Что такое однородные и неоднородные смеси химия 8 класс
Чистые вещества и смеси
Смеси
Смесь — это совокупность из двух или большего числа различных веществ, химически не соединённых между собой. Вещества в смеси могут находиться в любых соотношениях.
Пример. Атмосферный воздух представляет собой смесь газов, состоящую из кислорода, азота и других газов.
Вещества, которые входят в состав смеси, называются компонентами смеси.
Смеси делятся на однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные).
Однородные (гомогенные) смеси — это смеси, в которых невооружённым глазом или даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить компоненты, входящие в состав смеси.
Пример. Вода с растворённым в ней сахаром, воздух, большинство металлических сплавов — однородные смеси.
Однородные смеси иначе ещё называются растворами. Раствор — это однородная смесь, которая состоит из растворённого вещества и растворителя.
Физические свойства однородных смесей могут отличаться от свойств их компонентов.
Пример. Вода закипает при температуре 100 °C, а водный раствор соли — при более высокой температуре. Сплав олова со свинцом, используемый для паяния, плавится при более низкой температуре, чем чистые металлы.
Неоднородные (гетерогенные) смеси — это смеси, в которых невооружённым глазом или при помощи микроскопа можно увидеть компоненты, входящие в состав смеси.
Пример. Вода с песком, живые ткани, мутная вода, молоко — неоднородные смеси.
В неоднородных смесях физические свойства компонентов сохраняются.
Пример. Вода с песком закипает при температуре 100 °C.
Неоднородные смеси иначе ещё называются механическими смесями.
По агрегатному состоянию смеси можно разделить на три группы:
Чистые вещества
Чистое вещество — это вещество, состоящее из частиц только одного вещества. Абсолютно чистые вещества получить невозможно, поэтому чистыми веществами условились называть такие вещества, в которых почти нет примесей. Примесь — это вещество, содержащееся в основном веществе в очень малом количестве.
Чистые вещества делятся на простые и сложные.
Простые вещества — это вещества, которые состоят из атомов одного химического элемента.
Пример. Кислород (O2), аргон (Ar), азот (N2) — простые вещества.
Сложные вещества — это вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов.
Пример. Вода (H2O), углекислый газ (CO2), поваренная соль (NaCl) — сложные вещества.
Сложные вещества иначе ещё называются химическими соединениями.
Химические смеси: виды, названия, интересные факты
Одним из основных аспектов химии является сочетание различных веществ. Иногда сочетание веществ может вызвать химическую реакцию и связь, что создает совершенно новое вещество, которое называют соединением. Однако иногда нету химической реакции или связи. В этом случае из комбинированных веществ образуется смесь.
Смесь изготавливают тогда, когда объединяются два или более веществ. Каждое вещество, содержащееся в смеси, называют компонентом. При их смешивании новое вещество не образуется. А чтобы узнать о других сочетаниях веществ, где происходит химическая реакция или связь, читайте учебник по химии за 7 класс О.В. Григоровича.
Компоненты смеси можно легко отделить.
Каждый компонент сохраняет свои первоначальные свойства.
Доля компонентов изменчива.
Существуют однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) смеси. В однородной смеси все вещества равномерно распределяются по всей смеси. Частицы других веществ в них невозможно обнаружить даже с помощью микроскопа (соленая вода, воздух, кровь).
В неоднородной смеси вещества не равномерно распределены (шоколадное печенье, пицца, масло в воде). Такие смеси формируют дисперсные системы. Компоненты дисперсных систем называют дисперсионной средой и дисперсной фазой.
К однородным смесям относятся смеси газов, растворы, сплавы, а к неоднородным – суспензии и коллоиды.
Раствор – это смесь, где одно из веществ растворяется в другом. Вещество, которое растворяется, называется растворимым веществом. Вещество, которое не растворяется, называется растворителем.
Пример раствора – соленая вода. Эти компоненты можно легко отделить путем испарения, и каждый из них сохраняет свои первоначальные свойства. Однако соль равномерно распределяется в воде. В этом примере вода является растворителем, а соль – растворимым веществом.
Следует заметить, чтобы приготовить раствор, нужно газообразное, жидкое или твердое вещество смешать с растворителем (водой, спиртом, ацетоном).
Есть разница между раствором и смесью. В химии раствор – это тип смеси. Раствор – это смесь, которая одинакова или равномерная в течение всего времени. Смесь, которая не является раствором, не является равномерной в течение всего времени. Например, песок в воде – это гетерогенная смесь.
Сплав – это смесь элементов, которая имеет характеристику металла. По крайней мере один из смешанных элементов – это металл. Примером является сталь, которая изготавливается из смеси железа и углерода. Узнать о других сплавах можно в учебнике по химии 7 класс Г.А. Лашевской.
Суспензия – это смесь жидкости или газа и частиц твердого вещества, которые не растворяются. Эти частицы «подвешены» в жидкости. Основная характеристика суспензии заключается в том, что твердые частицы со временем оседают и отделяются, если их оставить в покое.
Примером суспензии является смесь воды и песка. При смешивании песок будет рассеиваться по всей воде. Если его оставить в покое, песок оседает на дно.
Коллоид – это смесь, где очень маленькие частицы одного вещества равномерно распределяются по всему остальному веществу. Они выглядят очень похожими на растворы, но частицы суспендуються, а не полностью растворяются.
Разница между коллоидом и суспензией заключается в том, что частицы в течение определенного периода пор не будут оседать на дне, они останутся взвешенными или плавающими.
Примером коллоида является молоко. Молоко – это смесь жидкого жира, рассеянного и суспендированного в воде. Коллоиды, как правило, считаются неоднородными смесями, но имеют и некоторые качества однородных.
Интересные факты о смесах:
Дым – это смесь частиц, что суспендуються в воздухе.
Вода из крана – это смесь воды и других частиц. Чистую воду или H2O обычно называют дистиллированной водой.
Многие вещества, с которыми мы сталкиваемся каждый день, – это смеси. Воздух, которым мы дышим, – это смесь газов, таких как кислород и азот.
Кровь – это смесь, которую можно разделить центрифугой на две ее основные части: плазму и эритроциты.
Смеси могут быть жидкостями, газами и твердыми веществами.
Не можете выполнить задание из учебника или рабочей тетради? Тогда вам в этом помогут ГДЗ и решебники по химии за 7 класс.
Способы разделения смесей
Для получения чистых веществ используют различные способы разделения смесей.
Способы разделения смесей | |
---|---|
неоднородных (гетерогенных) | однородных (гомогенных) |
— Отстаивание — Фильтрование — Действие магнитом — Центрифугирование | — Выпаривание. Кристаллизация. — Дистилляция (перегонка) |
Процессы разделения смесей основаны на различных физических свойствах компонентов, образующих смесь.
Отстаивание
Отстаивание — это разделение неоднородной жидкой смеси на компоненты, путём её расслоения с течением времени под действием силы тяжести.
Отстаиванием можно разделить смесь нерастворимых в воде веществ, имеющих разную плотность.
Пример. Смесь из железных и древесных опилок можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Железные опилки опустятся на дно сосуда, а древесные будут плавать на поверхности воды (2), и их вместе с водой можно будет слить в другой сосуд (3):
На этом же принципе основано разделение смесей малорастворимых друг в друге жидкостей.
Пример. Смеси бензина с водой, нефти с водой, растительного масла с водой быстро расслаиваются, поэтому их можно разделить с помощью делительной воронки:
Отстаиванием также можно разделить вещества, которые осаждаются в воде с различной скоростью.
Пример. Смесь из глины и песка можно разделить, если высыпать её в сосуд с водой (1), взболтать и дать отстояться. Песок оседает на дно значительно быстрее глины (2):
Этот способ используется для отделения песка от глины в керамическом производстве (производство глиняной посуды, красных кирпичей и др.).
Центрифугирование
Центрифугирование — это разделение неоднородных жидких смесей путём вращения.
Пример. Если компоненты неоднородной жидкой смеси очень малы, такие смеси разделяют центрифугированием. Такие смеси помещают в пробирки и вращают с большой скоростью в специальных аппаратах — центрифугах.
Перед центрифугированием частицы смеси распределены по объёму пробирки равномерно. После центрифугирования более лёгкие частицы всплывают наверх, а тяжёлые оседают на дно пробирки.
С помощью центрифугирования, к примеру, отделяют сливки от молока.
Фильтрование
Фильтрование — это разделение жидкой неоднородной смеси на компоненты, путём пропускания смеси через пористую поверхность. В роли пористой поверхности может выступать бумажная воронка, марля, сложенная в несколько слоёв, или любой другой пористый материал, способный задержать один или несколько компонентов смеси.
Фильтрованием можно разделить неоднородную смесь, состоящую из растворимых и нерастворимых в воде веществ.
Пример. Чтобы разделить смесь, состоящую из поваренной соли и песка, её можно высыпать в сосуд с водой, взболтать и затем эту смесь пропустить через фильтровальную бумагу. Песок остаётся на фильтровальной бумаге, а прозрачный раствор поваренной соли проходит через фильтр:
При необходимости, растворённую поваренную соль из воды можно выделить выпариванием.
Действие магнитом
С помощью магнита из неоднородной смеси выделяют вещества, способные к намагничиванию.
Пример. C помощью магнита можно разделить смесь, состоящую из порошков железа и серы:
Выпаривание. Кристаллизация
Выпаривание — это способ разделения жидких смесей путём испарения одного из компонентов. Скорость испарения можно регулировать с помощью температуры, давления и площади поверхности испарения.
Пример. Чтобы растворённую в воде поваренную соль выделить из раствора, последний выпаривают:
Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаётся поваренная соль. Иногда применяют упаривание, т. е. частичное испарение воды. В результате образуется более концентрированный раствор, при охлаждении которого растворённое вещество выделяется в виде кристаллов. Этот процесс получил название кристаллизации.
Дистилляция (перегонка)
Дистилляция (перегонка) — это способ разделения жидких однородных смесей путём испарения жидкости с последующим охлаждением и конденсацией её паров. Данный способ основан на различии в температурах кипения компонентов смеси.
Пример. При нагревании жидкой однородной смеси сначала закипает вещество с наиболее низкой температурой кипения. Образующиеся пары конденсируются при охлаждении в другом сосуде. Когда этого вещества уже не останется в смеси, температура начнёт повышаться, и со временем закипает другой жидкий компонент:
Таким способом получают, к примеру, дистиллированную воду.
Чистые вещества и смеси – чем отличаются, примеры (химия, 8 класс)
По составу и содержанию различных компонентов все химические соединения разделяют на чистые вещества и смеси. В природе большая часть веществ находится в смесях.
Чистые вещества
Соединения состоят из молекул, которые образованы атомами. Однородные вещества, включающие одинаковые атомы или молекулы, называются чистыми. Такие вещества имеют постоянный состав и проявляют определённые свойства. К чистым относятся:
Чистые соединения можно разделить путём химических превращений на элементы, которые также будут являться чистыми веществами со своими свойствами. Примерами сложных чистых веществ являются:
Рис. 1. Кристаллическая решетка поваренной соли.
Соединяясь, элементы образуют абсолютно новые вещества с определёнными физическими и химическими свойствами. Вода имеет индивидуальные свойства, отличные от свойств кислорода и водорода.
Смеси
Сочетание чистых веществ, не вступающих в химическую реакцию, называется смесью. Вещества, из которых состоит смесь, называются компонентами.
Чем отличаются смеси от чистых веществ:
В зависимости от состава смеси классифицируют на две группы:
Отдельные частицы, отличающиеся физическими свойствами, размером, нельзя обнаружить без химического анализа в гомогенной смеси. Количество входящих в смесь компонентов будет одинаково в любом месте пробы. К однородным смесям относятся:
Рис. 2. Сплавы металлов.
В гетерогенных смесях отдельные частицы распределены неоднородно, их легко обнаружить без химического анализа. Неоднородные смеси разделяют на две группы:
Компонент, уступающий по массе в несколько десятков раз другому компоненту, называется примесью. Для получения чистого вещества его очищают от примесей различными методами:
Физические свойства смеси зависят от её количественного состава. Чем больше определённого вещества, тем ярче проявляются его свойства. Например, раствор с двумя ложками сахара будет слаще, чем с одной ложкой.
Что мы узнали?
Из урока химии 8 класса узнали, что такое смеси и чистые вещества. К чистым соединениям относятся простые и сложные вещества, состоящие из одинаковых атомов или молекул. Они имеют однородный состав и постоянные свойства. Смеси включают минимум два чистых вещества и могут иметь неоднородную структуру. Физические и химические свойства зависят от количества компонентов. Смеси классифицируются на однородные и неоднородные.
Урок по химии «Однородные и неоднородные смеси веществ и их использование»
Разработка учебного занятия по химии для 8 класса
Содержимое разработки
Тема урока « ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ СМЕСИ ВЕЩЕСТВ
И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»
Место урока в изучаемой теме: 1- урок
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал, тестовые задания, образцы однородных и неоднородных смесей…
Обучающая цель: создать условия для повторения и расширения представлений учащихся об однородных и неоднородных смесях, их составе, способах образования, свойствах. Сформировать понятия о суспензиях, эмульсиях, пенах, их роли в природе и технике.
обеспечить условия для развития умений учащихся привлекать личный опыт в ходе обсуждения, сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать собственное мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
содействовать развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в группе;
создать условия для осознания учащимися практической значимости знаний о смесях в природе их применении в технике и быту.
учащийся должен знать:
понятия: смеси, однородные и неоднородные смеси веществ
виды неоднородных смесей: суспензии, эмульсии, пены
учащийся должен уметь:
сотрудничать, привлекать личный опыт в ходе обсуждения, сравнивать, анализировать, структурировать информацию, высказывать и аргументировать собственное мнение, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
Приветствие учащихся.(2 мин.)
Мотивационный этап. (1 слайд)( 1 мин.)
Плавая по бескрайним морским просторам наук, вы открыли многие горизонты. Сегодня мы достигнем неизведанной земли под названием СМЕСИ. Каждый из вас получит часть её богатств, а самые бесстрашные смогут увезти оттуда ещё и особые знаки отличия и славы
Совместное целеполагание (2 мин)
— Наш нелёгкий путь звучит: Однородные и неоднородные смеси веществ и их использование (на слайде) Записываем в «бортовые» тетради
— Чем же может быть полезна нам эта земля? Какие знания она нам может подарить? (цели урока на языке учащихся)
Узнаем, что такое смеси, их типы
Познакомимся с использованием смесей
Успешно выполним тест
Формирование новых знаний с первичным контролем(4 мин.)
Опускаем якорь и высаживаемся.
СМЕСИ – предложите ассоциации, однокоренные слова (смешивать)
Посмотрите на учительский стол, попробуем разделить эти вещества на чистые и смеси
(водопроводная вода и дистиллированная, металлы, молоко, поролон…)
1 трофей ( отправляем его в свою тетрадочку с примерами) Слайд 3
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( иллюзия парусников)( 1мин.)
Вернёмся к нашей TERRA INCOGNITA( земле неизведанной)
Безусловно, смесей встречается гораздо больше вокруг нас, чем чистых веществ, причём в разных агрегатных состояниях (каких?) о них поговорим подробнее.
Перед вами 2 смеси: гранит и водопроводная вода.( Найдите на столе) По каким признакам их можно сравнить? (агрегатное состояние, однор./неодн.) Слайд4 (совместное заполнение схемы)
Смеси (по границе раздела фаз=смешиваемости)
Однородные = растворы Неоднородные
сплавы металлов (примеры самостоятельно
ж. – вода *ж.(молоко) из учебника и образцы на столах)
г. – воздух * г.( пена, туман)
Таблица «Неоднородные смеси»( слайд 5)
Задание на листочках по вариантам с передачей следующему, проверка первой партой
Очередной трофей и наше благосостояние растёт, а вместе с ним наши желания и возможности
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (стоя рисуем жестами)
Закрепление и обобщение изученного
Вспоминаем способы разделения однородных и неоднородных смесей.
(фильтрование, отстаивание, выпаривание, дистилляция)
Вывод – в смесях вещества сохраняют свои свойства
Видео о разделении смесей. (Какие виды смесей продемонстрированы? Какие способы разделения смесей использованы?) – магнит, фильтрование, выпаривание.
Способ флотации. КАК РАЗДЕЛИТЬ ГРЕЧКУ И ПШЕНО?