Что такое однозначные и многозначные слова конспект урока 2 класс школа россии
Урок на тему «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?
-познакомить учащихся с новыми понятиями: «однозначные» и «многозначные» слова;
— развивать навык сравнения значения слова в словаре и тексте;
— выяснить причины появления у слов нескольких значений;
— учить пользоваться толковыми словарями;
— воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма.
*Личностные: способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению; воспитывать положительную мотивацию к учению, интереса к урокам русского языка.
I . Организационный момент.
Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
— Начинаем урок русского языка.
2. Актуализация знаний
Чистописание: Уч Чу
Сегодня мы будем писать буквы, которые ежедневно встречаются в школе. Как вы думаете, что это за буквы?
При написании строчных У и Ч обращается внимание на написание наклонной линии с закруглением, у у – закругление влево, а у ч – закругление вправо.
Назовите и запишите школьные слова с этими буквами: урок, учитель, ученик, умение, ученица, ученье, чтение, чистописание, четыре, чисто.
Работа с пословицами: Ученье – лучшее богатство. Уменье всегда найдёт применение.
Воспроизведение знаний о том, что означают однозначные и многозначные слова.
— Прочитайте слова: Ромашка, ключ, берёза, норка, арбуз, лисички.
— Соотнесите слова с картинками.
— Почему вы смогли подобрать к одному слову по две картинки?
— Что вы можете сказать о значении этих слов. Эти слова могут называть несколько предметов.
— Так о чём мы будем говорить на уроке?
— Чему мы будем учиться на уроке?
4. Работа по теме урока
— Прочитайте задание про себя.
— Прочитайте задание вслух. (1 чел. читает)
— Что нужно сделать в этом упражнении? (рассмотреть рисунки и прочитать)
— Что изображено в верхнем ряду? (швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа)
— Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены иглы)
— Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
— Почему словом иглы названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
— Что изображено в нижнем ряду? ( соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя)
— Что объединяет все эти рисунки? (на всех рисунках изображены шляпы)
— Если у слова шляпа несколько значений, то как его можно назвать? (многозначным)
— Почему словом шляпа названы все эти предметы? (все они имеют схожую форму)
— Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
— Подчеркни главные члены в этом предложении.
6. Продолжение работы по теме урока
Обсуждение: какие значения есть у слов звезда, хвост, язык? Что означают однозначные слова ландыш, берёза, звезда, язык, иглы? Составление (устно) предложения с любым многозначным словом.
Потом оленя украшенье.
А вместе – место оживлённого движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О.
-Как мы называем дорогу ласково? (дороженька)
— Как называется знак, который стоит на дороге. (Дорожный)
— Во всех словах пишется буква О, написание этих слов нужно запомнить.
— Прочитайте слово как мы его произносим, а потом как пишем: дорога, дорожка, дороженька. Выделение не проверяемую гласную букву о в первом слоге.
Запишите предложение: Мы ехали по железной дороге.
— Назовите главные члены предложения. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
— Прочитайте второстепенные члены предложения.
Что означает словосочетание железная дорога?
Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений по толковому словарю (учебник, с. 138-139). Запись пары предложений по выбору. Выделение грамматической основы в каждом из выписанных предложений.
— Подумайте, о ком или о чём можно сказать, используя в речи одно из данных слов. Составьте предложение с любым словом.
Золотой, идёт, плывёт, молния, язык, играет.
Запись слов по их лексическому значению:
1) лиственное дерево с белой корой (берёза),
2) первый месяц осени (сентябрь),
3) слово-приветствие при встрече (здравствуйте),
4) слово, близкое по значению слову скоро (быстро),
5) небольшие плоды кустарников и трав (ягоды),
6) инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата).
7. Домашнее задание
Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь
8. Подведение итогов урока
— Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются?
Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?
— Для чего нам нужны многозначные слова? (Многозначные слова нужны для точности и красоты речи.)
Наш урок подошел к концу.
— Что вам больше всего удалось?
— За что вы можете себя похвалить?
— Чему вам еще нужно научиться?
— По- вашему мнению, как вы работали на уроке?
Что такое однозначные и многозначные слова 2 класс конспект + презентация
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka (1).docx
Технологическая карта урока русского языка
Гуминская Альбина Андреевана
«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Однозначные и многозначные слова
Урок «открытия» новых знаний
1) Образовательные: дать понятие об однозначных и многозначных словах;
2) Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов;
3) Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
Однозначные слова, многозначные слова
Тетради, учебники, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку «Однозначные и многозначные слова»; раздаточный материал: листы с заданиями для игры «Найди пару»; раздаточный материал: карточки с вариантами домашнего задания.
1. Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися пробле
2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);
в) волевые (предъявление учебных требований);
г)социальные (демонстрация работы учащихся).
3. Методы контроля и самоконтроля:
— уточнить представление об однозначных и многозначных словах,
— учить различать эти слова в речи,
— развивать умение правильно писать словарные слова, воспроизводить их значение.
— упражнять детей в отработке действий работы со словарем;
— уметь различать слова разных тематических групп
— содействовать развитию умения составлять текст по рисункам
-формировать положительное отношение к учебе;
— определять общие правила поведения;
— формировать умения работы в парах, в группах;
— определять и формулировать цель деятельности на уроке;
— формулировать учебные задачи;
— учить планировать свою деятельность на уроке;
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— отличать правильно выполненное задание от неверного;
— осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
— формирование умения самооценки.
— ориентироваться в учебнике, тетради;
— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
— развивать умение самостоятельно формулировать познавательную цель;
— строить речевое высказывание в устной форме;
— проводить сравнение и классификацию слов;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— делать обобщение; искать информацию;
— слушать и понимать речь других;
— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— учитывать разные мнения, сотрудничество с одноклассниками;
— Ровно встали, подтянулись. Тихо сели. Настроились на работу.
— Открываем тетради и проговариваем стихотворение — Помощник:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь!
— Запишите в тетрадях число и вид работы.
Открывают тетради и проговаривают стихотворение
записывают в тетрадях число и вид работы.
2. Орфографическая минутка.
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ.
Ø Прибор для измерения времени.
Ø Кислое травянистое растение
Ø Хищная речная рыба.
Ø Задание по математике, в котором есть условие и вопрос.
Ø То же самое, что еда.
— Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать эти слова?
— Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.
прописывают элементы букв Ча и Щу
-ча-ща – пишем с буквой А
, чу-щу – пишем с буквой У
Самоопределение к деятельности.
— Послушайте стихотворение Андрея Усачёва. И подумайте, как вы назовёте это стихотворение?
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
— Как озаглавить это стихотворение?
— О каких носах говорится в стихотворении?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Мы с вами познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений
— Нос – клюв, нос – передняя часть корабля, нос – орган обоняния у человека и животных.
Открытие новых знаний
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы сегодня ответим на уроке.
— Прочитайте задание про себя.
— Прочитайте задание вслух.
— Что нужно сделать в этом упражнении?
— Что изображено в верхнем ряду?
— Что объединяет все эти рисунки?
— Если у слова иглы несколько значений, то как его можно назвать?
— Почему, словом иглы названы все эти предметы?
— Что изображено в нижнем ряду?
— Что объединяет все эти рисунки?
— Если у слова шляпа несколько значений, то, как его можно назвать?
— Почему, словом шляпа названы все эти предметы?
— Составьте предложение с любым из этих слов и запишите его. (1 чел. у доски)
— Подчеркни главные члены в этом предложении
— Что такое однозначные и многозначные слова
— рассмотреть рисунки и прочитать
— швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа
— на всех рисунках изображены иглы
— все они имеют схожую форму
— соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя
— на всех рисунках изображены шляпы
— все они имеют схожую форму
Упр. № 59, с. 48 (работа в парах)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются – однозначные и многозначные.
Рассмотрите схему на интерактивной доске:
Слова
— Какие бывают слова?
— Что такое ОДНОЗНАЧНЫЕ слова
— Что такое МНОГОЗНАЧНЫЕ слова?
— однозначные и многозначные
— Однозначные слова имеют только одно значение
— Многозначные слова – это слова-близнецы, они похожи, как две капли воды. Одинаково их пишут, одинаково их слышат, но обозначают они разные предметы.
Самостоятельная работа с самопроверкой
2) Индивидуальная работа
На интерактивной доске записаны слова.
Раздели слова на 2 группы и запиши в два столбика:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, дорога, рис.
— На какие 2 группы вы их разделили?
— Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание, правильные варианты ответов написаны на интерактивной доске
— индивидуальная работа в тетрадях
однозначные и многозначные
сверяют запись с интерактивной доской
— Чему учились на уроке?
— Какие слова мы называем однозначными?
— Какие слова мы называем многозначными?
— Сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу
Я хорошо выполнил свою работу на уроке – используем зеленый цвет;
Я мог выполнить работу значительно лучше – используем желтый цвет
Я плохо работал на уроке – используем красный цвет.
— Скажите, кто и как оценил свою работу на уроке?
— Ч то для тебя было легко (трудно)?
— Доволен ли ты своей работой?
— За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
— Я сегодня хочу похвалить ….. за аккуратность письма, быстрый ответ, внимательность, за активность на уроке и т.д.
— Но вот … нужно еще немного постараться и тогда все получится
— А сейчас давайте запишем домашнее задание, это упражнение 61 на странице 49. И посмотрим, что же там нам нужно будет сделать
— запись домашней работы в дневник
Разбираем домашнее задание
Я хорошо выполнил свою работу на уроке
Я мог выполнить работу значительно лучше
Я плохо работал на уроке.
Выбранный для просмотра документ что такое однозначные и многозначные слова.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Что такое многозначные и однозначные слова?»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Черкесск,
Карачаево-Черкесская республика
Гуминская Альбина Андреевна
Учитель начальных классов
Описание слайда:
Описание слайда:
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха,
У носухи нос до уха.
И огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
Описание слайда:
Что такое однозначные и многозначные слова
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык,
корень, дорога, рис
Однозначные
Многозначные
Книга
Ключ
шорты
Фломастер
Язык
Корень
Дорога
Рис
Описание слайда:
Описание слайда:
Дорога
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Рефлексия:
— Чему учились на уроке?
— Какие слова мы называем однозначными?
— Какие слова мы называем многозначными?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Технологическая карта урока русского языка на тему «Твердые и мягкие согласные звуки»
Банк тестовых заданий к срезу знаний по дисциплине «Русский язык» (1 курс СПО)
Конспект по русскому языку 6 класс » Сочинение-описание»
Статья «Итоги предметных олимпиад»
Творческие работы учащихся «Письмо солдату»
Конспект урока по чтению на тему «Буквы А,а звук [а]»
Ктп русский язык 6 класс 170 часов
Конспект по русскому языку 6 класс » Профессионализмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5398835 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Поурочный план урока русского языка во 2 классе по теме»«Что такое однозначные и многозначные слова?»
Тема урока : «Что такое однозначные и многозначные слова ?»
Цели: познакомить с понятием многозначные слова; развивать устную и письменную речь,совершенствовать языковые знания,умения,навыки; пополнять словарный запас учащихся, учить работать со словарем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: сигнальные карточки «Смайлики», учебные словари, презентация к уроку по теме: «Что такое однозначные и многозначные слова?»
Прозвенел звонок и смолк –
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
2. Молодцы, хорошо поработали в парах. Открываем наши тетради и записываем число и классная работа.
Минутка чистописания-Чч, Щщ
3. Орфографическая минутка
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ—ЩУ.
— Прибор для измерения времени. (Часы.>
— Кислое травянистое растение. (Щавель.)
— Хищная речная рыба. (Щука.)
— Очень мало. (Чуть-чуть.)
— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)
— То же самое, что еда. (Пища.)
— Подчеркните в словах орфограмму.
— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Составьте предложение с одним из слов. Послушаем ваши предложения. Самое лучшее предложение мы запишем в тетради. Подчеркните основу предложения. Проверка с использованием сигнальных карточек.
2. Словарная работа
Потом оленя украшенье.
А вместе — место оживленного движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.
— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.>
— Как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный.)
— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.
III . Самоопределение к деятельности
— Прочитайте в парах стихотворение Андрея Усачева. А теперь кто прочитает вслух?Как назовете это стихотворение?/Приложение № 2
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь — носуха,
У носухи нос до уха.
А огромный носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!
— Как озаглавите стихотворение? («Разные носы». «Нос».)
— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)
IV . Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)
— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.
— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)
— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)
— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)
— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные? Поработаем в парах с нашим школьным словарем. Что мы видим?( есть слова с одним значением и есть слова с несколькими значениями)
— Какие слова называются многозначными? Какие слова называются однозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений Слова, у которых одно лексическое значение.)
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты предложений.)
Ветер дует нам в лицо,
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI . Закрепление изученного материала Упр. 59 (с. 48).
(Работа в парах. Взаимопроверка с использованием сигнальных карточек)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)
— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.>
— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.>
— Придумайте свое предложение со словом дорога.
— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему предложения.
— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.>
VII . Рефлексия с использованием метода «Рефлексивный экран». /Приложение №3 «Рефлексивный экран».
VIII . Подведение итогов урока. Домашнее задание
— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)
— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)
— Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы ее слова:
МАМА, ДОМ, СЕМЬЯ, ОТЕЦ,
НЕБО, СОЛНЫШКО, СКВОРЕЦ.
Это главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы РОДНУЮ РЕЧЬ
Изучать, любить, беречь!
1вариант- Выполнить упр. 61 (с. 49).
2вариант- Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.
Приложения к уроку
Набор для индивидуальных сигнальных карточек
Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоит слово? Из чего состоят слоги? Какие бывают звуки? Назовите гласные звуки и буквы, которыми они обозначаются? Назовите парные согласные? Назовите всегда мягкие согласные? Назовите всегда твёрдые согласные? Назовите буквы, которые не обозначают звуков?
Приложение №3 «Рефлексивный экран»