всякого добра?
(А. Кондратьев)
( в них есть однородные члены предложения)
У. Так какова же тема нашего урока?
(о днородные члены предложения)
У. После урока каждый из вас хорошо будет знать признаки однородных членов предложения, будет уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами. Но не только эта тема будет занимать нас, весь урок мы также будем говорить о МАМЕ.
Изучение новой темы (у каждого на парте распечатанное стихотворение, работа в парах)
У. Подчеркнуть в стихотворении однородные члены предложения. Составить схемы.
Знакомство с правилами в учебнике на стр.78 – 80
Однородные члены связаны между собой интонационно в устной речи и при помощи союзов в письменной речи.
Союзы, которые используются для связи ОЧП.(одиночные)
Запись опорного конспекта
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые
произносятся с перечислительной интонацией.
Однородными могут быть любые члены предложения:
Однородные члены предложения связываются
перечислительной интонацией или
перечислительной интонацией и сочинительными союзами.
У. Скоро приближается «День матери». Какой подарок вы сможете сделать на уроке русского языка своей маме? (написать письмо маме со словами благодарности)
Во время проверки повторяем главные и второстепенные члены предложения, виды однородных членов, делаем вывод, какие члены предложения могут быть однородными .
— В природе есть солнце. Оно светит для всех и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Пусти в свое сердце маленькую звезду. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звезда увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звезда увеличилась еще больше. Направляем лучик с добром. Звезда становится еще больше. Я направляю к звезде лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звезда становится большой, как солнце. Она несет тепло всем, всем, всем.
Работа с текстом (работа в группах)
У. Читаю воспроизведенный на слайдах текст , даю задания. Класс работает одновременно, находя однородные члены, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку. Записывают в тетрадь.
Солнце дает свет тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Она раньше всех встает позже всех ложится. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Тест “Проверь друга”. Учащиеся выполняют тест. Затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга записанные ответы по ключу, заранее записанному на скрытой части доски, исправляют карандашом ошибки.
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ однородными могут быть только второстепенные члены
__ однородные члены предложения отвечают на один вопрос
__ однородные члены предложения всегда одного рода, числа, падежа
__ однородные члены предложения относятся к одному члену предложения
Выберите предложения с однородными членами.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) На поляне вовсю веселились детишки.
2) Велосипедисты проехали большую дистанцию и не сошли с марафона.
3) В воздухе летали воздушные змеи и разноцветные фонарики.
4) Хлопушки трещали, гремели, взрывались.
Выберите предложение, в котором есть однородные члены.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Медленно, тяжко тянулись часы заточения.
2) Люди радуются чудесному утру.
3) Зеленые крыши домов стали мокрыми.
4) Лёнька от радости проворно заскакал на одной ноге.
Выберите предложения, в которых есть однородные подлежащие.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) На остановке стояла унылая девочка с портфелем в руках.
2) Веселый Гришка и стеснительный Виталик всё делали вместе.
3) На следующей неделе нам обещали гром с молнией.
4) Тигр и козел отлично ужились в Приморском парке.
Выберите предложения, в которых есть однородные сказуемые.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Туча набухла, грозно зарокотала изнутри и вдруг разразилась рыданиями.
2) Барсик постоянно ловил мышей и приносил их на порог хозяйке.
3) Закат такой пёстрый и разноцветный!
4) Аня нарисовала теплые южные моря.
1) (2 б.) Верные ответы:
2) (2 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
3) (2 б.) Верные ответы: 1;
4) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;
5) (4 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;
Исполнение песни всем классом «Милая мама»
Давайте посмотрим с каким настроением вы провели урок русского языка?
У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал красный – с хорошим настроением;
желтый – плохое настроение;
синий – безразличное настроение
Выучить конспект, выписать из учебника литературы 3 предложения с однородными членами предложения. Подчеркнуть их как члены предложения, составить схемы.
Разработка урока по русскому языку на тему «Однородные члены предложения»
Урок русского языка в 5 классе.
(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)
Тема «Однородные члены предложения».
· Образовательная. Познакомить учащихся с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них.
· Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
· Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование негативного отношения к курению.
· Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей.
Оборудование:
· Распечатки материалов для самостоятельной и творческой работы учащихся.
— Учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва, «Просвещение», 2018г.
— Методические рекомендации к учебнику русского языка под редакцией Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе».
— Методический журнал «Русский язык в школе».
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, оставили 1 строчку для того, чтобы немного позже записать тему урока.
2. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.
Слово учителя . Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки:
Ветер как-то утром
На прогулку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл ветвями,
Пожурил мальчишек
И помчался дальше
Все быстрей и выше.
3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ: Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях.)
Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы:
· Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
· Назовите грамматическую основу предложения.
· Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
· На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
· С какой интонацией они читаются?
· Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– однородные члены предложения)
4. Формулирование темы и запись в тетради.
Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать однородные члены? (Ответ: Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания). Запись темы урока в тетради « Однородные члены предложения ».
5. Работа с учебником.
Чтение правила на стр. 90-91. Учащиеся приводят примеры предложений с однородными членами.
— Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
— Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления.
— Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
А теперь, ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
7. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнения 200.
Определите, какие члены предложения являются однородными, на какой вопрос они отвечают. Какой знак препинания ставится между однородными членами, связанными только интонацией перечисления? Спишите и подчеркните однородные члены.
1. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки зат..нули в травесвою скр..пучую музыку. 2. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. 3. Лес зазвенел, заст..нал, затр..щал. 4. Пашня (в)сюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми с..рняками. 5. По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. 6. Искры летели (на)лево, (на)право, вверх.
2. Работа в группах.
Найдите предложения с однородными членами, определите синтаксическую функцию, выпишите его.
Зимой солнце светит редко.
Утром прилетели синицы и клевали пшено.
Найдите предложения с однородными членами, определите синтаксическую функцию, выпишите его.
Наступила долгожданная зима.
Птицы летят в теплые края стаями.
В наших лесах живут медведи, лисы, волки.
Найдите предложения с однородными членами, определите синтаксическую функцию, выпишите его.
Наступила зима, и ударили сильные морозы.
Мы очень спешили к поезду, но опоздали.
Найдите предложения с однородными членами, определите синтаксическую функцию, выпишите его.
По склонам гор видны сосны, ели и клены.
Многие хребты Алтая покрыты вечным снегом.
Вспыхивает молния, гремит гром.
3.Творческая работа. Составление телеграмм по предложенным схемам (работа в парах).